город Миллерово Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
|
Утверждаю Директор МБОУ СОШ №8 Приказ №274 от 01.09.2021 года ______________________В.А.Лут
|
Рабочая программа педагога-психолога по сопровождению детей с ОВЗ
направление коррекционно-развивающее
уровень общего образования (класс) основное общее образование 6 класс
количество часов 68
педагог-психолог Смыкова Елена Сергеевна
программа разработана на основе пособия Винокурова Н.К. Подумаем вместе: Развивающие задачи, упражнения, задания. Ч. I-VI. - М.: РОСТкнига, 1997 — 2000.
СОГЛАСОВАНО Протокол педагогического совета №1 от 30.08.2021 года МБОУ СОШ №8 г. Миллерово Председатель педагогического совета ______________________В.А.Лут
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _______________Ю.И.Косаренко 30.08.2021 год |
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция и развитие познавательных интересов и коммуникативных навыков » (далее - Программа) предназначена для обучающихся с задержкой психического развития.
Программа составлена на основе нормативных документов:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Постановления от 10 июля 2015 года № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Целью данной программы является последовательное и планомерное формирование у обучающихся с ЗПР 6 класса психологической основы обучения, повышение уровня психологического, и в частности, умственного развития, которые помогут в усвоении учебного программного материала на предметных уроках; развитие личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы младших подростков с ЗПР.
Коррекционно - развивающие задачи:
1. Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
2. Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков.
3. Развитие чувства сплоченности, ответственности, формирование опыта нравственного поведения.
5. Формирование психологических новообразований младшего подростка.
6. Развитие рефлексии.
На всех занятиях используются принципы наглядности, доступности, практической направленности. А так же принципы коррекционной педагогики:
- принцип развивающего обучения (в зоне ближайшего развития);
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип коррекции и компенсации позволяет определить адресные технологии в зависимости от структуры и выраженности дефекта;
- деятельностный принцип, определяющий ведущий вид деятельности стимулирующей психическое и личностное развитие ребёнка;
- принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) предусматривает, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы.
Структура уроков психологического развития.
Вводная часть (создание у обучающихся положительного эмоционального фона, выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности). Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
Основная часть. Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.
Заключительная часть (подведение итогов занятия, обсуждение результатов и трудностей, которые возникали при выполнении заданий).
При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в начале и конце учебного года.
Критериями эффективности служат следующие показатели:
-повышение коммуникативной компетентности;
· степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
·поведение обучающихся на занятиях: активность, заинтересованность в положительных результатах уроков;
· результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся обучающимися, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли школьники с этими заданиями самостоятельно;
· косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние обучающихся.
Форма оценивания знаний – безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
На занятиях по программе «Психокоррекция» происходит коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно – перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков, расширение представлений об окружающей действительности. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Обучение реализовывается на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей с задержкой психического развития.
Общая характеристика программы
Данная программа направлена на развитие у обучающихся с ЗПР 6 класса интеллектуально — творческого потенциала личности через систему развивающих занятий.
Методы и приёмы организации деятельности обучающихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, познавательной активности.
Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержат полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Все задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, тренировка и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности: внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
На занятии используются разнообразные методы и приёмы, учитывающие психофизические возможности обучающихся.
Описание места программы в учебном плане
Класс |
Количество часов в неделю |
Количество учебных недель |
Всего часов за учебный год |
6 |
1 |
34 |
34 |
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Содержанием программы является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). А так же формирование позитивной школьной мотивации, то есть таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может. Это умение слушать и слышать учителя, умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований. Важно развитие рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации. Таким образом, происходит интеллектуально-личностно-деятельностное развитие детей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту основного общего образования.
Занятия в 6 классе продолжают развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. При этом все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание — к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого обучающиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи психолога открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождениенескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.
Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода обучающихся к их решению, в других — растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 6 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Программа способствует формированию у учащихся следующих личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
4) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;
6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные универсальные учебные действия:
-развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- развитие умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование умения планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные универсальные учебные действия:
- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками;
- выявлять закономерности;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии;
- выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
- удерживать внимание на определенном виде деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой;
- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени;
- проявлять коммуникативную активность при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдать культуру поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявлять доброжелательность, взаимопомощ, сочувствие, сопереживание;
- уметь находить конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций;
- объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Содержание программы
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.
