Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа - интернат для глухих детей
Aнкудиновское шоссе, д. 9 г.НижнийНовгоpод ,
603144, тел./факс (831) 422-53-34, e-mail: info@s-t-h.ru, www.s-t-h.ru»
Рассмотрено на методическом объединении Протокол № ____ от «___»___________20__г. Руководитель ШМО Подпись ФИО
Согласовано Заместитель директора Подпись ФИО от «___»___________20__г.
Принято на педагогическом совете Протокол № ____от «___» ________20__г.
|
«Утверждаю» ____________Директоршколы Е.А. Кутовая «_____» ___________20__г.
|
Рабочая программа
по учебному предмету
«Литература»
для 6 класса
на 2021-2022 учебный год.
Учитель I категории - Княжева О.И.
г. Нижний Новгород 2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе (6 класс) составлена на основе содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования с учётом особых образовательных потребностей глухих обучающихся, получающих образование на основе АООП ООО (вариант 1.2).
Данная программа основана и разработана на основе авторской рабочей программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной (М., «Просвещение», 2018г).
Учебная дисциплина «Литература» является составной частью предметной области «Филология».
Рабочая программа для 6 класса имеет преемственность с примерными адаптированными основными общеобразовательными программами начального общего образования. В частности, предусмотрено развитие у глухих обучающихся всех основных видов деятельности, представленных в адаптированных программах для начального общего образования. Однако содержание адаптированной программы для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями глухих обучающихся. Так, предусматривается продолжение работы в направлении совершенствования у обучающихся навыков чтения (правильного, осознанного, выразительного, беглого), работы с художественным текстом, с детской книгой, ориентировки в учебной книге и др.
Цель обучения литературе заключается в обеспечении усвоения глухими обучающимися содержания предмета «Литература» и достижении следующих результатов:
– воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира обучающихся, их жизненного и эстетического опыта;
– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи обучающихся; формирование читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
– освоение знаний о русской литературе, её значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
– овладение умениями осмысленного чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых (базовых) сведений по теории и истории литературы.
В обобщённом виде цель изучения литературы заключается в приобщении глухих обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Основными задачами изучения учебного предмета являются образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие.
Образовательные задачи:
– совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения;
– развитие умений определять тему и различать жанр читаемого, анализировать читаемые тексты (в объёме программы для 5 класса), в т.ч. формулировать основную мысль произведения, составлять характеристики действующих лиц, устанавливать мотивы поступков персонажей, привлекать текст для характеристики и оценки описанных событий, поведения литературных героев;
– актуализация и обогащение знаний обучающихся об объектах окружающего мира, жизни людей, животных, растений, о духовном мире человека;
– овладение сведениями об основных фактах жизни и творчества писателей и поэтов;
– уточнение и расширение представлений об эпохе, отражённой в произведении;
– обогащение знаний о литературе, о смежных видах искусства;
– развитие устной и письменной речи, совершенствование различных видов речевой деятельности;
– совершенствование способности отражать основное содержание самостоятельно прочитанных произведений (в рамках внеклассной работы) в наглядных образах и / или записях.
Воспитательные задачи:
– разностороннее личностное развитие глухих обучающихся через опосредованное воздействие художественной литературы;
– воспитание способности к сопереживанию прочитанному, воспитание осознания личностного отношения к описываемым фактам, характерам; критического осмысления фактов, событий, характеров; совершенствование умений речевыми средствами выразить своё понимание описанных персонажей, их характеров, а также событий;
– воспитание интереса к читательской деятельности, формирование эстетического вкуса;
– обогащение эмоционального опыта.
Коррекционно-развивающие задачи:
– обогащение словарного запаса обучающихся, уточнение значения семантики неизвестных слов, в т.ч. многозначных лексических единиц; преодоление недостатков произношения, коррекция аграмматизмов; развитие способности делать смысловые паузы;
– создание условий для словесного общения обучающихся, расширение их речевой практики:
·развитие слухового восприятия обучающихся посредством опознания, различения на слух лексических единиц, фразового материала, текстов изучаемых произведений;
·развитие познавательной деятельности обучающихся, формирование мыслительных операций;
· развитие у обучающихся организационных и учебных умений.
Универсальные учебные действия (УУД) в АООП определяются в соответствии с программой развития УУД, разрабатываемой образовательной организацией.
Содержание обучения представлено следующими разделами: «Устное народное творчество: малые жанры фольклора», «Устное народное творчество: русские народные сказки», «Из русской литературы ХIХ века», «Из литературы ХХ века», «Из зарубежной литературы». Также предусмотрены разделы «Введение», «Обобщающее повторение», «Итоги внеклассного чтения». Раздел «Теория литературы» является сквозным: он включён в разные тематические разделы курса литературы и тесно связан с ними.
На материале отдельных тем учебного предмета предусматривается установление связи литературы с изобразительным искусством.
Тематическое содержание курса литературы разработано с учётом особых образовательных потребностей глухих обучающихся [1].
Основу литературного образования глухих обучающихся составляют чтение и изучение художественных произведений, знакомство с основными биографическими сведениями о мастерах слова и отдельными историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Освоение содержания курса литературы происходит на уроках, структура которых зависит от этапа работы над произведением.
