Рабочая программа по курсу «Окружающий природный мир» для обучающихся с РАС (вариант 8.4.)
2 класс
(66 часов; 2 в неделю)
В программу можно включать характеристику обучающегося, его навыки и умения по предмету, уточнять значимые и сложные темы.
Работа может начинаться индивидуально, а затем продолжаться в классе.
Общая характеристика предмета
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающейся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Формирование представлений происходить по принципу «от частного к общему».
Организация учебных поездок в зоопарк, в тепличные хозяйства и т.д. В процессе урока учитель использутет различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Задачи
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, явлениям природы)
Личностными результатами освоения предмета обучающимися
являются:
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
- представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы;
расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода, воздух, земля);
- представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;
- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
- представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы; расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.); опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.);
- элементарные представления о течении времени:
- умение различать части суток, дни недели;
- представления о течении времени: смена событий дня, суток.
№пп |
Раздел |
Количество часов |
Краткое содержание курса |
1 |
Представления о явлениях и объектах неживой природы |
32 |
Смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
|
2 |
Представления о животном и растительном мире |
32 |
Значении в жизни человека Интерес к объектам живой природы. |
|
Повторение и закрепление материала |
2 |
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Раздел, тема |
Коли Чес тво ча сов |
Да та |
Формы учеб ных занятий |
Виды учебной деятельности |
Предметные результаты |
БУД |
Средства обучения |
|
I четверть (16 часов) |
|||||||||
1
2
3 4
5 6 7 8 9
10 11 12 13
14 15
16 |
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Части растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок) Значение частей растения. Значение растений в природе и жизни человека. Деревья (берёза, дуб). Деревья (клён, осина). Деревья (ель, сосна). Деревья (ива, каштан). Строение дерева (ствол, корень, ветки, листья). Плодовые деревья (яблоня, груша). Плодовые деревья (вишня, слива). Лиственные и хвойные деревья. Значение деревьев в природе и жизни человека. Кустарники (орешник, шиповник). Кустарники (крыжовник, смородина). Кустарники (бузина, боярышник). |
1
1
1
1 1 1 1 1
1 1 1 1
1 1
1
|
|
Комб .
Комб
Комб Комб
Комб Комб. Комб Комб Комб . Комб Комб. Комб Комб
Комб Комб Комб
комб
|
Уметь по подражанию изображать погодные явления с помощью имитационных жестов;
|
Развивать интерес к объектам и явлениям неживой природы; Расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и других); представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека; умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. |
Личностные Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, другаСамостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностейВступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителемОбращаться за помощью и принимать помощьСлушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и бытуКоммуникативные Коммуникативные учебные действия Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителемОбращаться за помощью и принимать помощьСлушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и бытуРегулятивные Входить и выходить из учебного помещения со звонкомОриентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
|
камни, почва видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограм мы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными изображения сезонных изменений в природе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
II четверть (16 часов) |
|||||||||
1
2
3 4
5 6
78 9 10 11
12 13 14
15
|
Мир вокруг нас . Явления природы осенью. Практический урок. Игровые упражнения, имитирующие природные явления: «Солнышко и дождик» (жесты и мимика: холодно – хмурится, солнышко-улыбка, идет дождик – пальчик по столу) Чтение сказки «Заюшкина избушка» Соотнесение реальных предметов с картинками. Игра «Лото» (фрукты или овощи) «Что нам осень подарила?» Время года – зима. Признаки зимы. Цвет зимы – белый Зимние забавы. Птицы зимой. Снегирь Птицы зимой. Синица. Экскурсия «Наблюдения за изменениями в природе». Кто остается зимовать? Труд людей зимой. Подготовка к новогоднему празднику (стихи, хороводы, украшение класса). Обобщающий урок, закрепление пройденного материала. |
1
1
1
1
1 1
2 1 1 1
1 1 1
1
|
|
Комб .
Комб
Комб Комб
Комб Комб.
Комб
Комб Комб Комб. Экскурсия Комб Комб Комб
Комб
|
Уметь по подражанию изображать погодные явления с помощью имитационных жестов;
|
Развивать интерес к объектам и явлениям неживой природы; расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и других); представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека; умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. |
Личностные Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, другаСамостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностейВступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителемОбращаться за помощью и принимать помощьСлушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и бытуКоммуникативные Коммуникативные учебные действия Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителемОбращаться за помощью и принимать помощьСлушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и бытуРегулятивные Входить и выходить из учебного помещения со звонкомОриентироваться в пространстве |
камни, почва видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограм мы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными изображения сезонных изменений в природе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
III четверть (18 часов) |
|||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15 16 17
18
19 |
Что нас окружает. Животные и птицы зимой Дикие животные. Заяц, Дикие животные. Волк. Дикие животные. Лиса. Дикие животные. Медведь Домашние животные. Кошка. Уход. Домашние животные. Собака. Уход. Разнообразие и польза домашних животных. Сюжетно-ролевая игра «В мире животных». Кто живет в воде? Речные и морские рыбы. Аквариумные рыбки. Комнатные растения. Виды. Уход.
