Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Загадки природы»
Оценка 4.9

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Загадки природы»

Оценка 4.9
docx
11.09.2021
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Загадки природы»
РП по ВНД Загадки природы.docx

Описание: лого-01муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Гимназия № 4»

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

660122 г. Красноярск,   ул. имени газеты «Пионерская правда», 5,  тел.: 237-34-27,  факс 237-34-27,

е-mail:gimn4@list.ru            http://www.gymn4.ru

ОГРН 1022401945730, ИНН/КПП 2461023652/246101001

 

 

 

ПРИНЯТО:

методический совет МАОУ Гимназии № 4 протокол № ____

от «___»____________2020 г.

_______

СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора 

по УВР МАОУ Гимназии № 4

 «____»__________2020 г.

____________ Г.В. Ульянкина

 

УТВЕРЖДАЮ:

директор МАОУ Гимназии № 4  _________С.В. Пикалов

приказ № ____

от «___»________2020 г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности 

«Загадки природы»

 

 

2 «А» класс

 

учитель: Андреева Анастасия Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Красноярск

2020 г.

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы»  составлена согласно  требованиям Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Гимназия № 4 и авторской программы курса «Загадки природы»   автора А.Н.Юшкова.

Курс «Загадки природы»  выстроен на границе трёх подходов, имеющих глубокие традиции в отечественной психологии и педагогике — диалогического, событийного и деятельностного. Практика работы с детьми младшего школьного возраста в рамках этого курса ориентирована на развитие у младших школьников познавательных компетенций (позиция наблюдателя, исследовательская позиция, предметная осредствлённость) и сквозных (ключевых) компетентностей — образовательной самостоятельности, образовательной инициативы и интегральной компетентности — умения учиться. Сейчас все эти образовательные качества зафиксированы как значимые в Федеральном государственном стандарте  начального общего образования.

Курс « Загадки природы»  на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка, математики и окружающего мира  приучает детей к целостному  постижению  мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Программа курса «Загадки Природы» обеспечивает развитие у детей:

· вопросительности, как детской способности обнаруживать странное и необычное в знакомых явлениях природы и жизни живых организмов и как исходного условия возникновения мышления, в том числе и «теоретического» (естественнонаучного);

· позиции участника диалога, когда дети в совместном обсуждении того или иного явления природы, задавая вопросы друг другу, предлагая собственные версии объяснений странного поведения обсуждаемого объекта, начинают понимать основания собственных высказываний, основания высказываний других сверстников, совместно выходят на новое понимание обсуждаемого объекта;

· предметной осведомлённости как результата групповой и самостоятельной работы с массивами информации. Наличие собственных вопросов обеспечивает осмысленность поиска и освоение информации;

· позиции наблюдателя и исследователя, как принципиального условия возникновения субъекта теоретического мышления.

Возникновение этих позиций обеспечивает выпускникам начальной школы возможность конструктивного и продуктивного взаимодействия с учителем.

Цель  программы:

 Освоение норм организации образовательного процесса в логике деятельностного подхода, позволяющего младшим школьникам самостоятельно, инициативно и рефлексивно осваивать предметность естествознания.

 

Задачи программы:

— сохранить и  поддержать в ребёнке умения и готовности общаться с живыми существами не как с объектами, а как с другими «я», обладающими уникальными способностями существования в этом мире;

— сохранить   способности задавать свои собственные вопросы; помочь  обнаружить загадочную сложность физического мира и живой природы;

— формировать умения  совместно с  одноклассниками  самостоятельно и инициативно формулировать и обсуждать возникшие у них вопросы по поводу физического мира и живой природы;

— предоставить ребёнку возможность побыть исследователем, т. е. человеком, для которого вопрос «А как на самом деле?» является важным и значимым.

 

1.     Планируемые результаты

К концу третьего года обучения учащиеся:

·        умеют обсуждать вопросы, возникающие у них самих, и в которых зафиксировано внутреннее противоречие обсуждаемого объекта

·        понимают и принимают ситуации проблемного характера

·        начинают освоение  понятийной конструкции «орган – функция – процесс – структура» на разнообразном материале

·        обсуждают специфику разнообразных процессов в живой и неживой природе и обобщают факты

·        удерживают предметность разговора, регулируют протекание обсуждения и возврат к исходной проблематике

·        обсуждают  вопросы как «бионические», то есть удерживают  и биологическую, и физическую составляющие одновременно

·         обнаруживают деятельную взаимосвязь исследовательской и проектной деятельности.

 

Личностные результаты:

-положительно относиться к школе, проявлять желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, окружающему миру.