Вводные уроки по тематическому разделу. В рамках данных уроков происходит подготовка обучающихся к изучению произведения. Осуществляется актуализация имеющихся у учащихся знаний, уточнение лексики для понимания содержания текста. Также обучающиеся знакомятся с основными фактами жизни и творчества писателя и / или поэта.
Уроки первоначального знакомства с тестом. В рамках данных уроков выясняется целостное эмоциональное впечатление обучающихся о прочитанном. Также происходит обсуждение отдельных фактов, отражённых в произведении; введение новой и закрепление знакомой лексики.
Уроки анализа произведений. Обучающиеся работают над содержанием текста, осуществляют анализ образов и событий. Практикуется пересказ отдельных фрагментов прочитанных текстов, написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.
Уроки обобщения прочитанного предусматривают формулировку обучающимися темы, главной мысли произведения. Обучающиеся определяют и выражают речевыми средствами собственное отношение к прочитанному (событиям, героям, к произведению в целом).
На материале курса литературы у обучающихся совершенствуются умения организовывать языковые средства в разных типах высказываний, варьировать их структуру с учётом условий коммуникации. В процессе уроков литературы у учащихся происходит воспитание осознанного отношения к их собственной речи.
Обучение литературе требует учёта особых образовательных потребностей глухих обучающихся:
– требуется организация особой пространственной и временной образовательной среды. Это предусматривает установление субъект-субъектных отношений между педагогом и обучающимися, использование в процессе уроков как репродуктивных, так и продуктивных видов деятельности с учётом возрастных, психофизических возможностей и индивидуальных особенностей обучающихся. В частности, предусматривается рациональное распределение времени урока для обеспечения предъявления нового материала и его закрепления, выполнения упражнений, заданий, видов деятельности разной степени сложности. Также предусматривается систематическое повторение ранее освоенного материала; формирование у обучающихся способности рационально использовать отведённое на уроке время на осуществление самостоятельной, подгрупповой и фронтальной работы. Одновременно с этим обучающиеся должны иметь возможность действовать в оптимальном для них режиме, параллельно овладевая способностью программировать предстоящую деятельность. Кроме того, уроки должны проводиться с использованием разных типов звукоусиливающей аппаратуры (коллективного и индивидуального пользования). При этом способ предъявления речевого материала – на слуховой, слухозрительной основе – обусловлен возможностями обучающихся, их слухоречевым опытом. На уроках должны использоваться различные зрительные опоры, в том числе за счёт применения современных информационно-коммуникационных технологий. Требуется обязательное графическое отражение новой для обучающихся литературоведческой терминологии, незнакомых по семантике эпитетов, метафор, фразеологических оборотов и др.;
– требуется осуществление коррекционно-образовательного процесса с использованием специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения. Все используемые методы, приёмы, средства должны обеспечивать развитие у обучающихся различных видов высказывания, связной речи в целом, формирование языка как средства общения и орудия мышления и одновременно с этим содействовать овладению обучающимися знаниями по литературе.
На уроках требуется проведение бесед, организация работы с книгой (учебником, текстом произведения) в сочетании с различными наглядными средствами, а также наглядно-практическими, наглядно-действенными приёмами обучения. На первом этапе работы с текстом целесообразно использовать приёмы, с помощью которых обучающиеся могут представить ситуацию, меняющиеся картины, описания, поступки действующих лиц. Это драматизация отдельных эпизодов, детское иллюстрирование, составление плана, пересказ прочитанного и др. На втором этапе с текстом решается задача проникновения в смысловые взаимосвязи между отдельными объектами, персонажами, их поступками. Решение этой задачи связано с уровнем развития у обучающихся мыслительной деятельности. На данном (ведущем) этапе работы с текстом необходимы беседы аналитического характера, выборочные пересказы, словесное рисование, сравнение описаний в одном и в разных рассказах, сопоставление персонажей, постановка проблемно-познавательных задач с аргументацией предлагаемых суждений. На третьем этапе работы с текстом происходит обобщение прочитанного, формулирование темы и идеи произведения, выражение своего отношения к литературным персонажам и к произведению в целом. На данном этапе целесообразны творческие задания: продолжение рассказа, высказывание собственного суждения о персонажах и произведении в целом и др.
Одним из обходных путей обучения литературе является реализация межпредметных связей в коррекционно-образовательном процессе. Это находит выражение в том, что речевой материал, осваиваемый в процессе других учебных дисциплин, используется для оформления обучающимися своих высказываний, при написании сочинений;
– требуется обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью реализации единых подходов в решении образовательно-коррекционных задач. Это предусматривает закрепление отработанного обучающимися материала в ходе предметных декад (недель), реализуемых во внеурочной деятельности, в процессе специальных занятий по программе коррекционно-развивающей работы, при организации самоподготовки и др. В результате к литературному образованию обучающихся привлекаются другие специалисты. В их числе учитель-дефектолог (сурдопедагог), воспитатели и др., а также родители (законные представители) обучающихся – при организации выполнения домашней работы: чтении текстов, выполнении заданий по их содержанию и др.
