Рабочая программа по кружку Литературное краеведение
Оценка 4.8

Рабочая программа по кружку Литературное краеведение

Оценка 4.8
doc
21.05.2020
Рабочая программа по кружку Литературное краеведение
Рабочая программа по литературному краеведению 2009-2010.doc

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

имени Героя России А.И. Алексеева

города Ухты

 

 

Рассмотрена                                                                                    УТВЕРЖДАЮ                                                                                                     

ШМО                                                                                               Директор МОУ СОШ   №3                                           

учителей иностранного языка 

                                                                                                           _______________________                                                   

Протокол №    от «04» сентября 2016 г.                                     «____»___________2016 г.

.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

 

по

 

кружку

«Литературное краеведение»

 

 

5-9 классы

 

 

 

 

 

 

 

Составлена на основе приложения к традиционной программе по литературе «Литературное краеведение. 5-9 классы» (Гамалетдинова Л.З. Роль научно-исследовательской деятельности в охране здоровья школьников:  Статья.- Сайт Фестиваля педагогических идей.- htt:// festival. 1 september. ru\ indeх.  hpt? Member = 304338

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ухта 

2016

 

 

Содержание учебной рабочей программы:

 

 

1.     Пояснительная записка.

2.     Тематический план.

3.     Содержание учебного плана

4.     Перечень обязательных практических работ.

5.     Требования к уровню подготовки обучающихся.

6.     Критерии оценивания творческих работ обучающихся.

7.     Список литературы для учителя и обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

В последние годы непрерывно возрастает роль краеведения в учебной деятельности. Это относится к дисциплинам гуманитарного направления. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением в соответствии с законом РФ «Об образовании» национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к коми языку как учебному предмету,  знакомство с культурой, традициями, обычаями коми народа дает более глубокое изучение коми языка, знакомство с этимологией, литературой Республики Коми.

  Программа «Литературное краеведение» предназначена для обучающихся 5-9 классов основной школы. Разработана на основе приложения к традиционной программе по литературе «Литературное краеведение. 5-9 класс. ( Гималетдинова Л.З. Роль научно- исследовательской деятельности в охране здоровья школьников. Статья «Фестиваль педагогических идей»).

 Структура программы  - концентрическая, вид программы – базовая.

 Программа «Литературное краеведение» расширяет, углубляет знания учащихся по коми языку, способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения, практического применения знаний, формирует у учащихся гражданскую позицию.

Цели курса:

1.      Формирование у учащихся интереса к изучению обычаев, традиций, истории, литературы, культуры родного коми края.

2.      Воспитание любви к родной земле, ее традициям, культурным ценностям.

Программа ориентирована на следующие задачи:

1.Пробуждение интереса к культуре малой родины.

2. Развитие устной и письменной речи обучающихся.

З. Развитие исследовательских навыков.

4.Формирование учебно-информационных и учебно-интеллектуальных умений.

5.Создание комфортной психологической обстановки для интеллектуального развития обучающихся.

6. Выявление одаренных детей для индивидуальной работы по развитию их творческих способностей.

7. Создание условий для практического применения навыков, знаний, полученных в ходе работы.

 8.Закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя       возможности компьютера, Интернета.

 

В ходе выполнения программы учитель должен:

1.                  Информировать детей.

2.                  Помогать в организации самостоятельной и поисковой работы.

3.                  Предлагать варианты проведения творческих работ.

Ученик обязан:

1.                  Усваивать информацию.

2.                  Работать с источником информации.

Участвовать в проектной творческой  деятельности (готовить сообщения, составлять викторины, посещать экскурсии, исполнять фольклорные произведения, сопоставлять фольклорные жанры, практиковаться в плетении бересты, вязании на спицах).

 

Тематический план

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Форма работы

 

Первый год обучения, 5класс. Путешествие в фольклорную страну.

102 часа

 

1.

Введение. Знакомство с терминами «фольклор».

3

Эвристическая беседа

2.

Раздел I. Коми народные сказки.

9

 

2.1.

Тема 1. Путешествие в страну сказок.

2

Практикум

2.2.

Тема 2. Чтение и сопоставление коми и русских сказок.

2

 

Практикум

2.3.

Тема 3. Учимся инсценировать коми сказки.

5

 

3.

Раздел II. Коми народные игры.

2

Турнир национальной игры «Шег»

3.1.

Тема 1. Исследовательская работа (поиск игр).

1

Сбор материала

3.2.

Тема 2. Разучивание игр.

1

Деловая игра совместно с обучающимися ГПОУ «Гимназия искусств при Главе РК имени Ю.А. Спиридонова»

4.

Раздел III. Песни старины коми народа.

6

 

4.1.

Тема 1. Коми народные песни.

2

Практикум

4.2.

Тема 2. Исполнители коми народных песен.

3

Практикум

4.3.

Тема 3. Посещение концертной программы фольклорной группы.

1

 

Экскурсия

5.

Раздел IV. Коми загадки, пословицы и поговорки.

8

 

 

5.1.

Тема 1. Игра «Отгадай, загадай, нарисуй».

 

2

Практикум

5.2.

Тема 2. Изготовление подарочного набора «Загадка».

1

 

Практикум

5.3.

Тема 3. Тематическое богатство коми пословиц и поговорок.

2

 

Проектная деятельность «Медводдза воськов. Первый шаг»

5.4.

