МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА
ШУМИЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
|
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ Шумилинской СОШ _____________ Сакменнова В.В.. Приказ от«30» августа 20 19 г. №77
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету _______ОДНКНР
основное общее образование , 9 класс
Количество часов 34ч Уровень базовый_____
Учитель Симонова Ирина Стефановна
Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования по истории, ООП ООО МБОУ Шумилинской СОШ, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО) и Учебным планом МБОУ Шумилинской СОШ.
2019
Планируемые результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Личностные результаты:
- в рамках воспитания российской гражданской идентичности: уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его культуре, вере, к культуре, религии, традициям, ценностям народов России;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
3. Смысловое чтение.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Предметные результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Выпускник научится:
- систематизировать материал из разных источников по духовно-нравственной культуре народов России;
- характеризовать суть понятий: духовность, нравственность, вера, менталитет, мировоззрение, коллективный разум, религия, культура, быт, этнос, нация, народ, ареал, национальный характер, душа, образ жизни, коллективное поведение, индивидуальность, национальный этикет, традиции, ритуалы, обряды, обычаи, привычки, этика, межнациональное общение, мировосприятие, духовные ценности симбиоз культур, культурная миграция и др. и применять их в практической деятельности;
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
- объяснять закономерности развития российской духовно-нравственной культуры и её особенностей, сформировавшихся в процессе исторического развития страны;
сопоставлять особенности духовно-нравственных ценностей России с духовно-нравственными ценностями народов и обществ Востока и Запада;
- давать оценку событиям и личностям, оставившим заметный след в духовно-нравственной культуре нашей страны;
- объяснять, как природно-географические и климатические особенности России повлияли на характер её народов, выработали уникальный механизм их взаимодействия, позволяющий сохранять свою самобытность и одновременно ощущать себя частью единого многонационального народа Российской федерации
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать развитие представлений о морали, нравственности, духовных ценностях России с аналогичными процессами в зарубежных странах; объяснять, в чем заключаются общие черты, а в чем - особенности;
- применять знания по духовно-нравственной культуре России в научной деятельности и в повседневной жизни;
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений духовной культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной духовной культуры
нравственной культуры народов России» История религий народов России
9 КЛАСС (35 ч.)
Раздел I. История Православия(4 часа)
История возникновения Православия. Ветхозаветные пророчества о Мессии. Земная жизнь Иисуса Христа.
Возникновение и первые века христианской Церкви. Вселенские соборы. Арианская ересь. Монофизитские споры. Символ веры. Несторианство. Иконоборчество. Возникновение монашества. Понятие Церковного Предания. Византия и Западная Европа. Православие и Католичество. Великая Схизма 1054 года.
Православие в России.Крещение Руси 988 год. Князь Владимир и княгиня Ольга. Периодизация российской церковной истории. Раскол 17 век. Старообрядчество. Роль русских монастырей в созидании русской нации. Феномены святости и
старчества. Синодальный период РПЦ. Церковь в советское время. Восстановление Патриаршества 1917 год. Православие как культурообразующая религия России.
Раздел II. Духовные основы Православия(12 часов)
Особенности вероучения Православия. Священные тексты: Библия. Евангелие. Церковное предание. Церковное
богослужение. Литургия. Годовой праздничный цикл. Посты. Пасха. Двунадесятые праздники. Православный храм и его символика. Богословие, иконы. Церковные таинства. О церковных таинствах, что они собой представляют, их смысл и значение. Крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Зачем нужна исповедь, почему нужно исповедоваться. Культура и «наука» исповеди.
Молитва в Православной церкви. Значение и духовный смысл молитвы. Молитва – основное духовное делание
христианина. Молитвенный опыт святых, хранимый Церковью. Молитва в жизни современного человека.
Монашество и духовничество в Православной церкви. Пути достижения и плоды духовной жизни. О сущности, задачах и роли монастырей. О духовничестве, старчестве, духовном наставничестве. Непростой выбор монашеского пути. Роль монашества в русской истории и духовной жизни.
Семейное воспитание. Христианская семья. Христианское воспитание детей. Целомудрие и чистота, их значение в жизни, влияние на здоровье, потомство, и духовное и физическое состояние. Воспитание и развитие целостной личности, устроение достойной, полноценной жизни в современных условиях.
