Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 20.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеурочная деятельность по русскому языку (9 класс)
Иконка файла материала рус яз и культура речи 9 класс.docx

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» (общеинтеллектуальное направление)

Класс 9

Учитель Евсевичева Марина Николаевна

Количество часов по учебному плану всего - 34, в неделю – 1

Планирование составлено на основе курса «Стилистика и культура речи» (программа Министерства образования РФ, автор Львова С.И. // Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов. – М.: Вентана-Граф, 2008), основывается на учебных пособиях по русскому языку и культуре речи: Введенская Л.А. «Русский язык и культура речи», Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»

 

Нормативно-правовые документы:

1.     «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897)

2.     «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. 3 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (приказ от 29 декабря 2014г. № 1644)

3.     «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (приказ от 31 декабря 2015г. № 1577)

4.     «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области» (распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31 января 2012 г. № 320-Р)

5.     «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» (письмо Минобрнауки России от 5 сентября 2018г. № 03-ПГ-МП-42216)

 

 

Цели курса:

 развитие связной речи;

 повышение орфографической и пунктуационной грамотности;

 обеспечение подготовки к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи курса:

 познакомить учащихся с языковыми нормами русского литературного языка;

 научить выявлять, исправлять и упреждать речевые и грамматические ошибки в устной и письменной речи;

 научить пользоваться справочной литературой по культуре речи;

 прививать стремление правильно, в соответствии с языковыми нормами, говорить и писать;

 формировать интерес к изучению важнейшей области знаний словесности.

 Формы и виды организации учебных занятий: эвристические беседы, лекции, практикумы (редактирование, тренировочные упражнения), тестирования, творческие работы (сочинения и изложения).

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

 Личностные:

·        понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

·        осознание эстетической ценности русского языка;

·        достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

·        готовность к самостоятельной творческой деятельности;

·        толерантное сознание и поведение в обществе;

·        навыки сотрудничества со сверстниками;

·        нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

·        готовность и способность к самообразованию.

Метапредметные:

·     умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

·     умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

·     владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

·     умение ориентироваться в различных источниках информации;

·     умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;

·     умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение в курс «Русский язык и культура речи». Понятие о культуре речи. (Почему так не говорят по-русски?) Типичные речевые ошибки в устной и письменной речи. Лекция. Анализ речевых ошибок и пути их устранения.

Классификация речевых и грамматических ошибок. Тестирование. Редактирование. Работа со словарём.

Нормы литературного языка. Словари и справочники. Работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим и др. словарями.

Словообразование нормативного языка. Ошибки, связанные с образованием слов. Пути их устранения. Беседа.

Видоизменения слов нормативного языка. Ошибки сочинительства.  Редактирование.

Морфология. Морфологические нормы языка. Имя существительное. Ошибки в употреблении грамматических форм существительных (ошибки, связанные с образованием форм рода, числа, падежа, с понятием одушевлённости и неодушевлённости). Редактирование текстов.

Имя прилагательное. Ошибки, связанные с употреблением грамматических форм прилагательных (с образованием полной и краткой форм, степеней сравнения). Пути их устранения. Беседа.

Местоимения. Ошибки, связанные с употреблением грамматических форм местоимений (указательных, притяжательных, неопределённых, отрицательных). Пути их устранения. Беседа.

Глагол. Ошибки, связанные с употреблением грамматических форм глагола (видовых пар, временных форм). Редактирование текстов.

Причастие. Деепричастие. Грамматические ошибки в употреблении особых форм глагола. Редактирование.

Имя числительное. Ошибки, связанные с употреблением в речи числительных. Работа над ошибками в тексте.

Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы). Нормы употребления. Отличие от самостоятельных частей речи. Лекция. Беседа.

Синтаксис. «Синтаксическое строительство». Словосочетание. Ошибки в образовании и употреблении словосочетаний, построенных по способам согласования и управления. Практикум. Тестирование.

Однородные члены предложения. Ошибки в построении предложений с однородными членами. Редактирование.

Предложения с обособленными членами. Устранение ошибок в употреблении причастных и деепричастных оборотов. Практикум.

Сложносочинённые предложения. Роль сочинительных союзов. Редактирование текстов. Написание мини-сочинений с грамматическим заданием.

Сложноподчинённые предложения. Группы подчинительных союзов. Написание связного текста с грамматическим заданием.

Ненормированная речь. Что это такое? Целесообразность использования в речи диалектизмов, жаргонизмов, просторечных выражений. Правила построения монолога и диалога. Лекция. Беседа.

Профессионализмы и термины. Составление устного высказывания о будущей профессии. Ролевая игра.

Архаизмы. Изменение значений слов нормативного языка. Использование в речи архаизмов, а также слов с изменённым значением в процессе исторического развития общества и языка. Работа с текстами.