Тема 4. Два портрета

 (проект).

1

 

Защита проекта. «Медводдза воськов. Первый шаг»

5.5.

Тема 5. Сказка из пословицы.

2

 

6.

Раздел V. Подготовка и проведение фольклорного праздника.

8

 

 

6.1.

Подготовка фольклорного праздника.

 

4

Практикум

6.2.

Итоговое занятие «Праздник коми фольклора».

2

 

6.3.

Посещение спектакля фольклорного театра.

2

Экскурсия

 

Второй год обучения. 6 класс. Народные праздники, традиции, обычаи коми народа.

34 часа

 

1.

Вводное занятие. Задачи курса. Значение слов «праздники», «обычаи», «традиции».

1

Эвристическая беседа

2.

Раздел I. Праздники коми народа.

10

Практикум

3.

Раздел II. Традиции и обычаи коми народа.

научно-исследовательская деятельность

10

Практикум

4.

Раздел III.  Систематизация и анализ собранного материала.

5

Практикум

5.

Раздел IV. Подготовка и проведение творческого отчета.

8

Практикум

Защита исследовательских работ.

 

Третий год обучения. 7 класс. Мое семейное древо.

34

 

1.

Вводное занятие. Цели и задачи курса.

1

Эвристическая беседа

2.

Раздел I. Родословная. Семейное древо.

12

 

2.1.

Тема 1. Генеалогия.

2

Практикум

2.2.

Тема 2. Поисковая работа среди родственников.

6

Практикум

2.3.

Тема 3. Встречи с интересными людьми.

2

Практикум

2.4.

Тема 4. Интервью.

1

Практикум

2.5.

Тема 5. Имена оживают.

1

Выпуск тематических газет- Практикум

3.

Раздел II. Классификация материалов

11

 

3.1.

Тема 1. Виды и степени родства.

1

Практикум

3.2.

Тема 2. Родословная вширь и вглубь.

1

Практикум

3.3.

Тема 3. Пишем историю семьи.

4

Практикум

3.4.

Тема 4. Классификация материалов.

5

Практикум

4.

Раздел III. Учимся оформлять материалы

7

 

4.1.

Тема 1. Составление компьютерной презентации семьи.

2

Практикум

4.2.

Тема 2. Оформление альбомов, презентаций, рассказов, газет.

5

Практикум

5.

Раздел IV. Подготовка и проведение презентаций выполненных работ.

3

Практикум

 

Четвёртый год обучения. 8 класс. Искусство народов региона.

34

 

1.

Вводная лекция. Роль искусства в жизни человека.

1

Лекция с элементами беседы

2.

Раздел I. Искусство региона Коми.

 

2

 

Круглый стол, встречи, беседы.

2.1.

Тема 1.Виды искусства в регионе

1

 

2.2.

Тема 2. Создание творческих групп, определение целей и задач работы

1

 

3.

Раздел II. Поисковая работа.

 

10

 

Поисковая накопительная работа

3.1.

Тема 1. Сбор материалов о видах искусства региона Коми.

3

Поисковая накопительная работа

3.2.

Тема 2. Сбор материала о наиболее известных представителях искусства и их творчестве.

5

Поисковая накопительная работа

4.

Раздел III. Оформление материалов по итогам работы.

10

 

Практикум

5.

Раздел IV. Организация и проведение творческого отчета.

11

Практикум

5.1.

Тема 1. Подготовка презентаций.

2

Практикум

5.2.

Тема 2. Составление и оформление стенгазеты и других творческих работ.

2

 

Практикум

5.3.

Тема 3. Посещение выставок, музеев, театров.

2

Практикум

5.4.

Тема 4. Репетиции.

3

Практикум

5.5.

Тема 5. Написание отзывов об увиденном, услышанном.

2

Выпуск тематических газет- Практикум

 

Пятый год обучения. 9 класс. Знаменитые земляки.

34

 

1.

Введение. Значение словосочетания «знаменитые люди».

1

Работа со справочной литературой, беседа.

2.

Раздел I. Поисковая деятельность.

21

Практикум

3.

Раздел II. Творческие встречи.

5

Экскурсии

4.

Раздел III. Оформление материалов по итогам работы.

4

Практикум

5.

Раздел IV. Организация и проведение творческого отчета.

3

Практикум

 

 

ИТОГО: 170 часов.

 

 

 

 

Содержание учебного плана.

5 класс

Содержание учебного плана:

1.                  Введение. Знакомство учащихся с терминами «фольклор», «литературное краеведение». (1 час).

2.                  Раздел 1. Коми народные сказки (7 часов).  Путешествие в страну сказок. Коми сказки, значение, история, связь с жизнью народа. Чтение и сопоставление коми и русских сказок: «Медвежьи няньки», «Три медведя». Исследовательская работа: что общего и в чем различие коми и русских сказок?

3.                  Учимся инсценировать коми сказки ( 5 часов). Исследовательская работа: образы героев, их характеры, композиция сказок.

4.                  Раздел 2. Коми народные игры (2 часа). Поисково-исследовательская работа: поиск игр, связанных с местом проживания учащихся. Разучивание игр.

5.                  Раздел 3. Песни старины коми народа (6 часов). Исследовательская работа: виды песен, особенности композиции, особенности исполнения. Исполнители коми народных песен: составление докладов, сообщений. Посещение концерта фольклорной группы.

