Министерство образования и науки Республики Дагестан
МР «Гумбетовский район»
МКОУ "Мехельтинская ООШ"
УТВЕРЖЕНО
Директор школы
______________ З.Р.Гаджимурадова
Приказ №_____
от "___" ___ 20___ г.
учебного предмета
«История»
для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Абдурахманов Рамазан Магомедалиевич
учитель Высшей категории по истории и обществознанию
с. Мехельта 20222
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской
и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —
2020. — № 8. — С. 7—8).
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине.
Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).
Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города- государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования.
Ветхозаветные предания.
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение
территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно- философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация.
Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Александрия Египетская.
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства.
Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование
и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны
и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей
с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно- следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и
др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических
ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность
события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.
4. Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
5. Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты; иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами; объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
8. Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
Раздел 1. Введение |
||||||||
1.1. |
Введение |
1 |
0 |
1 |
01.09.2022 05.09.2022 |
Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом; Приводить примеры вещественных и письменных исторических источников; |
Устный опрос; |
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
Итого по разделу |
1 |
|
||||||
Раздел 2. Первобытность |
||||||||
2.1. |
Первобытность |
6 |
1 |
5 |
06.09.2022 22.09.2022 |
Показывать на карте места расселения древнейших людей, известные историкам; Рассказывать о занятиях первобытных людей; Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей; Объяснять, какое значение для древнейших людей имело овладение огнем, как его добывали и поддерживали; Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих рисунков; Объяснять, чему, каким силам поклонялись древнейшие люди; Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство, язычество, миф; Характеризовать значение освоения древними людьми земледелия и скотоводства; Распознавать (на изображениях, макетах) орудия труда древних земледельцев, ремесленников; Давать определение понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, род, племя; Рассказывать о важнейших ремеслах, изобретенных древними людьми; Рассказывать, как произошло открытие людьми металлов, какое значение это имело; Объяснять, в чем состояли предпосылки и последствия развития обмена и торговли в первобытном обществе; Раскрывать значение понятий и терминов: родовая община, соседская община, вождь, старейшина, знать; Называть признаки, по которым историки судят о появлении цивилизации; |
Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Тестирование; ВПР; |
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
Итого по разделу |
6 |
|
||||||
Раздел 3. Древний Восток |
3.1. |
Древний Египет |
9 |
1 |
8 |
23.09.2022 25.10.2022 |
Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта, их влиянии на занятия населения; Объяснять, что способствовало возникновению в Египте сильной государственной власти; Рассказывать, как произошло объединение Египта, раскрывать значение этого событие; Объяснять смысл понятий и терминов: фараон, жрец; Давать описание условий жизни и занятий древних египтян, используя живописные и скульптурные изображения; Характеризовать положение основных групп населения Древнего Египта (вельможи, чиновники, жрецы, земледельцы, ремесленники); Показывать на карте основные направления завоевательных походов фараонов Египта; Рассказывать об организации и вооружении египетского войска; Объяснять, чем прославился фараон Рамсес II; Рассказывать, каким богам поклонялись древние египтяне; Представлять описание внешнего вида и внутреннего устройства египетских храмов, пирамид (на основе фотографий, иллюстраций); Излагать сюжет мифа об Осирисе, объяснять, в чем заключалась его главная идея; Рассказывать, чем известен в египетской истории фараон Эхнатон; Рассказывать, в каких областях знаний древние египтяне достигли значительных успехов; Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма); Объяснять, в чем состоял вклад Ж. Ф. Шампольона в изучение истории Древнего Египта; Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс, рельеф, фреска; |
Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Практическая работа; Диктант; ВПР; |
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
3.2. |
Древние цивилизации Месопотамии |
2 |
0 |
2 |
26.10.2022 08.11.2022 |
Рассказывать, используя карту, о природных условиях Месопотамии и занятиях живших там в древности людей; Называть и показывать на карте древнейшие города-государства Месопотамии; Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос, зиккурат; Показывать на карте расположение древнего Вавилонского царства; Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи; Объяснять, в чем заключается ценность законов как исторического источника; Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Рассказывать об организации ассирийского войска; Объяснять, как ассирийские цари управляли своей державой; Представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее достопримечательностях; Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона; Представлять, используя иллюстрации, описание города Вавилона в период его расцвета при царе Навуходоносоре. Раскрывать смысл выражения «Вавилонская башня»; |
Устный опрос; Тестирование; |
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
3.3. |
Восточное Средиземноморье в древности |
4 |
0 |
4 |
09.11.2022 22.11.2022 |
Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения Восточного Средиземноморья; Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии; Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит; Называть и показывать на карте древние государства Палестины; Объяснять, чем известен в истории царь Соломон; Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм, иудаизм, пророк, Ветхий завет; |
Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; Диктант; |
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
3.4. |
Персидская держава |
2 |
1 |
1 |
23.11.2022 29.11.2022 |
Показывать на карте территорию Персидской державы в период ее могущества; Объяснять причины военных успехов персидской армии; Характеризовать систему управления персидской державой; Рассказывать о религии древних персов; Объяснять значение понятий и терминов: сатрап, зороастризм, Авеста; |
Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
3.5. |
Древняя Индия |
2 |
0 |
2 |
30.11.2022 06.12.2022 |
Рассказывать о природных условиях Древней Индии, занятиях населения; Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту; Объяснять значение понятий и терминов: арии, раджа, варна, каста, брахман, Веды, санскрит; Характеризовать верования древних индийцев, называть главных богов, почитаемых в индуизме; Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях этого учения; Давать описание внешнего вида и внутреннего убранства индуистских и буддийских храмов (на основе текста и иллюстраций учебника); Объяснять, о чем повествуют поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», чем они интересны для историков; |
Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; ВПР; |
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
3.6. |
Древний Китай |
3 |
1 |
2 |
07.12.2022 15.12.2022 |
Характеризовать, используя карту, природные условия Древнего Китая, их влияние на занятия населения; Рассказывать о хозяйственной деятельности древних китайцев, совершенствовании орудий их труда, технических сооружениях; Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять значение создания единого государства; Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди и итогов его деятельности; Рассказывать о достижениях древних китайцев в развитии ремесел и торговли; Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем Китае, показывать, чем они завершались; Объяснять значение понятий и терминов: Великая Китайская стена, Великий шелковый путь, пагода, иероглиф, каллиграфия; Рассказывать об учении Конфуция, высказывать суждения о причинах его популярности в Древнем Китае и в последующие столетия; Представлять характеристику достижений древних китайцев в развитии письменности, в науке, технике, художественной культуре (в форме устных сообщений, альбомов, презентаций); |
