Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 29»
Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей начальных классов
Руководитель МО
_______________ И.В. Гусева
Протокол № 1 от 28.08.2019 |
Согласовано
на заседании научно-методического совета
Председатель НМС
__________ Е.В.Торгова
Протокол № 1 от 28.08.2019 |
Принято
на заседании педагогического совета
Председатель педагогического совета _____________ С.С.Васин
Протокол № 1 от 29.08.2019 |
Утверждаю
Директор школы
___________ С.С. Васин
Приказ № 352 от 30.08.2019 |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
Предметная область - Искусство
Класс – 4 «Б»
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2019-2020 учебный год
Автор-составитель:
Шишминцева О.Д.
учитель начальных классов
город Ульяновск
2019 год
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка стр. 2
Содержание учебного предмета стр. 5
Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 7
Календарно-тематическое планирование стр. 16
Список использованных источников стр.19
Аннотация стр. 20
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);
- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2017 № 535);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 05.08.2016);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.
Рабочая программа составлена на основе локальных актов МБОУ СШ № 29:
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29», утвержденный Управлением образования администрации города Ульяновска (приказ № 710 от 20.07.2018);
- Основная образовательная программа начального общего образования на 2019-2020 учебный год, утверждена приказом № 352
от 30.08.2019;
- Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся, их аттестации и переводе в следующий класс, утверждено приказом № 352 от 30.08.2019;
- Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета (курса), утверждено приказом № 352 от 30.08.19.
- Положение о реализации образовательного компонента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России», утверждено приказом № 425 от 31.08.2018.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова - М. : Просвещение, 2011. - 193 с.;
- Ершова Л.В. Учебник. Изобразительное искусство.4класс. М.: Просвещение,2014 - 175с.
- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс [Текст]: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. – М.: Просвещение, 2014. - 80 с.
- Шпикалова Т.Я., Л.В. Ершова, Г.А. Поровская и др. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений /. - М.: Просвещение, 2011. — 193 с.
Учебно-методический комплекс относится к завершенной предметной линии «Изобразительное искусство» Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова системы «Перспектива».
Учебный предмет литературное чтение входит в предметную область «Искусство».
Количество учебных часов в год – 34.
Количество учебных часов в неделю – 1.
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Основные задачи:
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Специфика начального курса изобразительное искусство определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Воспитательный потенциал предмета усиливается включением в содержание учебного материала по отдельным темам вопросов развития духовно-нравственных основ личности обучающегося, формирования его способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству и миру в целом на основе общепринятых морально-этических норм.
Основной формой организации образовательной деятельности является урок.
Типы и виды уроков:
№ |
Тип урока |
Виды уроков |
1. |
Урок открытия нового знания |
Путешествие, беседа, мультимедиа-урок, игра. |
2. |
Урок рефлексии |
Практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра. |
3. |
Урок общеметодологической направленности |
Конкурс, экскурсия, урок-игра, обсуждение, беседа. |
4. |
Урок развивающего контроля |
Устные опросы, викторина, творческий отчет, конкурсы |
Педагогические технологии, используемые учителем:
- личностно-ориентированные технологии;
- технология исследовательского обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии развития критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- технологии организации группового взаимодействия;
- технология уровневой дифференциации.
Организация контроля по изобразительному искусству:
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый контроль.
Формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы: индивидуальные творческие работы учащихся, работа в паре, в группе, выставки, тестирования, викторина.
Формы организации деятельности обучающихся во время контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная.
Типы контроля: внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы:
Информационно-коммуникативные средства:
- Технологические карты. Методический инструментарий для начальной школы. 4 класс. Изобразительное искусство.
Технические средства обучения: компьютер; проектор.
Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371
- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru
- Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru
- Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 4 класс» [Электронный ресурс] / Т. Я. Шпикалова. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/pdf/izo_4kl.pdf
- Мультимедийные презентации к урокам по изобразительному искусству для 4 класса. – Режим доступа : http://www.it-n.ru/
Содержание учебного предмета
Восхитись вечно живым миром красоты (11 часов)
Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, цветовая гамма, линия, пятно. Древо жизни – символ мироздания. Символическое и реалистическое
изображение дерева в произведениях выдающихся живописцев И.Шишкина, А. Саврасова. Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет. Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи. Птицы – символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, симметрия, ритм, единство колорита. Конь – символ солнца, плодородия и добра. Линия, силуэт с вариациями городецких разживок. Связь поколений в традиции Городца. Старейшие мастера городецкой росписи: И.Мазин, Ф. Краснояров, И.Лебедев. Знатна Русская земля мастерами и талантами. Произведения великих портретистов В.Васнецова, Г. Васько. Вольный ветер – дыхание земли. Движение – жизни течение. Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция.
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 часов)
Родословное древо – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека. Живописцы: Ф.Толстой, Д. Жилинский, И. Симонов, Ю. Кугач. Двенадцать братьев друг за другом бродят… Приѐм уподобления, силуэт. Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет. Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов. Художники- А.Ставровский, П. Парухнов, О. Богаевская. Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия. Восприятие живописных произведений А. Саврасова, Э.Грабаря. Зимние картины. Линия горизонта, композиционный центр, ритм, пространственные планы, ритм, динамика. Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объѐм предметов, их конструктивные особенности, композиции. Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чѐрная линия, штрихи в обобщении формы предмета. Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. Бородино. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…»Произведения художников В. Верещагина, Ф. Рубо - война 1812 г. Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы - символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика. Народная расписная картинка-лубок. Цвет, линия, штрих. Народная расписная картинка-лубок. Завершение работы. Однофигурные, двухфигурные и многофигурные композиции.
Восхитись созидательными силами природы и человека (9 часов)
Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно. Живописцы: И.Айвазовский, П.Петровичев, Е. Востоков, графики: Т. Лящук, К. Пюссо. Повернись к мирозданию! Проект экологического плаката в технике коллажа. Русский мотив. Колорит в передаче примет весны: А.Саврасов, Б. Домашников, П. Фомин и народный мастер из Холуя Т. Милюшин. Русский мотив. Завершение работы. Всенародный праздник – День победы. Медаль за бой, за труд из одного металла льют. Медальерное искусство: образы - символы. Орнаментальный образ в веках. Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. Презентация работы. Круглый год. Образ времени года в искусстве.
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
|
1 |
Восхитись вечно живым миром красоты |
11 |
|
2 |
Любуйся ритмами в жизни природы и человека |
14 |
|
3 |
Восхитись созидательными силами природы и человека |
9 |
|
Итого |
34 |
|
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
- эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественного творчества;
- система положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения;
- устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;
· чувство любви, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
· основа гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации;
· приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов;
· позитивная самооценка и самоуважение;
· основа для организации культурного досуга и формирования культуры здорового образа жизни.
· готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение
к событиям и явлениям окружающего мира;
· чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного искусства;
· осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической и духовной жизни родного края;
· способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности;
· целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- осуществлять целеполагание как формирование художественно-творческого замысла;
- планировать и организовывать действия в соответствии с целью;
· контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
· вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу;
· осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;
· - преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
· самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла;
· высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;
· действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
Познавательные
Обучающийся научится:
· анализировать произведения искусства;
· применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач;
воспринимать произведения пластических искусств и различных видов художественной деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры, архитектуры, художественного конструирования, декоративно-прикладного искусства;
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в контролируемом пространстве Интернета;
· устанавливать аналогии;
· использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
· воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом;
· проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
· обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
· представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности;
- расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о современных событиях культуры;
· фиксировать информацию о явлениях художественной культуры с помощью инструментов ИКТ;
· соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по различным средствам выразительности;
· произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
· строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
· воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между людьми;
· продуктивно сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
· вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
· воспринимать мнение сверстников и взрослых о художественном произведении, о результатах индивидуального и коллективного творчества;
· контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей автора художественного произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
· открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
· выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
· продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.