Также для удовлетворения особых образовательных потребностей глухих обучающихся требуется:
– создание на уроках условий, обеспечивающих деловую и эмоционально комфортную атмосферу, формирование активного сотрудничества детей, расширение их социального опыта. Для этого на уроках должна организовываться фронтальная, индивидуальная работа. Важно использовать различные коллективные формы организации детей на уроках литературы: парами, группами, что содействует развитию у обучающихся умений сотрудничать, помогать друг другу в осмыслении читаемого;
– постановка и реализация на уроках целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений; создание условий для развития у обучающихся инициативы, познавательной активности. Учителю следует вводить в речь обучающихся образцы различных высказываний, новые слова и словосочетания, а также уточнять ошибочно построенные и недостаточно полные предложения, а также помогать пользоваться речевыми образцами при выражении мыслей;
– учёт специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом при организации обучения и оценке достижений. Обучающиеся нуждаются в предъявлении им нового и малознакомого речевого материала на слухозрительной основе. Устное сообщение материала подкрепляется письменной речью. Этот способ предоставления информации в полной мере относится к литературоведческим терминам, отрабатываемым в рамках каждого тематического раздела учебной дисциплины. Жестовая речь может использоваться в качестве вспомогательного средства обучения.
Оцениванию на уроках подлежат как предметные (по традиционной оценочной шкале), так и личностные достижения обучающихся. Оцениванию в обязательно порядке подвергаются все изложения и сочинения обучающихся;
– обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании осваиваемого программного материала. Материал, с которым ведётся работа на уроках литературы, должен быть до урока проверен с точки зрения его смысловой доступности обучающимся (лексика, фразеология, синтаксис). Обучающиеся должны быть заняты анализом, преобразованием вполне понятного им текста. При работе над литературоведческими терминами должно быть обеспечено их сознательное усвоение. Не допускается механического запоминания трактовок тех или иных терминов и не требуется их дословного воспроизведения;
– целенаправленное и систематическое развитие словесной речи (в устной и письменной формах), формирование умений обучающихся использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать своё мнение, обсуждать мысли и чувства, дополнять и уточнять смысл высказывания и др.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ
Личностные результаты:
1. Уважение к родному языку, культуре, потребность в духовно-нравственном развитии через воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России на материале изучаемых произведений.
2. Ответственное отношение к учению, готовности и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
3. Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики (с учётом социального, культурного, языкового, духовного многообразия современного мира).
4. Уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Готовности и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
5. Владение социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах. Нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
Метапредметные результаты:
1. Умение понимать проблему, при направляющей помощи педагога выдвигать гипотезу, структурировать материал с опорой на предложенный план (алгоритм), подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
2. Умение организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов.
3. Способность пользоваться различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) для решения познавательных и коммуникативных задач.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
1. Знание освоенных (элементарных) литературоведческих понятий (терминов), предусмотренных программой, понимание их значения.
2. Понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора, литературы, произведений русских писателей XIX – XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы.
3. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания.
4. Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
5. Определение в произведении элементов сюжета, композиции.
В ценностно-ориентационной сфере:
1. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.
2. Формулирование собственного отношения к произведениям, их оценка.
В коммуникативной сфере:
1. Сознательное, правильное чтение целыми словами с использованием основных средств выразительности (пауз, логических ударений, тона и темпа чтения), с помощью которых обучающийся выражает понимание смысла читаемого текста и своё отношение к его содержанию.
2. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки; отвечать на вопросы по тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа.
3. Умение вести диалог.
4. Умение писать изложения и сочинения по опорному плану на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений (с использованием справочных материалов, текста произведения).
5. Способность к восприятию слухозрительно и на слух, внятному и естественному воспроизведению тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики, связанной с организацией учебной деятельности.
Основное содержание учебного предмета «Литература»
в 6 КЛАССЕ.
Введение (2 часа)
Роль книги в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития (стартовая диагностика, контрольная работа).
Раздел 1. Устное народное творчество: малые жанры фольклора (4 часа)
Теория литературы. Фольклор – коллективное устное народное творчество.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Контрольное чтение (проверка техники чтения).
Раздел 2. Устное народное творчество: русские народные сказки (10 часов)
Теория литературы. Сказка как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые.
Волшебные сказки. «Царевна-лягушка». Реальное и фантастическое в сказочных сюжетах. Художественный мир, герои, мораль сказки. Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о добре и зле. Литература и изобразительное искусство: художники-иллюстраторы русских народных сказок. Контрольная работа (сочинение-миниатюра) по тематическому разделу «Русские народные сказки».
Раздел 3. Из литературы XIX века (52 часа)
Теория литературы. Басня как литературный жанр.
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок». Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», аллегорическое отражение исторических событий в басне. Басня «Волк на псарне», патриотическая позиция автора. Рассказ-описание по иллюстрации к басне (на выбор). Литература и изобразительное искусство: художники-иллюстраторы басен И.А. Крылова.
Контрольное тестирование по творчеству И.А. Крылова.
А.С. Пушкин. Слово о писателе и поэте. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. «У лукоморья дуб зелёный…».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противопоставление добрых и злых сил. Система образов сказки. Нравственная красота героев.
