Рабочая программа по курсу «Окружающий природный мир» для обучающихся с РАС (вариант 8.4.) 2 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по курсу «Окружающий природный мир» для обучающихся с РАС (вариант 8.4.) 2 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
окружающий мир
06.02.2020
Рабочая программа по курсу «Окружающий природный мир» для обучающихся с РАС (вариант 8.4.) 2 класс
Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
окруж+природ+мир+.docx

Рабочая программа по курсу «Окружающий природный мир» для обучающихся с РАС (вариант 8.4.)

2 класс

 

 

(66 часов; 2 в неделю)

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

 

Структура документа

 

Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, требования к уровню освоения обучающимся предметных результатов, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего и промежуточного контроля, контрольно-измерительные материалы, учебно-методический комплекс.

В программу можно включать характеристику обучающегося, его навыки и умения по предмету, уточнять значимые и сложные темы.

Работа может начинаться индивидуально, а затем продолжаться в классе.   

Общая характеристика предмета

            Учебный предмет «Окружающий природный мир» включен в образовательную область «Естествознание».

В связи с нарушениями коммуникативных функций речи у ребенка отмечается значительная недостаточность познавательной функции. Речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организационного и регулятивного влияния.  Речевая деятельность обучающегося мотивируется. Дается план речевой деятельности и характер речевого и символичного материала. Среди видов деятельности выделяется игровая, предметно практическая, трудовая и элементарная учебная.

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающейся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Формирование представлений происходить по принципу «от частного к общему».

Организация учебных поездок в зоопарк, в тепличные хозяйства и т.д. В процессе урока учитель использутет различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.

Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

 

 

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о  цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за расте­ниями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

 

 

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,  формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

 

Задачи

            формировать первичные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Мире.

            вызывать  интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, явлениям природы)

         устанавливать простые родственные отношения

создавать условия для возникновения  речевой активности и использования условного речевого материала в быту, на уроках –занятия, в игре, в повседневной жизни;

обеспечить необходимую мотивацию речи посредствам создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

         воспитывать отношения к сверстнику, как объекту взаимодействия, развивать субъектно – объектные отношения;

            формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

           

Личностными результатами освоения предмета обучающимися

являются:

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

- представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы;

расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода, воздух, земля);

- представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;

- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

- представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы; расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.); опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.);

- элементарные представления о течении времени:

- умение различать части суток, дни недели;

- представления о течении времени: смена событий дня, суток.

 

 

Краткий учебный курс

 

пп

Раздел

Количество часов

Краткое содержание курса

1

Представления о явлениях и объектах неживой природы

32

Смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:

 

2

Представления о животном и растительном мире

32

Значении в жизни человека

Интерес к объектам живой природы.

 

Повторение и закрепление материала

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел, тема

Коли

Чес тво ча сов

Да та

Формы учеб ных занятий

Виды учебной деятельности

Предметные результаты

БУД

Средства обучения

I  четверть (16 часов)

 

1

 

 

2

 

3

4

 

5

6

7

8

9

 

10

11

12

13

 

14

15

 

16

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава).

Части растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок)

Значение частей растения.

Значение растений в природе и жизни человека.

Деревья (берёза, дуб).

Деревья (клён, осина).

Деревья (ель, сосна).

Деревья (ива, каштан).

Строение дерева (ствол, корень, ветки, листья).

Плодовые деревья (яблоня, груша).

Плодовые деревья (вишня, слива).

Лиственные и хвойные деревья.

Значение деревьев в природе и жизни человека.

Кустарники (орешник, шиповник).

Кустарники (крыжовник, смородина).

Кустарники (бузина, боярышник).

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

 

1

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Комб

.

 

Комб

 

Комб

Комб

 

Комб

Комб.

Комб

Комб

Комб

.

Комб

Комб.

