Министерство образования и науки Хабаровского края
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА № 3»
РАССМОТРЕНО На заседании МО _______ М.В. Стрейно Протокол № ___ «___»______2023г. |
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по ВР __________Л.Е. Ушакова
«___» _____________2023г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБОУ Школа 3 _________________ И.И. Малых
«_____» _______________2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курс внеурочной деятельности
«Я сам»
7 Б класс
(вариант II)
|
Разработала: воспитатель Рязанова В.В |
г. Комсомольск-на-Амуре
2023 –2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Я сам» предназначена для проведения внеурочной деятельности с обучающимися с ТМНР и составлена на основе:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020г. регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027.
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599 (далее - ФГОС обучающихся с умственной отсталостью).
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Устава КГБОУ школа №3.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа, 3 раза в неделю.
Данная программа обеспечивает возможность формировать и совершенствовать у учащихся необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, формирование умений пользоваться услугами предприятия службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
Цель данной программы: формирование навыков социально-адаптивного поведения у учащихся с ТМНР.
Задачи:
Ø обогащать опыт предметной деятельности;
Ø реализовать возможность посильного участия в работе по дому;
Ø воспитывать потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами;
Ø развивать самостоятельность в организации своей жизни.
К концу учебного года
Учащиеся должны знать:
1. Правила техники безопасности.
2. Санитарно-гигиенические правила.
3. Правила организации рабочего места.
4. Названия инструментов, посуды, приспособлений, способы хранения и обработки продуктов.
5. Название хозяйственного инвентаря, его назначение, хранение.
6. Способы чистки, стирки, утюжки, складывания, одежды,
7. Иметь представление о чистоте и порядке в классе, комнате.
Учащиеся должны уметь:
1.Ориентироваться в задании.
2. Применять инструменты, приспособления, по назначению.
3. Иметь представление о чистоте и порядке.
4. Накрывать на стол, убирать и мыть посуду.
5. Ухаживать за одеждой и обувью.
6. Ухаживать за комнатными растениями.
Содержание курса
Личная гигиена.
Правила личной гигиены в течение дня. Предметы личной гигиены. Назначение и уход за ними.
Сезонные работы на школьном участке.
Хозяйственный инвентарь, используемый по сезонам. Спецодежда: рукавицы, перчатки, халат или фартук. Сезонные работы.
Опасности, связанные с работами по дому.
Предупреждение опасностей при работе на кухне(пользование электроприборами, плитой, режущими инструментами). Первая помощь при травмах в быту.
Поддержание порядка в помещении.
Представление о чистоте и порядке. Гигиенические требования к помещениям в доме. Инвентарь и приспособления для уборки. Последовательность уборки комнат.
Уход за комнатными растениями.
Общие представления о комнатных растениях. Отличительные особенности поверхности листьев (гладкие, бархатистые, колючие). Инвентарь, посуда для ухода за комнатными растениями. Полив растений. Опрыскивание растений.
Уход за одеждой и обувью.
Ежедневный уход за одеждой. Способы чистки одежды одёжной щёткой. Размещение одежды (на плечиках, на полке в шкафу, на спинке стула). Общие правила ежедневного ухода за обувью. Значение сменной обуви в школе и дома. Принадлежности для ухода за обувью. Особенности сушки мокрой обуви.
Подготовка одежды и обуви к хранению.
Способы чистки верхней одежды одёжной щёткой. Проветривание одежды. Подготовка к хранению. Размещение одежды (на плечиках, на полке в шкафу). Материалы для изготовления обуви. Подготовка обуви к хранению.
Таблица содержания основных тем по четвертям.
№ |
Раздел |
четверть |
итого |
|||
Iч |
II ч |
III ч |
IYч |
|||
1 |
Сохранение и поддержка здоровья. Личная гигиена. |
12ч |
|
|
7ч |
|
2 |
Работа на пришкольном участке |
2 ч |
|
3ч |
5ч |
|
3 |
Уход за одеждой и обувью |
10ч |
|
17ч |
|
|
4 |
Питание |
|
11ч |
|
|
|
5 |
Уборка жилых помещений |
|
10ч |
|
6ч |
|
6 |
Уход за комнатными растениями |
|
3 ч |
11ч |
|
|
7 |
Уход за мебелью |
|
|
|
3ч |
|
8 |
Повторение |
|
|
|
2ч |
|
|
Итого: |
24ч |
24 ч |
31ч |
23ч |
102ч |
Календарно-тематическое планирование
курса «Я САМ»
(3 ч / нед.)
