Государственное бюджетное образовательное учреждение
Ненецкого автономного округа «Средняя школа № 4 г. Нарьян-Мара
с углублённым изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНО |
УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО
Протокол № ____ от _____ мая 2019 г.
Руководитель МО __________________
|
Директор ГБОУ НАО «СШ №4 г.Нарьян-Мара» _________________/В.В.Кременская
Приказ № _______ от ______ мая 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета |
Изобразительное искусство |
Класс |
2 |
Учитель |
Безверхова Алевтина Георгиевна |
Срок реализации программы, учебный год |
2019-2020 уч.год |
Количество часов по учебному плану |
Всего 34 часа в год; 1 час в неделю |
Планирование составлено на основе (название, автор, год издания, кем рассмотрено) |
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство 2 класс» Н.М. Сокольникова. |
Учебник (название, автор, год издания, кем рекомендовано) |
«Изобразительное искусство. 2 класс» Н.М. Сокольникова Учебник для общеобразовательных школ Москва «Астрель» 2013 г. |
Рабочую программу составил(а) ____________________________(А.Г.Безверхова)
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Н.М.Сокольниковой «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Планета знаний»).
Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:
· приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
· освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
· воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
· эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
· ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
· арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
· информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:
· сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
· сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
· ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
· сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
· сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
· обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
· обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
· обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
· развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
· обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
· обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
· обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
· развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель, 2013.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель, 2012.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
• осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
• внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
^ эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
• понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
• положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
• интереса к посещению художественных музеев, выставок;
• представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
• составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
• определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
• передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
• подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
• использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
Учащиеся получат возможность научиться: ^ называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
• учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
• правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
• изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
• выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
• понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
• выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
• подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные Учащиеся научатся:
• понимать цель выполняемых действий,
• понимать важность планирования работы;
• выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
• осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
• продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
• различать и соотносить замысел и результат работы;
• включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
• сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
• характеризовать персонажей произведения искусства;
• группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
• конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные Учащиеся научатся:
• выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
• уметь слышать, точно реагировать на реплики;
• учитывать мнения других в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
• выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
• задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.
Основные разделы программы
«Мир изобразительного искусства» (14 ч)
«Путешествие в мир искусства». Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
«Виды изобразительного искусства» . Живопись. Графика. Скульптура.
«Мир декоративного искусства» (8 ч)
Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные цвета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование солью. Коллаж.
«Мир народного искусства» (7 ч)
Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Прялки. Мезенская роспись. Каргопольские игрушки. Тетёрки. Птица счастья.
«Мир дизайна и архитектуры» (5 ч)
Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
|
Дата |
Тема урока |
Элементы содержания |
Примечания |
|
план |
факт |
||||
I полугодие |
|||||
Виды изобразительного искусства (14 ч) |
|||||
1
|
5.09 |
2.09 |
Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца.
|
Ознакомление с живописью как видом изобразительного искусства. Изучение особенностей материалов и инструментов для живописи. Ключевые слова: картина, холст, пятно. Повторение основ цветоведения: цвет, спектр, цветовой круг, основные цвета, дополнителные цвета, контраст, нюанс, колорит, тёплый цвет, холодный цвет. Развитие зрительного восприятия различных цветовых оттенков, умения соотносить вкус и цвет. Обучение умению работать с акварельными красками. |
|
|
|
|
|
|
|
2
|
12.09 |
12.09 |
Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Школа графики и живописи.
|
Продолжение знакомства с живописью как видом изобразительного искусства. Обучение выполнению иллюстраций к сказкам. Развитие интереса и любви детей к творчеству ведущих художников книги. Развитие творческого воображения и эмоциональности учащихся. |
|
3
|
19.09 |
17.09 |
Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». (продолжение работы) Школа графики и живописи.
