Рабочая программа по истории (интегрированный курс) 10 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 17.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа интегрированного курса предназначена для преподавания в10 классе. Тематическое планирование составлено исходя из 68 часов в соответствии с рекомендациями Министерства общего и профессионального образования РФ (2 часа в неделю). Программа ориентирована на учебники: Н.И.Павленко, И.Л.Андреева, Л.М.Ляшенко. История России с древнейших времен до конца XIX века (базовый уровень). 10 класс. - М., Дрофа, 2016г. и Н.В.Загладин, Н.А.Симония. Всеобщая история. 10 класс. - М., «Русское слово», 2015г.
Иконка файла материала РП история,10 (2018-2019).docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ - 10 КЛАСС

(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС)

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории; Федеральных программ общеобразовательных учреждений 5-11 класс (программа под редакцией Э.Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева. Сборник нормативных документов. Программы. История.- М., Дрофа, 2007); авторских программ: Павленко Н. И., Андреева И. Л., Ляшенко Л. М. История России с древнейших времен до конца XIX в. - М., Дрофа, 2015г. и Н.В.Загладин, Х.Т.Загладина. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В.Загладина, Н.А.Симония «Всеобщая история. 10 класс». – М., «Русское слово», 2014 г.

Нормативными актами и учебно-методическими документами для разработки программы являются:

- ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

- Областной закон «Об образовании в РО».

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования.  История России. Всеобщая история.

- Федеральный  Государственный образовательный стандарт  основного общего образования.

- Основная образовательная программа школы.

Причиной составления данной рабочей программы является то, что количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадают с количеством часов в авторских программах и производится корректировка авторских программ в плане изменения числа тем, последовательность их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем. Для изучения Всеобщей истории предполагается 34 часа учебного времени, а для истории России - 68 часов. При этом общее количество часов для истории в учебном плане - 68. Интегрированное изучение истории в 10 классе позволяет более рационально использовать учебное время, а также помогает выпускникам создать целостную картину мира.

Цели курса:

ü  Интегративная цель - овладение учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом,  социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации;

ü  воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

ü  развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;

ü  освоение систематизированными знаниями об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

ü  овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

ü  формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Задачи курса:

ü  сформировать у старшеклассников представления о тенденциях развития человечества на его различных этапах;

ü  дать комплекс знаний об истоках, развитии, специфике отдельных периодов истории и цивилизаций, их роли в становлении современного мира;

ü  помочь учащемуся выработать историческое мышление ;

ü  показать историю «с человеческим лицом», глубже раскрыть ее гуманитарные аспекты;

ü  расширить представления учащихся о характере современной исторической науки, неоднозначности исторических явлений, выработать критический подход к ним;

ü  способствовать овладению учащимися приемами исторического анализа;

ü  способствовать усвоению учащимися демократических ценностей и выработке у них толерантности.

Программа интегрированного курса предназначена для преподавания в10 классе. Тематическое планирование составлено исходя из 68 часов в соответствии с рекомендациями  Министерства общего и профессионального образования РФ (2 часа в неделю). Программа ориентирована на учебникиН.И.Павленко, И.Л.Андреева, Л.М.Ляшенко. История России с древнейших времен до конца XIX века (базовый уровень). 10 класс. - М., Дрофа, 2016г. и Н.В.Загладин, Н.А.Симония. Всеобщая история. 10 класс. - М., «Русское слово», 2015г.

На изучение регионального компонента по указанному периоду предлагается 7 часов (из 68 часов общего времени изучения курса истории России в 10 классе). Целью реализации регионального компонента является: воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной.

Изменения, внесенные в адаптированную рабочую программу, не превышают 10%, что оговорено в рекомендациях Министерства общего и профессионального образования РФ.

 

Учебно - методическое оснащение.

Учебно-методические пособия:

1.       Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень. - М., Дрофа, 2016г.

2.       М.П.Астапенко, Е.М.Астапенко «История Донского края». - Ростов-на-Дону, ООО Мини Тайп, 2005г.

3.       Л.С.Ильюков. Очерки древней истории Донского края. - Р-н-Д., БАРО-ПРЕСС, 2004г.

4.       Н.В.Загладин, Н.А.Симония. «Всеобщая история». 10 класс. – М., «Русское слово», 2015 г.