Письменный контроль; Контрольная работа; ВПР; |
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
Итого по разделу |
22 |
|
||||||
Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм |
||||||||
4.1. |
Древнейшая Греция |
5 |
0 |
5 |
16.12.2022 12.01.2023 |
Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения; Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о. Крит, в Микенах; Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея»; Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь»; |
Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; ВПР; |
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
4.2. |
Греческие полисы |
9 |
0 |
9 |
13.01.2023 14.02.2023 |
Показывать на карте крупнейшие греческие города-государства; Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония; Характеризовать основные группы населения греческого полиса, их положение, отношение к власти; Рассказывать о составе и организации полисного войска; Показывать на карте направления Великой греческой колонизации, называть наиболее значительные колонии, в том числе в Северном Причерноморье. Рассказывать, как осуществлялось управление греческими колониями, в чем заключались их связи с метрополиями; Раскрывать значение понятий и терминов: ареопаг, архонт, народное собрание, реформа, остракизм; Характеризовать основные положения и значение законов Солона и реформ Клисфена; Объяснять, почему политическое устройство Древних Афин называется демократией; Рассказывать об основных группах населения Спарты, о том, кто управлял государством; Раскрывать значение понятий и терминов: олигархия, илоты, гоплиты; Объяснять, почему спартанское войско считалось самым сильным в Греции; Составить сообщение о спартанском воспитании, высказать суждение о его достоинствах и недостатках; Сравнивать устройство Афинского и Спартанского государств, определять основные различия; Рассказывать о причинах и непосредственном поводе для начала войн Персии против Греции; Рассказывать, используя картосхемы, об участниках, ходе и итогах крупных сражений греко- персидских войн (Марафонская битва, оборона греками Фермопил, сражение в Саламинском проливе); Систематизировать информацию о греко-персидских войнах в форме таблицы; Характеризовать роль конкретных людей — руководителей полисов, военачальников, воинов в ходе военных событий; Называть основные итоги греко-персидских войн; Высказывать суждение о том, почему небольшой группе греческих полисов удалось одержать победу в войнах против могущественной Персидской державы; Раскрывать причины укрепления демократии в Афинах в период греко-персидских войн; Объяснять, почему историки связывали расцвет Афинского государства с именем Перикла; Называть основные источника рабства в Древней Греции, объяснять, почему численность рабов значительно возросла в V в. до н. э.; Характеризовать условия жизни и труда рабов в греческих полисах; Рассказывать о развитии ремесла и торговли в греческих городах; Называть причины, основных участников и итоги Пелопоннесской войны; Объяснять, в чем проявилось ослабление греческих полисов после Пелопоннесской войны; |
Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; ВПР; |
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
4.3. |
Культура Древней Греции |
3 |
0 |
3 |
15.02.2023 28.02.2023 |
Называть главных богов, которым поклонялись древние греки, распознавать их скульптурные изображения; Объяснять, кто такие титаны и герои; Рассказывать о том, чему учили детей в школах Древней Греции; Раскрывать значение понятий и терминов: гимнасий, Академия, Ликей, философия, логика, этика; Называть древнегреческих ученых, известных своими трудами по философии, истории, другим отраслям наук; Представлять описание внешнего вида и планировки древнегреческого храма (в виде устного высказывания, презентации); Раскрывать значение понятий и терминов: ордер, фронтон, капитель, кариатида, распознавать архитектурные элементы зданий на изображениях, фотографиях; Рассказывать о древнегреческом театре, организации представлений; Рассказывать об истоках и правилах проведения общегреческих игр в Олимпии. Объяснять, что греки ценили в спортивных состязаниях, в чем выражалось их отношение к играм; |
Устный опрос; Зачет; Тестирование; |
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
4.4. |
Македонские завоевания. Эллинизм |
4 |
1 |
3 |
