Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия № 1 имени Николая Островского г.Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от «30» августа 2019 года
Председатель педсовета
________ О.В.Тюльпанова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу дополнительного образования «Умник» (русский язык)
Ступень обучения - начальное общее (1-4 классы)
Количество часов в год - 36 часов
Учитель Стромко Ксения Владимировна
Рабочая программа по учебному курсу «Умник» (русский язык) составлена на основе рабочей программы «Русский язык» Канакина В,П,., Горецкий В.Г., Бойкина М.В., Дементьева М.Н. и др. – М.: «Просвещение», 2016 в соответствии с требованиями ФГОС.
2019
1. Планируемые результаты
1-й класс
-осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-учиться работать по предложенному учителем плану
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
-осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-учиться работать по предложенному учителем плану
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3 класс
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
4 класс
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Основные требования к знаниям и умениям
Обучающиеся к концу 1 класса должны знать:
· Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
· Признаки гласных и согласных звуков.
· Буквы русского алфавита.
· Родственные слова.
· Антонимы, многозначные слова.
· Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
· Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
· Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
· Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
· Объединять слова в группы.
· Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
· Составлять текст по вопросам учителя.
· Работать со словарями.
· Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
· Правила правописания слов с изученными орфограммами.
· Признаки согласных и гласных звуков.
· Состав слова.
· Признаки родственных слов.
· Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
· Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
· Разбирать слова по составу.
· Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
· Писать НЕ с глаголами.
· Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
· Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
· Составлять рассказы по картинке.
· Пересказать текст.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
· Правила правописания слов с изученными орфограммами.
· Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
· Главные члены предложения.
· Состав слова.
· Обучающиеся должны уметь:
· Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
· Разбирать предложения по членам предложения.
· Обозначать на письме интонацию перечисления.
· Разбирать слова по составу.
· Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
· Писать правильно слова с удвоенными согласными.
· Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
· Определять число, время глаголов.
· Писать НЕ с глаголами.
· Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
· Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
· Составлять рассказы по картинке.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса
Обучающиеся должны знать:
· отличительные признаки основных языковых единиц;
· основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
· слова, словосочетания, предложения, текста;
· основные орфографические и пунктуационные правила;
· о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
· учащиеся должны уметь:
· четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
· подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
· различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
· пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
2. Содержание программы
1. Наша речь и наш язык
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента.
2. Текст
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.
3. Предложение и словосочетание
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.
4. Слово и его значение
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
5. Состав слова
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении.
6. Части речи
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.
7. Фонетика и графика
Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией.
8. Орфоэпия
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия. Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
9. Орфография
Формировать орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
3. Тематический план программы
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|
І год обучения |
|
|
I |
Наша речь и наш язык Тайны русского языка Умеем ли мы общаться? Речь вокруг нас. |
3 |
Осознание ситуации общения с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. осознавать роль языка и речи в жизни людей |
II |
Текст Родной язык! Он с детства мне знаком! Как красив и благозвучен русский язык. |
2 |
Изучение признаков текста. Смысловое единство предложений в тексте. Умение излагать свою мысль. |
III |
Предложение и словосочетание Русские пословицы и поговорки. |
1 |
Овладение понятиями «предложение» и «словосочетание». Умение находить заданную информацию |
IV |
Слово и его значение В страну слов. Первые встречи К тайнам волшебных слов. Выбор друзей в Стране Слов. К несметным сокровищам Станы Слов. Чудесные превращения слов. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. На карнавале слов. Слова – омофоны В Театре близнецов. К словам – родственникам. Почему их так назвали? Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы . Полёт в будущее. Неологизмы. В Клубе весёлых человечков. Подбор синонимов и антонимов. Сколько значений может быть у слова? Многозначные слова. Что за чудо, эти словари? |
16 |
Восприятие слова как объекта изучения материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различие слова и предложения. Умение пользоваться словарем. Поиск необходимого материала. |
V |
Состав слова Детское словотворчество. |
1 |
Овладение понятием родственные (однокоренные) слова. |
VI |
Части речи Ты и вежливое Вы. Я и моё имя. |
2 |
Понимание различия частей речи. Умение строить свое высказывание, вести диалог |
VII |
Фонетика и графика В мире безмолвия и неведомых звуков. К тайнам звуков и букв. Фонетические загадки. В гости к Алфавиту. Аз да Буки – целая наука. В глубь веков на Машине времени. Первые родственники алфавита. В Страну Слогов. Волшебная сила ударения. |
8 |
Различение гласных и согласных звуков. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. |
VIIІ |
Орфоэпия Что портит нашу речь? |
1 |
Понимание культуры речи. Уметь отвечать на поставленный вопрос. |
ІX |
Орфография В Королевстве ошибок. «Язык родной, дружи со мной!» |
2 |
Знакомство с правилами правописания и их применение. |
|
Итого: |
36 ч. |
|
|
ІІ год обучения |
|
|
І |
Наша речь и наш язык Тайны русского языка Как сочиняются сказки Как возникла наша письменность? Как обходились без письма? Родной язык! Он с детства мне знаком. Язык- зеркало нашей души. |
6 |
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов. |
ІІ |
Текст Древние письмена. «Я вам пишу…». Какие они –эти письма? Где же хранятся слова? |
3 |
Усвоение гигиенических требований при письме. |
ІІІ |
Предложение и словосочетание В мире мудрых мыслей. |
1 |
Восприятие слова как объекта изучения материала для анализа. Различие слова и предложения. |
ІV |
Слово и его значение Из истории происхождения русских фамилий. Словари- наши друзья и помощники. Устаревшие слова. Слова XX века. Слова – родственники. |
5 |
Понимание слова как единства звучания и значения. Умение работать в паре, в группе. |
V |
Состав слова «Пересаженные» корни. Занимательная морфология. Кто командует корнями? Строительная работа морфем. Поговорим о всех приставках сразу. |
6 |
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Умение находить необходимую информацию в заданных направлениях. |
VІ |
Части речи «Не лезьте за словом в карман!» Ваши старые знакомые. |
2 |
Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Значение и употребление в речи имен существительных (одушевленных и неодушевленных), имен прилагательных, глагола. |
VІІ |
Фонетика и графика Меня зовут Фонема. Для всех ли фонем есть буквы? Тайны фонемы. «Фонемы повелевают буквами». На сцене гласные.
