Логопедические занятия
2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, факультативных и коррекционных курсов государственного казенного общеобразовательного учреждения “Серафимовичская школа-интернат”, утвержденного приказом от 30.08.2023 г. № 370, Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1государственного казенного общеобразовательного учреждения «Серафимовичская школа-интернат».
Количество учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 3
Количество часов в год – 102
Цель логопедической работы заключается в своевременном предупреждении и преодолении
различных форм нарушений устной и письменной речи учащихся
Задачи:
-правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого
конкретного ребенка (этого зависят методы и продолжительность обучения).
-формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза;
-формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
-формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;
-формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управления) в
словосочетаниях и предложениях;
-развитие пространственно-временной ориентации, зрительного и слухового восприятия;
-развитие связной речи, процессов чтения и письма.
Профилактика нарушений письменной речи производится по определенному плану, который
учитывает механизм речевых нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии:
- артикуляторно-акустической;
- дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания:
- дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза:
- аграмматической:
- оптической..
Общая характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс «Логопедические занятия» создан с учётом личностного, деятельностного, дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ, направленный на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей ребенка, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.
Обучение письму и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества, готовит учащихся к овладению профессионально трудовыми знаниями и навыками.
Отличительной особенностью коррекционного курса является индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Коррекционный курс включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово;
предложение; связная речь; письмо и чистописание.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Логопедические занятия» 2 класс входит в коррекционно-развивающую область и рассчитан на 102 часа (34 недели, 3 часа в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные:
-формирование позитивного отношения к действительности;
-формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности
выражать и отстаивать своё мнение;
-развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей;
-обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей;
-формирование привычки к рефлексии;
-совершенствование речевых навыков в коммуникации;
-развитие мышления, развитие импрессивной и экспрессивной речи;
-развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
-способность к самоконтролю на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные:
Достаточный уровень:
-знать гласные и согласные звуки и буквы;
-знать слова, обозначающие предметы, действия;
-уметь анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные;
-уметь списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
-уметь писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением,
-уметь писать простые предложения;
-уметь писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
-выделять предложения из текста.
Минимальный уровень:
-знать гласные и согласные звуки и буквы;
-знать слова, обозначающие предметы, действия;
-уметь списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- уметь писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.
5. Содержание программы коррекционного курса
Программно – методический материал включает 5 разделов:
Повторение
Звуки и буквы. Предмет и слово, называющее предмет. Правила записи предложения.
Предложение и его схема. Распространение предложения. Составление предложений с
данным словом.
Звуки и буквы
Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Слова, которые различаются одним звуком.
Слова, которые различаются количеством звуков. Слова, которые различаются
последовательностью звуков. Ударение. Выделение ударного гласного. Деление слов на слоги.
Гласные в образовании слогов. Деление слов со звуками и-й на слоги. Перенос слов по слогам.
Парные звонкие и глухие согласные. Шипящие и свистящие согласные. Гласные буквы е, ё, ю,
я в начале слова или слога. Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак на конце слова.
Слово
Названия предметов. Большая буква в именах людей и кличках животных. Названия действий.
Предлоги. Слова с непроверяемыми гласными.
Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами. Упражнения в составлении
словосочетаний с заданным словом и предлогом.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов.
Предложение
Деление текста на предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце).
Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении.
Схема предложения. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями).
Установление связи слов предложении по вопросам.
Связная письменная речь
Работа с деформированным текстом.
Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова.
Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.
Коллективное сочинение конца рассказа.
Письмо и чистописание
В процессе освоения данной программы систематически в течение всего учебного года
проводится работа по письму и чистописанию, которая включает в себя:
Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа
письма.
Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов.
Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Ё, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Предупредительные зрительные, слуховые, объяснительные и обратные диктанты,
контрольные диктанты.
Словарь: берёза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина,
молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, пальто, помидор, ребята, собака, улица.
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса
«Логопедические занятия».
2 класс
|
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата |
|
|
Планируемая |
