Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пирамидка» р.п. Татищево Татищевского муниципального района
Саратовской области»
Семинар – практикум
«Формирование духовно – нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»
Народная игрушка
как средство приобщения детей дошкольного возраста
к истокам русской народной культуры
Разработчик: воспитатель высшей квалификационной категории Л.А. Гиязова |
2023 год
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о родной земле.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями его обогатят. Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений у детей – основная задача взрослых.
Поэтому на современном этапе развития дошкольного образования, нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Актуальность нравственного воспитания детей дошкольного возраста отражена в ФГОС ДО.
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка…»
Последнее время большое внимание уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными способами, один из которых – это приобщение детей к культуре своего народа. Но самый действенный способ – это игра. Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка.
Игрушка — обязательный спутник детских игр с первых дней жизни. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Но сущность игрушки раскрывается полностью лишь в контакте с ребёнком – в игре. В игре ребёнок удовлетворяет своё стремление к общению, наследуя живой опыт, с помощью игрушки формируется в игре модель социального поведения. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушку специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.
«Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят ребенка в культуру другого народа, «перепрограммируют» русскую душу на свой лад».
Дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок. Занимаясь с игрушками иностранного происхождения, малыш как бы получает первый опыт культурной колонизации, встав перед необходимостью отвержения, отчуждения своего и подчинения чужеземному игрушечному пантеону. Так в жизни ребенка, по мнению ученых, происходит первая социокультурная травма, из-за которой потом формируется комплекс культурной, национальной неполноценности. Иностранные игрушки могут способствовать разрушению связи между поколениями, еще в младенчестве проектируя линию разлома между «отцами» и «детьми».
Современные игрушки, изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Бэтман, черепашки Ниндзя, роботы-трансформеры, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. Такие игрушки дети нещадно разбирают на части и разрушают. Но можно дать им прикоснуться с благоговением к истокам, к истинно природному материалу, дать возможность не разрушать и разорять, а создавать своими руками красоту и подарить ее с любовью близкому человеку. Вот такую игрушку ребенок вряд ли разрушит сознательно.
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей. Раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую нравственную культуру.
Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь – народная игрушка. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают духовные ценности – коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброту, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы. В свою очередь народные игрушки воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости.
Народное искусство – это живой, чистый родник, который несет в себе особое историческое, национально-психологическое и нравственное содержание. Оно необходимо детям на этапе становления их личности. Поэтому очень важно, чтобы игрушки, которые являются для маленьких
детей первыми жизненными и культурными ориентирами, отражали национальные и культурные традиции своего народа.
«Оказывается, до того, как возникла письменность, народ писал свои книги, пользуясь знаками орнамента, формами-образами: птиц, животных, людей, растений и т. д. В этих книгах он рассказывал о своей жизни, о своей вере, обычаях, о своих сезонных представлениях, связывая их с народными и религиозными праздниками, о своем представлении о мире – словом обо всем, что окружало человека, и что он нес в себе, и что называют Национальным Космосом.
Вот, например, такая тематика, как сезонное представление детей о природе. Можно миллион раз твердить: весна, весна, весна, а ребенок будет смотреть на вас непонимающе или умно сделает вид, что все понял, лишь бы вы не были назойливы. И другое дело: внести в группу глиняную куклу, по колориту и гамме красок близко соответствующую сезону, дать ее рассмотреть, потрогать, даже понюхать глину, а затем обыграть с нею какое-то действо. И дети сами запомнят – вот какая она весна: вся цветущая, яркая, с птицами на плечах, да еще и угощает испеченными «жаворонками»».
Знакомя детей с имеющимися куклами-барышнями по мотивам промыслов русской народной игрушки, обнаруживается закономерность чередования: красок, форм, деталей, соответственно сезонным изменениям в природе. Например, колориту осени больше всего соответствует каргопольская игрушка; к зиме близки – гжель, абашевская, тульская игрушки; весна сияет красками и многочисленными налепами филимоновской, хлудневской игрушек; ну, а лето веселит «дымка». Эти особенности используются в работе по закреплению сезонных представлений у детей. А чтобы запоминание было ещё ярче и эффективнее – добавляется поэтическое слово о сезонных образах: Лета, Осени, Зимы, Весны. Результат не заставляет себя долго ждать – в сознании детей происходит цветовое закрепление в соответствии с окружающим миром (зимой краски белые да голубые, что дети и видят ежедневно, образное очеловеченное закрепление сезонов (Зимушка - Красавушка, Сударушка, Государыня; Весна - Красна, Голубушка, Весняночка; Лето - Летушко, Красное; Осень – Золотая, Щедрая). К образному восприятию легче подобрать поэтическое слово, которое всегда удачно получается приподнести детям.
Вот филимоновский петушок нарядный.
Весь такой он ладный,
У большого петуха все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем непрост,
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок
Красной краскою горя –
Как корона у царя.
Посмотри, как хороша эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Народные игрушки помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, птиц и животных, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек это часть природы, и именно это является основой гармоничного развития ребенка.
Несомненно, важное достоинство игрушки – ее связь с культурными традициями своего народа. Каждый народ создает своеобразный стиль изготовления и использования игрушек для своих детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция – гжельская, дымковская, сергиев-посадская деревянная игрушка. Российская культура накопила огромные богатства, связанные с изобретением и изготовлением игрушек, которые сегодня во многом утрачены. Этот дар народа своим детям необходимо восстанавливать, сохранять и передавать его по прямому назначению, т. е. его маленьким потребителям. Он имеет не только этнографическое или историко-культурное значение – это незаменимое средство воспитания и развития. Даже красивые сувенирные игрушки (матрешки, лошадки, деревянные медведи и пр., остаются прежде всего, предметами детской игры. Они отражают упрощенный, юмористически или патетически преломленный стилизованный образ своего народа. Это их главная функция и прямое назначение.
Русская народная игрушка является очень важной частью традиционной народной культуры. А сама по себе традиционная культура – это единый живой организм, внутри которого все взаимосвязи исторически обоснованны, отточены временем и множеством сменяющих друг друга поколений людей. Воспитание детей, подрастающего поколения, продолжателей рода – самая важная задача любого народа. Это задача заложена генетически в его традиционную культуру, все средства которой и направлены на решение этой задачи.
1. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка!// Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – с. 98-108.
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество: метод. пособие для воспитателей. -2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 160 с.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М. : Академия,1998. – 432 с.
4. Михалёва С. В. Лепка глиняных игрушек : планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012. – 135 с.
5. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М. : Скрипторий 2003, 2009. – 128 с.
6. Смирнова Е. Игрушки : как оценить их качество//Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – с. 68-73.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.