Рабочая программа по курсу "Литература и фантастика".doc
Оценка 4.7

Рабочая программа по курсу "Литература и фантастика".doc

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
МХК +1
Детсад—9 кл
09.05.2024
Рабочая программа по курсу "Литература и фантастика".doc
Программа "Литература и фантастика" предназначена для ведения кружка в учебном заведении. Цель кружка: создать условия для формирования у учащегося следующих компетенций и навыков: - приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; - научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; - отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; - освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Рабочая программа по курсу Литература и фантастика.doc

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Челябинский государственный педагогический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра (название кафедры)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЛИТЕРАТУРА И ФАНТАСТИКА

 

8-9 классы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-разработчик

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Гимранов Игорь Раифович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2023


 

1. Цели и задачи дисциплины

 

Цель курса: создать условия для формирования у учащегося следующих компетенций и навыков:

Ø  приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

Ø  научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

Ø  отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

Ø  освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

 

Задачи изучения дисциплины:

Ø  осмысление фантастической литературы как особой формы культурной традиции;

Ø  формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

Ø  -           формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Ø  сформировать представление о фантастике как методе и жанре (о спорности вопроса) ;

Ø  сформировать умения и навыки для успешного участия в олимпиадах, сдачи ГИА по анализу текст;

Ø  расширить представления о жанрах.

 

2. Место дисциплины в программе Университетского филологического класса (9(10) класс).

 

Учебная дисциплина "Литературная фантастика", входит в цикл дисциплин, призванных расширить знания о литературе в целом. Входными знаниями, умениями и компетенциями, обеспечивающими эффективное изучение дисциплины, являются: высокий уровень грамотности, умение работать с текстами, умение собирать и интерпретировать информацию, умения применять полученные знания для решения практических задач.

Дисциплина «Литературная фантастика» способствует успешному освоению общеобразовательной программы по литературе, а также изучению следующих дисциплин: «Литература и поэзия», «Фольклорный туризм», «Могущество лирики»

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

 

Дисциплина «Литературная фантастика» направлена на формирование следующих компетенций:

·        владение культурой мышления;  способность к восприятию,  анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-1 

·        готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;  ОК-3 

·        стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства ;  ОК-6 

·        умение использовать основные положения и методы социальных,  гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать  социально-значимые проблемы и процессы  ОК-9 

·        способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях ;   ОК-12   

 

В результате освоения дисциплины учащийся должен:

 

Знать:

·        определение «фантастика»;

·        историю возникновения жанра;

·        содержание изученных литературных произведений;

·        основные факты жизни и творчества ведущих писателей-фантастов;

·        основные закономерности историко-литературного процесса, черты литературных направлений, ведущие темы и направления фантастики.

 

Уметь:

 

·        воспроизводить содержание литературного произведения;

·        анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения:

·        соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

·        определять род и жанр произведения;

·        сопоставлять литературные произведения;

·        выявлять авторскую позицию;

·        аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

 

Владеть:

·        навыками устной и письменной речи, ее нормами и средствами выразительности;

·        находить самостоятельно информацию, организовывать исследование, делать смысловой анализ художественного произведения, пользоваться справочной литературой и литературоведческими материалами.

·        определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

·        поиском нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).


4. Содержание дисциплины

Таблица 1.

п\п

Тема

Содержание

Кол-во часов

Цели изучения

темы

1

Истоки зарождения фантастики

Фантастика от фольклора до настоящих дней. Краткий обзор

1

Ознакомиться с самим явлением фантастики

2

Споры о жанре фантастика

Фантастика – это жанр или метод?

1

Показать спорность вопроса по жанру и методу

3-4

Жанры фантастики

Краткий обзор наиболее популярных жанров фантастики

2

Показать как можно больший спектр жанров фантастики

5

Четыре архетипа фантастики

Рассмотрение наиболее типичных сюжетообразующих архетипов

1

 

6

Экранизации фантастических произведений

Фантастика как двигатель киноискусства

2

Познакомить с этапными фантастическими картинами.

7-8

Состояние фантастической литературы сегодня

Самые известные фантасты и их произведения Америки, Великобритании, России.

