РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ - 10 КЛАСС
(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС)
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории; Федеральных программ общеобразовательных учреждений 5-11 класс (программа под редакцией Э.Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева. Сборник нормативных документов. Программы. История.- М., Дрофа, 2007); авторских программ: Павленко Н. И., Андреева И. Л., Ляшенко Л. М. История России с древнейших времен до конца XIX в. - М., Дрофа, 2015г. и Н.В.Загладин, Х.Т.Загладина. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В.Загладина, Н.А.Симония «Всеобщая история. 10 класс». – М., «Русское слово», 2014 г.
Нормативными актами и учебно-методическими документами для разработки программы являются:
- ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
- Областной закон «Об образовании в РО».
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. История России. Всеобщая история.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Основная образовательная программа школы.
Причиной составления данной рабочей программы является то, что количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадают с количеством часов в авторских программах и производится корректировка авторских программ в плане изменения числа тем, последовательность их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем. Для изучения Всеобщей истории предполагается 34 часа учебного времени, а для истории России - 68 часов. При этом общее количество часов для истории в учебном плане - 68. Интегрированное изучение истории в 10 классе позволяет более рационально использовать учебное время, а также помогает выпускникам создать целостную картину мира.
Цели курса:
ü Интегративная цель - овладение учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации;
ü воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
ü развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
ü освоение систематизированными знаниями об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
ü овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
ü формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Задачи курса:
ü сформировать у старшеклассников представления о тенденциях развития человечества на его различных этапах;
ü дать комплекс знаний об истоках, развитии, специфике отдельных периодов истории и цивилизаций, их роли в становлении современного мира;
ü помочь учащемуся выработать историческое мышление ;
ü показать историю «с человеческим лицом», глубже раскрыть ее гуманитарные аспекты;
ü расширить представления учащихся о характере современной исторической науки, неоднозначности исторических явлений, выработать критический подход к ним;
ü способствовать овладению учащимися приемами исторического анализа;
ü способствовать усвоению учащимися демократических ценностей и выработке у них толерантности.
Программа интегрированного курса предназначена для преподавания в10 классе. Тематическое планирование составлено исходя из 68 часов в соответствии с рекомендациями Министерства общего и профессионального образования РФ (2 часа в неделю). Программа ориентирована на учебники: Н.И.Павленко, И.Л.Андреева, Л.М.Ляшенко. История России с древнейших времен до конца XIX века (базовый уровень). 10 класс. - М., Дрофа, 2016г. и Н.В.Загладин, Н.А.Симония. Всеобщая история. 10 класс. - М., «Русское слово», 2015г.
На изучение регионального компонента по указанному периоду предлагается 7 часов (из 68 часов общего времени изучения курса истории России в 10 классе). Целью реализации регионального компонента является: воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной.
Изменения, внесенные в адаптированную рабочую программу, не превышают 10%, что оговорено в рекомендациях Министерства общего и профессионального образования РФ.
Учебно - методическое оснащение.
Учебно-методические пособия:
1. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень. - М., Дрофа, 2016г.
2. М.П.Астапенко, Е.М.Астапенко «История Донского края». - Ростов-на-Дону, ООО Мини Тайп, 2005г.
3. Л.С.Ильюков. Очерки древней истории Донского края. - Р-н-Д., БАРО-ПРЕСС, 2004г.
4. Н.В.Загладин, Н.А.Симония. «Всеобщая история». 10 класс. – М., «Русское слово», 2015 г.
5. Журавлева О. Н. Методические рекомендации по использованию учебников Н. И. Павленко, И. Л. Андреева «История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс», Н. И. Павленко, Л. М. Ляшенко, В. А. Твардовской «История России. XVIII-XIX века. 10 класс» при изучении истории на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа, 2005.
6. Атлас. Россия и мир. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2018г.
КИМ:
1. Плоткин Г.М. Тестовые задания по отечественной и всеобщей истории. 5-11 классы: Пособие для учителя.- М., Просвещение. 2002.
2. История. ЕГЭ – 2019. Тематический тренинг: все типы заданий. Под ред. О.Г.Веряскиной. – Ростов н/Д: Легион, 2018г.
Цифровые – образовательные ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
2. СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА ПО ИСТОРИИ - 10 класс
ИСТОРИЯ РОССИИ
История России – часть всемирной истории.
Народы и древнейшие государства на территории России
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Русь в IX – начале XII вв.
Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.
Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли.
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
Российское государство во второй половине XV–XVII вв.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва – третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.
Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.
Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVIIв.
Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
Россия в XVIII – середине XIX вв.
Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.
Россия во второй половине XIX вв.
Реформы 1860-х – 1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности.
Региональный компонент.
Древние торговые города - крепости Дона. Танаис - крупный торговый город. Хазары и крепость Саркел - Белая Вежа. Азак - Тана. Центр ремесел и торговли.
Возникновение донского казачества. Происхождение казаков. Казачьи городки и станицы. Образование Войска Донского. Органы власти у казаков, XVI - XVII вв.
Участие донских казаков в вонах России. XVI - XVIII вв. Смута и донские казаки, 1605 - 1612. Восстание Ивана Болотникова 1606 - 1607 гг. С Петром I под Азовом 1695 - 1696 гг. Степан Разин. Первый казачий генерал. Первый казачий граф. Участие казаков в штурме крепостей Очаков 1788г. и Исмаил 1890г.
Организация политической власти на Дону в XVIIIвеке. Органы власти. Суд на Дону. Крепостное право на Дону.
Донские бунтари XVIII столетия. Кондратий Булавин. Емельян Пугачев. Братья Грузиновы.
Донские казаки в войнах России XIX века. Боевая организация и тактика действий донских казаков. В борьбе с Наполеоном в 1812г. Участие в заграничных походах. Атаман Платов. Яков Петрович Бакланов. Участие донцов в русско-турецких войнах XIX века.
Социально - экономическое развитие и культура Дона в XIX в. Основные занятия донских казаков. Донская торговля. Промышленность Дона. Донская епархия. Народное просвещение. Медицина Дона. Музыка, театры, музеи Изобразительное искусство Донского края. Ученые, поэты, писатели и историки Дона.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Древнейшая история человечества
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
Новое время: эпоха модернизации
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества.
Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Исходя из требований Обязательного минимума содержания образования по истории, определяющего уровень подготовки учащихся по истории в полной средней школе, обучающиеся в курсе изучения истории России с древнейших времен до конца XIX века должны
знать/понимать
· факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
· принципы и способы периодизации всемирной истории;
· важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
· особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
· историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
· взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь
· проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
· классифицировать исторические источники по типу информации; использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
· различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
· использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений; систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
· формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
· участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
· представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
· формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
· учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
· осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Календарно-тематическое планирование интегрированного курса по истории, 10 класс
№ п/п |
Тема урока |
Основные виды учебной деятельности. |
инструментарий |
Домашнее задание |
1 |
История в системе гуманитарных наук. |
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить; - оценивание качества и уровня усвоения; - поиск и выделение необходимой информации; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - построение логической цепи рассуждений; - установление причинно-следственных связей; - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Эвристическая беседа |
В.И. § 1-3, вопросы |
2 |
Древний мир. Первобытное общество |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - контроль и оценка процесса и результата деятельности; - смысловое чтение; - подведение под понятие, выведение следствий; - построение логической цепи рассуждений. |
Дифференцированный опрос. Понятийный диктант. Решение проблемной задачи |
В.И. § 4-5, вопросы |
3 |
Древний Восток: Египет, Месопотамия, Восточное Средиземноморье. К.р. №1. Входная диагностическая работа |
- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить; - оценивание качества и уровня усвоения; - поиск и выделение необходимой информации; - составление плана-конспекта нового материала; - анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам,; - построение логической цепи рассуждений; - установление причинно-следственных связей; - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, - групповая работа над учебным проектом (опережающее задание) |
Индивидуальные задания. Составить словарик темы |
В.И. § 6, вопросы, схема |
4 |
Древний Восток: Иран, Индия, Китай |
- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить; - оценивание качества и уровня усвоения; - поиск и выделение необходимой информации; - составление плана-конспекта нового материала; - анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам,; - построение логической цепи рассуждений; - установление причинно-следственных связей; - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, - групповая работа над учебным проектом (опережающее задание) |
Устный опрос |
В.И. § 7-8, таблица |
5 |
Древняя Греция: от ранних цивилизаций до рассвета полиса. |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - контроль и оценка процесса и результата деятельности; - смысловое чтение; - подведение под понятие, выведение следствий; - построение логической цепи рассуждений. |
Устный опрос |
В.И. § 9, таблица |
6 |
Древняя Греция: от полиса к эллинистическим монархиям |
- Формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой, - анализировать исторические источники и читать исторические карты, готовить сообщения на заданную тему, классифицировать явления и события. - Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. - Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. - Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории. |
Устный опрос |
В.И. § 10, вопросы |
7 |
Древний Рим: от основания города до падения республики. |
- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить; - оценивание качества и уровня усвоения; - поиск и выделение необходимой информации; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам,; - построение логической цепи рассуждений; - установление причинно-следственных связей; - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Устный опрос |
В.И. § 11, вопросы |
8 |
Римская империя |
- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить; - оценивание качества и уровня усвоения; - поиск и выделение необходимой информации; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам,; - построение логической цепи рассуждений; - установление причинно-следственных связей; - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Устный опрос |
В.И. § 12,13, вопросы |
9 |
Предыстория народов России |
- личностное и жизненное самоопределение; - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - нравственно-этическая ориентация; - предвосхищение результата и уровня усвоения; - оценивание качества и уровня усвоения; - структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
Устный опрос |
§ 1, вопросы |
10 |
Р.к.№1. Наш край в древности: киммерийцы, скифы, сарматы, греки на Дону. |
- личностное и жизненное самоопределение; - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - нравственно-этическая ориентация; - предвосхищение результата и уровня усвоения; - оценивание качества и уровня усвоения; - структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
Тестирование, решение проблемных заданий |
конспект, вопросы |
11 |
Эпоха средневековья Начало средних веков. Раннее средневековье |
- Формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой, - анализировать исторические источники и читать исторические карты, готовить сообщения на заданную тему, классифицировать явления и события. - Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. - Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. - Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории. |
|
В.И. §14, вопросы |
12 |
Русь в 9- первой половине 12 в. |
- Формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой, - анализировать исторические источники и читать исторические карты, готовить сообщения на заданную тему, классифицировать явления и события. - Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. - Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. - Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории. |
Устный опрос |
§ 2, таблица, вопр. 2,6 |
13 |
Расцвет и упадок Древней Руси |
- Формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой, - анализировать исторические источники и читать исторические карты, готовить сообщения на заданную тему, классифицировать явления и события. - Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. - Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. - Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории. |
Устный опрос |
§3, вопр. 1,2,4,5 |
14 |
Перекрёсток цивилизаций на Востоке: Византия, арабы, турки |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - контроль и оценка процесса и результатов действия. |
|
В.И. § 15,18, таблица, вопросы |
15 |
Средневековое европейское общество. Социальные группы и движения. |
- Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий. - Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. - Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. - - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. - Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории |
Устный опрос |
В.И. § 16-17, вопросы |
16 |
Власть и сословия. Образование централизованных монархий в Европе |
- Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий. - Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. - Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. - - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. - Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории |
Устный опрос |
В.И. § 19-24, конспект |
17 |
Культура средневековой Европы |
- личностное и жизненное самоопределение; - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - нравственно-этическая ориентация; - предвосхищение результата и уровня усвоения; - оценивание качества и уровня усвоения; - структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
Устный опрос |
В.И. § 25, кроссворд |
18 |
Древнерусские княжества в начале удельного периода. |
- Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий. - Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. - Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. - - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. - Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории |
|
§4, таблица |
19 |
Время тяжёлых испытаний: монгольское нашествие и экспансия Запада |
- Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий. - Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. - Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. - - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. - Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории |
Устный опрос |
§5, вопр. 2,3,4 |
20 |
К.р. №2. «Русь в 9-13вв» |
- личностное и жизненное самоопределение; - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - нравственно-этическая ориентация; - предвосхищение результата и уровня усвоения; - оценивание качества и уровня усвоения; - структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
Устный опрос |
повторить словарь |
21 |
Возвышение Москвы. Создание державы: завершение объединения земель вокруг Москвы |
- Отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников - Выстраивать хронологию событий. Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий - Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий. |
Устный опрос |
§ 6-7, конспект |
22 |
Иван III- государь всея Руси.
