Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«ЮИД»
Предметная область – социально-педагогическое
Класс – 5
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2019-2020 учебный год
город Ульяновск
2019 год
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка стр. 6
Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 11
Содержание программы стр. 15
Календарно-тематическое планирование стр. 23
Список использованных источников стр. 25
Утверждаю директор школы:
_______________ / ./
«02» сентября 2019 года
ПОЛОЖЕНИЕ
об отряде юных инспекторов движения (ЮИД) «Вежливый пешеход»
МБОУ «» города
1. Общие положения
1.1. Отряд юных инспекторов движения – добровольное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей разных возрастов.
1.2. Основными задачами отряда юных инспекторов движения является:
· активное содействие школе в воспитании учащихся, выработке у
школьников активной жизненной позиции;
·
изучение
правил дорожного движения, безопасного поведения на
дорогах, овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного
движения.
1.3. Отряд юных инспекторов движения создается из числа школьников МБОУ «» г.
1.4. Администрация общеобразовательной школы подбирает общественного организатора работы (школьного инструктора) с отрядом юных инспекторов движения из числа учителей.
2. Основные направления работы юных инспекторов движения
2.1. Воспитание у членов отряда ЮИД преданности к своей Родине, формирование у них правосознания, гуманного отношения к людям, чувства товарищества.
2.2. Углубленное изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
2.3. Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения в школе.
2.4. Участие в смотрах и слетах ЮИД, конкурсах.
2.5. Организация работы с юными велосипедистами.
3. Структура и организация работы отрядов юных инспекторов движения.
3.1. Членами отряда юных инспекторов движения являются учащиеся 5 «Б» класса, изъявившие желание активно участвовать в работе отряда ЮИД.
3.2. Отряд создается при наличии не менее 15 человек и может делится на отделения.
3.3. Прием в члены отряда юных инспекторов движения производится на основе устного заявления на сборе отряда.
3.4. Повседневное руководство работой отрядов юных инспекторов движения осуществляет штаб ЮИД, избираемый на общих собраниях отряда. Штаб из своего состава избирает командира отряда и утверждает командиров отделений.
4. Содержание работы отряда ЮИД
4.1. Содержание деятельности отряда юных инспекторов движения имеет несколько направлений.
4.1.1. Информационная деятельность: создание стендов ЮИД, стенгазет «Юный инспектор движения», боевых листовок «За безопасность движения» и другой информационной работы, ведение документации отряда.
4.1.2. Пропагандистская деятельность: организация разъяснительной работы по теме безопасности дорожного движения, проведение бесед, викторин, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, праздников, участие в создании и использовании наглядной агитации и методической базы для изучения правил дорожного движения.
4.1.3. Шефская деятельность: оказание помощи в создании простейших автоплощадок на территории детских садов, организации среди школьников конкурсов рисунков по теме безопасности дорожного движения, разучивание песен, стихов.
4.2. Кроме указанных, могут быть и другие направления в работе отряда ЮИД.
5. Обязанности и права юного инспектора движения
5.1. Юный инспектор движения обязан:
· Выполнять нормативно-правовые документы отряда и школы;
· Выполнять распоряжения командира отряда, администрации школы и сотрудников ГИБДД;
· Участвовать во всех мероприятиях, проводимых в рамках работы ЮИД;
· Изучать основы правил безопасного движения на дорогах и быть примером в их исполнении;
· Вести пропаганду безопасности участников дорожного движения;
· Помогать администрации школы, учителям и сотрудникам ГИБДД в контроле за порядком на дорогах среди школьников и взрослого населения;
· Укреплять здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом.
5.2. Юный инспектор движения имеет право:
· Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отрядами вносить соответствующие предложения.
· Избирать и быть избранным в штаб отряда юных инспекторов движения.
· Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения и общественного правопорядка в местные органы полиции.
· Участвовать в патрулировании на улицах, в районе школы по соблюдению Правил дорожного движения.
· Юный инспектор движения может награждаться за активную работу в отряде грамотами, нагрудными значками администрацией школы.
