Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный математик", 5 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный математик", 5 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
5 кл
28.04.2021
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный математик", 5 класс
Юный математик 5 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 29»

Рассмотрено

на заседании методического объединения  

учителей математики, информатики, физики, химии, биологии, географии, физической культуры, технологии, ОБЖ

Руководитель МО

_______________   А.Г. Хайбуллина

Протокол № 1 от 26.08.2020

Согласовано

Заместитель директора по УВР:

_______________ Л.В. Лукаш

Протокол № 1 от 27.08.2020

Утверждаю

 Директор школы

_____________ С.С. Васин

Приказ № 213 от 28.08.2020

 

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Юный математик»

 

Предметная область – общеинтеллектуальное

Класс – 5

Уровень изучения предмета – базовый

Срок реализации программы – 2020-2021 учебный год

 

 

         Составитель:

Леухина Виктория Игоревна

 

 

город Ульяновск

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.   Пояснительная записка. 3

2.   Планируемые результаты изучения учебного курса. 6

3.   Содержание курса внеурочной деятельности. 8

4.   Список использованных источников. 11

5.   Тематическое планирование. 12

6.   Приложение. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  

 

Пояснительная записка

 План внеурочной деятельности МБОУ СШ № 29 обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС и определяет объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав, структуру направлений и форм внеурочной деятельности.

    План внеурочной деятельности МБОУ СШ № 29 составлен в соответствии со следующими документами:

·     Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями, вступившими в силу 01.08.2020 года);

·     Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);

·     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

·     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015);

·     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);

·     Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

·     Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29» города Ульяновска;

·     Основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего общего образования МБОУ СШ № 29;

·     Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета (курса), утверждено приказом № 213 от 28.08.2020.

При разработке внеурочной деятельности были использованы методические рекомендации:

-     Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. 03-255 «О введении федерального государственного образовательного рекомендации есть стандарта общего образования»;

-     Письмо департамента общего образования Минобрнауки России от 12 организации мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внеурочном введении федерального государственного образовательного стандарта деятельности общего образования».

Организацию внеурочной деятельности МБОУ СШ №29 регламентируют следующие документы:

-     Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29»;

-     Локальные акты МБОУ СШ №29;

-     Правила внутреннего распорядка МБОУ СШ №29;

-     Договор образовательного учреждения с родителями (законными реализацию представителями) обучающихся;

-     Положение о формах самоуправления в МБОУ СШ №29;

-     Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей;

-     Должностные инструкции работников МБОУ СШ №29;

-     Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).

Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

1.     Сборник программ внеурочной деятельности «Математическая гармония: метод. рекомендации для учителей математики / под общ. Ред О.В. Сафоновой. – Ульяновск: Центр ОСИ, 2015. - 72 с.-(Серия «Реализация ФГОС ООО»)

2.     Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения (методические рекомендации). /Автор Е.Л.Петренко /Ульяновск: УИПК ПРО, 2013.

Количество часов в год – 35

Количество часов в неделю – 1.

Цель программы «Юный математик» -  создание условии для интеллектуального развития ребёнка, его коммуникативных и социальных навыков через формирование положительной мотивации к активной учебной, игровой и проектной деятельности, для развития артистических способностей, творческого воображения и фантазии, для становления образованной и инициативной личности, владеющий системой математических знаний и умений.

 

Задачи программы

Предметные задачи:

 

ü  развивать математический кругозор, математическую интуицию и наблюдательность школьников через приобщение к новому для них миру геометрических фигур и тел; создать условия для формирования общематематических понятии и идей, для понимания их происхождения из практики; способствовать осознанию учащимися роли геометрии и математики в целом как инструмента познания мира;

 

ü  способствовать овладению социальным содержанием геометрии - усвоению элементов логической и алгоритмической грамотности;

ü  формировать у учащихся рациональные приёмы овладения системой математических знаний и умений; представления о правилах конструирования определений, формулирования выводов; о способах планирования и проведения наблюдений и экспериментов в математике, в частности, в геометрических

 

ü  исследованиях; прививать навыки самостоятельной математической деятельности;

 

ü  развивать абстрактное мышление, пространственное воображение обучающихся на основе игровых ситуаций; формировать готовность свободно и осознанно оперировать геометрическими терминами;

 

ü  развивать мотивацию к дальнейшему овладению математическими знаниями, в частности, пространственной геометрией через знакомство с культурой бригами.