Все задания условно можно разбить на несколько групп:
– задания на развитие внимания;
– задания на развитие памяти;
– задания на развитие и совершенствование воображения;
– задания на развитие логического мышления,
- задания на формирование учебной мотивации, развития личностных особенностей, эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.
Задания на развитие внимания.
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания учащихся, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух- и более- ходовые задачи.
Задания, развивающие память.
Включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения.
Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:
· дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
· вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
· выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
· выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
· деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;
· складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Задания, развивающие мышление и речь.
Приоритетным направлением обучения в школе является развитие мышления и развитие речи. Подобраны задания, которые позволяют на доступном учащимся материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать; обосновывать и аргументировано доказывать свою точку зрения. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Содержание программы также включает в себя вводное и итоговое диагностическое обследование обучающихся.
Задания на формирование учебной мотивации, развития личностных особенностей, эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.
В этом блоке заданий представлены упражнения, позволяющие развивать личностные особенности обучающихся, формировать у них навыки конструктивных социальных взаимодействий (навыки выхода из конфликтов, общение со сверстниками и взрослыми, решение проблемных коммуникативных ситуаций и др.). Задания включают в себя упражнения на формирования самоконтроля собственных эмоций и поведения, на формирование адекватной самооценки и позитивной учебной мотивации.
Описание материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
№ п/п |
Наименования учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса |
Книгопечатная продукция |
|
1
2 |
1.Айзенк Г. Проверьте свои способности, - Спб.: 1996 2. Винокурова Н.К. Подумаем вместе: Развивающие задачи, упражнения, задания. Ч. I-VI. - М.: РОСТкнига, 1997 — 2000. 3.Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. - Ярославль, 1998. Разумовская О.К. Игры со словами в школе и дома. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
Интернет-ресурсы: · · http:www.viku.rdf.ru. · · http:www.rusedu.ru.
|
Печатные пособия |
|
2 |
1.Карточки. 2.Иллюстрации. 3.Плакаты. 4. Раздаточные листы.
|
Технические средства обучения и оборудование кабинета |
|
3 |
1. Компьютер. 2. Аудиоколонки 3.Классная доска с магнитами. 4. Стенд для размещения творческих работ учащихся. 5. Стол учительский. 6. Ученические столы с комплектом стульев. |
Мультимедийные средства обучения |
|
4 |
1.Flash-накопитель с презентациями и видеоматериалом. 2.Диски с развивающими играми. |
Игровой материал |
|
5 |
1.Пазлы. 2.Лото. 3. Мозаика. 4. Дидактические и настольные игры. 5. Игры для развития мелкой моторики. 6. Камни Марблс. 7. Краски, карандаши. 8. Крупы, кинетически песок. |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся,
видов коррекционной работы на уроках
6 класс
№ п/п |
Название раздела. Тема занятия. |
Содержание |
Планируемые результаты |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся. Коррекционная работа на занятии. |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||
Диагностическое обследование |
||||||
1 |
Диагностика |
Выявление мотивации к учебной деятельности. Выявление самооценки. Выявление умения подчинять свои действия определённому правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого. Уровень развития ВПФ Уровень сформированности коммуникативных навыков. |
|
|
|
Выполнение диагностических методик на выявление уровня актуального развития ребенка, на уровень психологической адаптации, личностных особенностей. |
Развитие когнитивных процессов, ВПФ |
||||||
2 |
Зрительная память, зрительное восприятие |
1.Упр.
«Качание головой», «Ленивые восьмерки» |
- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени; -определять последовательность событий.
|
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие зрительной памяти и восприятия. |
3 |
Слуховая память, слуховое восприятие |
1.Упр.
«Качание головой», «Ленивые восьмерки» |
- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени; -определять последовательность событий.
|
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие слуховой памяти и восприятия. |
44 |
Двигательная память |
1.Упр.
«Качание головой», «Ленивые восьмерки» |
- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени; -определять последовательность событий.
|
Развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности
|
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие двигательной памяти. |
55 |
Воображение |
1.Упр.
