РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
для 4 класса
Изобразительное искусство Сокольникова Н.М.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствие с:
-Федеральным законом от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом (далее –ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от06.10.2009 No 373;
-Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 No 373"
-Примерной основной образовательной программой начального общего образования одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образования(протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1\15.
-Авторской программой по изобразительному искусству Н.М.Сокольниковой, «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа», М.: Астрель, учебник , УМК « Планета знаний».
Рабочая программа является единой для всех учителей, работающих по УМК «Планета знаний».
Сроки реализации программы 1год.
Цели программы:
• приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи курса:
• продолжение освоения выразительных возможностей графических материалов, различных способов штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.;
• продолжение освоения живописных приёмов и способов применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами;
• продолжение освоения правильной передачи пропорциональных соотношений фигуры человека и животных;
• продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа
• продолжение освоения цветоведения, изучение и составление гармоничных цветовых сочетаний, освоение колористической живописи, изучение особенностей выступающих и отступающих цветов;
• формирование умения передавать движение в композиции;
• продолжение формирования умения точно передавать в тематической композиции, иллюстрации сюжет, создавать выразительные образы;
• развитие умения выбирать формат композиции в зависимости от замысла, выделять один или несколько композиционных центров;
• продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами;
• знакомство с традиционными орнаментами и костюмами народов России;
• продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе растительных и животных форм.
Характеристика учебного предмета.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Программа по изобразительному искусству реализует деятельностный подход обучения.
Место учебного предмета.
Предметная область |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
Искусство |
Образовательная часть |
|
|
|
Изобразительное искусство. |
1 |
34 |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность добра, ценность общения, ценность природы, ценность красоты и гармонии, ценность истины, ценность семьи, ценность гражданственности и патриотизма, ценность человечества, ценность человечества.
Результаты освоения предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
• осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
• представления о роли искусства в жизни человека;
• восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;
• положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
• понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;
• основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
• устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
• понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
• понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;
• потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);
• восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры;
• художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
• способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
• понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
• самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
• планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
• следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;
• определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач;
• осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности;
• вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ;
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учётом разных критериев.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
• наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
• использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
• устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
• различать многообразие форм предметного мира;
• сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
• группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
• выполнять несложные модели дизайнерских объектов;
• выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий;
• конструировать по свободному замыслу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно - энциклопедическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
• анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
• моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;
• сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;
• использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;
• понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником;
• узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе;
• задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
• договариваться и приходить к общему решению;
• владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
• владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе;
• аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
• различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;
• называть ведущие художественные музеи России и мира; ^ различать и называть цвета цветового круга (12 цветов),
основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
• правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография
идр.);
• выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;
• изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;
• передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;
• использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;
• изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;
• передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
• определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Пол-хов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);
• изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;
• выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;
• выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений;
• узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;
• использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе;
• использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;
• передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;
• моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;
• выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
• различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления;
• использовать стилизацию форм для создания орнамента;
• создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint).
• оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
Данная программа может использоваться в работе с обучающимися, которые имеют задержку психического развития (ЗПР).
Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших школьников с ОВЗ и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Он реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет не только формировать необходимые компетенции, но и успешно корригировать типичные для школьников с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки). Изучение предмета способствует эстетическому воспитанию. Предполагаемые групповые формы работы по созданию панно и коллажей способствуют формированию первоначальных умений делового общения, коммуникативных универсальных учебных действий. Реализация данного предмета предусматривает предметно-практическую изобразительную деятельность. Возможность практически осваивать изобразительные способы действия раскрывают потенциальные возможности детей. Уточняются знания о геометрических формах, цветах, включаются новые для обучающегося термины, что способствует расширению словарного запаса, обогащению знаний о мире. Содержание программы представлено видами работ с различными материалами: красками, пластилином, бумагой и картоном. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Развивается продуктивное воображение (опредмечивание пятен). Как говорит искусство» изучаются плоскостные и объемные изображения, изображения с помощью пятен и линий, обсуждается значение цвета, формируются умения работы с гуашью. Расширяются представления о работе художников и скульпторов, произведениях, помещаемых в художественный музей. Обучающиеся получают опыт изобразительной трансформации цветовых пятен, лепки животных, создают по замыслу разноцветные коврики. Происходит обучение конструированию из бумаги, благодаря чему совершенствуется мелкая моторика, корригируются недостатки пространственных представлений. Рассматривание тематики украшений реализует задачи эстетического воспитания. Происходит актуализация имеющихся знаний о сказочных персонажах. Анализ внешнего вида различных домов способствует совершенствованию аналитико- синтетической деятельности. Благодаря знакомству с жилищами различных природных обитателей расширяются и углубляются детские представления об окружающем мире. Дети учатся работать цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону. В ходе изучения раздела «Опыт художественно-творческой деятельности» уточняются знания, полученные ранее. Обучающиеся создают продукты деятельности, выполняющие декоративную функцию, коллективное декоративное панно, расширяют свои представления об окружающем в ходе экскурсий и пытаются их репродуцировать. Происходит дальнейшее знакомство с деятельностью художников и скульпторов. Помимо общеразвивающего значения, каждый урок по предмету призван формировать регулятивные действия. От обучающихся требуют вербализовать свои замыслы, построить план действий, соотнести полученный результат с запланированным. Все в совокупности составляет коррекционное значение предмета.
Содержание учебного предмета.
4 класс (34 ч)
«Виды и жанры изобразительного искусства» 15 ч
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с необычными художественными музеями.
«Виды и жанры изобразительного искусства» (14 ч). Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.
«Декоративное искусство» 8 ч
Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль.
«Народное искусство» 7 ч
Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.
«Мир дизайна и архитектуры» 4 ч
Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн.
Предмет «Изобразительное искусство» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе.
Уровни овладения системой
опорных знаний и умений по предмету
Уровень |
Комментарий |
Материал не усвоен |
Учащийся не владеет изученными материалами и техниками, не знает соответствующей терминологии, основ изобразительного искусства, выполняет рисунок по образцу с серьезными нарушениями технологии. |
Минимальный уровень |
Минимальные знания о материалах и техниках, слабое владение терминологией, выполнение работы по образцу с отклонениями от основ изобразительного искусства, небрежно. |
Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, знание изученной информации о материалах и техниках, выполнение работы по образцу с незначительными отклонениями от канонов в использовании материалов, в аккуратности исполнения. |
|
Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) |
Владение обязательной терминологией, знание информации о материалах и техниках, умение применять полученные умения и навыки при создании собственных творческих работ с незначительными отклонениями от канонов либо с помощью взрослых. |
Свободное владение обязательной терминологией, информацией о материалах и техниках, умение применять их при создании собственных творческих работ без ошибок и помощи. |
|
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) |
Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, выходящими за границы обязательного к изучению материала, соблюдение правил живописи, декоративного рисования, свободное применение обязательных и неизученных техник и материалов при создании собственных творческих работ без помощи взрослых. |
Текущий контроль: проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы.
Тематический итоговый контроль проводится в конце изучения раздела. Оценивается уровень сформированности практических умений по разделу. Умения проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которой учащиеся самостоятельно изучают поэтапное выполнение рисунка или скульптурного изображения либо задумывают авторский проект, продумывают план работы, создают творческую работу, опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами.
Критерии оценки теоретических знаний учащихся по изобразительному искусству
Вид работы |
«5» (отлично) |
«4» (хорошо) |
«3» (удовлетворительно) |
«2» (неудовлетворительно) |
|||
Устный опрос. |
Полные и безошибочные ответы на все вопросы учителя. |
Ответы на вопросы с незначительными ошибками, либо с незначительной помощью. |
Ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников. |
Значительные затруднения при ответах на вопросы, отказ от ответа. |
|||
Тестирова |
Выполнение |
Верное реше |
Верное решение не |
Верное решение менее |
|||
вание. |
работы без ошибок. |
ние не менее 80 процентов заданий либо незначительные недочеты, неполные и неточные ответы на отдельные вопросы. |
менее 60 процентов заданий либо неполные, неточные ответы на все вопросы. |
60 процентов заданий. |
|||
Для оценки творческих работ учащихся целесообразно применять критериальное оценивание.
