Содержание учебного предмета «Крымоведение» (5-9 класс)
5 класс (35 часов)
Введение в «Крымоведение» (7 часов).
Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами. Источники краеведческой информации
Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым. История исследования Крымского полуострова.
Особенности географического положения Крымского полуострова.
Административные районы и города. Мой населенный пункт.
Практическая работа№1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений.
Практическая работа №2. Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта.
Раздел I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом»
(28 часов)
Тема 1. «По горам, по долам…». Рельеф и полезные ископаемые Крымского полуострова
(8 часов)
Рельеф. Знакомство с рельефообразующими процессами. Формы земной поверхности.
Основные формы рельефа Крымского полуострова. Крымские горы. Геологические памятники.
Крымский полуостров – «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики. Полезные ископаемые Крымского полуострова.
Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. Описание рельефа своего района.
Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности».
Тема 2. «У природы нет плохой погоды…» (6 часов).
Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.
Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом.
Признаки и народные приметы изменения погоды.
Стихийные погодные явления.
Практическая работа №4. Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц.
Тема 3. «Вода – важнейший минерал на Земле» (5 часов).
Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды.
Реки Крыма. Гидрологические памятники.
Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма.
Практическая работа №5. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма.
Тема 4. Почвы (3 часа)
Почва. Значение почв в природе и жизни людей.
Свойства почвы. Плодородие почв. Факторы почвообразования.
Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв.
Тема 5. «Жизнь вокруг нас» (5 часов).
Роль растений в природе и жизни человека.
Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности.
Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга.
Животный мир Крыма и своей местности
Обобщающее повторение. «Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?» (1 час)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЕ»
(примерное планирование)
№ темы |
Содержание программы |
Кол-во часов |
|
|
5-й класс
|
35 |
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. |
Введение
Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами.
Источники краеведческой информации
Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым.
История исследования Крымского полуострова. Практическая работа№1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений.
Особенности географического положения Крымского полуострова.
Административные районы и города. Мой населенный пункт.
Практическая работа №2. Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта. |
7
1
1
1
1
1
1
1
|
|
РАЗДЕЛ I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом»
|
28 |
||
8
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16-17.
18.
19.
20.
21.
22-23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31-32.
33.
34.
35.
|
Рельеф. Знакомство с рельефообразующими процессами.
Формы земной поверхности.
«По горам, по долам…». Основные формы рельефа Крымского полуострова.
Крымские горы. Геологические памятники.
Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. Описание рельефа своего района.
Крымский полуостров – «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики.
Полезные ископаемые Крымского полуострова.
Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности». Урок обобщения и закрепления знаний.
«У природы нет плохой погоды…». Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.
Практическая работа №4. Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц.
Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом.
Признаки и народные приметы изменения погоды.
Стихийные погодные явления.
«Вода – важнейший минерал на Земле». Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды.
Реки Крыма. Гидрологические памятники.
Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма.
Практическая работа №5. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма. Урок обобщения и закрепления знаний.
Почва. Свойства почвы.
Факторы почвообразования
Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв
«Жизнь вокруг нас». Роль растений в природе и жизни человека.
Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности.
Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга.
Животный мир Крыма и своей местности
«Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?».
|
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.