5.       Журавлева О. Н. Методические рекомендации по использованию учебников Н. И. Павленко, И. Л. Андреева «История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс»,  Н. И. Павленко, Л. М. Ляшенко, В. А. Твардовской «История России.  XVIII-XIX века. 10 класс» при изучении истории на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа, 2005.

6.       Атлас. Россия и мир. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2018г.

КИМ:

1.       Плоткин Г.М. Тестовые задания по отечественной и всеобщей истории. 5-11 классы: Пособие для учителя.- М., Просвещение. 2002.

2.       История. ЕГЭ – 2019. Тематический тренинг: все типы заданий. Под ред. О.Г.Веряскиной. – Ростов н/Д: Легион, 2018г.

Цифровые – образовательные ресурсы

1.  http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО  КУРСА ПО ИСТОРИИ - 10 класс

ИСТОРИЯ   РОССИИ

 

История России – часть всемирной истории.

Народы и древнейшие государства на территории России

Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Русь в IX – начале XII вв.

Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли.

Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Российское государство во второй половине XV–XVII вв.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва – третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.

Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVIIв.

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Россия в XVIII – середине XIX вв.

Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.

Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.

Россия во второй половине XIX вв.

Реформы 1860-х – 1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. 

Региональный компонент.

Древние торговые города - крепости Дона. Танаис - крупный торговый город. Хазары и крепость Саркел - Белая Вежа. Азак - Тана. Центр ремесел и торговли.

Возникновение донского казачества. Происхождение казаков. Казачьи городки и станицы. Образование Войска Донского. Органы власти у казаков, XVI - XVII вв.

Участие донских казаков в вонах России. XVI - XVIII вв. Смута и донские казаки, 1605 - 1612.  Восстание Ивана Болотникова 1606 - 1607 гг. С Петром I под Азовом 1695 - 1696 гг. Степан Разин. Первый казачий генерал. Первый казачий граф. Участие казаков в  штурме крепостей Очаков 1788г. и Исмаил  1890г.

Организация политической власти на Дону  в XVIIIвеке. Органы власти. Суд на Дону. Крепостное право на Дону.

Донские бунтари XVIII столетия. Кондратий Булавин. Емельян Пугачев. Братья Грузиновы.

Донские казаки в войнах России XIX века. Боевая организация и тактика действий донских казаков. В борьбе с Наполеоном в 1812г. Участие в заграничных походах. Атаман Платов. Яков Петрович Бакланов. Участие донцов в русско-турецких войнах XIX века.

Социально - экономическое развитие и культура Дона в XIX в. Основные занятия донских казаков. Донская торговля. Промышленность Дона. Донская епархия. Народное просвещение. Медицина Дона. Музыка, театры, музеи Изобразительное искусство Донского края. Ученые, поэты, писатели и историки Дона.

 

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Древнейшая история человечества

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

                                                                  

Цивилизации Древнего мира и Средневековья

Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

 

Новое время: эпоха модернизации

Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

 

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества.

Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в.

 

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Исходя из требований Обязательного минимума содержания образования по истории, определяющего уровень подготовки учащихся по истории в полной средней школе, обучающиеся в курсе изучения  истории России с древнейших времен до конца XIX века должны

знать/понимать

·         факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;

·         принципы и способы периодизации всемирной истории;

·         важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

·         особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

·         историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

·         взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;

уметь

·         проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

·         классифицировать исторические источники по типу информации; использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

·         различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

·         использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений; систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

·         формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

·         участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

·         представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

·         определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

·         формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

·         учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

·         осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса по истории, 10 класс

 

№ п/п

Тема урока

 

Основные виды учебной деятельности.

инструментарий

Домашнее задание

1

История в системе гуманитарных наук.

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

 - постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Эвристическая беседа

В.И. § 1-3, вопросы

2

Древний мир.

Первобытное общество

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- смысловое чтение;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- построение логической цепи рассуждений.

Дифференцированный опрос. Понятийный     дик­тант. Решение проблем­ной задачи

В.И. § 4-5, вопросы

3

Древний Восток: Египет, Месопотамия, Восточное Средиземноморье.

