Муниципальное общеобразовательное учреждение
Прибрежненская средняя школа
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Заместитель директора школы по УВР Директор школы__________ Н.М.Погодина
__________________________ Приказ № от августа 2016 г.
Протокол № ______ __________________ Н.М. Гончарова
от «____» __________________2016 г. «_____» ________________ 2016 г.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
для 5-7 класса «Мой край»
на 2016 – 2017 учебный год
Рабочую программу внеурочной деятельности составила: учитель истории и обществознания Фомина Ирина Викторовна.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Мой край» для занятий обучающихся 5-7 классов Муниципального общеобразовательного учреждения Прибрежненская средняя школа (далее – программа «Мой край» ) на основе:
разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России №1089 от 05.03.2004г.;
- Федерального базисного учебного плана, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.
- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
- Примерной программы внеурочной деятельности (под. ред. В.А. Горского.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-111 с.- (Стандарты второго поколения);
- Устава школы;
- Образовательной программы МОУ Прибрежненская СШ;
- Учебного плана МОУ Прибрежненская СШ по внеурочной деятельности
- Локальными и нормативными актами школы.
При разработке программы учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах общего образования. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися 5-7-х классов на основе программы «Мой край» играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры.
При составлении рабочей программы «Мой край» для учащихся 5-7-х учитывались следующие факторы:
КонцепцияМОУ Прибрежненская СШ, ее целевые ориентиры;
Образовательные потребности детей.
Особенности учащихся 5-7 классов (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации).
Уровень профессиональной компетентности кадрового потенциала, его возможности.
Состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.
Актуальность программы
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты в этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения образования – содержания, форм и методов воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально-ценными делами, к реализации прав и обязанностей. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, свой край, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Цель программы: Совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
-развитие учащихся 5-7-х классов как высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных и компетентных граждан;
-утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России
-формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков, преданности Родине и готовности к ее защите;
-воспитание любви к семье, семейным традициям, к своей «малой» Родине через поисково-краеведческую работу;
-повышение мотивации в социальной деятельности учащихся, их коммуникативной активности;
-воспитание молодого поколения в духе уважения к Конституции Российской Федерации, Российским законам, в соответствии с нравственными и духовными ценностями общества;
-привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
-воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;
-создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма
Представленная целостная программа разработана для учащихся 5-7-х классов. Реализация программы рассчитана на 1 год, объёмом в 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Занятия проводятся во второй половине дня. Место проведения занятий - учебные кабинеты, школьная музейная комната, районные и городские музеи, читальные залы школьной и сельской библиотеки, улицы села.
Форма организации внеурочной деятельности – объединение, форма добровольного объединения детей.
Программа имеет патриотическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Список используемой учебно-методической литературы:
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www .ipkps . bsu . edu . ru
Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1.
4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009.
5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
7. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
8. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
9. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 .
10. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
11. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
12. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. .
13. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010..
14.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010.
15. Шмидт С.О. “Краеведение – дело, значение которого не может быть преувеличено” – Памятники Отечества.– 1989. – № 1.
16. Легенды и были земли Симбирской / сост. А.Ю.Владимирова. – Ульяновск, 2015.
Интернет-ресурсы
1. Ульяновская областная библиотека. Краеведение http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99
2. Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова http://uobdu-aksakov.org/
3. Ульяновский туристический информационный центр http://www.simturinfo.ru/obinfo.h
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. |
Компьютер |
1 |
2. |
Мультимедийный проектор |
1 |
3. |
Экран |
1 |
Формирование УУД
Метапредметными результатами изучения программы «Мой край» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
1 Личностные УУД
В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:
умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде
осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья
умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона (республики, края, области, административного центра); находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.
2 Регулятивные УУД:
учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;
освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
3 Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;
знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);
знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;
понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;
понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;
способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития России.
4 Коммуникативные УУД:
умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.
уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;
учиться согласованно, работать в группе:
формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных
результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает)
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится ( а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
- доброжелательный;
- порядочный;
- самодисциплинированный;
- уверенный;
- терпимый (толерантный);
- самостоятельный;
- ответственный;
- целеустремленный (особенно к знаниям);
- внимательный к сверстникам;
- аккуратный;
- уважительный;
- любящий;
- интеллектуальный;
- здоровый;
- общительный;
- любознательный;
- сопереживающий;
- воспитанный;
- трудолюбивый;
- открытый;
- активный;
- коммуникабельный;
- социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Нравственный портрет идеально воспитанного школьника
Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В ходе реализации данного курса по патриотическому воспитанию учащиеся будут знать:
что такое патриотизм;
нравственные законы социальной жизни;
права ребёнка как гражданина и человека;
символику российской государственности;
традиции и образцы патриотического служения в истории и культуре России,
основные вехи в истории страны;
государственные праздники;
тех, кто прославил Россию;
историю своей семьи, посёлка ;
Обучающиеся должны уметь:
составлять генеалогическое дерево семьи;
работать с архивными документами;
петь гимн;
проводить интервью, анкетирование;
проводить экскурсии;
поддержать тему на заданную тему;
использования учебной литературы, энциклопедией, карт, статистических данных, наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;
Для реализации программы
предлагаются следующие методы : наглядный, словесный,
практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в картинную галерею; наблюдения;
• экскурсий по городу, целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод
• проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и
др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация вечеров с родителями, для родителей;
Формы работы
(механизм реализации программы)
Поисковая:
- сбор материалов по истории с.Прибрежное
- вести записи воспоминаний ветеранов ВОВ, почётных граждан села
- собирать материал о выпускниках школы – ветеранах войны и труда, участниках ВОВ, военных, проходивших службу в рядах Российской армии, курсантах военных училищ.
