Рабочая программа по литературе 10-11 класс

Рабочая программа по литературе 10-11 класс

docx
28.11.2019
Рабочая программа 10-11кл..docx

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                « Средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

___________/ Гакинульян О.С../

 

Протокол  №_____ от

«____» _________20____г.

 

 

 

 

 

 

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________/ Бортникова Т.С/

 

 

«____» _________20____г.

 

«Утверждаю»

Директор школы

________/Осипьянц Н.Н./

 

Приказ  №_____ от

«____» _________20____г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

литература

                                                                                                                                                         

(наименование учебного предмета \ курса)

                                                                       10-11  класс                                   

(ступень образования \ класс)

5лет

(срок реализации программы)

 

                                                      Составитель программы :Гафарова Замира Решатовна

                                                                                 учитель русского языка МБОУ «СОШ №1»

                                              

 

 

 

 

 

 

 

                                                          г - к. Кисловодск

                                                                 2017 год

 

 


 

I. Пояснительная записка

       

Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образова­ния на базовом уровне и примерной программы по литературе для образовательных учреждений с русским (родным) языком обучения. Программа составлена на основе   «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11» под ред. Г.И.Беленького. – М.Мнемозина. 2009 и В.В. Агеносов, А.Н. Архангельский. Русская литература XIX-XX веков. Программа для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2009г.

Выбор примерной программы мотивирован тем, что она

- соответствует  стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

 - способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

     

            Программа построена следующим образом:

 

•      Литература первой половины XIX века

•      Литература второй половины XIX века (10 класс).

 

•      Литература первой половины XX века

•      Литература второй половины XX века (11 класс).

 

              Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изу­чаются в     связи с русской литературой.

        

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный об­лик и нравственные ориентиры молодого поколения.

 

Цели

            Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и само­совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современ­ном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального                                                                

 самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

•  развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литера­турного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вку­са; устной и письменной речи учащихся;

•       освоение текстов художественных произведений в единстве формы и со­держания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном про­цессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

•       совершенствование умений анализа и интерпретации литературного про­изведения как художественного целого в его историко-литературной обу­словленности и культурном контексте с использованием понятийного язы­ка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов фор­мы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произ­ведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необ­ходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в биб­лиотеке, в ресурсах Интернета и др.

                         Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет пре­емственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на тради­цию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуаль­ного развития личности школьника. Основными критериями отбора художест­венных произведений для изучения в школе являются их высокая художествен­ная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на лич­ность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного обра­зования.

                    Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-      осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

            -      выразительное чтение;

-      различные виды пересказа;

-      заучивание наизусть стихотворных текстов;

-      определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к то­му или иному роду и жанру;

-       анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфлик­та;

-       устные и письменные интерпретации художественного произведения;

-       выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

-       самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

-        участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

-         подготовка рефератов, докладов; напи­сание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

В учебном плане школы на изучение литературы отводится 105 часов в 10 классе и 102 часа в 11 классе. Предполагается по 7 сочинений по единому требованию «О количестве письменных работ», согласно Локальному Акту ШМО учителей русского языка и литературы МОУ СОШ№1.

Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы на вопросы (в устной и письмен-

ной форме), сочинения.

Обучение осуществляется по УМК:

1. Учебник «Русская литература 10 класс. Для общеобразовательных учреждений. (Базовый уровень »  под р. Г.Н. Ионина, «Мнемозина» 2009

2.Учебник «Русская литература 11 класс» в 2-х частях под редакцией В.В.Агеносова.

3.Хрестоматия «Русская литература 20 века» в 2-х частях под редакцией В.В.Агеносова.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература XIX века

102 часа

Введение(1 час)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные иска­ния человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).

Литература первой половины XIX века (10 часов), в том числе:

Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 час)

Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Нацио­нальное самоопределение русской литературы.

А. С. Пушкин(5 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пус­тынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения явля­ются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Поэт и толпа», «Пора, мой друг, пора! по­коя сердце просит...», «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непо­рочны...» (возможен выбор пяти других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пуш­кина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и не­избежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лириче­ского героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Многоплановость образа Пе­тербурга. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

М. Ю. Лермонтов (3 часа)

Жизнь и творчество

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божий, ныне с молит­вою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...»

