Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Белокалитвинского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
__________________________________________________________________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №12
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(начальное общее образование)
по учебному предмету
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
для учащегося 4 «А» класса
на 2019-2020 учебный год
Количество часов: 70 ч.
Учитель: Л. В. Долгопятова
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления» на первой ступени обучения (1 – 4 классы), на второй ступени обучения (5 – 9 классы) разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15); (2 вариант)
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
* Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
* на основе адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 2)
* Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
* Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
* Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)
Целью изучения учебного предмета «Математические представления» является формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-формирование умение различать количество предметов
-выделять один предмет из группы и составлять группу из отдельных предметов
-продолжать учить различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много)
-учить различать части суток, соотносить действие с временными промежутками
-определять время по часам
-учить соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой
-учить пересчитывать предметы в доступных ребёнку пределах
-решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц
Общая характеристика учебного предмета
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
В процессе обучения элементарным математическим представлениям детей с ТМНР используются следующие методы и приемы: совместные действия детей и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу, по словесной инструкции; приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов; элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр; предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке; соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями; подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений.
Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений. Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения с примерным расчетом по 2 часа в неделю (13-й год – 1 раз в неделю). Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.
Место учебного предмета «Математические представления» на первой ступени обучения (1 – 4 классы), на второй ступени обучения (5 – 9 классы)
Учебный предмет «Математические представления» входит в предметную область «Математика» относится к обязательной части учебного плана образования для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (2 вариант). Место учебного предмета «Математические представления» в учебном плане на первой ступени обучения (1 – 4 классы) и второй ступени обучения (5 – 9 классы) в соответствии с годовым учебным планом образования для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (2 вариант) предоставлено в следующей таблице:
Класс |
Количество учебных недель |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
1 класс |
33 учебные недели |
2 часа |
66 часов |
2 класс |
34 учебные недели |
2 часа |
68 часов |
3 класс |
34 учебные недели |
2 часа |
68 часов |
4 класс |
34 учебные недели |
2 часа |
68 часов |
5 класс |
34 учебные недели |
2 часа |
68 часов |
6 класс |
34 учебные недели |
2 часа |
68 часов |
7 класс |
34 учебные недели |
2 часа |
68 часов |
8 класс |
34 учебные недели |
2 часа |
68 часов |
9 класс |
34 учебные недели |
2 часа |
68 часов |
|
Всего: 610 часов |
Содержание учебного предмета.
Программа построена на основе следующих разделов:
«Количественные представления»: различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»; сравнение двух групп множеств предметов, с использованием способов проверки (приложение и наложение); преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание; пересчет количества предметов в пределах одного-пяти-семи - десяти- двадцати; знание отрезка числового ряда от 0 до 20; определение места числа (от 0 до 20) в числовом ряду счет в прямой (обратной) последовательности; составление арифметических задач по предметам, игрушкам, различным картинкам; называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов; решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах двух-двадцати на наглядном материале; конструирование квадратов, треугольников, прямоугольника;
«Представления о форме»: выполнение по образцу, данному учителем, различных конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу в играх с мозаикой; сериация по форме шаров, кубов, треугольных призм; рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги; определение сторон (верх, низ, право, лево) показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов; выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, сюжетных картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога; черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек;
«Представления о величине»: сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов наложения; определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающих по весу; выделение длины; использование условных мерок.
«Временные представления»: различение времен года; знание порядка следования сезонов в году; узнавание (различение) месяцев; знание последовательности месяцев в году.
1. Формы организации учебных занятий:
Урок.
1. Уроки формирования новых знаний:
2. Уроки обучения умениям и навыкам.
· Комбинированный урок.
· Практикумы.
3. Уроки повторения, обобщения, закрепления знаний.
Основные виды учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).
