Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи»
Оценка 4.7

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
8 кл—9 кл
20.08.2024
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи»
Внеурочная деятельность по русскому языку (9 класс)
рус яз и культура речи 9 класс.docx

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» (общеинтеллектуальное направление)

Класс 9

Учитель Евсевичева Марина Николаевна

Количество часов по учебному плану всего - 34, в неделю – 1

Планирование составлено на основе курса «Стилистика и культура речи» (программа Министерства образования РФ, автор Львова С.И. // Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов. – М.: Вентана-Граф, 2008), основывается на учебных пособиях по русскому языку и культуре речи: Введенская Л.А. «Русский язык и культура речи», Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»

 

Нормативно-правовые документы:

1.     «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897)

2.     «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. 3 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (приказ от 29 декабря 2014г. № 1644)

3.     «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (приказ от 31 декабря 2015г. № 1577)

4.     «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области» (распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31 января 2012 г. № 320-Р)

5.     «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» (письмо Минобрнауки России от 5 сентября 2018г. № 03-ПГ-МП-42216)

 

 

Цели курса:

 развитие связной речи;

 повышение орфографической и пунктуационной грамотности;

 обеспечение подготовки к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи курса:

 познакомить учащихся с языковыми нормами русского литературного языка;

 научить выявлять, исправлять и упреждать речевые и грамматические ошибки в устной и письменной речи;

 научить пользоваться справочной литературой по культуре речи;

 прививать стремление правильно, в соответствии с языковыми нормами, говорить и писать;

 формировать интерес к изучению важнейшей области знаний словесности.

 Формы и виды организации учебных занятий: эвристические беседы, лекции, практикумы (редактирование, тренировочные упражнения), тестирования, творческие работы (сочинения и изложения).

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

 Личностные:

·        понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

·        осознание эстетической ценности русского языка;

·        достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

·        готовность к самостоятельной творческой деятельности;

·        толерантное сознание и поведение в обществе;

·        навыки сотрудничества со сверстниками;

·        нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

·        готовность и способность к самообразованию.

Метапредметные:

·     умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

·     умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

·     владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

·     умение ориентироваться в различных источниках информации;

·     умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;

·     умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение в курс «Русский язык и культура речи». Понятие о культуре речи. (Почему так не говорят по-русски?) Типичные речевые ошибки в устной и письменной речи. Лекция. Анализ речевых ошибок и пути их устранения.

Классификация речевых и грамматических ошибок. Тестирование. Редактирование. Работа со словарём.

Нормы литературного языка. Словари и справочники. Работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим и др. словарями.

Словообразование нормативного языка. Ошибки, связанные с образованием слов. Пути их устранения. Беседа.

Видоизменения слов нормативного языка. Ошибки сочинительства.  Редактирование.

Морфология. Морфологические нормы языка. Имя существительное. Ошибки в употреблении грамматических форм существительных (ошибки, связанные с образованием форм рода, числа, падежа, с понятием одушевлённости и неодушевлённости). Редактирование текстов.

Имя прилагательное. Ошибки, связанные с употреблением грамматических форм прилагательных (с образованием полной и краткой форм, степеней сравнения). Пути их устранения. Беседа.

Местоимения. Ошибки, связанные с употреблением грамматических форм местоимений (указательных, притяжательных, неопределённых, отрицательных). Пути их устранения. Беседа.

Глагол. Ошибки, связанные с употреблением грамматических форм глагола (видовых пар, временных форм). Редактирование текстов.

Причастие. Деепричастие. Грамматические ошибки в употреблении особых форм глагола. Редактирование.

Имя числительное. Ошибки, связанные с употреблением в речи числительных. Работа над ошибками в тексте.

Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы). Нормы употребления. Отличие от самостоятельных частей речи. Лекция. Беседа.

Синтаксис. «Синтаксическое строительство». Словосочетание. Ошибки в образовании и употреблении словосочетаний, построенных по способам согласования и управления. Практикум. Тестирование.

Однородные члены предложения. Ошибки в построении предложений с однородными членами. Редактирование.

Предложения с обособленными членами. Устранение ошибок в употреблении причастных и деепричастных оборотов. Практикум.

Сложносочинённые предложения. Роль сочинительных союзов. Редактирование текстов. Написание мини-сочинений с грамматическим заданием.

Сложноподчинённые предложения. Группы подчинительных союзов. Написание связного текста с грамматическим заданием.

Ненормированная речь. Что это такое? Целесообразность использования в речи диалектизмов, жаргонизмов, просторечных выражений. Правила построения монолога и диалога. Лекция. Беседа.

Профессионализмы и термины. Составление устного высказывания о будущей профессии. Ролевая игра.

Архаизмы. Изменение значений слов нормативного языка. Использование в речи архаизмов, а также слов с изменённым значением в процессе исторического развития общества и языка. Работа с текстами.

Неологизмы. Возникновение новых значений слов нормативного языка. Выявление функций неологизмов в художественных текстах. Редактирование фрагментов из сочинений учащихся.

Заимствованные слова. «Своё» и «чужое» в русской речи. Упорядочивание употребления заимствованной лексики в собственной речи. Выявление функции заимствованных слов в речи и тексте. Редактирование (устранение неоправданного употребления иностранных слов). Работа со словарём.

Нарушение лексической сочетаемости. Что такое тавтология? Редактирование текстов.

