Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Озерская общеобразовательная школа-интернат»
«Согласовано» на заседании МО учителей-дефектологов Протокол № 1 от «__» августа 2016г. Руководитель МО Юрина Г.Н.______________
|
«Утверждено» на педагогическом совете Протокол №1 от 29 августа 2016года |
«Утверждаю» Директор школы __________ Комиссаров А.Ю. Приказ № _______ от «___» __________ 2016 г. |
Рабочая программа
по коррекционному курсу
«Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»
для 1а класса
(вариант 2.2 I отделение)
Срок реализации программы: 2016/2017 учебный год
Составитель:
Боевая Анастасия Михайловна,
учитель - дефектолог
с. Озерки
2016год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Создание специальных условий обучения для обучающихся с нарушением слуха обязательно предполагает определенное своеобразие содержания образования, изменение темпов и сроков обучения, перестройку методов обучения в соответствии со структурой основного дефекта, специфическую организацию занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий, специальных коррекционных занятий.
Проведение коррекционной работы обогащает общее развитие обучающихся, приближая их к развитию нормально слышащих детей, становится основой для подготовки школьников с нарушением слуха к социализации в общество.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.(ст.32п.7)
2.Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
3.Проект примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС для слабослышащих и позднооглохших детей.
4. Программы специального (коррекционного) образовательного учреждения II вида 2006 года (авторы – К.Г.Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И., Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Н.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова) (далее – Программа).
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает обучение учащихся восприятию на слух устной речи, формирование правильного произношения посредством развития речевого слуха, выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Российской Федерации на проведение индивидуальных занятий по развитию речевого слуха с обучающимися 1 -5 классов на каждого ученика отводится 3 часа в неделю.
Примерная программа по развитию речевого слуха рассчитана на детей, имеющих разную степень потери слуха и разный уровень речевого и интеллектуального развития. Весь речевой материал подобран с учётом слухоречевых возможностей обучающихся в первом классе: степенью потери слуха и уровнем их речевого развития. С целью эффективности проведения слухоречевой тренировки весь речевой материал условно разделён на три уровня по степени сложности его различения и распознавания. Программой предусмотрено предъявление всех речевых единиц детям, имеющим лёгкую потерю слуха и уровень речевого развития, соответствующий I-II –ой степени тугоухости. Для детей со слаборазвитой речью и III –ей степенью тугоухости предъявляются речевые единицы с одной и с двумя звёздочками. Детям с тяжёлой потерей слуха предъявляется речевой материал, обозначенный двумя звёздочками.
Цель:
· Оказание комплексной помощи слабослышащим и позднооглохшим обучающимся в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическоми (или) психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников.
· Слухоречевое развитие обучающихся и овладение речью как средством общения и познания окружающего мира, создание условий для активизации собственного потенциала слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
· формирование способности более полно воспринимать речевую и неречевую информацию и активно пользоваться словесной речью в общении с окружающими на основе развития речевого слуха.
· развитие посредством слухоречевой тренировки когнитивной сферы, являющейся основой формирования познавательной деятельности обучающихся.
· воспитание потребности неслышащих обучающихся в активном пользовании ими своим остаточным слухом с применением звукоусиливающей аппаратуры разных модификаций.
В основу программы легли принципы:
· непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, внеурочной деятельности, так и в процессе индивидуальной работы;
· активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;
· учёт особенностей развития и коррекции нарушений слабослышащих и позднооглохших обучающихся, специфики восприятия и переработки информации при организации обучения и оценке достижений
· перенос знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность жизненной ситуации;
· максимальное обогащение речевой практики;
· компенсаторная направленность обучения в единстве с развитием сенсорной базы слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
· использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий);
· формирование и развитие речевого слуха;
· формирование произносительной стороны устной речи; развитие речи и языковой способности как важнейшего условия реабилитации и социализации слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
· Создание благоприятных условий для реализации особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших;
· Организация специальной среды в соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся;
· Совершенствование навыков речевого общения как одного из важнейших факторов их социальной адаптации.
