Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» (общеинтеллектуальное направление)
Класс 9
Учитель Евсевичева Марина Николаевна
Количество часов по учебному плану всего - 34, в неделю – 1
Планирование составлено на основе курса «Стилистика и культура речи» (программа Министерства образования РФ, автор Львова С.И. // Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов. – М.: Вентана-Граф, 2008), основывается на учебных пособиях по русскому языку и культуре речи: Введенская Л.А. «Русский язык и культура речи», Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
Нормативно-правовые документы:
1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897)
2. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. 3 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (приказ от 29 декабря 2014г. № 1644)
3. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (приказ от 31 декабря 2015г. № 1577)
4. «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области» (распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31 января 2012 г. № 320-Р)
5. «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» (письмо Минобрнауки России от 5 сентября 2018г. № 03-ПГ-МП-42216)
Цели курса:
развитие связной речи;
повышение орфографической и пунктуационной грамотности;
обеспечение подготовки к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи курса:
познакомить учащихся с языковыми нормами русского литературного языка;
научить выявлять, исправлять и упреждать речевые и грамматические ошибки в устной и письменной речи;
научить пользоваться справочной литературой по культуре речи;
прививать стремление правильно, в соответствии с языковыми нормами, говорить и писать;
формировать интерес к изучению важнейшей области знаний словесности.
Формы и виды организации учебных занятий: эвристические беседы, лекции, практикумы (редактирование, тренировочные упражнения), тестирования, творческие работы (сочинения и изложения).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
· понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
· осознание эстетической ценности русского языка;
· достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
· готовность к самостоятельной творческой деятельности;
· толерантное сознание и поведение в обществе;
· навыки сотрудничества со сверстниками;
· нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
· готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
· умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
· умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
· умение ориентироваться в различных источниках информации;
· умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
· умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение в курс «Русский язык и культура речи». Понятие о культуре речи. (Почему так не говорят по-русски?) Типичные речевые ошибки в устной и письменной речи. Лекция. Анализ речевых ошибок и пути их устранения.
Классификация речевых и грамматических ошибок. Тестирование. Редактирование. Работа со словарём.
Нормы литературного языка. Словари и справочники. Работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим и др. словарями.
Словообразование нормативного языка. Ошибки, связанные с образованием слов. Пути их устранения. Беседа.
Видоизменения слов нормативного языка. Ошибки сочинительства. Редактирование.
Морфология. Морфологические нормы языка. Имя существительное. Ошибки в употреблении грамматических форм существительных (ошибки, связанные с образованием форм рода, числа, падежа, с понятием одушевлённости и неодушевлённости). Редактирование текстов.
Имя прилагательное. Ошибки, связанные с употреблением грамматических форм прилагательных (с образованием полной и краткой форм, степеней сравнения). Пути их устранения. Беседа.
Местоимения. Ошибки, связанные с употреблением грамматических форм местоимений (указательных, притяжательных, неопределённых, отрицательных). Пути их устранения. Беседа.
Глагол. Ошибки, связанные с употреблением грамматических форм глагола (видовых пар, временных форм). Редактирование текстов.
Причастие. Деепричастие. Грамматические ошибки в употреблении особых форм глагола. Редактирование.
Имя числительное. Ошибки, связанные с употреблением в речи числительных. Работа над ошибками в тексте.
Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы). Нормы употребления. Отличие от самостоятельных частей речи. Лекция. Беседа.
Синтаксис. «Синтаксическое строительство». Словосочетание. Ошибки в образовании и употреблении словосочетаний, построенных по способам согласования и управления. Практикум. Тестирование.
Однородные члены предложения. Ошибки в построении предложений с однородными членами. Редактирование.
Предложения с обособленными членами. Устранение ошибок в употреблении причастных и деепричастных оборотов. Практикум.
Сложносочинённые предложения. Роль сочинительных союзов. Редактирование текстов. Написание мини-сочинений с грамматическим заданием.
Сложноподчинённые предложения. Группы подчинительных союзов. Написание связного текста с грамматическим заданием.
Ненормированная речь. Что это такое? Целесообразность использования в речи диалектизмов, жаргонизмов, просторечных выражений. Правила построения монолога и диалога. Лекция. Беседа.
Профессионализмы и термины. Составление устного высказывания о будущей профессии. Ролевая игра.
Архаизмы. Изменение значений слов нормативного языка. Использование в речи архаизмов, а также слов с изменённым значением в процессе исторического развития общества и языка. Работа с текстами.
Неологизмы. Возникновение новых значений слов нормативного языка. Выявление функций неологизмов в художественных текстах. Редактирование фрагментов из сочинений учащихся.
Заимствованные слова. «Своё» и «чужое» в русской речи. Упорядочивание употребления заимствованной лексики в собственной речи. Выявление функции заимствованных слов в речи и тексте. Редактирование (устранение неоправданного употребления иностранных слов). Работа со словарём.