 

Метапредметные задачи:

 

ü  содействовать формированию у школьников преставлений о6 истоках познания и знания, о социальной ценности познания и исследовательской деятельности, о месте и роли математики в человеческой культуре;

 

ü  заложить основы знаний о способах самостоятельного поиска, анализа и обработки информации; о логике и правилах научного исследования; формировать умение ставить задачу и эвристические приёмы поиска решения;

 

ü  развивать умение работать индивидуально, научить осуществлять самоконтроль и самооценку в организуемой деятельности;

 

ü  формировать представления о правилах конструктивной групповой работы, умение организовывать совместную деятельность с педагогами, сверстниками, старшими и младшими товарищами, в том числе познавательную и учебно-исследовательскую деятельность;

 

ü  формировать представления об основах разработки проектов;

 

ü  формировать элементарные навыки в области черчения; развивать речь, умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения в организуемых игровых ситуациях, в процессе моделирования геометрических фигур, выполнения проектных заданий.

 

Личностные задачи:

 

ü  содействовать присвоению основных общечеловеческих ценностей и норм поведения; развивать ценностные отношения школьника к своему Отечеству, его истории и культуре, населяющим его народам, к природе и биологическому разнообразию жизни; к человеку, людям (иной этнической или культурной принадлежности); к общечеловеческой культуре, знанию; формировать личную и взаимную ответственность;

 

ü  способствовать удовлетворению личных познавательных интересов, их углублению и развитию;

 

ü  развивать способности детей: мелкую моторику руки, глазомер, двигательные способности; художественный вкус, творческие способности и фантазию; выявлять и развивать математические способности в широком смысле слова;

 

ü  способствовать формированию культуры труда и совершенствованию трудовых навыков;

 

 

 

Планируемые результаты изучения учебного курса.

 

Личностные результаты ориентированы на достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности:

 

1.   Школьники приобретают опыт социальных знаний о реальных событиях, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни и практической деятельности.

 

2.   У школьника формируется позитивное отношение к базовым ценностям общества- человек, семья, природа, знания, труд, культура.

 

3.   Каждый школьник приобретает опыт самостоятельного социального действия: взаимодействие друг с другом, с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

 

Образовательный эффект достигается за счет приобретения практических знаний и опыта практических действий, способствующих развитию личности школьника, формированию его компетентности, идентичности.

 

Реализация программы предусматривает динамику становления и развития интересов, обучающихся от увлеченности до компетентного социального о профессиональные самоопределения.

 

Метапредметные результаты

 

Формируемые регулятивные УУД:

 

1.   Определять цель деятельности самостоятельно и с помощью учителя.

2.   Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.

 

3.   Планировать деятельность (в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации) и последовательность выполнения отдельных действий в ее составе.

 

4.   Высказывать свои версии и предлагать способы их проверки (на основе продуктивных заданий).

 

5.   Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (справочные пособия, инструменты, подручные средства).

 

6.   Определять успешность выполнения своего задания, причины трудностей, степень достижения запланированных результатов.

Формируемые познавательные УУД:

 

1.   Навыки решения проблем творческого и поискового характера;

 

2.   Навыки поиска (в информационных источниках и в открытом информационном пространстве), анализа, интерпретации и представления информации;

 

3.   Навыки выбора наиболее эффективных способов действий, в том числе в ситуации исследования.

Формируемые коммуникативные УУД:

 

1.   Умение выполнять свои усилия с усилиями других;

 

2.   Умение формулировать собственное мнение и позицию, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 

3.   Понимание возможности существования у людей различных точек зрения, умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

 

 

Предметные результаты

 

 В результате прохождения программы школьники получат более полное представление о математике как о сфере человеческой деятельности, о роли в познании и практике, а также научатся:

 

1.   Видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни; распознать математические понятия и применять их при решении задач практического характера.