Знакомство с деревьями. Отличия, признаки. Берёза и ель. Их роль для человека. Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? Природа и человек Природа и рукотворный мир. |
1 1 1 1 1 1 1 1
2
1 1 1 2
1 1
1
1
|
|
Комб Комб Комб Комб Комб Комб. Комб Комб
Комб
Комб. Комб Комб Комб
Комб Комб
Комб
Комб
|
Уметь по подражанию изображать погодные явления с помощью имитационных жестов;
|
Развивать интерес к объектам и явлениям неживой природы; расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и других); представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека; умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. |
Личностные Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, другаСамостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностейВступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителемОбращаться за помощью и принимать помощьСлушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и бытуКоммуникативные Коммуникативные учебные действия Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителемОбращаться за помощью и принимать помощьСлушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и бытуРегулятивные
|
камни, почва видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограм мы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными изображения сезонных изменений в природе
|
|
|
|||||||||
IV четверть (16 часов) |
|||||||||
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 |
Явления природы: солнце, ветер. Оживает все кругом! (весна) Одежда и обувь весной Растения весной. Части растений (лист, ветки) Жизнь птиц весной.
Насекомые.
Труд людей весной. Труд людей в саду и в огороде. Обобщающий урок "Весна пришла!" Повторение Части суток. День-ночь. Закрепление по теме "Животные" Закрепление по теме "Птицы" Закрепление по теме "Растения" Закрепление по теме "Явления природы" |
1 1 1 1
2
2
1 1 1
1 1 1 1 1 1
|
|
Комб Комб Комб Комб
Комб
Комб.
Комб Комб Комб
Комб. Комб Комб Комб
Комб
|
Уметь по подражанию изображать погодные явления с помощью имитационных жестов;
|
Развивать интерес к объектам и явлениям неживой природы; расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и других); представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека; умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
|
Личностные Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, другаСамостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностейВступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителемОбращаться за помощью и принимать помощьСлушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и бытуКоммуникативные Коммуникативные учебные действия Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителемОбращаться за помощью и принимать помощьСлушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и бытуРегулятивные
|
камни, почва видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограм мы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными изображения сезонных изменений в природе
|
|
Оценка предметных результатов по итогам выполнения практических действий 201____-201____уч. год
№ п/п |
Раздел |
I полугодие |
II полугодие |
год |
1 |
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава).
|
|
|
|
2 |
Мир вокруг нас .
|
|
|
|
3 |
Что нас окружает.
|
|
|
|
4 |
Природа и человек
|
|
|
|
Оценка сформированности БУД 20__-20__ уч.год
Не сформировано - н/сф
Частично сформировано - ч/сф
Сформировано- сф
Неактуально - н/а
№ п/п |
Имя, фамилия ученика |
Готовность к нахождению и обучению в среде сверстников
|
Сформированность учебного поведения
|
||||||||||||||||
эмоциональное взаимодействие с группой учащихся |
коммуникативное взаимодействие с группой учащихся |
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание) |
умение выполнять инструкции педагога |
использование по назначению учебных материалов |
умение выполнять действия по образцу и по подражанию |
||||||||||||||
начало года |
середина года |
конец года |
начало года |
середина года |
конец года |
начало года |
середина года |
конец года |
начало года |
середина года |
конец года |
начало года |
середина года |
конец года |
начало года |
середина года |
конец года |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка сформированности БУД 20__-20__ уч.год
Не сформировано - н/сф
Частично сформировано - ч/сф
Сформировано - сф
Неактуально - н/а
№ п/п |
Фамилия, имя обучающегося |
Умение выполнять задание |
Умение самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий |
||||||||||
|
|
В течение определенного периода времени |
От начала до конца |
С заданными качественными параметрами |
|||||||||
|
|
Начало года |
Середина года |
Конец года |
Начало года |
Середина года |
Конец года |
Начало года |
Середина года |
Конец года |
Начало года |
Середина года |
Конец года |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-методический комплекс
1. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Тетрадь с печатной основой для индивидуальных и групповых Коррекционных занятий. Ассоциация ХХI век. Смоленск.2000.
2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка,- Екатеринбург: «АРГО», 1997.
3. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004.
4. Иллюстрированный дидактический материал (приложение к методическому пособию «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна»).
5. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
6. Тематический словарь в картинках: «Домашние и дикие животные средне полосы», «Домашние и дикие птицы средней полосы», «Грибы и ягоды», «Цветы и деревья», «Электробытовая техника», «Город, улица, дом, квартира, мебель», «Одежда», «Обувь», «Инструменты», «Профессии».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.