Нарушение лексической сочетаемости. Что такое тавтология? Редактирование текстов.
Фразеологические ошибки. Подводные камни фразеологии. Знакомство со словарём фразеологизмов и крылатых выражений. Тренировочные упражнения на использование фразеологизмов. Иллюстрирование. Создание мини-проектов.
Орфоэпия. Нормы произношения. Ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения, произношением твёрдых и мягких согласных, глухих и звонких согласных. Работа с орфоэпическим словарём. Составление собственного словарика «трудных» слов. Проверочная работа (тестирование).
Стилистика. Стилистические ошибки. Употребление разных стилей в письменной речи. Ошибки, связанные со смешением стилей. Пути их устранения. Редактирование текстов.
Синонимия и стилистика. Понятие синонимии в стилистике. Комплексный анализ текста как один из путей устранения стилистических ошибок. Тренировочные упражнения в анализе текстов.
Логика. Логическое ударение. Роль порядка слов. Ошибки, связанные с неправильным порядком слов, с неумением выделять главное. Роль логического ударения в речи. Устная и письменная работа с готовым текстом.
Как изложить материал текста последовательно, логически верно. Ошибки, связанные с нарушением последовательности в изложении текста. Написание изложения. Рецензирование изложений учащихся, исправление ошибок и их классификация.
Итоговое занятие (круглый стол).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата (план) |
Дата (факт) |
1. |
Введение в курс «Русский язык и культура речи». |
1 |
|
|
2. |
Классификация речевых и грамматических ошибок. |
1 |
|
|
3. |
Нормы литературного языка. Словари и справочники. |
1 |
|
|
4. |
Словообразование нормативного языка. |
1 |
|
|
5. |
Видоизменения слов нормативного языка. Ошибки сочинительства. |
1 |
|
|
6. |
Морфология. Морфологические нормы языка. Имя существительное. |
1 |
|
|
7. |
Имя прилагательное. |
1 |
|
|
8. |
Местоимение. |
1 |
|
|
9. |
Глагол. |
1 |
|
|
10. |
Причастие. Деепричастие. |
1 |
|
|
11. |
Имя числительное. |
1 |
|
|
12. |
Служебные части речи (предлог, союз, частица). |
1 |
|
|
13. |
Синтаксис. «Синтаксическое строительство». Словосочетание. |
1 |
|
|
14. |
Однородные члены предложения. |
1 |
|
|
15. |
Предложения с обособленными членами. |
1 |
|
|
16. |
Сложносочинённые предложения. Роль сочинительных союзов. |
2 |
|
|
17. |
Сложноподчинённые предложения. Группы подчинительных союзов. |
2 |
|
|
18. |
Ненормированная речь. Что это такое? |
1 |
|
|
19. |
Профессионализмы и термины. |
1 |
|
|
20. |
Архаизмы. Изменение значений слов нормативного языка. |
1 |
|
|
21. |
Неологизмы. Возникновение новых значений слов нормативного языка. |
1 |
|
|
22. |
Заимствованные слова. «Своё» и «чужое» в русской речи. |
1 |
|
|
23. |
Нарушение лексической сочетаемости. Что такое тавтология? |
1 |
|
|
24. |
Фразеологические ошибки. Подводные камни фразеологии. |
2 |
|
|
25. |
Орфоэпия. Нормы произношения. |
1 |
|
|
26. |
Стилистика. Стилистические ошибки. |
1 |
|
|
27. |
Синонимия и стилистика. |
1 |
|
|
28. |
Логика. Логическое ударение. Роль порядка слов. |
1 |
|
|
29. |
Как изложить материал текста последовательно, логически верно. |
2 |
|
|
30. |
Итоговое занятие (круглый стол). |
1 |
|
|
|
|
34 |
|
|
Список литературы:
1. Аксёнова М.Д. Знаем ли мы русский язык? – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2016.
2. Арефьева С.А. К вопросу о систематических ошибках в письменной речи учащихся// РМИ. – 2000. - № 2.
3. Бирюкова Т.Г. Речевые возможности старшеклассников: «чувство коммуникативной целесообразности»// РМИ. – 2002. - № 2.
4. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. - М., 2008.
5. Вартаньян Э. Путешествие в слово. – М.: Издательство АСТ, 2018.
6. Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на-дону, 2001.
7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001.
8. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М., Логос, 2003, 2010,2014.
9. Голуб И.Б. Стилистика русского языка и культура речи. – М.: Издательство Юрайт, 2018.
10. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М.: Логос, 2003.
11. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.:1994.
12. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Изд. 3-е, стереотипное.– М., 2006.
13. Львова С.Л. «Позвольте пригласить Вас…», или Речевой этикет. – М.: 2004.
14. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Аванесова. Изд. 9-е, стереотипное. – М., 2001.
15. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М., 2007.
16.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.