Рабочая программа по курсу "Логопедические занятия" 2 класс

  • docx
  • 30.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала логопед.зан-я 2 класс.docx

Логопедические занятия

2 класс

Пояснительная записка

               Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, факультативных и коррекционных курсов государственного казенного общеобразовательного учреждения “Серафимовичская школа-интернат”, утвержденного приказом от 30.08.2023 г. № 370, Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1государственного казенного общеобразовательного учреждения «Серафимовичская школа-интернат».

Количество учебных недель – 34

Количество часов в неделю – 3

Количество часов в год – 102

Цель логопедической работы заключается в своевременном предупреждении и преодолении

различных форм нарушений устной и письменной речи учащихся

Задачи:

-правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого

конкретного ребенка (этого зависят методы и продолжительность обучения).

-формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза;

-формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

-формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;

-формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управления) в

словосочетаниях и предложениях;

-развитие пространственно-временной ориентации, зрительного и слухового восприятия;

-развитие связной речи, процессов чтения и письма.

Профилактика нарушений письменной речи производится по определенному плану, который

учитывает механизм речевых нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии:

- артикуляторно-акустической;

- дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания:

- дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза:

- аграмматической:

- оптической..

Общая характеристика коррекционного курса

        Данный   коррекционный  курс «Логопедические занятия» создан с учётом личностного, деятельностного, дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ, направленный на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей ребенка, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Обучение письму и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества, готовит учащихся к овладению профессионально трудовыми знаниями и навыками.

Отличительной особенностью коррекционного курса является индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Коррекционный курс включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово;

предложение; связная речь; письмо и чистописание.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Логопедические занятия» 2 класс входит в коррекционно-развивающую область и рассчитан на 102 часа (34 недели, 3 часа в неделю).

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные:

-формирование позитивного отношения к действительности;

-формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности

выражать и отстаивать своё мнение;

-развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей;

-обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей;

-формирование привычки к рефлексии;

-совершенствование речевых навыков в коммуникации;

-развитие мышления, развитие импрессивной и экспрессивной речи;

-развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

-способность к самоконтролю на основе наблюдения за собственной речью.

Предметные:

Достаточный уровень:

-знать гласные и согласные звуки и буквы;

-знать слова, обозначающие предметы, действия;

-уметь анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные;

-уметь списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

-уметь писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением,

-уметь писать простые предложения;

-уметь писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

-выделять предложения из текста.

 Минимальный уровень:

-знать гласные и согласные звуки и буквы;

-знать слова, обозначающие предметы, действия;

-уметь списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

- уметь писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.

 5. Содержание программы коррекционного курса

Программно – методический материал включает 5 разделов:

Повторение

Звуки и буквы. Предмет и слово, называющее предмет. Правила записи предложения.

Предложение и его схема. Распространение предложения. Составление предложений с

данным словом.

Звуки и буквы

Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Слова, которые различаются одним звуком.

Слова, которые различаются количеством звуков. Слова, которые различаются

последовательностью звуков. Ударение. Выделение ударного гласного. Деление слов на слоги.

Гласные в образовании слогов. Деление слов со звуками и-й на слоги. Перенос слов по слогам.

Парные звонкие и глухие согласные. Шипящие и свистящие согласные. Гласные буквы е, ё, ю,

я в начале слова или слога. Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак на конце слова.

Слово

Названия предметов. Большая буква в именах людей и кличках животных. Названия действий.

Предлоги. Слова с непроверяемыми гласными.

Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами. Упражнения в составлении

словосочетаний с заданным словом и предлогом.

Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов.

Предложение

Деление текста на предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце).

Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении.

Схема предложения. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями).

Установление связи слов предложении по вопросам.

Связная письменная речь

Работа с деформированным текстом.

Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова.

Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.

Коллективное сочинение конца рассказа.

Письмо и чистописание

В процессе освоения данной программы систематически в течение всего учебного года

проводится работа по письму и чистописанию, которая включает в себя:

Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа

письма.

Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов.

Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:

1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Ё, Э, Я;

3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Предупредительные зрительные, слуховые, объяснительные и обратные диктанты,

контрольные диктанты.

Словарь: берёза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина,

молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, пальто, помидор, ребята, собака, улица.

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса

«Логопедические занятия».

2 класс

№ п/п

Тема

Количество

часов

Дата

Планируемая

Фактическая

 

1 четверть (24 часа)

Повторение

 

 

 

1

Звуки и буквы.

1

 

 

2,3

Предмет и слово, называющее предмет.

2

 

 

4,5

Правила записи предложения.

2

 

 

6

Предложение и его схема.

1

 

 

7,8

Распространение предложения.

2

 

 

9

Составление предложений с

данным словом.

1

 

 

 

Звуки и буквы

 

 

 

10,11

Гласные звуки и буквы.

2

 

 

12,13

Согласные звуки и буквы.

2

 

 

 

 

 

 

 

14

Слова, которые различаются одним звуком.

1

 

 

15

Слова, которые различаются количеством звуков.

1

 

 

16,17

Слова, которые различаются последовательностью звуков.

2

 

 

18

Ударение.

1

 

 

19,20

Выделение ударного гласного.

2

 

 

21

Деление слов на слоги.

1

 

 

22

Гласные в образовании слогов.

