Рабочая программа по изо для ОВЗ 5-7 кл.
Оценка 4.6

Рабочая программа по изо для ОВЗ 5-7 кл.

Оценка 4.6
doc
09.06.2020
Рабочая программа по изо для ОВЗ 5-7 кл.
для овз 5-8 кл изо.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Для 5-7 класса на основе учебно-методического комплекса

для общеобразовательных учреждений

«Изобразительное искусство и художественный труд»

Автор программы Б.М. Неменский

 

 

 

 

 

                                                             

Составитель: Карамышева Э.З.

 

             

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

                                                                                                                                                                                            Рабочая программа по изобразительному искусству для V- VIII классов оставлена на основе:-          федерального компонента государственного образовательного

 стандарта основного общего образования;

- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;

- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М.    Неменский.- М.: Просвещение, 2012;

- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения искусства, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание рабочей программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Цели художественного образования:

• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем стандарта основного общего образования по,  даёт  распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом  межпредметных  и  внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  на «Изобразительное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.  Рабочая программа по изобразительному искусству  для V- VIII классов   рассчитана на 103 учебных часов: 5 класс – 34 часов; 6 класс – 35 часов; 7 класс – 34 часов. Для выполнения обязательного  минимума содержания основных образовательных программ  по изобразительному искусству образовательного стандарта основного общего образования, выделен 1 час из вариативной составляющей Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Рабочая программа по изобразительному искусству для  5-7 классов,  является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

При сопоставлении содержания программы под редакцией Б.М. Неменского с Примерной программой  по изобразительному искусству и образовательным стандартом выявлено отсутствие следующих дидактических единиц:

-  «Орнамент как основа декоративного украшения», «Виды орнамента и типы орнаментальных композиций» (раздел Примерной программы «Язык изобразительного искусства и художественный образ»). Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 5 класса (урок №2);

- «Виды пластических искусств». Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 6 класса (урок №1);

- «Виды графики». Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 6 класса (урок №2);

- «Виды скульптуры». Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 7 класса (уроки № 3-4);

- «Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращённость к внутреннему миру человека. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Фрески Дионисия. Икона А. Рублёва «Троица». Для устранения данного рассогласования недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 7 класса (уроки № 20-21);

- «Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А. Дайнека, А. Пластов, Б. Неменский) Художник-творец-гражданин. Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане». Для устранения данного рассогласования, недостающая дидактическая единица включена в содержание тем учебного курса 7 класса (урок № 28).

 

 

 

 

Учебно – тематическое планирование 5-7 класс

 

5 класс

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

34 часов

1.

Древние корни народного искусства:

1.        Древние образы в народном искусстве.

2.        Орнамент как основа декоративного украшения

3.        Декор русской избы.

4.        Внутренний мир русской избы.

5.        Конструкция и декор предметов народного быта.

6.        Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.

7.        Народный праздничный костюм

8.        Народные праздничные обряды. Масленица.

9 ч:

1

1

1

1

1

1

2

1

2.

Связь времен в народном искусстве:

1.        Древние образы в современных народных игрушках.

2.        Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

3.        Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

4.        Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

5.        Роль народных художественных промыслов в современной жизни

6.        Связь времён в народном искусстве

9 ч:

2

2

1

2

1

1

3.

Декор – человек, общество, время:

1.        Зачем людям украшения. 

2.        Декор и положение человека в обществе. 

3.        Одежда говорит о человеке. 

4.        О чем рассказывают гербы и эмблемы. 

5.        Символы и эмблемы в современном обществе 

6.        Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. 

8 ч:

1

1

2

2

1

1

4.

Декоративное искусство в современном мире:

1.        Современное выставочное искусство. 

2.        Ты сам -  мастер ДПИ (тряпичная кукла) 

3.        Ты сам -  мастер ДПИ (ваза) 

4.        Ты сам -  мастер ДПИ (витраж) 

5.        Декоративно-прикладное искусство в жизни человека(обобщение и систематизация знаний) 

8 ч:

1

1

2

3

1

 

6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека

35 часов

5.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка:

1.        Изобразительное искусство в семье пластических искусств. 

