Рабочая программа по курсу "Искусство устной и письменной речи"
Оценка 4.9

Рабочая программа по курсу "Искусство устной и письменной речи"

Оценка 4.9
doc
20.09.2024
Рабочая программа по курсу "Искусство устной и письменной речи"
Рабочая программа элективного курса Искусство устной и письменной речи 10 класс.doc

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Министерство образования Оренбургской области
Управление образования администрации города Оренбурга

МОАУ "СОШ №57 "

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

Педагогического совета

проттокол№1

от 29.08.2024.

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Методического совета

проттокол№1

от 30.08.2024.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОАУ «СОШ№57»

________________________

Смелова Н.А.

Приказ №269 от 30.09.2024г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Искусство устной и письменной речи»

для обучающихся 10-11 классов

 

Оренбург 2024

 

 

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа составлена на основе:

·         ФК ГОС СОО,

Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)с учётом программы элективного курса по русскому языку «Искусство устной и письменной речи. 10-11 кл.», созданной Львовой С.И.

 

 

Цели и задачи  курса

 заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.

В связи с этим ученики должны знать и уметь:

-освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами моноло­га (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование меж­личностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

- соб­людать в практике речевого общения основные нормы современно­го русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);

-уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматичес­кие и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; совершенство­вать и редактировать собственные тексты.

Общая характеристика  курса

Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание осо­бенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.

Курс нацеливает на развитие и совершенствование навы­ков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (ознакомительное, просмотровое, изучаю­щее, реферативное, поисковое и др.), что вооружит старшеклассни­ков способностью свободно ориентироваться в текстах, представлен­ных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форма­тах.

Предполагается активное использование в обучении Интернет-ресурсов, особенно на этапе сбора и классификации матери­ала по выбранной учеником теме реферата и готовящегося на его ос­нове устного выступления. В связи с этим целесообразно познакомить учеников с основными признаками гипертекста, который широко представлен в информационную эпоху прежде всего в новых инфор­мационных и коммуникационных технологиях. Именно гипертекст яв­ляется объектом Интернет-чтения, а это означает, что школьник дол­жен овладеть специфическими навыками информационно-смысловой переработки Интернет-публикаций, научиться пользоваться разнооб­разными гипертекстовыми контекстными ссылками, понимать смысл графических выделений, что формирует способность не только полу­чать разнообразную информацию, но и общаться в виртуальном пространстве. Нужно иметь в виду, что успешное овладение чтением как видом речевой деятельности обеспечивает и результативное ис­пользование элементарных форм дистанционного обучения с исполь­зованием гипертекстовых электронных справочников, электронных учебников, Интернет-ресурсов.

Таким образом, элективный  курс должен по­мочь в достижении общекультурного уровня современного человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы и свободно владеющего информационными коммуни­кационными технологиями. В связи с этим большое внимание на заня­тиях должно быть уделено формированию коммуникативных обще­учебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения. Старшеклассник должен по возможности овладеть разными формами такого общения: электронная почта, электронная конференция, виртуальный класс (чат), обмен файлами и др. Кроме того, целе­сообразно привлекать в работе гипертекстовые электронные учебни­ки, которые содержат задания на самопроверку и интерактивные тексты, разнообразные задания коммуникативного характера и спра­вочный материал.

Прослушивание на занятии доклада одноклассника, осмысле­ние услышанного, фиксация на письме основных положений выс­тупления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, необходимость дать аргументированный анализ (рецензию) услышанного доклада, поиски уместных цитат из разных источников, подтверждающих или опровергающих определённые положения докладчика, способ­ствует комплексному совершенствованию всех видов речевой дея­тельности в естественной среде.

В результате обучения старшеклассник получает возможность со­вершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными спо­собностями и обеспечивают информационно-коммуникативную дея­тельность: целенаправленный поиск информации в источниках раз­личного типа, критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приве­дением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соот­ветствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, по­исковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основны­ми видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ве­дения диалога (диспута) и т. п.

Описание места предмета в учебном плане.

 

Курс рассчитан на 2 года. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой элективного курса        Львовой С.И. «Искусство устной и письменной речи». В 10 классе курс рассчитан на 32 учебных часа.(1 час в неделю)

Учебно-тематический план.

 

Тема

Количество часов

1

Функциональные разновидности русского языка

16

2

Виды речевой деятельности

 

6

3

Особенности устной и письменной речи

10

 

ИТОГО

32

 

 

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса 10 класс.

    Функциональные разновидности русского языка (16 ч) Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлечённость, обобщённость, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия.  Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы).

