Творческое объединение «Юный журналист» создается с целью развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества, практических навыков работы с компьютером, всесторонней оценке событий, происходящих в стенах родной школы и города, выработки умения анализировать и делать аналитические выводы на своем возрастном уровне. Подготовка статей для школьной газеты, выпуск радиопередач требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это и рукописная подготовка заметок, работа корректора, компьютерный набор, правка, работа в прямом эфире радио.
рп юный журналист.doc
Рабочая программа кружка «Юный журналист»
Пояснительная записка.
Творческое объединение «Юный журналист» создается с целью развития
и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков
литературного творчества, практических навыков работы с компьютером,
всесторонней оценке событий, происходящих в стенах родной школы и города,
выработки умения анализировать и делать аналитические выводы на своем
возрастном уровне. Подготовка статей для школьной газеты, выпуск радиопередач
требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это и рукописная
подготовка заметок, работа корректора, компьютерный набор, правка, работа в
прямом эфире радио.
Программа работы объединения рассчитана на гимназистов старших и средних
классов. Деятельность объединения проводится на основе правовых документов
«Конвенция ООН о правах ребенка» и закона Российской Федерации «Об
образовании». Программа разработана на основе типовой.
Сегодня выпускникам школ требуются не только знания, но и умения.
Соответственно, необходимо изменить организацию процесса обучения таким
образом, чтобы школьники могли применять полученные знания на практике.
Школьники среднего и старшего возраста в силу возрастных особенностей стремятся
участвовать во взрослой жизни, значит нужно включать взрослые формы
деятельности в учебный процесс.
Данная деятельность позволяет решить межличностные, внутриличностные проблемы
учащихся. Ребята изменяются, развивающий характер такой работы подтверждается.
Вопервых, у школьника развиваются следующие способности: умение делать выбор,
умение быть ответственным за свои решения. Школьное издательство – это и работа
по профориентации. Вовторых, работа по созданию школьной газеты связана с
соотнесением собственного замысла с восприятием этого замысла другими, как
сверстниками, так и взрослыми. Втретьих, учащиеся в статьях используют знания по
разным учебным предметам, а компьютерная верстка заставляет изучать
информатику углубленно. Вчетвертых, деятельность по созданию газеты схематична,
то есть, показав один раз порядок создания, в следующий раз они могут создавать
газету самостоятельно.
Журналистская деятельность – мощное воспитательное средство, а также средство
повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей,
повышению их коммуникативных способностей, повышению социального статуса,
становлению личности. Программа объединения предназначена для обучения школьников в возрасте 1217
лет основам литературного творчества и журналистской работы, компьютерной
грамотности, способствует сплоченности детей. Группа обучающихся может
насчитывать от 10 до 15 детей.
Классы:6,7
Количество часов – 34 (1 час в неделю)
Цели:создание условий для реализации творческих качеств личности;
обеспечение развития универсальных учебных действий;
углубление лингвистических знаний, повышение общей языковой культуры;
формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи. Обучающие:
обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета,
обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических
средств;
приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;
предупреждение речевых и грамматических ошибок;
овладение техникой цитирования, составления выписок, правильного оформления
ссылок;
изучение основ журналистского творчества;
освоение знаний,умений и навыков информационнокомпьютерных технологий.
Развивающие:
развитие языковых компетенций , обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных ситуациях общения;
повышение уровня культуры речи;
развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
развитие способности критически относиться к услышанному;
развитие навыка работы со справочной литературой.
Воспитательные:
воспитание любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского
народа;
организация диалога обучающихся со сверстниками, взрослыми;
формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.
Результаты обучения и практических занятий:
1. Развитие творческих способностей – свободное владение языком, знание основных
моментов деятельности журналиста, умение обрабатывать материалы, знание
стилистических и других особенностей написания газетных статей.
2. Предоставление возможности для общественного признания, оценки,
самореализация ребят.
3. Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики.
Профориентация. Основным организационными формами вовлечения учащихся в
4. Для реализации программы кружка необходимо: помещение для занятий,
посещение компьютерного кабинета; блоки чистой бумаги, краски (в т. ч. краска для
компьютера).
Схема работы условно поделена на три периода: организационный, основной,
итоговый.
Межпредметные связи с курсом русского языка и литературы осуществляются через
выполнение практических работ, включающих в себя анализ особенностей жанров
журналистики.
журналистскую деятельность являются:
самостоятельная работа (исследование предложенных проблем)
работа в малых группах
индивидуальная работа
интернет форумы, круглые столы, конференции
анкетирование, социологический опрос
сотрудничество с профессиональными журналистами
Программа подразумевает как теоретические, так и практические занятия на
каждом уроке.