Контрольная работа (сочинение-миниатюра) по творчеству А.С. Пушкина.
Теория литературы. Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.
Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Фантастическое и реальное в сказке.
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения.
Литература и изобразительное искусство: Бородинское сражение в полотнах художников.
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место» – повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»; характеристика персонажей. «Есть женщины в русских селеньях» – отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»; поэтический образ русской женщины. «Однажды в студёную зимнюю пору...».
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А. Некрасова.
И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму» – повесть о жизни в эпоху крепостного права. Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. «Муму»: жизнь в доме барыни; Герасим и барыня; Герасим и Татьяна; образ Герасима, протест против барыни и её челяди. Сострадание и жестокость. Осуждение крепостничества в повести. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа.
Теория литературы. Сравнение и гипербола.
Контрольная работа (сочинение) по повести И.С.Тургенева «Муму».
А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» – радостная картина весенней природы.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник». Жилин и горцы. Жестокость и бессмысленность национальной борьбы. Жилин и Костылин.
Теория литературы. Идея, сюжет, рассказ.
Контрольная работа (устное сочинение) по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.
А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия»: осмеяние глупости и невежества героев рассказа.
Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Лирика Ф.И.Тютчева. Русские поэты XIX века о Родине и родной природе; лирика А.Н.Плещеева, И.З.Сурикова. Литература и изобразительное искусство: природа на полотнах известных художников.
Обобщающее повторение по разделу «Из литературы XIX века».
Раздел 6. Из литературы XX века (43 часа)
И.А.Бунин. Слово о поэте и писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.
В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»: сюжетная линия произведения. Вася и его отец. Жизнь детей в благополучной семье. Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев. Изображение города и его обитателей в повести. Равнодушие окружающих людей.
Теория литературы. Повесть.
Контрольная работа (устное сочинение) по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе»: Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Синий май. Зоревая теплынь…». Своеобразие языка стихотворений.
К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Сказка «Тёплый хлеб». Герои и их поступки.
Контрольная работа (подробное изложение фрагмента) по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.
К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжетная линия и идея рассказа.
Доброта и сострадание в произведениях К.Г.Паустовского.
С.Я. Маршак. Слово о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка: сюжетная линия. Столкновение добра со злом и юмор в сказке. Контрольная работа (подробное изложение фрагмента) по пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Теория литературы. Пьеса.
А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир героя.
В.П.Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: сюжетная линия. Образ героя. Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. И.А.Бунин, А.А.Прокофьев, Н.М.Рубцов.
А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотический подвиг детей в годы Великой Отечественной войны.
К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете …»
Обобщающее повторение по разделу «Из литературы XX века».
Раздел 7. Из зарубежной литературы (11 часов)
Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Герой на острове, устройство жизни. Образ главного героя.
Контрольная работа (сочинение) по произведению Д.Дефо «Робинзон Крузо»: Неисчерпаемые возможности человека
Х-К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: сюжет сказки. В поисках Кая, образ Герды. Снежная королева и Герда. Кай и Герда.
Обобщающее повторение по разделу «Из зарубежной литературы».
Обобщающее повторение (1 час)
Контрольное чтение (проверка техники чтения).
Обобщающее повторение по учебной дисциплине. Выявление уровня литературного развития учащихся (годовая промежуточная контрольная работа).
Произведения для заучивания наизусть1
1. И.А. Крылов. 1 басня (по выбору).
2. А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный ...».
3. Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...», «Однажды в студёную зимнюю пору...».
4. А.А. Фет. Весенний дождь.
5. М.Ю. Лермонтов. Бородино.
6. С.А. Есенин. 1 текст (по выбору).
7. Н.Рубцов. «Родная деревня».
Понятийный аппарат для освоения в рамках теории литературы
Аллегория.
Басня.
Гипербола.
Жанры литературы.
Композиция литературного произведения.
Литературный герой.
Метафора.
Пейзаж.
Портрет.
Пьеса-сказка
Ритм.
Рифма.
Роды литературы: эпос, лирика, драма.
Сказка. Виды сказок.
Сравнение.
Стихотворная и прозаическая речь.
Строфа.
Сюжет.
Устное народное творчество.
Фантастика.
Фольклор.
Эпитет.
Юмор.
Количество часов по тематическим разделам и
число контрольных работ
Учебная дисциплина |
Классы Число учебных часов в неделю |
|
|||
|
6кл |
|
|||
Литература |
4ч. |
|
|||
№ п/п |
Тематический раздел, тема |
Всего |
Контрольных работ (сочинения, изложения, проверка техники чтения) |
||
1. |
Введение |
2 |
1 |
||
2. |
Раздел 1. Устное народное творчество: малые жанры фольклора Теория литературы |
4 |
1 |
||
3. |
Раздел 2. Устное народное творчество: русские народные сказки Теория литературы |
10 |
1 |
||
4. |
Раздел 3. Из литературы XIX века Теория литературы |
55 |
5 |
||
5. |
Раздел 4. Из литературы XX века Теория литературы |
40 |
3 |
||
6. |
Раздел 5. Из зарубежной литературы |
20 |
2 |
||
7. |
Итоги внеклассного чтения |
3 |
|
||
8. |
Обобщающее повторение |
2 |
2 |
||
Итого |
136 |
15 |
|||
Календарно-тематическое планирование по предмету «Литература».
