Пояснительная записка
Программа отражает содержание курса исторического краеведения. Курс рассчитан на изучение истории Московской области и Раменского района в 8--х классе, всего 34 часа при нагрузке 1 час в неделю. Программой предусмотрено уроки на изучение теоретического материала, уроков на повторение, обобщение и контроль знаний, уроков на проведение экскурсий, встреч, работу с экспонатами школьного краеведческого музея.
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края. Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах об образовании РФ и Московской области. Программа обеспечивает выполнение важнейших задач курса отечественной истории и рассчитана на расширение и дополнение содержательной части уроков отечественной истории базисного учебного плана в рамках первого концерна. В некоторых случаях представляется целесообразным объединенное изучение ряда тем из курсов истории Московской области и истории Раменского района.
В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, духовная. Через краеведческий материал учащиеся знакомятся с развитием производительных сил края, культурой, военной историей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени.
Программа составлена в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2. № 1178-024, зарегистрированные в Минюсте России 28.11.02 г.
Важнейшие задачи курса:
-формирование гражданственности, мировоззренческой, гуманитарной, экономической и экологической культуры, толерантности, приоритета общечеловеческих ценностей, приобщение к национальным традициям за счет приближения основных исторических событий к истории Московской области и Раменского района;
- воспитание патриотизма, любви к Родине – России и своей малой Родине, чувства гордости за ее достижения ;
-развивать у учащихся способности рассматривать события и явления местного уровня в контексте отечественной истории; дать конкретизированное представление о месте и роли Московского края в отечественной истории;
-научить учащихся вести поиск информации в исторических источниках, анализировать , устанавливать причинно-следственные связи, побуждать у учащихся желание проводить поисковую работу по истории края, села, школы, семьи, развивать творческие способности учащихся.
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
-знать памятники истории, художественной и церковной культуры, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества, государства, культуры и быта, войнами, с жизнью выдающихся политических ,государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей культуры и науки своего региона.
-Провести экскурсию в школьном краеведческом музее по одной из тем курса.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
1. Знать важнейшие события, хронологические рамки, последовательность расположения во времени событий, происходивших на территории Московской области и Раменского района.
2.Соотносить единичные, местные события и исторические факты и события Российской истории.
3.Сравнивать исторические события края и России, определять в них общее и различное. Давать оценку событиям и их значению для истории края.
4.Определять роль историко - географической среды обитания людей на территории области и района.
5.Уметь ориентироваться по карте Московской области и Раменского района. Знать историческую географию края.
6.Называть места, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий края, уметь рассказывать о них.
7.Описывать условия и образ жизни, занятия людей, особенности быта в разные исторические эпохи.
8.Объяснять цели, результат, значение деятельности известных людей и участников событий в области и районе.
9.Называть памятники и произведения художественной и церковной культуры края, уметь рассказывать о них.
10. Проводить поиск и оформление информационных источников по истории края, вещественных исторических источников, уметь составлять паспорт находки.
11.Знать основные понятия, связанные с историей края и уметь работать с ними.
12.Уметь составлять свою родословную.
.
Учебно- тематический план
.