2.        Рисунок – основа изобразительного искусства. 

3.        Линия и ее выразительные возможности. 

4.        Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. 

5.        Цвет. Основы цветоведения. 

6.        Цвет в произведениях живописи 

7.        Объемные изображения в скульптуре. 

8.        Основы языка изображения. 

1

1

1

1

1

1

1

1

6.

Мир наших вещей. Натюрморт:

1.        Реальность и фантазия в творчестве художника. 

2.        Изображение предметного мира – натюрморт. 

3.        Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. 

4.        Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. 

5.        Освещение. Свет и тень. 

6.        Натюрморт в графике. 

7.        Цвет в натюрморте. 

8.        Выразительные возможности натюрморта. 

1

1

1

1

1

1

1

1

7.

Вглядываясь в человека. Портрет:

1.        Образ человека – главная тема искусства. 

2.        Конструкция головы человека и ее пропорции. 

3.        Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. 

4.        Портрет в графике. 

5.        Портрет в скульптуре. 

6.        Сатирические образы человека. 

7.        Образные возможности  освещения в портрете. 

8.        Портрет в живописи. 

9.        Роль цвета в портрете. 

10.     Великие портретисты. 

10ч:

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

8.

Человек и пространство в изобразительном искусстве:

1.        Жанры в изобразительном искусстве. 

2.        Изображение пространства. 

3.        Правила линейной и воздушной перспективы. 

4.        Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. 

5.        Пейзаж-настроение. Природа и художник. 

6.        Городской пейзаж. 

7.        Выразительные возможности изобразительного искусства. 

Язык и смысл. 

9ч:

1

1

2

1

1

2

 

1

 

7 класс

Изобразительное искусство в жизни человека

34 часов

9.

Изображение фигуры человека и образ человека:

1.        Изображение фигуры человека в истории искусства. 

2.        Пропорции и строение фигуры человека. 

3.        Лепка фигуры человека. 

4.        Изображение фигуры человека в истории скульптуры 

5.        Набросок фигуры человека с натуры. 

6.        Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. 

7ч:

1

1

2

1

1

1

10.

Поэзия повседневности:

1.        Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. 

2.        Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. 

3.        Творчество А.Г. Венецианова и  П.А. Федотова 

4.        Творчество художников- передвижников 

5.        Государственная Третьяковская галерея 

6.        Сюжет и содержание в картине. 

7.        Жизнь в моем городе в прошлых веках ( историческая тема в бытовом жанре).

8.        Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

9.        Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

11ч:

1

1

1

1

1

1

 

2

1

2

11.

Великие темы жизни:

1.        Монументальная живопись 

2.        Искусство Древней Руси 

3.        Библейские темы в станковой живописи 

4.        Тематическая картина в русском искусстве 19 века. 

5.        Процесс работы над тематической картиной 

6.        Монументальная скульптура и образ истории народа 

7.        Зрительские умения и их значение для современного человека.

9ч:

1

2

1

1

2

1

1

1

12.

Реальность жизни и художественный образ:

1.        Искусство иллюстрации.  Слово и изображение. 

2.        Зрительские умения и их значение для современного человека. 

3.        История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. 

4.        Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. 

5.        Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. 

7ч:

3

1

 

1

1

1

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО: 103часов

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ V- VII классы (103 час)

Изобразительное искусство, его виды и жанры (30 часов).

Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).

Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.

 

Язык изобразительного искусства и художественный образ (23 час).

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).

Опыт творческой деятельности. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.

 

Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (15 час).

Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.

Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).

Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).

Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

 

Синтез искусств (2 час).

Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

 

Синтез искусств в архитектуре (5час).

Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.

 

Синтез искусств в театре (3 час).

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.

Изображение в полиграфии (3час).

Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).

Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

 

Изображение в фотографии (2 час).

Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.

Синтетическая природа экранных искусств (2 час).

Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.).

Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.

Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.

 

Изображение на компьютере (2 час).

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.

 

Календарно - тематическое планирование  ИЗО в 5 классе

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1

Древние образы в народном искусстве.

1

 

2

Орнамент как основа декоративного украшения

1

 

3

Декор русской избы.

1

 

4

Внутренний мир русской избы.