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Вид занятия
|
Вид контроля |
План |
Факт |
|
1 четверть - 34ч |
|
|
|
|
|
Введение - 1ч |
|
|
|
|||
1 |
Роль книги в жизни человека и общества |
1ч. |
Урок-лекция |
текущий |
|
|
Устное народное творчество - 8ч |
|
|
|
|||
2. |
Фольклор |
1ч. |
Урок-объяснение |
текущий |
|
|
3. |
«Царевна-лягушка» Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. |
2ч. |
Урок-беседа |
текущий |
|
|
4. |
Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. |
2ч. |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
5. |
Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. |
2ч. |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
6. |
Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. |
1ч. |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
7. |
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости |
2ч |
Урок- беседа |
тематический |
|
|
8. |
Бытовые сказки . «Солдатская шинель». Народное представление о добре и зле. |
2ч. |
|
|
|
|
9. |
Литература и изобразительное искусство: художники-иллюстраторы русских народных сказок |
1ч. |
|
|
|
|
10. |
Контрольная работа по тематическому разделу «Русские народные сказки» |
1ч. |
|
|
|
|
Из литературы XIX века ( 63 часа) |
|
|
|
|||
11. |
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра |
1ч. |
Урок- объяснение |
текущий |
|
|
Иван Андреевич Крылов (4ч) |
|
|
|
|||
12. |
Иван Андреевич Крылов |
1ч. |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
13 |
Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок» |
2ч. |
|
|
|
|
14. |
Басня «Ворона и Лисица» |
1ч. |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
15. |
Басня «Свинья под Дубом» |
2ч. |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
16 |
Басня «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора |
2ч. |
|
|
|
|
17 |
Литература и изобразительное искусство: художники-иллюстраторы басен И.А. Крылова |
1ч. |
|
|
|
|
|
Василий Андреевич Жуковский(5ч) |
|
|
|
|
|
18. |
Василий Андреевич Жуковский. Детство и начало творчества, Жуковский-сказочник |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
19. |
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. |
4ч |
Урок- объяснение беседа |
текущий |
|
|
|
Александр Сергеевич Пушкин (8 ч) |
|
|
|
|
|
20. |
Краткий рассказ о жизни поэта. |
1ч |
Урок беседа - |
текущий |
|
|
21. |
Стихотворение «Няне»— поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
22. |
«У лукоморья дуб зеленый...».Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок |
3ч. |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
|
2 четверть -29 ч. |
|
|
|
|
|
1. |
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. |
1ч |
Урок- беседа объяснение |
текущий |
|
|
2. |
Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. |
2ч. |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
3. |
Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
4. |
Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. |
1ч |
Урок- беседа |
тематический |
|
|
|
Антоний Погорельский«Черная курица,или Подземные жители» (3ч) |
|
|
|
|
|
1 |
Антоний Погорельский «Черная курица,или Подземные жители». Литературная сказка. |
1 |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
2 |
Антоний Погорельский «Черная курица,или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. |
1ч |
Урок- объяснение беседа |
текущий |
|
|
3 |
Антоний Погорельский «Черная курица,или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
|
Михаил Юрьевич Лермонтов.(3ч.) |
|
|
|
|
|
4 |
Михаил Юрьевич ЛермонтовКраткий рассказ о поэте |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
5 |
«Бородино». Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. |
2ч |
Урок- объяснение |
тематический |
|
|
|
Николай Васильевич Гоголь.(5ч.) |
|
|
|
|
|
6 |
Краткий рассказ о писателе. |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
7 |
«Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни. |
2ч |
Урок- объяснение беседа |
текущий |
|
|
8 |
Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. |
1ч |
Урок- объяснение беседа |
текущий |
|
|
9 |
Изображение конфликта темных и светлых сил. Юмор в повести. |
1ч |
Урок- объяснение |
тематический |
|
|
|
Николай Алексеевич Некрасов. (2ч.) |
|
|
|
|
|
10 |
Николай Алексеевич Некрасов.Биография поэта. |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
11 |
Николай Алексеевич Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. |
1ч |
Урок- объяснение |
тематический |
|
|
|
Иван Сергеевич Тургенев. (9ч.) |
|
|
|
|
|
12 |
Иван Сергеевич Тургенев.Краткий рассказ о писателе |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
13 |
«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. |
1ч |
Урок- объяснение |
текущий |
|
|
14 |
Иван Сергеевич Тургенев. «Муму». Чтение, разбор содержания. |
2ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
15 |
Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. |
2ч |
Урок- объяснение беседа |
текущий |
|
|
16 |
Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян. Литературный герой (начальные представления) |
2ч |
Урок- объяснение беседа |
тематический |
|
|
17. |
Контрольная работа по повести И.С.Тургенева. |
1ч |
|
итоговый |
|
|
|
Афанасий Афанасьевич Фет. (2ч.) |
|
|
|
|
|
1 |
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
2 |
Стихотворение «Весенний дождь»— радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
|
3 четверть - 38ч |
|
|
|
|
|
|
Лев Николаевич Толстой.(10ч.) |
|
|
|
|
|
19 |
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
20 |
«Кавказский пленник».Бессмысленность и жестокость национальной вражды. |
1ч |
Урок- объяснение |
текущий |
|
|
21 |
Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. |
1ч |
Урок- объяснение беседа |
текущий |
|
|
22 |
«Кавказский пленник». Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. |
2ч |
Урок- объяснение беседа |
текущий |
|
|
23 |
Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. |
2ч |
Урок- объяснение беседа |
текущий |
|
|
24 |
«Кавказский пленник». Утверждение гуманистических идеалов. |
2ч |
Урок- объяснение |
текущий |
|
|
25 |
«Кавказский пленник». Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление). |
1ч |
Урок- объяснение |
тематический |
|
|
|
Антон Павлович Чехов. (3ч.) |
|
|
|
|
|
26 |
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
27 |
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. |
2ч |
Урок- объяснение беседа |
текущий |
|
|
28 |
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок);
|
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
29 |
А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи».
