Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 2 класс

  • docx
  • 04.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП ИЗО 2Б.docx

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского»,  концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство и ты: учебник для 2 класса – М.: Просвещение, 2011

Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство и ты» для 2 класса – М.: Просвещение, 2011

Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред. Б.М. Неменского. 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2011.

 Младший  школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим  художественно- практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать,  от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.

   Основные положения курса согласуются с концепцией Образовательной системы «Школы России» и решают задачи, связанные с:

  -    формированием общего представления о культурно- материальной среде;

  -    формированием эстетического  компонента личности;

  - начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе деятельностного освоения мира – трудовой художественно- творческой деятельностью.

             Курс развивающее – обучающий по своему характеру  с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. Интеграция  в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого мира. Особенное место в этой интеграции занимает трудовая художественно – творческая  деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.

             Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
            Задачи курса:
– расширение общекультурного кругозора учащихся;
– развитие качеств творческой личности, умеющей:
а) ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в жизни ребенка проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту;
– общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
– формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
            Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

Программный материал отражает требования обязательного минимума содержания образования по трудовому обучению.

 Программа состоит из двух блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.

Второй блок – художественно- творческая изобразительная деятельность. В нем эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии, и направлен  на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.

Третий блок – трудовая деятельность. В нем основополагающие эстетические идеи и понятия  реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания основ технологических знаний и компонентов художественно-изобразительной деятельности.

На основе такого подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкциях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.

Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствуют единым требованиям: эстетичности, практической значимости (личная или общественная), доступности, а также – целесообразности, экологичности.

Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению: а) элементов пластики руки, тела, актерские этюды, являющиеся основой сценической деятельности; б) отдельных приемов изобразительной деятельности; в) основных технологических приемов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приемы включаются в практические работы по изготовлению изделий.

 Предлагаемые  виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы и т.п.

            Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приемов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект с соблюдением требований эстетического вкуса на основе эстетического идеала, вытекающего из эстетического контекста, частью которого является художественный труд.
            Методическая основа курса – организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей. Репродуктивным остается только освоение  технологических приемов и приемов сценического искусства, т.е. упражнений.

Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей: от перессказа до презентации. Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих проектов обобщающего характера.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству

 

Личностными результатами изучения курса «ИЗО» во 2-м классе является формирование следующих умений:

-        объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;

-        объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

-        самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

-        в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

 

Метапредметными результатами изучения курса «ИЗО» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

-        определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-        учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

-        учиться планировать практическую деятельность на уроке;

-        с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

-        учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

-        работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

-        определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

-        ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

-        добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);

-        перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

-        донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-        слушать и понимать речь других;

вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

-        договариваться сообща;

-        учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:  иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;

уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.

По трудовой деятельности:

знать

- виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;

- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);

- о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;

уметь самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.

Уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.

В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся:

•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Формы контроля уровня обученности

1.      Викторины

2.      Кроссворды

3.      Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

4.      Тестирование.

5.    Общетрудовые умения: самостоятельная организация рабочего места в соответствии с используемым материалом; с помощью учителя проведение анализа образца (задания) с опорой на чертеж, рисунок, схему, инструкцию; планирование последовательности выполнения практического задания, контроль качества (точность, аккуратность) выполненной работы (по этапам и в целом).
Понятия:
1. Культурологические: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное, движение, жанры, правда и правдоподобие.
2. Технико-технологические: конструкция, чертеж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основная контурная, выносные, размерные, линия сгиба), длина, ширина, габаритные размеры, лекало, выкройка, подвижное и неподвижное соединение деталей.
3. Художественно-изобразительные: иллюстрация, линейная перспектива, жанры (натюрморт, пейзаж, портрет), колорит, основные и смешанные цвета, живопись, иллюстрация.

 

Содержания учебного предмета

 

Искусство и ты. - 34 часа

Как и чем  работают художники?- 8 час.

Три основные краски, строящие многоцветие мира.

Пять красок – все богатства цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия – 7 час.

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство? - 10 час.

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении; мужской образ.

Выражение характера человека в изображении; женский  образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство? – 9 час.

 Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета)

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и  пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение)

Обобщающий урок года.


 

Тематическое планирование по  предмету изобразительное искусство

(УМК «Школа России», 2 класс, 34 ч.)

По рабочей программе - 34 часа, из них праздничных – 0, дни здоровья – 0,

по календарно-тематическому планированию - 34.

 

Тема урока

Дата

План

Факт

Как и чем  работают художники? – 8 час.

1.       

Три основные краски, строящие многоцветие мира.

4.09

 

2.       

Пять красок – все богатства цвета и тона.

11.09

 

3.       

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

18.09

 

4.       

Выразительные возможности аппликации.

25.09

 

5.       

Выразительные возможности графических материалов.

2.10

 

6.       

Выразительность материалов для работы в объеме.

9.10

 

7.       

Выразительные возможности бумаги.

16.10

 

8.       

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

23.10

 

Реальность и фантазия – 7 час.

9.       

Изображение и реальность.

6.11

 

10.   

Изображение и фантазия.

13.11

 

11.   

Украшение и реальность.

20.11

 

12.   

Украшение и фантазия.

27.11

 

13.   

Постройка и реальность.

4.12

 

14-15

Постройка и фантазия.

11.12

18.12

 

16

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

25.12

 

О чём говорит искусство? - 10 час.

17-18

Выражение характера изображаемых животных.

 

15.01

22.01

 

19

Выражение характера человека в изображении; мужской образ.

29.01

 

20

Выражение характера человека в изображении; женский  образ.

5.02

 

21

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

12.02

 

22

Изображение природы в различных состояниях.

19.02

 

23-24

Выражение характера человека через украшение.

26.02

4.03

 

25

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

11.03

 

Как говорит искусство? – 8 час.

26

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

18.03

 

27

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета)

1.04

 

28

Линия как средство выражения: ритм линий.

8.04

 

29

Линия как средство выражения: характер линий.

15.04

 

30

Ритм пятен как средство выражения.

22.04

 

31-32

Пропорции выражают характер.

29.04

6.05

 

33

 

Ритм линий и  пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение)

13.05

 

34

Обобщающий урок года.

20.05

 

Литература

 

Учебник : Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство и ты: учебник для 2 класса – М.: Просвещение, 2014.

Тетрадь:Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство и ты» для 2 класса – М.: Просвещение, 2011.


 

Скачано с www.znanio.ru