Рабочая программа по литературе 7 класс
Оценка 5

Рабочая программа по литературе 7 класс

Оценка 5
doc
24.08.2022
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 в класс.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа  №71» г. Брянска

 

 

Согласовано

Зам. директора по УВР

______________________

«__»________2021                                                                                                                

Утверждено

                      Приказом директора

 МБОУ СОШ   № 71 

№____от  «__»________2021                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по литературе

для    7-в  класса

(домашнее обучение)

на 2021-2022 учебный год

учителя русского языка и литературы

Куприяновой Алины Александровны

                        

 

                                                                                                                      

 

 

 

г. Брянск

 

2021

 

I.      Пояснительная записка

 

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» составлена в соответствии с

требованиями ФГОС ООО (с изменениями и дополнениями), на основе примерной

программы основного общего образования по литературе и с учётом авторской рабочей

программы к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы по литературе Чертова В.Ф., Трубиной Л.А, Ипполитовой Н.А., Мамоновой И.В.

 

Данная рабочая программа для индивидуального обучения на дому разработана для

обучающихся 7 класса, направлена на освоение учащимися основ литературы, рассчитана

на 66 часов (из расчета 2 час в неделю).

 

Общее количество часов за год – 66.

 

Рабочая программа составлена с учетом целевых приоритетов Программы     воспитания МБОУ СОШ № 71 г. Брянска.
 на уровне основного общего образования, а именно:


1- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

2- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

3- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

4- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

5- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

6- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

7- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

8- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения оптимистичного взгляда на мир;

9- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

10- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

 

В календарно - тематическом планировании данные целевые приоритеты отмечены соответствующим порядковым номером от 1 до 10 рядом с тематикой разделов.

 

 

 

 

 

          II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
                                                «Литература»
Личностными результатами
изучения предмета являются следующие:
· совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к
культурам других народов;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
· чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко
всему живому;
· чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
· понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по
отношению к своим близким;
· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
· наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к
предпочтениям других людей;
· ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих
людей;
· этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений,
вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев;
технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является:
ü умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные
связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
ü умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
ü умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
ü самостоятельно формулировать тему и цели урока;
ü составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
ü работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
ü в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

ü вычитывать все виды текстовой информации;
ü пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
ü извлекать информацию, представленную в тексте (сплошной текст; текст с
иллюстрациями, таблицами, схемами);
ü перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
ü пользоваться словарями, справочниками;
ü осуществлять анализ и синтез;
ü устанавливать причинно-следственные связи;
ü строить рассуждения;
ü оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
ü адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
ü высказывать и обосновывать свою точку зрения;
ü слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
ü договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
ü задавать вопросы.
По окончании 7 класса обучающиеся должны овладеть следующими УУД:
Регулятивные УУД
· проявление волевых качеств в управлении собой, аккуратности и инициативы;
· умение использовать справочную литературу, ИКТ;
· определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
· умение составлять план и последовательность действий ответственно относиться к
выполнению всего объема дел;
· проявление активности в достижении поставленных целей;
· умение принимать решение в проблемной ситуации;
· умение выделять значимые сферы деятельности с более
высоким уровнем построения жизненных планов;
Познавательные УУД
· осознанно планировать свой актуальный круг чтения, владеть навыком осмысленного
чтения;
· находить и представлять дополнительную информацию по теме;
· планировать учебные действия, вносить изменения в план учебных действий в связи с
изменением условий;
· владеть навыками коллективного планирования, делового партнёрского общения при
написании проектных и исследовательских работ;
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
интернета;
· владеть поисковыми умениями, умениями и навыками работать в сотрудничестве;
· находить общее и отличное во всех изучаемых явлениях, анализировать объекты с целью
выделения признаков (существенных, несущественных);
· анализировать истинность утверждений;
Коммуникативные УУД
· ответственно относиться к выполнению всего объема дел;
· высказывать идеи в связи с идеями окружающих;
· вести диалог и кратко формулировать свои мысли;
· соотносить собственную деятельность с деятельностью других;
· уметь продолжить и развить мысль собеседника;
· использовать структурирующие фразы;
Личностные УУД
· ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «природа»,
«семья», «мир», «милосердие», «достоинство»;
· иметь уважение к своему народу, знание государственной символики (герб, флаг, гимн),
знание государственных праздников;
· понимать личностный смысла обучения;
· выполнять нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика, знать основные
права обучающихся и уметь ими пользоваться;
· принимать основы здорового образа жизни и правил личной гигиены гражданский
патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
· оценивать ситуации, происходящие в классном коллективе и поступки одноклассников с
точки зрения общечеловеческих норм;
· формирование навыков культуры общения;
· уважение к труду;
· заботливое отношение к своему внешнему виду;
Предметными результатами изучения курса «Литературы» является:
1) в познавательной сфере:
· понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы,
литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и
зарубежной литературы;
· понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
· умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений• определение в произведении
элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка,
понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения
(элементы филологического анализа);
· владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
· приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
· формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их
оценка;
· собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
· понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
· восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
· умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
· написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на
литературные и общекультурные темы
4) в эстетической сфере:
· понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
· понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.