|
- личностное и жизненное самоопределение; - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - нравственно-этическая ориентация; - предвосхищение результата и уровня усвоения; - оценивание качества и уровня усвоения; - структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
Устный опрос |
§8,9, вопросы, конспект |
23 |
Культура Руси в 14-15 вв
|
- личностное и жизненное самоопределение; - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - нравственно-этическая ориентация; - предвосхищение результата и уровня усвоения; - оценивание качества и уровня усвоения; - структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
Устный опрос |
§ 9, кроссворд |
24-25 |
Политическая борьба в царствование Ивана IV. Ливонская война и опричнина Ивана Грозного |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - контроль и оценка процесса и результатов действия. |
Устный опрос |
§10,11, конспект |
26-27 |
Самостоятельная работа. Россия в конце 16 века. Русская культура в 16 веке. |
- личностное и жизненное самоопределение; - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - нравственно-этическая ориентация; - предвосхищение результата и уровня усвоения; - оценивание качества и уровня усвоения; - структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
тестирование |
§12, вопр. 3,4,5, кроссворд |
28 |
Р.к.№2. Донской край в эпоху средневековья |
- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить; - оценивание качества и уровня усвоения; - поиск и выделение необходимой информации; - составление плана-конспекта нового материала; - анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам,; - построение логической цепи рассуждений; - установление причинно-следственных связей; - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, - групповая работа над учебным проектом (опережающее задание) |
Устный опрос |
конспект, вопросы |
29 |
Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период средневековья. |
- Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий. - Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. - Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. - Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории |
Устный опрос |
В.И. § 22,26, вопросы |
30 |
Новое время На пути к новому времени. Страны Европы и Северной Америки в 17-18вв: между абсолютизмом и Просвещением. |
- Отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников - Выстраивать хронологию событий. Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий - Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий. |
Устный опрос |
В.И. § 28-31,34, конспект |
31 |
Смутное время в Московском государстве. |
- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить; - оценивание качества и уровня усвоения; - поиск и выделение необходимой информации; - составление плана-конспекта нового материала; - анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам,; - построение логической цепи рассуждений; - установление причинно-следственных связей; - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, - групповая работа над учебным проектом (опережающее задание) |
Составление развернутого плана |
§ 13, вопросы |
32 |
Внутренняя политика русских царей в 17 веке. Р.к. №3. Донские казаки в период российской Смуты |
- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить; - оценивание качества и уровня усвоения; - поиск и выделение необходимой информации; - составление плана-конспекта нового материала; - анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам,; - построение логической цепи рассуждений; - установление причинно-следственных связей; - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, - групповая работа над учебным проектом (опережающее задание) |
Устный опрос |
§14,16, конспект |
33 |
Внешняя политика России в 17 веке. |
- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить; - оценивание качества и уровня усвоения; - поиск и выделение необходимой информации; - составление плана-конспекта нового материала; - анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам,; - построение логической цепи рассуждений; - установление причинно-следственных связей; - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, - групповая работа над учебным проектом (опережающее задание) |
Устный опрос Ответы на проблемные вопросы |
§15, вопросы |
30 |
Культура и быт России в 17 веке. |
- личностное и жизненное самоопределение; - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - нравственно-этическая ориентация; - предвосхищение результата и уровня усвоения; - оценивание качества и уровня усвоения; - структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
|
§ 17, кроссворд |
34-35 |
Россия в первой половине 18 века: предпосылки преобразований. Северная война и реформы в России |
- Формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой, - анализировать исторические источники и читать исторические карты, готовить сообщения на заданную тему, классифицировать явления и события. - Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. - Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. - Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории. |
Устный опрос |
§18, конспект, § 19,20, таблица |
36 |
К.р. №3. Россия в конце 16 – начале 18 вв. |
- личностное и жизненное самоопределение; - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - нравственно-этическая ориентация; - предвосхищение результата и уровня усвоения; - оценивание качества и уровня усвоения; - структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
Тестирование |
повторить словарь |
37 |
Россия после Петра 1 (1725-1761гг). |
- Формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой, - анализировать исторические источники и читать исторические карты, готовить сообщения на заданную тему, классифицировать явления и события. - Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. - Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. - Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории. |
Устный опрос |
§ 21, вопросы, таблица |
38 |
Российская империя во второй половине 18 века |
- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить; - оценивание качества и уровня усвоения; - поиск и выделение необходимой информации; - составление плана-конспекта нового материала; - анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам,; - построение логической цепи рассуждений; - установление причинно-следственных связей; - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, - групповая работа над учебным проектом (опережающее задание) |
Устный опрос |
§ 22, вопросы |
39 |
