Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Путешествие в мир профессий»
для 1 классов
(ведущее направление развития личности: социальное
отражение в других направлениях: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное)
Срок реализации рабочей программы – 1 год
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.1. Личностные планируемые результаты
В первом классе у обучающегося будут сформированы:
– осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося;
– мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– уважительного отношения к собственной семье, её членам, традициям;
– мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
– этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимания и сопереживания чувствам других людей;
– самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
– умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– уважения к труду других людей, понимания ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.
1.2. Метапредметные планируемые результаты
Регулятивные универсальные учебные действия |
Познавательные универсальные учебные действия |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
В первом классе обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Обучающийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале; в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную; учитывать установленные учителем правила в планировании способа решения задачи; в сотрудничестве с учителем осуществлять прогнозирование как предвидения будущих событий; в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия; в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям; в сотрудничестве с учителем вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.
|
В первом классе обучающийся научится: строить сообщения в устной и письменной форме; методам познания, инструментарию и понятийному аппарату, логическим действиям и операциям; использовать знаково-символические средства для решения задач; умения проектной, в том числе учебно-исследовательской, деятельности; планировать учебный проект по заданию и под руководством учителя. Обучающийся получит возможность научиться. осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий под руководством учителя. основам смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов. методам познания, инструментария и понятийного аппарата, логических действий и операций. владеть рядом общих приёмов решения задач. анализировать объекты с заданными признаками с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез и осуществлять подведение под понятие; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии под руководством учителя; выявлять проблему под руководством учителя при решении учебных задач; обобщать, строить рассуждения под руководством учителя; выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями; оформлять проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями; представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации; формулировать собственное мнение по поводу выполненного учебного проекта; под руководством учителя проводить по образцу контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта. |
В первом классе обучающийся научится: использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
|
1.3 Предметные планируемые результаты
1 класс
Человек и природа
Обучающийся научится:
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
- узнавать, называть изученные объекты живой и неживой природы Челябинской области.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
- следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска.
Человек и общество
Обучающийся научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
- узнавать государственную символику Челябинской области и своего населённого пункта.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс
Тема 1. Подготовка к путешествию по океану Профессий (вводное занятие) (1 ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: проблемно – ценностное общение. Обсуждение проблемных вопросов: Почему мир профессий надо исследовать? Почему важно не только знакомиться с миром профессий, но и изучать качества, которыми ты обладаешь?
Практическая работа: игра «Кольцо профессий».
Тема 2. Любимые занятия и профессии (2ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: познавательная деятельность. Групповая работа по установлению сходства и различия между профессией человека и его любимым занятием; работа с материалами презентации о профессиональных учреждениях г. Магнитогорска. Проблемно ценностное общение. Обсуждение проблемных вопросов: Зачем человеку надо овладеть профессией? «Все профессии нужны, все профессии важны»? Можно ли найти самую важную профессию?
Практическая работа: игры «Эстафета любимых занятий», «Что было бы, если бы?..»
Тема 3. Угадай профессию (1 ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: познавательная деятельность. Фронтальная работа по определению профессии по характеру («Что делает этот человек?») и условиям труда ( «Где человек работает?»: в помещении, на открытом воздухе в любую погоду, в необычных условиях, в условиях большой ответственности за жизнь и здоровье людей, в условиях большой ответственности за материальные ценности: музейные экспонаты, картины, деньги, ценные металлы).
Практическая работа: игра «Угадай профессию»
Тема 4. Чем пахнут ремесла? (1ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: проблемно - ценностное общение. Обсуждение проблемных вопросов: Чем
пахнут ремесла? Почему бездельник не пахнет никак?
Практическая работа: профориентационные игры.
Тема 5. Кем я хочу стать? Зачетная работа. (2 ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: проблемно – ценностное общение. Обсуждение проблемных вопросов: Кем быть? (отрывок из произведения В. Маяковского «Кем быть?»).