Православное Искусство. Икона, иконопочитание, иконопись. Фреска. Церковное пение. Православие в русской художественной литературе. Церковно-славянский язык. Церковная архитектура: монастыри и храмы.
Обобщающий урок
Раздел III. История ислама (2 часа)
История возникновения ислама.Возникновение ислама. Домусульманская Аравия. Политеизм племен Аравийского полуострова. Мекка – центр религиозной жизни арабов.Влияние на характер ислама доисламских древних верований и культов, иудаизма, христианства и маздеизма. Жизнь и проповеди пророка Мухаммада. Возникновение ислама, начало VII века. Распространение ислама. Арабский халифат. Общая характеристика ислама. Религиозная организация ислама. Направления ислама. Мечеть ‒ мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение.
Исламское духовенство – совокупность лиц, связанных с отправлением культа. Культ в исламе. Культ святых, культ предков, паломничество и поклонение могилам святых.
Ислам в России. Появление ислама в России в Поволжье, Приуралье, на Северном Кавказе и в Сибири. Утверждение ислама на территории России в начале X в. Распространение нового учения проповедниками ислама в Волжской Булгарии, 631 г. Процесс исламизации населения Нижнего и Среднего Поволжья, 631-922 г.г. Принятие ислама в качестве государственной религии в Волжской Булгарии. Мусульманское население России: татары, башкиры, крымские татары, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, кабардинцы и другие. Учреждение Магометанского духовного управления в Оренбурге, 1788 г. Создание Духовного управления в Крыму, 1794 г. Открытие первой мусульманской типографии в Казани в 1802 г. Возрождение ислама с конца 1980-х гг. Создание Московского муфтията, 1990-е гг. Верховный муфтий Равиль Гайнутдинов. Создание массового общероссийского общественно-политического движения «Мусульмане России», 1996 г., в Дагестане. Ислам в современной России.
Раздел IV. Духовные основы ислама(14 часов)
Основы вероучения. Введение в исламскую духовную традицию. Догматические положения ислама. Пять столпов ислама: шахада, намаз, ураза, закят, хадж. Шариат – свод Божественных повелений и запретов мусульман. Священные книги. Коран – священная книга ислама. Сунна – мусульманское Священное Предание.Семейное воспитание и образование. Семья – центр религиозных традиций и обрядов мусульман. Институт брака и семьи одна из высших ценностей мусульман. Родители и дети. Отношение к матери. Мусульманское образование. Воспитательная роль медресе.
Быт, обычаи, традиции. Намаз (молитва) и посещение мечети. Никах – религиозный свадебный обряд. Джаназа-намаз и похороны – погребальный обряд. Пищевые запреты в исламе. Мужская и женская одежда мусульман. Цвет одежды. Запрещенные виды одежды.
Праздники.Счет исламского летоисчисления. Лунный календарь. Лунный год мусульман. Главные праздники. Ид аль-Фитр – конец великого исламского поста рамадана. Ид аль-Адха – окончание хаджа. Хиджра – исламский новый год. День рождения Мухаммеда – памятное торжество, посвященное жертвоприношению Иссака пророком Авраамом. Лейлят аль-Мирадж – Ночь вознесения. Лейлят аль-Кадр – Ночь могущества, первое откровение пророка. Ночь благословения – чествовании памяти историй из жизни пророка. Особенности празднования. Прочие праздники: Рождение ребенка, Жертвоприношение. Ахник – помазание уст младенца соком с пожеланием здравия; Акику – ритуальное обритие ребенка на седьмой день после рождения; наречение; Бисмиллу – произнесение над ребенком особой заклинательной формулы из Корана.
Искусство. Вклад мусульман в мировую архитектуру. Архитектура и устройство мечети. Типы мечетей. Мечеть Омара в Иерусалиме, мечеть Ибн-Тулуна, мечеть султана Хасана, мавзолей династии Саманидов, дворец-крепость Альгамбра, мавзолей Тадж-Махал, мечети Шах-Заде и Сулеймание, мечеть Селимийе. Мусульманская каллиграфия. Стили классического арабского письма. Искусство миниатюры. Бумага, краски, кисть. Гончарное искусство. Архитектурная керамика: узорная кирпичная кладка, резная терракота, майоликовая многоцветная облицовка зданий. Голубая мечеть в Стамбуле, Некрополь Шахи-Зинда, архитектура восточных дворцов. Ковроткачество: персидские, азербайджанские, туркменские и турецкие ковры.
курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
9 КЛАСС (34 ч)
№ |
Наименование раздела и темы |
Общее количество часов |
Формы контроля |
1. |
История Православия |
4 часа |
Опрос |
2. |
Духовные основы Православия
|
12 часов |
Тест |
3. |
История ислама
|
2 часа |
Работа над проектом |
4. |
Духовные основы ислама
|
14 часов |
|
|
Итоговый урок. Защита проекта |
2 ч |
|
|
Итого |
34 |
|
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета
«ОДНКНР. Основы православной культуры»
9 класс
34 часа (1 час в неделю)
№ п/п |
Тема |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
История Православия(4 часа) |
|
|
1 |
История возникновения Православия |
04.09 |
|
2 |
Возникновение и первые века христианской Церкви. Вселенские соборы. |
11.09 |
|
3 |
Возникновение монашества |
18.09 |
|
4 |
Православие как культурообразующая религия России |
25.09 |
|
|
Духовные основы Православия(12 часов)
|
|
|
5 |
Особенности вероучения Православия. Священные тексты: Библия. Евангелие. |
02.10 |
|
6 |
Церковное богослужение. Литургия. |
09.10 |
|
7 |
Годовой праздничный цикл. Посты. Пасха. Двунадесятые праздники. |
16.10 |
|
8 |
Православный храм и его символика. |
23.10 |
|
9 |
Церковные таинства. |
30.10 |
|
10 |
Молитва в Православной церкви. |
13.11 |
|
11 |
Монашество и духовничество в Православной церкви. |
20.11 |
|
12 |
Семейное воспитание. Христианская семья. Христианское воспитание детей. |
27.11 |
|
13 |
Православное Искусство. Иконы. Церковная архитектура: монастыри и храмы. |
04.12 |
|
14 |
Церковное пение. |
11.12 |
|
15 |
Православие в русской художественной литературе. Церковно-славянский язык. |
18.12 |
|
16 |
Обобщающий урок по разделу « Духовные основы Православия» |
25.12 |
|
|
История ислама (2 часа)
|
|
|
17 |
Возникновение ислама. Жизнь и проповеди пророка Мухаммада. Исламское духовенство. |
15.01 |
|
18 |
Ислам в России. |
22.01 |
|
|
Духовные основы ислама(14 часов) |
|
|
19 |
Основы вероучения. Введение в исламскую духовную традицию. |
29.01 |
|
20 |
Шариат – свод Божественных повелений и запретов мусульман. Священные книги. Коран. |
05.02 |
|
21 |
Семейное воспитание и образование. Семья |
12.02 |
|
22 |
Быт, обычаи, традиции. Намаз (молитва) и посещение мечети. Никах. |
19.02 |
|
23 |
Пищевые запреты в исламе. |
26.02 |
|
24 |
Мужская и женская одежда мусульман. Запрещенные виды одежды.
|
04.03 |
|
25 |
Праздники. Счет исламского летоисчисления. |
11.03 |
|
26 |
Искусство. Вклад мусульман в мировую архитектуру. |
18.03 |
|
27 |
Архитектура и устройство мечети. Типы мечетей. |
01.04 |
|
28 |
Мусульманская каллиграфия. Стили классического арабского письма. |
08.04 |
|
29 |
Искусство миниатюры. |
15.04 |
|
30 |
Гончарное искусство. Архитектурная керамика |
22.04 |
|
31 |
Ковроткачество: персидские, азербайджанские, туркменские и турецкие ковры.
|
29.04 |
|
32 |
Защита проектов. |
06.05 |
|
33 |
Защита проектов |
13.05 |
|
34 |
Итоговый урок по курсу ОДНКНР |
20.05 |
|
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
И.С. Симонова
Приложение 3
Лист корректировки рабочей программы
.
№ урока из КТП |
Тема урока по КТП |
Дата по плану |
Вид коррек-тировки
|
Причина коррек-тировки
|
Дата коррек-тировки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
заместитель директора по УВР Директор школы:
___________________(Симонова И.С.) __________________( .)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.