Рабочая программа по курсу «Человек» для обучающихся с РАС (вариант 8.4.)
2 класс
(99 часов; 3 в неделю)
В программу можно включать характеристику обучающегося, его навыки и умения по предмету, уточнять значимые и сложные темы.
Работа может начинаться индивидуально, а затем продолжаться в классе.
Общая характеристика предмета
Учебный предмет «Человек» включен в образовательную область «Человек».
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание:
представления о своем теле, его строении, о
своих двигательных возможностях, правилах
здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и
профилактика болезней), поведении, сохраняющем и
укрепляющем здоровье, полезных и вредных
привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает
задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить
зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с
одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться
в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов
одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды
столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию
салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены
в раздел «Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается формирование
представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между
ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать
правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось
доброжелательное и заботливое отношение к
окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание,
общаться и взаимодействовать с ними.
№пп |
Раздел |
Количество часов |
Краткое содержание курса |
1 |
Представление о себе как "Я". |
27 |
осознание общности и различий "Я" от других:соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;представления о собственном теле;отнесение себя к определенному полу;умение определять "мое" и "не мое", осознавать и выражать свои интересы, желания;умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы;представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. |
2 |
Решение каждодневных жизненных задач, связанных с удовлетворением первоочередных потребностей |
27 |
Обслуживание себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и другое;Сообщение о своих потребностях и желаниях. |
3 |
Поддержание образа жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья |
30 |
поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета);умение следить за своим внешним видом. |
4 |
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье |
15 |
представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Раздел, тема |
Коли Чес тво ча сов |
Да та |
Формы учеб ных занятий |
Виды учебной деятельности |
Предметные результаты |
БУД |
Средства обучения |
|
||
I четверть (24 часа) |
|
||||||||||
1
2
3
4
5 6 7 8 9
10
11
12
13
14
15
16 17
18 19
20
21
22 23 24 25 |
Сезонные изменения Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц. Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года изменения в неживой природе. Основные признаки каждого времени года изменения в живой природе Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь Осень ― начало осени, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы. Сезонные изменения в неживой природе Изменения, происходящие в природе Осенью Температура воздуха Осенью Осадки (снег –дождь, иней, град); Ветер (холодный –теплый. Ветер направление и сила, на основе наблюдений). Солнце (яркое –тусклое, большое –маленькое, греет, светит) Облака (облака, тучи, гроза). Состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая -холодная вода), Растения и животные в разное время года Жизнь животных осенью Жизнь птиц осенью
|
1
1
1
1 1
1 1 1 1
1
1
1
1
1
1
1
1 1
1 1
1
1
1 1
|
|
Нов зн. Комб . Комб
Комб
Комб
Комб Комб. Комб Комб
Комб .
Комб
Комб.
Комб
Комб
Комб . Комб Комб
комб
комб комб
комб комб
комб
комб комб
комб
комб
|
Знать свое имя и уметь реагировать на свое имя, когда тебя зовут. Узнавать свое изображением на фотографии.Узнавать свое изображением на зеркале.Уметь показывать части тела на себе, дидактической кукле, картинках с изображением людей Уметь отнести себя к определенному полу
Уметь определять "мое" и "не мое".
Уметь осознавать и выражать свои интересы, желания.
Знать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы. Дать понятие о возрастных изменениях человека |
Расширение представлений о своем имени.
Умение различать свое лицо среди других.
Уточнить представления о собственном теле.
Уточнить представления о определенном поле. Знать свои чужие вещи, предметы.
Развивать интересы и желания.