К.р. №1. Входная диагностическая работа

- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- поиск и выделение необходимой информации;

- составление плана-конспекта нового материала;

- анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам,;

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

- групповая работа над учебным проектом (опережающее задание)

Индивидуальные задания.

Составить словарик темы

В.И. § 6, вопросы, схема

4

Древний Восток: Иран, Индия, Китай

- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- поиск и выделение необходимой информации;

- составление плана-конспекта нового материала;

- анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам,;

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

- групповая работа над учебным проектом (опережающее задание)

Устный опрос

В.И. § 7-8, таблица

5

Древняя Греция: от ранних цивилизаций до рассвета полиса.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- смысловое чтение;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- построение логической цепи рассуждений.

Устный опрос

В.И. § 9, таблица

6

Древняя Греция: от полиса к эллинистическим монархиям

- Формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой,

- анализировать исторические источники и читать исторические карты, готовить сообщения на заданную тему, классифицировать явления и события.

- Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.

 - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов.

- Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории.

Устный опрос

В.И. § 10, вопросы

7

Древний Рим: от основания города до падения республики.

- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам,;

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Устный опрос

В.И. § 11, вопросы

8

Римская империя

- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам,;

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Устный опрос

В.И. § 12,13, вопросы

9

Предыстория народов России

- личностное и жизненное самоопределение;

- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- нравственно-этическая ориентация;

- предвосхищение результата и уровня усвоения;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Устный опрос

§ 1, вопросы

10

Р.к.№1. Наш край в древности: киммерийцы, скифы, сарматы, греки на Дону.

- личностное и жизненное самоопределение;

- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- нравственно-этическая ориентация;

- предвосхищение результата и уровня усвоения;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Тестирование, решение проблемных   заданий

конспект, вопросы

11

Эпоха средневековья

Начало средних веков. Раннее средневековье

- Формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой,

- анализировать исторические источники и читать исторические карты, готовить сообщения на заданную тему, классифицировать явления и события.

- Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.

 - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов.

- Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории.

 

В.И. §14, вопросы

12

Русь в 9- первой половине 12 в.

- Формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой,

- анализировать исторические источники и читать исторические карты, готовить сообщения на заданную тему, классифицировать явления и события.

- Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.

 - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов.

- Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории.

Устный опрос

§ 2, таблица, вопр. 2,6

13

Расцвет и упадок Древней Руси

- Формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой,

- анализировать исторические источники и читать исторические карты, готовить сообщения на заданную тему, классифицировать явления и события.

- Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.

 - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов.

- Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории.

Устный опрос

§3, вопр. 1,2,4,5

14

Перекрёсток цивилизаций на Востоке: Византия, арабы, турки

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- контроль и оценка процесса и результатов действия.

 

В.И. § 15,18, таблица, вопросы

15

Средневековое европейское общество. Социальные группы и движения.

- Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

- Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. - - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов.

- Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории

Устный опрос

В.И. § 16-17, вопросы

16

Власть и сословия. Образование централизованных монархий в Европе

- Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

- Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. - - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов.

- Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории

Устный опрос

В.И. § 19-24, конспект

17

Культура средневековой Европы

- личностное и жизненное самоопределение;

- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- нравственно-этическая ориентация;

- предвосхищение результата и уровня усвоения;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Устный опрос

В.И. § 25, кроссворд

18

Древнерусские княжества в начале удельного периода.

- Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

- Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. - - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов.

- Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории

 

§4, таблица

19

Время тяжёлых испытаний: монгольское нашествие и экспансия Запада

- Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

- Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. - - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов.

- Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории

Устный опрос

§5, вопр. 2,3,4

20

К.р. №2.  «Русь в 9-13вв»

- личностное и жизненное самоопределение;

- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- нравственно-этическая ориентация;

- предвосхищение результата и уровня усвоения;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Устный опрос

повторить словарь

21

Возвышение Москвы. Создание державы: завершение объединения земель вокруг Москвы

- Отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических  событиях; сравнивать свидетельства разных источников

- Выстраивать хронологию событий. Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий

- Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Устный опрос

§ 6-7, конспект

22

Иван III- государь всея Руси.

