Приложение №___
к основной общеобразовательной программе
основного общего образования
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ИСТОРИЯ (ОВЗ)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью; авторской программы О.И.Бородина, В.М. Мозговой «История» сборника Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов № 1. - Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 год, авторской программы И.М. Бгажноковой, Л.В.Смирновой «История Отечества» сборника Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов,- Москва, «Просвещение», 2018 год.
Пропедевтический курс «Мир истории» предназначен для обучающихся 7 класса, изучающих историю второй год.
В основу разработки пропедевтического курса «История Отечества» (пропедевтика) положено научное исследование Л.В. Смирновой, которая выявила, что представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у учащихся 7 класса носят разобщенный, фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область, в которой живут, смешивают понятия столица, главный город края, области, не представляют состав числа во временных границах века, не умеют объяснить, кто такие предки, потомки, что такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее, прошлое и многие другие понятия.
Цели и задачи предмета
Цель школьного курса: подготовить обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII – IX классах.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
- формирование умений работать с «лентой времени»;
- формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
- воспитание интереса к изучению истории.
2. Общая характеристика предмета«История Отечества»
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
· познание, которое нацелено на овладение культуроведческим содержанием;
· развитие, которое нацелено на овладение психологическим содержанием (способности к познавательной, преобразовательной, эмоционально-оценочной деятельности, психических функций и мыслительных операций, развитие мотивационной сферы, формирование специальных учебных умений и универсальных учебных действий);
· воспитание, которое нацелено на овладение педагогическим содержанием, то есть духовными ценностями родной и мировой культур;
· учение, которое нацелено на овладение социальным содержанием, социальным в том смысле, что речевые умения усваиваются как средства общения в социуме.
Ведущими на основной ступени являются учебный и воспитательный аспекты, которые опираются на познавательный и развивающий. Данная стратегия означает присвоение фактов культуры в процессе использования языка (видов речевой деятельности как средств общения) Культура как система ценностей является содержанием образования, овладевая которой ученик становится человеком духовным.
Овладение фактами чужой культуры происходит в процессе их постоянного диалога с родной культурой, благодаря чему повышается статус ученика как субъекта родной культуры, воспитывается чувство патриотизма, формируется гражданин России.
В данном курсе реализуются основные методические принципы коммуникативного иноязычного образования:
· принципкомплексности;
· принцип речемыслительной активности и самостоятельности;
· принципиндивидуализациипроцессаобразования;
· принципфункциональности;
· принципситуативности;
· принципновизны.
Данный
курс использует образовательную технологию, в основе которой лежит действенный
механизм ее реализации, а именно подлинно гуманистическое общение, что и делает
процесс иноязычного образования эффективным. Такое общение служит каналом
познания, средством развития, инструментом воспитания и средой учения. Оно
обеспечивает рождение личностного смысла деятельности ученика, поскольку
построено на диалоге, в котором всё спроецировано на его личность,
удовлетворяет его интересы, построено на уважении к его личности, внимании к
ней, на желании сотрудничать и умения учиться.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Количество часов данного предмета составляет 2 час в неделю, 68 ч в год из расчета 34 учебных недель.
Представленная программа учитывает индивидуальные особенности обучающегося и предусматривает коррекционную направленность обучения. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов.
4. Ценностные ориентиры содержания предмета учебного плана общеобразовательного учреждения
История является важнейшим ступенью, без которой невозможно существование и развитие человеческого общества. В предлагаемом курсе воспитание связано с культурой и понимается как процесс обогащения и совершенствования духовного мира учащегося через познание и понимание новой культуры в её соотнесении с родной культурой. Факты культуры становятся для учащегося ценностью, то есть приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, развития его творческих сил и способностей.
Воспитательный потенциал реализуется через культуроведческое содержание используемых материалов.
В процессе изучения истории у учащихся формируется представление об истории нашего государства.
5. Личностные, предметные результаты
В стандартах второго поколения приоритетным направлением является развитие личности, которое обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). Эти действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
В стандартах первого поколения учебная деятельность сводилась к трём блокам: познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивная деятельность.
