
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ «ГОРОД МАХАЧКАЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42 им. Н. Гаджимагомедова»
Улица Восьмая Источная, д. 2, Махачкала, Республика Дагестан, 367014 Телефон: +7 (938) 781-32-44
E-mail: school_42_mchk@mail.ru ОКПО 49166212, ОГРН 1070560001830,ИНН/КПП0560034644/057301001
|
|
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
« Мой Дагестан. Край, в котором я живу»
на 2023-2024 уч.год
1 классы
Составила:
учитель начальных классов
Сиражудинова Р.М.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой Дагестан .Край в котором я живу.» краеведческой направленности разработана на основе:
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.:
«Просвещение» 2010.
Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) под редакцией М.А. Гаджиева, Т.Н. Пресняковой. – М.: «Аст- Пресс Школа», 2023.
По типу данная рабочая программа является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле (нравственность, патриотизм); при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.
Программа «Мой Дагестан .Край в котором я живу.» реализует духовно-нравственное и гражданско- патриотическое направление в развитии личности. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Она должна не только давать ученику систематизированные знания, но и научит его самого находить необходимые сведения о своем крае, прививать ответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
-познакомить учащихся с историка - культурным наследием Дагестана;
-сформировать черты патриотизма и гражданственности;
-воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии;
-расширение и углубление знаний, обучающихся о родном крае, его истории.
-формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;
-активизация поисковой деятельности учащихся;
-формирование у школьников навыков информационной культуры;
-использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения;
-развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;
-способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
-расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
-духовно-нравственное,
-научно-познавательное,
-патриотическое.
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление проектов, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
|
Формы |
проведения |
занятий: |
|
Экскурсия. |
|
|
|
Конференции. |
|
|
|
Уроки. |
|
|
|
Работа с документами; |
|
|
|
Интернет-ресурсами. |
|
|
|
Исследовательская |
|
деятельность. |
Создание презентации «Мой Дагестан .Край в котором я живу.»
От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Содержание курса «Мой Дагестан .Край в котором я живу.»
1. Самый южный регион России - 3ч.
2. Рожденные в Дагестане – 4 ч
3. Часовые степей – 3ч
4. Рыбалка на Тереке – 3ч.
5. Народности Дагестана ( кумыки) – 2 ч
6. Народности Дагестана ( чеченцы) – 1 ч
7. Дагестан – страна гор – 3 ч.
8. Народности Дагестана ( аварцы) – 1ч
9. Реки Дагестана – 1ч.
10. Народности Дагестана ( лакцы) – 1ч.
11. Народности Дагестана ( даргинцы) – 1 ч.
12. Народности Дагестана ( агульцы) – 1 ч.
13. Народности Дагестана ( табасаранцы) – 1 ч.
14. Народности Дагестана ( рутульцы) – 1 ч.
15. Народности Дагестана ( лезгины) – 1 ч.
16. Перекресток цивилизаций – 1ч.
17. Народности Дагестана ( азербайджанцы) – 1 ч.
18. Урожай круглый год – 1ч
19. История столицы Дагестана – 1ч.
20. Дагестан – земля чемпионов – 1ч.
На изучения данного курса выделяется 1ч в неделю, 33 в год.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
-основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
-различать способ и результат действия.
-проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
-оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
-осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
-выражать речь в устной и письменной форме;
-проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;-содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает: оценка достижений обучающихся участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, районного, всероссийского уровня; представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей печатных, фото и видеоматериалов в школьный музей; составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов; создание и презентация собственного проекта.
На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки: играют в народные игры, исполняют хороводные игры, мастерят игровую и обрядовую атрибутику, посещают музеи, дагестанских старейшин. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на других уроках.
|
№ |
Темы занятий |
Кол- во часов |
Дата |
|
1 |
Дружная компания героев |
1 |
07.09 |
|
2 |
Самый южный регион России |
1 |
14.09 |
|
3 |
С севера на юг |
1 |
21.09 |
|
4 |
Рожденные в Дагестане |
1 |
28.09 |
|
5 |
Дружба, проверенная веками |
1 |
05.09 |
|
6 |
Команда с улицы Батырая |
1 |
12.10 |
|
7 |
Маршрут путешествия |
1 |
19.10 |
|
8 |
Часовые степей |
1 |
26.10 |
|
9 |
Когда цветет Ногайская степь |
1 |
09.11 |
|
10 |
Плоды наших степей |
1 |
16.11 |
|
11 |
Рыбалка на Тереке |
1 |
23.11 |
|
12 |
«А на окне наличники» |
1 |
30.11 |
|
13 |
Поднять паруса! |
1 |
07.12 |
|
14 |
Сон на спине буйвола. Закат на бархане Сарыкум |
1 |
14.12 |
|
15 |
Где находится камень Солсы? |
1 |
21.12 |
|
16 |
« Горные вершины спят во тьме ночной» |
1 |
28.12 |
|
17 |
Мой дом -моя крепость |
1 |
11.01 |
|
18 |
Что растет в горах? |
1 |
18.01 |
|
19 |
« Папахи- вершин снеговых». На крыльях орлиных. |
1 |
25.01 |
|
20 |
Каждая река к морю течет. Гидроэлектростанции. |
1 |
01.02 |
|
21 |
«Куда спешишь мальчишка?» . Магия гончарного круга. |
1 |
08.02 |
|
22 |
« Я б хотел иметь коня». Кубачи- село златокузнецов. |
1 |
15.02 |
|
23 |
Гости из будущего. |
1 |
22.02 |
|
24 |
Крепость семи братьев. Как ткут дагестанские ковры. |
1 |
29.02 |
|
25 |
Космодром ожидает старта |
1 |
07.03 |
|
26 |
Яблони в цвету |
1 |
14.03 |
|
27 |
Город на холмах |
1 |
21.03 |
|
28 |
Все дороги ведут в Дербент |
1 |
04.04 |
|
29 |
Перекресток цивилизаций |
1 |
11.04 |
|
30 |
Зерна граната. |
1 |
18.04 |
|
31 |
Урожай круглый год |
1 |
25.04 |
|
32 |
Сколько имен у Махачкалы |
1 |
02.05 |
|
33 |
Дагестан – земля чемпионов |
1 |
16.05 |
1. Ш.А. Мирзоев. Культура и традиции народов Дагестана. Учебник для 4 класса. – Махачкала: Лотос, 2009г
2. Зикрула Ильясов. Дагестан: Цифры и факты. – Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2005г.
3. С.Д.Алиев, Ю.Ю. Батий, М.С.Саидов. Люби, изучай свой край (Дагестан в вопросах и ответах). – Махачкала: Дагучпедгиз, 1989 г.
4. Г.И.Магомедов, М.И. Шурпаева. Литература народов Дагестана: Книга для чтения в начальных классах городских школ.Ч.1-я. – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2009г.
5. А.П.Задорожный (Васильченко). «Ах, Дагестан! Страна прекрасных гор…». – Стихи.ru – национальный сервер.
6. Дагестан (Дмитрий Калюжный) / Стихи.ру - национальный сервер... stihi.ru›2008/04/26/1832
7. http: wikitravel.org.ru.Дагестан
8. К.И.Пашаев, А.М. Дагаев и др. Атлас Республики Дагестан. География.9класс. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2005г.
Скачано с www.znanio.ru
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.