6.                  Раздел 4. Коми загадки, пословицы, поговорки (8часов). Поисково-исследовательская работа: изготовление подарочного набора, составление сказки из пословицы, сопоставление героев загадок и пословиц, отгадывание загадок, составление пословиц, отличие пословиц от поговорок.

7.                  Раздел 5. Подготовка и проведение фольклорного праздника (8 часов). Экскурсии, посещение фольклорного спектакля, практическая подготовка к празднику: составление сценария, приготовление костюмов и реквизита, поведение праздника.

 

6 класс

 

Содержание учебного плана:

Вводное занятие (1 час).  Значение слов «праздники», «традиции», «обычаи». Работа со словарем, просмотр видеозаписей.

Раздел 1. Праздники коми народа (10 часов). Групповая работа. Работа со справочным материалом, словарями, посещение библиотек, посещение мероприятий в Центре коми культуры, связанных с темой раздела. Составление сообщений, докладов.

Раздел 2. Традиции и обычаи коми народа (10 часов). Знакомство учащихся с традициями и обычаями коми народа. Посещение краеведческого музея, фольклорного театра, этно - педагогического центра в селе Пажга.  Сбор материала по  теме  по различным источникам: библиотеки, интернет ресурсы, просмотр видеозаписей. Поисковая работа среди родственников в местностях, где проживают учащиеся. Групповая работа. Составление сообщений, докладов.

Раздел 3. Систематизация и анализ собранного материала. (5 часов). Обучение умению систематизировать найденный материал (памятки по систематизации материала). Обучение составлению письменного отчета и подготовке творческого отчета - театрализованная защита.

Раздел 4. Подготовка и проведение творческого отчета (8 часов). Репетиционный период (составление сценария, корректировка сценария учителем и учащимися, репетиции, распределение ролей, оформление и декорации праздника, составление презентаций с помощью родителей и учителя, подбор музыкального сопровождения; генеральная репетиция; проведение праздника фольклора с использованием элементов традиций и обычаев коми народа с видеосъемкой, анализ проведенного мероприятия.

 

                                                 7класс

Содержание учебного плана:

Введение. (1час). Цели и задачи курса. Значение изучения материалов данного курса для воспитания подрастающего поколения.

Родословная, семейное древо. (1) час. Понятие родословной, семейного древа. Примеры родословных великих людей.

Генеалогия (1час). Генеалогия как наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц, а также методика обоснования и составления родословной, поколенных росписей, выяснение биографических данных о лицах.

Поисковая работа среди родственников (6 часов). Кто мои ближайшие родственники: дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки? Что я знаю о них?

Встречи с интересными людьми,  рассказ о прошлом. (2 часа). Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, писателями, поэтами с целью сбора интересующей информации.

Как взять интервью? Как задавать вопросы? (1 час). Развитие коммуникативных навыков: умение общаться с собеседником, брать интервью, задавать вопросы, находить интересующую информацию.

Имена оживают. (1 час). Сущность традиции поминовения в Русской православной Церкви, ее значение. Как осуществляется поминовение. Правила заполнения записок для поминовения.

Виды и степени родства (1 час). Понятие степени родства, родственники первой степени, родственники второй степени. Сбор материала о родственниках.

Родословная вширь и вглубь (1 час). Подходы и требования к работе генеалога. Глубина родословной. Родословная династий великих людей.

Пишем историю семьи (4 часа).  Правила ведения дневника семьи и оформления архива семьи. Основная задача при написании истории семьи.

Классификация материалов (5 часов). Анкетирование, мемуары, воспоминания, источники периодики, фотофакты.

Как составить компьютерную презентацию? (2 часа). Оформление собранных материалов в форме компьютерной презентации.

Оформление родословной, газеты, альбомов. (5 часов).

Итоговое занятие (2 часа). Подготовка и проведение презентаций выполненных работ.

 

8 класс

Содержание учебного плана:

Вводное занятие. 1 час. Роль искусства в жизни человека. Лекция с элементами беседы.

Раздел 1.  (2 часа).  Определение видов искусства в регионе. Распределение по группам: музыкальное искусство, изобразительное искусство, сценическое искусство, литературное творчество.

Раздел 2.  (10 часов). Поисковая работа. Сбор материалов о видах искусства региона Коми, о наиболее известных представителях и их творчестве.

Раздел 3. (10 часов). Оформление материалов по итогам работы. Поисково-накопительная работа.  Подготовка рефератов, сообщений, презентаций, других видов творческих работ

( своеобразный отчет). Консультации по оформлению указанных видов работ.

Раздел 4. (11часов). Организация и проведение творческого отчета: показ презентаций, стенгазет, выступления с рефератами, докладами. Посещение выставок, музеев, концертов. Репетиции. Написание отзывов об увиденном, услышанном.

 

9 класс

Содержание учебного плана:

Вводное занятие. (1 час). Определение целей и задач работы. Значение слова «знаменитые люди». Работа со словарями.

Раздел 1. (21 час). Поисковая деятельность. Работа в музее для выявления выявления самого знаменитого представителя региона. Определение групп поисковой работы по области профессий. Беседа с работниками музеев, библиотек. Поиск информации в публикациях (газетах, журналах). Поисковая работа по выявлению причин успеха того или иного представителя.