 

2.   Моделировать практические ситуации средствами математики, способ деятельности через использование схем, интерпретировать результат решения задачи.

 

3.   Решить простейшие комбинаторные задачи путем осмысления их практического значения и с применением известных правил.

 

4.   Применять навыки измерений и решения геометрических задач для моделирования практических ситуаций.

 

5.   Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.

 

 

 

Содержание курса внеурочной деятельности

 

Геометрия, будем знакомы!

Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях.

 

История возникновения науки геометрии. Первые шаги в геометрии.

 

Точка, прямая, отрезок. Угол. Луч. Классификация  углов.  Биссектриса угла.

Величина   угла. Вертикальные и смежные углы. Прямой угол. Измерение углов.

 

Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.

 

Многоугольники.

 

Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат. Многоугольник. Площадь четырехугольника. Треугольник и его элементы. Медиана, биссектриса, высота треугольника. Классификация треугольников по углам и сторонам. Прямоугольный треугольник.

 

Окружность и круг.

 

Окружность и круг. Построение окружности. Работа с понятиями «центр», «радиус», «диаметр», «хорда» «площадь круга», «длина окружности». Задачи на построение с помощью циркуля и линейки. Выполнение тематических лабораторных работ.

Знакомьтесь – оригами!

 

Сообщение исторических сведений о возникновении оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги. Работа над проектом. Плоские геометрические фигуры. Преобразование фигур. Аппликация из геометрических фигур. Моделирование из объёмных геометрических фигур. Создание из бумаги различных фигур. Выполнение тематических лабораторных работ.

Юный конструктор.

 

Задачи на разрезание. Игра «Юный конструктор». Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Геометрия превращения квадрата. Замечательные свойства квадрата. Простейшие многогранники (прямоугольный параллелепипед, куб). Изготовление моделей простейших многогранников.

 

Функциональные зависимости в геометрии.

Зависимость периметра квадрата от его стороны, зависимость площади квадрата от его стороны. Составление кроссвордов.

 

Геометрия рядом.

 

Плоские фигуры, симметричные относительно прямой. Конструирование орнаментов и паркетов, используя свойство симметрии, в том числе компьютерных технологий свойства двух фигур, симметричных относительно плоскости используя эксперимент, наблюдение, моделирование. Нахождение в окружающем нас мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Распознавание фигур, имеющие ось симметрии. Вырезание из бумаги, изображение от руки и с помощью инструментов. Построение осей симметрии фигуры. Координаты на плоскости.

 

Мир проектов.

Выполнение индивидуальных творческих работ по всем темам данного раздела.

Формы обучения: коллективные и индивидуально-групповые занятия, теоретические и практические занятия, творческие работы.

Основные методы: объяснение, беседа, иллюстрирование, решение задач, дидактические игры, убеждение.

Основные виды деятельности учащихся:

- решение различных задач

- оформление математических газет

- участие в математической олимпиаде,

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

- проектная деятельность

- самостоятельная работа

- работа в парах, в группах

- творческие работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Для учащихся:

1.   Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломки. [Текст] / М.А.Гершензон  - М.: Детская литература, 2009.

2.   Калугин,  М.А.  После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки.  [Текст] /  М.А.Калугин – Ярославль: Академия развития, 2011

3.   Нестеренко,  Ю.В.  Лучшие задачи на смекалку.  [Текст]  /   Ю.В.Нестеренко   –  М.:  АСТ – ПРЕСС, 2009.

4.   Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку, 5-6 классы. [Текст] / И. Ф. Шарыгин  – М.: Просвещение, 2009.

5.   Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей [Текст] /. -  М.:  АСТ – ПРЕСС, 2009.

6.   500 задач на сообразительность: книга для детей, учителей и родителей. [Текст] /  -М.: АСТ-ПРЕСС, 2009

Для учителя:

1.   Агафонова,  И.И.  Учимся думать: сб.занимательных  логических  задач,  тестов  и  упражнений [Текст] / И.И.Агафонова. – СПб.: МиМ-Экспресс, 2011.

2.   Винокурова,  Н.Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей. [Текст] / Н.Н.Винокурова – М.: АСТ-ПРЕСС,2010.