Самостоятельные творческие работы оцениваются в соответствии с критериями:
• Соответствие теме задания.
• Самостоятельность выполнения работы (делал все сам или привлекал взрослых).
• Оригинальность идеи, исполнения (интересные подходы в использовании материалов, техник).
• Аккуратность исполнения.
• Умение представить свою работу, описать ход, технологию исполнения.
Критерии оценивания самостоятельно подготовленных сообщений, докладов:
• Отбор, систематизация материала в соответствии с темой, заданием.
• Разнообразие источников информации.
• Выразительный устный рассказ.
• Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
Умение отвечать на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
2.Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.
3.Проектор.
4.Интерактивная доска.
5.Репродукции картин.
Тематическое планирование
Изобразительное искусство
34 ч.
№ |
Дата |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты
|
||
|
Предметные |
Личностные |
Метапредметные
|
||||
1 |
|
Необычные музеи. |
Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Знакомство с музеями необычных предметов ( музей пряников, оружия, мебели, воды и т. п.) |
Рассказывать о необычных музеях. |
Интересоваться и посещать художественные, исторические музеи, выставки, выставки, понимать разнообразие и богатсво художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. |
Выделять и анализировать информацию из текста, иллюстраций, осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы. |
2 |
|
Анималистический жанр. Школа лепки. Лепка «Львица с львенком» |
Комбини рованный урок |
Знакомство с анималистическим жанром и художниками-анималистами. Рассмат ривание иллюстраций к книгам о животных в разных техниках. Знакомство со скульптурами в анималистическом жанре. Лепка «Львица с львенком» |
Понимать и объяснять значение терминов «анималистический жанр», «художник –анималист», выполнять лепку фигуры животные из скульптурных материалов (глина, пластилин) |
Иметь положительную мотивацию к участию в различных видах изобразительной деятельности, осознавать разнообразие выразительных средств для передачи отношения к окружающему миру. |
Формулировать под руководством учителя цель и задачи, планировать собственную изобразительную деятельность.
|
3 |
|
Анималистический жанр.Школа живописи и графики. Выполнение рисунка «Храбрый лев». |
Урок комплксного применения знаний и умений. |
Выполнение рисунка «Храбрый лев». Презентация и обсуждение готовых проектов. |
Применять изученные приемы графического изображения в самостоятельной работе, рассказывать об изобразительных средствах. Использованных в рисунках. |
Адекватно оценивать трудность предлагаемого задания. |
Планировать работать по образцу, осуществлять самоконтроль,оценку и взаимооценку изобразительной деятельности,корректно строить оценочные высказывания. |
4 |
|
Исторический жанр. Батальный жанр. Школа живописи и графики. «Богатырь» |
Урок комплксного применения знаний и умений. |
Знакомство с историческим и батальным жанрами изобразительного искусства, анализ репродукций с точки зрения исторических событий и выразительных средств. Изображение фигуры богатыря.(карандаш, гуашь) |
Понимать значение терминов «исторический жанр», «художник –баталист», анализировать произведения изобразительного искусства с точки зрения вида, жанра и техники исполнения, изображать фигуру русского богатыря. |
Иметь мотивацию к успешной изобразительной деятельности. |
Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе. Следовать рисунку-инструкции, осуществлять самоконтроль. |
5 |
|
Бытовой жанр. «Семейное чаепитие»(гуашь) |
Комбини рованный урок |
Знакомство с бытовым жанром в изобразительном искусстве. Рассматривание репродукций. Изображение сцены семейного чаепития в технике по выбору.