|
Продолжение знакомства с графикой как видом изобразительного искусства. Обучение способам элементарного изображения в рисунке пространства. Формирование умения выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от замысла. |
|
4
|
26.09 |
27.09 |
Акварель. Тёплый цвет. Школа живописи. «Небо на закате» НРК №1 |
Развитие цветовосприятия. Совершенствование приёмов работы акварельными красками. Обучение умению выбирать наиболее подходящий приём для передачи состояния неба. Обучение умению рисовать небо в различное время суток и создание художественного образа. |
|
5
|
03.10 |
3.10 |
Акварель. Холодный цвет. Школа графики и живописи. |
Развитие цветовосприятия. Совершенствование приёмов работы гуашевыми красками. |
|
|
|
|
«Зимнее окно». |
Обучение умению рисовать облака и морозные узоры, выбирать наиболее подходящий приём для их передачи. |
|
6
|
10.10 |
10.10 |
Школа живописи. «Краски и настроение». |
Совершенствование приёмов работы красками. Развитие цветовосприятия. Обучение умению выражать различные эмоциональные состояния с помощью цвета. |
|
7
|
17.10 |
17.10 |
Графика. В мастерской художника-графика. Школа графики «Ветвистое дерево». |
Ознакомление с графикой как видом изобразительного искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в произведениях графики. Изучение особенностей материалов и инструментов для графики. Ключевые слова: линия, штрих, пятно, тон, контраст, нюанс. Обучение умению работать графитным карандашом, использовать приёмы: штриховка, тонировка, растяжка и растушёвка. |
|
8
|
24.10 |
24.10 |
Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики «Нарядные ёлочки». |
Обучение рисованию цветов в вазе. Продолжение ознакомления с графическими приёмами рисования. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей, эстетической оценки окружающего мира. |
|
2 четверть |
|||||
9
|
07.11 |
07.11 |
Тушь и перо. Школа графики «Кувшин и яблоко». |
Продолжение ознакомления с графикой как видом изобразительного искусства. Совершенствование умения анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в произведениях графики. Изучение особенностей и приёмов работы тушью и пером. Обучение умению рисовать кувшин и яблоко. |
|
10
|
14.11 |
14.11 |
Школа живописи и графики. «Осенний листок». |
Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. Продолжение изучения особенностей и приёмов работы акварелью, гуашью, тушью и пером. Обучение умению рисовать осенние листья. |
|
11
|
21.11 |
21.11 |
Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки. |
Ознакомление со скульптурой как видом изобразительного искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности в скульптурных произведениях. Изучение особенностей материалов и инструментов для скульптуры. Обучение умению лепить рельеф. |
|
12
|
28.11 |
28.11 |
Лепка декоративной чаши. Школа декора. |
Обучение умению анализировать средства художественной выразительности в произведениях декоративного искусства. Обучение умению лепить разными способами чашу. Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. |
|
|
|
|
|||
13
|
05.12 |
05.12 |
Лепка рельефа «Птички» Лепка декоративной скульптуры «Котик». |
Обучение умению лепить рельеф. Совершенствование приёмов лепки объёмной формы. Развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства. |
|
14
|
12.12 |
12.12 |
Твои творческие достижения. Лепка декоративной чаши. |
Проверка знаний о классическом и современном искусстве, о выдающихся произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры. |
|
Декоративное искусство (8 ч) |
|||||
15
|
19.12 |
19.12 |
Декоративное искусство вокруг нас. НРК №2 |
Формирование устойчивого интереса к декоративному искусству. Формирование представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.
|
|
16
|
26.12 |
26.12 |
Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки» |
Обучение приёмам декоративного рисования. Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности эстетически оценивать окружающий мир.
|
. |
3 четверть |
|||||
17
|
9.01 |
9.01 |
Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. |
Изучение возможностей применения цветовых контрастов в декоре. Изучение закономерностей построения и мотивов линейного орнамента. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру.
