ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Финансовая грамотность» составлена на основе:
1. Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Учебного плана ГБОУ «Образовательный Центр "Бухта Казачья"» и НОО ООО на 2020-2021 учебный год;
3. Положения о рабочей программе, утверждённого приказом №1 от 30.08.17г.
4. «Сборника программ внеурочной деятельности. Начальная школа». Составитель О. М. Корчемлюк, 2013, Григорьева Д. В., Степанова П. В.. пособия Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников», 2014 и пособия Горячева А.В., Иглиной Н.И. «Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе», 2015.
5.Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ «Образовательный Центр «Бухта Казачья».
6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 “О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
Место учебного предмета в учебном плане
Учебным планом ГБОУ «Образовательный Центр «Бухта Казачья» предусмотрено изучение курса «Финансовая грамотность» в 3 классе в объеме – 34 часа в год, 1 час в неделю (при 34 учебных неделях).
Учебно – методическое обеспечение
С. Федин Финансовая грамотность – Москва Вита, 1,2 часть, 2018.
Ю. Корлюгова Программа « Финансовая грамотность» - Москва, Вита, 2018.
Ю. Корлюгова Методические рекомендации для учителя – Москва, Вита, 2018.
Ю. Корлюгова Контрольно – измерительные материалы – Москва, Вита,2018.
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» — http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/
index.html.
Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru
Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru
Содержание курса (34 ч )
Курс открывается темой «Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которой ребятам впервые предлагается сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.
Изучение курса продолжается в теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок», которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.
Следующая тема программы«Какие деньги были раньше в России» формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах. Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.
Следующая тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Продолжает изучение курса тема «На что тратятся деньги» Люди постоянно тратятденьги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Следующая тема для изучения « Как умно управлять своими деньгами» Здесь даются понятия : бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы курса «Финансовая грамотность» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
*осознание себя как члена семьи, общества и государства;
*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
* развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
*понимать цели своих действий;
*составлять простые планы с помощью учителя
*проявлять познавательную и творческую инициативу;
*оценивать правильность выполнения действий;
*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
*составлять текст в устной и письменной формах;
*слушать собеседника и вести диалог;
*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
*понимать и правильно использовать экономические термины;
*иметь представление о роли денег в семье и обществе;
*уметь характеризовать виды и функции денег;
*знать источники доходов и направлений расходов семьи;
*уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет4
Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения4
*проводить элементарные финансовые расчеты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия |
Тема занятия |
Теоретическая Часть |
Практическая часть |
Форма занятия |
Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают |
||||
1-4 |
Что такое деньги и откуда они взялись. |
1 |
3 |
Беседа |
5-8 |
Рассмотрим деньги поближе. |
1 |
3 |
Беседа, практические занятия. |
9-12 |
Защита от подделок |
1 |
3 |
Беседа, дискуссия |
13-16 |
Какие деньги были раньше в России. |
1 |
3 |
Беседа, практические занятия |
17-18 |
Современные деньги России и других стран. |
1 |
1 |
Сюжетно – ролевая игра |
Тема 2. Из чего складываются доходы в семье. |
||||
19-22 |
Откуда в семье деньги. |
1 |
3 |
Беседа, практические занятия, ситуационная игра |
Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать. |
||||
23-26 |
На что тратятся деньги. |
1 |
3 |
Беседа, практические занятия, ситуационная игра |
Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. |
||||
27-30 |
Как умно управлять своими деньгами |
1 |
3 |
Беседа, практические занятия, сюжетно – ролевая игра |
31-34 |
Как делать сбережения.
|
1 |
3 |
Беседа, практические занятия |
|
Итого часов: 34 |
|
|
|
«Утверждено»
Директор
ГБОУ ОЦ «Бухта Казачья»
___________/Донцовой Т.В./ от «____» __________2020 г.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Универсальные учебные действия |
|||
План |
Факт |
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
||
1 |
|
|
Что такое деньги и откуда они взялись |
У обучающегося будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
|
Обучающиеся получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир; обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю; приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; получат возможность осознать своё место в мире; познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире; получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитыват разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
|
Обучающийся научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
|
2 |
|
|
Что такое деньги и откуда они взялись
|
|||
3 |
|
|
Что такое деньги и откуда они взялись
|
|||
4 |
|
|
Что такое деньги и откуда они взялись
|
|||
5 |
|
|
Рассмотрим деньги поближе. |
|||
6 |
|
|
Рассмотрим деньги поближе. |
|||
7 |
|
|
Рассмотрим деньги поближе. |
|||
8 |
|
|
Рассмотрим деньги поближе. |
|||
9 |
|
|
Защита от подделок. |
|||
10 |
|
|
Защита от подделок. |
|||
11 |
|
|
Защита от подделок. |
|||
12 |
|
|
Защита от подделок. |
|||
13 |
|
|
Какие деньги были раньше в России. |
|||
14 |
|
|
Какие деньги были раньше в России. |
|||
15 |
|
|
Какие деньги были раньше в России. |
|||
16 |
|
|
Какие деньги были раньше в России. |
|||
17 |
|
|
Современные деньги России и других стран. |
|||
18 |
|
|
Современные деньги России и других стран. |
|||
19 |
|
|
Откуда в семье деньги. |
|||
20 |
|
|
Откуда в семье деньги. |
|||
21 |
|
|
Откуда в семье деньги. |
|||
22 |
|
|
Откуда в семье деньги. |
|||
23 |
|
|
На что тратятся деньги |
|||
24 |
|
|
На что тратятся деньги |
|||
25 |
|
|
На что тратятся деньги |
|||
26 |
|
|
На что тратятся деньги |
|||
27 |
|
|
Как умно управлять своими деньгами. |
|||
28 |
|
|
Как умно управлять своими деньгами. |
|||
29 |
|
|
Как умно управлять своими деньгами. |
|||
30 |
|
|
Как умно управлять своими деньгами. |
|||
31 |
|
|
Как делать сбережения. |
|||
32 |
|
|
Как делать сбережения. |
|||
33 |
|
|
Как делать сбережения. |
|||
34 |
|
|
Как делать сбережения. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.