1. Тематическое планирование учебного предмета «Математические представления»
Количество часов |
Темы |
Планируемые результаты |
Характеристика видов деятельности обучающихся |
|
|
|
Предметные результаты |
Личностные результаты |
4 класс |
4 ч |
Повторение |
сравнивать числа 1-4; выполнить арифметические действия сложение и вычитание; знать количественные, порядковые числительные в пределах 4; осуществлять счет в обратном порядке от четырех; |
Самостоятельность в выполнении учебных заданий. Использование социальноприемлемых правил поведения в обществе. Вступать в контакт и работать в коллективе. Обращаться за помощью и Принимать помощь. Слушать и понимать инструкцию. Конструктивно взаимодействовать с людьми. Использовать социально-приемлемые формы поведения |
Решают примеры в пределах 10, сравнивают числа. Записывают числовой ряд. Выполняют прямой и обратный счёт. Считают устно. Работают с геометрическим материалом. Работают с учебником, с предметными картинками. |
20 ч |
Количественные представления |
сравнивать числа 1-5; выполнить арифметические действия сложение и вычитание; знать количественные, порядковые числительные в пределах 5; осуществлять счет в обратном порядке от четырех; |
Самостоятельность в выполнении учебных заданий. Использование социальноприемлемых правил поведения в обществе. Вступать в контакт и работать в коллективе. Обращаться за помощью и Принимать помощь. Слушать и понимать инструкцию. Конструктивно взаимодействовать с людьми. Использовать социально-приемлемые формы поведения |
Знакомятся с числами от 6 до 10 , называют их. Различают понятие число и цифра. Определяют количество предметов в пределах 10. Повторяют понятия «много», «мало». Знакомятся с числом 6, называют её. Различают понятия число и цифра. Пишут цифры от 6 до 9. Выполняют прямой и обратный счёт в пределах 10. Соотносят числа 6– 10 с предметами. Находят одинаковые предметы. Узнают цифры. Определяют места числа от 6 до 10 в числовом ряду. Выполняют сложение и вычитание предметных множеств в пределах 6.Записывают арифметические примеры на увеличение (уменьшение) на одну единицу в пределах 10. Решают задачи на увеличение (уменьшение) на одну единицу в пределах 6. Записывают решение задачи в виде арифметического примера. |
10 ч |
Представления о величине |
Определять цвет, величину, массу, размеры, форму предметов; сравнивать предметы по величине, размеру наложением, приложением. |
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением. Вступать в контакт и работать в коллективе. Обращаться за помощью и Принимать помощь. Слушать и понимать инструкцию. Конструктивно взаимодействовать с людьми. Использовать социально Приемлемые формы поведения |
Различают однородные (разнородные по одному признаку) предметы по величине. Сравнивают два предмета по величине способом приложения «на глаз», наложения. Сравнивают предметы по длине. Различают однородные (разнородные) предметы по длине. Сравнивают предметы по ширине. Различают однородные (разнородные) предметы по ширине. |
10 ч |
Представление о форме |
Определять форму, цвет, название геометрических фигур |
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия. Вступать в контакт и работать в коллективе. Обращаться за помощью и принимать помощь. |
Называют геометрическую фигуру – круг, различают её среди других фигур, различают по цвету. Обводят по трафарету. Выделяют некруглые геометрические фигуры, сравнивают их. Называют геометрическую фигуру – квадрат. Различают её среди других фигур, обводят по трафарету, клеточкам. Называют геометрическую фигуру – треугольник. Различают треугольник среди других фигур. Обводят по трафарету. Составляют геометрические фигуры из нескольких частей. |
12 ч |
Пространственные представления |
Определять положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга; слова, их обозначающие. |
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия. Вступать в контакт и работать в коллективе. Обращаться за помощью и принимать помощь. |
Ориентируются на листе картона. Знакомятся с понятием «вверх – низ». Называют и показывают правую и левую руку, правую и левую стороны. Ориентируются в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении). Определяют месторасположение предметов в пространстве. Перемещаются в пространстве в заданном направлении. Составляют предметы (изображения) из нескольких частей. |
12 ч |
Временные представления |
|
|
Повторяют понятия «день», «сейчас». Знакомятся с понятием «ночь». Сравнивают понятия «день – ночь». Называют части суток. Называют порядок следований частей суток. Называют дни недели. Знают порядок следований сезонов в году. Различают месяцы, знают последовательность месяцев в году. |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету: «Математические представления» в 4 классе
на 2019 – 2020 учебный год
|
I четверть. (8) |
Дата |
|
|
Раздел. Тема урока. |
Кол-во часов |
|
1-2 |
Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» |
2 |
04.09 05.09 |
3-4 |
Сравнение двух групп множеств предметов, с использованием способов проверки (приложение и наложение). |
2 |
11.09 12.09 |
5-6 |
Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание |
2 |
18,19.09 |
7-8 |
Пересчет количества предметов в пределах одного-пяти-семи - десяти- двадцати. |
2 |
25,26.09 |
9-10 |
Знание отрезка числового ряда от 0 до 20 |
2 |
02.10 03.10 |
11-13 |
Определение места числа (от 0 до 20) в числовом ряду счет в прямой (обратной) последовательности |
3 |
09.10 10.10 16.10 |
14-15 |
Составление арифметических задач по предметам, игрушкам, различным картинкам. |
2 |
17.10 23.10 |
16-17 |
Называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов. |
2 |
24.10 06.11 |
18-19 |
Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах десяти на наглядном материале |
2 |
07.11 13.11 |
20-21 |
Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах двадцати на наглядном материале |
