МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36»
|
|
|
|
|
|
Рабочая программа по курсу
«География с удовольствием»
2017-2018 учебный год
Составитель: Жигайлова Арина Юрьевна
учитель географии
г. Магнитогорск
2017 год
Пояснительная записка
Данная программа составлена для обучающихся 9-х классов с целью получения более глубоких знаний по предмету география.
Целью курса является: дать учащимся знания основ современной географической науки, картографии, геологии и др.; раскрыть научные основы охраны природы и рационального природопользования; способствовать экологическому, экономическому и политехническому образованию школьников; вооружить школьников доступными для них методами изучения природных и социальных объектов и явлений; сформировать у учащихся географическую культуру, подготовить школьников к самообразованию в области географии и смежных с ней наук; сформировать у учащихся диалектические взгляды на природу как на объективную реальность, находящуюся в непрерывном становлении, изменении, преобразовании и развитии; способствовать нравственному и экологическому воспитанию школьников, формированию у них гуманного, бережного и ответственного отношений к окружающей природной среде; развивать познавательные интересы к географическим знаниям и проблемам состояния окружающей природной среды; способствовать развитию у школьников таких высших психических функций, как осмысленное восприятие, творческое воображение, мышление в понятиях, произвольная память, речь и др.; привить школьникам систему умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.), позволяющих успешно решать разнообразные проблемы реальной жизни.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
День занятий – понедельник, вторник
Время занятий – 7.40-8.25.
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором.
Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.
Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия «Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме» (Барабанов В.В.) и рабочих тетрадей-тренажеров «География: 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА» (Э.М.Амбарцумова, С.Е.Дюкова).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере
5. География России:
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Рефлексивная часть курса Проведение тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Требования к уровню подготовки учащихся, изучивших курс «География с удовольствием»
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;
особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
-определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
-описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
-объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
-приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-определения поясного времени;
-чтения карт различного содержания;
-решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ С УДОВОЛЬСТВИЕМ»
Класс: 9
Учитель: Жигайлова Арина Юрьевна
Количество часов: всего __68 часов; в неделю __2 часа.
№ |
Раздел, глава, тема |
Кол-во часов |
Дата |
|
Введение. |
1 |
|
|
Раздел I. Источники географической информации |
6 |
|
2- 3 |
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть) |
1 1 |
|
4 5 6 7 |
Изображение рельефа на топографических картах, построение профиля рельефа местности Решение учебно-тренировочных тестов по разделу Определение географических координат Решение учебно-тренировочных тестов по разделу |
1 1 1 1 |
|
|
Раздел II. Природа Земли и человек |
6 |
|
8 9 10 11 12 13 |
Атмосфера, погода и климат, Мировой океан Решение учебно-тренировочных тестов по разделу Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу Литосфера, геохронологическая шкала, воды суши, биосфера. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу |
1 1 1 1 1 1 |
|
|
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны |
13 |
|
14 15 |
Население Земли. Численность населения Земли. Этносы. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу
|
1 1 |
|
16
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 |
Материки и многообразие стран. Основные черты природы, особенности населения, природные ресурсы отдельных стран. Основные черты природы Африки. Решение учебно-тренировочных тестов по теме Основные черты природы Австралии, Антарктиды. Решение учебно-тренировочных тестов по теме Основные черты природы Южной Америки. Решение учебно-тренировочных тестов по теме Основные черты природы Северной Америки. Решение учебно-тренировочных тестов по теме Основные черты природы Евразии. Решение учебно-тренировочных тестов по теме |
1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
|
|
Раздел IV. Природопользование и геоэкология |
8 |
|
21 22 23 24 25 26 27 28
|
Особо охраняемые природные территории. Географическое распространение стихийных и антропогенных природных явлений. Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Рациональное и нерациональное природопользование. Решение учебно-тренировочных тестов по теме Особенности воздействия на окружающую среду различных отраслей хозяйства. Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
|
|
Раздел V. География России |
34 |
|
29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 |
Особенности ГП России Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Природа России. Литосфера и рельеф России. Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Воды суши России, биосфера, номенклатура. Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Природа России. Климат и погодные условия отдельных регионов РФ. Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Моря, омывающие территорию РФ, внутренние воды. Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Природные зоны РФ и их характерные особенности. Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Основные типы почв РФ. Широтная зональность и высотная поясность. Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Население РФ, естественный прирост и численность населения. Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Размещение населения РФ. Основная полоса расселения. Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Городское и сельское население, крупнейшие города РФ и их характеристика. Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Хозяйство России. Добывающая промышленность. Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Обрабатывающая промышленность России. Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Факторы и условия размещения промышленных предприятий РФ. Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Сельское хозяйство России. Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Регионы Европейской части РФ. Центральная Россия. Европейский Северо-Запад. Европейский Север. Регионы Европейской части РФ. Поволжье и Европейский Юг. Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Урал. Состав территории, население и хозяйство Урала. Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Регионы Азиатской части России. Решение учебно-тренировочных тестов по теме. Проведение итогового тестирования по освоению курса. |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
|
|
ИТОГО |
64 |
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
2. Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2009, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2009г.
3. Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2010, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2010г.
4. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2008. 366 с.
5. 3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Эксперимнтальная экзаменационная работа 9 класс. Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2006.
6. Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2009
7. 3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
8. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
9. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
10. Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008,2009,2010
11. Единый государственный экзамен 2008: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2008, 2009, 2010
12. Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru.
13. Ресурсы Интернет для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
· http://chetyrlashool.edusite.ru/p31aa1.html
· http://www.fipi.ru
· http://standart edu.ru
· http://www.sarrcoko.ru/gia.php
· http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obshestvoznanie_6kl/index.html
· www.biologya.ru/hronos.php
· http://www.un.org/ru/
· http://www.coe.int/
· http://www.alleng.ru/edu/social2.htm
· http://география.решуогэ.рф
· Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.