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические и синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма делового документа. Культура официально-делового  общения (устная и письменная формы).

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.

 Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи: правильность (владение нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность (воздействие речи на эмоции и чувства слушающих), богатство речи, содержательность, логичность, уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям произнесения речи).

       Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические и синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

       Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Виды речевой деятельности (6 ч)

          Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности: мотивационно- ориентировочная, планирующая, исполнительная, контрольная. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
         Чтение как вид речевой деятельности.  Использование разных видов чтения (ознакомительного, изучающего, просмотрового и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и интернет – ресурсы.
          Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; адекватное восприятие информации, выраженной как явно, так и в скрытой форме; овладение приёмами, повышающими эффективность слушания устной монологической речи; применение правил эффективного слушания в ситуации диалога.

 Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания. Диалог различных видов. Способы адекватного реагирования  на обращённую речь, вступления в речевое общение, привлечения внимания собеседника, поддержания или завершения разговора и т. п. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.

Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление. Культура письма.

 

Особенности устной и письменной речи (12 ч)

 Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ, краткий и развёрнутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д. Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания. Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, репортажи, сочинения (разные типы), деловые бумаги, рецензии, статьи, конспект, план, реферат и т.п.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. Образцы русской письменной речи.
 Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, компьютер, телефакс, электронная почта и др.) Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Содержание тем учебного курса в 11 классе

Сбор материала для письменного и устного высказывания (5 ч)

Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основ­ной мысли.

Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой об­становки, осознание цели будущего высказывания (письменного или устного).

Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, Интернет-публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, ан­нотаций и т. п. Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух.

Организация самостоятельной поисковой деятельности с ис­пользованием ресурсов Интернета в процессе подбора материала по теме реферата (выступления).

Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отраженными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. Выделение главной и второстепенной информации.

Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мыс­ли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.

Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании «5 ч) Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана.

Продумывание композиции высказывания: вступления, глав­ной части, заключения.

Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности вступления и заключения пуб­личного выступления.

Основная часть речевого высказывания. Подчинённость дока­зательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли высказывания. Логические формы и приёмы изложения (дедук­ция, индукция, аналогия). Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.

Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения, варианты заключений.

Смысловые части письменного текста и абзац. Разные спосо­бы связи частей текста и предложений.

Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи.

Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторичес­кие вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мыс­ли текста.

Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические, синтаксические). Языковые средства, под­черкивающие движение мысли в письменном тексте.

Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др.

Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили произношения (нейтральный, вы­сокий и разговорный) и их особенности и уместность использова­ния в разных ситуациях общения.

Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.

  Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств (6 ч)

 Работа над точностью и правильностью речевого вы­сказывания.

Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Ос­новные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.

Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литера­турного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правопис­ные (орфографические и пунктуационные). Вариативность норм.

Нормативные словари современного русского языка и спра­вочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справоч­ники по русскому правописанию.

Уместное использование языковых средств с учётом особен­ностей речевой ситуации. Уместное использование жестов; мими­ки, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точ­ности, ясности и стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов языковых средств, наиболее подходящих в данной речевой ситуации.

Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

Средства эмоционального воздействия на читателя

и слушателя (6 ч)

Выразительность речи. Источник богатства и вырази­тельности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, сло­вообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.

Использование в письменном высказывании средств эмоцио­нального воздействия на читателя.

Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое обращение, инверсия, синтак­сический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание и т. д. Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.

Использование в публичном выступлении средств эмоцио­нального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи.

Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоцио­нального воздействия на слушателя.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, науч­ной и публицистической сферах общения.

Публичная защита реферата (10ч)

Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида.

Психологическая готовность к трудностям публичного выс­тупления.

Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам; выразитель­ность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • строить собственное речевое (монологическое и диалогическое) высказывание в соответствии с целями, содержанием и адресатом;
  • грамотно отбирать языковые средства, варьировать их с учетом речевой ситуации;
  • вступать в диалог с собеседником, учитывая условия диалогического общения;
  • создавать тексты различных стилей и жанров;
  • владеть различными видами монолога;
  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и в письменной форме;
  • соблюдать нормы построения текста;
  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
  • уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; - осуществлять речевой самоконтроль;
  • оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их;
  • совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны владеть навыками: определения коммуникативной стратегии и тактики речевого поведения; соблюдения этикетных норм и правил в процессе речевого общения.

 

 

Календарно-тематическое планирование. (10 класс)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

дата

 

Функциональные разновидности русского языка

 

 

1.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной ли­тературы как функциональные разновидности современного рус­ского языка.

 

1

7.09.24.

2.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основ­ные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлечён­ность и обобщённость, объективность изложения.

1

14.09.24.

3.

Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

1

21.09.24.

4.

Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад,статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конс­пект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения (уст­ная и письменная формы).

 

1

28.09.24.

5.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначе­ние. Основные признаки официально- делового стиля.

1

4.10.24.

6.

Контрольная работа по теме «Научный и официально-деловой стили»

1

11.10.24.

7.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначе­ние.

1

18.10.24.

8.

Основные признаки публицистического стиля.

1

25.10.24.

9.

Лексические, морфологические, синтак­сические особенности публицистического стиля.

1

8.11.24.

10.

Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи.

1

15.11.24.

11.

Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Ос­новные признаки разговорной речи.

1

22.11.24.

12.

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

 

1

29.112.24..24.

13.

Язык художественной литературы и его отличия от других раз­новидностей современного русского языка.

1

6.12.24.

14.

Основные признаки художественной речи.

1

13.12.24.

15.

Широкое использование изоб­разительно-выразительных средств в текстах художественного стиля.

1

20.12.24.

16.

Контрольная работа по теме «Функциональные разновидности языка».

1

27.12.24.

Виды речевой деятельности.

17.

Речь как деятельность.                                        

Фазы речевой деятельности.

1

10.01.25.

18.

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

 

1

17.01.25.

19.

Чтение как вид речевой деятельности. Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками.

1

24.01.25.

20.

Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности.

1

31.01.25.

21.

Говорение как вид речевой деятельности. Письмо как вид речевой деятельности.

1

7.02.25.

22.

Контрольная работа по теме «Виды речевой деятельности.»

1

14.02.25.

Особенности устной и письменной речи.

23.

Особенности устной речи: использование средств звуча­щей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя.

1

21.02.25.

24.

Диалог и монолог как разновидности устной речи.

1

28.02.25.

25.

Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения.

1

7.03.25.

26.

Основные требования к содержанию, построению и языково­му оформлению устного высказывания.

 

1

14.03.25.

27.

Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории рус­ского ораторского искусства.

1

21.03.25.

28.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность

учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвра­щения к написанному, совершенствования текста и т. п.

1

4.04.25.

29.

Формы письменных высказываний и их признаки.

1

11.04.25.

30.

Основные требования к содержанию, построению и языково­му оформлению письменного высказывания.

1

18.04.25.

31.

Образцы русской письменной речи.

 

1

25.04.25.

32.

Речевая культура использования технических средств комму­никации (телефон, мобильный телефон, компьютер, телефакс, электронная почта и др.).

 

1

2.05.25.

33

Итоговая контрольная работа.

1

16.05.25.

34

Защита проектов.

1

23.05.25.

 

Тематическое планирование по русскому языку в 11 классе

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

количество часов

 

дата

1. Сбор материала для письменного и устного высказывания

 

1

Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основ­ной мысли.

Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой об­становки, осознание цели будущего высказывания (письменного или устного).

 

1

4.09.24.

2

Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, Интернет-публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, ан­нотаций и т. п. Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух.

 

1

11.09.24.

3

Организация самостоятельной поисковой деятельности с ис­пользованием ресурсов Интернета в процессе подбора материала по теме реферата (выступления).

 

 

1

18.09.24.

4

Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отраженными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. Выделение главной и второстепенной информации.

 

1

25.09.24.

5

Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мыс­ли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения.

 

1

42.10.24.

6

Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.

Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.

 

1

9.10.24.

7

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании. Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана.

Продумывание композиции высказывания: вступления, глав­ной части, заключения

1

16.10.24.

8

Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности вступления и заключения пуб­личного выступления.

 

1

23.10.24.

9

Основная часть речевого высказывания. Подчинённость дока­зательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли высказывания.

 

1

6.11.24.

10

Логические формы и приёмы изложения (дедук­ция, индукция, аналогия). Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.

1

13.11.24.

11

Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения, варианты заключений.

 

1

20.11.24.

12

Смысловые части письменного текста и абзац. Разные спосо­бы связи частей текста и предложений.

 

1

27.11.24.

13

Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи.

Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторичес­кие вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мыс­ли текста.

 

1

4.12.25.

14

Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические, синтаксические). Языковые средства, под­черкивающие движение мысли в письменном тексте.

Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др.

 

1

11.12.25.

15

Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили произношения (нейтральный, вы­сокий и разговорный) и их особенности и уместность использова­ния в разных ситуациях общения.

Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.

 

1

18.12.25.

2. Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств

16

Работа над точностью и правильностью речевого вы­сказывания.

Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Ос­новные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.

 

1

25.12.25.

17

Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литера­турного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правопис­ные (орфографические и пунктуационные). Вариативность норм.