2 |
14.11 20.11 |
22-23 |
Выполнение по образцу, данному учителем, различных конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу в играх с мозаикой. |
2 |
21.11 27.11 |
24 |
Подготовка к проверочной работе №1 |
1 |
28.11 |
25 |
Проверочная работа №1 |
1 |
04.12 |
26 |
Работа над ошибками |
1 |
05.12 |
27-28 |
Сериация по форме шаров, кубов, треугольных призм. |
2 |
11.12 12.12 |
29-30 |
Конструирование квадратов, треугольников, прямоугольника |
2 |
18.12 19.12 |
31-33 |
Рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги. |
3 |
25.12 26.12 15.01 |
34-35 |
Определение сторон (верх, низ, право, лево) показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов |
2 |
16.01 22.01 |
36-37 |
Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, сюжетных картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога. |
2 |
23.01 29.01
|
38-39 |
Черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек. |
2 |
30.01 05.02 |
40-41 |
Различение времен года Знание порядка следования сезонов в году |
2 |
06.02 12.02 |
42-43 |
Узнавание (различение) месяцев Знание последовательности месяцев в году |
2 |
13.02 19.02 |
44-45 |
Сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов наложения. |
2 |
20.02 26.02 |
46-47 |
Определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающих по весу. |
2 |
27.02 04.03 |
48-50 |
Выделение длины. Использование условных мерок. |
3 |
05.03 11.03 12.03 |
51-53 |
Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, сюжетных картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога. |
3 |
18.03 19.03 01.04 |
54-56 |
Рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги, |
3 |
02.04 08.04 09.04 |
57 |
Подготовка к проверочной работе №2 |
1 |
15.04 |
58 |
Проверочная работа №2 |
1 |
16.04 |
59 |
Работа над ошибками |
1 |
22.04 |
60-61 |
Конструирование цифры 1-10 из пластилина, проволоки |
2 |
23.04 29.04 |
62-63 |
Решение простых задач на увеличение на несколько единиц. |
2 |
30.04 06.05 |
64-65 |
Решение простых задач на уменьшение на несколько единиц. |
2 |
07.05 13.05 |
66-67 |
Представление о денежном знаке. Размен денег. |
2 |
14.05 20.05 |
68-70 |
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. |
3 |
21.05 27.05 28.05 |
Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения учебного предмета: математические представления.
· Предметные результаты:
Достаточный уровень: |
Минимальный уровень: |
1. Количественные представления. |
1. Количественные представления. |
Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание; Пересчет количества предметов в пределах одного-пяти-семи - десяти- двадцати; Определение места числа (от 0 до 20) в числовом ряду счет в прямой (обратной) последовательности; Составление арифметических задач по предметам, игрушкам, различным картинкам; Называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов; Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах двух-двадцати на наглядном материале; Конструирование квадратов, треугольников, прямоугольника;
|
Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» сравнение двух групп множеств предметов, с использованием способов проверки (приложение и наложение); Пересчет количества предметов в пределах одного-пяти-семи. Знание отрезка числового ряда от 0 до 20. |
|
|
2. Представления о форме. |
2. Представления о форме. |
Сериация по форме шаров, кубов, треугольных призм. Конструирование квадратов, треугольников, прямоугольника. Рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги. Черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек.
|
Выполнение по образцу, данному учителем, различных конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу в играх с мозаикой. |
|
|
3. Пространственные представления |
3. Пространственные представления |
Определение сторон (верх, низ, право, лево) показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов. |
|
|
|
4. Временные представления. |
4. Временные представления. |
Различение времен года |
Различение времен года |
Знание порядка следования сезонов в году |
Знание порядка следования сезонов в году |
Узнавание (различение) месяцев |
|
Знание последовательности месяцев в году |
|
5. Представления о величине. |
5. Представления о величине. |
Сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов наложения; Определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающих по весу. Использование условных мерок.
|
Выделение длины;
|
|
|
· Личностные результаты:
1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
* Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.
* Принятие контакта, инициированного взрослым.
* Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.
* Планирование учебного дня.
* Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).
* Следование расписанию дня.
2. Формирование учебного поведения:
* Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.
* Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
* Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)
* Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)
* Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии
* Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии
* Выполнение речевых инструкций на групповом занятии
* Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии
* Принятие помощи учителя на групповом занятии
3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
* Выполнение задания полностью (от начала до конца)
* Выполнение задания с заданными качественными параметрами
* Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Учебно-методическая литература
1. «Математика в детском саду», Пособие Л.С. Метлина, М., «Просвещение», 1984г.;
2. Учебник математики для 1-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида А.А.Хилько,Б.Л. Мершон, М, «Просвещение», 1987г.;
3. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 1 класс. В 2-х частях.