(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи - значенье...», « (возможен выбор других стихотворений).

    Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творче­стве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив оди­ночества в лирике поэта. Обусловленность характера творчест­ва особенностями эпохи и личностью поэта.

 

Н. В. Гоголь (2 часа)

 Жизнь и творчество.

 Повесть «Невский проспект».

Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в петербургских по­вестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в произведениях Гоголя. Столкновение живой души и пошлого мира в повести "Невский проспект". Особенности поэтики Гоголя.

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX вв (1 час)

 

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

А. Н. Островский (7 часов)

Жизнь и творчество.

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и ос­новные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение "жес­токих нравов" "темного царства". Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно­поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

"Гроза" в русской критике: И. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве

(фрагменты); А. А. Григорьев «После "Грозы " Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты). Современные трактовки пьесы.

Сочинение по произведениям А. Н. Островского.

 

И.А.Гончаров (5 часов)

Жизнь и творчество.

 Роман «Обломов» (Обзор)

История создания и особенности композиции романа. Петербургская "об­ломовщина". Глава "Сон Обломова" и ее роль в произведении. Система обра­зов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А. Гончарова "Обломов".

И. С. Тургенев (8 часов)

Жизнь и творчество.

 Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. "Вечные" темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее вы­ражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. "Тайный психоло­гизм": художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Изложение с элементом сочинения по творчеству Тургенева И.С. (возможно сочинение)                                       

Н.А.Некрасов(7 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пус­кай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба!..» (указан­ные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый по­эт...», «Внимая ужасам войны...», (возмо­жен выбор других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы по­эта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Антикрепостниче­ские мотивы. Сатирические образы. Решение "вечных" тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобра­зие лирики Некрасова. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Нова­торство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией. Реалистический харак­тер некрасовской поэзии.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и "народного заступника" Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимо­феевны, смысл "бабьей притчи". Тема народного бунта. Образ Савелия, "бога­тыря святорусского". Фольклорная основа поэмы.

Ф. И. Тютчев (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обяза­тельными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...», (возможен выбор других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и сим­волический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и обра­зы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема "невыразимого". Любовь как стихийное чувство и  «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А.А.Фет (2 часа)

Жизнь и творчество

Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыха­нье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «На заре ты ее не буди...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», (возможен выбор других стихотворений).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория "чистого искусства". "Вечные" темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

А. К. Толстой (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»,  (возможен выбор других произведений).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции..

Сочинение по творчеству поэтов второй половины 19 века (2 часа)

М. Е. Салтыков-Щедрин (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзорное изучение).

Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности на­рода. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и "глуповцев". Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Жанровое своеобразие "Истории". Черты антиутопии в произведении. Смысл финала "Истории". Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Н. С. Лесков(2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

Особенности сюжета повести. Мотив преступления в произведении. Об­разы основных героев.

Ф. М. Достоевский (13 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его "двойники". Образы "униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпило­га. "Преступление и наказание" как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения". Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Досто­евского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Л. Н. Толстой (22 часа)

Жизнь и творчество.

Тема войны в ранних произведениях писателя (обзор)

 Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности компози­ции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в ро­мане и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. "Внутренний человек" и "внешний человек". Путь идейно-нравственных иска­ний князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни". Изображение светского общества. "Мысль народная" и "мысль семейная" в романс. Семейный уклад жизни Рос­товых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема нацио­нального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и лож­ного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения ду­шевного мира героев ("диалектики души"). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого "Война и мир".

 

А. П. Чехов (11 часов)

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой».

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отраже­ние в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответст­венности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, ла­конизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символиче­ский смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое уса­дебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя -"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл фи­нала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Свое­образие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого насле­дия Чехова для мировой литературы и театра.

Сочинение по творчеству А. П. Чехова.

 

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

ХIХ в. (2 час)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX в. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Симво­лизм.

Г. де Мопассан. Новелла «Плетельщица стульев».