· формирование способности неслышащего ребёнка к восприятию на слух образца правильной речи, умения подражать, воспроизводить её и контролировать собственное произношение;
· Осуществление дифференцированного подхода к обучению неслышащих с учетом их индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резервов развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи;
· Формирование навыков коммуникативного общения;
· Выработка слухозрительной основы для восприятия устной речи (как с помощью слуховых аппаратов, так и без них, а так же с помощью кохлеарных имплантов);
· активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;
· усиление слухового компонента в слухозрительном восприятии устной речи;
· формирование и развитие возможностей восприятия звучащего мира–слухового восприятия неречевых звучанийи речи, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;
Продолжительность индивидуального занятия по формированию речевого слуха и формированию произносительных навыков составляет 20 минут: по10 минут на каждую часть занятия. В ходе реализации программы по развитию речевого слуха у неслышащих обучающихся проявляются общие закономерности восприятия звуковой информации. Речевые образы формируются на основе зрительных, кинестетических, тактильно-вибрационных и слуховых ощущений. В процессе слуховой тренировки ученик накапливает речевую информацию, учится дифференцированно воспринимать на слух элементы фонетической структуры речи. Дифференцированное восприятие речевого сигнала способствует более точному проведению морфологического анализа слова и моделирования целостного высказывания. У ребёнка активно формируются своеобразные нейрокинестетические связи в коре головного мозга между слуховыми, зрительными и кинестетическими раздражителями. Воспринимая речь на слух, ученик распознаёт, прогнозирует и моделирует её на основе подражания и догадки.
При правильной организации различения, опознавания и распознавания речевых единиц у неслышащих обучающихся формируются стойкие образы слов на основе дифференцированного приёма их звуковой структуры, что способствует компенсации отклонений в слухоречевом развитии и лучшему пониманию речевой информации. Учащиеся овладевают разнообразными видами речевой деятельности, приобретают и совершенствуют опыт словесного общения с окружающими.
Рекомендуемый речевой материал служит средством развития речевого слуха, отвечает задачам формирования устной речи и содержит осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова и тексты. Это, как правило, наиболее употребительный словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию, знакомый им по значению. Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые учащимся, значение которых объясняется контекстом. Речевой материал условно разбит на разделы:
- речевой материал обиходно – разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности;
- речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;
- тексты.
Более сложный по содержанию и большой по объёму материал предлагается учащимся с I-II степенью тугоухости и более высоким уровнем речевого развития. В зависимости от тяжести потери слуха и речи учитель при необходимости может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, не изменяя при этом смыслового значения речевых единиц и объёма речевого материала. Организуя индивидуальные занятия, учитель должен учитывать, что в начале обучения учащиеся воспринимают знакомые по значению слова, простые, короткие фразы, небольшие тексты, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям обучающихся. Важно, чтобы ученик при предъявлении на слух текста постепенно научился понимать основное его содержание, а затем из воспринятого на слух текста выделить главную мысль.
Следует учесть, что в начале обучения учащиеся воспринимают речь с помощью звукоусиливающей аппаратуры стационарного пользования, что вызывается необходимостью привыкания школьников к новым условиям, к учителю. Со второго полугодия в I -ом классе занятия проводятся только с индивидуальными аппаратами. При хороших навыках восприятия речи на слух использование индивидуального аппарата начинается с первого же дня обучения.
Восприятие речевого материала на слух должно проходить в разных условиях:
- в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематический однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);
- в изолированных от шума помещениях;
- в условиях, близких к естественным.
Планируемые результаты: (Личностные, метапредметные и предметные результаты)
1) восприятие на слух с помощью двух индивидуальных слуховых аппаратов, или аппарата и импланта, или двух имплантов текстов знакомого значению и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала разговорного и учебно-делового характера;
2) различение, опознавание и распознавание на слух знакомого по значению и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний);
3) восприятие коротких текстов монологического характера, отражающих типичные коммуникативные ситуации в учебной и внеурочной деятельности, опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленных в разбивку; ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий.
4) произнесение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе или темпе, приближающемся к нормальному, достаточно внятно, реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, использование в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств (мимики лица, позы, пластики и т.п.);
5) применение отработанных приемов самоконтроля произносительной стороны речи; соблюдение орфоэпических правил (по знаку, образцу учителя, самостоятельно);
6) сформированность умения использовать устную речь в общении в различных видах учебной и внеурочной деятельности.
Система оценки достижения результата обучения
- воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них знакомые по значению слова, словосочетания, фразы обиходно-разговорного характера и речевые единицы, относящиеся к учебной деятельности учащихся типа:
- возьми мяч;
- У тебя есть кукла?
- возьми семь палочек;
- Сколько в классе учеников?
- воспринимать на слух предъявляемый речевой материал с индивидуальным слуховым аппаратом:
* на расстоянии не менее 1,5 - 1,7 мучащимися с I –ой степенью тугоухости;
* на расстоянии 1 – 1,2 м учащимися со II – ой степенью тугоухости;
* на расстоянии 0,5 – 0,7 м учащимися с III –ей степенью т/у.
