МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской
области
Управление
образования администрации города Оренбурга
МОАУ "СОШ №57 "
РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета проттокол№1 от 29.08.2024.
|
СОГЛАСОВАНО на заседании Методического совета проттокол№1 от 30.08.2024.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор МОАУ «СОШ№57» ________________________ Смелова Н.А. Приказ №269 от 30.09.2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Искусство устной и письменной речи»
для обучающихся 10-11 классов
Оренбург 2024
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
· ФК ГОС СОО,
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)с учётом программы элективного курса по русскому языку «Искусство устной и письменной речи. 10-11 кл.», созданной Львовой С.И.
Цели и задачи курса
заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.
В связи с этим ученики должны знать и уметь:
-освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
-уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Общая характеристика курса
Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.
Курс нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (ознакомительное, просмотровое, изучающее, реферативное, поисковое и др.), что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.
Предполагается активное использование в обучении Интернет-ресурсов, особенно на этапе сбора и классификации материала по выбранной учеником теме реферата и готовящегося на его основе устного выступления. В связи с этим целесообразно познакомить учеников с основными признаками гипертекста, который широко представлен в информационную эпоху прежде всего в новых информационных и коммуникационных технологиях. Именно гипертекст является объектом Интернет-чтения, а это означает, что школьник должен овладеть специфическими навыками информационно-смысловой переработки Интернет-публикаций, научиться пользоваться разнообразными гипертекстовыми контекстными ссылками, понимать смысл графических выделений, что формирует способность не только получать разнообразную информацию, но и общаться в виртуальном пространстве. Нужно иметь в виду, что успешное овладение чтением как видом речевой деятельности обеспечивает и результативное использование элементарных форм дистанционного обучения с использованием гипертекстовых электронных справочников, электронных учебников, Интернет-ресурсов.
Таким образом, элективный курс должен помочь в достижении общекультурного уровня современного человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы и свободно владеющего информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно быть уделено формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения. Старшеклассник должен по возможности овладеть разными формами такого общения: электронная почта, электронная конференция, виртуальный класс (чат), обмен файлами и др. Кроме того, целесообразно привлекать в работе гипертекстовые электронные учебники, которые содержат задания на самопроверку и интерактивные тексты, разнообразные задания коммуникативного характера и справочный материал.
Прослушивание на занятии доклада одноклассника, осмысление услышанного, фиксация на письме основных положений выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, необходимость дать аргументированный анализ (рецензию) услышанного доклада, поиски уместных цитат из разных источников, подтверждающих или опровергающих определённые положения докладчика, способствует комплексному совершенствованию всех видов речевой деятельности в естественной среде.
В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т. п.
Описание места предмета в учебном плане.
Курс рассчитан на 2 года. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой элективного курса Львовой С.И. «Искусство устной и письменной речи». В 10 классе курс рассчитан на 32 учебных часа.(1 час в неделю)
Учебно-тематический план.
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Функциональные разновидности русского языка |
16 |
2 |
Виды речевой деятельности
|
6 |
3 |
Особенности устной и письменной речи |
10 |
|
ИТОГО |
32 |
|
|
|
Содержание тем учебного курса 10 класс.
Функциональные разновидности русского языка (16 ч) Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлечённость, обобщённость, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы).
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические и синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма делового документа. Культура официально-делового общения (устная и письменная формы).
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи: правильность (владение нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность (воздействие речи на эмоции и чувства слушающих), богатство речи, содержательность, логичность, уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям произнесения речи).
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические и синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Виды речевой деятельности (6 ч)
Речь как деятельность. Фазы
речевой деятельности: мотивационно- ориентировочная, планирующая,
исполнительная, контрольная. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование
(слушание), говорение, письмо.
Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных видов
чтения (ознакомительного, изучающего, просмотрового и др.) в зависимости от
коммуникативной задачи. Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными
источниками, включая СМИ и интернет – ресурсы.
Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Понимание
коммуникативных целей и мотивов говорящего; адекватное восприятие информации,
выраженной как явно, так и в скрытой форме; овладение приёмами, повышающими
эффективность слушания устной монологической речи; применение правил
эффективного слушания в ситуации диалога.
Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания. Диалог различных видов. Способы адекватного реагирования на обращённую речь, вступления в речевое общение, привлечения внимания собеседника, поддержания или завершения разговора и т. п. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.
Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление. Культура письма.
Особенности устной и письменной речи (12 ч)
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ, краткий и развёрнутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д. Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания. Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства.