Чтение. Работа с текстом
Выпускник научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Выпускник научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;
- составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); – заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться:
- грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных,
- оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
- критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования;
– моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты
Восхитись вечно живым миром красоты
Обучающийся научится:
· воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры; ощущать и понимать художественный замысел в картине художника; понимать особенности восприятия художественного произведения - художник и зритель;
· воспринимать чувства, воплощенные художниками в разных видах искусства, в изображении портретов людей разного возраста;
· узнавать произведения искусства по видам и жанрам, понимать, чем или из чего они выполнены;
· различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство);
· выражать собственное суждение о содержании и выполнении того или иного произведения;
· отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры;
· участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;
· понимать несложную форму предметов природы и уметь ее передавать на плоскости;
· использовать нужные материалы для максимальной выразительности замысла;
· работать в смешанной технике на разных видах бумаги;
приводить примеры ведущих художественных музеев России, некоторых художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно-образного языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
· участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
· расширять свои знания и представления о музеях России и мира, в том числе с помощью интернет-ресурсов;
· использовать компьютер, как дополнительный способ изображения и воплощения замысла; а также для хранения фотографий своих работ, выполненных на бумаге;
· создавать на базе своих работ и работ своих одноклассников музей своего класса;
· искать и находить новые средства выразительности при изображении космоса;
· применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессе коллективных работ;
· выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы, техники и идеи для воплощения замысла;
· видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту;
· высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Любуйся ритмами в жизни природы и человека
Обучающийся научится:
· использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
· составлять и подбирать цветовые гаммы для замысла своей работы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
· создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика;
· пользоваться симметрией для построения звезд; делать асимметричные композиции;
· использовать различные линии, пятна и штрихи как основные средства выразительности; создавать фантастических животных различными способами, используя линии, пятно и штрих;
· изображать разнообразные формы предметов на плоскости с передачей объема и в пространстве;
· пользоваться построением рисунка для создания орнаментов, от простых до более сложных, в разных геометрических формах; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
· изображать с натуры и по представлению несложные предметы и натюрморты;
· передавать перспективу пространства на плоскости различными способами и техниками графики, рисунка и живописи;
· осуществлять построение пейзажа различных географических широт, в разное время суток и года;
· четко выстраивать предметы в композиции: ближе - больше, дальше - меньше;
· владеть основами цветоведения и смешения цветов, умело применять белую и черную краску, применять хроматические и ахроматические цвета; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
· создавать композиции узоров и орнаментов народов России и мира на основе сближенных и противоположных цветовых сочетаний;
· создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
· выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Восхитись созидательными силами природы и человека
Обучающийся научится:
· осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
· узнавать различные явления природы на репродукциях картин и фото художников, подмечая нюансы в процессе эмоционального обсуждения со сверстниками; фантазировать, используя впечатления от картин и фото художников;
· любить и беречь свой край, рассматривая картины местных художников;
· узнавать русский костюм, русский быт, русские избы, посуду, игрушки;
· выражать черты русского народа, его души, украшать русскими узорами и орнаментами жилище, одежду;
· создавать семейные портреты; дарить людям работы, выполненные своими руками;
- узнавать картины знакомых авторов отечественной и мировой живописи; разглядывая картины прошлого, задумываться о будущем.
Обучающийся получит возможность научиться:
· передавать цветовые сочетания в пейзажах разных времен суток и года;
· передавать на плоскости композиции с перспективой планов в разных жанрах живописи; передавать воздушную перспективу, глубину земли и высоту неба;
· передавать настроение в пейзаже, натюрморте, портрете, выражая к ним свое отношение;
· изображать образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
· участвовать в коллективных работах на значимые жизненные темы.
- понимать и передавать в художественной работе красоту человека в разных культурах мира;
- изображать красоту природы родного края в разных настроениях; прослеживать связь родной природы, людей и сказок с музыкальной культурой
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата проведения урока |
Содержание учебного материала (тема урока) |
количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
|
план |
факт |
||||
Раздел «Восхитись вечно живым миром красоты» (11 часов) |
|||||
1 |
|
|
Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно |
1 |
Сопоставлять изображение мира в орнаменте узора прялки. Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, выражая в работе своё отношение к природе. Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Выполнять кистью свой вариант росписи птиц с использованием приёмов городецкой росписи. Различать графические выразительные средства для передачи планов пейзажа.