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности МБОУ СШ № обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС и определяет объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав, структуру направлений и форм внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности МБОУ СШ № составлен в соответствии со следующими документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• Письмо Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального внеурочной общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от б октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
• СанПиН 2.4.2. 2821 — 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4. 1251 - 03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Министерства образовании и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
• Инструктивно-методическое письмо «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательных организациях» от 07.08.2015 №08-1228;
• Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29»;
При разработке внеурочной деятельности были использованы методические рекомендации:
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. 03-255 «0 введении федерального государственного образовательного рекомендации есть стандарта общего образования»;
- Письмо департамента общего образования Минобрнауки России от 12 организации мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внеурочном введении федерального государственного образовательного стандарта деятельности общего образования».
Организацию внеурочной деятельности МБОУ СШ № регламентируют следующие документы:
- Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29»;
- Локальные акты МБОУ СШ №;
- Правила внутреннего распорядка МБОУ СШ №;
- Договор образовательного учреждения с родителями (законными реализацию представителями) обучающихся;
- Положение о формах самоуправления в МБОУ СШ №;
- Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей;
- Должностные инструкции работников МБОУ СШ;
- Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).
Количество часов в год – 35
Количество часов в неделю – 1.
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения – социальная.
Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах и, особенно в крупных городах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей.
Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что ежегодно на дорогах планеты погибает около 350 тысяч человек и 7 млн. получают ранения. В России эти цифры соответственно – 25 – 30 тысяч и 900 тысяч.
Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.
Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное – неуклонно выполнять.
Сохранить жизнь и здоровье детей – значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы российские дети. Перед фактом продолжающегося увеличения автотранспорта на дорогах крайне необходимо единение государственных органов, общественных институтов, семьи в борьбе с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Школе принадлежит решающая роль не только в изучении Правил дорожного движения, но и предупреждении детского дорожного травматизма в соответствии с Законом о дорожном движении.
Программа «Юные инспектора дорожного движения» разработана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах» в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся начальной школы. Программа направлена на решение задач по обучению детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, а также и их воспитанию. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности (ФГОС-второго поколения).
Актуальность программы в том, что одной из первоочередных задач школы, семьи является активная борьба с детским травматизмом и его предупреждением.
В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания, дано системное изложение учебного материала, адресованного учащимся начальной школы, изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Работа по программе охватывает область знаний, необходимые для безопасного поведения на улице и проезжей части, сознательного отношения к вопросам личной безопасности, умения предугадывать и предотвращать опасные ситуации.
Программа курса «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 5 класса и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
Основная идея курса – формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так, как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления – несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Программа решает следующие задачи:
· сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
· обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
· привитие умения пользоваться общественным транспортом;
· ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
· воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
· воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Программа «Юные инспектора движения» рассчитана на 1 год, из расчета 1 час в неделю.
Программа дополнительного образования «Вежливый пешеход» рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
·оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
·объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
·в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
·осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
·определять цель деятельности;
·учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
·устанавливать причинно-следственные связи;
·вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
·навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
·добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
·перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
·оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
·высказывать и обосновывать свою точку зрения;
·слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
·задавать вопросы
Учащиеся должны:
знать:
- правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- способы оказания первой медицинской помощи;
- техническое устройство велосипеда.
уметь:
- работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
- читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
- управлять велосипедом.
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
- участия в конкурсах, соревнованиях.
- активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Условия реализации программы.
Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
· тематические занятия;
· игровые тренинги;
· разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
· экскурсии;
· конкурсы, соревнования, КВН, викторины;
· изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
· выпуск стенгазет;
· разработка проектов по ПДД;
· встреча с работниками ГИБДД;
· просмотр видеофильмов.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала.
Условия реализации программы
1. Место проведения (классные кабинеты, асфальтированная площадка, спортивный зал).
2. Материально-техническое обеспечение (настольные и напольные игры по ПДД, канцтовары и др.).
3. Кадровое обеспечение (заместитель директора по ВР, педагог-организатор, руководитель ЮИД, инспектор ГИБДД).
4. Методическое обеспечение (Правила дорожного движения, плакаты, видеофильмы по ПДД, и др.).
Содержание программы
1. Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда.
2. ПДД.
2.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
2.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира.
2. 3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.
2.4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.
2.5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.
2.6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.
2.7. Регулируемый перекрёсток.
Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.