Раздел 2. (5 часов). Творческие встречи. Встречи с писателями, поэтами, артистами, посещение выставок, музеев, театров.

Раздел 3. (4часа).  Оформление материалов по итогам работы. Работа с собранными материалами, их систематизация, оформление рефератов, сообщений, подготовка презентаций. Консультации по оформлению работ.

Раздел 4. (3часа). Организация и проведение творческого отчета: защита рефератов, выступления с сообщениями, просмотр и защита презентаций, литературные вечера и другие виды творческих работ.

 

Перечень обязательных практических работ.

5        класс

1.Чтение и сопоставление коми и русских сказок.

 2.Учимся инсценировать коми сказки.

 3.Поиск старинных коми игр.

 4. Разучивание игр.

 5. Исполнители коми народных песен.

 6.Игра «Отгадай, загадай, нарисуй».

 7.Изготовление подарочного набора «Загадка».

  8.«Два портрета»  - поисково-исследовательская работа.

6 класс

    1. Праздники коми народа (сообщения, доклады)

    2.  Традиции и обычаи коми народа (сообщения, доклады)

    3. Систематизация материалов.

    4. Подготовка и проведение творческого отчета.

7 класс

1.      Генеалогия. Поисковая работа среди родственников.

2.      Интервью.

3.      Имена оживают (составление поминального листа).

4.      Пишем историю своей семьи.

5.      Классификация материалов.

6.      Составление компьютерной презентации семьи.

7.      Оформление альбомов, презентаций, газет по теме «Моя родословная».

8.      Демонстрация презентаций и творческих работ.

 

8 класс

1.      Сбор материалов по видам искусства региона Коми, о наиболее известных представителях искусства региона Коми.

2.      Подготовка презентаций.

3.      Составление и оформление стенгазеты.

4.      Написание отзывов об увиденном, услышанном.

 

9 класс

1.      Поисковая деятельность (выявление самого знаменитого человека в республике, поиск информации о нем, составление рассказов, сообщений, составление презентаций, написание рефератов, поиск информации по различным источникам).

2.      Оформление материалов по итогам работы.

3.      Проведение творческого отчета.

 

Требования к знаниям и умениям обучающихся 5 класса

Обучающиеся должны знать:

1.      Жанры коми фольклора.

2.      Знать тексты  произведений фольклора.

3.      Сюжеты, особенности композиции произведений фольклора.

Обучающиеся должны уметь:

1.      Выразительно читать или декламировать произведения фольклора.

2.      Высказывать свое мнение об услышанном, прочитанном.

Основные виды устных и письменных работ по литературному краеведению в 5 классе:

1.      Подготовка к выразительному чтению текста.

2.      Декламация произведений фольклора.

3.      Анализ заголовков произведений.

4.      Определение роли изобразительно-выразительных средств.

5.      Оформление сообщений.

6.      Создание рисунков, декораций.

7.      Разные типы сочинений.

Требования к знаниям и умениям обучающихся 6 класса

Обучающиеся должны знать:

          Праздники, традиции, обычаи, обряды  коми народа.

                                Обучающиеся должны уметь:

1.    Вести поисковую работу.

2.    Уметь брать интервью  с целью получения необходимой информации.

3.    Систематизировать найденный материал.

4.    Составлять отчет о проделанной работе.

Основные виды устных и письменных работ по литературному краеведению в 6 классе:

 сочинения различных жанров, устное сообщение, доклад.

Требования к знаниям и умениям обучающихся 7 класса

Обучающиеся должны знать:

1.      Содержание основных понятий и явлений.

2.      Виды и степени родства по восходящей и нисходящей линии.

3.      Правила составления родословной таблицы и ее заполнения.

                                  Обучающиеся должны уметь:

                   1.Проводить поиск информации в источниках разного типа.

                2. Систематизировать и анализировать полученную информацию.

                3. Вести семейный дневник.

                  4. Проводить сравнительный анализ, обобщение.

                  5. Строить родословные схемы по отдельным ветвям.

                  6. Представлять результаты своего труда.

Основные виды письменных работ по литературному краеведению

в 7 классе:

сочинения разных жанров, рассказы,  эссе, видеосюжеты, стенгазета «Моя родословная с рассказами о своих родных и близких, подробная история семейной реликвии.

 

Требования к знаниям и умениям обучающихся 8 класса

Обучающиеся должны знать:

1.Важные биографические сведения о писателях, поэтах, музыкантах, художниках, артистах и других творческих  людях родного края.

2. Знать тексты из произведений писателей и поэтов, произведения музыкантов и художников.

3. Сюжет, особенности композиции, идейное содержание произведений поэта или писателя, чье творчество изучается.

Обучающиеся должны уметь:

1.      Выразительно читать произведения писателя, поэта или отрывки из них

2.      Высказывать свое мнение об услышанном, увиденном,  прочитанном.

3.      Проводить поиск информации в источниках разного типа.

4.      Систематизировать и анализировать полученную информацию.

Основные виды устных и письменных работ по литературному краеведению в 8 классе:

доклад, викторина, сообщение, кроссворд, сценарий, выразительное чтение произведений.

Требования к знаниям и умениям обучающихся 9 класса

Обучающиеся должны знать:

1.      Важнейшие биографические сведения о писателях, поэтах, художниках, других знаменитых личностях региона.

2.      Тексты художественных произведений, названия музыкальных произведений, архитектурных творений.