|
Отличать бытовой жанр в изобразительном искусстве, характеризовать особенности композиции, обсуждать и высказывать личное мнение о сюжете картины. |
Испытывать потребность в общении с искусством, в творческом отношении к окружающему миру. |
Искать информацию и материалы на заданную тему, участвовать в диалоге, строить высказывания с опорой на письменный текст и иллюстрации. |
6 |
|
Портрет. Школа графики. «Фигура человека» |
Комбини рованный урок |
Повторение знаний о портрете как жанре изобразительного искусства. Знакомство с пропорциями фигуры человека, сравнение пропорций ребенка, мужчины, женщины. Выполнение набросков фигуры человека карандашом. |
Объяснять особенности пропорций в портрете, учитывать пропорции при изображении фигуры человека. |
Самостоятельно решать творческие задачи. |
Следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам. Описывающим стандартные действия. |
7 |
|
Школа графики. Рисуем автопортрет. |
Урок комплксного применения знаний и умений. |
Повторение знаний и умений изображения лица человека, углубление представлений о пропорциях лица, последовательности изображения лица, передаче эмоционального состояния. Выполнение наброска лица «Автопортрет»(карандаш) |
Объяснять особенности пропорций лица, учитывать пропорции при изображении лица, передавать эмоции в рисунке. |
Иметь мотивацию к успешной изобразительной деятельности. |
Планировать изобразительную деятельность, самостоятельно организовывать работу по плану. алгоритму, осуществлять самоконтроль. |
8 |
|
Пейзаж. Школа живописи. Рассвет. |
Комбини рованный урок |
Повторение знаний о пейзаже как жанре изобразительного искусства, видах пейзажа, рассматривание и классификация репродукций картин российских художников, анализ композиции и цветового решения видов природы в разное время суток. Изображение пейзажа с соответствующей колористикой. |
Рассказывать об особенностях пейзажа как жанра, видах, пейзажа. основах композиции |
Понимать разнообразие и богатство художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. |
Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе, давать характеристику описываемому объекту, обосновывать свое мнение. |
9 |
|
Пейзаж. Учимся у мастеров. Школа живописи «Ночь» |
Урок обобщения и системати зации знаний и умений.
|
Рассматривание и классификация репродукций картин российских художников, анализ композиции и цветового решения изображения видов природы в разное время суток. Изображение пейзажа «Ночь» с соответствующей колористикой. |
Использовать знания об особенностях и композиции портрета при создании собственной творческой работы. |
Иметь мотивацию к успешной изобразительной деятельности. |
Планировать изобразительную деятельность, самостоятельно организовывать работу по плану. алгоритму, осуществлять самоконтроль. |
10 |
|
Пейзаж. Учимся у мастеров. Школа живописи «Ночь» |
Урок обобщения и системати зации знаний и умений.
|
Рассматривание и классификация репродукций картин российских художников, анализ композиции и цветового решения изображения видов природы в разное время суток. Изображение пейзажа «Ночь» с соответствующей колористикой. |
Использовать знания об особенностях и композиции портрета при создании собственной творческой работы. |
Иметь мотивацию к успешной изобразительной деятельности. |
Планировать изобразительную деятельность, самостоятельно организовывать работу по плану. алгоритму, осуществлять самоконтроль. |
11 |
|
Пейзаж. Учимся у мастеров. Школа живописи «Ночь» |
Урок обобщения и системати зации знаний и умений.