01.03.2023 14.03.2023 |
Объяснять, что способствовало усилению Македонии в IV в. до н. э., какую роль сыграл в этом царь Филипп II; Рассказывать, как была установлена власть македонского царя над греческими полисами; Систематизировать в виде таблицы информацию о завоевательных походах Александра Македонского; Объяснять, в чем состояли причины военных побед Александра Македонского; Представлять характеристику («исторический портрет») Александра Македонского; Раскрывать смысл понятия «эллинизм»; Показывать на карте государства, образовавшиеся в результате распада державы Александра Македонского; Рассказывать, чем славилась Александрия Египетская, почему она считалась культурным центром эллинистического мира; |
Устный опрос; Контрольная работа; ВПР; |
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
Итого по разделу |
21 |
|
||||||
Раздел 5. Древний Рим |
||||||||
5.1. |
Возникновение Римского государства |
3 |
0 |
3 |
15.03.2023 23.03.2023 |
Рассказывать, используя историческую карту, о природных условиях Апеннинского полуострова и племенах, населявших его в древности; Сопоставлять информацию о происхождении Рима, содержащуюся в легенде и полученную в ходе исследований историков; Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей, республика, консул, народный трибун, Сенат, вето, легион, понтифик, авгур; Объяснять, как было организовано управление Римской республикой (какими полномочиями обладали консулы, народные трибуны, Сенат, народное собрание); Рассказывать об организации и вооружении римской армии, привлекая иллюстрации учебника; Называть главных богов древних римлян, устанавливать соответствие римских и греческих богов; Показывать на исторической карте, с какими противниками воевали римляне в борьбе за власть над Италией; Объяснять происхождение и смысл выражений «Гуси Рим спасли», «Пиррова победа», «Разделяй и властвуй!»; |
Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; ВПР; |
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
5.2. |
Римские завоевания в Средиземноморье |
3 |
0 |
3 |
24.03.2023 11.04.2023 |
Представлять общую характеристику Пунических войн (причины, хронологический период, участники, наиболее значительные походы и сражения, итоги); Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал; Показывать на исторической карте территории римских провинций, объяснять, какие современные географические названия берут начало от названий римских провинций; |
Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; Диктант; |
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
5.3. |
Поздняя Римская республика. Гражданские войны |
4 |
0 |
4 |
12.04.2023 25.04.2023 |
Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во II в. до н. э. стал вопрос о переделе «общественной земли»; Раскрывать значение понятий и терминов: «общественная земля», гражданская война, диктатор, проскрипции, триумвират, вольноотпущенник, гладиатор; Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов; Анализировать отрывки из текстов историков (извлекать информацию, высказывать оценочные суждения); Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в Риме, какие силы противостояли друг другу; Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме; Рассказывать о восстании под руководством Спартака (причины, участники, основные периоды восстания, итоги); Представлять характеристику Гая Юлия Цезаря, объяснять, благодаря чему он вошел в историю; Раскрывать, при каких обстоятельствах появились и что означали выражения «Жребий брошен!», «Перейти Рубикон»; Называть главных участников борьбы за власть после смерти Цезаря и ее итоги; |
Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; |
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
5.4. |
Расцвет и падение Римской империи |
5 |
0 |
5 |
26.04.2023 16.05.2023 |
Рассказывать об установлении единоличной власти Октавиана Августа; Представлять характеристики римских императоров, их правления (Нерон, Траян, Диоклетиан — по выбору); Показывать на исторической карте территорию Римской империи, объяснять, как было организовано управление провинциями; Рассказывать, используя иллюстрации учебника, о повседневной жизни в столице и провинциях Римской империи; Сравнивать положение римского раба и колона, объяснять, чем различались условия их жизни и труда; Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон, Колизей, акведук, амфитеатр, термы; Рассказывать о возникновении и распространении христианства, объяснять, чем отличалась новая религия от верований римлян; Характеризовать политику римских императоров в отношении христиан, объяснять, как и при каких обстоятельствах она была изменена; Объяснять значение понятий и терминов: Библия, Евангелие, апостол, церковь, патриарх, епископ. Рассказывать о разделении Римской империи на Западную и Восточную; Систематизировать в форме таблицы информацию о нападениях варваров на Рим; Участвовать в обсуждении вопроса «Почему пала Западная Римская империя?»; |
Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; Диктант; ВПР; |
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
5.5. |
Культура Древнего Рима |
2 |
0 |
2 |
17.05.2023 23.05.2023 |
Раскрывать смысл понятия «золотой век римской поэзии», называть имена поэтов золотого века; Рассказывать о развитии научных знаний в Древнем Риме (философия, география, история); Объяснять, какое значение и почему придавалось в Древнем Риме ораторскому искусству; Составлять описание известных архитектурных сооружений Древнего Рима (по выбору); Сравнивать внешний вид древнегреческих и древнеримских храмов. Определять общие черты и различия; Изучать иллюстрации учебника, объяснять, о чем рассказывают римские скульптурные портреты; |
Устный опрос; Диктант; |
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
Итого по разделу |
17 |
|
||||||
Раздел 6. Обобщение |
6.1. |
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира |
1 |
1 |
0 |
24.05.2023 25.05.2023 |
Виды деятельности по изученным разделам; |
Контрольная работа; |
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
Итого по разделу |
1 |
|
||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
6 |
62 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды, формы контроля |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Введение |
1 |
0 |
0 |
01.09.2022 |
Устный опрос; |
2. |
Древнейшие люди |
1 |
0 |
0 |
06.09.2022 |
Устный опрос; |
3. |
Родовые общины охотников и собирателей |
1 |
0 |
0 |
08.09.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
4. |
Возникновение искусства и религиозных верований |
1 |
0 |
0 |
13.09.2022 |
Устный опрос; ВПР; |
5. |
Возникновение земледелия и скотоводства |
1 |
0 |
0 |
15.09.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
6. |
Появление неравенства и знати |
1 |
0 |
0 |
20.09.2022 |
Тестирование; |
7. |
Обобщающий урок «Жизнь первобытных людей» |
1 |
1 |
0 |
22.09.2022 |
Контрольная работа; |
8. |
Счет лет в истории |
1 |
0 |
1 |
27.09.2022 |
Практическая работа; |
9. |
Государство на берегах Нила |
1 |
0 |
0 |
29.09.2022 |
Устный опрос; Тестирование; |
10. |
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте |
1 |
0 |
0 |
04.10.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; ВПР; |
11. |
Жизнь египетского вельможи |
1 |
0 |
0 |
06.10.2022 |
Устный опрос; Тестирование; |
12. |
Военные походы фараонов |
1 |
0 |
0 |
11.10.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
13. |
Религия древних египтян |
1 |
0 |
0 |
13.10.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
14. |
Искусство Древнего Египта |
1 |
0 |
0 |
18.10.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; |
15. |
Письменность и знания древних египтян |
1 |
0 |
0 |
20.10.2022 |
Устный опрос; Тестирование; ВПР; |
16. |
Обобщающий урок «Древний Египет» |
1 |
1 |
0 |
25.10.2022 |
Контрольная работа; |
17. |
Древнее Двуречье |
1 |
0 |
0 |
27.10.2022 |
Устный опрос; |
18. |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы |
1 |
0 |
0 |
08.11.2022 |
Тестирование; |
19. |
Финикийские мореплаватели |
1 |
0 |
0 |
10.11.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
20. |
Библейские сказания |
1 |
0 |
0 |
15.11.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
21. |
Древнееврейское царство |
1 |
0 |
0 |
17.11.2022 |
Тестирование; |
22. |
Ассирийская держава |
1 |
0 |
0 |
22.11.2022 |
Устный опрос; Диктант; |
23. |
Персидская держава «царя царей» |
1 |
0 |
0 |
24.11.2022 |
Устный опрос; Тестирование; |
24. |
Обобщающий урок «Западная Азия в древности» |
1 |
1 |
0 |
29.11.2022 |
Контрольная работа; |
25. |
Природа и люди Древней Индии |
1 |
0 |
0 |
01.12.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
26. |
Индийские касты |
1 |
0 |
0 |
06.12.2022 |
Тестирование; ВПР; |
27. |
Чему учил китайский мудрец Конфуций |
1 |
0 |
0 |
08.12.2022 |
Письменный контроль; |
28. |
Первый властелин единого Китая |
1 |
0 |
0 |
13.12.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
29. |
Обобщающий урок «Индия и Китай в древности» |
1 |
1 |
0 |
15.12.2022 |
Контрольная работа; |