|
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
30 |
Контрольное тестирование |
1ч |
Урок- беседа |
итоговый |
|
|
|
Из литературы XX века (46часов) |
|
|
|
|
|
|
Иван Алексеевич Бунин. (4ч) |
|
|
|
|
|
31 |
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
32 |
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. |
1ч |
Урок- объяснение |
текущий |
|
|
33 |
Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли. |
2ч |
Урок- объяснение |
текущий |
|
|
|
Владимир Галактионович Короленко.(9ч) |
|
|
|
|
|
34 |
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
35 |
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. |
2ч |
Урок- объяснение беседа |
текущий |
|
|
36 |
Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. |
2ч. |
Урок- объяснение |
текущий |
|
|
37 |
Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Хар-ка героев. |
2ч. |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
38 |
Отец и сын. Размышления героев. |
1ч. |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
39 |
«Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание —- основа отношений в семье. |
1ч |
Урок- объяснение беседа |
тематический |
|
|
40 |
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
41 |
Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
|
Павел Петрович Бажов. (4ч) |
|
|
|
|
|
42 |
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
43 |
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
44 |
Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. |
2ч |
Урок- объяснение беседа |
тематический |
|
|
|
Константин Георгиевич Паустовский.(5ч) |
|
|
|
|
|
45 |
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
46 |
Константин Георгиевич Паустовский. «Теплый хлеб». Чтение, разбор содержания. |
2ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
|
4 четверть - 35ч |
|
|
|
|
|
1 |
Константин Георгиевич Паустовский. «Теплый хлеб».Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. |
2ч. |
Урок- объяснение беседа |
тематический |
|
|
|
Самуил Яковлевич Маршак.(5ч) |
|
|
|
|
|
2 |
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. |
1ч |
Урок беседа - |
текущий |
|
|
3 |
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. |
2ч |
Урок- объяснение беседа |
текущий |
|
|
4 |
«Двенадцать месяцев»Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. |
2ч |
Урок- беседа |
тематический |
|
|
|
Андрей Платонович Платонов. (5ч) |
|
|
|
|
|
3 |
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
4 |
«Никита». Быль и фантастика. |
2ч. |
Урок- объяснение беседа |
текущий |
|
|
5 |
«Никита». Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти. |
2ч |
Урок- объяснение беседа |
текущий |
|
|
|
Виктор Петрович Астафьев. (7ч) |
|
|
|
|
|
6 |
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
7 |
«Васюткино озеро». Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
|
2ч |
Урок- объяснение беседа |
текущий |
|
|
8 |
«Васюткино озеро».Чтение,разбор содержания. |
2ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
9 |
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуации |
2ч |
Урок- объяснение беседа |
тематический |
|
|
10 |
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...» Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
11 |
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
12 |
Произведения о Родине и родной природе. И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...» Прокофьев. |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
13 |
Произведения о Родине и родной природе. Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня». |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
14 |
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в рассказах. |
2ч |
Урок- объяснение беседа |
текущий |
|
|
15 |
Контрольная работа. |
1ч |
урок |
итоговый |
|
|
|
Из зарубежной литературы (11 часов)
|
|
|
|
|
|
16 |
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
17 |
«Робинзон Крузо». (Обзор). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). |
4ч |
Урок- объяснение беседа |
текущий |
|
|
18 |
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. |
1ч |
Урок- беседа |
текущий |
|
|
19 |
«Снежная королева».Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. |
2ч |
Урок- объяснение беседа |
текущий |
|
|
20 |
Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.) |
2ч |
Урок- объяснение беседа |
текущий |
|
|
21 |
Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. |
1ч |
Урок- объяснение беседа |
тематический текущий |
|
|
22. |
Обобщение изученного материала. |
1ч. |
Урок- обобщение беседа |
итоговый |
|
|
ОЦЕНИВАНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ
В период обучения в 6 классе проводятся следующие виды диагностики:
– стартовая (входное оценивание);
– текущая диагностика;
– промежуточная диагностика.
