РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу дополнительного образования «Умник» (русский язык)
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу дополнительного образования «Умник» (русский язык)

Оценка 5
Документация +1
docx
русская литература +1
1 кл—4 кл
17.04.2020
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  по курсу дополнительного образования «Умник» (русский язык)
Рабочая программа по учебному курсу «Умник» (русский язык) составлена на основе рабочей программы «Русский язык» Канакина В,П,., Горецкий В.Г., Бойкина М.В., Дементьева М.Н. и др. – М.: «Просвещение», 2016 в соответствии с требованиями ФГОС.
Умник. Русский.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

гимназия № 1 имени Николая Островского г.Туапсе

муниципального образования Туапсинский район

 

                                                                                                   УТВЕРЖДЕНО

                                                                                     решением педсовета

                                                                                     протокол №1

                                                                                     от   «30» августа  2019  года

                                                                                     Председатель педсовета  

                                                                                                                                                  ________ О.В.Тюльпанова

 

 

 

                

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

 

по курсу дополнительного образования «Умник» (русский язык)

Ступень обучения  -    начальное общее (1-4 классы)

Количество часов   в год -  36 часов

Учитель    Стромко Ксения Владимировна

 

 

 

 

Рабочая программа по учебному курсу «Умник» (русский язык) составлена  на основе  рабочей программы «Русский язык» Канакина В,П,., Горецкий В.Г., Бойкина М.В., Дементьева М.Н. и др. – М.: «Просвещение», 2016 в соответствии с требованиями ФГОС.

 

 

 

 

 

2019   

 

1. Планируемые результаты

1-й класс

-осознавать роль языка и речи в жизни людей;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

-определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

-учиться работать по предложенному учителем плану

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

-осознавать роль языка и речи в жизни людей;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

-определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

-учиться работать по предложенному учителем плану

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3 класс

-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

4 класс

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Основные требования к знаниям и умениям

Обучающиеся к концу 1 класса должны знать:

·        Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).

·        Признаки гласных и согласных звуков.

·        Буквы русского алфавита.

·        Родственные  слова.

·        Антонимы, многозначные слова.                                                                                       

·        Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

·        Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.

·        Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.

·        Делить слова на слоги.  Подбирать родственные слова.

·        Объединять слова в группы.

·        Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.

·        Составлять текст по вопросам учителя.                                                                                    

·        Работать со словарями.

·        Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу   2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

·        Правила правописания слов с изученными орфограммами.

·        Признаки согласных и гласных звуков.                                                                           

·        Состав слова.                                                                                                                       

·        Признаки родственных слов.                                                                                                 

·        Виды пересказа.                                                                                                                                                                                                        

Обучающиеся должны уметь:

·        Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

·        Разбирать слова по составу.

·        Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

·        Писать НЕ с глаголами.

·        Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

·        Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

·        Составлять рассказы по картинке.                                                                                  

·        Пересказать текст.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу  3-го класса

Обучающиеся должны знать:

·        Правила правописания слов с изученными орфограммами.

·        Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).

·        Главные члены предложения.

·        Состав слова.

·        Обучающиеся должны уметь:

·        Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

·        Разбирать предложения по членам предложения.

·        Обозначать на письме интонацию перечисления.

·        Разбирать слова по составу.

·        Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

·        Писать правильно слова с удвоенными согласными.

·        Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.

·        Определять число, время глаголов.

·        Писать НЕ с глаголами.

·        Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

·        Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

·        Составлять рассказы по картинке.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса

Обучающиеся должны знать:

·        отличительные признаки основных языковых единиц;

·        основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

·        слова, словосочетания, предложения, текста;

·        основные орфографические  и пунктуационные правила;

·        о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

·        учащиеся должны уметь:

·        четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

·        подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

·        различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

·        пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

 

2. Содержание программы

 

1. Наша речь  и наш язык

Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента.

 

2. Текст

Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.

 

3. Предложение и словосочетание

         Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи.

 

4. Слово и его значение

         Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение  словарного запаса  учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

 

5. Состав слова

         Знакомство с историей образования древнерусских имен. Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении.

6. Части речи

Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.

        

7. Фонетика и графика

Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.  Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией.

 

8. Орфоэпия

         Знакомство с наукой орфоэпия,  с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия. Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

 

9. Орфография

         Формировать орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы  в слове. Использование орфографического словаря.

 

 

3. Тематический план программы

 

 

№ п/п

 

Наименование разделов и тем

 

Всего

часов

Характеристика деятельности учащихся

 

І  год обучения

 

 

I

Наша речь  и наш язык

Тайны русского языка

Умеем ли мы общаться?

Речь вокруг нас.