Комб

Комб

 

 

Комб

Комб

Комб

 

комб

 

 

 

 

Уметь по подражанию изображать погодные явления с помощью имитационных жестов;

 

 

Развивать интерес к объектам и явлениям неживой природы;

Расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и других);

представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;

умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Обращаться за помощью и принимать помощь

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

Коммуникативные

Коммуникативные учебные действия

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Обращаться за помощью и принимать помощь

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

Регулятивные

Входить и выходить из учебного помещения со звонком

Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

 

камни, почва видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограм

мы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными изображения сезонных изменений в природе

 

 

 

 

 

 

 

 

II четверть (16 часов)

 

1

 

 

2

 

 

 

3

4

 

 

5

6

 

78

9

10

11

 

12

13

14

 

 

15

 

Мир вокруг нас .

Явления природы осенью.

Практический урок. Игровые упражнения, имитирующие природные явления: «Солнышко и дождик» (жесты и мимика: холодно – хмурится, солнышко-улыбка, идет дождик – пальчик по столу)

Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Соотнесение реальных предметов с картинками. Игра «Лото» (фрукты или овощи)

«Что нам осень подарила?»

Время года – зима. Признаки зимы. Цвет зимы – белый

Зимние забавы.

Птицы зимой. Снегирь

Птицы зимой. Синица.

Экскурсия «Наблюдения за изменениями в природе».

Кто остается зимовать?

Труд людей зимой.

Подготовка к новогоднему празднику (стихи, хороводы, украшение класса).

Обобщающий урок, закрепление пройденного материала.

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

1

 

1

1

 

2

1

1

1

 

1

1

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Комб

.

 

Комб

 

 

 

Комб

Комб

 

 

Комб

Комб.

 

Комб

 

Комб

Комб

Комб.

Экскурсия Комб

Комб

Комб

 

 

Комб

 

 

 

 

 

Уметь по подражанию изображать погодные явления с помощью имитационных жестов;

 

Развивать интерес к объектам и явлениям неживой природы;

расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и других);

представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;

умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Обращаться за помощью и принимать помощь

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

Коммуникативные

Коммуникативные учебные действия

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Обращаться за помощью и принимать помощь

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

Регулятивные

Входить и выходить из учебного помещения со звонком

Ориентироваться в пространстве

камни, почва видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограм

мы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными изображения сезонных изменений в природе

 

 

 

 

 

 

 

 

III  четверть (18 часов)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

18

 

19

Что нас окружает.

Животные и птицы зимой

Дикие животные. Заяц,

Дикие животные. Волк.

Дикие животные. Лиса.

Дикие животные. Медведь

Домашние животные. Кошка. Уход.

Домашние животные. Собака. Уход. Разнообразие и польза домашних животных.

Сюжетно-ролевая игра «В мире животных».

Кто живет в воде?

Речные и морские рыбы.

Аквариумные рыбки.

Комнатные растения. Виды. Уход.

 

Знакомство с деревьями.

Отличия, признаки. Берёза и ель. Их роль для человека.

Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой?

Природа и человек

Природа и рукотворный мир.

 

1

1

1

1

1

1

1

1

 

2

 

1

1

1

2

 

1

1

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Комб

Комб

Комб

Комб

Комб

Комб.

Комб

Комб

 

 

Комб

 

Комб.

 Комб

Комб

Комб

 

Комб

Комб

 

Комб

 

Комб

 

 

 

 

Уметь по подражанию изображать погодные явления с помощью имитационных жестов;

 

Развивать интерес к объектам и явлениям неживой природы;

расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и других);

представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;

умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Обращаться за помощью и принимать помощь

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

Коммуникативные

Коммуникативные учебные действия

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Обращаться за помощью и принимать помощь

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

Регулятивные

 

камни, почва видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограм

мы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными изображения сезонных изменений в природе

 

 

IV четверть (16 часов)

1

2

3

4

 

5

6

7

8

9

10

11

 

12

13

14

15

16

Явления природы: солнце, ветер.

Оживает все кругом! (весна)

Одежда и обувь весной

Растения весной. Части растений (лист, ветки)

Жизнь птиц весной.

 

Насекомые.

 

Труд людей весной.

Труд людей в саду и в огороде.

Обобщающий урок "Весна пришла!"