* на расстоянии 0,1 – 0,3 м учащимися с IV –ей степенью т/у.
- воспринимать на слух и с индивидуальными слуховыми аппаратами тексты (из 5 - 7 предложений), содержание которых близко опыту детей на более близком расстоянии.
- воспринимать без индивидуальных слуховых аппаратов:
· на расстоянии не менее 1 – 1,3 м учащимися с I – ой степенью тугоухости;
· на расстоянии не менее 0,3 – 0,4 м учащимися со II – ой степенью тугоухости;
· на расстоянии не менее 5 – 7 см учащимися с III – степенью тугоухости.
Учебно-тематический план
№ п\п
|
Тема |
Кол-во часов на одного уч-ся в неделю |
Содержание материала по РСВ |
Словарь |
Содержание материала по ФП |
Ведущие формы и методы обучения на занятии |
1. |
Диагностика слуха и речи. |
2 |
Диагностика слуха. |
|
Диагностика речи. |
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
2 |
Диагностика слуха и речи. |
2 |
Диагностика слуха. |
|
Диагностика речи. |
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
3 |
Игрушки. Работа над звуками. Произношение на одном выдохе ряда слогов.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. 1.Какое время года сейчас? 2.Как зовут твою маму?* 3.Как тебя зовут?** 4.Как твоя фамилия?** 5.Сколько тебе лет?** 6.Как зовут твою учительницу? 7.В каком городе ты живёшь? 8.Какой сегодня день недели? 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Встаньте у парты. На уроке нужно поднимать руку. За партой нужно сидеть прямо. На столе соблюдай порядок. Посчитай до 5. Повтори: 1 2 3 … Нарисуй два кружка, три палочки. Больше, меньше, одинаково. Прямая, наклонная линия. Число, клетка, линия. 3. Текст «Игрушки». |
Наушники, аппаратура. Прямая, наклонная. Кубики, машина, кукла, мяч, пирамида, барабан, зайка, возьми, покажи, нарисуй, принеси. |
Работа над звуками. Произношение на одном выдохе ряда слогов. |
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
4 |
Наш класс. Работа над звуками. Произношение на одном выдохе ряда слов. (4-6 слогов). |
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Как зовут твою маму? Как зовут твоего папу? Как зовут учительницу (воспитательницу)? Иди в спальню (класс, столовую). Что ты сделал? Слушай внимательно. 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Говори долго. Говори кратко. Вчера-сегодня-завтра (утром, днем, вечером), сначала-потом. Посчитай от 1 до 5. Справа-слева-посередине. Ложи аппараты на парту аккуратно. Подними руку, если хочешь говорить. Имена ребят в классе. В пенале лежат … 3. Текст « В классе». |
Доска, стул, стол, парта, шкаф, наушники, микрофон, лежат, стоят, висит, на окне-на окнах-у окна. |
Работа над звуками.
Произношение на одном выдохе ряда слов. (4-6 слогов). |
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
5. |
Умывальня. Работа над звуками. Различение краткого и долгого звучания.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. В каком классе ты учишься? Село Озерки. Сделай так же. Посмотри как…. Здравствуй, … До свидания, … Спасибо… Вытри руки полотенцем. Вымой руки с мылом. 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Больше - меньше: 2 меньше трех. Вчера был понедельник, сегодня вторник, завтра среда. Сейчас осень. Посчитай до 5 и обратно. Береза, клен, ель – деревья у школы. 3. Текст « В умывальной комнате». |
Мыло, умываться, моет, вытираться, зубная щетка, зубная паста, закрой (открой) кран, полотенце, повесь. |
Работа над звуками.
