Методическая разработка урока русского языка "Спасибо!"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока русского языка "Спасибо!"

Оценка 4.6
Занимательные материалы +3
doc
русский язык
6 кл—8 кл
18.01.2020
Методическая разработка урока русского языка "Спасибо!"
Методическая разработка урока русского языка "Спасибо" знакомит с междометием, его видами, значением, учит в игровой форме отличать междометия от звукоподражательных слов. Предназначена для 6-8 классов.
Пушина Н.В. Урок РЯ Спасибо.doc

Методическая разработка урока русского языка

 

Спасибо!

 

Нина Вячеславовна Пушина,

преподаватель русского языка

БПОУ УР «Ижевский техникум

индустрии питания

Цели и задачи  урока:

-  знакомство с междометием  как  частью  речи;

- формирование умений находить в тексте междометия, употреблять их в своей речи;

- знакомство со значением  междометий;

--умение отличать междометие от звукоподражательных слов;

Вступительное слово учителя: «Я - самое важное слово. В разговоре без меня не обойтись.  Больно кому - он кричит: «Ай-ай-ай!», « Ой- ой- ой-ой!». Весело - смеется: «Ха-ха-ха!», «Хи-хи-хи!». Встретились двое - сразу ко мне за помощью: «Здравствуй! Привет! Спасибо! Пожалуйста!». Чуть что случилось - говорят: «Дело-табак!», «Крышка!». И все эти ага, угу, ох, ах и им подобные - мои родные братцы».

- Ребята, как вы думаете, о какой части речи я вам сейчас рассказала? (Учащиеся называют части речи, учитель записывает их на доске)

- Я предлагаю вам отгадать шараду (текст появляется на экране).

1.     Первый  слог существительного метеор.

2.     Корень глагола ждать.

3.     Окончание имени существительного мужского рода в творительном падеже единственном числе.

4.     Окончание глагола 1 спряжения в 3-м лице единственном числе настоящего времени.

5.     Суффикс и окончание существительного величие.

Целое: название  части речи.

Ответ: ме-жд-ом-ет-ие.

- Ребята, Вам знакома  эта   часть речи? Можете ли Вы сказать, для чего  нужны междометия?

Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы  постарайтесь найти ответ на  этот вопрос.

Учитель читает стихотворение. А Титивкина:

«Мне,- сказало Междометие,- интересно жить на свете:

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет.

Те, кого охватит страх,

Произносят слово « Ах!».

У кого тяжелый вздох,

Произносят слово « Ох!».

Кто встречается с бедой,

Произносит слово « Ой!».

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово «Эй!».

У кого захватит дух,

Произносит слово « Ух!»

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья!»

Так для чего  нужны междометия? (выражают чувства страха, похвалы, упрека…). Вспомним стихотворение К.Чуковского:

«И прибежала зайчиха.

И закричала: «Ай, ай!

Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай….».

Какие чувства передает автор? 

Учитель дополняет, что в языке много специальных слов, которые выражают самые различные чувства: радость, удивление, боль, гнев, печаль и др. 

Такие слова называются междометиями. Междометия могут передавать также побуждения к действию, например «ТПРРР» - сдерживают лошадей, «Брысь» - отойди и др.

В Этимологическом словаре школьника Л.Успенского  «Почему не иначе?» значится, что междометие- это название части речи является точной калькой латинского грамматического термина «интерйекцио». «Интэр»- по латински «между»; «йацерэ»-бросать, метать. «Междометие» - то, что «мечется», т.е. вставляется между полновесными словами, поэтому их называют особыми, т.к. они не самостоятельные и не служебные слова, а отдельная группа слов.

- Ребята, я предлагаю вам стрелками указать, что выражают данные междометия (появляются на доске).

Увы                 Призыв к тишине

Фу                    Призыв откликнуться

Айда                 Сожаление                

Тс                     Отвращение

Алло                Побуждение к движению

- Ребята, я предлагаю  записать в тетради междометия  в столбик,  а рядом чувства, которые они выражают. У кого больше всего получится.

Ах - страх, восторг, сожаление…

Ох - вздох, боязнь…

Ой - боль, беда, испуг,  удивление…

Эй - привлечение внимания.

Ух - испуг…

Ай - восхищение…

- Ребята, а как получилось, что одно и тоже междометие может разные чувства и побуждения выражать?