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Календарные сроки |
|||
По плану |
По факту |
|||||
|
||||||
Сохранение и поддержка здоровья. Личная гигиена. |
||||||
1-2 |
Моё здоровье. |
2 |
5.09 5.09 |
|
||
3 |
Доврачебная помощь. |
1 |
8.09 |
|
||
4 |
Гигиена рук. |
1 |
12.09 |
|
||
5 |
Уход за руками. |
1 |
12.09 |
|
||
6 |
Предметы и средства личной гигиены. |
1 |
15.09 |
|
||
7-8 |
Правила личной гигиены в течение дня |
2 |
19.09 19.09 |
|
||
9 |
Назначение и уход за предметами личной гигиены |
1 |
22.09 |
|
||
10 |
Упражнения для снятия зрительного напряжения |
1 |
26.09 |
|
||
11-12 |
ПДД «На дорогах города» |
2 |
26.09 29.09 |
|
||
Работа на пришкольном участке. |
||||||
13 |
Экскурсия на пришкольный участок |
1 |
3.10 |
|
||
14 |
Уборка листьев и мусора. |
1 |
3.10 |
|
||
Уход за одеждой и обувью |
||||||
15 |
Специальная одежда. |
1 |
6.10 |
|
||
16 |
Защита рук и головы во время работы. |
1 |
10.10 |
|
||
17 |
Правила ухода за одеждой и обувью. |
1 |
10.10 |
|
||
18 |
Сортировка одежды перед стиркой |
1 |
13.10 |
|
||
19 |
Замачивание белья и одежды. |
1 |
17.10 |
|
||
20-21 |
Ручная стирка белья и одежды. Практическая работа. |
2 |
17.10 20.10 |
|
||
22-23 |
Приспособления для глажения. Практическая работа. |
2 |
24.10 24.10 |
|
||
24 |
Экскурсия в магазин «Одежда» |
1 |
27.10 |
|
||
Питание |
||||||
25 |
Санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни и работе на кухне. |
1 |
7.11 |
|
||
26 |
Правила техники безопасности при приготовлении пищи. |
1 |
7.11 |
|
||
27 |
Посуда для сервировки стола. |
1 |
10.11 |
|
||
28-29 |
Мытьё посуды. Практическая работа. |
2 |
14.11 14.11 |
|
||
30
|
Экскурсия в магазин «Посуда» |
1 |
17.11 |
|
||
31-32 |
Мытье предметов кухонной мебели. Практическая работа. |
2 |
21.11 21.11 |
|
||
33 |
Холодильник: назначение, правила эксплуатации. |
1 |
24.11 |
|
||
34-35 |
Включение и выключение холодильника, уход за ним. Практическая работа. |
2 |
28.11 28.11 |
|
||
Уборка жилых помещений |
||||||
36 |
Значение ежедневной уборки помещения для занятий. |
1 |
1.12 |
|
||
37 |
Гигиенические требования к помещению, где проходят занятия. |
1 |
5.12 |
|
||
38 |
Гигиенические требования к состоянию жилой комнаты. |
1 |
5.12 |
|
||
39 |
Проветривание помещения. Практическая работа. |
1 |
8.12 |
|
||
40-41 |
Уборка классной комнаты. Практическая работа. |
2 |
12.12 12.12 |
|
||
42 |
Пылесос: назначение, эксплуатация и уход за ним. |
1 |
15.12 |
|
||
43-44 |
Удаление пыли с ковровой дорожки и пола. Практическая работа. |
2 |
19.12 19.12 |
|
||
45 |
Уход за инвентарем и его хранение. |
1 |
22.12 |
|
||
Уход за комнатными растениями |
||||||
46 |
Экскурсия в мастерскую по озеленению. Общие представления о комнатных растениях. |
1 |
26.12 |
|
||
47 |
Отличительные особенности поверхности листьев: гладкие; бархатистые; колючие |
1 |
26.12 |
|
||
48 |
Отличительные особенности поверхности листьев: гладкие; бархатистые; колючие |
1 |
29.12 |
|
||
49 |
Инвентарь для ухода за комнатными растениями |
1 |
9.01 |
|
||
50 |
Уход за комнатными растениями. Практическая работа. |
1 |
9.01 |
|
||
51 |
Виды декоративных растений: декоративно-лиственные. |
1 |
12.01 |
|
||
52 |
Факторы, влияющие на растения декоративного вида |
1 |
16.01 |
|
||
53 |
Режим полива и опрыскивание растений |
1 |
16.01 |
|
||
54 |
Виды удобрений. Подкормка растений удобрением. |
1 |
19.01 |
|
||
55 |
Обрезка сухих и поврежденных листьев. |
1 |
23.01 |
|
||
56 |
Подкормка растений. Практическая работа. |
1 |
23.01 |
|
||
57 |
Рыхление земли в горшке. |
1 |
26.01 |
|
||
58-59 |
Рыхление почвы. Практическая работа. |
2 |
30.01 30.01 |
|
||
Работа на пришкольном участке. |
||||||
60 |
Правила безопасной работы при уборке снега и колке льда. |
1 |
2.02 |
|
||
61-62 |
Уборка тротуаров от снега. Практическая работа. |
2 |
6.02 6.02 |
|
||
Уход за одеждой и обувью |
||||||
63 |