Различение краткого и долгого звучания.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
6. |
Учебные вещи. Работа над звуками. Орфоэпия: Безударная гласная О.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Положи тетрадь на стол. Убери ручку в пенал К доске идет … Попроси карандаш у…. Спроси у Ани ножницы. Поставь книги в шкаф. Кто сегодня дежурный? 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Звук и буква. Напиши прописную букву. Напиши заглавную букву. Слог, слово. Папа – это слово? Ударный слог, безударный слог. Отхлопай ритм слова молоко. 3. Текст « Учебные вещи». |
Книга, тетрадь, альбом, пенал, ручка, карандаши, краски, резинка, кисточка, линейка, достань, положи, убери, попроси. Прописная, заглавная буква. Ударный, безударный слог (звук). Ритм слова. |
Работа над звуками. Орфоэпия: Безударная гласная О.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
7. |
Части тела. Работа над звуками. Сила голоса.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Подними правую руку. Опусти правую руку. Расчеши волосы. Ты умывался сегодня? Какая сегодня погода? Погода солнечная (пасмурная), морозная (теплая). 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Число и цифра. Возьми 3 красных палочки. Возьми еще 2 желтых палочки. Сколько всего? Каких больше? Каких меньше? 2+1 3+1 5-1 3-1 5 больше, чем 3 Повар, врач, учитель воспитатель работают в школе. 3. Текст «Части тела». |
Рука (руки), нога (ноги), голова, спина, лицо, рот, щеки, лоб, нос, шея, ухо (уши), волосы. Подними, опусти, покажи, вымой, вытри. |
Работа над звуками. Сила голоса.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
8. |
Цветковые растения. Работа над звуками. Высота голоса.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Какое время года? Какой сейчас месяц? Какая погода была вчера? Какое сегодня небо? Кто дежурный в столовой? Дует ветер. Небо ясное. День пасмурный. 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Печатный и письменный текст. Открой прописи (книгу, тетрадь). Какой сейчас урок? Сейчас математика, ритмика, развитие речи. Ты уже решил (написал, прочитал)? 5 6 3 2; 4 меньше, чем 5 3. Текст «Цветковые растения»
|
Мак, василек, ромашка, астра, роза, гвоздика. Цветы (цветок), цветут, пахнут. Стебель, корень, листья. |
Работа над звуками. Высота голоса.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
9. |
Школа Работа над звуками. Изменение высоты и силы голоса в повествовательных предложениях.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Жарко, тепло, солнечно, ясно, пасмурно, Идет дождь. Падает снег. Бережно относись к учебным вещам. Скажи за экраном. Мы идем на прогулку. Спроси у товарища, он пойдет гулять. Кто сегодня дежурный в классе? Кто дежурил в классе вчера? 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Я решил примеры (задачу). Ты правильно выполнил задание? Задание трудное или легкое? Придумай предложение со словом… Придумай слово с буквой…. 3. Текст «Школа». 4. Контрольная работа. |
Школа, портфель, учиться, считать, писать, решать. |
Работа над звуками. Изменение высоты и силы голоса в повествовательных предложениях.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
10. |
Осень. Работа над звуками. Изменение высоты и силы голоса в вопросительных предложениях.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Сколько дней в неделе? Сколько дней мы отдыхаем? Как называется день отдыха? Сколько дней мы учимся? Назови первый день недели(второй, третий..) 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Что делают на уроке рисования (математики, обучению грамоте)? Осенью много работы в саду и огороде. Осенью идет дождь. Падают листья. Мебель – кровать, стол, тумбочка. Огурец, помидор – овощи. 3. Текст «Осенью». |
Первый месяц осени, последний месяц осени. Листопад, перелетные птицы. Приметы осени. |
Работа над звуками. Изменение высоты и силы голоса в вопросительных предложениях.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
11. |
Дежурный. Работа над звуками. Орфоэпия: двойные согласные.
|
3 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Отвечай кратко (подробно, полно). У тебя чистые руки? Кто проверяет чистоту в классе? Что делает дежурный в классе? Попросись выйти из класса. Что пропущено: 1 2..4 5..7 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. У девочки …конфет, у мальчика… конфет. У кого больше? У кого меньше? На улице сильный ветер. Дует ветер. Ветрено. 3+1 3+2 1+1 3. Текст «Санитар». |
Санитар, проверяет, чистые, грязные руки, вымыл (вытер) руки, лицо. |
Работа над звуками. Орфоэпия: двойные согласные.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
12. |
Продукты питания. Работа над звуками. Слитность речи.
|
2 |
1.Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Утром мы завтракаем. На завтрак мы ели кашу. Ты любишь суп? Налей чай в … Положи хлеб в …. Принеси …. Какая сегодня погода? Что ты делал на математике? 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Столовая, обедают, едят, кушают, завтракают, ужинают. Говори громко (тихо, шепотом, без голоса). Задача. Условие, вопрос, решение. Число справа, слева. …3…, …2….. Сверху, снизу. Порядковые числительные: первый, второй,… 3.Текст «В столовой». |
Столовая, обедают, едят, кушают, завтракают, ужинают. Режет, варит, ест, ложка, чашка, вилку, хлеб, сахар, суп, каша. Громко, тихо, шепотом. |
Работа над звуками. Слитность речи.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
13. |
Спальня Работа над звуками. Произношение слитно слов со стечением согласных.