2.8. Нерегулируемый перекрёсток.
Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.
2.9. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.
2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.
2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов.
2.12. Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров.
2.13. Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии.
2. 14. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении.
2.15. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси.
2.16. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути.
2.17. Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.
2. 18. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.
3.Первая медицинская помощь.
3.1. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела.
3.2. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки).
3.3. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска).
3.4. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.
4. Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в районных, областных конкурсах по ПДД.
План занятий
с юными инспекторами движения МБОУ СШ № 29 г.Ульяновск
на 2019 -2020 учебный год
Занятия организуются инструктором по безопасности дорожного движения общеобразовательного учреждения. Желательно привлечь к этим занятиям работников ГИБДД, актив родителей, членов общества ВОА, водителей, врачей.
Занятие № 1
Положение об отрядах ЮИД. Определение состава и структуры отряда. Отчет о проделанной работе за прошедший год. Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп. Утверждение символа отряда, выбор девиза, разучивание отрядной песни. Выбор редколлегии, печатного органа отряда.
Задание: подготовить материал на школьном стенде отряда ЮИД в целях и задачах ЮИД. порядке вступления в него, предстоящей работе. Изготовить брошюры с текстом Правил дорожного движения, распространить среди младших школьников.
Занятие № 2
История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. Правила дорожного движения, их история.
Задание: рекомендовать прочтение книги Исаева «От самодельной коляски до ЗИЛ III». И. Серебрякова «Знакомьтесь, автомобиль» и др. сфотографировать на улицах города автомобили различных марок и видов. Поместить фотографии автомобилей в рабочие тетради по ОБЖ. Провести с учащимися 1 - 2-х классов беседы по истории советских и российских автомобилей, сопроводить беседы фотоснимками, роликами. Провести уроки рисования, на которых предложить детям нарисовать различные автомобили, мотоциклы, велосипеды. Написать рассказ «Автомобиль».
Занятие № 3
Элементарные вопросы теории движения автомобиля. Разгон, торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя. Демонстрация в реальных условиях тормозных возможностей автомобиля. Посещение площадки контроля за техническим состоянием транспорта.
Задание: нарисовать схему остановочного пути автомобиля и с помощью этой схемы провести в младших классах беседы о недопустимости перехода проезжей части перед приближающимся транспортом.
Занятие № 4
Правила дорожного движения. Общие положения. Общие обязанности водителя. Обязанности пешеходов и пассажиров.
Задание: излить общие обязанности участников дорожного движения. Изготовить макет дорожного знака «Пешеходный переход». Провести в младших классах рассказ о знаке «Пешеходный переход». Начертить перекресток и изучить с детьми правила перехода дороги. Сфотографировать пешеходов, нарушающих ПДД, и придумать под снимками интересные надписи. Из картона изготовить макет перекрестка с разметкой проезжей части, дорожными знаками, использовать макет при проведении игр с учащимися младших классов по безопасности движения.
Занятие № 5
Правила дорожного движения. Разметка дороги. Места перехода проезжей части. Где и как двигаться пешеходам вдоль дорог. Перекрестки и их виды.
Задание: изучить разметку проезжей части. Начертить схемы перекрестков различных видов. Сфотографировать движение на одном из перекрестков. Придумать и провести в подшефном классе игру «Наш перекресток». Написать в школьную газету заметку под названием «На перекрестке».
Занятие № 6
Организация дорожного движения. Предмет организации дорожного движения транспорта и пешеходов. Как изучают состав, размеры движения транспорта. Планирование дорожной сети в городе. Развитие технических средств регулирования движения. Экскурсия на специальный участок организации движения и ознакомление ЮИД с работой и текущими задачами организации движения. Беседа с работниками отделения организации движения.
Задание: рекомендовать прочтение книги Г. Юрмина «Светофор» подготовиться и провести в подшефном классе занятие. «Какими станут улицы нашего города (поселка)». Сфотографировать и поместить в отрядном альбоме фотоснимки средств организации и регулирования движения. Подсчитать общее количество и определить состояние транспортного потока на дороге, прилегающей к школе или по местах жительства, занести наблюдения в рабочую тетрадь.
Занятие № 7
Правила дорожного движения. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора. Поведение пешеходов на перекрестке. Сигналы автомобиля.