|
Рассматривание и классификация репродукций картин российских художников, анализ композиции и цветового решения изображения видов природы в разное время суток. Изображение пейзажа «Ночь» с соответствующей колористикой. |
Использовать знания об особенностях и композиции портрета при создании собственной творческой работы. |
Иметь мотивацию к успешной изобразительной деятельности. |
Планировать изобразительную деятельность, самостоятельно организовывать работу по плану. алгоритму, осуществлять самоконтроль. |
12 |
|
Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. Школа каллиграфии. «Чудо- звери» |
Комбини рованный урок |
Знакомство с искусством каллиграфии, московским музеем каллиграфии, образцами каллиграфического искусства. Создание графического рисунка животного с оформлением каллиграфическими петельками(карандаш, гелевая ручка) |
Рассказывать на доступном уровне об искусстве каллиграфии. Выделять и описывать необычные по технике исполнения творческие работы, создавать авторские работы по анологии. |
Понимать разнообразие и богатство художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. |
Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе, давать характеристику описываемому объекту, обосновывать свое мнение. |
13 |
|
Компьютерная графика. Работа с программой Photoshop. |
Комбини рованный урок |
Знакомство с интерфейсом и доступными детям функциями графической программы Photoshop.Редактирован ие и преобразование изображения в данной программе. Выполнение компьютерного коллажа. |
Использовать средства ИКТ для создания творческих работ. |
Понимать разнообразие и богатство художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. |
Следовать текстовой инструкции, рисунку при создании творческой работы, осуществлять промежуточный и ито говый самоконтроль. |
14 |
|
Школа компьютерной графики «Игрушечный мишка» |
Комбини рованный урок |
Обучение рисованию в программе Photoshop игрушки. |
Использовать изученные техники и законы изображения в самостоятельной творческой деятельности. |
Понимать разнообразие и богатство художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. |
Следовать текстовой инструкции, рисунку при создании творческой работы, осуществлять промежуточный и ито говый самоконтроль. |
15 |
|
Проверочный урок. Твои творческие достижения. |
Урок проверки и коррекции знаний и умений. |
Работа над мини проектом по материалам изученных тем, создание собственных творческих работ с использованием изученных техник и законов. |
Использовать изученные техники и законы изображения в самостоятельной творческой деятельности. |
Способность оценить Личный уровень освоения материала и выбирать посильное задание. |
Планировать собственную исследовательскую и творческую деятельность. Осуществлять самоконтроль, корректно строить оценочные высказывания. |
16 |
|
Художественная керамика и фарфор. Школа декора. «Девочка с птицей» |
Комбини рованный урок |
Знакомство с искусством керамики, видами керамики, рассматривание керамических изделий и их изображений разных исторических периодов. Знакомство с историей и изделиями из фарфора. Изготовление фигуры девочки с птицей из глины. |
Узнавать изделия из фарфора, керамические изделия, рассказывать об истории фарфора, керамики, их применении в жизни.
|
Воспринимать изобразительное искусство как части национальной культуры. |
Ориентироваться в учебной литературе, планировать учебную деятельность. Вести аргументированную беседу. |
17 |
|
Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя. |
Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Знакомство с изделиями из стекла, хрусталя, способами изготовления стеклянных изделий, с особенностями работы мастеров-стеклодувов, знакомство с Музеем хрусталя в Гусь –Хрустальном. |
Различать изделия из стекла и хрусталя. Рассказывать об особенностях изготовления стекла, стеклянных изделий на доступном уровне. |
Испытывать уважение к мастерам декоративного творчества. |
Участвовать в обсуждении, опираясь на текст учебника и иллюстрации, осуществлять поиск информации в различных источниках, презентовать результаты своих исследований. |
18 |
|
Декоративные звери и птицы. Школа декора.Роспись «Петушок» |
Комбини рованный урок |
Знакомство с образами животных в декоративном искусстве, мифологии. Оформление декоративной тарелки. |
Отличать декоративные изображения животных, рассказывать о значении образов в мифологии. Создавать стилизованное изображение птицы в круге. |
Интересоваться декоративным творчеством, понимать богатство выразительных средств, иметь представление о роли искусства жизни человека. |
Планировать собственную творческую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. |
19 |
|
Художественный металл. Классическое литье. Кузнечное ремесло. Музей «Огни Москвы» Школа декоративного искусства. Чугунное кружево. Волшебный фонарь. |
Комбини рованный урок |
Знакомство с декоративными произведениями из металла, профессией кузнеца, Кислинским историко-художественным музеем. Создание эскиза фонаря. |
Рассказывать о приемах создания художественных изделий из металла на доступном уровне. Создавать собственные творческие проекты фонарей по образцу. |
Испытывать уважение к мастерам декоративного творчества, иметь представление о роли искусства жизни человека. |
Анализировать образец, конструировать собственный проект на основе образца, презентовать результаты творческой работы, выделять существенную информацию из текста. |
20 |
|
Художественный текстиль. Ручная роспись. Мастерство изготовления валенок. Музей валенок. |
Комбини рованный урок |
Знакомство с художественным текстилем и его видами, приемами ручной росписи ткани. Изготовления валенок, музеями валенок в разных городах. Декоративная творческая работа по оформлению валенок.