Фактическая |
|||
|
|
1 четверть (24 часа) Повторение |
|
|
|
|
1 |
Звуки и буквы. |
1 |
|
|
|
2,3 |
Предмет и слово, называющее предмет. |
2 |
|
|
|
4,5 |
Правила записи предложения. |
2 |
|
|
|
6 |
Предложение и его схема. |
1 |
|
|
|
7,8 |
Распространение предложения. |
2 |
|
|
|
9 |
Составление предложений с данным словом. |
1 |
|
|
|
|
Звуки и буквы |
|
|
|
|
10,11 |
Гласные звуки и буквы. |
2 |
|
|
|
12,13 |
Согласные звуки и буквы. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Слова, которые различаются одним звуком. |
1 |
|
|
|
15 |
Слова, которые различаются количеством звуков. |
1 |
|
|
|
16,17 |
Слова, которые различаются последовательностью звуков. |
2 |
|
|
|
18 |
Ударение. |
1 |
|
|
|
19,20 |
Выделение ударного гласного. |
2 |
|
|
|
21 |
Деление слов на слоги. |
1 |
|
|
|
22 |
Гласные в образовании слогов. |
1 |
|
|
|
23,24 |
Деление слов со звуками и-й на слоги. |
2 |
|
|
|
1
|
2 четверть ( 24 часа) Перенос слов по слогам. |
1 |
|
|
|
2 |
Повторение пройденного. |
1 |
|
|
|
3,4 |
Различение Б-П |
2 |
|
|
|
5,6 |
Различение В-Ф |
2 |
|
|
|
7,8 |
Различение Г-К |
2 |
|
|
|
9,10 |
Различение Д-Т |
2 |
|
|
|
11,12 |
Различение Ж-Ш |
2 |
|
|
|
13,14 |
Различение З-С |
2 |
|
|
|
15 |
Различение звонких и глухих согласных |
1 |
|
|
|
16,17 |
Шипящие согласные |
2 |
|
|
|
18,19 |
Свистящие согласные |
2 |
|
|
|
20 |
Различение свистящих и шипящих согласных |
1 |
|
|
|
21 |
Буква е в начале слога или слова |
1 |
|
|
|
22,23 |
Буква ё в начале слога или слова |
2 |
|
|
|
24 |
Буква ю в начале слога или слова |
1 |
|
|
|
|
3 четверть ( 30 час) |
|
|
|
|
1,2 |
Буква я в начале слога или слова |
2 |
|
|
|
3,4 |
Буквы е, ё, ю, я в начале слога или слова. |
2 |
|
|
|
5,6 |
Гласные ы- и после твёрдых и мягких согласных |
2 |
|
|
|
7,8 |
Гласные о – е после твёрдых и мягких согласных |
2 |
|
|
|
9,10 |
Гласные у – ю после твёрдых и мягких согласных |
2 |
|
|
|
11,12 |
Гласные а – я после твёрдых и мягких согласных |
2 |
|
|
|
13 |
Гласная е после мягких согласных |
1 |
|
|
|
14,15 |
Различение твердых и мягких согласных |
2 |
|
|
|
16 |
Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова |
1 |
|
|
|
17 |
Письмо слов с мягкими согласными на конце слова |
1 |
|
|
|
18 |
Различение слов с мягкими и твёрдыми согласными на конце слова |
1 |
|
|
|
19 |
Повторение пройденного |
1 |
|
|
|
|
Слово |
|
|
|
|
20 |
Предмет и его название |
1 |
|
|
|
21 |
Название предметов, отвечающих на вопрос что? |
1 |
|
|
|
22 |
Различие сходных предметов и их названий |
1 |
|
|
|
23,24 |
Обобщающее слово для группы однородных предметов |
2 |
|
|
|
25 |
Название предметов, отвечающих на вопрос кто? |
1 |
|
|
|
26,27 |
Различение слов, отвечающих на вопросы что? и кто? |
2 |
|
|
|
28 |
Различение слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов |
1 |
|
|
|
29 |
Большая буква в именах и фамилиях людей |
1 |
|
|
|
30 |
Большая буква в кличках животных |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 четверть ( 23 часа) |
|
|
|
|
1 |
Действие и его название, отвечающие на вопрос что делает? |
1 |
|
|
|
2,3 |
Названия действий, отвечающие на вопрос что делают? |
2 |
|
|
|
4 |
Подбор названий действий к названиям предметов |
1 |
|
|
|
5 |
Различие названия предметов и названий действий по вопросам |
1 |
|
|
|
6,7 |
Предлог как отдельное слово |
2 |
|
|
|
8 |
Употребление предлогов в предложении |
1 |
|
|
|
9 |
Выделение «трудной» гласной в словах |
1 |
|
|
|
10,11 |
Написание гласных в словах-родственниках |
2 |
|
|
|
12 |
Выделение предложений из текста. Правило записи предложения |
1 |
|
|
|
13,14 |
Предложение и его схема |
2 |
|
|
|
15 |
Различение набора слов и предложения. Порядок слов в предложении |
1 |
|
|
|
16,17 |
Составление предложений по предметной и сюжетным картинкам |
2 |
|
|
|
18 |
Завершение начатого предложения |
1 |
|
|
|
19 |
Предложения- вопросы и предложения-ответы |
1 |
|
|
|
|
Повторение |
|
|
|
|
20 |
Звонкие и глухие согласные |
1 |
|
|
|
21 |
Твёрдые и мягкие согласные |
1 |
|
|
|
22 |
Мягкий знак на конце слова |
1 |
|
|
|
23 |
Названия предметов. Названия действий. Предложение |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности
коррекционного курса
Учебно-практическое оборудование:
- опорные таблицы по изучаемым темам;
- дидактический раздаточный материал (предметные и сюжетные картинки; индивидуальные карточки; карточки букв).
1.Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова «Русский язык». 2 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). - В 2-х ч.
2. А.К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова, Е.В Якубовская «Читай, думай, пиши» Рабочая тетрадь
по русскому языку для 2 класса. Учебное пособие для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). - В
2-х ч. - Ч.1. (электронный вариант)
3.А.К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова, Е.В Якубовская «Читай, думай, пиши» Рабочая тетрадь
по русскому языку для 2 класса. Учебное пособие для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). - В
2-х ч. -Ч.2. (электронный вариант)
4.Ю. В. Алабугина «Орфографический словарь. Толковый словарь. Основные правила русской
орфографии»
5. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. –
М.: «Владос», 2009
6.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю Логопедическая помощь школьникам с нарушениями
письменной речи. – С.-Петербург: «Речь», 2006
7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.:
«Просвещение», 1991
8.Ефименкова Л.Н., МисаренкоТ.Т. Организация и методы коррекционной работы логопеда на
школьном логопункте. – М.: «Просвещение», 2005
9.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. –
М.: «Просвещение», 19
10.Логопедия в школе: Практический опыт. Под ред. В.С.Кукушина. - М.: «МарТ», 2005
11.Логопедия. Под редакцией Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: «Просвещение», 2008
12.Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. - М.: ГНОМ и Д, 2012
13.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. - М.: ГНОМ и Д, 2012
14.Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. -
М.: ГНОМ и Д, 2008
15. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. - М.: ГНОМ и Д, 2012
16. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
- М.: «Владос», 1997
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.