Внутренняя политика правительств России в 1761-1801 гг. |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности; - анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам; - построение логической цепи рассуждений. |
|
§ 23, таблица |
40 |
Внешняя политика правительств России в 1761-1801 гг. Самостоятельная работа. Политика России во второй половине 18 в. |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности; - анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам; - построение логической цепи рассуждений. |
тестирование |
§24, таблица |
41-42 |
Основные черты социально-экономического развития России в 1725-1801гг Массовое движение и зарождение общественного движения. Р.к.№4. Войско Донское и Приазовье в 18 веке. |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности; - анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам; - построение логической цепи рассуждений. |
Устный опрос |
§ 25, 26, конспект |
43 |
Основные направления развития культуры в России в 1725-1801 гг. |
- личностное и жизненное самоопределение; - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - нравственно-этическая ориентация; - предвосхищение результата и уровня усвоения; - оценивание качества и уровня усвоения; - структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
письменный опрос |
§27, кроссворд |
44 |
Великая французская революция 18 века |
- Формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой, - анализировать исторические источники и читать исторические карты, готовить сообщения на заданную тему, классифицировать явления и события. - Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. - Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. - Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории. |
Устный опрос |
В.И. § 35-36, конспект |
45 |
Страны Европы и США в первой половине 19 века. |
- Отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников - Выстраивать хронологию событий. Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий - Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий. |
|
В.И. § 37-38, вопросы |
46 |
Россия в первой половине 19 века: общая характеристика периода. |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности; - анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам; - построение логической цепи рассуждений. |
Устный опрос |
§28, вопросы |
47 |
Основные внутриполитические мероприятия правительства Александра 1 и Николая 1 |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности; - анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам; - построение логической цепи рассуждений. |
|
§ 29, таблица |
48 |
Внешняя политика России в 1801-1855 гг. Венная служба казаков в этот период. |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности; - анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам; - построение логической цепи рассуждений. |
Устный опрос |
§30, таблица |
49 |
Общественное движение в России в первой половине 19 века. |
- Отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников - Выстраивать хронологию событий. Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий - Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий. |
|
§31, конспект |
50-51 |
Основные направления социально-экономического развития в первой половине 19 века. Р.к. №5. Города Нижнего Дона и Приазовья в первой половине 19 века: экономика и культура |
- Отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников - Выстраивать хронологию событий. Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий - Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий. |
|
§32, вопросы, конспект |
52 |
Просвещение, наука, журналистика и искусство в России в первой половине 19 века. Донской край в первой половине 19 века |
- личностное и жизненное самоопределение; - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - нравственно-этическая ориентация; - предвосхищение результата и уровня усвоения; - оценивание качества и уровня усвоения; - структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
Индивидуальные сообщения, презентации |
§33,34, вопросы |
54 |
К.р. №4. «Российская империя в в 18 - первой половине 19 веке» |
- личностное и жизненное самоопределение; - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - нравственно-этическая ориентация; - предвосхищение результата и уровня усвоения; - оценивание качества и уровня усвоения; - структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
Тестирование |
повторить словарь |
55 |
Страны Европы и Северной Америки во второй половине 19 века |
- Формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой, - анализировать исторические источники и читать исторические карты, готовить сообщения на заданную тему, классифицировать явления и события. - Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. - Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. - Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории. |
|
В.И. §41-43, вопросы |
56-57 |
Страны Азии, Латинской Америки, Африки 16-19 вв |
- Формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой, - анализировать исторические источники и читать исторические карты, готовить сообщения на заданную тему, классифицировать явления и события. - Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. - Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. - Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории. |
Устный опрос Хронологический диктант |
В.И. § 44-48, вопросы |
58-59 |
Культура нового времени |
- личностное и жизненное самоопределение; - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - нравственно-этическая ориентация; - предвосхищение результата и уровня усвоения; - оценивание качества и уровня усвоения; - структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
|
В.И. § 33,40, кроссворд |
60 |
Российская империя во торой половине 19 века: общая характеристика периода. |
|
Устный опрос |
§ 35, вопросы |
61-62 |
Великие реформы в России: их значение и судьба. Р.к.№6. Либеральные реформы на Дону |
|
Устный опрос Составление кластера |
§36, таблица, конспект |
63 |
Внешняя политика России в 1860-1880гг |
|
|
§37, таблица |
64 |
Общественное движение в России в 1860-80е гг. Самостоятельная работа. Россия и мир во второй половине 19 в. |
|
тестирование |
§ 38, конспект |
65 |
Основные тенденции социально-экономического развития пореформенной России и Донского края (Р.к. №7) |
|
Устный опрос |
§39, конспект |
66 |
Итоговая К.р.№5. Особенности развития России в 9 – 19 веках. |
|
тестирование |
повторить словарь |
67 |
Быт и повседневная жизнь. Просвещение и культура в пореформенной России |
|
Устный опрос |
§40-42, кроссворд |
68 |
Итоговое повторение. «Международные отношения в новое время». |
|
Тестирование |
повторить словарь |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.