3

Осознание ситуации общения с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. осознавать роль языка и речи в жизни людей

II

Текст

Родной язык! Он с детства мне знаком!

Как красив и благозвучен русский язык.

2

Изучение признаков текста. Смысловое единство предложений в тексте. Умение излагать свою мысль.

III

Предложение и словосочетание

Русские пословицы и поговорки.

1

Овладение понятиями «предложение» и «словосочетание». Умение находить заданную информацию

IV

Слово и его значение

В страну слов. Первые встречи

К тайнам волшебных слов.

Выбор друзей в Стране Слов.

К несметным сокровищам Станы Слов.

Чудесные превращения слов.

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

На карнавале слов. Слова – омофоны

В Театре близнецов.

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы .

 Полёт в будущее.  Неологизмы.

В Клубе весёлых человечков.

Подбор синонимов и антонимов.

Сколько значений может быть у слова? Многозначные слова.

Что за чудо, эти словари?

16

Восприятие слова как объекта изучения материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различие слова и предложения. Умение пользоваться словарем. Поиск необходимого материала.

V

Состав слова

Детское словотворчество.

1

Овладение понятием родственные (однокоренные) слова.

VI

Части речи

Ты и вежливое Вы.

Я и моё имя.

2

Понимание различия частей речи. Умение строить свое высказывание, вести диалог

VII

Фонетика и графика

В мире безмолвия и неведомых звуков.

К тайнам звуков и букв.

Фонетические загадки.

В гости к Алфавиту.

Аз да Буки – целая наука.

В  глубь веков на Машине времени. Первые родственники алфавита.

В Страну Слогов.

Волшебная сила ударения.

8

Различение гласных и согласных звуков. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков.

VIIІ

Орфоэпия

Что портит нашу речь?

1

Понимание культуры речи. Уметь отвечать на поставленный вопрос.

ІX

Орфография

В Королевстве ошибок.

«Язык родной, дружи со мной!»

2

Знакомство с правилами правописания и их применение.

 

Итого:

36 ч.

 

 

ІІ  год обучения

 

 

І

Наша речь  и наш язык

Тайны русского языка

Как сочиняются сказки

Как возникла наша письменность?

Как обходились без письма?

Родной язык! Он с детства мне знаком.

Язык- зеркало нашей души.

6

Составление небольших  рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

ІІ

Текст

Древние письмена.

«Я вам пишу…». Какие они –эти письма?

Где же хранятся слова?

3

Усвоение гигиенических требований при письме.

ІІІ

Предложение и словосочетание

В мире мудрых мыслей.

1

Восприятие слова как объекта изучения материала для анализа. Различие слова и предложения.

ІV

Слово и его значение

Из истории  происхождения русских фамилий.

Словари- наши друзья и помощники.

Устаревшие слова.

Слова XX  века.

Слова – родственники.

5

Понимание слова как единства звучания и значения. Умение работать в паре, в группе.

V

Состав слова

«Пересаженные» корни.

Занимательная морфология.

Кто командует корнями?

Строительная работа морфем.

Поговорим о всех приставках сразу.

6

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Умение находить необходимую информацию в заданных направлениях.

Части речи

«Не лезьте за словом в карман!»

Ваши старые знакомые.

2

Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Значение и употребление в речи имен существительных (одушевленных и неодушевленных), имен прилагательных, глагола.

VІІ

Фонетика и графика

Меня зовут Фонема.

Для всех ли фонем есть буквы?

Тайны фонемы.

«Фонемы повелевают буквами».

На сцене гласные.

 

5

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительного твердого и разделительного мягкого знаков.

VІІІ

Орфоэпия

Что такое культура речи?

Волшебные слова нашей речи.

Что такое орфоэпия?

3

Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.)

ІX

Орфография

«Ошибкоопасные» места.

Опасные согласные.

Когда ь пишется, а когда не пишется?

Правила о непроизносимых согласных.

Занимательная орфография.

5

Раздельное написание слов. Обозначение гласных после шипящих. Раздельное написание слов

 

Итого:

36 ч.

 

 

ІІІ год обучения

 

 

І

Наша речь  и наш язык

Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно!

Добрые слова.

2

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, в том числе при обращении с помощью средств информационных и коммуникационных технологий.

ІІ

Текст

В стране Сочинителей.

Искусство красноречия.

Какие бывают тексты? Учимся их создавать.

Проба пера.

Праздник творчества и игры.

5

Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Умение грамотно излагать свою мысль.

ІІІ

Предложение и словосочетание

Крылатые слова.

Предложения-загадки.

2

Наблюдение над значением слова. Интонация в предложении.

ІV

Слово и его значение

Сказочное царство слов.

Путешествие в страну Слов.

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

Новые слова в русском языке.

