РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АРКТИКОВЕДЕНИЕ
(название учебного предмета, курса, дисциплины, (модуля)
начальное общее образование
(уровень образования: начальное общее образование,
основное общее образование, среднее общее образование)
духовно нравственное направление
(форма организации внеурочной деятельности)
2А, 2В
(класс)
2022/2023
учебный год
Составители:
*********
учитель начальных классов,
соответствие занимаемой должности
*********
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«АРКТИКОВЕДЕНИЕ»
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Арктиковедение» обучающийся научится:
- в соответствии с учебной задачей находить на географической карте объекты;
- описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы Арктики, выделять их существенные признаки;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных Арктики, занесенных в Красную книгу;
- называть города, расположенные в Арктической зоне;
- рассказывать об образе жизни, обычаях и традициях народов Крайнего Севера;
- называть имена наиболее известных исследователей Арктики, рассказывать об их вкладе в развитие этого региона;
- называть имена живописцев Арктики и воспринимать их произведения;
- моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Арктиковедение» обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы Арктики и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
- проявлять уважение к народам, населяющим Арктику, к их истории, обычаям, культуре, языку;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности в Арктике.
Результаты реализации программы курса «Арктиковедение» внеурочной деятельности распределяются по трём уровням:
Результаты первого уровня (приобретение социально значимых знаний): получение школьниками знаний об Арктике – её природе, культуре коренных народов, истории исследования и освоения, её современном значении.
Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений): получение обучающимися опыта переживания и формирование позитивных отношений к базовым ценностям общества.
Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного социально значимого действия): создание условий для получения обучающимися опыта самостоятельного участия в общественной жизни.
Содержание курса внеурочной деятельности
«АРКТИКОВЕДЕНИЕ»
Содержание |
Формы проведения занятий |
I раздел. Царство снега и льда (9 ч) |
|
Арктика на карте Архангельской области. Моря Северного Ледовитого океана: Белое, Баренцево и Карское. Морские заливы - губы на их побережьях. Острова, расположенные в устье Северной Двины. |
- работа с географической картой; - работа со словарём справочником для младших школьников (Архангельская область); - работа с «Арктической азбукой»; - фотовыставка «Студеное море седой океан!»; - составление ребусов, кроссвордов; - составление рассказов о море от лица людей разных профессий; - игра-путешествие «По морям, по волнам»; |
Климатические условия в Арктике. Полярный день и полярная ночь. Дрейф льда. |
- работа с глобусом и картой; - работа со словарём справочником для младших школьников (Архангельская область); - работа с «Арктической азбукой»; - изготовление макета «На дрейфующих льдах Арктики»; |
Архангельск - первый морской порт России, город Воинской славы.
|
- работа с географической картой; - работа со словарём справочником для младших школьников (Архангельская область); - обзорная экскурсия по городу Архангельску; - виртуальная экскурсия «Архангельск - город Воинской славы»; - экскурсия в краеведческий музей; |
Северодвинск – центр судостроения. Интересные факты о городе и продукции его заводов.
|
- работа с географической картой; - работа со словарём справочником для младших школьников (Архангельская область); - обзорная экскурсия по городу Северодвинску; - виртуальная экскурсия «Как строят подводные лодки?» - экскурсия в краеведческий музей г. Северодвинска; |
Первый в мире арктический ледокол «Ермак». Первый атомный ледокол «Ленин». Современный ледокольный флот. |
- работа с «Арктической азбукой»; - создание коллективной работы «Сильнее льдов!»; - просмотр видеофильмов о ледоколах; |
II раздел. Покорение Арктики (6 ч) |
|
Старинные поморские суда (ёла, карбас, коч, шняка).
|
- работа со словарём справочником для младших школьников (Архангельская область); - работа с «Арктической азбукой»; - чтение и обсуждение сказки М. Иванова «кочка» (хрестоматия «Морянка»); - экскурсия в Северный морской музей; - составление вопросов для одноклассников по теме «Поморские суда»; |
Полярный исследователь - Владимир Александрович Русанов. Арктический капитан - Александр Степанович Кучин. |
- работа со словарём справочником для младших школьников (Архангельская область); - экскурсия в Северный морской музей; - виртуальный квест «По следам пропавшей экспедиции»; |
III раздел. Растительный мир Арктики (3 ч) |
|
Карликовая береза. Полярная ива. Ёрник. |
- работа со словарём справочником для младших школьников (Архангельская область); - работа с «Арктической азбукой»; - работа с гербарием; - сочинение сказок «Почему береза стала карликовой?»; - рисование и оформление выставки рисунков «Когда грибы деревьев выше»; |
IV раздел. Животный мир Арктики (10 ч) |
|
Морж. Внешний вид, отличительные признаки моржа и особенности его приспособления к окружающей среде.