-оценивать  жизненные ситуации ( поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые

можно оценить  как хорошие или плохие.

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей , почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

 - определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Познавательные:

- сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям;

- осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач;

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи ;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

- находить общее решение при работе в парах, группах; стараться договориться, уметь уступать;

- учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве;

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 

Формы контроля результативности обучения

Отслеживание результативности освоения программы курса осуществляется следующим образом:

- самооценка обучающихся на основе собеседования, оценивания с помощью сигнальных знаков (смайлики)

- выполнение практических и проектных работ

- выставки полученных результатов деятельности на занятиях

- диагностика предметных и метапредметных результатов

Принципы, лежащие в основе программы

·        принцип систематичности и последовательности

·        принцип цикличности

·        принцип развивающего характера

·        принцип природосообразности

·        принцип интереса

·        принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности

Методы, приёмы и формы обучения

·        репродуктивные

·        иллюстративные

·        проблемный

·        словесные

·        практические

·        эвристические

 

2.     Содержание программы «Загадки природы» 2 класс

 

Путешествие вокруг Земли.

Первые пять тем посвящены космической тематике. В познавательном плане 3-классники встретятся с ситуациями, которые могут быть охарактеризованы как «неочевидность очевидного». Одновременно с этим они продолжат осваивать категорию масштаба и изучать свойства объектов средствами собственной телесности. Групповые формы работы являются доминирующими при организации обсуждения ситуаций.

В группе детям предлагается поработать с глобусом или с картой полушарий и загадать друг другу загадки:»Мы летали вокруг Земли и последовательно видели вот это… Как мы летали? Покажите на карте или на глобусе наш маршрут»

Солнечная система.

Тема «Солнечная система» интересна тем, что в ней неявно задана особая точка наблюдения за этим миром. Она находится вне солнечной системы. И это есть тот шаг, благодаря которому может быть обнаружена нетривиальность утверждения Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Идея же гелиоцентризма чаще преподносится как очевидный факт.

Земля: как она устроена и как она возникла? Из чего состоит земная кора?

На фоне «взрослых» теорий о происхождении Земли мы пробуем обсуждать геологическую историю Земли. Ведь именно благодаря геологии и минералогии и стали складываться представления об истории Земли, её эволюции. В теме «Из чего состоит земная кора» категория геологического времени упакована в сюжет происхождения горных пород и минералов.

        Улиткины загадки.

В аквариуме кроме рыбок живут улитки. Они ползают по стенкам аквариума и едят зеленые водоросли. Что вы можете рассказать о жизни улиток?

Путешествие лилипутов.

Вместе с друзьями отправляемся в удивительное путешествие на лесную поляну и уменьшились до 1 сантиметра. Вокруг раздавалось жужжание, шуршание.Мы решили раздвинуть кусты и исследовать, кто же там шуршит…

А где-то очень далеко…

А где-то очень далеко, в мангровых зарослях, живут рыбки, которые называются илистыми прыгунами. Представьте на минуту себя этими рыбками.

Путешествие по природным зонам.

Эта тема касается обсуждения климатических особенностей различных природных зон. Заполнение таблиц - это процедура преодоления «географического эгоцентризма». Собственно эта работа - повод почувствовать удивительное разнообразие мест на Земле. С другой стороны - понять, что за всем этим климатическим разнообразием стоят физические причины. Внутри каждой отдельной темы есть свои добавочные сюжеты.

1.Оценка роли оси наклона Земли в привязке к тем или иным особенностям природной зоны.

2.Рассказы об особенностях той или иной климатической зоны глазами человека, там не живущего.

Путешествие под воду.

Тема «Путешествие под воду» в большей степени технологическая, чем биологическая. Нас интересует возникновение у младших школьников исследовательской позиции. Такое отношение к окружающему миру задается, с одной стороны, загадками мира природы, с другой - технической осредствленностью исследователя.

Путешествующие животные и оседлые живые существа.

 Мы вместе с третьеклассниками пробуем постичь обстоятельства весьма непросто устроенной жизни многих живых существ. Традиционно известные детям миграции – это сезонные миграции птиц. На этом фоне как бы единственно далеких перемещений все остальные животные выглядят более чем «домоседами».Что, конечно же, далеко не так.

Путешествие по континентам.

 В этот раз мы предлагаем детям спроектировать путешествие по континентам. В этом смысле требования на продукт проектирования задано - это должен быть туристический маршрут путешествия на несколько дней по природным зонам разных материков земного шара

 

 

Жилища в космосе и под водой.