|
2 |
1. 1.Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Где ты спишь? Покажи матрац (подушку, шкаф). Что лежит в тумбочке? Что висит в шкафу? Что лежит на кровати? Постели простынь на кровать. Сегодня морозно. Сегодня холодно. Наступила зима. Лежат большие сугробы. 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Читаем слова, слоги, предложения. Пишем буквы. Говорим звуки. Корень, стебель, листья, цветок – части цветка. Первый урок- математика. Первый день недели –понедельник. 3. Текст « Наша спальня». |
Спальня, кровать, тумбочка, шкаф, матрац, одеяло, подушка, убери, заправь, стоят. Голос высокий, низкий, мужской детский, женский. |
Работа над звуками. Произношение слитно слов со стечением согласных.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
14. |
Одежда. Работа над звуками. Окончания имён прилагательных -ого, -его.
|
2 |
1.Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Сколько человек у вас в классе? Кто сидит рядом на парте? Кто сидит слева? Кто сидит справа? Кого нет сегодня в классе? У тебя есть брат (сестра)? Что ты делал на прогулке? 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Ель, сосна, лиственница – хвойные растения. Корень, ствол, ветки, листья, семена, плоды – части дерева. Число 8, напиши цифру 8. Найди картинку с 8 шарами. Читаю - прочитал, пишу - написал, рисую - нарисовал. 3. Текст «В магазине «Одежда». |
Пальто, куртка, рубашка, шапка, шарф, варежки, юбка, носки, вешалка-вешать, надевать-одевать, носить, снимать, повесил. Непроизносимые согласные. |
Работа над звуками. Окончания имён прилагательных -ого, -его.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
15. |
Обувь. Работа над звуками. Плавность речи.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Мой руки перед едой. После обеда идем на прогулку. Нужно сушить обувь каждый день. Скажи здравствуй ребятам (учительнице). Исправь ошибки. Какие уроки у вас сегодня? 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Какое сегодня число? Какое число было вчера? Какое время года наступило? Стоят морозы – морозно. Число и цифра 9. Девять – это 5 и 4 7 больше, чем шесть. Решение задачи. Прочитай условие(вопрос) в задаче. Скажи ответ. Цветы, деревья, травы. Роза – это… Береза – это… Сегодня ясная солнечная морозная погода. 3. Текст «В магазине «Обувь». |
Сапоги, ботинки, валенки, туфли, тапочки, кроссовки, чешки, надевает, снимает, поставил на полку. Двойные согласные. |
Работа над звуками. Плавность речи.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
16. |
Овощи Работа над звуками. Ритм слова.
|
2 |
1.Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Что ты ел на завтрак? Что ты ел на ужин? Ты сегодня обедал? Какие овощи ты ел вчера? За едой нельзя разговаривать. Ты любишь кашу? Расчесывать волосы расческой. Мой руки с мылом. 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Подними руку на слова с вопросом КТО? Девочка, арбуз, ежик, ель, свекла. Сладкий…, сладкая…., сладкие…. Число и цифра 8. Посчитай до 8 и обратно. 8-1 8-2 7+1 8 больше 6 Я читал рассказ. 3. Текст « В огороде». 4. Контрольная работа. |
Огурец, помидор, лук, редиска, капуста, картофель, свекла, тыква, растет на огороде, созрели. |
Работа над звуками. Ритм слова.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
17. |
Диагностика слуха и речи. |
|||||
18. |
Фрукты Работа над звуками. Орфоэпия: Оглушение звонких согласных в конце слов. |
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Начинается урок. Первый урок…., последний урок…. . Какие уроки были сегодня (вчера)? Как зовут учителя ритмики? Как зовут твою бабушку? Ты помогаешь маме? У тебя дома была елка? 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Слагаемое, сумма. 4+5= На три больше, на 2 меньше Я нарисовал цветок( корень, листья). Скажи громко (тихо, шепотом, нормально, высоко, низко) Наступила, началась, пришла (осень, зима). 3. Текст «В саду». |
Яблоки, груши, сливы, банан, апельсин, мандарин, лимон, кислый, сладкий, поспели в саду. |
Работа над звуками. Оглушение звонких согласных в конце слов. |
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
19. |
Новый год. Работа над звуками. Словесное ударение.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Что делают ребята на уроке развития речи? Что делают ребята на перемене? Каникулы – зимние каникулы. Выходные и праздничные дни. Надо помогать друг другу. 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Сегодня солнечная (пасмурная) погода. Завтра будет снег. Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы. Всего, осталось, было. Таблица сложения 4+4 5+5 3+0 3. Текст « Зимние каникулы». |
Новогодний праздник, Дед Мороз и Снегурочка, хоровод, маски, подарки, веселятся, водить хоровод |
Работа над звуками. Словесное ударение.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
20. |
Признаки предметов по цвету. Работа над звуками. Темп речи: нормальный.