|
2 |
|
|
Дерево жизни – символ мировоззрения. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень |
1 |
|
3 |
|
|
Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет |
1 |
|
4 |
|
|
Цветущее дерево - символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи |
1 |
|
5 |
|
|
Птица - символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита |
1 |
|
6 |
|
|
Конь - символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: пиния, силуэт с вариациями городецких разживок. |
1 |
|
7 |
|
|
Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, Симметрия, динамика, статика. |
1 |
|
8 |
|
|
Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека.
|
1 |
|
9 |
|
|
Вольный ветер - дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет |
1 |
|
10 |
|
|
Движение - жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий |
1 |
|
11 |
|
|
Осенние метаморфозы. Пейзажи: колорит, композиция. |
1 |
|
Раздел «Любуйся ритмами в жизни природы и человека» (14 часов) |
|||||
12 |
|
|
Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. |
1 |
Представлять родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими. Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Знакомиться с традиционной русской одеждой. Называть средства и приёмы передачи праздничного настроения в картинах. Выражать в своей работе эмоционально-ценностное отношение к празднику. Изготовлять проект открытки с использованием элементов симметричного вырезывания, выполнение рисунка отпечатка и разноцветного фона.
|
13 |
|
|
Декоративно-сюжетная композиция; приём уподобления, силуэт |
1 |
|
14 |
|
|
Иллюстрация к сказке: композиция, цвет |
1 |
|
15 |
|
|
Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов |
1 |
|
16 |
|
|
Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия |
1 |
|
17 |
|
|
Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия |
1 |
|
18 |
|
|
Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика |
1 |
|
19 |
|
|
Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция |
1 |
|
20 |
|
|
Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета |
1 |
|
21 |
|
|
Русское поле, Бородино, портрет. Батальный жанр. |
1 |
|
22 |
|
|
Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит |
1 |
|
23 |
|
|
Образы-символы, Орнамент: ритм, симметрия, символика |
1 |
|
24 |
|
|
Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих |
1 |
|
25 |
|
|
Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. |
1 |
|
|
Раздел «Восхитись созидательными силами природы и человека» (9 часов) |
||||
26 |
|
|
Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно |
1 |
Называть художественные средства выразительности в плакате. Выполнять эскизы плаката; коллаж плаката. Выполнять эскиз памятника. Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции.
|
27 |
|
|
Проект экологического плаката в технике коллажа |
1 |
|
28 |
|
|
Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство |
1 |
|
29 |
|
|
Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. |
1 |
|
30 |
|
|
Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества |
1 |
|
31 |
|
|
Медальерное искусство |
1 |
|
32 |
|
|
Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности |
1 |
|
33 |
|
|
Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности |
1 |
|
34 |
|
|
Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. |
1 |
Список используемой литературы:
1. Т.Я.Шпикалова. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова - М. : Просвещение, 2011. - 193 с.;
2. Л.В.Ершова. Учебник. Изобразительное искусство.4класс. М.: Просвещение,2014 - 175с.
3. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская и др. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений /. — М.: Просвещение, 2011. — 193 с.
4. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371
5. Официальный сайт издательства «Просвещение».- Режим доступа: https://shop.prosv.ru/cart
Аннотация
Рабочая программа по изобразительному искусству, 4 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».
Автор-составитель: Шишминцева О.Д., учитель начальных классов.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова - М. : Просвещение, 2011. - 193 с.;
- Шпикалова Т.Я., Л.В.Ершова. Учебник. Изобразительное искусство.4класс. М.: Просвещение,2014 - 175с.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс [Текст]: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. – М.: Просвещение, 2014. - 80 с.
- Шпикалова Т.Я., Л.В. Ершова, Г.А. Поровская и др. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений /. — М.: Просвещение, 2011. — 193 с.
Учебно-методический комплекс относится к завершенной предметной линии «Искусство» Шпикалова Т.Я., Ершовой Л.В. системы «Перспектива».
Учебный предмет изобразительное искусство входит в предметную область «Искусство».
Количество учебных часов в год – 34.
Количество учебных часов в неделю – 1.
Специфика начального курса изобразительного искусства определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.