3.   Гончарова, Л.В. Предметные недели в школе. Математика/ Л.В.Гончарова – Волгоград: 2003.

4.   Калугин, М.А. После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки/ М.А. Калугин – Ярославль: Академия развития, 2011.

5.   Козловская, Н.А. Математика. Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления. 5-6 кл. [Текст] / Н.А.Козловская  – М.: ЭНАС, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

п/п

Разделы программы и темы занятий

Кол-

во

часов

 

Геометрия, будем знакомы! (7ч.)

1.

Вводное занятие

1

2.

Из истории геометрии

1

3.

Фундаментальные понятия геометрии

2

4.

Прямая, точка, плоскость, лучи, отрезки

1

5.

Взаимное расположение точек и прямых

1

6.

Кроссворд «Вокруг геометрии»

1

 

Многоугольники (8ч.)

 

7.

 

Многоугольники

1

8.

«Многоугольный ребус»

1

9.

 

Треугольники. Понятие прямоугольного треугольника

1

10.

Треугольник и подводный мир

1

11.

Замечательные линии треугольника

1

12.

Игра «Юный чертежник»

1

13.

Четырехугольники

1

14.

Рождественская звезда»

1

 

Окружность и круг (2ч)

 

15.

Окружность и круг. Отрезки в окружности

1

16.

Круг и ветка сакуры

1

 

Знакомьтесь – Оригами! (2ч)

 

17.

Периметр и площадь

1

18.

Творим в технике оригами

1

 

Юный конструктор (2ч)

 

19.

Задачи на разрезание

1

20.

Игра «Юный конструктор»

1

 

Функциональные  зависимости  в  геометрии(2 ч)

 

21.

Зависимость        периметра  квадрата   от

стороны, зависимость площади квадрата

от его стороны            

1

22.

Кроссворд «Длина окружности. Площадь

круга

1

 

Геометрия рядом (8ч)

 

23.

Пропорции в геометрии

2

24.

Золотое сечение

2

25.

Симметрия

1

26.

Симметрия вокруг нас

1

27.

Паркеты

1

28.

Конкурс мастеров

1

 

Проект «Мир геометрии» (4ч)

 

29.

«Звездочка идей»

1

30.

Творим проект

2

31.

Мой проект

1

 

Всего

35

 

 

 

 

 

             Приложение

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету

№ урока

Раздел

Планируемое количество часов

Фактическое количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

Согласовано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный математик", 5 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный математик", 5 класс

Пояснительная записка План внеурочной деятельности

Пояснительная записка План внеурочной деятельности

При разработке внеурочной деятельности были использованы методические рекомендации: -

При разработке внеурочной деятельности были использованы методические рекомендации: -

Количество часов в неделю – 1.

Количество часов в неделю – 1.

Личностные задачи: ü содействовать присвоению основных общечеловеческих ценностей и норм поведения; развивать ценностные отношения школьника к своему

Личностные задачи: ü содействовать присвоению основных общечеловеческих ценностей и норм поведения; развивать ценностные отношения школьника к своему

Образовательный эффект достигается за счет приобретения практических знаний и опыта практических действий, способствующих развитию личности школьника, формированию его компетентности, идентичности

Образовательный эффект достигается за счет приобретения практических знаний и опыта практических действий, способствующих развитию личности школьника, формированию его компетентности, идентичности

Предметные результаты В результате прохождения программы школьники получат более полное представление о математике как о сфере человеческой деятельности, о роли в познании и практике, а…

Предметные результаты В результате прохождения программы школьники получат более полное представление о математике как о сфере человеческой деятельности, о роли в познании и практике, а…

Окружность и круг. Построение окружности

Окружность и круг. Построение окружности

- участие в математической олимпиаде, - знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой - проектная деятельность - самостоятельная работа - работа в парах, в группах…

- участие в математической олимпиаде, - знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой - проектная деятельность - самостоятельная работа - работа в парах, в группах…

Список использованных источников

Список использованных источников

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п

Юный конструктор (2ч) 19

Юный конструктор (2ч) 19

Приложение Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету № урока

Приложение Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету № урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2021