Уточнить знания о своем имени, фамилии, возрасте. Уметь показывать на пальцах свой возраст. |
Личностные Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, другаСамостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностейВступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителемОбращаться за помощью и принимать помощьСлушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и бытуКоммуникативные Коммуникативные учебные действия Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителемОбращаться за помощью и принимать помощьСлушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и бытуРегулятивные Входить и выходить из учебного помещения со звонкомОриентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)Пользоваться учебной мебельюАдекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее местоПринимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпеАктивно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия одноклассниковСоотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетовПередвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.Познавательные Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметовУстанавливать видо - родовые отношения предметовДелать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материалеПользоваться знаками, символами, предметами-заменителямиВыполнять арифметические действияНаблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) |
видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся; пикто грам мы с изображениями |
|
||
II четверть (24 часа) |
|
||||||||||
1
2 3
4
5 6 7
8
9
10 11
12 13
14
15 16
17
18
19 20
21 22 23 24
|
Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года Одежда людей летом Одежда людей осенью Одежда ученика идущего на прогулку Наблюдение за погодой Неживая природа Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид. Растения Овощи. Внешний вид Фрукты.. Внешний вид, место произрастания, использование. Ягоды Внешний вид, место произрастания, использование Обобщение: Овощи, Фрукты, Ягоды Растения комнатные. Название.
Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход за декоративными растениями Значение растений в природе. Охрана, использование человеком. Повторение изученного Закрепление изученного в четверти
|
1
1 1
1
1 1 1
1
1
2
1 1
1
1
2
1
1
1 1
1 1
|
|
. Комб . Комб
Комб
Комб Комб Комб.
Комб
Комб
Комб .
Комб Комб.
Комб
Закреп
Комб .
Комб
Комб
комб
комб комб
закреп закреп
|
Выполнять действия с предметами с помощью учителя. Используя пиктограмму предъявить запрос. |
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и другое;умение сообщать о своих потребностях и желаниях.умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
|
Личностные Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, другаСамостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностейВступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителемОбращаться за помощью и принимать помощьСлушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и бытуКоммуникативные Коммуникативные учебные действия Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителемОбращаться за помощью и принимать помощьСлушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и бытуРегулятивные Входить и выходить из учебного помещения со звонкомОриентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)Пользоваться учебной мебельюАдекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее местоПринимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпеАктивно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия одноклассниковСоотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетовПередвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.Познавательные Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметовУстанавливать видо - родовые отношения предметовДелать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материалеПользоваться знаками, символами, предметами-заменителямиВыполнять арифметические действияНаблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) |
|
|
||
III четверть (27 часов) |
|
||||||||||
1 2
3 4
5
6
7
8 9
10
11 12 13
14
15
16 17
18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
|
Животные Животные домашние. Домашние птицы. Внешнее строение: части тела. Домашние звери, птицы Условия обитания домашних птиц. Условия обитания домашних животных Сравнительный анализ проживания домашней птицы и животных Роль в природе домашних зверей. Роль в природе домашней птицы Помощь птицам зимой (подкормка) Помощь птицам зимой изготовление кормушек Охрана природы Наблюдения за жизнью живой
Посадка лука
Бережное отношение к дикорастущим растениям. Беседа о грибах. Растения комнатные. Название. Внешнее Человек Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье) |
1
1 1
1
1
1 1
1
1
1
1 1 2
1
1 1 2
2
2
2 1
1 1
|
|
. Комб . Комб
Комб Комб
Комб
Закреп Комб
Комб
Комб .
Комб
Комб. Комб
Практ зан
Комб Комб Комб
комб
комб комб
комб комб
|
Последовательно по плану выполнение режима дня. С помощью взрослого составлять свой режим дня на сегодняшний день. Использование пиктограмм.
Совместно со взрослым нанесение на зубную щетку зубной пасты и чистка зубов .Мытьруки твердым мылом, намыливатьтвердое мылона руки, смывать.протиратьбумажнымполотенцем.
Приучиться быть всегда опрятным дома и в школе.