|
2 |
1.Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. С кем ты дружишь? У тебя есть друг? Дни стали короткими. Улицу переходят на зеленый свет. Надо быть всегда вежливым. Зимой часто бывают морозы. Не забудь говорить спасибо. 2.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Читай книгу (правило, предложение, слово, решение). Ты любишь суп? Возьми карандаш и нарисуй красное яблоко. Закрась круг зеленым цветом. Что делает? Пишет, читает, рисует, решает. Овощи – это….,….. ….. ….. - это фрукты …. 3. Текст « Признаки предметов по цвету». |
Желтый, красный, синий, фиолетовый, белый, черный. Разноцветный. Темп речи. |
Работа над звуками. Темп речи: нормальный.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
21. |
Зима. Работа над звуками. Темп речи: медленный.
|
2 |
1. 1.Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. 2. Обед (завтрак, ужин) был вкусным (невкусным). 3. Спасибо, было вкусно. 4. Ты все съел? 5. Ты здоров? Как твое здоровье? 6. Я живу по адресу:… 7. Апельсин был вкусным. 8. 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. 9. Переходи улицу через переход. 10. Не шуми в автобусе. 11. Холодная (морозная) погода, мороз, морозно. 12. Наступила, пришла. 13. Катаются на санках (лыжах, коньках), на горке (льду). 14. Решение задачи, условие задачи, ответ задачи, вопрос задачи. 3. Текст « Зимой в лесу». |
Выпал снег, сугробы, снежные шубы и шапки. |
Работа над звуками.
Темп речи: медленный.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
22. |
Зимние забавы. Работа над звуками. Орфоэпия: Звонкие согласные перед глухими.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Ты был у врача? Тебе дали таблетку. Мы играли в снежки. Мы катались на лыжах (санках, коньках). Повесь брюки в шкаф. Когда будут весенние каникулы? 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Найди ошибку: Кто? – это кошка, огурец, собака, папа, ручка. Придумай слова , отвечающие на вопрос Что? Десять-десяток, до десяти. Десять - это 5 и 5, 4 и 6, … Закончилась зима. Наступает весна. Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль; Весенние месяцы: март, апрель, май. 3. Текст «Зимние забавы». |
Катается на санках (на лыжах, на коньках) Катается с горки, на льду, на катке. |
Работа над звуками. Орфоэпия: Звонкие согласные перед глухими.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
23. |
Мамин праздник. Работа над звуками. Темп речи: быстрый.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Положи книгу(тетрадь) в сумку (на полку, на стол). Не кричи громко. Не вскакивай с места. Поздоровайся с ребятами. Ты решил примеры? 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Мой домашний адрес: … В лесу собирают землянику (клубнику, чернику, клюкву). Из малины варят варенье. Собирала, растет. Это орех. Белки грызут орехи. Квадрат, треугольник. Монеты: 10 копеек, 1 рубль, 5 рублей. Сколько стоит мороженое? 3. Текст «Моя мама». |
Мамин праздник, поздравляю с праздником, восьмое марта. Скороговорка. |
Работа над звуками. Темп речи: быстрый.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
24. |
Семья. Работа над звуками. Орфоэпия: Произношение слов что, чтобы.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Что тебе больше нравиться: чай или какао. Вчера на ужин была гречневая каша. Вешалка, повесь на вешалку, висит на вешалке. Куда ты бросаешь бумагу? Как ты учишься? Положи книгу в шкаф, а ручку в пенал. 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Грибы растут в лесу. Мухомор, лисички, опята, подосиновики, поганки, маслята. Съедобные и несъедобные грибы. Начерти отрезок длиной 3 сантиметра. Первое слагаемое - 3, второе слагаемое - 2. Найди сумму слагаемых. 3. Текст «Моя семья». |
Брат –братья, сестра – сестра, внук, внучка. Пауза длинная, короткая. |
Работа над звуками. Орфоэпия: Произношение слов что, чтобы. |
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
25. |
Мебель. Работа над звуками. Орфоэпия: Непроизносимые согласные.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Какой сегодня день недели? Вчера шел дождь? Сегодня пасмурно. Мальчики идут в коридор. На перемене все отдыхают. Завтра дежурный …. Сегодня в классе нет…. 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Сантиметр. Начерти отрезок в 5 сантиметров. Напиши число 12. Сколько десятков? Сколько единиц? Покажи кровать (диван). Поставь стул у стола. Нарисуй зеркало. Где стоит у вас компьютер? 3. Текст «В комнате». |
Стоит у окна, Стоит между шкафом и столом, торшер (светильник) |
Работа над звуками. Непроизносимые согласные.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
26. |
Забота о птицах. Работа над звуками. Пауза: короткая, длинная.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. На улице большое движение. Нужно соблюдать правила уличного движения. Нужно ходить по тротуару. Переходя улицу посмотри налево, а потом направо. Люди ездят, летают, плавают. Дорожные знаки: «переход», «осторожно, дети». Светофор имеет три света. Что ты ел вчера на обед? Как зовут твою бабушку? 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Увеличить число 5 на 3 (2 на 4, 5 на 1) Уменьшить число 5 на 3(3 на 1, 7на 5). Вычитаемое, сумма, слагаемое, уменьшаемое, разность. Комнатные цветы нужно поливать (рыхлить, кормить). Капель, сосульки, ручьи. 3.Текст « Кормушка». 4. Контрольная работа. |
Кормушка – корм – кормить, голодно и холодно, насыпать корм. Интонация повествовательная.