Требования к уровню подготовки обучающихся
После изучения курса «Основы журналистики» обучающиеся получат следующие
знания, имеющие универсальное, метапредметное значение:
1.Умения организовывать свою деятельность:
определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели,
применять их на практике,
взаимодействовать в группе в достижении общих целей,
оценивать достигнутые результаты.
2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов
деятельности:
обобщенные способы решения учебных задач,
исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
умение работать с разными источниками информации.
3. Готовность к профессиональному выбору:
умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе
профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей.
Предметные знания в области журналистики: поиск информации; интервьюирование;
создание заметки, интервью, статьи; понимание важной роли СМИ в современной
жизни; умение оценивать актуальность темы; высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать; знать системные элементы и основные жанры журналистских
текстов, их особенности.
Содержание программы
Тема 1 «Журналистика как вид деятельности и профессия».
Теория: Введение в журналистику
Познакомиться с понятием журналистики, ее основными функциями местом среди
типов профессий.
Практика: Знакомство и индивидуальные беседы. Заполнение индивидуальных
бланков.
Тема 2 «Профессия журналиста».
Теория: Место журналистики среди типов профессий.
Практика: Беседа с членами кружка. Создание собственной редакции
(распределение обязанностей).
Тема 3 «Виды средств массовой информации».
Теория: Понятие средств массовой информации
Практика: Презентация периодических печатных изданий :
газета,журнал,альманах, бюллетень.
Тема 4 «Этикоправовые основы журналистики».
Теория: 1. Закон о СМИ
Практика: Постатейное обсуждение закона о СМИ
Тема 5 « О чем должен знать журналист, чтобы избежать ненужных
проблем. Информация».
Теория: Права и обязанности журналистов.Печатное право. Знакомство с
основными терминами журналистики. Проследить специфику работы журналиста.
Практика: Сбор информации для школьной газеты. Работа в группах
Тема 6 «Интервью».
Теория: Дать представление об интервью.
Практика: Подготовка к интервью – сбор информации о личности, с которой
хотим побеседовать, о проблеме, которую хотим обсудить.Составление списка
вопросов.
Задание: Составьте вопросы, которые читателю и собеседнику покажутся
творческими и изобретательными.
Составьте списки вопросов из 5 вступительных вопросов для интервью: а) с
педагогом – организатором; б) с учителем физкультуры.
Тема 7 «Репортаж».
Теория: Дать понятие теме репортажа. Рассмотреть виды репортажа.
Практика: Определиться в написании своего репортажа. Рассмотреть основные
техники работы журналиста. Выбрать наиболее подходящую для себя.
Задание: Составьте 10 вопросов, посредствам которых вы пробуете вывести на
разговор учителя, не желающего беседовать с журналистом после урока, к
которому не подготовился весь класс.
Тема 8 «Публицистическая статья». Теория: Дать представление о публицистической статье. Дать понятие типологии
оформления текста. Рассмотреть особенности графического оформления.
Практика: Учить формулировать тезисы, выделять среди них главные.
Рассмотреть типологию заглавия текста.
Задание: Сдать статью с графическим оформлением.
Тема 9 «Жанры журналистики: комментарий, рецензия, фельетон, эссе».
Теория: Рассмотреть структуру, язык и разновидности комментария. Рассмотреть
структуру рецензии, ее типологию и место в печати. Дать характеристику
фельетону. Рассмотреть его разновидности. Рассказать о мастерах данного жанра.
Показать особенности в поиске источников, выдвижении главного тезиса,
определении конструкции и особенности повествования.
Практика: Попробуйте написать комментарий к предложенной информации,
используя метод пояснения. Постарайтесь, чтобы ваш текст не превысил 10
предложений.Определите, что явилось предметом рецензии в предложенном
тексте. Воплотитесь в образ журналиста, доброе имя которого (в своих
фельетонах!) пытается очернить редакция другой газеты. И попробуйте написать
фельетон в ответ. Вам нужно вставить в предложения пропущенные слова так,
чтобы фразы звучали законченно и красиво.
Задание: Сдать работу в форме рецензии, фельетона или эссе (одну на выбор).
Тема 10 «Обозрение».
Теория: Обзор печати. Тематический обзор. Анализ подшивки.
Практика: Работа в библиотеке. Поиск материала в сети Интернет. Тема 11
«Журналистское расследование».
Теория:Понятие о журналистском расследовании. Журналистское расследование:
его цель (поиск скрытых фактов какоголибо происшествия), тема ( все, что имеет
общественное значение; сообщение очевидца, жалоба), ход расследования.
Сходство жанра репортажарасследования с детективом. Акцент расследования на
драматизме и полученных итогах. Практика:Технология журналистского
расследования на конкретных примерах.
