Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чесменская средняя общеобразовательная школа
Бобровского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрена
и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей
начальных классов и группы «Развитие» протокол №1 от «27» августа 2018 г.
|
Утверждена педагогическим советом
Протокол №1 от «31» августа 2018г.
|
«Утверждаю»_________ Директор школы Самодуров Н.И.
Приказ № от « » 2018 г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 4 класса
на 2018-2019 учебный год
Количество недельных часов 0,5 Количество часов в год 18
Составитель: учитель начальных классов
Цопова Ольга Владимировна
с. Чесменка
2018 г
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ№ 373 от 06.10.2009 г., с внесенными изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от26.11.2010г. №1241, от22.09.2011 г. №2357, от18.12.2012 г. №1060, от 31.12.2015 г. №1576;
-Примерной основной образовательной программы НОО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 1/15 от 08.04. 2015г.
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ от 31.03. 2014 г. № 253.
Источник программы, автор:
Неменский Б.М.«Изобразительное искусство: Рабочие программы:1-4 классы» - М.: «Просвещение», 2013 г.
Описание места учебного курса в учебном плане:
Учебный предмет технология входит в обязательную часть Учебного плана На изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится 0,5 ч в неделю, за год 18 часов.
Учебно-методический комплект для обучающихся:
Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.А. Неменская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.
Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: рабочая тетрадь/ Л.А. Неменская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 159 с.
Предметные результаты, планируемые результаты учебного предмета, курса.
Предметные результаты:
· - знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
· знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
· понимание образной природы искусства;
· эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
· применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
· способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
· умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
· усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
· умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
· способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
· способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
· умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
· освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
· овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
· умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
· умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
· изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
· умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
· способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
· умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
· выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
· умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения изобразительного искусства в 4 классе
Выпускник научится :
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
-осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме;
-владеть умениями и навыками восприятия произведений искусства
-различать виды и жанры искусства, называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
-использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
-выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание учебного предмета, курса.
Истоки родного искусства. 4 часа
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрываются их представления о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня- деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей Земли. 3 часа
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских народов (Новгород, Псков, Суздаль, Владимир, Ростов…). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ — художник. 6 часов
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа. , в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни и представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура – это пространственно – предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества, способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы. 5 часов
От представления о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимания красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживания от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п |
Наименование темы |
Количество часов |
Формы контроля, сроки |
|||||
всего |
в т.ч. на формы обучения и контроля |
|||||||
Урок постановки и решения учебной задачи |
Художественная выставка |
Обобщающий урок |
Коллективная рабта |
|||||
1. |
Истоки родного искусства |
4 |
1 |
|
- |
|
У2(ПРУЗ) У № 4,7
|
|
2. |
Древние города нашей земли |
3 |
1 |
1 |
- |
- |
У6 (ПРУЗ) Х/В –7 У № 11,15 |
|
3. |
Каждый народ – художник |
6 |
|
|
- |
3 |
К/Р-У10,11,12 |
|
4. |
Искусство объединяет народы |
5 |
1 |
- |
1 |
- |
16 (ПРУЗ) У/О - 18 |
|
|
Итого: |
18 |
3 |
1 |
1 |
3 |
|
Подпись учителя:________________
Календарно –тематическое планирование по изобразительному искусству 4 кл.
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
Дата |
|
По плану |
По факту |
|||
Истоки родного искусства 4 |
||||
1 |
Пейзаж родной земли Красота природы в произведениях русской живописи |
1 |
|
|
2 |
Деревня – деревянный мир. Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы. |
1 |
|
|
3 |
Красота человека – русская красавица Образ русского человека в произведениях художников |
1 |
|
|
4 |
Календарные праздники Народные праздники. |
1 |
|
|
Древние города нашей земли. 3 |
||||
5/1 |
Родной угол Древние соборы Города русской земли Художественная выставка Древнерусские воины-защитники |
1 |
|
|
6/2 |
«Золотое кольцо России» |
1 |
|
|
7/3 |
Узорочье теремов Праздничный пир в теремных палатах Художественная выставка |
1 |
|
|
Каждый народ – художник 6 |
||||
8/1
|
Страна восходящего солнца. Праздник цветущей сакуры. Искусство оригами |
1 |
|
|
9/2 |
Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре |
1 |
|
|
10/3 |
Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры. Города в пустыне. Коллективная работа. |
1 |
|
|
11/4 |
Древняя Эллада Олимпийские игры. Коллективная работа |
1 |
|
|
12/5
13/6 |
Коллективная работа Средневековый город Образ готического храма в средневековом городе |
1
1 |
|
|
Искусство объединяет народы. 5 |
||||
14/1
|
Тема материнства в искусстве Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве |
1 |
|
|
15/2 |
Мудрость старости Сопереживание. Дорогою добра. |
1 |
|
|
16/3 |
Герои-защитники Героическая тема в искусстве разных народов |
1 |
|
|
17/4 |
Юность и надежда Искусство народов мира |
1 |
|
|
18/5 |
Повторительно-обобщающий урок |
1 |
|
|
|
Итого: |
18 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.