                           

Содержание учебного предмета
«СЮЖЕТ КАК МЕТАФОРА ЖИЗНИ»

Виды деятельности:
а) чтение
• Чтение литературных произведений, включенных в программу.
• Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков
из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
• Чтение по ролям фрагментов драматических произведений.
• Внеклассное чтение.
• Чтение справочной литературы.
б) анализ
• Сопоставление исторического (или биографического) протособытия и его
художественного воплощения в литературном произведении.
• Выявление сюжетных линий в произведении.
• Различение сюжетных и бессюжетных лирических стихотворений.
• Определение типа конфликта в произведении.
• Общая характеристика сюжета и объяснение его связи с проблематикой
произведения.
• Выявление экспозиции, завязки, кульминации и развязки.
• Анализ эпизода и объяснение его места в сюжете произведения.
• Различение эпических, лирических, драматических произведений.
• Выявление признаков отдельных жанров (трагедии, комедии, новеллы) в
литературном произведении.
• Наблюдения над особенностями построения сюжета в эпических произведениях.
• Общая характеристика проблематики произведения (историческая, социальная,
нравственная, философская).
в) развитие устной и письменной речи
• Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о значении данного эпизода в сюжете
произведения.
• Устный и письменный ответ на вопрос об историческом (или биографическом)
протособытии и его художественном воплощении в произведении.
• Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной
характеристики образов двух персонажей.
• Сочинение-анализ эпизода литературного произведения с использованием цитат.
• Сочинение о событии, изображенном в литературном произведении.
• Отзыв о самостоятельно прочитанном остросюжетном произведении (с
использованием элементов выборочного изложения и цитирования).
• Отзыв о театральной постановке или кинематографической версии драматического
произведения.
Термины:
• Сюжет.
• Лирический сюжет.
• «Вечные» сюжеты, «бродячие» сюжеты.
• Художественный конфликт.
• Персонажи-«двойники» и персонажи-«антиподы».
• Элементы сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
• Сюжетная линия.
• Эпизод.
• Пейзаж.
• Интерьер.
• Образ события.
• Протособытие.
• Комическое.
• Трагическое.
• Драматические жанры (трагедия, комедия).
• Эпические жанры (роман, повесть, новелла, поучение).
• Лироэпические жанры (поэма).
• Проповедь. Исповедь.
• Тропы (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет).
• Фигуры (сравнение, параллелизм, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический
вопрос).
• Фантастика. Фэнтези.
• Композиция.
• Повествователь.
• Проблематика произведения (социальная, нравственная, философская).
• Романтизм.
• Пафос произведения.
• Сатира.
• Стилизация. Пародия.
• Эзопов язык.
• Стихотворение в прозе.
• Белый стих.
«СЮЖЕТ КАК МЕТАФОРА ЖИЗНИ» 1 ч.
(вводный урок)
Образ события в литературном произведении. Историческая и биографическая основа
художественного изображения события. Протособытие и сюжет. Реальные и
фантастические сюжеты. «Вечные» сюжеты и «бродячие» сюжеты. Эпизоды (или сцены)
как фрагменты общей картины жизни. Сюжетная линия как цепь эпизодов. Основные
элементы сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Воссоздание в сюжете
жизненных противоречий, устойчиво конфликтного состояния мира.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА1 ч.
«Поучение» Владимира Мономаха.
Художественный образ и личность Владимира Мономаха. Своеобразие сюжета и
композиции «Поучения». События и размышления о жизни как отражение жизненной
позиции правителя и человека. Конфликт Мономаха с братьями. Хроника дружинных
походов. Письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Переплетение конкретноисторического и общечеловеческого в сюжете «Поучения».
Публицистический пафос произведения. Особенности языка.

