Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Челябинский государственный педагогический университет
Кафедра (название кафедры)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА И ФАНТАСТИКА
8-9 классы
Автор-разработчик
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Гимранов Игорь Раифович
Челябинск 2023
1. Цели и задачи дисциплины
Цель курса: создать условия для формирования у учащегося следующих компетенций и навыков:
Ø приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
Ø научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
Ø отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
Ø освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Задачи изучения дисциплины:
Ø осмысление фантастической литературы как особой формы культурной традиции;
Ø формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
Ø - формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Ø сформировать представление о фантастике как методе и жанре (о спорности вопроса) ;
Ø сформировать умения и навыки для успешного участия в олимпиадах, сдачи ГИА по анализу текст;
Ø расширить представления о жанрах.
2. Место дисциплины в программе Университетского филологического класса (9(10) класс).
Учебная дисциплина "Литературная фантастика", входит в цикл дисциплин, призванных расширить знания о литературе в целом. Входными знаниями, умениями и компетенциями, обеспечивающими эффективное изучение дисциплины, являются: высокий уровень грамотности, умение работать с текстами, умение собирать и интерпретировать информацию, умения применять полученные знания для решения практических задач.
Дисциплина «Литературная фантастика» способствует успешному освоению общеобразовательной программы по литературе, а также изучению следующих дисциплин: «Литература и поэзия», «Фольклорный туризм», «Могущество лирики»
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Дисциплина «Литературная фантастика» направлена на формирование следующих компетенций:
· владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-1
· готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; ОК-3
· стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства ; ОК-6
· умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы ОК-9
· способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях ; ОК-12
В результате освоения дисциплины учащийся должен:
Знать:
· определение «фантастика»;
· историю возникновения жанра;
· содержание изученных литературных произведений;
· основные факты жизни и творчества ведущих писателей-фантастов;
· основные закономерности историко-литературного процесса, черты литературных направлений, ведущие темы и направления фантастики.
Уметь:
· воспроизводить содержание литературного произведения;
· анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения:
· соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
· определять род и жанр произведения;
· сопоставлять литературные произведения;
· выявлять авторскую позицию;
· аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
Владеть:
· навыками устной и письменной речи, ее нормами и средствами выразительности;
· находить самостоятельно информацию, организовывать исследование, делать смысловой анализ художественного произведения, пользоваться справочной литературой и литературоведческими материалами.
· определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
· поиском нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
4. Содержание дисциплины
Таблица 1.
№ п\п |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
Цели изучения темы |
1 |
Истоки зарождения фантастики |
Фантастика от фольклора до настоящих дней. Краткий обзор |
1 |
Ознакомиться с самим явлением фантастики |
2 |
Споры о жанре фантастика |
Фантастика – это жанр или метод? |
1 |
Показать спорность вопроса по жанру и методу |
3-4 |
Жанры фантастики |
Краткий обзор наиболее популярных жанров фантастики |
2 |
Показать как можно больший спектр жанров фантастики |
5 |
Четыре архетипа фантастики |
Рассмотрение наиболее типичных сюжетообразующих архетипов |
1 |
|
6 |
Экранизации фантастических произведений |
Фантастика как двигатель киноискусства |
2 |
Познакомить с этапными фантастическими картинами. |
7-8 |
Состояние фантастической литературы сегодня |
Самые известные фантасты и их произведения Америки, Великобритании, России. |
3 |
Изучить настоящее положение дел в фантастики в мире на российском книжном рынке |
5. Методическое обеспечение
1. Лем, С. Философия случая: Монография. АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2007 г
2. Лем,С. Фантастика и футурология (в 2-х книгах): Монография. М.: АСТ, Ермак, 2004 г.
3. Лем, С., Бересь, С. Так говорил... Лем. АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2006 г.
4. Лем, С. Мой взгляд на литературу. Размышления и очерки. АСТ, АСТ Москва, 2009 г.
5. Фаулз Д., Кротовые норы: Сб. – М.: «Издательство АСТ», 2003. – 702, [2] с.
6. Фрай М. Книга для таких, как я. – СПб.: Амфора, 2003. – 453 с.
7. Фрай М. Сказки и истории. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2004. – 326 с.
8. Кинг С. Пляска смерти. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 416 с.
9. Кинг С. Как писать книги: Мемуары о ремесле – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 316, [4] с.
10. Эко У. Заметки на полях «Имени розы».– М.: Изд–во «Книжная палата», 1989.– 496 с.
11. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. – СПб.: «Симпозиум», 2003. – 285 с.
12. Павич М. Роман как держава: Роман. – М.: ООО «Издательский Дом «Зебра Е», 2004. – 253, [3] с.
13. Борхес Х.Л. Собрание сочинений в четырех томах. – 2-е изд., испр. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2005.
14. Кавалелин Д. Суси-нуар. Занимательное муракамиедение. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 432 с.
15. Кундера М. Нарушенные завещания: Эссе. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 288 с.
16. Со стыда провалиться: Сб. М.: АСТ; ЛЮКС, 2006. – 349, [3] с. – (Альтернатива).
17. Перес-Реверте А. С намерением оскорбить: Эссе. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 496 с.
6. Специализированные профессиональные информационные сайты:
1. Мир фантастики (http://www.mirf.ru)
2. Лаборатория фантастики (http://fantlab.ru)
3. Цитадель Олмера (http://olmer.ru)
Константин Мзареулов Фантастика. Общий курс
От автора
Введение
Глава 1. Фантастика как жанр
§1.Секрет популярности
§2. Что такое фантастика?
§3. Реализм фантастики.
Глава 2. Краткая история фантастики
§20. Фантастика СССР: смерть сверхдержавы
§21. Западная фантастика на рубеже веков
§22. Русская фантастика постсоветской эпохи
§23.Кинофантастика новейшей эпохи
Глава 3. Многообразие жанра
§1. Карты Страны Фантазий
§ 2. Научная фантастика
§3. Космическая опера
§4. Фэнтэзи
§5 Роман ужасов (horror)
§11. Боевик и триллер
§15. Условная фантастика
§16. Синтез жанровых течений
Глава 4. Банк фантастических идей
§1. Космические полеты
§2. Машина времени
§3. Контакт с иным разумом
§4. Мечта о совершенстве
Глава 5.Поверим гармонию алгеброй
§1 Социальный заказ
§2. Три волны
§3. Фантастический мир и фантастическая реальность
§4. Закономерности развития фантастических идей
§5. Шкала оценки научно-фантастических произведений
§6. Морфологический ящик сюжетов
Утопия и антиутопия
Бессмертие
Космическая опера
Примечания
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.