Практическая работа: Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»
Тема 6. Тайны вещей (2ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: познавательная деятельность. Фронтальная работа по обобщению и классификации орудий труда, инструментов и материалов. Проблемно - ценностное общение. Смысл школьного правила «Содержи в порядке книжки и тетрадки».
Практическая работа: игра «Собираемся в школу».
Тема 7. Бюро находок. Из чего же? (2ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: познавательная деятельность. Фронтальная работа по установлению соответствия инструментами и представителями разных профессий. Проблемно - ценностное общение. Работа представителей, каких профессий стала бы невозможной, если исчезнут орудия труда и инструменты (например, разные виды ножниц)? Почему о человеке, который мечтает и фантазирует, говорят, что он строит воздушные замки?
Практическая работа: устное сочинение истории о том, что могло бы случиться, если бы исчезли ножницы, краски, карандаши, ручки.
Тема 8. История профессий. Экскурсия в Центральную детскую библиотеку им. Н. Г. Кондратковской. (3ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: познавательная деятельность. Фронтальная работа по нахождению исчезнувших профессий и профессии будущего, определение причин устаревания, исчезновения и появления профессий.
Практическая работа: конкурс рисунков по сказке Дж. Родари «Дворец из мороженого».
Тема 9. Адреса профессий. Экскурсия в музей ММК. Зачетная работа. (2ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: познавательная деятельность. Фронтальная работа по классификации профессий по Е.А. Климову по признаку «предмет труда», «Человек – Человек», «Человек – Техника», «Человек – Природа», «Человек – Знак», «Человек – Художественный образ». Проблемно - ценностное общение. Обсуждение проблемного вопроса о классификации профессий по другим основаниям.
Практическая работа: «Адреса профессий».
Тема 10. Где живут профессии?(2ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: познавательная деятельность. Фронтальная работа по соотнесению профессии с типом, к которому она принадлежит.
Практическая работа: составление карты профессий.
Тема 11. Язык, на котором говорят профессии (2ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: познавательная деятельность. Фронтальная работа по определению принадлежности человека к определенной профессии по профессиональной лексике, проникновению слов из профессиональной речи в повседневную речь. Профессиональная речь включает специальные слова – термины, которые можно усвоить, обучаясь этой профессии.
Практическая работа: Классификация слов по группам: слова, которые используются в повседневной речи, и слова, значение которых нельзя понять без специальной подготовки.
Тема 12. Слагаемые профессии. (2ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: познавательная деятельность. Фронтальная работа по описанию профессии: характеристика прав и обязанностей работника, условий труда, требуемых знаний и умений, личностных качеств, необходимых для овладения профессией.
Практическая работа: Составление слагаемых профессии «учитель».
Тема 13. Профессия ищет друзей (2ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: познавательная деятельность. Фронтальная работа по соотнесению понятий: специальность и должность.
Практическая работа: тренировочное задание «Аналогии»
Тема 14. Выбирай на вкус. Зачетная работа. (3 ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: познавательная деятельность. Фронтальная работа по сбору сведений об истории известных кондитерских фабрик страны. Обсуждение вопросов, которые хотелось бы задать экскурсоводу.
Практическая работа: Экскурсия на кондитерскую фабрику.
Тема 15. В гостях у своего «Я»(1 ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: познавательная деятельность. Фронтальная работа по составление образа «Я» индивидуальная работа по изучению своего «Я».
Практическая работа: игра «Свет, мой зеркальце скажи».
Тема 16. Организационное занятие. Предоставление заданий группам 1 ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: социальное творчество.
Практическая работа: составление азбуки профессий (коллективная работа).
Тема 17. Представление мини-проектов(2ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: социальное творчество.
Практическая работа: представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях.
Тема 18. Викторина «Что мы узнали?» Защита портфолио.(1ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: игровая деятельность.
Практическая работа: викторина
Тема 19. Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»(1ч)
Виды и формы внеурочной деятельности: досугово – развлекательная деятельность
Практическая работа: праздник.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.