Теория литературы. Красноречие. Жанр поучения. Композиция. Исповедь.
Проповедь. Автобиография. Публицистика.
Развитие речи. Составление комментария к отдельным фрагментам «Поучения»
Владимира Мономаха. Обсуждение жизненной ситуации, определяющей мысли и
настроения героя. Сочинение-стилизация в форме поучения, наставления.
Связь с другими видами искусства. Древнерусский быт и уклад жизни. Древнерусская
иконопись.
Внеклассное чтение. «Завещание Ярослава Мудрого сыновьям» (из «Повести
временных лет»). «О правлении и смерти Мономаха» (из «Ипатьевской летописи»).
Н. И. Костомаров. «Владимир Всеволодович» (жизнеописание).
КЛАССИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7 ч.
(ОБЗОР)
М. ДЕ СЕРВАНТЕС 2 ч.
Слово о писателе.
Роман
«Дон Кихот» (фрагменты).
Роман Сервантеса и рыцарские романы. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной
дамы. Дон Кихот как «вечный» образ. Социальная, философская, нравственная
проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала. Конфликт иллюзии и
реальной действительности.
Теория литературы. «Вечный» сюжет. «Вечный» образ. Эпизод. Антитеза.
Проблематика произведения. Пародия.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отражении в «вечном» образе
«вечных» противоречий жизни.
Связь с другими видами искусства. Образы Дон Кихота, Санчо Пансы и Дульсинеи в
изобразительном искусстве, музыке, кинематографе.
Внеклассное чтение. М. Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
А. С. Пушкин. «Жил на свете рыцарь бедный...»
У. ШЕКСПИР 2 ч.
Слово о писателе.
Трагедия
«Ромео и Джульетта».
«Вечная» тема любви в трагедии. Основной конфликт. Понятие о трагическом. Смысл
начальных строк трагедии. Тема судьбы, трагической предопределенности. Судьба
влюбленных в жестоком мире. Трагическая ошибка. Образы Ромео и Джульетты как
«вечные» образы. Смысл финала трагедии.
Теория литературы. Трагическое. Трагедия. Конфликт. «Вечный» сюжет. Завязка.
Кульминация. Развязка.
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы об
особенностях завязки, кульминации и развязки в трагедии. Выставка иллюстраций к
трагедии, костюмов и декораций к отдельным сценам.
Связь с другими видами искусства. Сюжет трагедии «Ромео и Джульетта» в живописи,
музыке, кинематографе.
Внеклассное чтение. У. Шекспир. «Двенадцатая ночь, или Что угодно».
ДАНИЭЛЬ ДЕФО 2 ч.
Слово о писателе.
Роман
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
«ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА И СПОСОБОВ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ
В ЛИТЕРАТУРНОМПРОИЗВЕДЕНИИ» 1 ч.
(практикум)
Обобщение сведений о конфликте (на материале ранее изученных произведений).
Конфликт социальный, семейный, личный. Конфликт внешний и внутренний. Реализация
конфликта в сюжете. Основные стадии развития конфликта. Участники конфликта.
Персонажи-«двойники» и персонажи-«антиподы». Примерный план характеристики
конфликта. Подготовка к сочинению об особенностях конфликта в комедии
Д. И. Фонвизина «Недоросль» или самостоятельно прочитанном произведении.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
А. С. ПУШКИН 6 ч.
Слово о поэте.
Стихотворения
«Туча», «Узник», «Анчар».
Своеобразие сюжета в стихотворениях. Темы свободы и плена, добра и зла. Влияние
фольклорной традиции. Параллелизм в изображении мира природы и мира людей. Роль
антитезы в композиции. Символические образы. Особенности ритмики, метрики и
строфики стихотворений.
Повесть
«Станционный смотритель».
Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести. Обращение к
библейской истории о блудном сыне. Комическое и трагическое в произведении. Образ
Самсона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе. Образ
повествователя. Смысл финального эпизода. Гуманистическое звучание произведения.
Повесть
«Метель».
Теория литературы. Антитеза. Параллелизм. Ритм. Стихотворный размер. Строфа.
«Вечный» сюжет. Тема «маленького человека». Интерьер.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Краткая
характеристика сюжета повести и выделение основных эпизодов. Письменный ответ на
вопрос о нравственной проблематике произведения и о мотивах обращения писателя к
библейской истории.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к произведениям поэта.
Внеклассное чтение. «Притча о блудном сыне» (Евангелие от Луки. 15, 11—32).
А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка».
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ 3 ч.
Слово о поэте.
Стихотворения
«Три пальмы», «Тучи».
Своеобразие лирического сюжета. Пушкинские темы, мотивы и образы в
стихотворениях. Темы свободы и судьбы. Мотивы одиночества и смирения. Событие в
биографии поэта как основа создания художественной картины жизни. Образ
дисгармоничного мира и образ лирического героя, утратившего душевную гармонию.
Образы-символы в стихотворениях.
Поэма
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова».
Своеобразие сюжета поэмы, его историческая основа. Картины русского быта.
Нравственная проблематика произведения. Особенности конфликта в «Песне...». Образы
купца Калашникова и опричника Кирибеевича и средства их создания. Проблема
героического характера. Эпизод поединка как кульминация сюжета. Образ Ивана
Грозного и тема «неправедной власти». Сопоставление зачина и концовки поэмы. Суд
Божий, суд царя и мирской суд в поэме. Фольклорные источники и развитие традиций
устного народного творчества в поэме.
Теория литературы. Лирический сюжет. Параллелизм. Эпитет, метафора, сравнение,
антитеза. Историческая основа литературного сюжета. Герой. Конфликт. Эпизод.