|
- работа с «Арктической азбукой»; - работа со словарём справочником для младших школьников (Архангельская область); - просмотр видеофильмов о морже; - составление визитной карточки моржа; - изготовление фигурки моржа (лепка, папье-маше); - создание макета «Лежбище моржей»; |
Тюлень. Внешний вид, отличительные признаки тюленя и особенности его приспособления к окружающей среде. Памятник тюленю в Архангельске. |
- работа со словарём справочником для младших школьников (Архангельская область); - работа с «Арктической азбукой»; - просмотр видеофильмов о тюлене; - экскурсия к памятнику тюленю в Архангельске; - составление сообщения для экскурсии «Памятник тюленю»; |
Единорог арктических морей Нарвал. Внешний вид, отличительные признаки нарвала и особенности его приспособления к окружающей среде. Нарвал - символ Национального парка «Русская Арктика» |
- работа с «Арктической азбукой»; - просмотр видеофильмов о нарвале; - рисование (аппликация) и оформление выставки «Единорог арктических морей»;
|
Пернатые обитатели Арктики Внешний вид, отличительные признаки бургомистра, гаги, люрика, кайры. |
- работа со словарём справочником для младших школьников (Архангельская область); - работа с «Арктической азбукой»; - просмотр видеофильмов о пернатых обитателях Арктики; - составление сказки о птицах Арктики; - разгадывание и составление ребусов; - участие в акции «Кафе для пернатых»; |
Обитатели Арктики. Экологический проект «Письма животным». |
- оформление конвертов; - написание писем животным; - составление анкеты животного; |
V раздел. Коренное население Арктики (5 ч) |
|
Коренные жители Севера Народы, проживающие в Арктике (ненцы, эскимосы, чукчи). Традиционное занятие народов Крайнего Севера (рыболовство, оленеводство, охота).
|
- работа с географической картой; - работа со словарём справочником для младших школьников (Архангельская область); - работа с «Арктической азбукой»; - просмотр видеофильмов о коренных жителях Арктики; - разгадывание и составление ребусов; - рисование традиционных узоров народов Крайнего Севера; - составление рассказа о путешествии каюра на оленьей упряжке; - составление правил подвижной игры «Олени и пастухи»; |
Традиционные жилища кочевых народов Севера. Особенности жилищ ненцев, чукчей и эскимосов (чум, яранга, иглу). |
- работа со словарём справочником для младших школьников (Архангельская область); - работа с «Арктической азбукой»; - просмотр видеофильмов о традиционных жилищах кочевых народов Севера; - изготовление макетов жилищ кочевых народов Севера; |
Итоговое занятие (1 ч) |
|
Промежуточная аттестация |
Проект «Эта удивительная Арктика!» - оформление портфеля достижений обучающегося; лэпбука; итоговый праздник «Мы знаем и любим Арктику!». |
Тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Используемые электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 раздел. Царство снега и льда |
9 |
1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/08/01/arktika-tsarstvo-snega-i-lda-konspekt-uroka-i 2. https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokam-kraevedeniya-1724752.html 3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/04/07/arkhangelsk-gorod-voenskoy-slavy |
|
1 |
Студеное море – седой океан! |
|
|
2 |
Студеное море – седой океан! |
|
|
3 |
Таинственная Арктика. |
|
|
4 |
Архангельский город – всему морю ворот |
|
|
5 |
Архангельский город – всему морю ворот |
|
|
6 |
Архангельский город – всему морю ворот |
|
|
7 |
Город у Белого моря |
|
|
8 |
Город у Белого моря |
|
|
2 чет 9 |
Сильнее льдов! |
|
|
2 раздел. Покорение Арктики |
6 |
1.https://uchitelya.com/istoriya/19178-prezentaciya-tradicii-i-obychai-pomorov.html 2.https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2019/09/19/prezentatsiya-po-okruzhayushchemu-miru-na-temu-pomory |
|
10 |
Как ходили поморы по Белому морю |
|
|
11 |
Как ходили поморы по Белому морю |
|
|
12 |
Как ходили поморы по Белому морю |
|
|
13 |
Покорители ледовых пустынь |
|
|
14 |
Покорители ледовых пустынь |
|
|
15 |
Покорители ледовых пустынь |
|
|
3 раздел. Растительный мир Арктики |
3 |
1.https://infourok.ru/urok-po-okruzhayuschemu-miru-arktika-klass-1180012.html |
|
16 |
Карликовая береза. |
|
|
3 чет 17 |
Полярная ива. |
|
|
18 |
Ёрник |
|
|
4 раздел. Животный мир Арктики |
10 |
1.https://infourok.ru/prezentaciya-zhivotnyj-mir-arktiki-5658199.html 2.https://myslide.ru/presentation/skachat-arktika-i-eyo-obitateli |
|
19 |
Морж |
|
|
20 |
Морж |
|
|
21 |
Морж |
|
|
22 |
Тюлень |
|
|
23 |
Тюлень |
|
|
24 |
Единорог арктических морей |
|
|
25 |
Пернатые обитатели Арктики: бургомистр, гага |
|
|
26 |
Пернатые обитатели Арктики гагары, кайры. |
|
|
27 |
Обитатели Арктики |
|
|
28 |
Обитатели Арктики |
|
|
5 раздел. Коренное население Арктики |
5 |
1.https://arctic-children.com/article/portret-na-belom-fone/ 2.https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-korennie-narodi-severa-2071167.html 3.https://infourok.ru/przentaciya__zhilische_narodov_severa-179289.htm |
|
29 |
Коренные жители Севера (ненцы) |
|
|
30 |
Коренные жители Севера (эскимосы, чукчи). |
|
|
31 |
Традиционное занятие народов Крайнего Севера |
|
|
32 |
Традиционные жилища кочевых народов Севера |
|
|
33 |
Традиционные жилища кочевых народов Севера |
|
|
Итоговое занятие |
1 |
|
|
34 |
Промежуточная аттестация. Проект. Эта удивительная Арктика! |
|
|
Дополнение
к курсу внеурочной деятельности
АРКТИКОВЕДЕНИЕ
(название учебного предмета, курса, дисциплины, (модуля)
начальное общее образование
(уровень образования: начальное общее образование,
основное общее образование, среднее общее образование)
2А, 2В
(класс)
2022/2023
учебный год
(Основание: Приказ _______________________________________________________________________
№ «____», от «___»______________ 20___ г.)
Корректировка
тематического планирования
№ урока по плану |
№ урока в соответствии с изменениями |
Название темы урока |
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.