Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хохольская средняя общеобразовательная школа»
«Согласована» Заместитель директора школы по ВР МБОУ «Хохольская СОШ» ………. ___________Попова И.А.
«____»____________2019 г.
|
«Утверждена» Директор МБОУ «Хохольская СОШ» __________Строева О.Н.
Приказ № ___
от «___»____2019 г.
|
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
(общеинтеллектуальное направление)
2 класс
Разработала:
Стрельникова Вера Ивановна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
2019/2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями примерной основной образовательной программы школы и ориентирована на работу во 2 классе.
Цели изучения предмета.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи изучения курса:
Обучающие:
• развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
• приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
• развитие мотивации к изучению русского языка;
• развитие творчества и обогащение словарного запаса;
• совершенствование общего языкового развития учащихся;
• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
• воспитание культуры обращения с книгой;
• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
• развивать смекалку и сообразительность;
• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
• занимательность;
• научность;
• сознательность и активность;
• наглядность;
• доступность;
• связь теории с практикой;
• индивидуальный подход к учащимся.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Художественно- эстетическая направленность предмета.
Эстетическое образование и воспитание связаны с формированием способности адекватного восприятия прекрасного в окружающей действительности и умение его преобразовывать по законам красоты. Художественно-эстетическое направление предметного кружка « Занимательна грамматика» выстраивается через знакомство учащихся с историей возникновения русской письменности и азбуки.
Эстетизация направлена на подчинение таких видов и форм педагогического процесса, как пропевание, рисование и штриховка, музыкально – ритмические движения, таков творческий процесс постижения нового.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. На занятиях факультативного курса “Занимательная грамматика” как раз и происходит активное включение элементов занимательности, которые являются обязательными для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Во втором классе на изучение данного учебного курса в учебном плане внеурочной деятельности предусмотрено 1 час в неделю, 34 часа в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты:
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты.
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.
Состав слова.
Признаки родственных слов.
Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со
словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Пересказать текст.
Содержание учебного курса
Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки».
Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(3 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Тема 24 – 25. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 26-27. Слова – «родственники».(2ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(3ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)
Календарно-тематическое планирование
№п.п |
Тема занятия |
Количество часов |
Форма занятия (в т.ч. виды деятельности) |
Дата |
|
план |
факт |
||||
1 |
Как обходились без письма? |
1 |
Индивидуаль ная работа по актуализации знаний |
04.09 |
|
2 |
Древние письмена. |
1 |
Парная работа. |
11.09 |
|
3 |
Как возникла наша письменность? |
1 |
Беседа |
18.09 |
|
4-5 |
Меня зовут Фонема. |
2 |
Самостоятельная работа. |
25.09 02.10 |
|
6-8 |
Для всех ли фонем есть буквы? |
3 |
Игра в слова |
09.10 16.10 23.10 |
|
9 |
«Ошибкоопасные» места |
1 |
Парная работа. |
06.11 |
|
10 |
Тайны фонемы |
1 |
Индивидуаль ная работа |
13.11 |
|
11-12 |
Опасные согласные |
2 |
Коллективная работа в группах |
20.11 27.11 |
|
13 |
На сцене гласные |
1 |
Игра»Выступают гласные» |
04.12 |
|
14 |
«Фонемы повелевают буквами» |
1 |
Викторина |
11.12 |
|
15 |
Когда ь пишется, а когда не пишется? |
1 |
Парная работа. |
18.12 |
|
16 |
Ваши старые знакомые |
1 |
Самостоятельная работа. |
25.12 |
|
17-18 |
Правила о непроизносимых согласных |
2 |
Коллективная работа в группах сменного состава |
15.01 22.01 |
|
19-20 |
Волшебное средство – «самоинструкция» |
2 |
Самостоятельная работа. |
29.01 05.02 |
|
21 |
Строительная работа морфем |
1 |
Парная работа. |
12.02 |
|
22-23 |
Где же хранятся слова? |
2 |
Коллективная работа в группах |
19.02 26.02 |
|
24-25 |
Поговорим о всех приставках сразу |
2 |
Парная работа. |
04.03 11.03 |
|
26-27 |
Слова – «родственники» |
2 |
Парная работа. |
18.03 01.04 |
|
28-30 |
Кто командует корнями? |
3 |
Конкурс |
08.04 15.04 22.04 |
|
31-32 |
«Не лезьте за словом в карман!» |
2 |
Игра |
29.04 06.05 |
|
33 |
«Пересаженные» корни |
1 |
Парная работа. |
13.05 |
|
34 |
Итоговое занятие |
1 |
КВН «Знатоки русского языка» |
20.05 |
|
Список учащихся, посещающих занятие:
1.Болдырев Михаил
2.Ганзя Мария
3.Ганзя Матвей
4.Гревцева Екатерина
5 Долбилов Максим
6 Дровянникова Ирина
7 Дьяченко Анна
8 Жеребцов Александр
9.Землянухина Виктория
10.Каширская Виктория
11.Квасов Даниил
12.Квасов Иван
13.Кейзер Дмитрий
14.Лопина Ульяна
15.Манжесова Кристина
16.Маник Вера
17.Нечаев Савелий
18.Прибытков Даниил
19.Ткачева Маргарита
20.Тройнин Денис
21.Турищева Дарья
22.Цицилин Константин
23.Чеботарев Виктор
Расписание занятий: среда-12.30-13.15
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.