|
Работа над звуками. Пауза: короткая, длинная.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
27. |
Весна. Работа над звуками. Пауза внутри предложения.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Звенит капель. Снег тает (растаял). На крышах сосульки. Поприветствуй учителя. Попроси убрать за собой вещи. Попроси, что тебе нужно для лепки (рисования). Ты умеешь читать? 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Рожь, ячмень, пшеница, кукуруза, сахарная свёкла, гречиха, картофель, лён, хлопчатник. Кот – котенок, утка – утенок, гусь – гусенок,. У козы козленок. У свиньи поросенок. У коровы – теленок. Весенний день, весеннее солнце, весенняя погода. Возьми мел. Ты написал контрольную работу. 3 Текст « Весна».
|
Тает снег, бегут ручьи, лужи, дни длиннее, ночи короче. |
Работа над звуками. Пауза внутри предложения.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
28. |
О труде. Работа над звуками. Интонация повествовательная.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Спроси, ему помочь решить примеры (задачу). Тебе помочь? Возьми (положи, дай отложи, попроси) карандаш (ручку, лист, бумагу). Занятие окончено. Когда пойдете вы спать (гулять, играть). 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Проезжая часть, тротуар, обочина, перекрёсток, светофор. Единицы измерения длины – сантиметр Начерти отрезок в 4 сантиметра. Измерь отрезок. Сколько он сантиметров? Василёк, вьюнок, осот, пырей – это сорняки. Назови домашних животных. Дикие животные – это волк, лиса, медведь. Звери живут в лесу. 3.Текст « О труде». |
Учитель, шофер, плотник, врач, работает на.. |
Работа над звуками. Интонация повествовательная.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
29. |
На лесной полянке. Работа над звуками. Интонация вопросительная.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Ты правильно выполнил задание? Занятие окончено. Продолжи предложение… Чтобы нарисовать яблоко, нужно….. Скажи Кириллу, чтобы он…. Расскажи о погоде сегодня. 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Отвечай кратко: Сейчас весна? Сегодня понедельник? Ты –Коля? Вчера вы гуляли в лесу? Поздняя весна – ранняя весна. Окно, стол, телефон - слова , которые отвечают на вопрос Кто? или Что? Один одна одно: папа, брат, бабушка, тетя, поле, класс. Денежные знаки достоинством 1, 2, 5, 10 рублей. Составь предложение со словами…… 3. Текст «На лесной полянке». |
Тает снег, Зеленеет травка, разбудило весеннее солнышко, расцвели подснежники, пахнет весной. |
Работа над звуками. Интонация в диалоге. Интонация вопросительная.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
30. |
День рождения. Работа над звуками. Интонация в диалоге.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Отвечай полно: Какой сейчас месяц? Когда будут летние каникулы? Как зовут ваших воспитателей? Сегодня холодно (тепло, пасмурно, ясно). Помоги мне убрать бумаги. Узнай, когда мы пойдем гулять. 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Один – много. Книга - …, ягода - …., ботинок - … 15, 20, 5, 12-1, 14+2 Что делает? Кирилл …. Саша….. . Мальчики… В рассказе говорится о…. Тебе понравился рассказ? Ты выучил стихотворение (стихи)? 3. Текст «День рождения». |
Пригласила на День рождения, гости, накрыла стол, пирожные, торт, конфеты, подарки,. |
Работа над звуками. Интонация в диалоге.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
31. |
Ягоды. Нотирование предложений.