«Шапка для размышлений», «Ленивые восьмерки» |
- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные; - применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками |
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие воображения. |
66 |
Формирование мыслительной операции анализа |
1.Вставь
по аналогии слово в смысловой ряд. |
- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные; - применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками; - выявлять закономерности |
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация). |
77 |
Формирование мыслительной операции сравнения |
1.Найди
схожие признаки предметов. |
- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные; - применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками; - выявлять закономерности, сравнивать предметы по разным признакам. |
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Формирование способности сравнивать предметы по разным признакам. |
88 |
Формирование мыслительной операции выделения существенных признаков предметов и явлений |
1.Выбери
два главных слова для слова перед скобками. Например: уравнение (корень,
равенство, сумма, неизвестное, произведение) |
- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные; - применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками; - выявлять закономерности, выделять существенные признаки предметов и явлений. |
Развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, , устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности. Развитие умения находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов других. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие мыслительных операций (выделение существенных признаков предметов и явлений). |
99 |
Формирование мыслительной операции выявления закономерностей |
1.Найди
закономерность и продолжи числовой ряд. |
- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные; - применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками; - выявлять закономерности. |
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие мыслительных операций (выявление закономерностей). |
110 |
Устойчивость внимания |
1.Найди
фигуру, которой не хватает. Запиши ее номер. |
- удерживать внимание на определенном виде деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой; - объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; - объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии
|
Развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности
|
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие устойчивости внимания. |
111 |
Концентрация внимания |
1.Упр.
«Найди ошибку» |
- удерживать внимание на определенном виде деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой; - объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; - объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии |
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие концентрации внимания. |
112 |
Переключение внимания |
1. Красно-черные таблицы. Цифры черного цвета отыскивать и называть в возрастающем порядке, красного цвета- в убывающем. 2. Подбери для каждой цифры букву согласно ключу и расшифруй слова. 3. «Кодировка». Расшифруй примеры и реши их. 4. Найди отличия в рисунках. 5. Найди ошибку в задаче. 6. Завершение занятия. |
- удерживать внимание на определенном виде деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой; - объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; - объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии |
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие ернеключения внимания. |
113 |
Расширение объема памяти |
1.Логически не связанный текст (запомни порядковый номер и слово) 2.Числа. Запомни 20 чисел и их порядковый номер 3.Лица и имена. Запомни изображенных людей по имени. Назови их. 4.Логически связанный текст. Запомни 10 предложений, выделенных в тексте. Прочитай упражнение и через минуту воспроизведи предложения в заданном порядке. 5«Воспроизведение рассказа». Пересказ текста 6.Завершение занятия. |
- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени; -определять последовательность событий.
|
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Расширение объема памяти. |
114 |
Формирование навыков запоминания |
1.
Запиши как можно больше слов по темам: школа, искусство, спорт. |
- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени; -определять последовательность событий.
|
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Формирование навыков запоминания. |
115 |
Развитие смысловой памяти |
1.Смысловая
память (зачитываются пары слов, между которыми есть смысловая связь. Затем
через небольшой интервал времени- лишь первое слово, ребенок называет второе)
.2.Смысловая память (зачитываются 3 слова, связанных логически) |
- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени; -определять последовательность событий.
|
Развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности
|
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие смысловой памяти. |
116 |
Зрительная память |
1.Зрительный диктант. Прочитай и повтори фразы различной длины. 2«Запомни изображения» 3. Повтори по памяти фигуры из палочек. 4.Посмотри на картину. Перечисли все изображенные на ней предметы. 5.«Что изменилось?» посмотри на две картины. Найди отличия. 6. «Сколько точек?» 7.Завершение занятия. |
- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени; -определять последовательность событий.
|
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие зрительной памяти. |
117 |
Слуховая память |
1. Слуховой диктант. Послушай и повтори фразы различной длины. 2. «Запомни 10 слов» 3. Запомни инструкцию и выполни ее 4 «Снежный ком» 5.
Послушай текст. Перескажи содержание. |
- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени; -определять последовательность событий.
|
Развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, , устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности. Развитие умения находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов других |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие слуховой памяти. |
18 |
Устойчивость нервной системы |
1.Упр.
