1. Пояснительная записка.
1.1. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 6 «А» класса составлена на основе:
— авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
— Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,
— Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
1.2. Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Рабочая программа предназначена для 6 класса, рассчитана на 17 часов (1 час в 2 недели) и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствие с Планом работы школы на 2020 – 2021 учебный год. Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения образовательной программы за четверти. Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой. Виды и приёмы контроля могут быть: письменные, устные, беседы, устное тестирование.
1.3. Психолого-педагогическая характеристика 6 «А» класса. Учёт особенностей вида образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1.4 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:
· умение грамотно распоряжаться деньгами;
· овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, социальные выплаты.
1.5.Используемые педагогические технологии.
Для реализации программы используются следующие технологии:
· Классно – урочная технология обучения – обеспечивает системное усвоение учебного материала и накопление знаний умений и навыков.
· Игровая технология – способствует освоению новых знаний на основе применения знаний умений и навыков на практике, в сотрудничестве. На уроках используются ролевые, компьютерные, дидактические игры.
· Здоровьесберегающая технология - обеспечивает возможность сохранения здоровья, формирует необходимые знания умения и навыки по здоровому образу жизни.
· Личностно-ориентированная технология нацелена на раскрытие и развитие личностных качеств ребёнка.
· Технология ИКТ - обеспечивает использование Интернет-ресурсов, электронных дисков, создание и защиту презентаций.
· Тестовая технология – используются как форма контроля знаний на разных этапах получения знаний.
1.6. Используемый учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы, а также дополнительно используемые информационные ресурсы
Используемый учебно-методический комплект:
Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего:
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций. / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразовательных организаций. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
В качестве дополнительной литературы используется:
Начала экономики. Учебное пособие для внеурочной работы 5-6 классах общеобразовательных организаций./ И.В. Ермакова, Т.А. Протасевич. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015.
Интернет-источники способствующие реализации программы :
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru;
3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota- i-zarplata;
4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo. ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
5. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. — http:/ www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)
1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
2. http://www.banki.ru/products/deposits/
3. http://www.sravni.ru/vklady/
4. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html
5. http://www.ndscalc.ru/
2. Содержание курса внеурочной деятельности.
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
Виды денег. Функции современных денег. Преимущества и недостатки разных видов денег. Центральный банк. Золотой запас страны, валюта. Изготовление фальшивых денег — преступление. Понятие «семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что такое собственность? Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве. Анализ рационального использования семейного имущества. Основные пути экономии. Тепло. Электричество. Вода. Показатели ведения семейного хозяйства. Виды финансовых документов для ведения семейного хозяйства. Личный финансовый план. Состав потребительской корзины. Стоимость потребительских корзин разных групп населения. Как рассчитать стоимость потребительской корзины. Что такое прожиточный минимум. Что такое бюджет? Структура бюджета. Тип бюджета. Планирование бюджета семьи. Классификация доходов и расходов школьника. Источники доходов. Регулярный и нерегулярный доход. Труд как основной источник дохода. Расходы желательные и обязательные.
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Мошенничество с пластиковыми картами. Мошенничество с кредитами. Финансовые пирамиды. Как избежать мошенничества. Основные принципы принятия оптимальных финансовых решений в условиях потенциального риска мошенничества. Куда необходимо обратиться при столкновении с мошенничеством. Мера ответственности государства в случае финансового мошенничества. Страхование имущества, здоровья, жизни. Страховая компания. Страховой полис. Принципы работы страховой компании.
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
Социальные пособия. Ситуации, при которых выплачиваются пособия. Что такое налоги. Налоги прямые и косвенные. Налогоплательщик. Объект налогообложения. Куда идут наши налоги. Что такое пенсия, от чего зависит размер пенсии.
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Роль банков в рыночной экономике. Пассивные и активные операции банков. Денежные переводы. Счета и вклады. Кредитные продукты. Риски при чрезмерном увлечении кредитами. Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления. Польза и риски банковских карт. Принципы функционирования банка. Источники денег для выдачи кредитов, их стоимость. В каких случаях целесообразно брать кредит. Анализ последствий использования кредита при помощи личного финансового плана. Затраты по кредиту помимо процентной ставки. Ответственность заемщика перед банком. Проблемы, возникающие при задержке платежей по кредиту и в случае невозврата кредита. Кредитная история. Понятия «бизнес» и «предпринимательство». История возникновения предпринимательства. Индивидуальный предприниматель или бизнесмен. Собственный капитал. Характеристика видов предпринимательской деятельности. Структура бизнес – плана. Значение для успешного ведения бизнеса. Источники первоначального капитала.
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
№ п/п |
|
Название раздела, темы |
Общее количество часов |
1. |
|
Доходы и расходы семьи |
6 ч. |
2. |
|
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься |
2 ч. |
3. |
|
Семья и государство: как они взаимодействуют |
3 ч. |
4. |
|
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье |
5 ч. |
5. |
|
Что такое финансовая грамотность |
1 ч. |
6. |
|
ИТОГО |
17 ч. |
3. Календарно-тематическое планирование.