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Изображение   чувства любви в произведении.

 

Резервные уроки (3 часа)

 

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

 102 часа

 

Введение (1 час)

Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, те­ма исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обраще­ние к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отраже­ние в них "вечных" проблем бытия.

 

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.

 

Обзор русской литературы первой половины ХХ века (1 час)

Традиции и новаторство в литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. Реализм и мо­дернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в рус­ской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Совет­ская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм».                                                             

Художественная объективность и тенденциозность в освещении истори­ческих событий. Проблема "художник и власть".

 

И. А. Бунин (6 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «По­следний шмель», «Седое небо надо мной...», «Слово» (возможен выбор других стихотворений).

Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. Пейзажная лирика по­эта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (произведения обязательны для изучения).

Рассказы: «Темные аллеи»

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. " Исследование национального характера. "Вечные темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Со­отношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина.

 

А. И. Куприн (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведе­ния).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство  психологического  анализа.                              

Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

 

М. Горький (7 часов)

Жизнь и творчество.

«Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение ро­мантического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа

 Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как соци­ально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ноч­лежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Три правды в пьесе.  Проблема счастья. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность язы­ка.

Сочинение по творчеству Горького М.

 

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА Х1Х-НАЧАЛА XX В.

 

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины XX в. Реализм и модернизм.

Б. Шоу (1 час)

Жизнь и творчество. Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иро­нии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.                                                                             

Г. Аполлинер (1час)

Жизнь и творчество. Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен выбор другого произведения).

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспе­риментальная направленность аполлинеровской поэзии.

 

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (4 часа), в том числе:

Обзор русской поэзии конца  19 – начала 20 вв.(1 час)

 

В. Я. Брюсов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гун­ны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

Н. С. Гумилев (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая тради­ция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастиче­ское и прозаическое в поэзии Гумилева.

И. Северянин (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других сти­хотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, ори­гинальность его словотворчества.

 

А. А. Блок (7 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, ап­тека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотво­рения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы...», «О добле­стях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы» (возмо­жен выбор других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его сти­хотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соот­ношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий револю­ции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интона­ции, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность фи­нала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Изложение с элементом сочинения по творчеству А. А. Блока.

 

В. В. Маяковский (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и не­множко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указан­ные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспек­тором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности люб­ви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор других стихотво­рений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Мая­ковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

 

С. А. Есенин (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жа­лею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» (указанные стихотворения яв­ляются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная жидкая лунность...»(возможен выбор других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есе­нина.

 

М. И. Цветаева (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий, «Куст» (возможен выбор других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и лите­ратурные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие по­этического стиля.

 

О. Э. Мандельштам (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, зна­комый до слез...» (указанные стихотворения являются обязательными для изу­чения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia», (возможен выбор других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

 

А. А. Ахматова (6 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под тем­ной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обяза­тельными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить...»,  «Бывает так: какая-то истома...» (возможен выбор других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Те­мы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литератур­ные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. По­беда исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Осо­бенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Сочинение по творчеству поэтов конца 19-20 веков

 

М. А. Булгаков (7 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия».

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Изложение с элементом сочинения по творчеству Булгакова М.А.

 

М. А. Шолохов (9 часов)

Жизнь и творчество.

«Донские рассказы.

 Роман-эпопея «Тихий Дон».

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разруше­ния семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Жен­ские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное свое­образие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе.

Влияние творчества Шолохова на развитие родной литературы.

Изложение с элементом сочинения по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон".

 

А. П. Платонов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Возвращение». Влияние войны на судьбы людей. Тема детства в произведении.

 

ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СО­ВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (8 часов)

I

Продолжение традиций классической литературы в изображение событий войны. Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства  в лирике военных лет. Человек на войне и правда о нём. Осмысление подвига и трагедии народа.

Сочинение по произведениям ВОВ.

 

А. Т. Твардовский (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...» (указанные стихотворения являют­ся обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О су­щем», «В чем хочешь человечество вини...» (возможен выбор других сти­хотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского.    Служение народу как

ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль не­красовской традиции в творчестве поэта.