3.      Сюжеты, особенности композиции изучаемых произведений.

Обучающиеся должны уметь:

1.      Выразительно читать произведения и отрывки из них.

2.      Обосновывать свое мнение об услышанном, прочитанном.

3.      Составлять доклады, сообщения, рефераты, презентации, буклеты по теме «Знаменитые земляки».

Основные виды письменных и устных работ по литературному краеведению в 9 классе:

доклад, сообщение, презентация, реферат.

Межпредметные связи:

литература, история, изобразительное искусство, музыка,

театр,       архитектура, художественное слово, риторика, информатика.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной       деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование иллюстративного материала.

Формы занятий как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, фольклорный праздник, презентация, защита творческого проекта и другие.

Формы контроля в ходе обучения различные: доклады, рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения – отзывы, чтение наизусть, интервью, исследовательская работа, заметки в газету, выпуск литературной газеты и другие.

Формы текущего контроля:

1.             Ежемесячная проверка рабочих тетрадей с последующей оценкой заданий по самостоятельному изучению темы.

2.             Еженедельная проверка рабочих тетрадей с последующей оценкой поурочной деятельности.

3.             Организация и проведение литературной гостиной.

4.             Организация и проведение фольклорного праздника.

5.             Чтение наизусть стихотворений коми поэтов.

6.             Составление презентации.

7.             Участие в оформлении стенгазеты по творчеству коми поэта или писателя.

8.             Составление доклада.

9.             Написание проекта, реферата.

10.         Составление кроссворда.

11.         Написание сочинения – отзыва, эссе.

12.         Составление и оформление викторины.

13.         Составление и оформление буклета по творчеству писателя и другие.

 

Критерии и нормы оценивания творческих работ учащихся.

 

Вид творческой работы

Баллы

Оценка

1.Написание сочинения, эссе

8-10

5

2 Составление вопросов к викторине

2-4

3

3 Составление кроссвордов и других занимательных материалов

5

4

4 Составление сценария группового выступления по теме

10

5

5 Написание стихотворения по теме

6-10

5

6 Работа в качестве лидера в малой группе

3-6

3

7 Организация и проведение литературной гостиной

10

5

8 Чтение наизусть стихотворений

5

4

9 Составление презентации

8-10

5

10 Составление доклада

8-10

5

11 Составление и оформление буклета

8-10

5

12 Организация и проведение фольклорного праздника

8-10

5

13 Составление и оформление стенгазеты

8-10

5

14 Исследовательская работа

8-10

5

15 Заметки в стенгазету

8-10

5

16 Интервью и его оформление

7-9

4

17 Творческий проект

8-10

5

18 Создание рисунков, декораций

5-7

4

 

При проверке творческих работ учитель учитывает объем работы, ее практическую значимость, степень самостоятельности при выполнении, умение пользоваться справочной литературой.

Критерии оценки творческих работ

1.      Актуальность темы и обоснование выбора.

2.      Практическая значимость.

3.      Полнота и ценность литературного, исторического исследования и анализа.

4.      Аргументированность выводов.

5.      Доступность излагаемого материала.

6.      Оригинальность подачи материала.

7.      Степень самостоятельности.

8.      Качество оформления материала.

9.      Новизна.

10.  Литературное мастерство изложения.

 

Критерии защиты творческих работ

 

1.      Четкость и лаконичность изложения сути творческой работы.

2.      Владение материалом, аргументированность ответов на поставленные работы.

3.      Техника речи.

4.      Эмоциональность, умение применять эффективные варианты рассказа.

5.      Выводы и их убедительность.

6.      Качество иллюстрации материала.

7.      Использование презентации.

 

 

Критерии оценивания презентации

 

Критерии (содержание)

 

5 баллов

 

4 балла

 

3 балла

 

1 .Полное раскрытие темы.

 

Полностью    соответствует

 

Соответствует неполному раскрытию темы.

 

Не соответствует

 

2.Логика в раскрытии содержания работы.

Присутствует

 

Присутствует частично

Отсутствует

 

3. Использование справочной литературы.

 

Имеются

 

Сделаны попытки

 

Отсутствуют

 

4.Взаимосвязь с другими областями знаний.

 

Прослеживается

 

Прослеживается частично

Не      прослеживается

 

5. Умение обобщать информацию.

 

Информация обобщена

Сделаны попытки к обобщению

Не обобщена

 

6. Наличие выводов по поставленной теме.

Сделан        правильный вывод.

Сделан, но с наличием ошибок.

Сделан      неправильный вывод.

Оформление слайдов

 

 

 

1.Соблюдение единого         стиля оформления.

 

Соблюдается.

 

Соблюдается частично.

 

Не   соблюдается

 

2.Соответсвие  иллюстраций     теме проекта.

 

Соответствует

 

Соответствует частично

 

Не соответствует

 

З.Эстетические требования    (фон, способы    выделения    главного    и вспомогательного материала,   объем информации).

Эстетика    соответствует норме

 

Эстетика    соответствует     частично

 

Эстетика    не соответствует установленным     правилам и нормам

 

Критерии оценки инсценировки сказки

 

Критерии

Параметры

Баллы

1.