|
|
18 |
16.01 |
16.01 |
Школа декора. Монотипия «Бабочка». |
Ознакомление с видами декоративных эффектов. Продолжение изучения применения цветовых контрастов в декоре. Обучение технике монотипии. Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого воображения, способности давать эстетическую оценку. |
|
19 |
23.01 |
|
Школа декора. Декоративный ковёр . Печать предметами. |
Обучение умению создавать декоративные композиции. Развитие художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Развитие цветовосприятия. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Развитие умения планировать работу и работать в коллективе. |
. |
20 |
30.01 |
|
Декоративные эффекты. Школа декора. Рисуем кляксами. |
Обучение умению создавать декоративные эффекты. Развитие цветовосприятия. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Развитие творческих способностей.
|
|
21 |
6.02 |
|
Школа декора. Рисование солью. |
Развитие умения создавать коллаж. Совершенствование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе. Развитие творческих способностей. |
|
22 |
13.02 |
|
Проверочный урок. Твои творческие достижения. |
Проверка развития художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Проверка умения выполнять декоративное панно. |
|
|
|
|
|||
Народное искусство (7 ч) |
|||||
23 |
20.02 |
|
Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. |
Знакомство с традиционными народными художественными промыслами русского Севера. Обучение умению выполнять пермогорские узоры. Воспитание любви к русскому народному искусству. |
|
24 |
27.02 |
|
Пермогорские узоры. Прялки. Школа народного искусства. |
Знакомство с пермогорскими, борецкими и мезенскими прялками. Обучение умению выполнять роспись прялок. Совершенствование умения кистевой росписи. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. |
|
25 |
5.03 |
|
НРК №3 Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Школа народного искусства. |
Продолжение знакомства с мезенской росписью. Обучение умению выполнять роспись предметов быта. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. |
|
26 |
19.03 |
|
Каргопольская игрушка. Полкан. Школа народного искусства. |
Знакомство с каргопольскими игрушками. Обучение умению выполнять каргопольские узоры. Обучение умению лепить и расписывать каргопольские игрушки. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. |
|
|
|
|
|||
4 четверть |
|||||
27 |
2.04 |
|
Печенье тетёрки. Школа народного искусства. |
Знакомство с обрядовым печеньем тетёрки. Обучение умению лепить тетёрки. Изучение узоров печенья тетёрки. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. |
|
28 |
9.04 |
|
НРК №4 Архангельская птица Счастья. Школа народного искусства. |
Знакомство со щепной птицей Счастья. Обучение умению изготавливать птицу счастья. Совершенствование навыков конструирования из бумаги. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. |
|
29 |
16.04 |
|
Проверочный урок. Твои творческие достижения |
Проверка развития художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Проверка владения практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности. |
. |
|
Мир дизайна и архитектуры (5 ч) |
||||
30 |
23.04 |
|
Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Школа дизайна. |
Развитие зрительного восприятия и ощущения формы призм. Обучение умению различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование навыков конструирования из бумаги и картона. Развитие творческой активности, умения планировать работу, эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. |
|
31 |
30.04 |
|
Пирамиды. Школа дизайна. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. |
Развитие зрительного восприятия и ощущения пирамидальной формы. Обучение умению различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры. Обучение умению конструировать игрушки на основе пирамиды. Развитие фантазии и творческого воображения. |
|
32 |
7.05 |
|
Конусы. Школа дизайна. «Петушок». «Весёлая мышка». |
Развитие зрительного восприятия и различения форм конусов в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование умения конструировать сувениры на основе конуса. Развитие творческого воображения. |
|
33 |
14.05 |
|
Цилиндры. Школа дизайна. «Весёлые зверята». «Гусеничка». |
Развитие зрительного восприятия и ощущения цилиндрической формы. Обучение умению различать цилиндрические формы и их половинки в объектах дизайна и архитектуры. Обучение умению выполнять декор в технике «аппликация» на кружках цилиндрической формы. Совершенствование навыков конструирования из бумаги и картона. Развитие фантазии и творческого воображения. |
|
34 |
21.05 |
|
Проверочный урок. Твои творческие достижения. Подвеска «ангел». |
Проверка умения конструировать на основе геометрических форм. Проверка развития фантазии и творческого воображения, художественного вкуса, |
|
Резерв -1 ч
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.