Какой вывод можно из этого сделать? (междометия выражают, но не называют чувства).

Если учащиеся затрудняются в выводе, можно выполнить еще одно задание. На экране появляются предложения, в которые надо вставить подходящие по смыслу междометия, размещенные в правом столбике.

Как красиво весной в лесу.                     Ах

Мы победили.                                          Ура,  О                           

Какой неряшливый мальчик.                 Ух, Ой

Каникулы кончились.                             Увы

Орфоэпическая минутка. Упражняемся в произношении скороговорки.

Не по тропе, а около

Катилось О и охало,

О  охало, О окало,

Не по тропе, а около.

- Ребята, какие группы междометий по  значению можно выделить:

- выражающие побуждение к действию (приказ, запрет, зов, оклик, приветствие, прощание)- айда, марш, стоп, ей, здоров, пока…

-выражающие различные чувства (радости, печали, удивления, страха….) – увы, батюшки, фи,….

После чего, проводятся игры с учащимися  Викторина.

1.     Какое имя в сказке Чуковского образовано от междометия и глагола? ( Айболит).

2.     Когда надо закупорить стеклянную банку, берут это. Когда в отчаянии говорят, что человеку пришел конец, тоже говорят это. В первом случае- это существительное, во втором- междометие. (Крышка!)

3.     Это междометие пришло к нам из итальянского языка и выражает восхищение, чаще всего в театре ( Браво, бис)

4.     Это междометие есть на дорожном знаке.(Стоп).

5.     Крик победителя (Ура)

- Передавая чувства, междометия сами по себе не называют самих чувств.  Одно и тоже междометие может передавать самые разные чувства. Так, например, междометия  «ах» может выражать:

-удивления Ах! Это Вы;

-сожаления Ах, как жаль;

-восхищения Ах, как хорошо! Ах, как красиво!

Предлагаю каждому по цепочке выразить какое либо чувство междометием, а сосед по парте должен угадать это  чувство.

Аукцион. Учащиеся по очереди называют междометия. Побеждает тот, что назовет свое слово последним. (Ох, ах, эй, увы, эх, ох, стоп!, марш!, ау, алло! Вон, пли!, тс-с, цып-цып, брр, хе-хе-хе, трах, бух, дудки!....)

- Спросите кого угодно: «Почему одна из наших местных птиц называется  кукушка?»

И вы наверняка получите твердый ответ: «Потому, что она кричит : «ку-ку!»

Какие еще вы можете назвать крики животных и птиц? (учащиеся передают крики животных и птиц, звуки неживой природы: мяу, гав-гав, кукареку и т.д.). Такие слова называются – звукоподражание. Найдите такие слова в стихотворениях.

1.     Вдруг раздался легкий звон,

И в глазах у всей столицы

Петушок вспорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился: ку-ка-ре-ку.

     2.    Царевна хочет выйти к ней и Хлеб взяла,

            Но с крылечка лишь сошла,

             Пес ей под ноги и лает: гав-гав.

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение Ц.Ангелова об ученике, не выучившего урока, какое чувство он испытывает?

Ах, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

Сердце так и гложет страх.      Ах !

Эх, ведь спросят как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех.  Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто-нибудь помог!    Ох!

Ух, захватывает дух!

Притворюсь- ка, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух.     Ух!

Ах,

Эх, Ох, Ух… Не вызвали!

Учитель рассказывает о том, что многие из междометий употребляются в речи человека как показатель его вежливости, чтобы проверить, знают ли эти слова ребята и умеют ли ими пользоваться, предлагается домашнее задание:

1)    Написать сочинение-миниатюру на тему «Волшебные слова».

2)    Составить диалог на тему «Разговор по телефону».

В заключительном слове педагог просит учащихся почаще пользоваться словами «Здравствуйте», «Пожалуйста», «Спасибо», и не забывать о том, что существуют еще слова-паразиты «угу», « ага», и другие, от которых необходимо  избавляться.

- Спасибо за урок!


Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка урока русского языка

Методическая разработка урока русского языка

Произносит слово « Ой!». Кто отстанет от друзей,

Произносит слово « Ой!». Кто отстанет от друзей,

Мы победили.

Мы победили.

И взвился: ку-ка-ре-ку. 2

И взвился: ку-ка-ре-ку. 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2020