Особенности
письменной речи:
использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания,
дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность
учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному,
совершенствования текста и т. п. Формы письменных высказываний и их признаки:
письма, записки, репортажи, сочинения (разные типы), деловые бумаги, рецензии,
статьи, конспект, план, реферат и т.п.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного
высказывания. Образцы русской письменной речи.
Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон,
мобильный телефон, компьютер, телефакс, электронная почта и др.) Основные
правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на
тематических чатах Интернета.
Содержание тем учебного курса в 11 классе
Сбор материала для письменного и устного высказывания (5 ч)
Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли.
Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание цели будущего высказывания (письменного или устного).
Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, Интернет-публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, аннотаций и т. п. Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух.
Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием ресурсов Интернета в процессе подбора материала по теме реферата (выступления).
Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отраженными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. Выделение главной и второстепенной информации.
Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.
Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании «5 ч) Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана.
Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения.
Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности вступления и заключения публичного выступления.
Основная часть речевого высказывания. Подчинённость доказательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли высказывания. Логические формы и приёмы изложения (дедукция, индукция, аналогия). Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.
Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения, варианты заключений.
Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи частей текста и предложений.
Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи.
Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста.
Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические, синтаксические). Языковые средства, подчеркивающие движение мысли в письменном тексте.
Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др.
Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили произношения (нейтральный, высокий и разговорный) и их особенности и уместность использования в разных ситуациях общения.
Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств (6 ч)
Работа над точностью и правильностью речевого высказывания.
Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.
Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные). Вариативность норм.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Уместное использование языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации. Уместное использование жестов; мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.
Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов языковых средств, наиболее подходящих в данной речевой ситуации.
Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.
Средства эмоционального воздействия на читателя
и слушателя (6 ч)
Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.
Использование в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на читателя.
Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое обращение, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание и т. д. Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.
Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи.
Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Публичная защита реферата (10ч)
Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида.
Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.
Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам; выразительность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны владеть навыками: определения коммуникативной стратегии и тактики речевого поведения; соблюдения этикетных норм и правил в процессе речевого общения.
Календарно-тематическое планирование. (10 класс)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
дата |
|
Функциональные разновидности русского языка |
|
|
1. |
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного русского языка.
|
1 |
7.09.24. |
2. |
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлечённость и обобщённость, объективность изложения. |
1 |
14.09.24. |
3. |
Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. |
1 |
21.09.24. |
4. |
Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад,статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы).
|
1 |
28.09.24. |
5. |
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально- делового стиля. |
1 |
4.10.24. |
6. |
Контрольная работа по теме «Научный и официально-деловой стили» |
1 |
11.10.24. |
7. |
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. |
1 |
18.10.24. |
8. |
Основные признаки публицистического стиля. |
1 |
25.10.24. |
9. |
Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. |
1 |
8.11.24. |
10. |
Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи. |
1 |
15.11.24. |
11. |
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи. |
1 |
22.11.24. |
12. |
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
|
1 |
29.112.24..24. |
13. |
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. |
1 |
6.12.24. |
14. |
Основные признаки художественной речи. |
1 |
13.12.24. |
15. |
Широкое использование изобразительно-выразительных средств в текстах художественного стиля. |
1 |
20.12.24. |
16. |
Контрольная работа по теме «Функциональные разновидности языка». |
1 |
27.12.24. |
Виды речевой деятельности. |
|||
17. |
Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности. |
1 |
10.01.25. |
18. |
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
|
1 |
17.01.25. |
19. |
Чтение как вид речевой деятельности. Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками. |
1 |
24.01.25. |
20. |
Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. |
1 |
31.01.25. |
21. |
Говорение как вид речевой деятельности. Письмо как вид речевой деятельности. |
1 |
7.02.25. |
22. |
Контрольная работа по теме «Виды речевой деятельности.» |
1 |
14.02.25. |
Особенности устной и письменной речи. |
|||
23. |
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. |
1 |
21.02.25. |
24. |
Диалог и монолог как разновидности устной речи. |
1 |
28.02.25. |
25. |
Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения. |
1 |
7.03.25. |
26. |
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания.
|
1 |
14.03.25. |
27. |
Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства. |
1 |
21.03.25. |
28. |
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п. |
1 |
4.04.25. |
29. |
Формы письменных высказываний и их признаки. |
1 |
11.04.25. |
30. |
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. |
1 |
18.04.25. |
31. |
Образцы русской письменной речи.
|
1 |
25.04.25. |
32. |
Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, компьютер, телефакс, электронная почта и др.).
