ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно- прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно- творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю.
Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится
1 час в неделю, всего 33 часа.
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией. Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона. Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и
социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-
значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и
гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
1. Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном
образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной
среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных
свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения
художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок
в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния
природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-
пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным
установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных
композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни
людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента
анализа содержания произведений; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией: использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые
электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в
произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в
различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель),
между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в
процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в
соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной
творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом. Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др. Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной:
декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных
промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника. Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки). Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
|
Дата изучения |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
Модуль 1. Восприятие произведений искусства |
|
|
|
|
|
|
||
1.1. |
Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений. |
1 |
0 |
0.5 |
|
Наблюдать, рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения; |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
1.2. |
Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. |
0.5 |
0 |
0 |
|
Объяснять расположение изображения на листе и выбор вертикального или горизонтального формата; Объяснять, какими художественными материалами (карандашами, мелками, красками и т. д.) сделан рисунок; |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
1.3. |
Обсуждение содержания рисунка. |
0.5 |
0 |
0.5 |
|
Рисовать, выполнить рисунок на простую, всем доступную тему, например «Весёлое солнышко», карандашами или мелками; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
Итого по модулю 1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 2. Графика |
|
|
|
|
|
|
||
2.1. |
Линейный рисунок. |
0.25 |
0 |
0 |
|
Осваивать навыки работы графическими материалами; |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.2. |
Разные виды линий. |
0.25 |
0 |
0.25 |
|
Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.3. |
Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. |
0.25 |
0 |
0.25 |
|
Наблюдать и анализировать характер линий в природе; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.4. |
Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией. |
0.25 |
0 |
0.25 |
|
Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.5. |
Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). |
1 |
0 |
0.75 |
|
Выполнять с натуры рисунок листа дерева; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.6. |
Последовательность рисунка. |
0.5 |
0 |
0.25 |
|
Рассматривать и обсуждать характер формы листа; Осваивать последовательность выполнения рисунка; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.7. |
Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. |
0.5 |
0 |
0.5 |
|
Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета; Анализировать и сравнивать соотношение частей, составляющих одно целое, рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.8. |
Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом. |
1 |
0 |
0.75 |
|
Приобретать опыт внимательного аналитического наблюдения; Развивать навыки рисования по представлению и воображению; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.9. |
Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. |
0.5 |
0 |
0.25 |
|
Использовать графическое пятно как основу изобразительного образа; Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.10. |
Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. |
0.5 |
0 |
0.5 |
|
Приобрести знания о пятне и линии как основе изображения на плоскости; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.11. |
Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. |
0.5 |
0 |
0.25 |
|
Учиться работать на уроке с жидкой краской; Создавать изображения на основе пятна путём добавления к нему деталей, подсказанных воображением; |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
2.12. |
Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам. |
0.5 |
0 |
0.5 |
|
Выполнить линейный рисунок на темы стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору учителя) с простым весёлым, озорным развитием сюжета; Рассматривать и анализировать иллюстрации известных художников детских книг с позиций освоенных знаний о пятне, линии и пропорциях; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
Итого по модулю 2 |
6 |
|
||||||
Модуль 3. Живопись |
||||||||
3.1. |
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. |
1 |
0 |
0.75 |
|
Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
3.2. |
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. |
0.25 |
0 |
0 |
|
Знать три основных цвета; Обсуждать ассоциативные представления, связанные с каждым цветом; Экспериментировать, исследовать возможности смешения красок, наложения цвета на цвет, размывания цвета в процессе работы над разноцветным ковриком; |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
3.3. |
Эмоциональная выразительность цвета. |
0.25 |
0 |
0.25 |
|
Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном настроении — весёлом, задумчивом, грустном и др.; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
3.4. |
Цвет как выражение настроения, душевного состояния. |
0.5 |
0 |
0.5 |
|
Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном настроении — весёлом, задумчивом, грустном и др.; Объяснять, как разное настроение героев передано художником в иллюстрациях; Выполнить красками рисунок с весёлым или грустным настроением; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
3.5. |
Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. |
1 |
0 |
0.75 |
|