Оформительская:
- оформлять вновь собранный материал
- создать проект «Они прославили Россию»
- создать проект «Генеалогическое дерево моей семьи»
- создать проект «Мой край»
Экскурсионно-лекторская
- активно участвовать в мероприятиях, посвящённых годовщине Победы
- проводить экскурсии для учащихся
- проводить встречи с солдатами, военными, участниками военных конфликтов, узниками концлагерей
- включить в тематику проведения занятий основные даты
Игровая:
«А ну-ка, мальчики!»
«А ну-ка, девочки!»
«Лабиринт»
«Разведчики»
Формы подведения итогов
Для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:
- викторины;
- участие в конкурсах и конференциях различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
- Участие в социальных акциях;
- Создание и реализация социальных проектов;
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Формы занятий и подведение итогов, планируемых по каждому направлению
№ |
Название направления |
Формы занятий |
Подведение итогов |
1. |
«Россия – родина моя. Мой край родной»»
|
Экскурсии, ИКТ, викторины, участие в конференциях, конкурсах, просмотр фильмов, беседы, экскурсии |
Проект «Они прославили Россию» |
2. |
Село родное
|
Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии, обновление экспозиции в школьном музее, игры, разучивание песен, участие в конференциях, конкурсах. |
Фольклорный праздник «Культура народов Поволжья» Проект «Мой край» |
3 |
Моя школа |
Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии, обновление экспозиции в школьной музейной комнате. |
Презентация «Моя школа» |
4 |
«Моя семья – моё богатство» |
Сбор материалов, интервьюирование, фотографирование, |
Проект «Древо моей семьи» |
5 |
Связь поколений |
Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, акции. |
Организация месячника «Февраль, февраль. Солдатский месяц» |
|
|
|
|
Содержание курса программы «Мой край»
Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию, направлена на формирование духовной культуры средствами художественно - творческой деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа состоит из 5 блоков на 1- год обучения.
№№ п\п |
Название тем и разделов |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Вводное занятие |
1 |
- |
1 |
2 |
Документальные памятники истории |
1 |
- |
1 |
3 |
«Россия – родина моя. Мой край родной»»
|
4 |
4 |
8 |
4 |
Село родное |
3 |
5 |
9 |
5 |
Моя школа |
1 |
3 |
4 |
6 |
Моя родословная |
3 |
5 |
8 |
7 |
Связь поколений
|
2 |
2 |
4 |
8 |
Конкурс портфолио. |
|
1 |
1 |
|
Итого |
15 |
18 |
34 |
Вводное занятие. Документальные памятники истории 3 ч
1.1 Цели и задачи работы объединения «Мой край». Формы и методы деятельности. Планы на год. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование и анкетирование.
1.2 Исторические документы, виды исторических документов. Особенности работы с историческими документами.
1.3 Виды краеведческого поиска. Библиотечный поиск.
Практическое занятие. Экскурсия в сельскую библиотеку.
I блок «Россия – родина моя. Мой край родной» 8ч
Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. Символика российского государства: герб, гимн, флаг. Страницы истории Симбирского края. География Ульяновской области. Старомайнский район.
Экскурсии: Ульяновский областной краеведческий музей им.И.А.Гончарова, Ленинский мемориал.
Практическое занятие. Составление плана «Реки Ульяновской области»
Практическое занятие. Экскурсии по Старой Майне «Знай и люби свой край».
II блок «Село родное» 9 ч
2.1 Происхождение села.
Дата образования села. Документы, рассказавшие о происхождении села. Исторические предпосылки для его основания. Тематика и методика проведения беседы со старожилами.
2.2 «Так начиналось село моё…».
Первые жители села. Их фамилии в топонимике села. Потомки первых жителей, их рассказы и воспоминания. Первая улица села.
Тематический поиск. Беседы со старожилами села.
2.3 Легенды села.
Тематический поиск. Легенды и предания.
2.4 Основные занятия жителей села.
Земледелие, животноводство и торговля – основные занятия жителей села. Обзор традиционных ремесел (кузнечное и бондарное дело, шорничество, сапожное, валяльное и скорняжное дело и т.д.)
Тематический поиск. Традиционные ремесла.
III блок «Моя школа» 4 ч
3.1 История моей школы (когда была построена, юбилейные даты, школьные традиции, история детских организаций школы).
Практическое занятие. Экскурсия в школьную музейную комнату.
3.2 Учителя и выпускники школы.
Практическое занятие. Встречи с интересными людьми, прослушивание их рассказов о школьных годах.
