Рабочая программа по кружку "Логическая Азбука"
Оценка 4.8

Рабочая программа по кружку "Логическая Азбука"

Оценка 4.8
docx
30.11.2020
Рабочая программа по кружку "Логическая Азбука"
рабочая программа по кружку Логическая азбука.docx

 Республика Бурятия

Администрация муниципального образования «Муйский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад «Солнышко»

 

Буряад Улас

 «Муяын аймаг» гэһэн нютагай засагай байгууламжын захиргаан

Юрэнхы хүгжэлтын түхэлэй һургуулиин урдахи болбосоролой нютагай засагай бюджедэй эмхи зургаан - хүүгэдэй сэсэрлиг «Солнышко»

 

ПРИНЯТО                                                     

Педагогическим советом МБДОУ Д/С «Солнышко»

протокол №1 от 11.09.2020г

                 УТВЕРЖДАЮ

   Заведующий МБДОУ

Д/С «Солнышко»

            ____________И.И.Рейзвих

Приказ №56 от 11.09.2020г

 

Рабочая программа кружка

«Логическая азбука»

Для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

 

 

Разработала воспитатель

Мясникова Е.В.

 

 

 

пгт. Таксимо,  2019

Пояснительная записка.

Развитие интегративных качеств дошкольника через систему занятий дополнительного образования с использованием дидактических  игр и упражнений с нетрадиционными развивающими играми.

На современном этапе развития общества происходят изменения в системе дошкольного образования. В Федеральном  государственном образовательном стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования принципиальным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Содержание работы воспитателя в подготовке детей к школе исходит из необходимости развивать у детей такие интегративные качества, как «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «Любознательный, активный», «Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками». По мнению Л. С. Выготского, готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

На этапе старшего дошкольного возраста  встает задача выбора дидактических игр, которые были бы направлены на развитие интеллектуальной готовности детей к школе.

Для решения этой проблемы появилась необходимость обосновать, разработать и проверить эффективность системы занятий дополнительного образования для формирования интегративных качеств будущего первоклассника.

В результате анализа литературных источников, были выбраны игры и упражнения с нетрадиционными развивающими играми. В отличие от традиционных дидактических игр нетрадиционные развивающие игры дают детям возможность к моделированию свойств блоков, их замещению, осваиванию операции кодирования и декодирования информации о свойствах блоков. При построении числовой лесенки, дети получают практический опыт сравнения по величине, знакомятся со свойствами величины: сравнимостью, относительностью, транзитивностью; могут использовать сравнение, сопоставление, упорядочивания как способа познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы:

1. Развивать логическое мышление детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

2. Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.

Основные задачи программы по развитию логического мышления:

• развивать умственные способности детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования;

• учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению;

• учить классифицировать предметы по различным основаниям;

• учить сравнивать предметы и образы;

• учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

• развивать быстроту мышления;

• побуждать делать самостоятельные выводы;

• учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;

• учить устанавливать причинно-следственные связи.

Новизна опыта состоит:

- в качественном подборе и систематизации разного рода игр, упражнений, пособий, литературы;

- в комплексном использовании занимательного дидактического материала через организацию игровой и познавательной деятельности.

Формы работы:

• подгрупповые занятия,  включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.

• игры;

• упражнения;

• самостоятельная деятельность детей;

• игра-путешествие;

• рассматривание;

• чтение художественной литературы.

• интеллектуальные викторины…

Ожидаемый результат – овладение детьми 6-7 летнего возраста приемами логического мышления.

Способ проверки результатов работы: мониторинг усвоения детьми операций логического мышления (вводный – сентябрь; промежуточный – январь; итоговый – май) ; открытые занятия кружка.

Для изучения полученных детьми знаний, умений и навыков проводится мониторинг развития логического мышления и его операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии диагностики:

• Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.

• Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.

• Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

• Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю, продолжительностью 25-30 минут.

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры образовательной деятельности:

• Разминка (развитие познавательных способностей) .

• Основное содержание занятия – изучение нового материала.

• Физминутка, пальчиковая гимнастика.

• Закрепление нового материала.

• Развивающая игра.

 

Перспективное планирование образовательной деятельности на кружке:

1. Упражнения на развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

• «Помоги Незнайке» - сентябрь,

• «Вышел Ёжик погулять» - октябрь,

• «Рыбка, где ты спишь?» - ноябрь,

• «Наши друзья-Смешарики» - декабрь,

• «Наши защитники» - февраль,

• «Роботы» - январь,

• «Конкурс Знаек» - март,

• Солнечный Зайчик у нас в гостях, - ноябрь,

• «Осьминоги» - сентябрь,

• «Хитрая ворона» - октябрь.

2. Упражнения на пространственное расположение предметов и их частей (внутри - снаружи; расположение в пространстве; расположение на плоскости);

• «Муха-чистюха» - сентябрь,

• «Кошкины задачки» - октябрь.

3. Упражнения и задания на развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность.