периодических
Анализ
изданий.Сравнение оформления в разных по жанрам изданиях.
Тема 12 Семинар «Работа над репортажем».
Практика: Анкетирование «Твой вопрос директору».Семинар «Что такое
новость?»
Деловая игра « Интервью и интервьюирование».Семинар «Работа над репортажем»
Ролевая игра « Я репортер».
Задание:подготовить минирепортаж.
Тема 13 «Фоторепортаж».
Теория: Фотоинвентарь и его использование. Снимок – символ. Фоторепортаж.
Научить участников кружка искусству фотографии для прессы, познакомить с
правовым механизмом, присущим работе фотографа СМИ.
Практика: Изучите текст Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Ответьте, в какой из статей впервые упомянуто авторское право на фотографию.
Задание: Сделать фоторепортаж. Тема 14 «Редакция. Как планировать номер».
Теория: Познакомить со структурой существующих редакций, а в более широком
смысле – издательств.
Практика: Объяснить смысл планирования и редактирования, функционирования
производственного отдела.
Задание: Нарисуй организационную схему крупной газеты.
Тема 15 «Правка и редактирование текстов».
Теория: Правка и редактирование текстов.
Практика: Исправьте данный вам текст. Обратите внимания на конструкцию
текста, абзацы, заглавия, длину предложений, лексику.
Тема 16 «Компьютерная обработка информации».
Теория: Основы форматирования текста
Практика: Вставка и обработка рисунковВставка фотографий , сканирование.
Понятие о шрифтах , их применениеПрактикум в среде Photoshop.
Задание: отредактируйте полученный текст.
Тема 17 «Основы форматирования текста».
Теория: Верстка и структурирование газеты.Виды заголовков в газете.
Использование объектов WordArt для оформления заголовков.
Практика:Редактирование текста.
Задание: отредактируйте полученный текст.
Тема 18 «Понятие о шрифтах , их применение».
Теория: Графическое оформление. Шрифты.
Практика: Графическое оформление статей, заметок.
Задание: Подбор шрифта, создание собственного варианта последней полосы.
Тема 19 «Типы газет».
Теория: Типы газет. Что такое лид? Способы написания лидов.
Практика: Написать лид к своей статье.
Тема 20 «Рекламный текст в печати».
Теория: Показать важность сосуществования журналистики и рекламы,
проинформировать о разновидностях и функциях последней, а также о проблемах,
которые появляются при сотрудничестве рекламистов и работников СМИ.
Познакомить с журналистской этикой.
Практика: Как избежать крипторекламы, как ее нейтрализовать. Напишите
краткий (не более 15 предложений) рекламный текст, в котором постарайтесь
склонить Читателя к приобщению на кружок «Журналистика», проводимого в
нашей школе. Перечислите по памяти правила профессиональной этики
журналиста.
Задание: Напишите, что такое криптограмма и почему журналист не должен ею
заниматься.
Тема 21 «Язык рекламных текстов». Теория: Особенности использования лингвистических приемов в рекламных
текстах.
Практика: Проанализируйте приведенные в разделах 2–5 рекламные сообщения с
точки зрения особенностей использования в них языковых единиц. Приведите
примеры использования аналогичных лингвистических приемов в русскоязычных
рекламных сообщениях.
Тема 22 « История журналистики.Становление и развитие русской
журналистики в XVIII в.».
Теория: Рукописные предшественники журналистики. «Ведомости» как первенец
русской периодической печати.
Практика: обзор «СанктПетербургские ведомости», «Московские ведомости».
Задание:подготовить сообщение о первых частных изданиях А.П.Сумарокова,
М.М.Хераскова, Н.И.Новикова. Журналистская деятельность императрицы
Екатерины II, журнал «Всякая всячина».
Тема 23 «Русская журналистика в начале XIX века».
Теория: Журналистика на рубеже веков – разделение на консервативно
монархическое и либеральнопросветительское, демократическое направление.
«Вестник Европы» Н.М. Карамзина, «Сын Отечества» Н.И.Греча. Альманах
«Полярная звезда» А.А. Бестужева и К.Ф.Рылеева – подцензурное издание
декабристов, участие в издании А.С. Пушкина.
Практика: обзор журнала «Современник» А.С.Пушкина, его публикации в издании,
участие в журнале Н.В. Гоголя.
Тема 24 «Журналистика 1840 – 1850 годов»
Теория: Формирование западнической и славянофильской идеологии. Начало
журналистского творчества А.И. Герцена, укрепление гоголевской «натуральной
школы». «Отечественные записки» исторический журнал
Практика: обзор журналов братьев М.М. и Ф.М. Достоевских «Время» и «Эпоха».