|
2 |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся. Сегодня вечером (утром, днем) я (мы)….. После ужина (обеда, завтрака) я…. Перед обедом (завтраком, ужином) мы…. Смотреть телевизор. Мы смотрим передачу по телевизору. Мы смотрим мультфильмы. 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов. Комнатные растения. Садовые растения. Большой шар. Большой красный шар. Попрощайся с учителем. Зимний отдых – зимние каникулы, летний отдых – летние каникулы. Отдохнул дома, в лагере, на море. Март, апрель, май – весенние месяцы. Июнь, июль, август – летние месяцы. 3. Текст «В лесу». 4. Контрольная работа. |
Зазеленел лес, зацвели цветы, перелетные птицы, распустились, птенцы. |
Нотирование предложений.
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
32. |
Мониторинг слуха и речи |
2 |
|
|
|
Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный. |
33. |
Резервное время |
2 |
|
|
|
|
Основные требования к умениям учащихся по развитию слухового восприятия:
Учащиеся к концу 1 класса должны уметь:
¾ воспринимать на слух с аппаратами и без них речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы), включающий отдельные незнакомые по значению слова, объясняемые контекстом (учащимися с I, II степенями тугоухости), обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности и связанный с изучением общеобразовательных предметов;
¾ воспринимать на слух указанный речевой материал:
а) без аппарата на расстоянии не менее 1 -1,3 м (учащиеся с I степенью тугоухости), 0,3-0,4 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 5 -7 см (учащиеся с III степенью тугоухости);
б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 1,5 -1, 7 м (учащиеся с I степенью тугоухости), 1 -1,2 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 0,5 -0,7м (учащиеся со III степенью тугоухости);
¾ воспринимать на слух с индивидуальными аппаратами тексты (из 5 -7 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, на более близком расстоянии
Основные требования к умениям учащихся по обучению произношению:
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
I. Речевое дыхание
Произношение слитно, на одном выдохе, рядов слогов (папа-папа, папапапапа), слов, словосочетаний и фраз в 4—6 слогов (первое полугодие), в 7—8 слогов (второе полугодие), например: дайте тетрадь; можно вытереть доску? (сопряженно с учителем и отраженно по подражанию).
II. Голос.
Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряженно и отраженно).
III. Звуки и их сочетания
Закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, и, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь, ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день)
Правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы,з, ж, г, ц, ч.
Дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и—ы, с—ш, с—з, ш—ж, б—п, д—т, ц—с, ч—ш, ц—ч.
Произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь, несет, пюре) и т. д.
Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.
IV. Слово
Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно), с использованием допустимых звуковых замен (первая —четвертая четверть), а также слов со стечением согласных (третья — четвертая четверть), с соблюдением словесного ударения в двух-, трехсложных словах (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку, в знакомых словах самостоятельно); изображение ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру. Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно и отраженно, по надстрочному знаку):
безударный о произносится как а;
звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются;
удвоенные согласные произносятся как один долгий (касса,
ванна);
слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего и окончания -ого, -его — как каво, чево, -ова, -ева;
непроизносимые согласные в словах не произносятся (чу(в)ствуют, со(л)нце).
V. Фраза
Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).
Изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно (сопряженно и отраженно).
Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).
Контроль уровня обученности
Способы и формы проверки результатов:
Контрольные работы.
Диагностика слуха и речи учащихся.
Методические и учебные пособия по РСВ:
1.Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. Москва, «Просвещение», 1990 г.
2. Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. КАРО, Санкт-Петербург, 2009 г.
3. Кузьмичёва Е.П., Слезина Н.Ф. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатком слуха. Москва, «Просвещение», 1986 г.
4.Назарова Л.И. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Москва, ВЛАДОС, 2001 г
Методические и учебные пособия по формированию произношения:
1.Брежнева Е.А., Брежнев Н.В. Хочу всё знать. Москва, ВЛАДОС, 2003 г.
2. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. Санкт- Петербург, «Библиополис», 1994 г.
3. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Москва, Эксмо, 2008 г.
4. Коноваленко В.В. Автоматизация звуков у детей. Москва, 2007 г.
5. Ладыженская Т.А. Риторика. Москва, С-инфо, 2001 г.
Оборудование
1. Радиомагнитола LG
2. Стационарная звукоусиливающая аппаратура «Унитон»
3. Компьютер.
Лист внесения изменений
№ п/п |
Дата внесения изменений |
Характеристика изменений |
Реквизиты документа, которым закреплено изменение. |
Подпись сотрудника, внёсшего изменения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.