...Есть забавные детские фильмы, которые называются Дети шпионов». В этих фильмах высокие технологии представлены с такой щедростью и разнообразием, а дети настолько легко управляются с этими техническими устройствами, что просто хочется предложить — посмотрите эти фильмы вместе с детьми; запишите все технические новинки, обсудите их работу.

Начинать можно с «подводной деревни». Там нужен защитный купол. А нужен ли такой же купол для лунной деревни? Для чего нужен купол в первом случае; во втором. В чем сходство?

Удивительное разнообразие.

Удивительное творение природы-птицы! Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской. Все ли нам известно о жизни птиц?

Полеты и маневры в воздухе.

Тема полетов является одной из сквозных тем. Детям предлагается провести сравнительный анализ разных типов полетов разных живых существ и попробовать выделить специфику каждого типа полета и объяснить, благодаря каким морфологическим особенностям организма тот или иной тип полета становится возможным.

Упругая вода

 Занятие начинается, например, с фразы «Рядом с водой и на воде живёт много всяких живых существ» и вопроса «Кто их может назвать?» Вопрос можно разыграть через игру «Волшебная палочка» (описание игры дано в теме «Лесные хоромы»).

До игры или после игры (или даже во время, у кого как получится, но обязательно) нарисуем на доске кусочек реки и схематично обозначим перечисленных детьми существ.

А теперь посмотрим на рисунок с клопом-водомеркой.

У кромки воды

Прочитаем с детьми такой текст:

…На небе ночью видны космические звёзды. На дне моря живут морские звёзды. Только они не светятся по ночам, никогда не были на небе, но умеют ползать по дну. Рядом с морскими звёздами живут морские ежи. Колючие, круглые и разноцветные. Они ползают по дну, ищут свою морскую еду. Посадить бы одного в аквариум и посмотреть: «Чем же они ползают по дну?»

Загадки про все.

Предложите детям дома подготовить какой-нибудь опыт-фокус и потом показать его в классе. Дети к этому возрасту имеют «про запас» некоторое количество физических опытов, на таких, где есть неожиданный зрительный эффект.

 

 

Впереди лето

Чтобы летом всласть позаниматься биологией, нужно выбрать маршрут, подготовить походное снаряжение, запастись информацией о местах и существах, там обитающих.

Нарисуйте в классе на доске карту ближайших мест, куда можно отправиться вместе с родителями или самостоятельно для наблюдений за разными живыми существами.

 

3.     Тематическое планирование

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма проведения

Вид контроля

1.       

Путешествие вокруг Земли.

2

Беседа

Устный ответ

2.       

Солнечная система.

2

Беседа, рисование

Рисунок-схема

3.       

Земля: как она устроена и как она возникла?

2

Беседа, практическая работа

Таблица

4.       

Улиткины загадки.

2

Беседа, практическая работа

Загадка в блокноте

5.       

Путешествие лилипутов.

2

Беседа, практическая работа

Выполнение упражнения

6.       

А где-то очень далеко…

2

Беседа, рисование

Рисунок

7.       

Путешествие по природным зонам.

2

Беседа, практическая работа

Выполнение упражнения

8.       

Путешествие под воду.

2

Беседа, практическая работа

Рассказ-описание по плану

9.       

Путешествующие животные и оседлые живые существа.

2

Беседа, практическая работа

Тест

10.   

Путешествие по континентам.

2

Беседа

Викторина

11.   

Жилища в космосе и под водой.

2

Беседа, практическая работа

Выполнение упражнения

12.   

Удивительное разнообразие.

2

Экскурсия

Рассказ-описание по плану

13.   

Полеты и маневры в воздухе.

2

Беседа, практическая работа

Сообщение по теме

14.   

Упругая вода.

2

Занятие с опытами

Рисунок

15.   

У кромки воды.

2

Беседа

Презентация

16.   

Контрольная работа.

2

Практическая   работа

Контрольная работа

17.   

Впереди лето

2

Экскурсия

Устный ответ

ИТОГО

34 часа

 

 

 

4.     Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема занятия

Даты проведения

План

факт

1.       

Путешествие вокруг Земли.

2.09.20

2.09.20

2.       

Путешествие вокруг Земли.

9.09.20

9.09.20

3.       

Солнечная система.

16.09.20

16.09.20

4.       

Солнечная система.

23.09.20

23.09.20

5.       

Земля: как она устроена и как она возникла?

30.09.20

30.09.20

6.       

Земля: как она устроена и как она возникла?

7.10.20

7.10.20

7.       

Улиткины загадки.

14.10.20

14.10.20

8.       

Улиткины загадки.