Кульминация сюжета. Фольклорные традиции в литературном произведении. Стилизация.
Белый стих.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений и фрагмента поэмы наизусть.
Письменный ответ на вопрос о своеобразном завершении кульминационного эпизода в
поэме.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к произведениям поэта.
Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Боярин Орша». А. К. Толстой. «Князь
Серебряный».
«ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТА И ЕГО СВЯЗИ С ПРОБЛЕМАТИКОЙ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ» 1 ч.
(практикум)
Обобщение сведений о сюжете как организующем начале в эпических, драматических
и лироэпических произведениях. Своеобразие лирического сюжета. Традиционные и
нетрадиционные сюжетные модели. «Вечные» и «бродячие» сюжеты. Проблематика
произведения (философская, социальная, нравственная) и ее воплощение в сюжете.
Примерный план характеристики сюжета литературного произведения. Подготовка к
устным сообщениям об особенностях сюжета в одном из ранее изученных или
самостоятельно прочитанных произведений.
Н. В. ГОГОЛЬ 7 ч.
Слово о писателе.
Повесть
«Тарас Бульба».
Историческая основа повести. Картины природы и картины народной жизни.
Изображение героического характера, сильных, мужественных защитников Отечества.
Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести.
Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении
братьев. Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. Борьба долга и чувства в
душах героев. Роль детали в раскрытии характера. Смысл финала повести.
Теория литературы. Эпос. Герой. Повесть. Сюжет. Конфликт. Пейзаж.
Развитие речи. Выделение основных эпизодов в сюжетных линиях Остапа и Андрия.
Письменный ответ на вопрос об основном конфликте повести. Устный пересказ одного из
эпизодов повести и краткая его характеристика. Подбор цитат к устному рассказу о
картине жизни, нарисованной в произведении.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к повести. Картина И. Е. Репина
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем».
«АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ» 1 ч.
(практикум)
Обобщение знаний об эпизоде как элементе сюжета. Закрепление навыка выделения
основных эпизодов в произведении, выбора заглавия к ним. Примерный план анализа
эпизода эпического произведения. Подготовка к написанию сочинения по анализу одного
из кульминационных эпизодов в ранее изученном произведении.
И. С. ТУРГЕНЕВ 3 ч.
Слово о писателе.
Рассказы
«Бирюк», «Лес и степь».
Биографическая основа рассказов. История создания цикла «Записки охотника». Образ
охотника. Картины русской жизни и русской природы в рассказах. Мастерство пейзажной
живописи. Сочетание эпического и лирического начал в произведениях.