 

- личностное и жизненное самоопределение;

- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- нравственно-этическая ориентация;

- предвосхищение результата и уровня усвоения;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Устный опрос

§8,9, вопросы, конспект

23

Культура Руси в 14-15 вв

 

- личностное и жизненное самоопределение;

- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- нравственно-этическая ориентация;

- предвосхищение результата и уровня усвоения;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Устный опрос

§ 9, кроссворд

24-25

Политическая борьба в царствование Ивана IV. Ливонская война и опричнина Ивана Грозного

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- контроль и оценка процесса и результатов действия.

Устный опрос

§10,11, конспект

26-27

Самостоятельная работа. Россия в конце 16 века. Русская культура в 16 веке.

- личностное и жизненное самоопределение;

- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- нравственно-этическая ориентация;

- предвосхищение результата и уровня усвоения;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

тестирование

§12, вопр. 3,4,5, кроссворд

28

Р.к.№2. Донской край в эпоху средневековья

- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- поиск и выделение необходимой информации;

- составление плана-конспекта нового материала;

- анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам,;

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

- групповая работа над учебным проектом (опережающее задание)

Устный опрос

конспект, вопросы

29

Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период средневековья.

- Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

- Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.

 - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов.

- Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории

Устный опрос

В.И. § 22,26, вопросы

30

Новое время

На пути к новому времени. Страны Европы и Северной Америки в 17-18вв: между абсолютизмом и Просвещением.

- Отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических  событиях; сравнивать свидетельства разных источников

- Выстраивать хронологию событий. Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий

- Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Устный опрос

В.И. § 28-31,34, конспект

31

Смутное время в Московском государстве.

- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- поиск и выделение необходимой информации;

- составление плана-конспекта нового материала;

- анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам,;

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

- групповая работа над учебным проектом (опережающее задание)

Составление развернутого плана

§ 13, вопросы

32

Внутренняя политика русских царей в 17 веке.

Р.к. №3. Донские казаки в период российской Смуты

- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- поиск и выделение необходимой информации;

- составление плана-конспекта нового материала;

- анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам,;

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

- групповая работа над учебным проектом (опережающее задание)

Устный опрос

§14,16, конспект

33

Внешняя политика России в 17 веке.

- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- поиск и выделение необходимой информации;

- составление плана-конспекта нового материала;

- анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам,;

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

- групповая работа над учебным проектом (опережающее задание)

Устный опрос

Ответы на проблемные вопросы

§15, вопросы

30

Культура и быт России в 17 веке.

- личностное и жизненное самоопределение;

- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- нравственно-этическая ориентация;

- предвосхищение результата и уровня усвоения;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

 

§ 17, кроссворд

34-35

Россия в первой половине 18 века: предпосылки преобразований. Северная война и реформы в России

- Формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой,

- анализировать исторические источники и читать исторические карты, готовить сообщения на заданную тему, классифицировать явления и события.

- Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.

 - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов.

- Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории.

Устный опрос

§18, конспект, § 19,20, таблица

36

К.р. №3. Россия в конце 16 – начале 18 вв.

- личностное и жизненное самоопределение;

- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- нравственно-этическая ориентация;

- предвосхищение результата и уровня усвоения;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Тестирование

повторить словарь

37

Россия после Петра 1

(1725-1761гг).

- Формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой,

- анализировать исторические источники и читать исторические карты, готовить сообщения на заданную тему, классифицировать явления и события.

- Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.

 - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов.

- Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории.

Устный опрос

§ 21, вопросы, таблица

38

Российская империя во второй половине 18 века

- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что предстоит изучить;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- поиск и выделение необходимой информации;

- составление плана-конспекта нового материала;

- анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам,;

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

- групповая работа над учебным проектом (опережающее задание)

Устный опрос

§ 22, вопросы

39

Внутренняя политика правительств России в 1761-1801 гг.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам;

- построение логической цепи рассуждений.

 

§ 23, таблица

40

Внешняя политика правительств России в 1761-1801 гг.

Самостоятельная работа. Политика России во второй половине 18 в.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам;

- построение логической цепи рассуждений.

тестирование

§24, таблица

41-42

Основные черты социально-экономического развития России в 1725-1801гг

Массовое движение и зарождение общественного движения.