4.Рабочая тетрадь. Математика. 1 класс. В 2 частях (VIII вид). Алышева Т.В.
5. Прописи
6. Антропология серий развивающих компьютерных игр «Супердетки» - «Учим цифры», «Арифметика».
7. Алышева Т. В., Эк В. В. Сравниваем, считаем. Рабочая тетрадь по математике для учащихся подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Часть 1, 2. – Москва: Просвещение, 2007
8.Боровская И. К., Ковалец И. В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития: Пособие для работы с детьми. Часть 1: Для младшего и среднего дошкольного возраста. – Москва: ВЛАДОС, 2003
9.Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование 1 класс. - Москва: Просвещение, 2005
10.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития, под.ред. И.М. Бгажноковой, - Москва: Владос, 2007
11.Знакомимся с формой и размером. – Москва: Эксмо, 2011
12.Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта «Коррекция и развитие». Выпуск 1. (Элементарная математика). - Санкт-Петербург: Образование, 1996
13. Игралочка (математика для детей 4-5 лет). - Москва: Ювента, 2006
Игралочка (практический курс математики для дошкольников – методические рекомендации). - Москва: Баласс, 2006
Новые технологии социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях интернатных учреждений (методическое пособие для дистанционного обучения воспитателей и педагогов домов-интернатов). - Москва: Аналитический научно-методический Центр «Развитие и коррекция». 2002
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два-ступенька…(математика для детей 6 – 7 лет). - Москва: Ювента, 2006
Программы обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (прикладная математика). - Псков, 2004
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы (Математика.). - Москва: Просвещение, 2006
Степанов В. Арифметика. Учебник для малышей. - Москва: Фламинго, 2005
Учебно-методический комплект «Внедрение коррекционно-развивающих технологий в систему работы учителей коррекционных школ-интернатов, детских домов». Модули 1 – 4. Аналитический научно-методический Центр «Развитие и коррекция». - Москва 2007
Хилько А. А. Тетрадь по математике. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Часть 1: Пропедевтический период. – Москва: ВЛАДОС, 2006
Хилько А. А. Тетрадь по математике. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Часть 2: числа 1, 2, 3. – Москва: ВЛАДОС, 2006
Чумакова И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта: Книга для педагога-дефектолога. – Москва: ВЛАДОС, 2001
Эк В. В. Математика. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- Москва: Просвещение, 2007
Методическая литература для учителя.
1. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г).
2. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г).
3. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». Маллер А.Р., Цикото Г.В. М., «Академия», 2003 год.
4. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков М.«Владос»,2009г
5. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. Шипицина Л.М. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» Бгажнокова И.М. М. «Владос», 2007г.
7. «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» автор-составитель Т.М. Головкинаг. Переяславль, 2007 г.
8. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Учебник для вузов. Перова М. Н. М., «Владос», 2001.
Дополнительная литература для учителя:
1. Волина В. Праздник числа. М., «АСТпресс», 1997.
2. Волина В. Веселая арифметика. Екатеринбург, «АТД ЛТД», 1999.
3. Тумановская М. П. Скоро в школу. М., «ОНИКС 21 век», 2004.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
В процессе обучения элементарным математическим представлениям используются следующие методы и приемы обучения:
• совместные действия детей и взрослого;
• действия по подражанию действиям учителя;
• действия по образцу, по словесной инструкции;
• приёмы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;
• элементарные счётные действия с множеством предметов на основе слухового, тактильного, зрительного восприятия;
• воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов, изображений цифр;
• предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога формы, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
• соотнесение натуральных предметов с объёмными и предметными изображениями;
• подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня с целью формирования временных представлений;
• обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе математической деятельности.
Перечень оборудования и дидактического материала.
Строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО); наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров; сборно - разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные; наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы; наборы фигурок людей и животных из плотной ткани, картона или плотной бумаги для фланелеграфа; наборы палочек; фланелеграф; магнитные доски; сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости; наборы геометрических фигур; штампы, трафареты; пуговицы разного размера й различных цветов; природный материал: ракушки, камушки, шишки, жёлуди, каштаны; муляжи овощей и фруктов; коробки - вкладыши; материалы М. Монтессори; настольные игры: «Цвет и форма», «Где чей домик?», «Бабочки и цветы», «Времена года»...
• Учебно-методический комплекс.
• Ноутбук, проектор, колонки
• Диск «Большая детская энциклопедия»
• Диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»
• Счетные палочки
• Счетный материал
• Геометрические фигуры
• Линейка-трафарет
• Лента цифр
• Раздаточный материал
• Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10)
• Мозаики
• Пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов
• Карточки с изображением цифр
• Циферблат часов
• Калькулятор
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.