|
1 |
2.05.25. |
33 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
16.05.25. |
34 |
Защита проектов. |
1 |
23.05.25. |
Тематическое планирование по русскому языку в 11 классе
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
количество часов |
|
дата |
|||
1. Сбор материала для письменного и устного высказывания
|
|||
1 |
Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли. Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание цели будущего высказывания (письменного или устного).
|
1 |
4.09.24. |
2 |
Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, Интернет-публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, аннотаций и т. п. Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух.
|
1 |
11.09.24. |
3 |
Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием ресурсов Интернета в процессе подбора материала по теме реферата (выступления).
|
1 |
18.09.24. |
4 |
Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отраженными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. Выделение главной и второстепенной информации.
|
1 |
25.09.24. |
5 |
Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения.
|
1 |
42.10.24. |
6 |
Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы. Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.
|
1 |
9.10.24. |
7 |
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании. Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана. Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения |
1 |
16.10.24. |
8 |
Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности вступления и заключения публичного выступления.
|
1 |
23.10.24. |
9 |
Основная часть речевого высказывания. Подчинённость доказательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли высказывания.
|
1 |
6.11.24. |
10 |
Логические формы и приёмы изложения (дедукция, индукция, аналогия). Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов. |
1 |
13.11.24. |
11 |
Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения, варианты заключений.
|
1 |
20.11.24. |
12 |
Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи частей текста и предложений.
|
1 |
27.11.24. |
13 |
Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи. Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста.
|
1 |
4.12.25. |
14 |
Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические, синтаксические). Языковые средства, подчеркивающие движение мысли в письменном тексте. Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др.
|
1 |
11.12.25. |
15 |
Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили произношения (нейтральный, высокий и разговорный) и их особенности и уместность использования в разных ситуациях общения. Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.
|
1 |
18.12.25. |
2. Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств |
|||
16 |
Работа над точностью и правильностью речевого высказывания. Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.
|
1 |
25.12.25. |
17 |
Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные). Вариативность норм.
|
1 |
15.01.25. |
18 |
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
|
1 |
22.01.25. |
19 |
Уместное использование языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации. Уместное использование жестов; мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.
|
1 |
29.01.25. |
20 |
Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов языковых средств, наиболее подходящих в данной речевой ситуации.
|
1 |
5.02.25. |
21 |
Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.
|
1 |
12.02.25. |
3. Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя
|
|||
22 |
Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия . Использование в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на читателя.
|
1 |
19.02.25. |
23 |
Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое обращение, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание и т. д.
|
1 |
26.02.25. |
24 |
Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя. |
1 |
5.03.25. |
25 |
Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи.
|
1 |
12.03.24. |
26 |
Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.
|
1 |
19.03.24. |
27 |
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
|
1 |
9.04.25. |
4. Публичная защита реферата
|
|||
28 |
Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида. Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.
|
1 |
16.04.25. |
29-30 |
Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам; выразительность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.
|
2 |
23.04.25. 30.04.25. |
31-34 |
Защита рефератов. |
4 |
7.05.25. 14.05.25. 21.05.25. 28.05.25. |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
1. Милославский И.Г.Культура речи и русская грамматика. – М.,2002
Для учителя:
1. Львова С.И. Искусство устной и письменной речи. Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов/В кн.: Программы по русскому языку для язык и культура речи: Курс лекций. – М.,2004
2. Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. – М., 1991
3. Милославский И.Г.Культура речи и русская грамматика. – М.,2002
Формы и сроки контроля
№п./п. |
форма |
сроки |
1 |
Контрольная работа по теме «Научный и официально-деловой стили» |
ноябрь |
2 |
Контрольная работа по теме «Виды речевой деятельности.» |
март |
3 |
Контрольная работа по теме «Особенности устной и письменной речи». |
май |
Оценочные материалы
Контрольная работа № 1 «Научный и официально-деловой стили»
1.Выберите правильное определение
А. Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.
Б. Текст – это предложения, объединенные общей темой.
В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.
2. Выберите правильное определение.
А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.
Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.
В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.
3. Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?
А. общеупотребительная лексика
Б. разговорная лексика
В. терминологическая лексика
4. Для какого стиля речи характерна стандартизованность?
А. научный
Б. публицистический
В. официально-деловой
5. В каком стиле речи уместно употребление междометий?
А. научный
Б. разговорный
В. официально-деловой
6. Какому стилю речи присуща эстетическая функция?
А. художественный
Б. публицистический
В. разговорный
7. Для какого стиля речи характерны осложненные предложения, сложноподчиненные конструкции?