 

Передача социо-культурного содержания сказки и ее режиссура

а) содержание сказки понятно,

сюжет  развивается логично, переходы между фрагментами плавны и мотивированы;

10-9

 

б) содержание сказки в основном понятно, однако есть нарушения

логики в развитии сюжета, переходы между фрагментами

не всегда плавны;

8-7

 

в) содержание сказки местами

совсем непонятно, нарушена логика сюжета

6-5

2.

Передача национального колорита сказки       

 

а) национальный колорит отображен полностью и адекватен идее сказки;

10-8

 

б) национальный колорит получил лишь частичное отражение в отдельных фрагментах инсценировки;

7-5

 

в) национальный колорит не нашел отражения в инсценировке сказки.

4-2      

 

3.

Сценическая коммуникабельность участников инсценировки

а) свободное владение сценическим материалом, четкое взаимодействие между собой, высокий артистизм и эмоциональность выступления;

10-8

 

б) не совсем свободное владение сценическим материалом, нечеткое взаимодействие между собой, артистизм и эмоциональность проявляются эпизодически;

7-5

 

в) неудовлетворительное владение сценическим материалом, плохое взаимодействие конкурсантов, низкий уровень артистизма, эмоциональность не выражена

4-2      

 

4.

 

Языковая корректность            

 

а) декорации, музыкальное сопровождение и костюмы отличаются вкусом, выдумкой, красочностью и оригинальностью;

10-8

 

б) декорации, музыкальное сопровождение и костюмы адекватны содержанию сказки, но лишены красочности и оригинальности;

7-5

 

в) декорации, музыкальное сопровождение и костюмы примитивны, не отличаются выдумкой и оригинальностью

4-2      

 

5.

 

Художественное оформление инсценировки          

а) декорации, музыкальное сопровождение и костюмы отличаются вкусом, выдумкой, красочностью и оригинальностью;

10-9

 

б) декорации, музыкальное сопровождение и костюмы адекватны содержанию сказки, но лишены красочности и оригинальности;

8-7

 

в) декорации, музыкальное сопровождение и костюмы примитивны, не отличаются выдумкой и оригинальностью

6-5

 

 

 

 

Критерии оценки эссе

 

Критерий

Требования к пишущему

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала.

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.

 2 балла

Анализ и оценка информации

- грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- диапазон используемого информационного пространств

 ( пишущий использует большое количество различных источников информации);
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
- дает личную оценку проблеме;

 4 балла

Построение суждений

- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

3 балла

Оформление работы

- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.

1 балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для учителя:

 

1.      Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе.- М.: 1988.

2.      Белоусов Л.А. Литературно-краеведческий кружок в школе.- М.: Учитель, 1995.

3.      Бельчиков.Н.Ф. Пути и навыки литературного труда. Учебное пособие. М.: 1997.

4.      Голубков В.В. Методика преподавания литературы.- М.: 1999.

5.      Гаврюшкин Н.К. Сокровища у порога. Эстетическое воспитание в краеведческой работе. Книга для учителя.- М.: 1999.

6.      Жаков К.Ф. Под шум северного ветра.- Сыктывкар, 1991.

7.      Красильников И.Л. Литературно-краеведческий кружок в школе.- Гл.: 1999.

8.      Лихачев Д.С. Земля родная. Книга для учащихся.- М, Просвещение,1988.

9.      Микушев. А.В. На таежных просторах.- М.: Современник, 1986.

10.  Мамонтов А.З. Щерба Н.Н. Краеведческая библиогафия.- СПБ.,Наука, 1988.

11.  Смирнов З.Г. Художественное краеведение в школе. Книга для учителя.- М., Современник, 1999.

12.  Соболев Н.А. Литературное краеведение. Вопросы теории и практики.- Брянск, 2001.

13.  Фатеев М.К. Походы по литературным местам. М.: Наука, 2001.

14.  Яковлева М.М. Внеклассная и краеведческая работа в средней школе. М.: Просвещение, 1988.

15.  Чудаков М.О. Беседы об архивах.- М.: Молодая гвардия, 1999.

16.  Янко М.Д. Работа со школьниками по литературному краеведению ( методические рекомендации)- М.: Наука, 1999.

17.  Дыхание Пармы. Книга об искусстве народа коми.- Сыктывкар, 1991.

 

Литература для учащихся:

 

1.Коми литература. Энциклопедический справочник школьника. Сыктывкар, 1995.

2. Литераторы Эжвы. Библиографический справочник-антология. Сыктывкар, 2003.

3. «У камелька». Литературный альманах. Выпуск 6. Сыктывкар, 2007.

4. Библиогафический атлас Республики коми. Сыктывкар, 2001.

5. Эжва в лицах. Сыктывкар, 2003.

6.Дыхание Пармы. Книга об искусстве народа коми.- Сыктывкар, 1991.

7. Жаков К. Под шум северного ветра.- Сыктывкар, 1991.

8. Коми народные загадки. Сост. Плесовский Ф.В.- Сыктывкар, 1992.

9. Коми пословицы и поговорки. Сост. Плесовский Ф.В.- Сыктывкар, 1983.

10. Коми песни. Сыктывкар. Коми книжное издательство, 1958.

11. Край мой северный. Книга для чтения по коми литературе для 5-6 классов.- Сыктывкар 1989.

12. Коми народные песни. СБ., Выпуск 3.- 1971.

13. Музыка моего народа. Сост. Обрезкова А., Юркина Л.- Коми издательство, 1989.

14. Осипов. А. О коми музыке и коми музыкантах.- Сыктывкар, 1969.