 

Б. Л. Пастернак (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определе­ние поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»

(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Снег идет», «Быть знамени­тым некрасиво...» (возможен выбор других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте по­этического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Слож­ность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа.Цикл "Стихотворения Юрия Живаго" и его связь с общей проблематикой романа.

 

В. Т. Шаламов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).

История создания книги "Колымских рассказов". Своеобразие раскрытия "лагерной" темы. Характер повествования.

 

А.И. Солженицын (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

 

В. Г. Распутин (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведе­ния).

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской про­зы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Современная проза.

 

ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

 

 Н. М. Рубцов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

 

И. А. Бродский (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж...», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...») (возможен выбор других стихотворе­ний).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в "заселенном пространстве".

 

ДРАМАТУРГИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.

А. В. Вампилов (2часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Утиная охота»

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобра­зие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

 

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 час)

 

Р. Гамзатов (1 час)

(возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов Рос­сии)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Журавли», «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссо­рились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием па­раллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

 

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ.

(1 час)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмо­дернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получив­шие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

 

Итоговое сочинение по произведениям литературы хх века.

Резервные уроки (6 часов)

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

- Художественная литература как искусство слова.

- Художественный образ. Художественное время и пространство.

- Содержание и форма.

-  Художественный вымысел. Фанта­стика.

- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм( символизм, акмеизм, футуризм).

 -Основные факты жизни и творче­ства выдающихся русских писателей Х1Х-ХХ веков.

- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; ли­рическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический ге­рой. Система образов.

- Деталь. Символ.

- Психологизм. Народность. Историзм.

- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

- Язык    художественного    произведения.    Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия.  Гипербола. Аллегория.

- Стиль.

 - Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

 -  Литературная критика.

  

Итого в Х- XI классе 204 часа.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

·                    воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

·                    формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

·                    формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

·                    формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере;

·                    освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

·                    развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

·                    формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

·                    формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях;

·                    осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;

·                    развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира

Метапредметные результаты:

·                    умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

·                    умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·                    умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуации;

·                    умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

·                    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·                    умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы;

·                    умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·                    умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

·                    формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

·                    умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью;

·                    формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Предметные результаты:

·                    понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIXXX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

·                    понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

·                    умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать его героев;

·                    определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

·                    приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

·                    понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

·                    умение пересказывать прозаический текст, отвечать на вопросы, вести диалог;

·                    написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы.

1.      Агапова И., Давыдова М. «Занимательные литературные игры и викторины для детей». - М: Рипол Классик дом. XXI век, 2007

2.      Агеносов В.В., Архангельский А.Н. «Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений в 2 частях»- М.: «Дрофа», 2008г.

3.      Агеносов В.В., Архангельский А.Н. «Программа для общеобразовательных учреждений  на базовом уровне для 10-11 классов. Русская литература XIX-XX веков»-М.: «Дрофа», 2011

4.      Бочаров А.Г., Белая Г.А. «Литературный процесс 50-80х годов», М: Просвещение, 1997

5.      Егорова Н.В.,  Золотарёва И.В. «Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс», - М.: ВАКО, 2002

6.      Ионин Г.Н. Русская литература XIX века. 10 кл. Учебник ля общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Мнемозина 2009

7.      Интернет-ресурсы

8.      Компьютер, мультимедиапроектор, экран навесной, интерактивная доска

9.      Метченко А.И., Петров С.М. «История русской советской литературы».-М: Просвещение, 1983

10.  Мордас Е.М. «Русский язык. Литература.5-11 класс: уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины» - Волгоград: Учитель, 2009

11.  Портреты писателей

12.  «Примерная программа по литературе»//Сборник нормативных документов. Литература/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008 г.  

13.  Репродукции к произведениям писателей

14.  Скоркина М.Н. «Нестандартные уроки по литературе. 9-11 клас».-Волгоград, 2001

15.  Слайд-лекции по творчеству русских писателей

16.  Фадеева Т.М. «Тематическое и поурочное планирование по литературе 11 класс» - М.: «Экзамен», 2005

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)