 

1

15.01.25.

18

Нормативные словари современного русского языка и спра­вочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справоч­ники по русскому правописанию.

 

1

22.01.25.

19

Уместное использование языковых средств с учётом особен­ностей речевой ситуации. Уместное использование жестов; мими­ки, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.

 

1

29.01.25.

20

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точ­ности, ясности и стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов языковых средств, наиболее подходящих в данной речевой ситуации.

 

1

5.02.25.

21

Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

 

1

12.02.25.

3. Средства эмоционального воздействия на читателя

и слушателя

 

22

Выразительность речи. Источник богатства и вырази­тельности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, сло­вообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия .

Использование в письменном высказывании средств эмоцио­нального воздействия на читателя.

 

1

19.02.25.

23

Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое обращение, инверсия, синтак­сический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание и т. д.

 

1

26.02.25.

24

Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.

1

5.03.25.

25

Использование в публичном выступлении средств эмоцио­нального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи.

 

1

12.03.24.

26

Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоцио­нального воздействия на слушателя.

 

1

19.03.24.

27

Особенности речевого этикета в официально-деловой, науч­ной и публицистической сферах общения.

 

1

9.04.25.

4. Публичная защита реферата

 

28

Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида.

Психологическая готовность к трудностям публичного выс­тупления.

 

1

16.04.25.

29-30

Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам; выразитель­ность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.

 

2

23.04.25.

 30.04.25.

31-34

Защита рефератов.

4

7.05.25.

14.05.25.

21.05.25.

28.05.25.


 

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учащихся:

1.        Милославский И.Г.Культура речи и русская грамматика. – М.,2002

Для учителя:

1.        Львова С.И. Искусство устной и письменной речи. Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов/В кн.: Программы по русскому языку для язык и культура речи: Курс лекций. – М.,2004

2.        Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. – М., 1991

3.        Милославский И.Г.Культура речи и русская грамматика. – М.,2002

 

Формы и сроки контроля

№п./п.

форма

сроки

1

Контрольная работа по теме «Научный и официально-деловой стили»

ноябрь

2

Контрольная работа по теме «Виды речевой деятельности.»

март

3

Контрольная работа по теме «Особенности устной и письменной речи».

май

Оценочные материалы

Контрольная работа № 1  «Научный и официально-деловой стили»

1.Выберите правильное определение

А. Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

Б.  Текст – это предложения, объединенные общей темой.

В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.

2. Выберите правильное определение.

А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.

Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.

В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

3. Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?

А. общеупотребительная лексика

Б. разговорная лексика

В. терминологическая лексика

4. Для какого стиля речи характерна стандартизованность?

А. научный

Б. публицистический

В. официально-деловой

5.  В каком стиле речи уместно употребление междометий?

А. научный

Б.  разговорный

В.  официально-деловой

6. Какому стилю речи присуща эстетическая функция?

А.  художественный

Б.  публицистический

В.  разговорный

7. Для какого стиля речи характерны осложненные предложения, сложноподчиненные  конструкции?

А. разговорный

Б.  научный

В.  официально-деловой

8. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?

А. официально-деловой

Б. разговорный

В. публицистический

9.Какое это средство выразительности: «золото волос»?

А.  эпитет

Б.  метафора

В.  олицетворение

10. Какое это средство выразительности: «горит восток зарею»

А.  эпитет

Б.  метафора

В.  олицетворение

11. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:

1)   Почти 11% всей земной суши скрыто подо льдом. Объем льда оценивается в 30 000 000 км. Сюда входят и айсберги, и льды Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов. Ученые предполагают, что период общего сокращения оледенения, наблюдавшийся с начала прошлого века, заканчивается.

2)  Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.

3)  Это был человек лет тридцать двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет бесконечности.

4)  Внутренней движущей силой русской классической литературы было понятие  «счастье». Достоевский видел счастье в очищении души. Толстой – в полноте и естественности чувства. У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет.

а) научный

б) официально-деловой

в) публицистический

г) художественный

д) разговорный

12. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю.

А.    ода

Б.    роман

В.    репортаж

Г.    рассказ

Д.    элегия

Е.    очерк

13. Определите, какое словосочетание не соответствует словам художественной речи  

А. в лазоревой воде

Б. под сенью дружных муз

В. взять на баланс

Г. перлы дождевые

Д. сладкий трепет

14. Определите, к какому типу  речи относится отрывок:

По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли

А. повествование

Б. описание

В. рассуждение

15. Дайте толкование стилевым чертам  

А. Объективность – это …

Б. Конкретность – это …

В. Логичность – это …

Контрольная работа по теме «Виды речевой деятельности.»