Фразеологические ошибки. Подводные камни фразеологии. Знакомство со словарём фразеологизмов и крылатых выражений. Тренировочные упражнения на использование фразеологизмов. Иллюстрирование. Создание мини-проектов.

Орфоэпия. Нормы произношения. Ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения, произношением твёрдых и мягких согласных, глухих и звонких согласных. Работа с орфоэпическим словарём. Составление собственного словарика «трудных» слов. Проверочная работа (тестирование).

Стилистика. Стилистические ошибки. Употребление разных стилей в письменной речи. Ошибки, связанные со смешением стилей. Пути их устранения. Редактирование текстов.

Синонимия и стилистика. Понятие синонимии в стилистике.  Комплексный анализ текста как один из путей устранения стилистических ошибок. Тренировочные упражнения в анализе текстов.

Логика. Логическое ударение. Роль порядка слов. Ошибки, связанные с неправильным порядком слов, с неумением выделять главное. Роль логического ударения в речи. Устная и письменная работа с готовым текстом.

Как изложить материал текста последовательно, логически верно. Ошибки, связанные с нарушением последовательности в изложении текста. Написание изложения. Рецензирование изложений учащихся, исправление ошибок и их классификация.

Итоговое занятие (круглый стол).

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата (план)

Дата (факт)

1.

Введение в курс «Русский язык и культура речи».

1

 

 

2.

Классификация речевых и грамматических ошибок.

1

 

 

3.

Нормы литературного языка. Словари и справочники.

1

 

 

4.

Словообразование нормативного языка.

1

 

 

5.

Видоизменения слов нормативного языка. Ошибки сочинительства.

1

 

 

6.

Морфология. Морфологические нормы языка. Имя существительное.

1

 

 

7.

Имя прилагательное.

1

 

 

8.

Местоимение.

1

 

 

9.

Глагол.

1

 

 

10.

Причастие. Деепричастие.

1

 

 

11.

Имя числительное.

1

 

 

12.

Служебные части речи (предлог, союз, частица).

1

 

 

13.

Синтаксис. «Синтаксическое строительство». Словосочетание.

1

 

 

14.

Однородные члены предложения.

1

 

 

15.

Предложения с обособленными членами.

1

 

 

16.

Сложносочинённые предложения. Роль сочинительных союзов.

2

 

 

17.

Сложноподчинённые предложения. Группы подчинительных союзов.

2

 

 

18.

Ненормированная речь. Что это такое?

1

 

 

19.

Профессионализмы и термины.

1

 

 

20.

Архаизмы. Изменение значений слов нормативного языка.

1

 

 

21.

Неологизмы. Возникновение новых значений слов нормативного языка.

1

 

 

22.

Заимствованные слова. «Своё» и «чужое» в русской речи.

1

 

 

23.

Нарушение лексической сочетаемости. Что такое тавтология?

1

 

 

24.

Фразеологические ошибки. Подводные камни фразеологии.

2

 

 

25.

Орфоэпия. Нормы произношения.

1

 

 

26.

Стилистика. Стилистические ошибки.

1

 

 

27.

Синонимия и стилистика.

1

 

 

28.

Логика. Логическое ударение. Роль порядка слов.

1

 

 

29.

Как изложить материал текста последовательно, логически верно.

2

 

 

30.

Итоговое занятие (круглый стол).

1

 

 

 

 

34

 

 

 

Список литературы:

1.     Аксёнова М.Д. Знаем ли мы русский язык? – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2016.

2.     Арефьева С.А. К вопросу о систематических ошибках в письменной речи учащихся// РМИ. – 2000. - № 2.

3.     Бирюкова Т.Г. Речевые возможности старшеклассников: «чувство коммуникативной целесообразности»// РМИ. – 2002. - № 2.

4.     Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. - М., 2008.

5.     Вартаньян Э. Путешествие в слово. – М.: Издательство АСТ, 2018.

6.     Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на-дону, 2001.

7.     Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001.

8.     Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М., Логос, 2003, 2010,2014.

9.     Голуб И.Б. Стилистика русского языка и культура речи. – М.: Издательство Юрайт, 2018.

10. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М.: Логос, 2003.

11. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.:1994.

12. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Изд. 3-е, стереотипное.– М., 2006.

13. Львова С.Л. «Позвольте пригласить Вас…», или Речевой этикет. – М.: 2004.

14. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Аванесова. Изд. 9-е, стереотипное. – М., 2001.

15. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М., 2007.


 

16.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» (общеинтеллектуальное направление)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» (общеинтеллектуальное направление)

Цели курса: развитие связной речи; повышение орфографической и пунктуационной грамотности; обеспечение подготовки к прохождению итоговой аттестации по русскому языку

Цели курса: развитие связной речи; повышение орфографической и пунктуационной грамотности; обеспечение подготовки к прохождению итоговой аттестации по русскому языку

ИКТ в решении когнитивных задач; · умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения

ИКТ в решении когнитивных задач; · умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения

Причастие. Деепричастие . Грамматические ошибки в употреблении особых форм глагола

Причастие. Деепричастие . Грамматические ошибки в употреблении особых форм глагола

Фразеологические ошибки . Подводные камни фразеологии

Фразеологические ошибки . Подводные камни фразеологии

Видоизменения слов нормативного языка

Видоизменения слов нормативного языка

Как изложить материал текста последовательно, логически верно

Как изложить материал текста последовательно, логически верно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2024