Стартовая диагностика
Назначение стартовой диагностики – выявить готовность обучающихся к овладению в 6 классе системным устройством языка и разными видами речевой деятельности, спрогнозировать методические приёмы, средства коррекционно-педагогического воздействия с учётом уровня актуального развития обучающихся и их потенциала к получению начального литературного образования.
Стартовая диагностика включает:
·проверку техники чтения. Обучающимся предлагается чтение незнакомого текста (ожидаемый результат: 50 – 60 слов в минуту).
Рекомендуемые тексты:
Случай на охоте (по Г. Скребицкому),
Страшный мостик (по Ю. Ермолаеву),
Во какие! (по Ю. Качаеву).
Оценка техники чтения
Оценка |
Количественные показатели |
«Отлично» |
51 - 60 слов в минуту и более |
«Хорошо» |
41 – 50 слов в минуту |
«Удовлетворительно» |
30 – 40 слова в минуту |
«Неудовлетворительно» |
менее 30 слов |
·контрольную работу.
Данная работа предусматривает чтение незнакомого текста и письменные ответы по его содержанию (могут использоваться тексты из представленного выше списка). При ответах на вопросы обучающимся предоставляется возможность пользоваться текстом произведения. Текст должен быть доступен для обучающихся, соответствовать их возрастных интересам. В перечень вопросов (до 10) следует включить такие, которые предусматривают:
– определение темы,
– определение жанра произведения,
– выделение главных героев.
Для установления жанровой принадлежности обучающимся предлагается сделать выбор одного варианта из 4 предложенных: рассказ, сказка, стихотворение, былина.
Оценка в балльном выражении:
– «отлично»: допущен 1 недочёт в изложении содержания, не более 3 речевых недочётов в языковом оформлении ответа. Отклонений от темы и фактических ошибок не имеется;
– «хорошо»: допущено не более 2 недочётов в изложении содержания, не более 4 речевых недочётов в языковом оформлении ответа. Отклонений от темы и фактических ошибок не имеется;
– «удовлетворительно»: допущено не более 3 недочётов в содержании, не более 4 недочётов в языковом оформлении ответа. Не менее 50 % ответов достоверны в главном. В остальных ответах имеются фактические неточности.
– «неудовлетворительно»: Формулируемые ответы не соответствует теме (менее 50 % ответов сформулировано верно).
Текущая диагностика
Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися каждой темы. Она проходит в виде опросов, написания сочинений и изложений и др. Основная функция текущей проверки заключается в обучении, а также в диагностировании и оценке знаний и умений.
В конце каждой учебной четверти в рамках ткущего контроля обязательно организуется мониторинг, ориентированный на проверку восприятия на слух и воспроизведения тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики по организации учебной деятельности. Данная проверка планируется и проводится учителем-предметником совместно с учителем-дефектологом (сурдопедагогом), который ведёт специальные (коррекционные) занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи».
В рамках текущей диагностики проводится контроль по результатам освоения обучающимися той или иной темы либо тематического раздела. Темы и виды контрольных работ являются примерными.
Текущие контрольные работы
№ п/п |
Тематический раздел |
Вид и тема контрольной работы |
1. |
Русские народные сказки |
Сочинение-миниатюра. Примерные темы сочинения: - «Почему я люблю читать народные сказки», - «Добро и зло в народных сказках», - «Мой любимый герой народной сказки». |
2. |
Из литературы XIX века |
Контрольное тестирование с речевым заданием по творчеству И.А. Крылова. |
Контрольное тестирование по творчеству А.С. Пушкина. |
||
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А. Некрасова. |
||
Сочинение-миниатюра по повести И.С.Тургенева «Муму». Примерные темы сочинения: - «Нравственный образ Герасима», - «Что мне нравится в Герасиме», - «Изображение жестокости господ по отношению к крепостным людям». |
||
Устное сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» - «Жилин и Костылин». |
||
3. |
Из литературы XX века |
Устное сочинение по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе» - «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». |
Подробное изложение фрагмента текста по произведению К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». |
||
Подробное изложение фрагмента текста по пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». |
||
4. |
Из зарубежной литературы |
Написание отзыва по произведению Д.Дефо «Робинзон Крузо» - «Неисчерпаемые возможности человека». |
Продолжительность выполнения обучающимися контрольной работы – 40 минут (1 урок).
При выполнении контрольной работы, предусматривающей написание сочинений, обучающимся предоставляется возможность пользоваться текстами произведений, а также школьными словарями.
Оценивание контрольных / самостоятельных работ обучающихся в процессе текущей диагностики
Критерии оценки устных ответов по развитию речи:
– коммуникативная активность (умение инициировать диалог, использование реплик-стимулов, умение задавать уточняющие вопросы);
– знание речевого этикета и умение использовать его в процессе коммуникации с учётом участников общения;
– речевая грамотность, логичность и последовательность устного высказывания, выразительность, достаточная внятность;
– использование известных (изученных) средств художественной выразительности, учебно-терминологической лексики, техника и выразительность чтения, достаточная внятность речи;
– адекватное использование средств общения в зависимости от участников общения (слышащих, глухих, слабослышащих).
