ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Секреты русского языка» составлена на основе:
1. Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Учебного плана ГБОУ «Образовательный Центр "Бухта Казачья"» и НОО ООО на 2020-2021 учебный год;
3. Положения о рабочей программе, утверждённого приказом №1 от 30.08.2017;
4. Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ «Образовательный Центр «Бухта Казачья»;
5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 “О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
Место учебного предмета в учебном плане
Учебным планом ГБОУ «Образовательный Центр «Бухта Казачья» предусмотрено изучение курса «Секреты русского языка» в 3 классе в объеме – 34 часа в год, 1 час в неделю (при 34 учебных неделях).
Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение
Учебник русского языка: для третьего класса начальной школы Костин Н.А.– М.: Концептуал, 2019.
Учебное пособие для учителя для 3 класса. Л.В.Мищенкова «Занимательный русский язык»: Москва, Издательство -РОСТкнига,2013.
Методическое пособие для учителя 3 класс Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык»: Москва, Издательство РОСТкнига 2013.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
· представление о своей этнической принадлежности;
· становление чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, за великое достояние российского народа — русский язык;
· представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность);
· осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
· осознание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родным языкам;
· представление о языке как развивающемся явлении; представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
· положительное отношение к языковой деятельности;
· заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
· понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
· развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
· этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей.
· развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД
· принимать и сохранять цель и учебную задачу;
· высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
· планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
· учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при планировании и контроле способа решения;
· выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках);
· проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
· оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
· адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми;
· понимать причины успеха и неуспеха при выполнении учебной задачи;
· выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя. Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
· осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
· воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
· ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
· работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно;
· пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
· осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
· составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
· составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
· анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
· осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
· ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
· . находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
· осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
· обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное. — часть речи и др.);
· выявлять аналогии между, изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
· слушать собеседника и понимать речь других;
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку
зрения и др.);
· выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;
· задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы -других; строить понятные для партнёра высказывания;
· признавать существование различных: точек зрения;-воспринимать другое мнение и позицию;
· формулировать собственное мнение и аргументировать его;
· «работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать свое мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
· строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов;
· понимание значения русского языка- как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
«воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и к языкам, на которых говорят другие народы;
· понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
· первоначальное представление о некоторых нормах: русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
· начальные умения выбирать адекватные языковые средства; при составлении небольших монологических высказываний;
· овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: «Фонетика и графика», «Лексика», «Морфемика», «Морфология».
Содержание курса
Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами - синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17. Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.) Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора ______________/Донцовой Т. В. /
№ ____от ____________ 2020г.
Календарно – тематическое планирование
№
|
Дата |
Тема |
Планируемые результаты |
Характеристика деятельности учащихся |
|
План |
Факт |
||||
1. |
|
|
Сказочное царство слов |
расшифровывать криптограмму, расшифровывать фразеологизмы называть и использовать в речи вежливые слова отличать пословицу от поговорки |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы рассказывать о значении русского языка |
2. |
|
|
Путешествие в страну Слов. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы у потреблять в речи вежливые слова |
|
3. |
|
|
Путешествие в страну Слов. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы потреблять в речи пословицы и поговорки, объяснять их значение |
|
4. |
|
|
Чудесные превращения слов. |
разгадывать загадки грамотно писать словарные слова, отгадывать кроссворды знать значение и происхождение фразеологизмов «манна небесная», «задать перцу», «отделять плевелы от пшеницы», «дело табак» знать значение и происхождение фразеологизмов «отставной козы барабанщик», «показать где раки зимуют», «мышиная возня» знать значение и происхождение фразеологизмов «собаку съел», «стреляный воробей», «развесистая клюква», «разделать под орех» |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
5. |
|
|
Чудесные превращения слов. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
|
6. |
|
|
В гостях у слов - родственников |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
|
7. |
|
|
В гостях у слов - родственников |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работыупотреблять в речи фразеологизмов, объяснять их значение |
|
8. |
|
|
Добрые слова. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах. Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила, оценивать результаты работы употреблять в речи фразеологизмов, объяснять их значение
|
|
9. |
|
|
Добрые слова. |
подбирать рифмующиеся слова, сочинять четверостишия по заданным рифмам различать части речи определять скрытый смысл пословиц, определять скрытый смысл пословиц, |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результат работы употреблять в речи фразеологизмов, объяснять их значение |
10. |
|
|
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
|
11. |
|
|
Новые слова в русском языке. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Отгадывать загадки Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы расшифровывать пословицы |
|
12. |
|
|
Новые слова в русском языке. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы расшифровывать пословицы |
|
13. |
|
|
Встреча с зарубежными друзьями |
знать значение и происхождение фразеологизмов «газетная утка» «тир кита», «ход конём», «валаамова ослица» находить местоимения, употреблять местоимения в речи находить наречия и числительные, отличать количественные числительные от порядковых различать местоимение, наречие, числительное отличать форму одного и того же слова от родственных слов |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать кроссворды находить закономерности, Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы употреблять в речи фразеологизмов, объяснять их значение
|
14. |
|
|
Синонимы в русском языке. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
|
15. |
|
|
Синонимы в русском языке. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах находить закономерности, Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
|
16. |
|
|
Слова-антонимы. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах находить закономерности, Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
|
17. |
|
|
Слова - омонимы. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
|
18. |
|
|
Крылатые слова. |
находить корень в слове, находить однокоренные слова в группе слов выделять в слове суффиксы и приставки разбирать слова по составу писать слова с непроизносимыми согласными различать приставку и предлог, писать слова с приставками и предлогами |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах находить закономерности, Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
19. |
|
|
В королевстве ошибок. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
|
20. |
|
|
В королевстве ошибок. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах находить закономерности, Разгадывать ребусы. Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы употреблять в речи фразеологизмов, объяснять их значение |
|
21. |
|
|
В стране Сочинителей. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
|
22. |
|
|
В стране Сочинителей. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
|
23. |
|
|
Искусство красноречия. |
писать «не» с глаголами писать «не» с глаголами писать имена существительные с шипящим звуком на конце правильно ставить ударение в словах определять падежи имён существительных |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать кроссворды Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
24. |
|
|
Искусство красноречия. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах находить закономерности, Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
|
25. |
|
|
Праздник творчества и игры. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
|
26. |
|
|
Трудные слова. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы расшифровывать пословицы |
|
27. |
|
|
Трудные слова. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы находить закономерности, находить закономерности, |
|
28. |
|
|
Анаграммы и метаграммы. |
определять падежи имён существительных, писать имена существительные с шипящим звуком на конце писать сложные слова, образованные сложением двух основ различать понятия «историзмы», « архаизмы», «неологизмы» пользоваться толковым словарём для определения значения слов |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы находить закономерности, |
29. |
|
|
Анаграммы и метаграммы. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
|
30. |
|
|
Шарады и логогрифы. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы находить закономерности, |
|
31. |
|
|
Шарады и логогрифы. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы находить значения слов в справочниках и энциклопедиях |
|
32. |
|
|
Откуда пришли наши имена. |
писать сложные слова, образованные сложением двух основ писать слова с непроизносимыми согласными различать части речи |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
33. |
|
|
Занимательное слообразование. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
|
34. |
|
|
КВН по русскому языку. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Различать части речи, расшифровывать пословицы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.