15. Чисталев П.И. Коми музыкальные инструменты.- Сыктывкар, 1984.

16. Викулов С. «Память рода»: //Разговоры- разговоры. - М., Современник 1985.

Всероссийская конференция участников движения «Отечество», Сборники докладов.- М., ЦДЮТур, 1996-1999.

17.Лихачев Д.С. Земля родная.- М.. Просвещение, 1983

18. Мартышин В.С. Уроки добролюбия. Древо рода //Воспитание школьников.-1998 -№5

19. Мартышин В.С.  Твоя родословная: //Воспитание школьников библиотека журнала выпуск 12. М., Школьная пресса 2000.

20. Никонов В.А.  География фамилий. – Наука, 1988.

21. Чудакова М.О.  Беседы об архивах.- М., Молодая гвардия, 1975.

22. Альберт Ванеев. Антология коми поэзии.- Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1981.

23. Альберт Ванеев. Писатели Коми АССР – детям.- Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1983.

24. Демин В.Н. Под кронами сосен.- Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1989.

25. Край мой северный: Книга для чтения по коми литературе 7-8 классы.- Сыктывкар: 26. 27. Коми книжное издательство, 1992.

28. Коми литература: Хрестоматия для внеклассного чтения в 10-11 классах.- Сыктывкар: 29. Коми книжное издательство, 1989.

30. Микушев А. На таежных просторах.- Москва: Современник, 1986.

31. Поэзии немеркнущие звуки…: Памятка.- Сыктывкар, 1983.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование уроков по литературному краеведению в 7 классе

«Мое семейное древо»

34 часа

Тема

Содержание работы

Количество часов

Форма работы

Предварительный результат

Эмоции, способствующие укреплению нравственного здоровья

Вводное занятие

Раздел 1. Родословная.

Цели и задачи курса

 

Семейное древо (12 часов)

1

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

Интерес, терпение, восхищение

Родословная, семейное древо, генеалогия (работа с понятиями)

Работа со словарями, встречи

2

Беседа, рассказ, исследование

Умение работать со словарями

Умение общаться, с целью вызнать нужное.

Поисковая работа среди родственников

Поиск информации

6

Беседы, сбор материала, воспоминаний, фотографий

Коммуникативные умения

Умение общаться с целью вызнать нужное, восхищение, любовь, удовлетворенность

Встречи с интересными людьми, рассказ о прошлом

 

 

Как взять интервью, как задавать вопросы?

Поиск информации

2

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Беседы

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие

Коммуникативные умения

Умение общаться с целью узнать нужное, интересное, удовлетворенность результатами труда

Имена оживают

Раздел 2.

Заполнение поминальника

Классификация

материалов

(11 часов)

1

Беседа, практическое занятие

Формирование практических жизненных навыков

Интерес , любовь, уважительность

Виды и степени родства

 

Поиск информации

 

 

1

Практическое занятие

 ( составление конспекта, схемы, степени родства)

Коммуникативные умения

Интерес, усидчивость, умение общаться, с целью вызнать нужное

Родословная вшить и вглубь

Поиск информации

1

Практическое занятие

 

Усидчивость, терпение, усердие, пытливость, интерес

Пишем историю семьи

Классификация материалов

4

Практическое занятие по составлению архива семьи, заполнение дневника семьи

Формирование практических навыков

Усидчивость, терпение, интерес

Классификация материалов

Анкетирование, мемуары, воспоминания, фотографии,

5

Практическое занятие

Умение классифицировать материал

Интерес, усидчивость, терпение

Раздел 3.

Учимся

 

оформлять

материалы

(7часов)

Как составить компьютерную презентацию семьи?

Составление презентации

2

Практическое занятие

Умение составлять компьютерную презентацию

Усидчивость, творчество, интерес, удовлетворенность проделанной работой

Оформление альбомов, презентаций, рассказов, газет, родословной

Оформление полученной информации

5

Практическое занятие

Умение творчески оформлять собранный материал

Усидчивость, творчество, интерес

Раздел 4.

Подготовка и проведение презентаций выполненных работ (2 часа)

 

 

 

 

Подготовка и проведение презентаций выполненных работ

( итоговое занятие)

Отчет о проделанной работе

2

Практическое занятие

Умение выступать перед аудиторией

 Уважительность , тактичность, гордость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование уроков по литературному краеведению в 5 классе

 

 

Тема

 

Содержание работы

Кол-во часов

Форма работы

Предварительные результаты

Введение.

Знакомство с терминами «фольклор», литературное краеведение.

Раздел 1.

Определение целей и задач факультатива.

 

 

 

Коми

1

 

 

 

 

 

народные

Эвристическая беседа

 

 

 

 

сказки

Заинтересованность обучающихся, умение слушать

 

 

 

( 7часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Путешествие в страну  сказок

Коми сказки, значение, история, связь с жизнью народа.

2

Лекция, беседа, обсуждение.

Навыки общения

Чтение и сопоставление коми и русских сказок «Медвежьи няньки», «Три медведя»

Исследовательская работа

2

Практикум

Умение сопоставлять, анализировать

Учимся инсценировать коми сказки

 

 

 

Раздел 3.

Исследовательская работа: образы героев, их характеры, композиция сказок.