Р.к.№4. Войско Донское и Приазовье в 18 веке.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам;

- построение логической цепи рассуждений.

Устный опрос

§ 25, 26, конспект

43

Основные направления развития культуры в России в 1725-1801 гг.

- личностное и жизненное самоопределение;

- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- нравственно-этическая ориентация;

- предвосхищение результата и уровня усвоения;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

письменный опрос

§27, кроссворд

44

Великая французская революция 18 века

- Формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой,

- анализировать исторические источники и читать исторические карты, готовить сообщения на заданную тему, классифицировать явления и события.

- Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.

 - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов.

- Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории.

Устный опрос

В.И. § 35-36, конспект

45

Страны Европы и США в первой половине 19 века.

- Отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников

- Выстраивать хронологию событий. Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий

- Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

 

В.И. § 37-38, вопросы

46

Россия в первой половине 19 века: общая характеристика периода.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам;

- построение логической цепи рассуждений.

Устный опрос

§28, вопросы

47

Основные внутриполитические мероприятия правительства Александра 1 и Николая 1

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам;

- построение логической цепи рассуждений.

 

§ 29, таблица

48

Внешняя политика России в 1801-1855 гг.

Венная служба казаков в этот период.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- анализ, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам;

- построение логической цепи рассуждений.

Устный опрос

§30, таблица

49

Общественное движение в России в первой половине 19 века.

- Отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников

- Выстраивать хронологию событий. Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий

- Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

 

§31, конспект

50-51

Основные направления социально-экономического развития в первой половине 19 века.

Р.к. №5. Города Нижнего Дона и Приазовья в первой половине 19 века: экономика и культура

- Отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников

- Выстраивать хронологию событий. Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий

- Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

 

§32, вопросы, конспект

52

Просвещение, наука, журналистика и искусство в России в первой половине 19 века. Донской край в первой половине 19 века

- личностное и жизненное самоопределение;

- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- нравственно-этическая ориентация;

- предвосхищение результата и уровня усвоения;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Индивидуальные сообщения, презентации

§33,34, вопросы

54

К.р. №4. «Российская империя в в 18 - первой половине 19 веке»

- личностное и жизненное самоопределение;

- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- нравственно-этическая ориентация;

- предвосхищение результата и уровня усвоения;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Тестирование

повторить словарь

55

Страны Европы и Северной Америки во второй половине 19 века

- Формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой,

- анализировать исторические источники и читать исторические карты, готовить сообщения на заданную тему, классифицировать явления и события.

- Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.

 - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов.

- Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории.

 

В.И. §41-43, вопросы

56-57

Страны Азии, Латинской Америки, Африки 16-19 вв

- Формирование навыков работы с учебной и дополнительной литературой,

- анализировать исторические источники и читать исторические карты, готовить сообщения на заданную тему, классифицировать явления и события.

- Работать с исторической картой. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.

 - Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Показывая знание необходимых фактов, дат, терминов.

- Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории.

Устный опрос

Хронологический диктант

В.И. § 44-48, вопросы

58-59

Культура нового времени

- личностное и жизненное самоопределение;

- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- нравственно-этическая ориентация;

- предвосхищение результата и уровня усвоения;

- оценивание качества и уровня усвоения;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

 

В.И. § 33,40, кроссворд

60

Российская империя во торой половине 19 века: общая характеристика периода.

 

Устный опрос

§ 35, вопросы

61-62

Великие реформы в России: их значение и судьба.

Р.к.№6. Либеральные реформы на Дону

 

Устный опрос

Составление кластера

§36, таблица, конспект

63

Внешняя политика России в 1860-1880гг

 

 

§37, таблица

64

Общественное движение в России в 1860-80е гг.

Самостоятельная работа. Россия и мир во второй половине 19 в.

 

тестирование

§ 38, конспект

65

Основные тенденции социально-экономического развития пореформенной России и Донского края (Р.к. №7)

 

Устный опрос

§39, конспект

66

Итоговая К.р.№5. Особенности развития России в 9 – 19 веках.

 

тестирование

повторить словарь

67

Быт и повседневная жизнь. Просвещение и культура в пореформенной России

 

Устный опрос

§40-42, кроссворд

68

Итоговое повторение. «Международные отношения в новое время».

 

Тестирование

повторить словарь