Ежедневный уход за одеждой. |
1 |
9.02 |
|
||
64 |
Чистка верхней одежды. |
1 |
13.02 |
|
||
65-66 |
Сухая чистка одежды. Влажная чистка одежды. |
2 |
13.02 16.02 |
|
||
67 |
Виды стиральных машин. |
1 |
20.02 |
|
||
68 |
Средства для стирки белья. |
1 |
20.02 |
|
||
69 |
Стирка белого и цветного х/б белья в машинке – автомате. |
1 |
27.02 |
|
||
70 |
Машинная стирка белого и цветного белья . |
1 |
27.02 |
|
||
71 |
Средства для ручной стирки белья. |
1 |
1.03 |
|
||
72 |
Чистка верхней одежды. |
1 |
5.03 |
|
||
73 |
Виды тканей. |
1 |
5.03 |
|
||
74-75 |
Ручная стирка мелких вещей. Практическая работа. |
2 |
12.03 12.03 |
|
||
76 |
Подготовка одежды к сезонному хранению. |
1 |
15.03 |
|
||
77 |
Утюжка фасонного белья. Практическая работа. |
1 |
19.03 |
|
||
78 |
Виды мелкого ремонта: приемы пришивания пуговиц. |
1 |
19.03 |
|
||
79 |
Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями. |
1 |
22.03
|
|
||
Уборка помещений. |
||||||
80 |
Приспособления для мытья полов. |
1 |
2.04 |
|
||
81 |
Средства для мытья полов. |
1 |
2.04 |
|
||
82 |
Инструкция по охране труда при уборке помещений. |
1 |
5.04 |
|
||
83 |
Материалы, из которых делают полы. |
1 |
9.04 |
|
||
84-85 |
Мытьё полов. Практическая работа. |
2 |
9.04 12.04 |
|
||
Сохранение и поддержка здоровья. Личная гигиена. |
||||||
86-87 |
Моя кожа (уход за кожей лица и тела). |
2 |
16.04 16.04 |
|
||
88 |
Мои зубы (уход за полостью рта). |
1 |
19.04 |
|
||
89 |
Здоровье в порядке – спасибо зарядке. |
1 |
23.04 |
|
||
90-91 |
Физкультура и спорт – лучшие друзья здоровья. |
2 |
23.04 26.04 |
|
||
92 |
Не навреди! (вредные привычки – переедание, курение и алкоголь). |
1 |
30.04 |
|
||
Уход за мебелью. |
||||||
93 |
Средства по уходу за деревянной мебелью. Уход за деревянной мебелью. |
1 |
30.04 |
|
||
94 |
Средства по уходу за кожаной мебелью. Уход за кожаной мебелью. |
1 |
3.05 |
|
||
95 |
Средства по уходу за мягкой мебелью. Уход за мягкой мебелью. |
1 |
7.05 |
|
||
Работа на пришкольной территории. |
||||||
96 |
Экскурсия к мусорным бакам. Отходы природы и человека. |
1 |
7.05 |
|
||
97-98 |
Виды работ в весенний период на пришкольной территории. Инвентарь для уборки территории. |
2 |
14.05 14.05 |
|
||
99 |
Уборка дорожек с твёрдым покрытием. Практическая работа. |
1 |
17.05 |
|
||
100 |
Уборка дорожек с сыпучим и сборным покрытием. Практическая работа. |
1 |
21.05 |
|
||
Повторение изученного за год |
||||||
101-102 |
Обобщающий урок по темам года |
2 |
21.05 24.05 |
|
||
|
Итого за год |
102 |
|
|
||
83 |
Материалы, из которых делают полы. |
1 |
9.04 |
|
84-85 |
Мытьё полов. Практическая работа. |
2 |
9.04 12.04 |
|
Сохранение и поддержка здоровья. Личная гигиена. |
||||
86-87 |
Моя кожа (уход за кожей лица и тела). |
2 |
16.04 16.04 |
|
88 |
Мои зубы (уход за полостью рта). |
1 |
19.04 |
|
89 |
Здоровье в порядке – спасибо зарядке. |
1 |
23.04 |
|
90-91 |
Физкультура и спорт – лучшие друзья здоровья. |
2 |
23.04 26.04 |
|
92 |
Не навреди! (вредные привычки – переедание, курение и алкоголь). |
1 |
3.05 |
|
Уход за мебелью. |
||||
93 |
Средства по уходу за деревянной мебелью. Уход за деревянной мебелью. |
1 |
7.05 |
|
94 |
Средства по уходу за кожаной мебелью. Уход за кожаной мебелью. |
1 |
7.05 |
|
95 |
Средства по уходу за мягкой мебелью. Уход за мягкой мебелью. |
1 |
14.05 |
|
Работа на пришкольной территории. |
||||
96 |
Экскурсия к мусорным бакам. Отходы природы и человека. |
1 |
14.05 |
|
97-98 |
Виды работ в весенний период на пришкольной территории. Инвентарь для уборки территории. |
2 |
17.05 21.05 |
|
99 |
Уборка дорожек с твёрдым покрытием. Практическая работа. |
1 |
21.05 |
|
100 |
Уборка дорожек с сыпучим и сборным покрытием. Практическая работа. |
1 |
24.05 |
|
Повторение изученного за год |
||||
101-102 |
Обобщающий урок по темам года |
2 |
28.05 28.05 |
|
|
Итого за год |
102 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.