Задание: изучить фазы цикла светофора. Сфотографировать работающий светофор. Провести для учащихся подшефных классов занятие «Трехцветный друг». Изготовить макет светофора и продемонстрировать его работу в младших классах и в детском салу. Написать рассказ или стихотворение о светофоре.
Занятие № 8
Правила дорожного движения. Дорожные знаки и их группы. Значение отдельных дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков. Ознакомление и инструкцией II порядком установления дорожных знаков.
Задание: подготовить и провести в подшефном классе занятие на тему: «Сами не видят - другим показывают». Зарисовать в рабочей тетради дорожные знаки, написать их название и значение. Изготовить на картоне дорожные знаки. Сфотографировать на дорогах дорожные знаки и поместить снимки в альбом.
Занятие № 9
Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. Наблюдение за работой регулировщика.
Задание: отработать все сигналы регулировщика с жезлом перед зеркалом. Провести в подшефном классе занятие «Регулировщик-постовой». Изготовить для отряда в школьной мастерской жезлы. На перекрестке сфотографировать регулировщика и фото поместить в альбом. Выпустить стенгазету о работе отряда ЮИД.
Занятие № 10
Общие вопросы порядка движения, остановки, стоянки транспортных средств. отдельные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и железнодорожных переездов.
Задание: с помощью макета усвоить принципы проезда перекрестков. Сфотографировать движение транспорта на перекрестке. Провести в подшефном классе или детском саду игру “Мы на перекрестке”, начертить схему перекрёстков в рабочих тетрадях.
Занятие № II
Правила для велосипедистов.
Задание: рекомендовать прочтение книги А. Седова «Твой Друг велосипед» нарисовать дорожные знаки, запрещающие проезд на велосипеде, а также знаки велосипедных дорожек. Взять на учет школьников, имеющих велосипеды, провести проверку их технического состояния и зачет по знанию велосипедистами Правил дорожного движения. Выявить подростков-нарушителей ПДД в микрорайоне, сфотографировать их и поместить фотоснимки в газете отряда.
Занятие № 12
Основы права. Права, обязанности, ответственность граждан за их выполнение по закону. Нормативное регулирование в сфере безопасности дорожного движения. Ответственность за безопасность движения и эксплуатацию автомототранспорта.
Задание: распространить в микрорайоне школы листовки ГИБДД с призывом к населению о необходимости выполнения ПДД. Выпустить газету о работе отряда ЮИД.
Занятие № 13
История милиции. История службы ГАИ-ГИБДД. Текшая работа ГИБДД. ближайшие задачи по обеспечению безопасности дорожного движения. Роль отрядов и групп ГИБДД в решении вопросов предупреждения детского дорожного травматизма. Формы работы ЮИД, фотосъемки, киносъемки, звукозапись, концерты, парад отрядов. встречи с интересными людьми.
Задание: провести занятия по истории полиции. Провести встречу отряда ЮИД с отличниками милиции, ГИБДД.
Занятие № 14
Номерные, опознавательные и предупреждающие знаки, надписи и обозначения. ЮИД - активный помощник работников ГИБДД в предупреждении аварий, раскрытии автотранспортных происшествий. Основы криминалистики.
Задание: сфотографировать или нарисовать номерные знаки, опознавательные надписи и обозначения на транспортных средствах. Изучить с работниками ГИБДД способы связи расследования транспортных происшествий, распространить листовки ГИБДД для автомотолюбителей. Провести утренник «Светофор - наш друг» в подшефных классах.
Занятие № 15
Основы фотодела. Устройство фотоаппарата, его зарядка пленкой, выбор объектов съемки, техника съемки, фоторепортаж по безопасности движения.
Задание: провести в подшефных классах занятие «Они нарушают правила дорожного движения». По итогам патрулирования сделать фоторепортаж.
Занятие № 16
Устная пропаганда ПДД среди учащихся младших классов и воспитанников детских садов. Подготовить и провести беседу по ПДД. Наглядные пособия, техника их изготовления и применения. Проведение игры с дошкольниками по безопасности движения.
Задание: составить тексты бесед по правилам движения для дошкольников. Использовать наглядные пособия для проведения бесед.
