6 кл. В.Г.Распутин «Уроки французского». Душевная щедрость Лидии Михайловны, ее роль в жизни мальчика
Оценка 4.7

6 кл. В.Г.Распутин «Уроки французского». Душевная щедрость Лидии Михайловны, ее роль в жизни мальчика

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл—7 кл
11.12.2023
6 кл. В.Г.Распутин «Уроки французского». Душевная щедрость Лидии Михайловны, ее роль в жизни мальчика
Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний. На уроке используются игровые моменты для снятия напряжения, что помогает также повысить эффективность усвоения знаний, делает процесс обучения занимательным, создаёт у обучающихся рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении.
6 кл. В.Г.Распутин «Уроки французского»..doc

6 класс. Литература

Учитель: Небелюк М.Р.

Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний

Урок виртуальная экскурсия.

Тема: В.Г.Распутин «Уроки французского». Душевная щедрость Лидии Михайловны, ее роль в жизни мальчика.

Цели:

  • обобщение и систематизация знаний по изученному произведению;
  • дальнейшее освоение шестиклассниками нравственной проблематики произведения В.Г. Распутина, этических категорий «добро», «бескорыстие», «ответственность»;
  • содействовать становлению нравственной культуры, развитие чувства ответственности;
  • развитие умения мотивировать поступки героя, видеть взаимосвязь событий и характеров;
  • закрепление умения правильно выражать свои мысли в устной форме, а так же выступать перед аудиторией;
  • воспитание у учеников уважения к труду учителя.

Задачи: в игровой форме проанализировать произведение, закрепить материал, способствовать развитию психических процессов (логическое мышление, внимание и т.д.)

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, беседа-практикум, поисковый, творческий (А.В.Хуторский), проблемный (Н.И.Махмутова), дифференцированный (Н.П.Гузик), творческое чтение, дискуссионный метод, игровые технологии, коллективный (А.Г.Ривен)

Оснащение: дидактический материал, портреты В.Г.Распутина, иллюстрации к произведению, выставка книг, мультимедийная презентация, изба, кроссворд.

Методика оценивания: рейтинг активности (С.А.Салов)

Ход урока:

Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра.

Б.Пастернак.

1)    Самоопределение к деятельности

Цель: Создать благоприятное эмоциональное поле для включения всех каналов восприятия.

Круг желаний.  (ученики дарят друг другу комплименты).

Например: Коля, я дарю тебе добро. Добро всегда возвращается добром.

Слово мастера: Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь.

- Как вы понимаете слова Б.Пастернака?

Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра.

Б.Пастернак.

 

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока

2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Проверка домашнего задания ( 5-7 мин):

- биография В.Г.Распутина (рассказ с демонстрацией слайдов из презентации)

- особенности языка произведения (на доске: изба (образ деревни), учащиеся называют слова из произведения, объясняют их значение, учитель убирает бревна из избы, открывая эти слова)

«Притайка» — то, что спрятано.

«Не зариться» — не засматриваться.

«Ненароком» — случайно.

«Так просто не попущусь» — не допущу, чтобы они пропали.

«Плашмя» — не на ребро.

«Французский скоро к зубам приберу» — хорошо выучу, выработаю хорошее произношение.

«Не считово» — не считается.

Вывод: (делают ученики) Эти слова и выражения автор употребляет для того, чтобы показать достоверно чувства и мысли мальчика из сибирской деревни.

2)    Постановка учебной задачи

Характеристика главного героя. Душевная щедрость учи­тельницы, её роль в жизни мальчика.

приглашение к осмыслению.

Цель: соприкосновение с проблемой, ее конкретизация.

Обратимся к рисунку. Прочитайте эпиграф. Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра. Назовите ключевые слова (добро, зло, подлость).

 

Сбор информации.

Цель: поиск материала, способствующего раскрытию темы, формирование нового взгляда на ранее известное.

Слово мастера: Просмотрев картинки, установите взаимоотношения людей. (дружба, нежность, злость, эгоизм, подлость, добро).

Какие взаимоотношения комфортны для нас?

Работа  с текстовым материалом.

 

3.1 Беседа :

- Прочитайте разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков.

- Обратите внимание на их портреты.

- Почему, по-вашему, эти описания автор поставил рядом?

- Как называется этот приём?

- Чего добивается писатель?

Предполагаемые ответы учащихся в ходе урока (Автор поставил рядом описания Лидии Михайловны и её ученика, чтобы противопоставить два мира, которые не знают друг друга,  но одинаково понимают, что такое чувство человече­ского достоинства. Мальчик из деревни на Ангаре, тощий и ди­коватый, совсем не знает, что такое городская жизнь в средней полосе России и на юге страны. Учительница из города на Куба­ни, аккуратная и красивая, не знает трудностей и условий жизни крестьян Приангарья. Такое противопоставление называется ан­титезой. Используя этот приём, писатель добивается того, что читатель понимает, какую большую духовную работу должны были провести мальчик и учительница, чтобы понять друг друга).