«Аутогенная тренировка» |
- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками; - выявлять закономерности; - выделять существенные признаки предметов.
|
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие устойчивости нервной системы. |
19 |
«Интеллектуальные игры» |
-1 упр. «Найди общее» 2упр. «Соединительное звено» -3 упр. «Крестики-нолики» 4.Компьютерные игры «Пазлы», «Найди пару», «Продолжи ряд». 5. Работа в тетради |
- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками; - выявлять закономерности; - выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий
|
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие логического мышления. |
20 |
«Интеллектуальные игры» |
1 упр. «Заглавие» 2 упр. «Логические задачки» 3.Игра «Домино» 4.Работа в тетради |
- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками; - выявлять закономерности; - выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий
|
Развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, , устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности. Развитие умения находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов других |
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие логического мышления. |
Развитие личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы |
||||||
121 |
Уверенное и неуверенное поведение |
1.Беседа.
Какого человека мы называем «сильной личностью»? Что значит быть уверенным
человеком? Какое поведение мы называем неуверенным? Какое поведение можно
назвать агрессивным? Можно ли назвать уверенным агрессивное поведение? |
Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
|
Развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности.
|
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Формирование уверенного поведения. |
122 |
Нужна ли агрессия? |
1.Притча
о змее. 4.Релаксационное
упражнение «направленное воображение» |
- соблюдать культуру поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявлять доброжелательность, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание; - уметь находить конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций; - объективно оценивать поведение других людей и собственное. |
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Развитие конструктивных коммуникативных навыков. |
223 |
Мои проблемы |
1.Беседа.
Какие у тебя существуют проблемы (трудности) в жизни и зависит ли их решение
от тебя? |
Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
|
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Формирование уверенного поведения. |
224 |
Обиды |
1.Упражнение
«Я обижаюсь, когда…». Продолжи предложение |
Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить. |
Развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, , устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности. Развитие умения находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов других |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Развитие эмоционально-волевой сферы. |
225 |
Самооценка |
1. Упр. «Самоанализ». 2.Тест «Самооценка». 3. Дискуссия «Самое-самое». 4. Методика «Моя вселенная». 5. Анализ занятия. Что нового узнал о себе? Как могут пригодиться полученные знания о себе? |
Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
|
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Формирование адекватной самооценки. |
26 |
Эмоции и настроение человека |
1.Беседа
«Эмоции и настроение человека» 3.Простмотр
видео «Эмоции». |
Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
|
Развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, , устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности. Развитие умения находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов других |
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Развитие эмоционально-волевой сферы. |
27 |
Мысли и настроение. Как управлять своим настроением? |
1.Беседа
«Вспомни свое настроение вчера». 4.
Упр. «Как управлять своим настроением». |
Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
|
Развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности
|
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Развитие эмоционально-волевой сферы. |
Развитие коммуникативных навыков |
||||||
28 |
Вежливость |
1.Беседа.
Как ты думаешь, много ли зависит от того, насколько мы вежливы с
людьми? |
- соблюдать культуру поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявлять доброжелательность, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание; - уметь находить конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций; - объективно оценивать поведение других людей и собственное |
Развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, , устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности. Развитие умения находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов других |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Развитие конструктивных коммуникативных навыков. |
29 |
Что такое конфликт. |
1. Беседа . Когда бывают конфликты у людей. Из-за чего? Как можно догадаться, что приближается конфликт? 2. «Эмоции в конфликте 3. «Стиль входа в конфликт». 4. Беседа. Как выглядит человек в конфликте? 5. «Конфликт - это хорошо или плохо?». 6. Мультфильм «Уроки хороших манер». |
- соблюдать культуру поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявлять доброжелательность, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание; - уметь находить конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций; - объективно оценивать поведение других людей и собственное |
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Формирование конструктивных способов решения конфликтов. |
30 |
Как вести себя в конфликте? |
1. Обсуждение случая. Проблемная ситуация. 2. «Как оставаться спокойным?». 3. Работа со сказкой « Сказка про цветной снег». |
- соблюдать культуру поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявлять доброжелательность, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание; - уметь находить конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций; - объективно оценивать поведение других людей и собственное |
Развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, , устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности. Развитие умения находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов других |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Формирование конструктивных способов решения конфликтов. |
231 |
Конфликты в семье |
1.Беседа.
Бывают ли дома конфликты. Из-за чего? |
- соблюдать культуру поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявлять доброжелательность, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание; - уметь находить конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций; - объективно оценивать поведение других людей и собственное |
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Формирование конструктивных способов решения конфликтов. |
232 |
Конфликты в школе |
1.Беседа.