1

 

5

Конструкция и декор предметов народного быта.

1

 

6

Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.

1

 

7-8

Народный праздничный костюм

 

2

 

 

9

Народные праздничные обряды. Масленица.

1

 

10-11

Древние образы в современных народных игрушках.

 

2

 

 

12-13

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

 

2

 

 

14

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

1

 

15-16

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

2

 

 

17

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

1

 

18

Связь времён в народном искусстве

1

 

19

Зачем людям украшения.

1

 

20

Декор и положение человека в обществе.

1

 

21-22

Одежда говорит о человеке.

 

2

 

 

23-24

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

 

2

 

 

25

Символы и эмблемы в современном обществе

1

 

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

1

 

27

Современное выставочное искусство.

1

 

28

Ты сам -  мастер ДПИ (тряпичная кукла)

1

 

29-30

Ты сам -  мастер ДПИ (ваза)

 

2

 

 

31-32-33

Ты сам -  мастер ДПИ (витраж)

 

 

 

3

 

 

 

 

34

Декор. Человек. Общество.(обобщение и систематизация знаний)

1

 

Итого по плану  34 часов

Календарно - тематическое планирование ИЗО в 6 классе

урока

Тема урока

 

Дата проведе

ния

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

 

2

Рисунок – основа изобразительного искусства.

1

 

3

Линия и ее выразительные возможности.

1

 

4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

 

5

Цвет. Основы цветоведения.

1

 

6

Цвет в произведениях живописи

1

 

7

Объемные изображения в скульптуре.

1

 

8

Основы языка изображения.

1

 

9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

 

10

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

 

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

 

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1

 

13

Освещение. Свет и тень.

1

 

14

Натюрморт в графике.

1

 

15

Цвет в натюрморте.

1

 

16

Выразительные возможности натюрморта.

1

 

 

17

Образ человека – главная тема искусства.

1

 

 

18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1

 

19

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

 

20

Портрет в графике

1

 

21

Портрет в скульптуре.

1

 

22

Сатирические образы человека.

1

 

23

Образные возможности  освещения в портрете.

1

 

24

Портрет в живописи.

1

 

25

Роль цвета в портрете.

1

 

26

Великие портретисты.

1

 

27

Жанры в изобразительном искусстве.

1

 

28

Изображение пространства.

1

 

29-30

Правила линейной и воздушной перспективы.

 

2

 

 

31

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

1

 

32

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

1

 

33-34

Городской пейзаж.

 

2

 

 

35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

 

Итого по плану  35 часов

 

Календарно - тематическое планирование ИЗО в 7 классе

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1

Изображение фигуры человека в истории искусства.

1

 

2

Пропорции и строение фигуры человека.

1

 

3-4

Лепка фигуры человека.

 

2

 

 

5

Изображение фигуры человека в истории скульптуры

1

 

6

Набросок фигуры человека с натуры.

1

 

7

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

1

 

8

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

1

 

9

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

1

 

10

Творчество А.Г. Венецианова и  П.А. Федотова

1

 

11

Творчество художников- передвижников

1

 

12

Государственная Третьяковская галерея

1

 

13

Сюжет и содержание в картине.

1

 

14-15

Жизнь в моем городе в прошлых веках

( историческая тема в бытовом жанре).

2

 

 

16

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

1

 

17-18

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

 

2

 

 

19

Монументальная живопись

1

 

20-21

Искусство Древней Руси

 

2

 

 

22

Библейские темы в станковой живописи

1

 

23

Тематическая картина в русском искусстве 19 века.

1

 

24-25

Процесс работы над тематической картиной

 

2

 

 

26-27

Монументальная скульптура и образ истории народа

 

2

 

 

28

Зрительские умения и их значения для современного человека.

1

 

29-30

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

2

 

 

 

 

32-33

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

2

 

 

34-35

Художественно-творческие проекты

2

 

Итого по плану  35 часов

 

5  КЛАСС

Основное содержание учебного курса

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»  – 34 часов

Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей  и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение  опыта  восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России;

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец,  Полохов-Майдан,  Жостово  и др.)

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой ( предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.