1   Сделайте пять карточек с текстами, относящимися к разным функциональным стилям языка. Приложите их к контрольной работе. В тексте работы проанализируйте языковые средства, которые свидетельствуют о стилистической соотнесенности этих текстов.

2   Проанализируйте трудности восприятия речи на слух. В чем причина индивидуально Ваших затруднений? В каких условиях наиболее сложно понимать устную речь выступающего?

3   Укажите пять наиболее важных положительных характеристик устной речи преподавателя и пять характеристик, затрудняющих процесс понимания его речи.

4   Определите скорость своего чтения, используя формулу (Укажите, какие недостатки в технике чтения Вы хотели бы исправить.

6   Определите ошибки в речевом этикете, допущенные в следующих ситуациях, и приведите пример правильного варианта делового общения:

А.                  Алло, я слушаю!

·                                               Это турфирма «Мозаика?»

·                                                Да.

·                                                Могу ли я проконсультироваться по поводу поездки в Египет?

·                                               Туроператор по этому направлению еще не пришла. 

Б.       -    Девушка, ну, наконец-то. А то я всё звоню, а у вас занято и занято!

·                                               А у нас в фирме только один телефон. Вы что же думаете, мы здесь без дела сидим!

·                                               Посмотрите, пожалуйста, пришло ли подтверждение по визе Николаенко Игоря Петровича?

·                                               Я не уверена.

 

 

                                      Контрольная работа по теме «Особенности устной и письменной речи».

·                                               1. Опишите отличительные особенности устной и письменной речи


2.Заполните таблицу «Сходства и различия  Письменная и устная речь»
Сущность речи, общая характеристика ее двух форм: устной и письменной. Особенности общения между людьми, принципы речевой деятельности человека. Основные свойства устной речи и ее нормы. Главная функция письменной речи. Этика ораторского выступления.




4. Различия устной и письменной речи
Обзор основных форм устной и письменной речи. Запись устной речи, озвучивание письменной речи. Основные параметры сравнения этих типов речи: подготовленность, полнота, использование внеязыковых средств, синтаксические особенности, наличие обратной связи.


5. Сравнительный анализ устной и письменной речи
Обзор форм речевого общения: устной и письменной. Изучение знаковой системы, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. Анализ роли логического ударения, степени четкости произношения, наличия или отсутствия пауз в устной речи.


7. Перечислите Этапы освоения письменной формы речи
Обучение письменной речи и чтению. Проблема формирования письменной речи у детей. Отличие письменной речи от устной. Освоение письменной формы речи. Вхождение в знаковые формы культуры, процесс кодирования и декодирования информации посредством знака.

8. Назовите разновидности устной речи
Понятие языка как системы знаков. Характеристика видов и функций речи, основные различия между устной и письменной речью. Культура речевой деятельности, ее коммуникативная целесообразность. Типы диалогов и монологов, специфика разновидностей устной речи.


·                                               Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

Рабочая программа составлена на основе: ·

Рабочая программа составлена на основе: ·

Курс нацеливает на развитие и совершенствование навы­ков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (ознакомительное, просмотровое, изучаю­щее, реферативное, поисковое и др

Курс нацеливает на развитие и совершенствование навы­ков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (ознакомительное, просмотровое, изучаю­щее, реферативное, поисковое и др

Описание места предмета в учебном плане

Описание места предмета в учебном плане

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение

Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность…

Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность…

Основная часть речевого высказывания

Основная часть речевого высказывания

Использование в публичном выступлении средств эмоцио­нального воздействия на слушателя

Использование в публичном выступлении средств эмоцио­нального воздействия на слушателя

ТемаКол-во часовдата

ТемаКол-во часовдата

Фазы речевой деятельности. 1 10

Фазы речевой деятельности. 1 10

Тематическое планирование по русскому языку в 11 классе № п/п

Тематическое планирование по русскому языку в 11 классе № п/п

Вступление как способ введения основной мысли

Вступление как способ введения основной мысли

Коррекция неточно сформулированной мысли

Коррекция неточно сформулированной мысли

Использование в публичном выступлении средств эмоцио­нального воздействия на слушателя

Использование в публичном выступлении средств эмоцио­нального воздействия на слушателя

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т

Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т

А. эпитет Б. метафора В

А. эпитет Б. метафора В

Г. перлы дождевые Д. сладкий трепет 14

Г. перлы дождевые Д. сладкий трепет 14

Б. - Девушка, ну, наконец-то

Б. - Девушка, ну, наконец-то

Перечислите Этапы освоения письменной формы речи

Перечислите Этапы освоения письменной формы речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2024