А. разговорный
Б. научный
В. официально-деловой
8. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?
А. официально-деловой
Б. разговорный
В. публицистический
9.Какое это средство выразительности: «золото волос»?
А. эпитет
Б. метафора
В. олицетворение
10. Какое это средство выразительности: «горит восток зарею»
А. эпитет
Б. метафора
В. олицетворение
11. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:
1) Почти 11% всей земной суши скрыто подо льдом. Объем льда оценивается в 30 000 000 км3 . Сюда входят и айсберги, и льды Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов. Ученые предполагают, что период общего сокращения оледенения, наблюдавшийся с начала прошлого века, заканчивается. 2) Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем. 3) Это был человек лет тридцать двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет бесконечности. 4) Внутренней движущей силой русской классической литературы было понятие «счастье». Достоевский видел счастье в очищении души. Толстой – в полноте и естественности чувства. У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет. |
а) научный б) официально-деловой в) публицистический г) художественный д) разговорный |
12. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю.
А. ода
Б. роман
В. репортаж
Г. рассказ
Д. элегия
Е. очерк
13. Определите, какое словосочетание не соответствует словам художественной речи
А. в лазоревой воде
Б. под сенью дружных муз
В. взять на баланс
Г. перлы дождевые
Д. сладкий трепет
14. Определите, к какому типу речи относится отрывок:
По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли
А. повествование
Б. описание
В. рассуждение
15. Дайте толкование стилевым чертам
А. Объективность – это …
Б. Конкретность – это …
В. Логичность – это …
Контрольная работа по теме «Виды речевой деятельности.»
1 Сделайте пять карточек с текстами, относящимися к разным функциональным стилям языка. Приложите их к контрольной работе. В тексте работы проанализируйте языковые средства, которые свидетельствуют о стилистической соотнесенности этих текстов.
2 Проанализируйте трудности восприятия речи на слух. В чем причина индивидуально Ваших затруднений? В каких условиях наиболее сложно понимать устную речь выступающего?
3 Укажите пять наиболее важных положительных характеристик устной речи преподавателя и пять характеристик, затрудняющих процесс понимания его речи.
4 Определите скорость своего чтения, используя формулу (Укажите, какие недостатки в технике чтения Вы хотели бы исправить.
6 Определите ошибки в речевом этикете, допущенные в следующих ситуациях, и приведите пример правильного варианта делового общения:
А. Алло, я слушаю!
· Это турфирма «Мозаика?»
· Да.
· Могу ли я проконсультироваться по поводу поездки в Египет?
· Туроператор по этому направлению еще не пришла.
Б. - Девушка, ну, наконец-то. А то я всё звоню, а у вас занято и занято!
· А у нас в фирме только один телефон. Вы что же думаете, мы здесь без дела сидим!
· Посмотрите, пожалуйста, пришло ли подтверждение по визе Николаенко Игоря Петровича?
· Я не уверена.
Контрольная работа по теме «Особенности устной и письменной речи».
·
1. Опишите отличительные особенности устной
и письменной речи
2.Заполните таблицу «Сходства и различия Письменная и устная речь»
Сущность речи, общая характеристика ее двух
форм: устной и письменной. Особенности общения между людьми, принципы речевой
деятельности человека. Основные свойства устной речи и ее нормы. Главная
функция письменной речи. Этика ораторского выступления.
4. Различия устной и письменной речи
Обзор основных форм устной и письменной речи.
Запись устной речи, озвучивание письменной речи. Основные параметры сравнения
этих типов речи: подготовленность, полнота, использование внеязыковых средств,
синтаксические особенности, наличие обратной связи.
5. Сравнительный анализ устной и
письменной речи
Обзор форм речевого общения: устной и
письменной. Изучение знаковой системы, которая используется для фиксации
звукового языка и звуковой речи. Анализ роли логического ударения, степени
четкости произношения, наличия или отсутствия пауз в устной речи.
7. Перечислите Этапы освоения письменной формы
речи
Обучение письменной речи и чтению. Проблема
формирования письменной речи у детей. Отличие письменной речи от устной.
Освоение письменной формы речи. Вхождение в знаковые формы культуры, процесс
кодирования и декодирования информации посредством знака.
8. Назовите разновидности устной речи
Понятие языка как системы знаков. Характеристика
видов и функций речи, основные различия между устной и письменной речью.
Культура речевой деятельности, ее коммуникативная целесообразность. Типы
диалогов и монологов, специфика разновидностей устной речи.
· Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.