Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мой Дагестан. Край, в котором я живу"

  • docx
  • 30.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по курсу _ Мой Дагестан. Край, в котором я живу_ 1 класс.docx

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ «ГОРОД МАХАЧКАЛА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42 им. Н. Гаджимагомедова»

Улица Восьмая Источная, д. 2, Махачкала, Республика Дагестан, 367014 Телефон: +7 (938) 781-32-44

E-mail: school_42_mchk@mail.ru ОКПО 49166212, ОГРН 1070560001830,ИНН/КПП0560034644/057301001

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

« Мой Дагестан. Край, в котором я живу»

на 2023-2024 уч.год

                                         1 классы

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Составила:

учитель начальных классов

Сиражудинова Р.М.

                                                                                        


Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Дагестан .Край в котором я живу.» краеведческой направленности разработана на основе:

Концепции  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России.    М.:

«Просвещение» 2010.

Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) под редакцией М.А. Гаджиева, Т.Н. Пресняковой. – М.: «Аст- Пресс Школа», 2023.

По типу данная рабочая программа является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле (нравственность, патриотизм); при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.

Программа «Мой Дагестан .Край в котором я живу.»  реализует духовно-нравственное и гражданско- патриотическое направление в развитии личности. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Она должна не только давать ученику систематизированные знания, но и научит его самого находить необходимые сведения о своем крае, прививать ответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Цели программы:

-познакомить учащихся с историка - культурным наследием Дагестана;

-сформировать черты патриотизма и гражданственности;

-воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии;

-расширение и углубление знаний, обучающихся о родном крае, его истории.

Задачи программы:

-формирование             и              сохранение             семейных             ценностей             и                                        традиций;

-активизация                                  поисковой                                 деятельности                                                        учащихся;

-формирование у школьников навыков информационной культуры;

-использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения;

-развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;

-способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

-расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

Основные направления:

-духовно-нравственное,

-научно-познавательное,

-патриотическое.

 

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление проектов, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.


Формы

проведения

занятий:

Экскурсия.

 

 

Конференции.

 

 

Уроки.

 

 

Работа с документами;

 

 

Интернет-ресурсами.

 

 

Исследовательская

 

деятельность.

Создание презентации «Мой Дагестан .Край в котором я живу.»

Принцип программы:

От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Содержание курса «Мой Дагестан .Край в котором я живу.»

 

1.      Самый южный регион России - 3ч.

2.      Рожденные в Дагестане – 4 ч

3.      Часовые степей – 3ч

4.      Рыбалка на Тереке – 3ч.

5.      Народности Дагестана ( кумыки) – 2 ч

6.      Народности Дагестана ( чеченцы) – 1 ч

7.      Дагестан – страна гор – 3 ч.

8.      Народности Дагестана ( аварцы) – 1ч

9.      Реки Дагестана – 1ч.

10.  Народности Дагестана ( лакцы) – 1ч.

11.  Народности Дагестана ( даргинцы) – 1 ч.

12.  Народности Дагестана ( агульцы) – 1 ч.

13.  Народности Дагестана ( табасаранцы) – 1 ч.

14.  Народности Дагестана ( рутульцы) – 1 ч.

15.  Народности Дагестана ( лезгины) – 1 ч.

16.  Перекресток цивилизаций – 1ч.

17.  Народности Дагестана ( азербайджанцы) – 1 ч.

18.  Урожай круглый год – 1ч

19.  История столицы Дагестана – 1ч.

20.  Дагестан – земля чемпионов – 1ч.

 

На изучения данного курса выделяется в неделю, 33 в год.

Планируемые результаты:

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

-основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

-ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой края.

При  достижении метапредметных результатов у  школьника  будут  сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

-различать способ и результат действия.

-проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

-оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

-осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

-выражать речь в устной и письменной форме;

-проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;-содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает: оценка достижений обучающихся участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, районного, всероссийского уровня; представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей печатных, фото и видеоматериалов в школьный музей; составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов; создание и презентация собственного проекта.

Механизм реализации программы:

На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки: играют в народные игры, исполняют хороводные игры, мастерят игровую и обрядовую атрибутику, посещают музеи, дагестанских старейшин. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на других уроках.


Тематический план

 

 

Темы занятий

Кол-

во часов

Дата

1

 Дружная компания героев

1

07.09

2

Самый южный регион России

1

14.09

3

С севера на юг

1

21.09

4

Рожденные в Дагестане

1

28.09

5

Дружба, проверенная веками

1

05.09

6

Команда с улицы Батырая

1

12.10

7

Маршрут путешествия

1

19.10

8

Часовые степей

1

26.10

9

Когда цветет Ногайская степь

1

09.11

10

Плоды наших степей

1

16.11

11

Рыбалка на Тереке

1

23.11

12

«А на окне наличники»

1

30.11

13

Поднять паруса!

1

07.12

14

Сон на спине буйвола. Закат на бархане Сарыкум

1

14.12

15

Где находится камень Солсы?

1

21.12

16

« Горные вершины спят во тьме ночной»

1

28.12

17

Мой дом -моя крепость

1

11.01


18

Что растет в горах?

1

18.01

19

« Папахи- вершин снеговых». На крыльях орлиных.

1

25.01

20

Каждая река к морю течет. Гидроэлектростанции.

1

01.02

21

«Куда спешишь мальчишка?» . Магия гончарного круга.

1

08.02

22

« Я б хотел иметь коня». Кубачи- село златокузнецов.

1

15.02

23

Гости из будущего.

1

22.02

24

Крепость семи братьев. Как ткут дагестанские ковры.

1

29.02

25

Космодром ожидает старта

1

07.03

26

Яблони в цвету

1

14.03

27

Город на холмах

1

21.03

28

Все дороги ведут в Дербент

1

04.04

29

Перекресток цивилизаций

1

11.04

30

Зерна граната.

1

18.04

31

Урожай круглый год

1

25.04

32

Сколько имен у Махачкалы

1

02.05

33

Дагестан – земля чемпионов

1

16.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Ш.А. Мирзоев. Культура и традиции народов Дагестана. Учебник для 4 класса. Махачкала: Лотос, 2009г

2. Зикрула Ильясов. Дагестан: Цифры и факты. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2005г.

3. С.Д.Алиев, Ю.Ю. Батий, М.С.Саидов. Люби, изучай свой край (Дагестан в вопросах и ответах). – Махачкала: Дагучпедгиз, 1989 г.

4. Г.И.Магомедов, М.И. Шурпаева. Литература народов Дагестана: Книга для чтения в начальных классах городских школ.Ч.1-я. – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2009г.

5. А.П.Задорожный (Васильченко). «Ах, Дагестан! Страна прекрасных гор…». Стихи.ru национальный сервер.

6.   Дагестан (Дмитрий Калюжный) / Стихи.ру - национальный сервер... stihi.ru2008/04/26/1832

7. http: wikitravel.org.ru.Дагестан

8. К.И.Пашаев, А.М. Дагаев и др. Атлас Республики Дагестан. География.9класс. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2005г.

 

 

 

Скачано с www.znanio.ru


 

Скачано с www.znanio.ru