Занятие № 17
Оформление школьного стенда по ПДД. Помощь младшим классам в оформлении уголков безопасности движения. Подготовить радиорепортажи для школьного радиоузла.
Задание: оформить наглядную агитацию в школе по ПДД.
Занятие № 18
Марш-парад отрядов ЮИД по улицам микрорайона. Посещение ГИБДД и присутствие на разводе инспекторского состава в отдаче приказа на заступление на пост регулирования. Рассказ младшим классам об экскурсии в ГИБДД.
Занятие № 19
Зачет по программе ЮИД от членов отряда. Фотографирование лучших ЮИДовцев. Рассказ о работе в школьной стенгазете, по школьному радио. Обобщение положительного опыта работы ЮИД. Оформление отрядного альбома-рапорта.
Занятие № 20
Документы отряда ЮИД. Порядок их хранения. Форма ЮИД. Тренировка в регулировании движения с помощью жезла.
Задание: подготовка выступления художественной самодеятельности. Экскурсия в РОВД, ГИБДД, автохозяйство, на пост регулирования движения, на пост-пикет.
Занятие № 21
Прием зачета по ПДД
Календарно – тематическое планирование
№ |
Дата по плану |
Дата по факту |
Теоретическая часть |
Количество часов |
Теория |
||||
Введение (1 ч) |
||||
1 |
|
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка |
1 |
|
Правила дорожного движения (23 ч) |
||||
2 |
|
Разработка и изучение положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД |
3 |
|
3 |
|
Права и обязанности и ответственность участников дорожного движения. |
1 |
|
4 |
|
Дорожные знаки и дополнительные средства информации |
1 |
|
5 |
|
Правила движения пешехода. |
2 |
|
6 |
|
Где и как переходить улицу? |
2 |
|
7 |
|
Элементы улиц и дорог. |
1 |
|
8 |
|
Регулируемый перекрёсток |
1 |
|
9 |
|
Нерегулируемый перекрёсток |
1 |
|
10 |
|
Правила движения велосипедистов, мопедиста |
2 |
|
11 |
|
Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте |
1 |
|
12 |
|
Движение группы пешеходов и велосипедистов |
1 |
|
13 |
|
Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду. |
1 |
|
14 |
|
Фигурное вождение велосипеда. |
1 |
|
15 |
|
Дорожная разметка. |
1 |
|
16 |
|
Правила пользования транспортом |
1 |
|
17 |
|
На железной дороге. |
1 |
|
18 |
|
Движение по загородной дороге |
1 |
|
19 |
|
Дорожные ловушки |
1 |
|
Первая медицинская помощь (8 ч) |
||||
20 |
|
Ожоги, обморожения |
2 |
|
21 |
|
Виды кровотечений. Остановка кровотечений |
2 |
|
22 |
|
Транспортировка пострадавших |
2 |
|
23 |
|
Переломы |
2 |
|
Творческие мероприятия (3 ч) |
||||
24 |
|
Подготовка агитвыступления |
3 |
|
ИТОГО |
35 |
Список литературы
1. Дорохов А.А. «Зелёный…Желтый… Красный!» - М.: Детская литература, 2004.
2. Правила дорожного движения. – М, 2019.
3. Автогражданка. 20 вопросов и ответов. – М., Офис ОСАГО, 2010г.
4. Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения, 1-4 кл., методическое пособие. – М. Просвещение, 2009г.
5. Основы безопасности жизнедеятельности, 5 кл., учебник для общеобразовательных учреждений, В.В. Марков и др. – М. «Дрофа», 2005г. (раздел 1)
6. Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста, кн. для учащихся 3-4 кл. – М., Просвещение, 2003г.
7. Рыбин А.Л. и др. Обучение правилам дорожного движения. – М., Просвещение, 2011г.
8. Кузьмина Т.А. Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Система работы в образовательном учреждении – Волгоград. «Учитель» - 2006.
9. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
10. Рыбин А. Л., Маслов М. В. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. Пособие для учащихся. 5–9 классы/ Под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
11. Лобашкина В. А., Яковлев Д. Е., Хренников Б. О., Маслов М. В. Безопасность дорожного движения. Программы для системы дополнительного образования детей / Под ред.П. В. Ижевского. – М.: Просвещение, 2010.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.