1. |
Наш край в древности. |
3 |
2. |
Далёкое прошлое Московского края. |
5 |
3. |
Московская губерния . |
5 |
4. |
Подмосковье в 20 веке. |
16 |
5. |
Московская область в начале 21 века. Итоговое повторение |
3 |
6 |
ИТОГО |
34 |
Каленадарно-тематическое планирование 8 класс (34 часа)
№урока |
Тема урока |
примечания |
Дата проведения |
|
|
|
|
по плану |
по факту |
ВВЕДЕНИЕ |
||||
1 |
Наша Родина-Подмосковье. Общая характеристика. |
|
4.09
|
|
ТЕМА 1: Наш край в древности. |
||||
2 |
Археологические памятники на территории края. Наш край на археологической карте |
|
11.09 |
|
3 |
Древние жители нашего края |
|
18.09 |
|
ТЕМА 2: Далёкое прошлое Московского края. |
||||
4 |
Первые упоминания о нашем крае в исторических источниках. История Московского кремля. |
|
25.09 |
|
5 |
Наш край в период монголо-татарского нашествия.XII-XIII |
|
02.10 |
|
6 |
Объединение вокруг Москвы.ХIV-XVIв.в. |
|
09.10 |
|
7 |
Наш край в «Смутные времена».XVIIв. |
|
16.10 |
|
8 |
Наш край в Петровскую эпоху.18 век |
|
23.10 |
|
ТЕМА 3:Московская губерния .XIXв. |
||||
9 |
Наш край и Отечественная война 1812 года . |
|
07.11 |
|
10 |
Знаменитые усадьбы Подмосковья. |
|
15.11 |
|
11 |
История Москвы |
|
22.11 |
|
12 |
История города Раменское |
|
29.11 |
|
13 |
История Гжельского промысла. |
|
06.12 |
|
14 |
Династия Кузнецовых |
|
13.12 |
|
ТЕМА 4: Подмосковье в 20 веке. |
||||
15 |
Социально-экономическое развитие края в начале 20 века. |
|
20.12 |
|
16,17 |
Две революции в судьбе края. Читаем документы. |
|
27.12,10.01 |
|
18 |
Наш край в 20-30 годах. Репрессии в судьбе каждой семьи. |
|
17.01 |
|
19 |
Великая Отечественная война в Подмосковье. |
|
24.01 |
|
20 |
Раменцы и гжельцы в Великой отечественной |
|
31.01 |
|
21 |
Моя семья в Великой Отечественной войне |
|
07.02 |
|
22 |
Московская область в послевоенное десятилетие. Восстановление разрушенного хозяйства области и района |
|
14.02 |
|
23 |
Развитие промышленности края. Наукограды Подмосковья. |
|
21.02 |
|
24 |
Социально- экономическое развитие края в 60-80-е годы 20 века. |
|
28.02 |
|
25 |
Проблемы развития сельского хозяйства области и района. История совхозов-«миллионеров». |
|
07.03 |
|
26 |
Перемены 1990-х годов. Социально- экономический кризис. |
|
14.03 |
|
27 |
Политическая борьба.Новые тенденции в идеологии. |
|
21.03 |
|
28 |
Новые тенденции в развитии культуры, возрождение духовности. |
|
03.04 |
|
29 |
Промыслы Подмосковья:прошлое и настоящее. |
|
10.04 |
|
ТЕМА 5. Московская область в начале 21 века. |
||||
30 |
Московская область в начале 21 века: успехи и трудности. |
|
17.04 |
|
31 |
История Гжельской школы |
|
24.04 |
|
32 |
История твоей семьи.Родословная |
|
16.05 |
|
33 |
Нам есть кем и чем гордиться .Презентации и проекты учащихся по истории Московской области. Экскурсии по школьному музею |
|
23.05 |
|
34 |
Повторение и контроль знаний. Урок-викторина. Итоговое обобщение и повторение |
|
30.05 |
|
План корректировки тем по предмету:
№ |
Предмет |
Класс |
Тема |
Пути ликвидаций отставаний в программном материале |
|
По программе |
По факту |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно- методическое обеспечение программы:
Учебники:
Сухов В.В. Морозов А.Ю. и др. История Московской области. Методическое пособие для учителя. Москва. МГОУ.2005.
Программы, на основании которых создана программа данного курса:
1. Программа курса «История Московской области».
Авторы: Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др. (на основе программы Осиповой Т.В. и Семенова В.В.) М., 2005.
. Карты:
1. Карта Раменского района и г. Раменское. ЗАО Ресурс плюс 2013.
2. Карта Московской области. 2014.
Литература:
Рекомендуемая литература для учащихся:
1.Иванов Ю. Г. Памятные места Подмосковья. Смоленск, 2005.
2.Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М.,1997. 3.Островская В.Н. Древняя земля Подмосковья. М., 2004.
Рекомендуемая литература для учителя:
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания методического объединения учителей от
« »……. 2018 г № ______
--------------------Денисова О.О.
СОГЛАСОВАНО:
Зам директора по УВР Кочеткова Н.М.
__________________
«____»________ 2018 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.