Теория литературы. Рассказ. Очерк. Лирическая проза. Пейзаж.
Развитие речи. Подготовка сообщения о писателе и об истории создания цикла
«Записки охотника» с использованием справочной литературы. Отзыв о самостоятельно
прочитанном рассказе из цикла «Записки охотника».
Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Живые мощи».
Ф. И. ТЮТЧЕВ 1 ч.
Слово о поэте.
Стихотворения
«Фонтан», «Еще земли печален вид...», «Неохотно и несмело...».
Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и
жизни человека. Природные образы и средства их создания. Особенности сюжета в
лирических произведениях.
Теория литературы. Сюжет. Параллелизм.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Подготовка вопросов
для обсуждения философской проблематики стихотворений поэта о природе.
Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Декабрьское утро».
А. А. ФЕТ 1 ч.
Слово о поэте.
Стихотворения
«Кот поет, глаза прищуря...», «На дворе не слышно вьюги...»,
«Вечер».
Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и
жизни человека. Особенности сюжета в лирических произведениях. Традиции балладного
сюжета в стихотворении «На дворе не слышно вьюги...».
Теория литературы. Сюжет. Параллелизм. Баллада.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Сочинение о
взаимодействии жизни природы и жизни человека на основе личных наблюдений и с
использованием примеров из художественной литературы.
Внеклассное чтение. А. А. Фет. «Какая грусть! Конец аллеи...»
«ПЕЙЗАЖ В ЭПИЧЕСКОМ И ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» 1 ч.
(практикум)
Обобщение знаний о функциях пейзажа в литературе. Пейзаж как неотъемлемая часть
национального образа мира. Сюжетно-композиционная роль пейзажа. Разнообразие
картин природы в эпических и лирических произведениях. Символическое значение
природных образов. Средства создания пейзажных картин. Примерный план анализа
литературного пейзажа (на материале ранее изученных эпических и лирических
произведений). Подготовка к написанию сочинения по анализу пейзажа в одном из
произведений.
Н. А. НЕКРАСОВ 2 ч.
Слово о поэте.
Стихотворения
«Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда
деревенская...».
Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости. Образ
русской крестьянки. Тема нелегкой судьбы русской женщины. Эпическое начало в лирике
Некрасова. Особенности языка. Развитие фольклорных традиций в стихотворениях.
Поэма
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).
Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки и средства его создания.
Художественная функция диалога в поэме. Социальная и нравственная проблематика
произведения. Авторская позиция и способы ее выражения. Особенности строфики и
ритмики.
Теория литературы. Поэма. Лирический сюжет. Эпический сюжет. Фольклорные