Личностными результатами являются:
Личностные результаты
Предметные:
- объяснять какие родственники называются близкими, а какие дальними;
- называть свой адрес (округ, область, район, поселок);
- ориентироваться в понятиях сегодня, завтра, вчера; ориентироваться в частях века: начало, середина, конец;
- по иллюстрациям описывать внешний вид человека умелого, человека прямоходящего, древнейшего человека;
- описывать основные занятия древних людей;
- объяснять причины зарождения религиозных верований.
Базовые УУД:
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
Логические универсальные действия:
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
Содержание предмета
Введение- 1 ч
Раздел 1: Древняя Русь-9 ч
Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской. ., Роды и племена восточных славян и их старейшины.
Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом. Славянская семья и славянский поселок. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.
Обычаи и верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские воины и богатыри. Оружие и доспехи восточных славян. Дружинники.
Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Итогово-обобщающий урок
Раздел 2: Древнерусское государство- 5 ч
Образование государства восточных славян - Киевской Руси или Древней Руси. Об Аскольде,иДире их походах в Византию. Князь Игорь из рода Рюриковичей. Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав. Княгиня Ольга. Как княгиня Ольга отомстила древлянам. Сын князя Игоря и Ольги – Святослав. Итогово-обощающий урок
Раздел 3: Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства- 8 ч
Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки. Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Образование Русской Церкви под управлением патриарха Константинополя. Священники и проповедники. Святые люди и подвижники. Образование первых русских монастырей.
Правление Ярослава Мудрого и укрепление единого русского государства. Первые русские монеты. Создание первого русского сборника законов «Русская правда». Первые русские библиотеки Ярослава Мудрого. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Причины распада Киевской Руси. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Период раздробленности: ослабление обороноспособности Руси. Киевское княжество в XII веке. Борьба князей за титул «великого Киевского князя». Ростово-Суздальское княжество. Итогово-обобщающий урок.
Раздел 4: Русь в борьбе с завоевателями- 6 ч
Монголо-татары: жизнь и быт кочевников, основные занятия, торговля, военные походы. Монголо-татарское войско и его вооружение, военная дисциплина. Объединение монголо-татарских орд под властью Чингисхана. Нашествие монголо-татар на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Русь под монголо-татарским игом. Монголо-татарское государство Золотая Орда. Сопротивление русских людей монголо-татарам и против Золотой Орды.Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва и «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.
Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Сергий Радонежский.
Отражение ордынских набегов. Борьба Дмитрия Донского против хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Наследники Дмитрия Донского. Государь всея Руси - Иван III. Монархия. Принятие единого сборника законов Российского государства - Судебника.
Итогово-обобщающий урок.
Раздел 5: Единое Московское государство-6ч
Русь в XVI веке.Царь Иван Грозный.Начало правления Ивана Грозного.Близкое окружение царя.Земский собор,реформы Избранной Рады.Воины Ивана Грозного с западными странами.Опричнина.Погромы в Новгороде и конец опричнины.Покорение Сибири.Россия после Ивана Грозного: Лжедмитрий 1. самозванец.Лжедмитрий 2. Семибоярщина.Русская православная церковь в Смутное время. Минин и Пожарский.Воцарение династии Романовых.Царь Алексей Михайлович Романов.Раскол в Русской православной церкви,укрепление южных границРоссии.Развитие России в XVII веке.Культура России в XVI-XVII веках
Описание материально-технической базы образовательной деятельности
Библиотечный фонд:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сборник 1 5 – 9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 год.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сборник 1 5 – 9 классы под редакцией А.К. Аксеновой, И.М. Бгажноковой. - Москва, «Просвещение», 2005 год.
Учебники:
И. М Бгажнокова, Л. В. Смирнова Учебник для 7 класса,- Москва «Просвещение»,2014 год.
Литература для учителя:
Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией А.К.Аксеновой «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида».
Учебно – методическое пособие под редакцией Б.П.Пузанова, О.И.Бородиной, «Уроки истории в 7классе специальной (коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида», М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004г.
Наглядные пособия:
· Схемы;
Таблицы
Технические средства обучения:
· Компьютер.