30. |
Греки и критяне |
1 |
0 |
0 |
20.12.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
31. |
Микены и Троя |
1 |
0 |
0 |
22.12.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
32. |
Поэма Гомера «Илиада» |
1 |
0 |
0 |
27.12.2022 |
Устный опрос; |
33. |
Поэма Гомера «Одиссея» |
1 |
0 |
0 |
10.01.2023 |
Устный опрос; Тестирование; |
34. |
Религия древних греков |
1 |
0 |
0 |
12.01.2023 |
ВПР; |
35. |
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу |
1 |
0 |
0 |
17.01.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
36. |
Зарождение демократии в Афинах |
1 |
0 |
0 |
19.01.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
37. |
Древняя Спарта |
1 |
0 |
0 |
24.01.2023 |
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
38. |
Греческие колонии |
1 |
0 |
0 |
26.01.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
39. |
Олимпийские игры в древности |
1 |
0 |
0 |
31.01.2023 |
ВПР; |
40. |
Победа греков над персами в Марафонской битве |
1 |
0 |
0 |
02.02.2023 |
Устный опрос; Тестирование; |
41. |
Нашествие персидских войск |
1 |
0 |
0 |
07.02.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
42. |
В гаванях афинского порта Пирей |
1 |
0 |
0 |
09.02.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
43. |
В городе богини Афины |
1 |
0 |
0 |
14.02.2023 |
Устный опрос; Тестирование; |
44. |
В афинских школах и гимнасиях |
1 |
0 |
0 |
16.02.2023 |
Устный опрос; |
45. |
В афинском театре |
1 |
0 |
0 |
21.02.2023 |
Тестирование; |
46. |
Афинская демократия при Перикле |
1 |
0 |
0 |
28.02.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
47. |
Города Эллады подчиняются Македонии |
1 |
0 |
0 |
02.03.2023 |
Устный опрос; |
48. |
Поход Александра Македонского на Восток |
1 |
0 |
0 |
07.03.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
49. |
В Александрии Египетской |
1 |
0 |
0 |
09.03.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
50. |
Обобщающий урок «Древняя Греция» |
1 |
1 |
0 |
14.03.2023 |
Контрольная работа; |
51. |
Древнейший Рим |
1 |
0 |
0 |
16.03.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
52. |
Завоевание Римом Италии |
1 |
0 |
0 |
21.03.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
53. |
Устройство Римской республики |
1 |
0 |
0 |
23.03.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; |
54. |
Войны Рима с Карфагеном |
1 |
0 |
0 |
04.04.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
55. |
Установление господства Рима в Средиземноморье |
1 |
0 |
0 |
06.04.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
56. |
Рабство в Древнем Риме |
1 |
0 |
0 |
11.04.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
57. |
Земельный закон братьев Гракхов |
1 |
0 |
0 |
13.04.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
58. |
Восстание Спартака |
1 |
0 |
1 |
18.04.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
59. |
Единовластие Цезаря |
1 |
0 |
0 |
20.04.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
60. |
Установление империи |
1 |
0 |
0 |
25.04.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
61. |
Соседи Римской империи |
1 |
0 |
0 |
27.04.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
62. |
В Риме при императоре Нероне |
1 |
0 |
0 |
02.05.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
63. |
Первые христиане и их учение |
1 |
0 |
0 |
04.05.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
64. |
Расцвет империи во II веке н.э. |
1 |
0 |
0 |
11.05.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
65. |
Вечный город и его жители |
1 |
0 |
0 |
16.05.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
66. |
Римская империя при Константине |
1 |
0 |
0 |
18.05.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
67. |
Чудеса света |
1 |
0 |
0 |
23.05.2023 |
Устный опрос; |
68. |
Обобщающий урок «Древний Рим» |
1 |
1 |
0 |
25.05.2023 |
Контрольная работа; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
6 |
1 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»;
Поурочные разработки по всеобщей истории. История древнего мира по учебнику А.А.Вигасина. Учебно методическое пособие, автор Сорокина Е.Н. Издательство "Просвещение"
http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы, карты, словари, энциклопедии, индивидуальные карточки, плакаты, информационные стенды, комплекты портретов, репродукции картин, медиатека
Ноутбук, ЭОР, Интерактивная доска, Проектор, карты и таблицы, персональный компьютер
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.