традиции. Строфа. Стихотворный размер.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов наизусть. Подготовка сообщений
об исторической основе поэмы и о судьбах отдельных декабристов, сосланных в Сибирь, с
использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Русские женщины» («Княгиня
М. Н. Волконская»).
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН 2 ч.
Слово о писателе.
Сказки
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,
«Самоотверженный заяц».
Своеобразное художественное осмысление проблем российской действительности.
Сочетание фольклорных традиций и традиций литературной сказки. Особенности
сказочного сюжета. Социальная и нравственная проблематика сказок СалтыковаЩедрина. Сатирическое обличение общественных пороков. Проблема взаимоотношений
народа и власти. Изображение народного характера. Авторская позиция и способы ее
выражения. Художественная функция гротеска и эзопова языка.
Теория литературы. Фантастика. Гротеск. Эзопов язык. Сатира.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала одной из сказок. Сжатое
изложение эпизода и ответ на вопрос о его значении в сюжете произведения. Подготовка
сообщений о гротеске в литературе и других видах искусства.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к сказкам писателя.
Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».
А. П. ЧЕХОВ 3 ч.
Слово о писателе.
Рассказ
«Смерть чиновника».
Смысл названия рассказа. Особенности сюжета и композиции. Прием повтора.
Способы выражения авторской позиции. Роль художественной детали в рассказе. Смысл
финала.
Теория литературы. Художественная деталь. «Говорящая» фамилия.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала рассказа. Сообщение о
комических ситуациях на основе жизненного и читательского опыта.
Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Маска».
«ТРАГИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ
В ЛИТЕРАТУРНОМПРОИЗВЕДЕНИИ» 1 ч.
(практикум)
Обобщение сведений о трагическом и комическом. Трагический конфликт в
эпических, лирических и драматических произведениях (на материале ранее изученного).
Виды комического. Сатирический и несатирический комизм. Сочетание трагического и
комического в литературном произведении как отражение противоречивой картины
жизни. Подготовка сообщений о формах проявления комического (сатира, юмор, ирония,
остроумие, каламбур, пародирование) в отдельных эпизодах драматических произведений
(на материале классного и внеклассного чтения).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРАXX ВЕКА
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ»3 ч.
(обзор)
И. А. БУНИН 1 ч.
Слово о писателе.
Рассказ
«Подснежник».
Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе. Счастье и горе,
праздники и будни в жизни главного героя. Приемы антитезы и повтора в композиции
рассказа. Символический смысл названия.
Теория литературы. Антитеза. Повтор. Символ.
Развитие речи. Подготовка устного сообщения о биографии писателя и его жизни в
эмиграции. Письменный ответ на вопрос о смысле названия рассказа.
Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Лапти».
А. И. КУПРИН 1 ч.
Слово о писателе.
Рассказ
«Куст сирени».
Особенности сюжета рассказа. Неожиданно возникший конфликт и остроумное его
разрешение. Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе.
Авторская позиция.
Теория литературы. Конфликт. Ирония.
Развитие речи. Устный ответ на вопрос о формах проявления комического в рассказе.
Внеклассное чтение. А. И. Куприн. «Храбрые беглецы».
И.С. ШМЕЛЁВ. «Страх».
Е.И. ЗАМЯТИН. «Дракон».
А.А. ФАДЕЕВ. «Разгром» (фрагменты).
Образ исторического события в литературном произведении. Герои и прототипы,
образ исторического события и прототипическая ситуация. Соединение вымысла и
правдоподобия и художественной условности. История в восприятии и оценке автора и
его героев.
Теория литературы. Образ события. Историческое произведение. Прототип.
Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.
Практикум. Сочинение о событии, изображённом в художественном
произведении
1 ч.
В. В. МАЯКОВСКИЙ 1 ч.