1

 

 

23,24

Деление слов со звуками и-й на слоги.

2

 

 

 

1

 

2 четверть ( 24 часа)

Перенос слов по слогам.

 

1

 

 

2

Повторение пройденного.

1

 

 

3,4

Различение Б-П

2

 

 

5,6

Различение В-Ф

2

 

 

7,8

Различение Г-К

2

 

 

9,10

Различение Д-Т

2

 

 

11,12

Различение Ж-Ш

2

 

 

13,14

Различение З-С

2

 

 

15

Различение звонких и глухих согласных

1

 

 

16,17

Шипящие согласные

2

 

 

18,19

Свистящие согласные

2

 

 

20

Различение свистящих и шипящих согласных

1

 

 

21

Буква е в начале слога или слова

1

 

 

22,23

Буква ё в начале слога или слова

2

 

 

24

Буква ю в начале слога или слова

1

 

 

 

3 четверть ( 30 час)

 

 

 

1,2

Буква я в начале слога или слова

2

 

 

3,4

Буквы е, ё, ю, я в начале слога или слова.

2

 

 

5,6

Гласные ы- и после твёрдых и мягких согласных

2

 

 

7,8

Гласные о – е после твёрдых и мягких согласных

2

 

 

9,10

Гласные у – ю после твёрдых и мягких согласных

2

 

 

11,12

Гласные а – я после твёрдых и мягких согласных

2

 

 

13

Гласная е после мягких согласных

1

 

 

14,15

Различение твердых и мягких согласных

2

 

 

16

Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова

1

 

 

17

Письмо слов с мягкими согласными на конце слова

1

 

 

18

Различение слов с мягкими и твёрдыми согласными на конце слова

1

 

 

19

Повторение пройденного

1

 

 

 

Слово

 

 

 

20

Предмет и его название

1

 

 

21

Название предметов, отвечающих на вопрос что?

1

 

 

22

Различие сходных предметов и их названий

1

 

 

23,24

Обобщающее слово для группы  однородных предметов

2

 

 

25

Название предметов, отвечающих на вопрос кто?

1

 

 

26,27

Различение слов, отвечающих на вопросы  что? и кто?

2

 

 

28

Различение слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов

1

 

 

29

Большая буква в именах и фамилиях людей

1

 

 

30

Большая буква в кличках животных

1

 

 

 

 

 

 

 

 

4 четверть ( 23 часа)

 

 

 

1

Действие и его название,  отвечающие на вопрос что делает?

1

 

 

2,3

Названия действий,  отвечающие на вопрос что делают?

2

 

 

4

Подбор названий действий к названиям предметов

1

 

 

5

Различие названия предметов и названий действий по вопросам

1

 

 

6,7

Предлог как отдельное слово

2

 

 

8

Употребление предлогов в предложении

1

 

 

9

Выделение «трудной» гласной в словах

1

 

 

10,11

Написание гласных в словах-родственниках

2

 

 

12

Выделение предложений из текста. Правило записи предложения

1

 

 

13,14

Предложение и его схема

2

 

 

15

Различение набора слов и предложения. Порядок слов в предложении

1

 

 

16,17

Составление предложений по предметной и сюжетным картинкам

2

 

 

18

Завершение начатого предложения

1

 

 

19

Предложения- вопросы и предложения-ответы

1

 

 

 

Повторение

 

 

 

20

Звонкие и глухие согласные

1

 

 

21

Твёрдые и мягкие согласные

1

 

 

22

Мягкий знак на конце слова

1

 

 

23

Названия предметов. Названия действий. Предложение

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

коррекционного курса

Учебно-практическое оборудование:

- опорные таблицы по изучаемым темам;

- дидактический раздаточный материал (предметные и сюжетные картинки; индивидуальные карточки; карточки букв).

1.Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова «Русский язык». 2 класс. Учебник для

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную

общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). - В 2-х ч.

2. А.К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова, Е.В Якубовская «Читай, думай, пиши» Рабочая тетрадь

по русскому языку для 2 класса. Учебное пособие для общеобразовательных организаций,

реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). - В

2-х ч. - Ч.1. (электронный вариант)

3.А.К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова, Е.В Якубовская «Читай, думай, пиши» Рабочая тетрадь

по русскому языку для 2 класса. Учебное пособие для общеобразовательных организаций,

реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). - В

2-х ч. -Ч.2. (электронный вариант)

4.Ю. В. Алабугина «Орфографический словарь. Толковый словарь. Основные правила русской

орфографии»

5. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. –

М.: «Владос», 2009

6.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю Логопедическая помощь школьникам с нарушениями

письменной речи. – С.-Петербург: «Речь», 2006

7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.:

«Просвещение», 1991

8.Ефименкова Л.Н., МисаренкоТ.Т. Организация и методы коррекционной работы логопеда на

школьном логопункте. – М.: «Просвещение», 2005

9.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. –

М.: «Просвещение», 19

10.Логопедия в школе: Практический опыт. Под ред. В.С.Кукушина. - М.: «МарТ», 2005

11.Логопедия. Под редакцией Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: «Просвещение», 2008

12.Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. - М.: ГНОМ и Д, 2012

13.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. - М.: ГНОМ и Д, 2012

14.Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. -

М.: ГНОМ и Д, 2008

15. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. - М.: ГНОМ и Д, 2012

16. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

- М.: «Владос», 1997