Дата |
№ урока |
Коли-чество часов |
Тема занятия |
Планируемые результаты |
Виды и формы контроля |
|||
По учебному плану |
Факти-чески |
С начала года |
По теме |
Освоение предметных знаний |
УУД |
|||
Доходы и расходы семьи (6 ч.) |
||||||||
|
|
1 |
1 |
1 |
Роль денег в нашей жизни. Современные деньги в России |
• Перечислять виды денег. • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. • Составлять и решать задачи с денежными расчётами. • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. • Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк. • Знать, что золотой запас страны, валюта. • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление. |
Личностные: • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете. • Метапредметные: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты). Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Познавательная беседа «Деньги». |
|
|
2 |
2 |
1 |
Понятие «Семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что такое собственность? |
• Давать определение понятиям «семейное хозяйство», «собственность». •Определять принципы рационального использования семейного имущества, показатели ведения семейного хозяйства. •Знать виды финансовых документов для ведения семейного хозяйства. |
Познавательная беседа «Частная собственность», составление схем и отгадывание кроссворда. |
|
|
|
3 |
3 |
1 |
Финансовое благополучие семьи. Ресурсосбережение - основа финансового благополучия. |
•Знать, кто такой хозяин и какой хозяин является рачительным. •Давать определения понятиям «ресурсы», «блага». •Уметь классифицировать виды благ. •Формирование представления о благах человека и потреблении, полезности и ограниченности ресурсов. •Знать основные пути экономии ресурсов (воды, тепла, электричества). |
Эссе « Ресурсосбережение - основа финансового благополучия ». |
|
|
|
4 |
4 |
1 |
Потребительская корзина. Товары потребительского назначения: длительного пользования, краткосрочного пользования и бытовые услуги. Дисконтные карты. |
•Умение формировать состав потребительской корзины. •Определять стоимость потребительских корзин разных групп населения. •Знать, что такое прожиточный минимум. •Объяснять причины, по которым люди делают покупки. •Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
|
Викторина «Предметы первой необходимости и товары длительного пользования». |
|
|
|
5 |
5 |
1 |
Бюджет семьи. |
•Составлять семейный бюджет на условных примерах. • Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. • Объяснять причины, по которым люди делают сбережения. • Описывать формы сбережений. • Описывать последствия превышения расходов над доходами. • Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги. |
Игра «Управляем денежными средствами семьи», построение схем и диаграмм, разработка с родителями пунктов экономии семейного бюджета. . |
|
|
|
6 |
6 |
1 |
Рациональный бюджет школьника. Сколько стоит ученик? |
•Составлять свой личный бюджет. •Понимать, что такое регулярный и нерегулярный доход. •Сопоставлять свои доходы и расходы и принимать решения. |
Составление своего личного бюджета. |
|
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (2 ч.) |
||||||||
|
|
7 |
1 |
1 |
Что такое финансовое мошенничество. |
• Давать определение понятию «финансовое мошенничество». • Владеть основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в условиях потенциального риска мошенничества. • Знать, куда необходимо обратиться при столкновении с мошенничеством; какова мера ответственности государства в случае финансового мошенничества. |
Личностные : • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в решении в особых жизненных ситуациях. Метапредметные: Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; Коммуникативные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Работа в группах по карточкам |
|
|
8 |
2 |
1 |
Чем поможет страхование. Страховой рынок России. |
•Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. • Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. • Сравнивать различные виды страхования. |
Познавательная беседа «Чем поможет страхование?» |
|
Семья и государство: как они взаимодействуют (3 ч.) |
||||||||
|
|
9 |
1 |
1 |
Социальные пособия. |
• Объяснять, почему существуют социальные выплаты. • Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий. • Находить информацию о социальных выплатах |
Личностные: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства. Метапредметные: Познавательные: формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты). Регулятивные: • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий.
|
Мини-исследование «Кто получает пособия в России». Викторина «Как влияют пособия на жизнь общества». |
|
|
10 |
2 |
1 |
Что такое пенсия и как сделать ее достойной. |
•Рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста. • Понимать, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость. |
Подготовка сообщений, беседа «От чего зависит размер пенсии». |
|
|
|
11 |
3 |
1 |
Какие налоги мы платим. Налоговая система РФ |
• Объяснять, почему государство собирает налоги. • Приводить примеры налогов. • Описывать, как и когда платятся налоги. • Описывать последствия невыплаты налогов для граждан. • Приводить примеры выплаты налогов в семье.
|
|
Мини-исследование «Кто такие физические лица, юридические лица и налогоплательщики?», подготовка презентации. |
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (5 ч.) |
||||||||
|
|
12-13 |
1-2 |
2 |
Банковские услуги |
•Приводить примеры банковских услуг. • Описывать условия вкладов и кредитов. • Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу. • Объяснять, почему и как страхуются вклады. • Находить информацию о вкладах и кредитах. • Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита. • Объяснять условия кредита, приводить примеры. • Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.
|
Личностные : •развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в решении своих финансовых проблем и проблем семьи. Метапредметные: Познавательные: • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Регулятивные: • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов». Деловая игра «Я хочу взять кредит».
|
|
|
14 |
3 |
1 |
Пластиковые карты. Правила пользования. |
• Объяснять принцип работы пластиковой карты. • Знать о пользе и рисках банковских карт. |
Викторина «Виды банковских карт». |
|
|
|
15-16 |
4-5 |
2 |
Собственный бизнес. |
•Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса. •Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес. • Объяснять, что такое бизнес-план. •Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки |
Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».
|
|
Что такое финансовая грамотность (1 ч.) |
||||||||
|
|
17 |
1 |
1 |
Конференция по курсу «Финансовая грамотность» |
•Пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме; подбирать иллюстративный материал к тексту своего выступления; •публично выступать; высказывать собственное мнение, суждения. |
Личностные: определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности. Метапредметные: Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
|
Подготовка сообщений, обсуждение докладов |
Лист корректировки рабочей программы (календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)
Предмет внеурочная деятельность «Финансовая грамотность»
Класс 6 «А»
Учитель Болотчева Е.В.
2020/2021учебный год
№ урока |
Даты по осн. КТП |
Даты проведения |
Тема |
Количество часов |
Причины корректировки |
Способ корректировки |
|
по плану |
дано |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«____» _________________________202___
Учитель __________________ ( )
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора ГБОУ школы №409 _____________________ Александрова И.В.
«____» ________________________202___
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.