Встреча с зарубежными друзьями.

Синонимы в русском языке.

Слова- антонимы.

Слова- омонимы.

В гостях у слов- родственников

Русский язык неисчерпаемо богат. И всё  обогащается с  быстротой поражающей.

10

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

V

Состав слова

Как образуются слова.

Чудесные превращения слов.

Весёлые суффиксы.

Занимательное словообразование.

4

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Различие изменяемых и неизменяемых слов.

Части речи

Имена числительные вокруг нас.

Имя дома твоего (история названия города).

Слова предметы, признаки, действия

3

Различие  имен существительных мужского, женского и среднего рода. Понимать изменение существительных по числам. Зависимость формы имени прилагательного от имени существительного.

VІІ

Фонетика и графика

Из истории письменности на Руси.

Шарады и логогрифы.

Занимательная фонетика.

3

Различие звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных согласных звуков. Уметь устанавливать соотношение звукового и буквенного состава.

VІІІ

Орфоэпия

Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

«Ошибкоопасные» места.

2

Практическое овладение монологической формой речи.

ІX

Орфография

В королевстве ошибок.

Секреты орфографии.

Составление собственных орфографичес-ких словарей   (непроизносимый соглас-ный).

Трудные слова.

КВН по русскому языку.

5

Прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

 

Итого:

36 ч.

 

 

ІV  год обучения

 

 

І

Наша речь  и наш язык

Слова, придуманные писателями.

Словарь языка Пушкина.

Великий и могучий

3

Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи.

ІІ

Текст

Изобразительно-выразительные средства языка.

Виды текстов

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

3

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Заглавие текста. Уметь определять последовательность предложений в тексте.

ІІІ

Предложение и словосочетание

Путешествие в мир синтаксиса.

Кому и чему служит интонация.

Похвальное слово знакам препинания!

Каких предложений в нашей речи больше: простых или сложных?

Всем нам приобщении поможет обращение.

5

Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Различать предложение, словосочетание, слово.

ІV

Слово и его значение

О словарях энциклопедических и лингвистических.

В царстве смыслов много дорог.

«Следы» старославянского языка в русском языке.

Как и почему появляются новые слова?

Многозначность слова

О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Об одном и том же - разными словами.

Слова – антиподы.

Путешествие в страну фразеологизмов.

В стране иностранных слов.

Слова уходящие и слова – новички.

11

Понимание слова как единства звучания и значения. Умение работать в паре, в группе.

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

V

Состав слова

Как возникают названия.

К истокам слова.

Слова, как деревья, ветвисты.

3

Иметь представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Умение разбирать слово по составу.

Части речи

Тематические группы слов.

Имена прилагательные в русских народных сказках.

Глаголы в былинах.

Путешествие грамматических терминов из Древней

Греции в Россию.

4

Общее представление о местоимении, о числительных, о наречии. Уметь организовывать групповую работу. Различать самостоятельные и служебные части речи.

VІІ

Фонетика и графика

Что такое фонография или звукозапись?

Звуки не буквы!

Звуки природы и музыка языка.

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

4

Использование небуквенных графических средств. Знание алфавита (правильное называние букв). Проектная работа.

VІІІ

Орфоэпия

Крылатые выражения в русской речи.

 

1

Составление сборника крылатых выражений. Уметь применять полученные знания на практике.

ІX

Орфография

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

Путешествие по островам Орфографии.

2

Перенос слов по слогам без стечения согласных. Уметь получать полученные знания на практике.

 

Итого:

36 ч.

 

 


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 1 имени

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 1 имени

Планируемые результаты 1-й класс -осознавать роль языка и речи в жизни людей; -эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; -понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; -высказывать…

Планируемые результаты 1-й класс -осознавать роль языка и речи в жизни людей; -эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; -понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; -высказывать…

Отечеству, его языку, культуре; -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; -интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной…

Отечеству, его языку, культуре; -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; -интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной…

Основные требования к знаниям и умениям

Основные требования к знаниям и умениям

Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах

Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах

Пересказать текст. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса

Пересказать текст. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса

Слово и его значение

Слово и его значение

Речь вокруг нас. 3Осознание ситуации общения с какой целью, с кем и где происходит общение

Речь вокруг нас. 3Осознание ситуации общения с какой целью, с кем и где происходит общение

В глубь веков на Машине времени

В глубь веков на Машине времени

Ваши старые знакомые. 2Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения

Ваши старые знакомые. 2Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения

Какие бывают тексты? Учимся их создавать

Какие бывают тексты? Учимся их создавать

Ошибкоопасные» места. 2Практическое овладение монологической формой речи

Ошибкоопасные» места. 2Практическое овладение монологической формой речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020