При оценивании письменных работ
(сочинений и изложений, письменных ответов и др.) проверяются:
– умение раскрыть содержание темы, соблюдая логику изложения;
– умение писать, ориентируясь на читателя;
– умение отобрать языковые средства в соответствии с темой и задачей высказывания;
– умение выбрать и использовать для создания собственного письменного высказывания необходимую информацию из учебного, художественного текстов, словарей, интернета;
– знание речевого этикета и использование его в письменной речи;
– грамматическое оформление высказывания, включая орфографические, пунктуационные умения и навыки (с учётом пройденного грамматического материала на уроках русского языка).
При оценивании письменных работ глухих обучающихся, имеющих нарушения моторной сферы, оценка за плохой почерк не снижается. При оценивании содержания устных ответов также не предусматривается снижение оценки за нарушения произношения.
Промежуточная диагностика
Промежуточная диагностика имеет статус годовой контрольной работы, проводится в конце 4 учебной четверти. Основное требование, которое предъявляется к промежуточной диагностике, – соотнесённость содержания контрольных заданий с программным материалом, освоенным обучающимися в течение учебного года. Контрольная работа включает:
·проверку техники чтения. Обучающимся предлагается чтение незнакомого текста (ожидаемый результат: 60 – 70 слов в минуту).
Оценка техники чтения
Оценка |
Количественные показатели |
«Отлично» |
61 – 70 слов в минуту и более |
«Хорошо» |
51 – 60 слов в минуту |
«Удовлетворительно» |
41 – 50 слова в минуту |
«Неудовлетворительно» |
менее 40 слов |
·контрольную работу.
При подготовке содержания контрольной работы рекомендуется сочетание тестовых заданий с заданиями, требующими письменного оформления развёрнутых ответов по тексту (фрагментам текстов) произведений: определение жанра произведения, его темы, главной мысли, семантики образного выражения либо пословицы (поговорки) и т.п.
При выполнении контрольной работы обучающимся предоставляется возможность пользоваться школьными словарями (например, толковым словарём).
Примерное содержание контрольной работы
1. Фольклор – это
а) устное народное творчество
б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки
в) сказки, придуманные народом
Ответ: вариант А
2. С помощью стрелочки соотнесите автора и название его произведения
Автор |
Название произведения |
1. С.Я. Маршак |
А. «Чёрная курица, или Подземные жители» |
2. М.Ю. Лермонтов |
Б. «Муму» |
3. А. Погорельский |
В. «Бородино» |
4. А.С. Пушкин |
Г. «Няне» |
5. И.С. Тургенев |
Д. «Двенадцать месяцев» |
Ответы: 1 - Д, 2 – В, 3 – А, 4 – Г, 5 – Б.
3. Укажите:
- автора,
- название произведения,
- имя героя, о котором идёт речь
… Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ответ: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; мачеха.
4. С помощью стрелочки соотнесите автора и название его произведения
Автор |
Название произведения |
1. Н.А. Некрасов |
А. «Робинзон Крузо» |
2. Л.Н. Толстой |
Б. «Крестьянские дети» |
3. А.П. Чехов |
В. «Весенний дождь» |
4. Д.Дефо |
Г. «Хирургия» |
5. А.А.Фет |
Д. «Кавказский пленник» |
Ответы: 1 - Б, 2 – Д, 3 – Г, 4 – А, 5 – В.
5. Сообщите о своём любимом произведении, изученном в 5 классе.
Оценка в балльном выражении
Вопросы |
Критерии оценки |
Вопрос 1 |
Верный ответ – 1 балл |
Вопрос 2 |
За каждый верный выбор – 1 балл (максимальное количество баллов - 5) |
Вопрос 3 |
За каждый верный ответ – 1 балл (максимальное количество баллов - 3) |
Вопрос 4 |
За каждый верный выбор – 1 балл (максимальное количество баллов - 5) |
Вопрос 5 |
2 балла – отмечается смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала; 2 балла - привлечение 2 примеров из литературных источников, 1 балл - богатство речи (использование выразительно – изобразительных средств лексики и синтаксиса. Максимальное количество баллов – 5. По каждому критерию бал может быть снижен или аннулирован. |
Максимальное количество баллов за все задания – 19.
Оценка за работу по пятибалльной шкале
Оценка |
Количественные показатели |
«Отлично» |
18 – 19 баллов |
«Хорошо» |
15 – 17 баллов |
«Удовлетворительно» |
12 – 14 баллов |
«Неудовлетворительно» |
менее 12 баллов |
Скачано с www.znanio.ru
[1] Содержание курса литературы подвергнуто редукции, что обусловлено особыми образовательными потребностями глухих обучающихся. Внутри ряда разделов сокращены отдельные темы, что позволило увеличить количество учебных часов на освоение обучающимися остального программного материала. Полностью исключены разделы «Древнерусская литература» и «Литература ХVIII века» в силу сложной структурно-семантической организации произведений, входящих в их состав.
Произведения, не вошедшие в курс литературы для 6 класса, могут явиться предметом ознакомления и анализа в рамках внеурочной деятельности обучающихся, организуемой учителем и школьным библиотекарем, а также могут быть рекомендованы для самостоятельного чтения в каникулярный период.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.