 

- Как вы думаете, почему именно главного героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Как сама учительница объясняет это своему ученику?

 

Предполагаемые ответы учащихся (Лидия Михайловна выбрала для отдельных занятий именно главного героя рассказа, потому что она понимала, что он та­лантливый мальчик, но его учёбе может помешать постоянное чувство голода. Общение с завсегдатаями пустыря может направить его на ложный путь. Сначала она пыталась под видом заня­тий заманить его к себе домой, «приручить» и подкормить. Сама учительница объясняет это ученику так: «Тебе надо обязательно учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чём не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».)

 

-  Что почувствовал главный герой, когда догадался, кто  прислал ему посылку?

 

3.2 Чтение по ролям :

Cцена, когда мальчик приходит к Лидии Михайловне с посылкой (стр. 143-145, от слов: «Когда я бочком влез с посылкой в дверь...»).

- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?

- Как вы расцениваете этот поступок?

- Что выдавало её во время игры?

Предполагаемые ответы учащихся

 (Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со сво­им учеником, потому что она видела, как мальчик голодает, но отказывается принимать прямую помощь. Она сделала всё, чтобы помочь мальчику. Во время игры её сначала выдавало то, что она горбила пальцы, подыгрывая мальчику, а потом то, что она воспользовалась доказательством от противного: стала де­лать вид, что она его обманывает, подыгрывая себе).

 

- Когда, по-вашему, герой рассказа понял истинный смысл игры, которую затеяла учительница?

Предполагаемые ответы учащихся (Герой понял истинный смысл игры, которую придумала учительница, не сразу: может быть, когда он получил вторую посылку, может быть, когда стал уже взрослым).

 

Физкультминутка

 

3)    Работа с иллюстрациями.

 

 В рубрике «Литература, живопись, кино» даны вопросы и задания, на основе которых можно построить работу с иллюст­рациями

-  Какие эпизоды для иллюстрирования выбрал художник? Какая иллюстрация вам кажется особенно удачной? Почему?

Предполагаемые ответы учащихся (Для создания иллюстраций, данных в учебнике-хрестоматии, художник выбрал два эпизода. Первый: момент, когда рассказчик подходит к рассыпавшимся монетам и начи­нает тихонько бить по ним шайбой. Иллюстрацию можно оза­главить словами из текста: «Хлюзда на правду наведёт, решил я. — Всё равно и их сейчас все заберу». Вторая иллюстрация изображает эпизод игры Лидии Ми­хайловны с учеником. Её можно озаглавить словами мальчика: «- Но тогда это будет игра на деньги, — несмело напомнил я».

Одновременно

5)  Индивидуальная работа.

 

http://polny-shkaf.livejournal.com/257593.html

А) Индивидуальная работа с карточками для дифференцированного контроля знаний

Б) Работа с иллюстрациями В.Гальдяева к рассказу «Уроки французского»

Предполагаемые ответы учащихся (В отдельном издании рассказа В. Распутина «Уро­ки французского» иллюстрации В. Гальдяева сделаны аква­релью так, как будто нарисовано коричневым карандашом, только в некоторых частях рисунков есть пятна цвета. Напри­мер, на первой иллюстрации изображены, словно карандашом, домики райцентра и кривые заборы. Вдали едет телега, в гору взбирается грузовик. На переднем плане единственное относи­тельно яркое пятно — подсолнух.

В. Гальдяев изображает главного героя обыкновенным маль­чиком, худым, с острым подбородком, большими ушами и не­ровно отросшими волосами. Мы видим его в деревенской избе, в классе, за партой, перед Лидией Михайловной и у неё дома. Ху­дожник передаёт настроение мальчика: одиночество в райцентре, радость от того, что он пьёт молоко, смущение перед учительни­цей и возмущение, когда возвращает ей ящик с макаронами.

В. Гальдяев особенно подчёркивает разницу между учитель­ницей и мальчиком: у неё коротко подстриженные волосы, ак­куратное платье, спокойное лицо. У него отросшие волосы, старая одежда и лицо одинокого измученного человека.

По сравнению с рисунками учебника-хрестоматии иллюст­рации В. Гальдяева более живые и правдивые).

 

В) Сообщение об учительнице, которой посвящено произведение «Уроки французского» (поисковая работа в Интернете)

http://fb.ru/article/197664/uroki-frantsuzskogo-analiz-rasputin-uroki-frantsuzskogo

http://go2phystech.ru/uchitelya-v-proizvedenii-v-rasputina-uroki-frantsuzskogo

 

(В своем рассказе «Уроки французского» В. Г. Распутин пи­шет о своей учительнице Лидии Михайловне, а посвящение адре­совано другому человеку — Анастасии Прокопьевне. О том, кто такая Анастасия Прокопьевна, писатель рассказал следующее:

«...Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти ли­шенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Уга­дывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мяг­кость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Ми­хайловна, я посвятил другой учительнице — Анастасии Про­копьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого вроде уже на­стала пора.