· Мультимедийный проектор
Календарно тематический план.
7 класс
№ |
Тема урока |
Дата проведения |
Корректировка |
Характеристика деятельности |
1 |
Введение |
|
|
работа с учебником. правила ведения тетради |
Древняя Русь-15 ч |
||||
2-4 |
Происхождение славян |
|
|
Работа с дополнительными источниками. Формировать у учащихся представления о жизни наших предков – восточных славян; на какие племена были разделены; места их расположения. Формирование понятия многонациональное государство; учить уважать людей других национальностей; формирование интереса к урокам истории. |
5-7 |
Славяне и соседние народы |
|
|
Работа в тетради.Формирование представлений о славянских племенах и племенах, которые населяли Европу; развитие словесно-логического мышления учащихся; формирование образов других племен: германских, печенежских, норманнов и др. |
8-10 |
Облик славян и черты их характера |
|
|
Пересказ текста по плану. Формирование представлений об облике славян, характере; формирование положительного отношения к предкам; развитие памяти и умения вступать в диалог; развитие пространственно-временных представлений; учить детей делать вывод о сложной жизни женщин в племенах восточных славян. |
11-13 |
Хозяйство и уклад жизни восточных славян |
|
|
Познакомить учащихся с хозяйством и укладом жизни восточных славян; формировать представление о том, что земледелие было основным занятием славян, раскрыть значение этого занятия на примерах и с помощью иллюстраций; развитие мыслительных операций и воображения; развитие словесно- логического мышления и умения доказывать свою точку зрения; учить устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. |
14-16 |
Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян |
|
|
Познакомить учащихся с жилищами восточных славян; учить рассуждать и отвечать на вопросы; развивать представления о женской и мужской одежде, предметах декора; познакомить с украшениями |
Древнерусское государство-15 ч |
||||
17-19 |
Как возникло Древнерусское государство |
|
|
Помочь учащимся понять, как зарождалась государственность у восточных славян, и создать конкретные представления о том, как управлялось Древнерусское государство и каковы были его особенности. |
20-22 |
Об Аскольде, Дире и их походах в Византию |
|
|
Урок изучения нового материала |
23-25 |
Князь Игорь из рода Рюриковичей (912-945) |
|
|
Познакомить учащихся с деятельностью первых русских князей Олега, Игоря; проследить начало династии Рюриковичей. Проследить с какими племенами Русь вела торговлю, по каким морям плавали русичи, с какими трудностями это было сопряжено, какая опасность угрожала Киевской Руси. |
26-28 |
Как княгиня Ольга отомстила древлянам |
|
|
Познакомить учащихся с местью княгини Ольге. Учить рассуждать, опираясь на факты и доказывать свою точку зрения. Продолжать учить составлять полные и развернутые ответы, развивать умение работать коллективно (устно) и индивидуально (письменно) с дополнительным материалом. |
29-31 |
Сын князя Игоря и Ольги- Святослав |
|
|
Раскрыть роль княжеской дружины; показать на конкретных примерах укрепление единой верховной власти князя. Учить работать с планом; выделять главные мысли из текста; свободно ориентироваться в тексте учебника. Довести до понимания учащихся, почему необходимо изучать жизнь наших предков в далеком прошлом. |
Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства-19 ч |
||||
32-34 |
Сыновья князя Святослава |
|
|
Формировать представления о сыновьях князя Святослава: Ярополке, Олеге, Владимире. Формировать представления о Возвращении Владимира на Русь с большим войском из варягов. Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью. Коррекция и развитие мыслительной деятельности путем заданий по «ленте времени» |
35-37 |
Князь Владимир Красное Солнышко |
|
|
Дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть значение принятия христианства; Развивать умения работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал). Воспитывать уважительное отношение к людям религиозных убеждений, гуманистическим правилам жизни. |
38-40 |
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019-1054) |
|
|
Подчеркнуть значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрыть сущность «Русской Правды». Развивать умения работать с документами: учить анализировать и делать выводы; развивать умения поддерживать беседу по оценке исторической деятельности Ярослава Мудрого. Вызвать чувство восхищения у учащихся жизнью и деятельностью Ярослава Мудрого. |