|
поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета);умение следить за своим внешним видом. |
Личностные Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, другаСамостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностейВступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителемОбращаться за помощью и принимать помощьСлушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и бытуКоммуникативные Коммуникативные учебные действия Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителемОбращаться за помощью и принимать помощьСлушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и бытуРегулятивные Входить и выходить из учебного помещения со звонкомОриентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)Пользоваться учебной мебельюАдекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее местоПринимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпеАктивно участвовать в деятельности, контролировать и
|
Пошаговоевыполнениегигиены полости ртаПошаговоевыполнениемытьярук с жидкиммылом, твердым мыломрисунки.Пошаговая инструкцияпо уходу за внешним видом
Пошаговоевыполнениегигиены полости
|
|
||
IV четверть (24 часа) |
|
|
|
||||||||
1
2
3
4
5
6
7 8
9
10
11 12 13
14
15
16 17
18 19 20
21 22
|
Гигиена, волос (мытье, расчесывание, обстригание) Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Безопасное поведение Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю. Элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.. Правила поведения на улице. Экскурсия. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, Изучение ПДД пешеходный переход. Изучение ПДД правила нахождения ребенка на улице Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Наблюдения за изменениями в природе Экскурсия в зоопарк Наблюдение за животными Наблюдение за растениями школьный двор) Подкормка птиц к гнездованию. Весенний сбор веток для гнездования птиц Наблюдение за школьной клумбой Одежда людей весной Наблюдения за жизнью живой природы Повторение изучено в 4четверти Повторение изучено за Повторение изучено год |
1
2
1 1
1
1
1 1
1
1
1
1
2
1
1 1 1
1 1
1 1
1
|
|
. Комб . Комб Комб Комб
Комб
Комб
Комб Комб
Экскурсия
Комб. Комб
Комб
Практ зан Комб
Комб Комб
комб
комб наблюдение
Повт Повт
|
Уметь по словесной инструкции находить и показывать на фото членов семьи.Уметь выражать радость, сочувствие, обиду, недовольство с помощью мимики и жестов в соответствии сложившейся ситуации. |
представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. |
Личностные Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, другаСамостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностейВступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителемОбращаться за помощью и принимать помощьСлушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и бытуКоммуникативные Коммуникативные учебные действия Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителемОбращаться за помощью и принимать помощьСлушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и бытуРегулятивные Входить и выходить из учебного помещения со звонкомОриентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)Пользоваться учебной мебельюАдекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее местоПринимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпеАктивно участвовать вносителях) |
Фотографии членов семьи картинка с изображением человека
|
|
||
|
|
|
|
|
Оценка предметных результатов по итогам выполнения практических действий 201____-201____уч. год
№ п/п |
Раздел |
I полугодие |
II полугодие |
год |
1. |
Представление о себе как "Я". |
|
|
|
2. |
Решение каждодневных жизненных задач, связанных с удовлетворением первоочередных потребностей |
|
|
|
3. |
Поддержание образа жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья |
|
|
|
4. |
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье |
|
|
|
Оценка сформированности БУД 20__-20__ уч.год
Не сформировано - н/сф
Частично сформировано - ч/сф
Сформировано- сф
Неактуально - н/а
№ п/п |
Имя, фамилия ученика |
Готовность к нахождению и обучению в среде сверстников
|
Сформированность учебного поведения
|
||||||||||||||||
эмоциональное взаимодействие с группой учащихся |
коммуникативное взаимодействие с группой учащихся |
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание) |
умение выполнять инструкции педагога |
использование по назначению учебных материалов |
умение выполнять действия по образцу и по подражанию |
||||||||||||||
начало года |
середина года |
конец года |
начало года |
середина года |
конец года |
начало года |
середина года |
конец года |
начало года |
середина года |
конец года |
начало года |
середина года |
конец года |
начало года |
середина года |
конец года |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка сформированности БУД 20__-20__ уч.год
Не сформировано - н/сф
Частично сформировано - ч/сф
Сформировано - сф
Неактуально - н/а
№ п/п |
Фамилия, имя обучающегося |
Умение выполнять задание |
Умение самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий |
||||||||||
|
|
В течение определенного периода времени |
От начала до конца |
С заданными качественными параметрами |
|||||||||
|
|
Начало года |
Середина года |
Конец года |
Начало года |
Середина года |
Конец года |
Начало года |
Середина года |
Конец года |
Начало года |
Середина года |
Конец года |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-методический комплекс
1. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Тетрадь с печатной основой для индивидуальных и групповых Коррекционных занятий. Ассоциация ХХI век. Смоленск.2000.
3.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка,- Екатеринбург: «АРГО», 1997.
4. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004.
5. Иллюстрированный дидактический материал (приложение к методическому пособию «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна»).
6. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
7. Тематический словарь в картинках: «Домашние и дикие животные средне полосы», «Домашние и дикие птицы средней полосы», «Грибы и ягоды», «Цветы и деревья», «Электробытовая техника», «Город, улица, дом, квартира, мебель», «Одежда», «Обувь», «Инструменты», «Профессии».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.