Повторение

Части суток. День-ночь.

Закрепление по теме "Животные"

Закрепление по теме "Птицы"

Закрепление по теме "Растения"

Закрепление по теме "Явления природы"

1

1

1

1

 

2

 

2

 

1

1

1

 

 

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

Комб

Комб

Комб

Комб

 

Комб

 

Комб.

 

 

Комб

Комб

Комб

 

 

Комб.

 Комб

Комб

Комб

 

Комб

 

 

 

 

Уметь по подражанию изображать погодные явления с помощью имитационных жестов;

 

Развивать интерес к объектам и явлениям неживой природы;

расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и других);

представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;

умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

 

Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Обращаться за помощью и принимать помощь

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

Коммуникативные

Коммуникативные учебные действия

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Обращаться за помощью и принимать помощь

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

Регулятивные

 

камни, почва видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограм

мы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными изображения сезонных изменений в природе

 

 

 

 

 

 

 

Оценка предметных результатов     по итогам выполнения   практических действий    201____-201____уч.  год

 

п/п

Раздел

I полугодие

II полугодие

год

1

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава).

 

 

 

 

2

Мир вокруг нас .

 

 

 

 

3

Что нас окружает.

 

 

 

 

4

Природа и человек

 

 

 

 

 

 

 

Оценка сформированности БУД      20__-20__ уч.год

 Не сформировано - н/сф

Частично сформировано - ч/сф

Сформировано- сф

Неактуально - н/а

 

п/п

Имя, фамилия ученика

 

Готовность к нахождению и обучению

в среде сверстников

 

 

Сформированность учебного поведения

 

эмоциональное взаимодействие с группой учащихся

коммуникативное взаимодействие с группой учащихся

направленность взгляда

(на говорящего взрослого, на задание)

умение выполнять инструкции педагога

использование по назначению учебных материалов

умение выполнять действия по образцу и по подражанию

начало

года

середина

года

конец

года

начало

года

середина

года

конец

года

начало

года

середина

года

конец

года

начало

года

середина

года

конец

года

начало

года

середина

года

конец

года

начало

года

середина

года

конец

года

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка сформированности БУД      20__-20__ уч.год

                 

Не сформировано - н/сф

Частично сформировано - ч/сф

Сформировано - сф

Неактуально - н/а

№ п/п

Фамилия, имя обучающегося

Умение выполнять задание

Умение самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий

 

 

В течение определенного периода времени

От начала до конца

С заданными качественными параметрами

 

 

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс

 

1.      Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Тетрадь с печатной основой для индивидуальных и групповых Коррекционных занятий. Ассоциация ХХI век. Смоленск.2000.

2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка,- Екатеринбург: «АРГО», 1997.

3. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004.

4. Иллюстрированный дидактический материал (приложение к методическому пособию «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна»).

5. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».

6. Тематический словарь в картинках: «Домашние и дикие животные средне полосы», «Домашние и дикие птицы средней полосы», «Грибы и ягоды», «Цветы и деревья», «Электробытовая техника», «Город, улица, дом, квартира, мебель», «Одежда», «Обувь», «Инструменты», «Профессии».

 

 

 


 

Рабочая программа по курсу «Окружающий природный мир» для обучающихся с

Рабочая программа по курсу «Окружающий природный мир» для обучающихся с

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др

Краткий учебный курс № пп

Краткий учебный курс № пп

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Личностные Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

Личностные Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

Комб . Комб Комб

Комб . Комб Комб

Явления природы: солнце, ветер

Явления природы: солнце, ветер

Оценка предметных результатов по итогам выполнения практических действий 201____-201____уч

Оценка предметных результатов по итогам выполнения практических действий 201____-201____уч

Оценка сформированности БУД 20__-20__ уч

Оценка сформированности БУД 20__-20__ уч

Рабочая программа по курсу «Окружающий природный мир» для обучающихся с РАС (вариант 8.4.) 2 класс

Рабочая программа по курсу «Окружающий природный мир» для обучающихся с РАС (вариант 8.4.) 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020