41-43 |
Русь после смерти Ярослава Мудрого |
|
|
Кратко охарактеризовать положение на Руси после смерти Ярослава Мудрого. Развитие мыслительных операций и умения отвечать на заданные вопросы. Воспитание любви к своей Родине. |
44-46 |
Распад Руси на отдельные княжества в XIIв. |
|
|
Дать сведения о причинах обособления княжеств; провести работу над формированием понятий «раздробленность», «вотчинник»; выделить положительные и отрицательные черты распада Киевской Руси. Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, выработке умений устанавливать причинно-следственные связи; учить связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки; объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблиц. Вызывать интерес к изучаемому материалу. |
47-49 |
Ростово-Суздальское княжество в XII в. |
|
|
Урок изучения нового материала |
50 |
Обобщающий урок. |
|
|
Обобщить знания учащихся о Крещении Киевской Руси и расцвете Русского государства. Воспитывать у учащихся уважение к людям труда, любовь к труду; ориентировать на обучение всех учащихся. |
|
|
|
|
|
Русь в борьбе с завоевателями-13 ч |
||||
51-52 |
Образование Монгольского государства |
|
|
Сформировать знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи – Чингисхане; раскрыть завоевательный характер внешней политики Чингисхана и его преемников; объяснить внутреннюю политику монгольских государств; способствовать развитию исторического мышления, умению анализировать исторические факты; продолжить формирование умения работать с учебником; |
53-54 |
Нашествие монголов на Русь |
|
|
Урок изучения нового материала |
55-56 |
Новгородский князь Александр Невский (1236-1263) |
|
|
Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца Александра Невского. Объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем. Привести примеры, доказывающие, что Александр Невский был способным государственным деятелем, мудрым дипломатом и талантливым полководцем; учить учащихся понимать действия и поступки людей в прошлом. Продолжать развивать умения поддерживать беседу по оценке исторического деятеля. Объяснить, почему в обществе сложилась неприязнь к людям, не исполнявшим свой воинский долг. |
57-58 |
Объединение русских земель против Золотой Орды |
|
|
познакомиться с историей установления монгольского ига на Руси и выяснить принципы управления Русью; рассмотреть взаимоотношения русских князей с Ордой; обобщить итоги и последствия более двухвекового владычества монголо-татар: дать определения понятиям: иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки, численники. |
59-60 |
Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389) |
|
|
Рассказать о деятельности московского князя Ивана Калиты. Показать, какие изменения появились в Москве в годы княжения Ивана Калиты; дать краткую характеристику князю Ивану Даниловичу; подвести к пониманию, что московское княжество увеличилось и укрепилось при Иване Калите. |
61-62 |
Наследники Дмитрия Донского |
|
|
Развивать кругозор, устную речь, творческое мышление, память, познавательный интерес. Воспитывать интерес к истории Отечества. Формировать чувство патриотизма и гражданственности |
Единое Московское государство-6 ч |
||||
63-64 |
Русь в XVI в. Царь Иван Грозный (1533-1584) |
|
|
Познакомить учащихся с царем Иваном Грозным (личность); Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью. |
65 |
Войны Ивана Грозного |
|
|
Формирование представлений о защите Иваном Грозным земель русских от противников |
66 |
Россия после Ивана Грозного |
|
|
Формировать представления о личности Федора Ивановича. Правление Бориса Годунова и причины голода. Показать предпосылки для появления самозванцев. Правление Лжедмитрия I. |
67 |
Воцарение династии Романовых |
|
|
Развивать у учащихся устную речь, память, умение анализировать события, использовать для получения знаний дополнительный материал. Развивать у учащихся интерес к истории собственной страны, воспитать уважение и гордость за события прошлого и сформировать у учащихся активную гражданскую позицию. Обеспечить усвоение знаний уч-ся о правлении первых Романовых. |
68 |
Итоговый урок. |
|
|
Обобщить знания учащихся по главе. Корректировать внимание в ходе беседы с учителем, коррекция и развитие мыслительной деятельности путем логических заданий. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.