Конфликты в школе. Одноклассники и одноклассницы. |
- соблюдать культуру поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявлять доброжелательность, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание; - уметь находить конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций; - объективно оценивать поведение других людей и собственное |
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Формирование конструктивных способов решения конфликтов. |
33 |
Правила конструктивного общения |
Психологическая игра «Остров общения» |
Проявлять коммуникативную активность при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа). |
Развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности
|
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Формирование конструктивных социальных навыков. |
Диагностическое обследование |
||||||
34 |
Диагностика |
Выявление мотивации к учебной деятельности. Выявление самооценки. Выявление умения подчинять свои действия определённому правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого. Уровень развития ВПФ Уровень сформированности коммуникативных навыков. |
|
|
|
Выполнение диагностических методик на выявление уровня актуального развития ребенка, на уровень психологической адаптации, личностных особенностей. |
Календарно – тематическое планирование по курсу «Коррекция и развитие познавательных интересов и коммуникативных навыков»
на 2021-2022 учебный год 6 класс
№ п/п |
Название раздела. Тема занятия. |
Количество часов |
Планируемые результаты |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся. Коррекционная работа на занятии. |
Дата проведения занятия |
Дата фактического проведения занятия |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||
Диагностическое обследование |
|
|||||||
1 |
Диагностика |
2 |
|
|
|
Выполнение диагностических методик на выявление уровня актуального развития ребенка, на уровень психологической адаптации, личностных особенностей. |
02.09 |
|
Развитие когнитивных процессов, ВПФ |
|
|||||||
2 |
Зрительная память, зрительное восприятие |
2 |
- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени; -определять последовательность событий.
|
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие зрительной памяти и восприятия. |
09.09 |
|
3 |
Слуховая память, слуховое восприятие |
2 |
- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени; -определять последовательность событий.
|
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие слуховой памяти и восприятия. |
16.09 |
|
44 |
Двигательная память |
2 |
- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени; -определять последовательность событий.
|
Развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности
|
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие двигательной памяти. |
23.09 |
|
55 |
Воображение |
2 |
- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные; - применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками |
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие воображения. |
30.09 |
|
66 |
Формирование мыслительной операции анализа |
2 |
- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные; - применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками; - выявлять закономерности |
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация). |
07.10 |
|
77 |
Формирование мыслительной операции сравнения |
2 |
- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные; - применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками; - выявлять закономерности, сравнивать предметы по разным признакам. |
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Формирование способности сравнивать предметы по разным признакам. |
14.10 |
|
88 |
Формирование мыслительной операции выделения существенных признаков предметов и явлений |
2 |
- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные; - применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками; - выявлять закономерности, выделять существенные признаки предметов и явлений. |
Развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, , устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности. Развитие умения находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов других. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие мыслительных операций (выделение существенных признаков предметов и явлений). |
21.10 |
|
99 |
Формирование мыслительной операции выявления закономерностей |
2 |
- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные; - применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками; - выявлять закономерности. |
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие мыслительных операций (выявление закономерностей). |
28.10 |
|
110 |
Устойчивость внимания |
2 |
- удерживать внимание на определенном виде деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой; - объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; - объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии
|
Развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности
|
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие устойчивости внимания. |
11.11 |
|
111 |
Концентрация внимания |
2 |
- удерживать внимание на определенном виде деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой; - объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; - объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии |
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие концентрации внимания. |
18.11 |
|
112 |
Переключение внимания |
2 |
- удерживать внимание на определенном виде деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой; - объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; - объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии |
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие ернеключения внимания. |
25.11 |
|
113 |
Расширение объема памяти |
2 |
- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени; -определять последовательность событий.
|
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Расширение объема памяти. |
02.12 |
|
114 |
Формирование навыков запоминания |
2 |
- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени; -определять последовательность событий.
|
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Формирование навыков запоминания. |
09.12 |
|
115 |
Развитие смысловой памяти |
2 |
- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени; -определять последовательность событий.
|
Развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности
|
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие смысловой памяти. |
16.12 |
|
116 |
Зрительная память |
2 |
- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени; -определять последовательность событий.