Выполнить гуашью рисунок цветка или цветов на основе демонстрируемых фотографий или по представлению; Развивать навыки аналитического рассматривания разной формы и строения цветов; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
3.6. |
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике. |
1 |
1 |
0 |
|
Выполнить изображения разных времён года; Рассуждать и объяснять, какого цвета каждое время года и почему, как догадаться по цвету изображений, какое это время года; Иметь представления о свойствах печатной техники; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
3.7. |
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения. |
1 |
0 |
0.75 |
|
Осваивать технику монотипии для развития живописных умений и воображения; Осваивать свойства симметрии; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
Итого по модулю 3 |
5 |
|
||||||
Модуль 4. Скульптура |
||||||||
4.1. |
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. |
0.25 |
0 |
0 |
|
Наблюдать, воспринимать выразительные образные объёмы в природе: на что похожи формы облаков, камней, коряг, картофелин и др. (в классе на основе фотографий); |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
4.2. |
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. |
0.75 |
0 |
0.75 |
|
Осваивать первичные навыки лепки — изображения в объёме; Лепить из целого куска пластилина мелких зверушек путём вытягивания, вдавливания; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
4.3. |
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией. |
1 |
0 |
0.75 |
|
Овладевать первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже; Осваивать навыки объёмной аппликации (например, изображение птицы — хвост, хохолок, крылья на основе простых приёмов работы с бумагой); |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
4.4. |
Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов). |
1 |
0 |
0.75 |
|
Рассматривать и характеризовать глиняные игрушки известных народных художественных промыслов; Анализировать строение формы, частей и пропорций игрушки выбранного промысла; Осваивать этапы лепки формы игрушки и её частей; Выполнить лепку игрушки по мотивам выбранного народного промысла; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
4.5. |
Объёмная аппликация из бумаги и картона. |
1 |
0 |
0.75 |
|
Осваивать приёмы создания объёмных изображений из бумаги; Приобретать опыт коллективной работы по созданию в технике аппликации панно из работ учащихся; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
Итого по модулю 4 |
4 |
|
|
|
|
|
Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство |
||||||||
5.1. |
Узоры в природе. |
0.25 |
0 |
0 |
|
Рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (на основе фотографий); |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
5.2. |
Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. |
0.75 |
0 |
0.75 |
|
Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
5.3. |
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. |
1 |
0 |
0.75 |
|
Выполнить рисунок бабочки, украсив узорами её крылья; Приобретать опыт использования правил симметрии при выполнении рисунка; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
5.4. |
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. |
0.5 |
0 |
0.25 |
|
Рассматривать и характеризовать примеры художественно выполненных орнаментов; Определять в предложенных орнаментах мотивы изображения: растительные, геометрические, анималистические; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
5.5. |
Декоративная композиция в круге или полосе. |
0.5 |
0 |
0.5 |
|
Рассматривать орнаменты в круге, полосе, квадрате в соответствии с оформляемой предметной поверхностью; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
5.6. |
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов. |
1 |
0.75 |
0 |
|
Выполнить гуашью творческое орнаментальное стилизованное изображение цветка, птицы и др. (по выбору) в круге или в квадрате (без раппорта); Рассматривать и характеризовать орнамент, украшающий игрушку выбранного промысла; Выполнить на бумаге красками рисунок орнамента выбранной игрушки; Выполнить рисунок игрушки выбранного художественного промысла или, предварительно покрыв вылепленную игрушку белилами, нанести орнаменты на свою игрушку, сделанную по мотивам народного промысла; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
5.7. |
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. |
1 |
0 |
0.75 |
|
Осваивать технику оригами, сложение несложных фигурок; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
5.8. |
Форма и украшение бытовых предметов. |
0.5 |
0 |
0.25 |
|
Узнавать о работе художника по изготовлению бытовых вещей; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
5.9. |
Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор. |
0.5 |
0 |
0.5 |
|
Осваивать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем, подручными материалами; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
Итого по модулю 5 |
6 |
|
Модуль 6. Архитектура |
6.1. |
Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. |
1 |
0 |
0.5 |
|
Рассматривать и сравнивать различные здания в окружающем мире (по фотографиям); Анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий; Выполнить рисунок придуманного дома на основе полученных впечатлений (техника работы может быть любой, например с помощью мелких печаток); |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
6.2. |
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии. |
1 |
0 |
0.75 |
|
Осваивать приёмы складывания объёмных простых геометрических тел из бумаги (параллелепипед, конус, пирамида) в качестве основы для домиков; Осваивать приёмы склеивания деталей, симметричного надрезания, вырезания деталей и др., чтобы получились крыши, окна, двери, лестницы для бумажных домиков; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
6.3. |
Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. |
1 |
0 |
0.75 |
|
Макетировать в игровой форме пространство сказочного городка (или построить городок в виде объёмной аппликации); |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
Итого по модулю 6 |
3 |
|
||||||
Модуль 7. Восприятие произведений искусства |
||||||||
7.1. |
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. |
1 |
0 |
0.5 |
|
Наблюдать, разглядывать, анализировать детские работы с позиций их содержания и сюжета, настроения, расположения на листе, цветового содержания, соответствия учебной задаче, поставленной учителем; |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
7.2. |
Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). |
1 |
0 |
0.5 |
|
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений и с учётом визуальной установки учителя; Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки); Осваивать опыт восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек; |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
7.3. |
Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. |
1 |
0 |
0.5 |
|
Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой; |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
7.4. |
Знакомство с живописной картиной. |
0.5 |
0 |
0.25 |
|
Приобретать опыт специально организованного общения со станковой картиной; Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной; |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