Неологизмы. Возникновение новых значений слов нормативного языка. Выявление функций неологизмов в художественных текстах. Редактирование фрагментов из сочинений учащихся.

Заимствованные слова. «Своё» и «чужое» в русской речи. Упорядочивание употребления заимствованной лексики в собственной речи. Выявление функции заимствованных слов в речи и тексте. Редактирование (устранение неоправданного употребления иностранных слов). Работа со словарём.

Нарушение лексической сочетаемости. Что такое тавтология? Редактирование текстов.

Фразеологические ошибки. Подводные камни фразеологии. Знакомство со словарём фразеологизмов и крылатых выражений. Тренировочные упражнения на использование фразеологизмов. Иллюстрирование. Создание мини-проектов.

Орфоэпия. Нормы произношения. Ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения, произношением твёрдых и мягких согласных, глухих и звонких согласных. Работа с орфоэпическим словарём. Составление собственного словарика «трудных» слов. Проверочная работа (тестирование).

Стилистика. Стилистические ошибки. Употребление разных стилей в письменной речи. Ошибки, связанные со смешением стилей. Пути их устранения. Редактирование текстов.

Синонимия и стилистика. Понятие синонимии в стилистике.  Комплексный анализ текста как один из путей устранения стилистических ошибок. Тренировочные упражнения в анализе текстов.

Логика. Логическое ударение. Роль порядка слов. Ошибки, связанные с неправильным порядком слов, с неумением выделять главное. Роль логического ударения в речи. Устная и письменная работа с готовым текстом.

Как изложить материал текста последовательно, логически верно. Ошибки, связанные с нарушением последовательности в изложении текста. Написание изложения. Рецензирование изложений учащихся, исправление ошибок и их классификация.

Итоговое занятие (круглый стол).

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата (план)

Дата (факт)

1.

Введение в курс «Русский язык и культура речи».

1

 

 

2.

Классификация речевых и грамматических ошибок.

1

 

 

3.

Нормы литературного языка. Словари и справочники.

1

 

 

4.

Словообразование нормативного языка.

1

 

 

5.

Видоизменения слов нормативного языка. Ошибки сочинительства.

1

 

 

6.

Морфология. Морфологические нормы языка. Имя существительное.

1

 

 

7.

Имя прилагательное.

1

 

 

8.

Местоимение.

1

 

 

9.

Глагол.

1

 

 

10.

Причастие. Деепричастие.

1

 

 

11.

Имя числительное.

1

 

 

12.

Служебные части речи (предлог, союз, частица).

1

 

 

13.

Синтаксис. «Синтаксическое строительство». Словосочетание.

1

 

 

14.

Однородные члены предложения.

1

 

 

15.

Предложения с обособленными членами.

1

 

 

16.

Сложносочинённые предложения. Роль сочинительных союзов.

2

 

 

17.

Сложноподчинённые предложения. Группы подчинительных союзов.

2

 

 

18.

Ненормированная речь. Что это такое?

1

 

 

19.

Профессионализмы и термины.

1

 

 

20.

Архаизмы. Изменение значений слов нормативного языка.

1

 

 

21.

Неологизмы. Возникновение новых значений слов нормативного языка.

1

 

 

22.

Заимствованные слова. «Своё» и «чужое» в русской речи.

1

 

 

23.

Нарушение лексической сочетаемости. Что такое тавтология?

1

 

 

24.

Фразеологические ошибки. Подводные камни фразеологии.

2

 

 

25.

Орфоэпия. Нормы произношения.

1

 

 

26.

Стилистика. Стилистические ошибки.

1

 

 

27.

Синонимия и стилистика.

1

 

 

28.

Логика. Логическое ударение. Роль порядка слов.

1

 

 

29.

Как изложить материал текста последовательно, логически верно.

2

 

 

30.

Итоговое занятие (круглый стол).

1

 

 

 

 

34

 

 

 

Список литературы:

1.     Аксёнова М.Д. Знаем ли мы русский язык? – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2016.

2.     Арефьева С.А. К вопросу о систематических ошибках в письменной речи учащихся// РМИ. – 2000. - № 2.

3.     Бирюкова Т.Г. Речевые возможности старшеклассников: «чувство коммуникативной целесообразности»// РМИ. – 2002. - № 2.

4.     Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. - М., 2008.

5.     Вартаньян Э. Путешествие в слово. – М.: Издательство АСТ, 2018.

6.     Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на-дону, 2001.

7.     Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001.

8.     Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М., Логос, 2003, 2010,2014.

9.     Голуб И.Б. Стилистика русского языка и культура речи. – М.: Издательство Юрайт, 2018.

10. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М.: Логос, 2003.

11. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.:1994.

12. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Изд. 3-е, стереотипное.– М., 2006.

13. Львова С.Л. «Позвольте пригласить Вас…», или Речевой этикет. – М.: 2004.

14. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Аванесова. Изд. 9-е, стереотипное. – М., 2001.

15. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М., 2007.


 

16.