|
Рассказывать о видах художественного текстиля, приемах изготовления и оформления валенок, использовать приемы в творческой работе. |
Испытывать уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции, способность адекватно оценивать сложность предлагаемого задания. |
Планировать собственную творческую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. |
21 |
|
Школа декора. Украшаем валенки. Учимся валять валенки. |
Комбини рованный урок |
Декоративная творческая работа по оформлению валенок. |
Рассказывать о видах художественного текстиля, приемах изготовления и оформления валенок, использовать приемы в творческой работе. |
Испытывать уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции, способность адекватно оценивать сложность предлагаемого задания. |
Планировать собственную творческую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. |
22 |
|
Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира. |
Комбини рованный урок |
Углубление представлений об орнаменте, его видах, орнаментах разных народов. Изготовление эскиза подарочной коробки, декорированной сетчатым орнаментом. |
Ориентироваться в видах орнаментов, отличиях и сходстве орнаментов разных народов мира. |
Интересоваться художественными традициями и достижениями мирового искусства. |
Анализировать, группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям. |
23 |
|
Проверочный урок.Твои творческие достижения. |
Урок проверки и коррекции знаний и умений. |
Определение и группировка произведений искусства разных жанров и стилей. Создание самостоятельных творческих работ на заданную тему. |
Самостоятельно сравнивать и квалифицировать произведения по видам и жанрам, анализировать произведение в точки зрения композиции, колористики. |
Способность оценить Личный уровень освоения материала и выбирать посильное задание. |
Анализировать и квалифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам.Планировать собственную исследовательскую и творческую деятельность. |
24 |
|
Лаковая миниатюра. (Федоскино, Палех, Мстеры, Холуй). Школа народного искусства. Палехские деревья.
|
Комбини рованный урок |
Знакомство с изделиями лаковой миниатюры Федоскино, Палеха,Мстеры,Холуя), сравнение сюжетов, стилистики исполнения. Набросок деревьев с образцов изделий. |
Выделять существенные признаки лаковых миниатюр мастеров Федоскино,Мстеры,Палеха, Холуя. |
Воспринимать изобразительное искусство как части национальной культуры. |
Ориентироваться в учебной литературе, планировать учебную деятельность. Вести аргументированную беседу. |
25 |
|
Русское кружево. Вологодские узоры. |
Комбини рованный урок |
Знакомство с основами изготовления кружева мастерами Вологды,Ельца и др., Сравнение стиля и узоров, выделение отличительных признаков вологодского кружева. Изображение доступных узоров вологодского кружева белой гуашью на цветном картоне. |
Рассказывать на доступном уровне об искусстве кружевоплетения, называть наиболее известные местности, славящиеся кружевами. Изображать простые узоры вологодского кружева. |
Испытывать уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции, |
Планировать собственную творческую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. |
26 |
|
Резьба по кости. Холмогорские узоры. |
Комбини рованный урок |
Знакомство с холмогорской резьбой по кости. Создание эскиза карандашницы. Украшенной резьбой по кости(белый карандаш, цветной фон) |
Рассказывать об истории и особенностях холмогорской резьбы по кости. Изображать узоры холмогорской реьбы. |
Понимать разнообразие и богатство художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. |
Анализировать средства создания образа. Составлять устные высказывания, вести беседу по теме урока. |
27 |
|
Народный костюм.Ансамбль женского костюма.Головные уборы. |
Комбини рованный урок |
Знакомство с особенностями национальных костюмов народов России. Создание эскиза народного костюма по выбору, выставка и обсуждение работ. |
Рассказывать об отличиях национальных костюмом, составных деталях костюмов(головных уборах, обуви).Делать эскиз народного костюма по иллюстрации. |
Приобщение к отечественной культуре,освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных традициях изобразительного искусства. |
Анализировать средства выразительности, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. |
28 |
|
Мужской костюм.Обувь. Одежда народов Севера и Кавказа. Народный костюм.Музей утюга. Школа народного искусства. |