Тема 25 «Вольная русская пресса за границей. «Полярная звезда» и «Колокол»
А.И.Герцена
Журналистика эпохи реформ 1860х годов».
Теория: Журналистская и публицистическая деятельность А.И.Герцена в России.
Практика: обзор журналов.
Тема 26 «Русская журналистика начала ХХ века».
Теория: Появление фельетона как нового жанра (В.Дорошевич). Появление
регулярных газет русских социалдемократов «Искра», «Вперед», «Красное
знамя», журнала «Заря». Царский манифест от 17 октября 1905 года и его влияние
на характер, политическую направленность прессы и отношения прессы и власти.
Издания политических движений и партий.
Практика: обзор газет «Биржевые ведомости» и «Русское слово» И.Д.Сытина.
Тема 27 «Журналистика периода Великой Отечественной войны». Теория: Изменение облика отечественной печати: сокращение числа центральных и
отраслевых изданий, их тиражей и формата. Печатная пропаганда на фронтах.
Изменения в тематике журнальной периодики. Фронтовые корреспонденты –
писатели А.Твардовский, Е. Долматовский, К. Симонов, М. Шолохов,
А.Корнейчук, И.Эренбург, А. Толстой.
Практика: Анализ основной тематики и жанров прессы на начальном и конечном
этапах войны.
Тема 28 «Журналистика первого послевоенного десятилетия».
Теория: Перестройка отечественной печати в соответствии с Постановлением ЦК
ВКП(б) от 20 июня 1945 г « Об улучшении качества и увеличении объема
республиканских, краевых и областных газет». Изменение структуры редакций,
создание редакционных коллегий.
Практика: Корреспондентская сеть печатной прессы и ТАСС за рубежом.
Тема 29 «Журналистика второй половины 80х начала 90 гг».
Теория: «Закон СССР о печати и других средствах массовой информации» (июнь
1990 г.), видоизменение системы СМИ. Возрождение «новых старых» изданий
«Наше наследие», «Куранты»; появление ежемесячника «Совершенно секретно»,
журнала «Известия ЦК КПСС» и «Правительственного вестника».
Практика: обзор новых тем и новых проблем на страницах прессы, в передачах ТВ
и радио.
Тема 30 «Журналистика Российской федерации».
Теория: Реформирование телевидения и радиовещания. Расширение FM диапазона
и возникновение частных радиостанций. Активизация русской зарубежной
журналистики («Континент» В. Максимова). 300летие российской журналистики
– путь от идейной борьбы до проблем финансового ресурса и свободы слова.
Практика: Написание корреспонденции. Статья. Передовая статья. Проблемная
статья. Написание статьи.
Тема 31 Подведение итогов.
Теория: Анализ работы объединения в течение года. Смотр достижений.
Интервьюирование учителей и гимназистов по итогам учебного года.
Практика: Обработка материала.. Выпуск четвертого номера газеты
Тематический план
№ темы
Темы
1.
2.
3.
Журналистика как вид деятельности и профессия.
Профессия журналиста.
Виды средств массовой информации.
Кол
во
часов
1
1
1 4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Этикоправовые основы журналистики.
О чем должен знать журналист, чтобы избежать
ненужных проблем. Информация.
Интервью.
Репортаж.
Публицистическая статья.
Жанры журналистики: комментарий, рецензия, фельетон,
эссе.
Обозрение.
Журналистское расследование.
Семинар «Работа над репортажем»
Ролевая игра « Я репортер»
Фоторепортаж.
Редакция. Как планировать номер.
Правка и редактирование текстов.
Компьютерная обработка информации.
Основы форматирования текста.
Понятие о шрифтах , их применение.
Типы газет.
Рекламный текст в печати.
Язык рекламных текстов.
История журналистики.Становление и развитие русской
журналистики в XVIII в.
Русская журналистика в начале XIX века
Журналистика 1840 – 1850 годов
Вольная русская пресса за границей. «Полярная звезда» и
«Колокол» А.И.Герцена
Журналистика эпохи реформ 1860х годов.
Русская журналистика начала ХХ века.
Журналистика периода Великой Отечественной войны.
Журналистика первого послевоенного десятилетия
Журналистика второй половины 80х начала 90 гг.
Журналистика Российской федерации.
Подведение итогов.
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
Рабочая программа кружка "Юный журналист"
Рабочая программа кружка "Юный журналист"
Рабочая программа кружка "Юный журналист"
Рабочая программа кружка "Юный журналист"
Рабочая программа кружка "Юный журналист"
Рабочая программа кружка "Юный журналист"
Рабочая программа кружка "Юный журналист"
Рабочая программа кружка "Юный журналист"
Рабочая программа кружка "Юный журналист"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.