21.10.20

21.10.20

9.       

Путешествие лилипутов.

28.10.20

28.10.20

10.   

Путешествие лилипутов.

11.11.20

11.11.20

11.   

А где-то очень далеко…

18.11.20

18.11.20

12.   

А где-то очень далеко…

25.11.20

25.11.20

13.   

Путешествие по природным зонам.

2.12.20

2.12.20

14.   

Путешествие по природным зонам.

9.12.20

9.12.20

15.   

Путешествие под воду.

16.12.20

16.12.20

16.   

Путешествие под воду.

23.12.20

23.12.20

17.   

Путешествующие животные и оседлые живые существа.

13.01.21

13.01.21

18.   

Путешествующие животные и оседлые живые существа.

20.01.21

20.01.21

19.   

Путешествие по континентам.

27.01.21

27.01.21

20.   

Путешествие по континентам.

3.02.21

3.02.21

21.   

Жилища в космосе и под водой.

10.02.21

10.02.21

22.   

Жилища в космосе и под водой.

17.02.21

17.02.21

23.   

Удивительное разнообразие.

24.02.21

24.02.21

24.   

Удивительное разнообразие.

3.03.21

3.03.21

25.   

Полеты и маневры в воздухе.

10.03.21

10.03.21

26.   

Полеты и маневры в воздухе.

17.03.21

17.03.21

27.   

Упругая вода.

24.03.21

23.03.21

28.   

Упругая вода.

14.04.21

14.04.21

29.   

У кромки воды.

21.04.21

21.04.21

30.   

У кромки воды.

28.04.21

28.04.21

31.   

Контрольная работа.

5.05.21

5.05.21

32.   

Впереди лето

12.05.21

12.05.21

33.   

Впереди лето

19.05.21

19.05.21

34.   

Итоговое занятие

26.05.21

26.05.21

ИТОГО

34 часа

 

 

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Загадки природы» в частности.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

·        натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

·        гербарии; коллекции насекомых; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

·        коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; географические и исторические карты, телескоп

·        Юшков А. Н. «Загадки природы». Часть 1- 2. —СПб.: Школьная лига, Лема, 2012. — Раздаточный материал.

·        Брем А.Э. «Жизнь животных» М., «Терра», 1992 г.

·        Энциклопедия для детей. Издательский центр «Аванта +», 1997 г.  и  др.

 

Оборудование для мультимедийных демонстраций :

·        компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.)

·        средства  фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

·        единая коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

·        Интернет

  Пособия для учителя

1.     Юшков Алексей Николаевич «ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ». 1–2 , 3-4 КЛАСС.

Методические рекомендации

Автономная некоммерческая просветительская организация

в области естествознания и высоких технологий

«ШКОЛЬНАЯ ЛИГА» Санкт-Петербург.


 

Скачано с www.znanio.ru

Гимназия № 4» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 660122 г

Гимназия № 4» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 660122 г

Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям

Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям

Цель программы: Освоение норм организации образовательного процесса в логике деятельностного подхода, позволяющего младшим школьникам самостоятельно, инициативно и рефлексивно осваивать предметность естествознания

Цель программы: Освоение норм организации образовательного процесса в логике деятельностного подхода, позволяющего младшим школьникам самостоятельно, инициативно и рефлексивно осваивать предметность естествознания

Метапредметные результаты: Регулятивные : - определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе…

Метапредметные результаты: Регулятивные : - определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе…

Принципы, лежащие в основе программы · принцип систематичности и последовательности · принцип цикличности · принцип развивающего характера · принцип природосообразности · принцип интереса · принцип…

Принципы, лежащие в основе программы · принцип систематичности и последовательности · принцип цикличности · принцип развивающего характера · принцип природосообразности · принцип интереса · принцип…

В теме «Из чего состоит земная кора» категория геологического времени упакована в сюжет происхождения горных пород и минералов

В теме «Из чего состоит земная кора» категория геологического времени упакована в сюжет происхождения горных пород и минералов

Жилища в космосе и под водой.

Жилища в космосе и под водой.

Впереди лето Чтобы летом всласть позаниматься биологией, нужно выбрать маршрут, подготовить походное снаряжение, запастись информацией о местах и существах, там обитающих

Впереди лето Чтобы летом всласть позаниматься биологией, нужно выбрать маршрут, подготовить походное снаряжение, запастись информацией о местах и существах, там обитающих

У кромки воды. 2 Беседа

У кромки воды. 2 Беседа

Материально-техническое обеспечение образовательного проце сса

Материально-техническое обеспечение образовательного проце сса
Скачать файл