Рабочая программа по курсу «Занимательная грамматика» 4 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по курсу «Занимательная грамматика» 4 класс

Оценка 4.7
doc
07.10.2024
Рабочая программа по курсу «Занимательная грамматика» 4 класс
РП 4 класс Занимательная грамматика.doc

Согласовано                                                                      Утверждаю

Заместитель директора по УВР                                      Директор МОАУ «ООШ № 58

__________                                                                        _________

 

 

                                                                                                 Приказ №     от

                                      

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по курсу «Занимательная грамматика»

(дополнительные платные услуги)

для учеников 4 класса

на 2020-2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

 

 Программу составила

учитель высшей категории:

Саломатникова Н.А.

                                                                        

 

                                                                     

 

 

 

 

Оренбург

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

1.Закон  «Об образовании  в  РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

2.«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — Сан ПиН 2.4.2.2821-02 — Утверждены постановлением Минздрава России от 29.12.2010 г. № 189).

3.  Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования.

В основу курса «Занимательная грамматика» для 4 класса положена авторская программа Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей 4 класс».

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, убеждения в необходимости и возможности его грамотного использования.

Задачи курса:

Обучающие:

·       развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·       приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

·       пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·       развитие мотивации к изучению русского языка;

·       развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

·       совершенствование общего языкового развития учащихся;

·       углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

·       воспитание культуры обращения с книгой;

·       формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

·       развивать  смекалку и сообразительность;

·       приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·       развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

·       учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 

 

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательной грамматики» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

§  занимательность;

§   научность;

§   сознательность и активность;

§  наглядность;

§  доступность;

§   связь теории с практикой;

§  индивидуальный подход к учащимся.

          Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий:

§  лекции;

§  практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

§   анализ и просмотр текстов;

§   самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Основные методы и технологии:

§  технология  разноуровневого обучения;

§  развивающее обучение;

§  технология  обучения в сотрудничестве;

§  коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Форма организации занятий.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, конкурсы газет, плакатов, лекции, практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, анализ и просмотр текстов, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

•  игровая;

•  теоретическая;

• практическая.  

Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности – обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, записи терминов – понятий.

Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, окружающего мира, технологии и т.д.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей.

 

 

Описание места курса в учебном плане

Классы

Количество часов

в неделю

Количество учебных недель

Всего часов

на учебный год

4 класс

1 ч

24

24 ч

Всего

 

 

24 ч

 

 

 

Ценностные ориентиры содержания курса

·       Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

·       Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

·       Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

·       Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, и свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

·       Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

 

 

Планируемые результаты изучения курса

В результате освоения программы курса «Занимательная грамматика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО.

Личностные результаты:

·       эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

·       эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,сопереживать;

·       чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

·       любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

·       интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

·       интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

·       интерес к изучению языка;

·       осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;

·       уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

·       сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

·       самостоятельно формулировать тему и цели урока;

·       составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·       работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

·       в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

·       перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·       пользоваться словарями, справочниками;

·       осуществлять анализ и синтез;

·       устанавливать причинно-следственные связи;

·       строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

·       адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

·       высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·       слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·       договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·       задавать вопросы.

Предметные результаты:

·       перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·       пользоваться словарями, справочниками;

·       осуществлять анализ и синтез;

·       устанавливать причинно-следственные связи;

·       строить рассуждения;

 

·       выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

·       рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

 

 

Содержание курса «Занимательная грамматика»

Тема 1-2. На карнавале слов. (2ч.).                                                                                   Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омонимы. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию.

Тема 3. Конкурс знающих. (1ч.)                                                                                     Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломки и игры с омонимами, омофонами.

Тема 4-6 Анаграммы и метаграммы.  (3ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан-налим, актер-терка ).

Тема 7-9. Шарады и логогрифы. (3ч.)

Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов-ответов.

Тема 10-11. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 12-13. Паронимы. (2ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Тема 14-15. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (2ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 16. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей  «Словарь  паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 17. Полёт в будущее. (1ч.)                                                                                             

 Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  

Тема 18. Какие бывают имена? (1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика». С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема 19. Древнерусские имена. (1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема 20-21. Отчество и фамилия. (2ч.)

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 22-23. Искусство красноречия. (2ч.)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 24.  КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

 

 

Календарно - тематическое планирование занятий по курсу

«Занимательная грамматика» 4 класс

 

 п/п

Тема занятия

 

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

На карнавале слов.

1

 

 

2

На карнавале слов.

1

 

 

3

Конкурс знающих.

1

 

 

4

Анаграммы и метаграммы. 

1

 

 

5

Анаграммы и метаграммы. 

1

 

 

6

Анаграммы и метаграммы. 

1

 

 

7

Шарады и логогрифы.

1

 

 

8

Шарады и логогрифы.

1

 

 

9

Шарады и логогрифы.

1

 

 

10

«Ошибкоопасные» места.

1

 

 

11

«Ошибкоопасные» места.

1

 

 

12

Паронимы.

1

 

 

13

Паронимы.

1

 

 

14

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

 

 

15

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

 

 

16

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

 

 

17

Полёт в будущее.

1

 

 

18

Какие бывают имена?

1

 

 

19

Древнерусские имена.

1

 

 

20

Отчество и фамилия.

1

 

 

21

Отчество и фамилия.

1

 

 

22

Искусство красноречия.

1

 

 

23

Искусство красноречия.

1

 

 

24

КВН по русскому языку.

1

 

 

 

 

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса

Учащиеся должны знать:

       отличительные признаки основных языковых единиц;

       основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

       слова, словосочетания, предложения, текста;

       основные орфографические  и пунктуационные правила;

       о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных.

Учащиеся должны уметь:

       четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

       подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

       различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

       пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.

 

 

 

 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Основная литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе; под.ред А.Г.Асмолова. - М.:Просвещение, 2011.

2. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010, 223с.

3. Планируемые результаты начального общего образования ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2011.

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2011.

5. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

6.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

7.Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. М.: ВАКО, 2014.- 368с. – (Мастерская учителя)

Дополнительная литература

1. Узорова О.В. 300 заданий и упражнений по русскому языку. - М.: 1998

2. Жиренко О.Е. Учим русский с увлечением: формирование орфографической грамотности: 1 - 4 классы. - М.: 5 за знания, 2005

3. Сухин И.Г. Занимательные материалы по развитию речи. - ВАКО, М.:2004

4. Детская энциклопедия. Изд.2 Т.11. Язык. Художественная литература. М., Просвещение, 1968.

5. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т. М.: Художественная литература.



Согласовано

Согласовано

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей

Метапредметные результаты Регулятивные

Метапредметные результаты Регулятивные

Содержание курса «Занимательная грамматика»

Содержание курса «Занимательная грамматика»

Тема 18. Какие бывают имена? (1ч

Тема 18. Какие бывают имена? (1ч

Какие бывают имена? 1 19

Какие бывают имена? 1 19

Волина В. В. Занимательное азбуковедение

Волина В. В. Занимательное азбуковедение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2024