Практическое занятие. Деревенские посиделки: история и традиции.
IV блок «Моя семья – моё богатство» 6 ч
4.1 Общие сведения о родословной. Понятия и термины.
Источники генеалогических знаний: письменные и вещественные. Основные понятия и термины: генеалогия, род, родословие, семья, фамилия, поколение, предок, потомок,
этногенез и т.д. Исторические предки и потомки, фамилии, поколения. Антропонимика. Происхождение фамилии (прозвища), имени, отчества. Их значение.
Практическое занятие. Тестирование. Работа с генеалогическим словарем, составление кроссвордов.
4.2 Моя семья. Основные сведения. История семьи.
Важнейшие сведения по истории семьи. Кто я, кто мы, кто все мы и каждый: родители, дети, поколения. Фамилия (прозвище), имя, отчество. Дата и место рождения каждого члена семьи, их место жительства. Белые пятна (лакуны) в истории рода. История семьи в письмах, дневниках: наличие писем и дневников, фотографий, портретов, реликвий. Известные люди рода. Генеалогическое древо. Мой род на службе России. Семейные традиции и праздники
Практическое занятие. Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Просмотр фотоальбомов.
4.3 «Древо Жизни».
Способы изображения корней генеалогического древа. Понятие о смешанной восходящей и нисходящей родословной. Мужская восходящая родословная. Виды генеалогических таблиц. Сбор и хранение документов семейного архива.
Практическое занятие. Составление родословной семьи до третьего колена.
4.4 Практическое занятие. Конкурс творческих работ.
V«Связь поколений» 4 ч
Проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Открытка ветерану», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.
Конкурс портфолио 1ч
Календарно-тематическое планирование
«Мой край» 5-7 класс
№ занятия |
Дата |
Тема занятия |
Примечания |
||||
По плану |
Фактически |
|
Форма проведения занятия |
Вид занятия |
|||
Введение (1)
|
|||||||
1 |
|
|
Цели и задачи работы объединения Формы и методы деятельности. Планы на год. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование и анкетирование. |
Урок с использованием ИКТ технологий |
Теоретическое |
||
2
|
|
|
Исторические документы, виды исторических документов. Особенности работы с историческими документами.
|
Экскурсия библиотеку
|
Практическое |
||
3 |
|
|
Виды краеведческого поиска. Библиотечный поиск.
|
Экскурсия в библиотеку
|
Практическое |
||
«Россия – родина моя. Мой край родной»
|
|||||||
4-5 |
|
|
Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. |
Проблемное занятие |
Теоретическое, практическое |
||
6-7 |
|
|
Символика российского государства: герб, гимн, флаг.
|
Занятие с использованием мультимедийной презентации |
Теоретическое, практическое |
||
8-9 |
|
|
Страницы истории Симбирского края. |
Виртуальная экскурсия Экскурсия в музей |
Теоретическое, практическое |
||
10 |
|
|
География Ульяновской области. |
Занятие с использованием метода проекта Составление плана «Реки Ульяновской области» |
Практическое
|
||
11 |
|
|
Из истории Старомайнского района. |
Занятие с использованием мультимедийной презентации |
Теоретическое |
||
Село родное
|
|||||||
12 |
|
|
Происхождение села.
|
Экскурсия в школьный музей |
Практическое |
||
13-14 |
|
|
«Так начиналось село моё…». |
Тематический поиск. Беседы со старожилами села. |
Практическое |
||
15-16 |
|
|
Легенды села.
|
Тематический поиск. Легенды и предания. |
Теоретическое, практическое |
||
17-18 |
|
|
Основные занятия жителей села.
|
Тематический поиск. Традиционные ремесла |
Теоретическое, практическое |
||
19-20 |
|
|
Традиции, народный фольклор. |
Групповая творческая работа Праздник «Культура народов Поволжья» |
Практическое |
||
Моя школа
|
|||||||
21 |
|
|
История моей школы |
Экскурсия в школьный музей |
Практическое |
||
22 |
|
|
История школы |
Составление презентации |
Практическое |
||
23-24 |
|
|
Учителя и выпускники школы. |
Встречи с интересными людьми Составлении презентации |
Практическое |
||
Моя семья – моё богатство»
|
|||||||
25-26 |
|
|
Общие сведения о родословной. Понятия и термины. |
Тестирование. Работа с генеалогическим словарем, составление кроссвордов. |
|
||
27 |
|
|
Моя семья. Основные сведения. История семьи.
|
Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Просмотр фотоальбомов |
Практическое |
||
28-30 |
23.02.17.
|
|
Древо Жизни. |
Составление родословной семьи до третьего колена. Конкурс творческих работ
|
Практическое |
||
«Связь поколений»
|
|||||||
31 |
|
|
Дни воинской славы. |
Исторический вечер |
Практическое |
||
32-33 |
|
|
Проведения февральских военно-патриотических месячников. |
Смотр-строя и песни, викторины, уроки мужества |
Практическое |
||
34 |
|
|
Вахта памяти. |
Акция «Открытка ветерану», «Обелиск», «Георгиевская ленточка» |
Практическое |
||
35 |
|
|
Конкурс портфолио. |
|
Практическое |
||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.