Рассказ „Уроки французского" был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете „Совет­ская молодежь" в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна — его мать. Глядя в ли­цо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и муд­рой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что де­тям было хорошо и с той и с другой»)

 

6) Кроссворд (электронный вариант) (8 мин.)

Заполнение кроссворда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Что прислала учительница в обеих посылках? 2. Из чего были перешиты штаны героя? 3.  Река,  где жил мальчик.4. Название игры. 5. Что помогло узнать отправителя первой посылки? (по горизонтали). 5. Какое чувство постоянно испы­тывал герой? (по вертикали). 6. Что было во второй посылке? 7. Кто нанес первый удар мальчику? 8. Что покупал герой на выигранные деньги? 9. Главный игрок в деньги.

(Слова   для   справок:

Ангара. Вадик. Галифе. Гематоген. Голод. Макароны. Мо­локо. Птаха. Чика. Яблоко.)

 

7) Вывод  (делают учащиеся с помощью учителя) (5-7мин)

Духовная память, духовный опыт человека — «это то глав­ное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперёд, что мы выносим из событий своей жизни и что пред­ставляет интерес не только для нас одних». В жизни мы полу­чаем определённый опыт, делаем выводы. Часть выводов каса­ется того, как нам поступать в обыденной жизни. Главные вы­воды касаются того, как вообще жить дальше, в чём смысл жизни человека, что такое добро и зло, и как стремиться к доб­ру. И мы строим свою жизнь в соответствии с этими выводами. Это и есть духовный опыт и память человека.

 В. Распутин написал рассказ «Уроки французского», потому что чувствовал потребность поделиться с людьми теми важными выводами, тем духовным опытом, который он получил в своей жизни. Он считает, что этот духовный опыт, эти уроки могут быть важны не только для него, но и для многих читателей.

Чтение стихотворения (читает ученик):                                                                                                                  

                     Не будь равнодушным.

                       Не стой в стороне равнодушно,

                                                          Когда у кого-то беда.

                                                         Рвануться на выручку нужно

                                                         В  любую минуту, всегда.

                                                         И если кому-то поможет

                                                         Твоя доброта, улыбка твоя,

                                                         Ты счастлив, что день

                                                         Не напрасно  был прожит,

                                                         Что годы живешь ты не зря!

                                                                                                      И. Фомина

 

 

Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке? Чему научились?

- Какие добрые поступки совершала Лидия Михайловна?

- Какие поступки мы можем совершать, чтобы нас называли добрыми людьми?

- Можно ли погасить в человеке злость? Каким образом?

- Давайте с вами соберем плоды нашего труда. У вас на столах лежат яблоки. Если вы после сегодняшнего нашего урока поняли, что это то человеческое качество, которое является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина, ели вы стали хоть чуточку добрее после прочтения этого произведения, то кладем яблоки в корзину. Этими плодами (своей добротой) мы будем делиться с другими. Если же вы считаете, что не поняли о чем говорит нам автор произведения, значит, ваши яблоки (плоды вашего труда) еще не созрели, и мы расположим их на дереве, которое находится у на доске, чтобы они созревали дальше.

Давайте посмотрим, как мы поработали сегодня на уроке. 

 

 

 

 

8) Домашнее задание. По выбору.Составить цитатный план к рассказу 1в. о герое; 2в.об учительнице (1мин)

 

9) Подведение итогов урока. Выставление оценок ( по рейтинговой активности) (0,5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Карточки для дифференцированного контроля знаний

А) Прокомментируйте рассуждение учительницы:

- Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком.

В каком контексте и с какой целью были сказаны эти слова?

Б) Почему учительница начала играть на деньги в замеряшки со своим учеником? Какова была ее цель? Каким образом все разом прекратилось?

В) Почему Лидия Михайловна была вынуждена уйти с работы? Понял ли директор, что случилось на самом деле? Как вы думаете, объяснила ли учительница ему, что произошло? Какой пример Лидия Михайловна подала мальчику? Почему он вспоминал ее всю жизнь?

 


Скачано с www.znanio.ru

Литература Учитель: Небелюк

Литература Учитель: Небелюк

Например: Коля, я дарю тебе добро

Например: Коля, я дарю тебе добро

Обратимся к рисунку. Прочитайте эпиграф

Обратимся к рисунку. Прочитайте эпиграф

Что почувствовал главный герой, когда догадался, кто прислал ему посылку? 3

Что почувствовал главный герой, когда догадался, кто прислал ему посылку? 3

А) Индивидуальная работа с карточками для дифференцированного контроля знаний

А) Индивидуальная работа с карточками для дифференцированного контроля знаний

Кроссворд (электронный вариант) (8 мин

Кроссворд (электронный вариант) (8 мин

Не будь равнодушным.

Не будь равнодушным.

Приложение Карточки для дифференцированного контроля знаний

Приложение Карточки для дифференцированного контроля знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2023