Песни старины

5

 

 

 

 

 

коми

Практикум

 

 

 

 

 

народа

Умение анализировать, сопоставлять, инсценировать произведения фольклора

( 6часов)

Песни старины коми народа

Исследовательская  работа: виды песен, особенности  композиции, исполнения.

2

практикум

Умение анализировать, сопоставлять полученный материал

 

 

 

 

 

Исполнители коми народных песен

Знакомство с творчеством исполнителелей

1

практикум

Умение  понимать музыкальные  произведения

Посещение концертной программы фольклорной группы

Раздел 2.

 

 

 

 

 

Коми

3

 

 

 

 

народные

Экскурсия

 

 

 

 

игры

Умение слушать и понимать музыкальные произведения

 

( 2 часа)

Коми народные игры

 

 

 

 

 

 

Раздел 4.

Коми загадки

Поисково-исследовательская работа: поиск  игр, связанных с местом проживания учащихся.

Разучивание игр.

 

пословицы

1

 

 

 

 

 

1

 

 

и

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

поговорки

Умение собирать и исследовать найденный материал

 

 

 

 

 

( 8 часов)

 

 

 

 

 

Загадки коми народа

Игра «Отгадай-загадай-нарисуй»

Поисково-исследовательская работа

1

Практикум

Умение собирать и исследовать материал

Подарочный набор

«Загадка»

Поисково-исследовательская работа

1

Самостоятельная работа

Умение оформлять найденный материал

Тематическое богатство коми пословиц и поговорок

Поисково-исследовательская работа

2

Практикум

Умение исследовать материал

Два портрета

(пословицы и поговорки, отражающие внешность и черты характера людей)

Поисково-исследовательская работа ( поиск пословиц и поговорок нужной тематики, анализ и оценка собранного материала)

1

Практикум

Умение сопоставлять, исследовать

Сказка из пословицы

 

 

 

 

Раздел 5.

Составление сказки, корректировка написанного.

 

 

Подготовка и проведение фольклорного праздника

( 8 часов)

2

Самостоятельная работа

Совершенствование умения работать в группе, совершенствование работы над развитием речи  учащихся

 

 

 

 

 

Посещение спектакля фольклорного театра

Определение жанра произведения, характера героев, их поступков, особенности речи, одежды.

2

Экскурсия

Умение слушать, наблюдать, постигать чувство прекрасного

Подготовка фольклорного праздника

Определение творческих групп, репетиции

4

Практикум

Организаторские умения, умение работать в группе

Итоговое занятие

«Праздник коми фольклора»

Оформление кабинета, подбор музыкального и  художественного оформления

2

Практикум

Коммуникативные умения, удовлетворенность от достигнутых успехов

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» имени

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» имени

Содержание учебной рабочей программы: 1

Содержание учебной рабочей программы: 1

Пояснительная записка. В последние годы непрерывно возрастает роль краеведения в учебной деятельности

Пояснительная записка. В последние годы непрерывно возрастает роль краеведения в учебной деятельности

Закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера,

Закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера,

Раздел IV . Коми загадки, пословицы и поговорки

Раздел IV . Коми загадки, пословицы и поговорки

Тема 2. Родословная вширь и вглубь

Тема 2. Родословная вширь и вглубь

Раздел IV . Организация и проведение творческого отчета

Раздел IV . Организация и проведение творческого отчета

Раздел 3. Систематизация и анализ собранного материала

Раздел 3. Систематизация и анализ собранного материала

Раздел 3 . ( 10 часов). Оформление материалов по итогам работы

Раздел 3 . ( 10 часов). Оформление материалов по итогам работы

Интервью. 2. Имена оживают (составление поминального листа)

Интервью. 2. Имена оживают (составление поминального листа)

Определение роли изобразительно-выразительных средств

Определение роли изобразительно-выразительных средств

Обучающиеся должны знать: 1.Важные биографические сведения о писателях, поэтах, музыкантах, художниках, артистах и других творческих людях родного края

Обучающиеся должны знать: 1.Важные биографические сведения о писателях, поэтах, музыкантах, художниках, артистах и других творческих людях родного края

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся

Написание стихотворения по теме 6-10 5 6

Написание стихотворения по теме 6-10 5 6

Взаимосвязь с другими областями знаний

Взаимосвязь с другими областями знаний

оригинальности;7-5 в) декорации, музыкальное сопровождение и костюмы примитивны, не отличаются выдумкой и оригинальностью 4-2

оригинальности;7-5 в) декорации, музыкальное сопровождение и костюмы примитивны, не отличаются выдумкой и оригинальностью 4-2

Оформление работы - работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат; - соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; - оформление…

Оформление работы - работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат; - соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; - оформление…

Литераторы Эжвы. Библиографический справочник-антология

Литераторы Эжвы. Библиографический справочник-антология

Тематическое планирование уроков по литературному краеведению в 7 классе «Мое семейное древо» 34 часа

Тематическое планирование уроков по литературному краеведению в 7 классе «Мое семейное древо» 34 часа

Имена оживают Раздел 2.

Имена оживают Раздел 2.

Тематическое планирование уроков по литературному краеведению в 5 классе

Тематическое планирование уроков по литературному краеведению в 5 классе

Знакомство с творчеством исполнителелей 1 практикум

Знакомство с творчеством исполнителелей 1 практикум

Посещение спектакля фольклорного театра

Посещение спектакля фольклорного театра
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2020