6 класс

Основное содержание учебного курса

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов

Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса -  посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения  в способах изображения.  При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки  и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

- о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства. 

7 класс

Основное содержание учебного курса

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 34 часов

Цель: формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству. 

Задачи:

§        дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

§        развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии;

§        осмысление места изобразительного искусства в жизни общества.

§        формирование художественно-творческой активности.

В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. Учащиеся знакомятся с картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном  искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах;

-о процессе работы художника над картиной;

- о композиции как целостности и образном строе произведения;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь о больших исторических событиях; о влиянии образа на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изо в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- наиболее значимый ряд великих произведений  ИЗО  на исторические и библейские темы в отечественном искусстве.

уметь:

- применять на практике первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

- владеть материалами живописи графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;

- получить творческий опыт в построении тематических композиций;

- получит навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

8 класс

Основное содержание учебного курса

«Дизайн и архитектура в жизни человека»- 35 часов

Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств  связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества. Изучение конструктивных искусств в 8 классе  прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный).

Последняя четверть посвящается изучению синтетическим искусствам, знакомству с новыми визуально-техническими средствами: фотография, кинематограф, телевидение, компьютерная графика. Расширяется зона визуально-зрелищной культуры и приобретаются практические навыки в индивидуальной и коллективной  исследовательской и проектно-творческой деятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

-  особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

-  использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

-  владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

-  создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

-  использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

-  использовать разнообразные графические материалы и материалы для работы в объёме4

-  владеть навыками создания презентаций, слайд-фильмов.

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.        Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

2.        Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3.        Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме  выставки или теста.

4.        Заключительный контроль. Методы диагностики -  конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Учебный методический комплекс.

Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 ).

Учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского:

Учебники

§        Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное  искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2011 г.

§        Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под ред. Б.М. Неменского Москва, Просвещение, 2012 г.

§        А.С. Питерских, Г. Е. Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.  7-8 класс» под редакцией  Б.М. Неменского.  Москва, «Просвещение», 2012 г.

Пособие для учащихся: Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

Пособие для учителей

§        Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.  Москва, «Просвещение», 2011 г

§        Н. А. Гряева. «Изобразительное искусство. Искусство  в жизни человека. Методическое пособие.  6 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2012 г

§        Г. Е. Гуров, А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7-8 класс». Москва, «Просвещение», 2012 г

Отличительная особенность учебников в том, что они не только дают учащимся знания, умения и навыки работы в искусстве, но и раскрывают творческую личность в каждом школьнике, формируют разностороннюю  художественную культуру. Каждый учебник – это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность школьника. Учебники ориентированы на личность ребенка, его интересы и возрастные возможности. По каждой теме дается система творческих заданий для развития художественного мышления и воображения школьников.

Методическая литература:

1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 2010.

2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2011.

3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 2011.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2012;

5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 2010.

6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 2010.

7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2012.;

8.О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2012..; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 2010.

9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 2010.

11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2013.

12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2011.

14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 2010.

15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 2010.

16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 2010.

17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 2011.

18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 2010.

19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 2010.

20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 2010.

21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 2010.

22.Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2011. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для 5-7 класса на основе учебно-методического комплекса для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для 5-7 класса на основе учебно-методического комплекса для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При сопоставлении содержания программы под редакцией

При сопоставлении содержания программы под редакцией

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Поэзия повседневности: 1.

Поэзия повседневности: 1.

Опыт творческой деятельности.

Опыт творческой деятельности.

Изображение на компьютере (2 час)

Изображение на компьютере (2 час)

Выразительные возможности натюрморта

Выразительные возможности натюрморта

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» – 34 часов

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» – 34 часов

Основное содержание учебного курса «Изобразительное искусство в жизни человека» - 34 часов

Основное содержание учебного курса «Изобразительное искусство в жизни человека» - 34 часов

Учащиеся должны уметь: - конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме); - моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных…

Учащиеся должны уметь: - конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме); - моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных…

Учебники ориентированы на личность ребенка, его интересы и возрастные возможности

Учебники ориентированы на личность ребенка, его интересы и возрастные возможности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020