Комбини рованный урок |
Знакомство с особенностями национальных костюмов народов России. Создание эскиза народного костюма по выбору, выставка и обсуждение работ. |
Рассказывать об отличиях национальных костюмом, составных деталях костюмов(головных уборах, обуви).Делать эскиз народного костюма по иллюстрации. |
Приобщение к отечественной культуре,освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных традициях изобразительного искусства. |
Анализировать средства выразительности, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. |
29 |
|
Тульские самовары и пряники. Школа народного искусства. Русский самовар. Пряничные доски. |
Комбини рованный урок |
Знакомство с народными промыслами Тулы:самоварами, пряниками. Виртуальная экскурсия по музею «Тульский пряник».Лепка модели тульского самовара. |
Рассказывать о видах и формах самоваров, истории возникновения. Отличать от других пряничных изделиях. |
Испытывать уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции, |
Искать информацию и материалы на заданную тему, участвовать в диалоге, строить высказывания с опорой на письменный текст и иллюстрации. |
30 |
|
Проверочный урок.Твои творческие достижения. |
Урок проверки и коррекции знаний и умений. |
Определение и группировка произведений традиционных народных художественных промыслов. |
Различать поделки и соотносить их с определенным народным промыслом. |
Адекватно оценивать сложность предлагаемого задания. |
Анализировать и квалифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам.Планировать собственную исследовательскую и творческую деятельность. |
31 |
|
Бионическая архитектура. Природные формы.Бионические Формы в дизайне.Школа дизайна.Мой первый автомобиль. Мебель для детской комнаты «Скамейка-слон» |
Комбини рованный урок |
Знакомство с бионикой в дизайне среды,архитектуре,историей возникновения бионического стиля.Виртуальные экскурсии по Муею ретро-автомобилей, Музею мебели(Москва).Создание эскизов предметов быта в бионическом стиле. Изготовление макета автомобиля или детской скамейки по шаблону. |
Узнавать бионические формы в объектах дизайна и архитектуры, создавать эскизы и модели дизайнерских объектов на основе бионических форм.Работать с шаблонами макетов. |
Эстетические чувства при восприятии произведений искусства. |
Анализировать и различать формы в объектах дизайна и архитектуры. Следовать алгоритму создания творческой работы. |
32 |
|
Человек в дизайне. Школа дизайна.Дизайн костюма. |
Комбини рованный урок |
Знакомство с историей костюма, аксессуаров, профессией модельера. Создание собственных эскизов костюмов.Выставка и обсуждение эскизов. |
Понимать и принимать термин «ансамбль», «аксессуар».рассказывать детям о деталях разных времен на доступном уровне. Создавать эскизы одежды. |
Стремиться к развитию художественного вкуса, творческого воображения, способности к эстетическому развитию личности. |
Моделировать дизайнерские объекты,осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль. оценивать результат своей творческой деятельности и одноклассников по заданным критериям, корректно строить высказывания. |
33 |
|
Школа дизайна. Фитодизайн. Игрушки из природных материалов. Музей упаковки.Упаковка для тульского пряника. «Пряничный дом» |
Комбини рованный урок |
Знакомство с фитодизайном как направлением изобразительного искусства, основами композиции,тематикой. Изготовление творческих работ из природных материалов по выбору. |
Узнавать произведения фитодизайна, создавать эскизы и модели дизайнерских объектов. |
Стремиться к развитию художественного вкуса, творческого воображения, способности к эстетическому развитию личности. |
Анализировать форму и устройство объектов дизайна, Классифицировать Объекты по форме, осуществлять выбор и аргументировать его. |
34 |
|
Проверочный урок. Твои творческие достижения. |
Урок комплексного рименения знаний. |
Определение и группировка произведений искусства разных жанров и стилей. Создание самостоятельных творческих работ на заданную тему. |
Применять изученные техники, стили,материал и инструменты в самостоятельной творческой работе. |
Мотивация к самостоятельной творческой деятельности. |
Моделировать дизайнерские объекты,осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль. оценивать результат своей творческой деятельности и одноклассников по заданным критериям, корректно строить высказывания. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.