3

Изучить настоящее положение дел в фантастики в мире на российском книжном рынке

 

 


5. Методическое обеспечение

 

1.                  Лем, С. Философия случая: Монография. АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2007 г

2.                  Лем,С. Фантастика и футурология (в 2-х книгах): Монография. М.: АСТ, Ермак, 2004 г.

3.                  Лем, С., Бересь, С. Так говорил... Лем. АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2006 г.

4.                  Лем, С. Мой взгляд на литературу. Размышления и очерки. АСТ, АСТ Москва, 2009 г.

5.                  Фаулз Д., Кротовые норы: Сб. – М.: «Издательство АСТ», 2003. – 702, [2] с.

6.                  Фрай М. Книга для таких, как я. – СПб.: Амфора, 2003. – 453 с.

7.                  Фрай М. Сказки и истории. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2004. – 326 с.

8.                  Кинг С. Пляска смерти. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 416 с.

9.                  Кинг С. Как писать книги: Мемуары о ремесле – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 316, [4] с.

10.               Эко У. Заметки на полях «Имени розы».– М.: Изд–во «Книжная палата», 1989.– 496 с.

11.               Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. – СПб.: «Симпозиум», 2003. – 285 с.

12.               Павич М. Роман как держава: Роман. – М.: ООО «Издательский Дом «Зебра Е», 2004. – 253, [3] с.

13.               Борхес Х.Л. Собрание сочинений в четырех томах. – 2-е изд., испр. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2005.

14.               Кавалелин Д. Суси-нуар. Занимательное муракамиедение. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 432 с.

15.               Кундера М. Нарушенные завещания: Эссе. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 288 с.

16.               Со стыда провалиться: Сб. М.: АСТ; ЛЮКС, 2006. – 349, [3] с. – (Альтернатива).

17.               Перес-Реверте А. С намерением оскорбить: Эссе. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 496 с.

 

6. Специализированные профессиональные информационные сайты:

1.      Мир фантастики (http://www.mirf.ru)

2.      Лаборатория фантастики (http://fantlab.ru)

3.      Цитадель Олмера (http://olmer.ru)

 


Константин Мзареулов Фантастика. Общий курс

От автора

Введение

Глава 1. Фантастика как жанр

§1.Секрет популярности

§2. Что такое фантастика?

§3. Реализм фантастики.

Глава 2. Краткая история фантастики

§20. Фантастика СССР: смерть сверхдержавы

§21. Западная фантастика на рубеже веков

§22. Русская фантастика постсоветской эпохи

§23.Кинофантастика новейшей эпохи

Глава 3. Многообразие жанра

§1. Карты Страны Фантазий

§ 2. Научная фантастика

§3. Космическая опера

§4. Фэнтэзи

§5 Роман ужасов (horror)

§11. Боевик и триллер

§15. Условная фантастика

§16. Синтез жанровых течений

Глава 4. Банк фантастических идей

§1. Космические полеты

§2. Машина времени

§3. Контакт с иным разумом

§4. Мечта о совершенстве

Глава 5.Поверим гармонию алгеброй

§1 Социальный заказ

§2. Три волны

§3. Фантастический мир и фантастическая реальность

§4. Закономерности развития фантастических идей

§5. Шкала оценки научно-фантастических произведений

§6. Морфологический ящик сюжетов

Утопия и антиутопия

Бессмертие

Космическая опера

Примечания


Скачано с www.znanio.ru

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Цели и задачи дисциплины Цель курса : создать условия для формирования у учащегося следующих компетенций и навыков: Ø приобретение знаний по чтению и анализу художественных…

Цели и задачи дисциплины Цель курса : создать условия для формирования у учащегося следующих компетенций и навыков: Ø приобретение знаний по чтению и анализу художественных…

Уметь : · воспроизводить содержание литературного произведения; · анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система…

Уметь : · воспроизводить содержание литературного произведения; · анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система…

Содержание дисциплины Таблица 1

Содержание дисциплины Таблица 1

Методическое обеспечение 1

Методическое обеспечение 1

Константин Мзареулов Фантастика

Константин Мзареулов Фантастика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2024