|
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие зрительной памяти. |
23.12 |
|
117 |
Слуховая память |
2 |
- владеть способами эффективного запоминания, сохранения информации на длительный промежуток времени; -определять последовательность событий.
|
Развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, , устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности. Развитие умения находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов других |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие слуховой памяти. |
13.01 |
|
18 |
Устойчивость нервной системы |
2 |
- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками; - выявлять закономерности; - выделять существенные признаки предметов.
|
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие устойчивости нервной системы. |
20.01 |
|
19 |
«Интеллектуальные игры» |
2 |
- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками; - выявлять закономерности; - выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий
|
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие логического мышления. |
27.01 |
|
20 |
«Интеллектуальные игры» |
2 |
- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками; - выявлять закономерности; - выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий
|
Развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, , устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности. Развитие умения находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов других |
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. |
Выполнение коррекционных упражнений, работа в тетрадях. Развитие логического мышления. |
03.02 |
|
Развитие личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы |
|
|||||||
121 |
Уверенное и неуверенное поведение |
2 |
Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
|
Развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности.
|
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Формирование уверенного поведения. |
10.02 |
|
122 |
Нужна ли агрессия? |
2 |
- соблюдать культуру поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявлять доброжелательность, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание; - уметь находить конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций; - объективно оценивать поведение других людей и собственное. |
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Развитие конструктивных коммуникативных навыков. |
17.02 |
|
223 |
Мои проблемы |
2 |
Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
|
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Формирование уверенного поведения. |
24.02 |
|
224 |
Обиды |
2 |
Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить. |
Развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, , устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности. Развитие умения находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов других |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Развитие эмоционально-волевой сферы. |
03.03 |
|
225 |
Самооценка |
2 |
Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
|
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Формирование адекватной самооценки. |
10.03 |
|
26 |
Эмоции и настроение человека |
2 |
Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
|
Развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, , устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности. Развитие умения находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов других |
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Развитие эмоционально-волевой сферы. |
17.03 |
|
27 |
Мысли и настроение. Как управлять своим настроением? |
2 |
Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
|
Развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности
|
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Развитие эмоционально-волевой сферы. |
07.04 |
|
Развитие коммуникативных навыков |
|
|||||||
28 |
Вежливость |
2 |
- соблюдать культуру поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявлять доброжелательность, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание; - уметь находить конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций; - объективно оценивать поведение других людей и собственное |
Развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, , устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности. Развитие умения находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов других |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Развитие конструктивных коммуникативных навыков. |
14.04 |
|
29 |
Что такое конфликт. |
2 |
- соблюдать культуру поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявлять доброжелательность, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание; - уметь находить конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций; - объективно оценивать поведение других людей и собственное |
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Формирование конструктивных способов решения конфликтов. |
21.04 |
|
30 |
Как вести себя в конфликте? |
2 |
- соблюдать культуру поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявлять доброжелательность, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание; - уметь находить конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций; - объективно оценивать поведение других людей и собственное |
Развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, , устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности. Развитие умения находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов других |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Формирование конструктивных способов решения конфликтов. |
28.04 |
|
231 |
Конфликты в семье |
2 |
- соблюдать культуру поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявлять доброжелательность, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание; - уметь находить конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций; - объективно оценивать поведение других людей и собственное |
Формирование навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Формирование конструктивных способов решения конфликтов. |
05.05 |
|
232 |
Конфликты в школе |
2 |
- соблюдать культуру поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявлять доброжелательность, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание; - уметь находить конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций; - объективно оценивать поведение других людей и собственное |
Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Формирование конструктивных способов решения конфликтов. |
12.05 |
|
33 |
Правила конструктивного общения |
|
Проявлять коммуникативную активность при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа). |
Развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Формирование умения планирования и регуляции своей деятельности
|
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. |
Выполнение коррекционных тренинговых упражнений, работа в тетрадях. Формирование конструктивных социальных навыков. |
|
|
Диагностическое обследование |
|
|||||||
34 |
Диагностика |
2 |
|
|
|
Выполнение диагностических методик на выявление уровня актуального развития ребенка, на уровень психологической адаптации, личностных особенностей. |
19.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.