• «Разминка юных моряков» - февраль,

• «Мы-мультяшки» - ноябрь,

• «Собачья радость» - октябрь,

• «Мозговой штурм» - март,

• «Отважные путешественники» - март,

• «Приключения Мышонка Пика» - декабрь,

• «В поисках клада» - апрель,

• «Пуговкомания» - апрель,

• «Про вредного мальчика и звёзды» - ноябрь,

• «Маленькой ёлочке весело зимой» - декабрь.

4. Упражнения на выделение признаков объекта, предмета: цвет, его оттенки; величина, форма.

• «Умные кубики» - январь,

• «Снеговик и дети» - январь.

5. Упражнения на формирование приёмов умственных действий: сериация, классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение.

• Дед мороз и Санта-Клаус, - декабрь,

• Приключения Лунтика - сентябрь,

• «Снежинка на ладошке» - январь,

• «Идёт бычок, качается… » - май,

• «Русские богатыри» - февраль,

• «Сегодня мы - спасатели» - февраль,

• «Бабочки бывают разные…» - май.

• «Нам, платочек, помоги, дорогу к знаниям укажи…» - апрель,

• Конкурс «Логические лабиринты» - март,

• «Космические превращения» - апрель.

6. Упражнения на выделение количественных характеристик множеств объектов (визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств).

• «Раз - цветочек, два - цветочек», - май,

• «Волшебные палочки - счётные» - май.

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы:

Игры и упражнения на развитие логического мышления являются средством достижения заявленной цели программы.

Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его интересным, занимательным.

Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, т. к. игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

Роль игры – научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»: развитие познавательных способностей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) и операций мышления; учить устанавливать причинно-следственные связи, развитие произвольности. Закреплять знания детей об осторожном обращении с объектами живой и неживой природы.

«Речевое развитие»: Поощрять желание задавать вопросы, логически выстраивая своё суждение. Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей. Чтение и обсуждение с детьми художественных произведений, созвучных с темой занятия кружка.

«Физическое развитие»: Осуществлять контроль за выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении нормальный температурный режим, регулярное проветривание; формировать умение соблюдать элементарные правила игр, ориентироваться в пространстве.

«Социально-коммуникативное развитие»: Обеспечивать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей. Формировать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений (приготовить материал к занятию, расставить столы, раздать рабочие тетради) .

«Художественно-эстетическое развитие»: закреплять умение раскрашивать заданный предмет, картинку, логическую раскраску по контуру, ровно нанося штрихи, развивать мелкую моторику. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, используемое на физминутках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1.     Блоки Дьенеша для старших "Спасатели приходят на помощь" - приложение к Блокам Дьенеша (игра -альбом №3).

2.     Пособие "Волшебные дорожки" является приложением к Палочкам Кюизенера.

3.     Альбом-игра «Чудо кубики»

4.     "На золотом крыльце…"комплект игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера. 

5.     Дом с колокольчиком приложение к Палочкам Кюизенера.

6.     Альбом №1 цикл игр к дидактическому материалу «Логические блоки Дьенеша».

7.Демонстрационный материал к занятиям с Блоками Дьенеша и Палочками Кюизенера с подгруппой детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Республика Бурятия Администрация муниципального образования «Муйский район»

Республика Бурятия Администрация муниципального образования «Муйский район»

Пояснительная записка. Развитие интегративных качеств дошкольника через систему занятий дополнительного образования с использованием дидактических игр и упражнений с нетрадиционными развивающими играми

Пояснительная записка. Развитие интегративных качеств дошкольника через систему занятий дополнительного образования с использованием дидактических игр и упражнений с нетрадиционными развивающими играми

На этапе старшего дошкольного возраста встает задача выбора дидактических игр, которые были бы направлены на развитие интеллектуальной готовности детей к школе

На этапе старшего дошкольного возраста встает задача выбора дидактических игр, которые были бы направлены на развитие интеллектуальной готовности детей к школе

Цели программы: 1. Развивать логическое мышление детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения

Цели программы: 1. Развивать логическое мышление детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения

Способ проверки результатов работы: мониторинг усвоения детьми операций логического мышления (вводный – сентябрь; промежуточный – январь; итоговый – май) ; открытые занятия кружка

Способ проверки результатов работы: мониторинг усвоения детьми операций логического мышления (вводный – сентябрь; промежуточный – январь; итоговый – май) ; открытые занятия кружка

Критерии диагностики : • Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности

Критерии диагностики : • Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности

Затрудняется самостоятельно делать умозаключения

Затрудняется самостоятельно делать умозаключения

Упражнения и задания на развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность

Упражнения и задания на развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность

Методическое обеспечение программы:

Методическое обеспечение программы:

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»: развитие познавательных способностей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) и операций мышления; учить устанавливать причинно-следственные связи, развитие произвольности

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»: развитие познавательных способностей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) и операций мышления; учить устанавливать причинно-следственные связи, развитие произвольности

Используемая литература: 1.

Используемая литература: 1.

Рабочая программа по кружку "Логическая Азбука"

Рабочая программа по кружку "Логическая Азбука"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2020