|
5 |
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительного твердого и разделительного мягкого знаков. |
VІІІ |
Орфоэпия Что такое культура речи? Волшебные слова нашей речи. Что такое орфоэпия? |
3 |
Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.) |
ІX |
Орфография «Ошибкоопасные» места. Опасные согласные. Когда ь пишется, а когда не пишется? Правила о непроизносимых согласных. Занимательная орфография. |
5 |
Раздельное написание слов. Обозначение гласных после шипящих. Раздельное написание слов |
|
Итого: |
36 ч. |
|
|
ІІІ год обучения |
|
|
І |
Наша речь и наш язык Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно! Добрые слова. |
2 |
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, в том числе при обращении с помощью средств информационных и коммуникационных технологий. |
ІІ |
Текст В стране Сочинителей. Искусство красноречия. Какие бывают тексты? Учимся их создавать. Проба пера. Праздник творчества и игры. |
5 |
Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Умение грамотно излагать свою мысль. |
ІІІ |
Предложение и словосочетание Крылатые слова. Предложения-загадки. |
2 |
Наблюдение над значением слова. Интонация в предложении. |
ІV |
Слово и его значение Сказочное царство слов. Путешествие в страну Слов. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. Новые слова в русском языке. Встреча с зарубежными друзьями. Синонимы в русском языке. Слова- антонимы. Слова- омонимы. В гостях у слов- родственников Русский язык неисчерпаемо богат. И всё обогащается с быстротой поражающей. |
10 |
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. |
V |
Состав слова Как образуются слова. Чудесные превращения слов. Весёлые суффиксы. Занимательное словообразование. |
4 |
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Различие изменяемых и неизменяемых слов. |
VІ |
Части речи Имена числительные вокруг нас. Имя дома твоего (история названия города). Слова предметы, признаки, действия |
3 |
Различие имен существительных мужского, женского и среднего рода. Понимать изменение существительных по числам. Зависимость формы имени прилагательного от имени существительного. |
VІІ |
Фонетика и графика Из истории письменности на Руси. Шарады и логогрифы. Занимательная фонетика. |
3 |
Различие звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных согласных звуков. Уметь устанавливать соотношение звукового и буквенного состава. |
VІІІ |
Орфоэпия Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. «Ошибкоопасные» места. |
2 |
Практическое овладение монологической формой речи. |
ІX |
Орфография В королевстве ошибок. Секреты орфографии. Составление собственных орфографичес-ких словарей (непроизносимый соглас-ный). Трудные слова. КВН по русскому языку. |
5 |
Прописная буква в начале предложения, в именах собственных. |
|
Итого: |
36 ч. |
|
|
ІV год обучения |
|
|
І |
Наша речь и наш язык Слова, придуманные писателями. Словарь языка Пушкина. Великий и могучий |
3 |
Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи. |
ІІ |
Текст Изобразительно-выразительные средства языка. Виды текстов Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. |
3 |
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Заглавие текста. Уметь определять последовательность предложений в тексте. |
ІІІ |
Предложение и словосочетание Путешествие в мир синтаксиса. Кому и чему служит интонация. Похвальное слово знакам препинания! Каких предложений в нашей речи больше: простых или сложных? Всем нам приобщении поможет обращение. |
5 |
Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Различать предложение, словосочетание, слово. |
ІV |
Слово и его значение О словарях энциклопедических и лингвистических. В царстве смыслов много дорог. «Следы» старославянского языка в русском языке. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова О словарях, которые рассказывают об истории слов. Об одном и том же - разными словами. Слова – антиподы. Путешествие в страну фразеологизмов. В стране иностранных слов. Слова уходящие и слова – новички. |
11 |
Понимание слова как единства звучания и значения. Умение работать в паре, в группе. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. |
V |
Состав слова Как возникают названия. К истокам слова. Слова, как деревья, ветвисты. |
3 |
Иметь представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Умение разбирать слово по составу. |
VІ |
Части речи Тематические группы слов. Имена прилагательные в русских народных сказках. Глаголы в былинах. Путешествие грамматических терминов из Древней Греции в Россию. |
4 |
Общее представление о местоимении, о числительных, о наречии. Уметь организовывать групповую работу. Различать самостоятельные и служебные части речи. |
VІІ |
Фонетика и графика Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы! Звуки природы и музыка языка. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. |
4 |
Использование небуквенных графических средств. Знание алфавита (правильное называние букв). Проектная работа. |
VІІІ |
Орфоэпия Крылатые выражения в русской речи.
|
1 |
Составление сборника крылатых выражений. Уметь применять полученные знания на практике. |
ІX |
Орфография Паронимы, или «ошибкоопасные слова». Путешествие по островам Орфографии. |
2 |
Перенос слов по слогам без стечения согласных. Уметь получать полученные знания на практике. |
|
Итого: |
36 ч. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.