7.5. |
Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). |
0.5 |
0 |
0.5 |
|
Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя; |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
7.6. |
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. |
0.25 |
0 |
0 |
|
Рассказывать и обсуждать зрительские впечатления и мысли; |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
7.7. |
Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. |
0.25 |
0 |
0 |
|
Рассказывать и обсуждать зрительские впечатления и мысли; |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
7.8. |
Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» |
0.5 |
0.5 |
0 |
|
Знать основные произведения изучаемых художников; |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
Итого по модулю 7 |
5 |
|
|
|
|
|
||
Модуль 8. Азбука цифровой графики |
|
|
|
|
||||
8.1. |
Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений. |
1 |
0 |
0.5 |
|
Приобретать опыт фотографирования с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
8.2. |
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. |
1 |
0 |
0.5 |
|
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения цели сделанного снимка, значимости его содержания, его композиции; |
Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ |
Итого по модулю 8 |
2 |
|
|
|
|
|
||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
33 |
2.25 |
20.5 |
|
|
|
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды, формы контроля |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Модуль «Восприятие произведений искусства». Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений |
1 |
0 |
0.5 |
|
Устный опрос; |
2. |
Модуль «Восприятие произведений искусства». Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. Обсуждение содержания рисунка |
1 |
0 |
0.5 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
3. |
Модуль «Графика». Линейный рисунок. Разные виды линий. Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией. |
1 |
0 |
0.75 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
4. |
Модуль «Графика». Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный) |
1 |
0 |
0.75 |
|
Практическая работа; |
5. |
Модуль «Графика». Последовательность рисунка. Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела»,меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных |
1 |
0 |
0.75 |
|
Практическая работа; |
6. |
Модуль «Графика». Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом |
1 |
0 |
0.75 |
|
Практическая работа; |
7. |
Модуль «Графика».. Пятно- силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт |
1 |
0 |
0.75 |
|
Практическая работа; |
8. |
Модуль «Графика». Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам |
1 |
0 |
0.75 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
9. |
Модуль «Живопись». Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока |
1 |
0 |
0.75 |
|
Практическая работа; |
10. |
Модуль «Живопись».Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. Эмоциональная выразительность цвета. Цвет как выражение настроения, душевного состояния |
1 |
0 |
0.75 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
11. |
Модуль «Живопись». Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения |
1 |
0 |
0.75 |
|
Практическая работа; |
12. |
Модуль «Живопись». Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике |
1 |
1 |
0 |
|
Практическая работа; |
13. |
Модуль «Живопись». Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения |
1 |
0 |
0.75 |
|
Практическая работа; |
14. |
Модуль «Скульптура». Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания |
1 |
0 |
0.75 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
15. |
Модуль «Скульптура». Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией |
1 |
0 |
0.75 |
|
Практическая работа; |
16. |
Модуль «Скульптура». Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) |
1 |
0 |
0.75 |
|
Практическая работа; |
17. |
Модуль «Скульптура». Объёмная апликация из бумаги и картона |
1 |
0 |
0.75 |
|
Практическая работа; |
18. |
Модуль «Декоративно- прикладное искусство». Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства |
1 |
0 |
0.75 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
19. |
Модуль «Декоративно- прикладное искусство». Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев |
1 |
0 |
0.75 |
|
Практическая работа; |
20. |
Модуль «Декоративно- прикладное искусство». Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или полос |
1 |
0 |
0.75 |
|
Практическая работа; |
21. |
Модуль «Декоративно- прикладное искусство». Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов |
1 |
0.75 |
0 |
|
Практическая работа; |
22. |
Модуль «Декоративно- прикладное искусство». Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги |
1 |
0 |
0.75 |
|
Практическая работа; |
23. |
Модуль «Декоративно- прикладное искусство». Форма и украшение бытовых предметов. Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор |
1 |
0 |
0.75 |
|
Практическая работа; |
24. |
Модуль «Архитектура». Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий |
1 |
0 |
0.5 |
|
Устный опрос; |
25. |
Модуль «Архитектура». Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии |
1 |
0 |
0.75 |
|
Практическая работа; |
26. |
Модуль «Архитектура». Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина |
1 |
0 |
0.75 |
|
Практическая работа; |
27. |
Модуль «Восприятие произведений искусства». Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ |
1 |
0 |
0.5 |
|
Устный опрос; |
28. |
Модуль «Восприятие произведений искусства». Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки) |
1 |
0 |
0.5 |
|
Устный опрос; |
29. |
Модуль «Восприятие произведений искусства». Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой |
1 |
0 |
0.5 |
|
Устный опрос; |
30. |
Модуль «Восприятие произведений искусства». Знакомство с живописной картиной. Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя) |
1 |
0 |
0.75 |
|
Устный опрос; |
31. |
Модуль «Восприятие произведений искусства». Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» |
1 |
0.5 |
0 |
|
Устный опрос; |
32. |
Модуль «Азбука цифровой графики». Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений |
1 |
0 |
0.5 |
|
Практическая работа; |
33. |
Модуль «Азбука цифровой графики». Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме |
1 |
0 |
0.5 |
|
Практическая работа; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
33 |
2.25 |
20.5 |
|
Изобразительное искусство. 1 класс/Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:
Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1класс по программеБ.М.Неменского. М.:
Издательство "ВАКО"
ЦИФРОВЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://easyen.ru/load/mkhk_izo/1_klass/poehtapnoe_risovanie_eli/185-1-0-3096
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2017/10/07/prezentatsii-dlya-urokov-izo?
Компьютер
Мультемедийный проектор или доска Учебные плакаты по темам уроков.
Кисти
Краски
Гуашь
Альбом
Цветные карандаши
Фломастеры
Восковые мелки или пастель
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.