Слово о поэте.
Стихотворение
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским
летом на даче».
Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе
стихотворения. Жизнеподобие и фантастика в произведении. Лирический герой и
средства создания его образа. Смысл основной метафоры произведения. Особая функция
необычного диалога. Ритмическая организация. Особенности языка. Словотворчество
Маяковского.
Теория литературы. Реальное и фантастическое в сюжете. Метафора. Гипербола.
Ритм. Словотворчество.
Связь с другими видами искусства. Рисунки В. В. Маяковского.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сопоставление фактов
биографии поэта и художественной картины. Обсуждение вопроса о роли гиперболы в
искусстве и в разных ситуациях общения.
А. А. АХМАТОВА 1 ч.
Слово о поэте.
Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком — я открою...».
Историческая и биографическая основа стихотворений. События военного времени в
восприятии поэта. Патриотическая тема в стихотворениях о войне. Фольклорные
традиции. Особенности языка, строфики и ритмики.
Теория литературы. Тема. Фольклорная традиция. Трехсложные размеры стиха
(дактиль, амфибрахий, анапест).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Подготовка сообщения о
военной теме в лирике поэта.
Внеклассное чтение. А. А. Ахматова. «Прошло пять лет, — и залечила раны...»
Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ 1 ч.
Слово о поэте.
Стихотворения
«Я не ищу гармонии в природе...», «В этой роще березовой...»,
«Гроза идет».
Развитие традиций русской классической литературы в творчестве поэта. Параллелизм
изображения жизни природы и жизни человека. Философская проблематика
стихотворений. Трагические события в истории человечества и их отражение в
произведениях поэта.
Теория литературы. Лирический сюжет. Проблематика.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Письменный ответ на вопрос о
философской проблематике стихотворения.
Внеклассное чтение. Н. А. Заболоцкий. «Журавли».
«ТРОПЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» 1 ч.
(практикум)
Обобщение сведений об изобразительно-выразительных средствах. Выявление в
поэтическом тексте тропов (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола,
гротеск, эпитет и др.) и фигур (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия,
риторический вопрос и др.) и объяснение их художественной функции. Анализ
особенностей языка художественного произведения (на материале лирического
стихотворения).
М. А. ШОЛОХОВ 5 ч.
Слово о писателе.
Рассказ
«Судьба человека».
Изображение трагедии народа в военные годы. Судьба народа и судьба отдельного
человека. Смысл названия рассказа. Истории Андрея Соколова и Вани как типичные
истории военного времени. Образ простого русского человека, труженика и воина.
Андрей Соколов как цельный характер. События в биографии героя. Проблема
нравственного выбора в рассказе. Особенности композиции произведения. Образ
рассказчика. Роль портретной детали и картин весенней природы.
Теория литературы. Характер. Тип. Герой-рассказчик. Повествователь. «Рассказ в
рассказе».
Развитие речи. Подготовка устных сообщений об участниках Великой Отечественной
войны (на основе справочной литературы или семейных архивов). Сочинение о биографии
литературного героя. Выразительное чтение фрагмента рассказа.
В. М. ШУКШИН 2 ч.
Слово о писателе.
Рассказы
«Срезал», «Чудик».
Своеобразие шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей. Изображение события
в жизни героя как средство раскрытия характера. Сочетание смешного и серьезного,
бытового и возвышенного. Мастерство писателя в построении диалога.

Теория литературы. Жанр рассказа. Рассказчик. Внешний и внутренний конфликт.
Развитие речи. Развернутые аргументированные ответы на вопросы о роли события в
жизни героя. Выразительное чтение диалогов.
Внеклассное чтение. В. М. Шукшин. «Микроскоп».
«РЕЦЕНЗИЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЧИТАННОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЛИ ТЕАТРАЛЬНУЮПОСТАНОВКУ» 2 ч.
(практикум)
Рецензия как жанр литературной критики и публицистики. Виды рецензий. Чтение
фрагментов из рецензий на известные учащимся литературные произведения, театральные
постановки (или кинофильмы). Обсуждение примерного плана рецензии на одну из
новинок художественной литературы. Подготовка к написанию рецензии.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
«ЖАНР НОВЕЛЛЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»2 ч.
(обзор)
П. Мериме
«Видение Карла XI».
Э. А. По
«Низвержение в Мальстрем».
Становление новеллы как жанра в европейской литературе. Жанровые признаки новеллы.
Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия и строгость
построения. Новелла и рассказ как малые эпические жанры.
Теория литературы. Новелла. Рассказ. Сюжет.
Развитие речи. Отзыв о самостоятельно прочитанной новелле с изложением и
анализом кульминационного эпизода.
«СЮЖЕТ В ДЕТЕКТИВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ» 3 ч.
(обзор)
М. Леблан.
Рассказы «Солнечные зайчики».
А. Кристи. «Тайна египетской гробницы».
Ж. Сименон. «Показания мальчика из церковного хора».
Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся
торжеством добра. Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта.
Соединение двух сюжетных линий (совершение преступления и раскрытие преступления)
в благополучной развязке.
Теория литературы. Сюжет. Сюжетная линия. Детектив. Тип.
Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.
«СЮЖЕТ В ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ» 3 ч.
(обзор)
Герберт Уэллс.
«Война миров»
Дж. Р. Толкиен.
«Хоббит, или Туда и обратно»
А. Азимов
«Поющий колокольчик».
Р. Шекли. «Страж-птица»
Использование научного метода в создании гипотетических ситуаций, картин
«вероятностного мира», возможной действительности в произведениях научной
фантастики. Традиции прогностической и социально-философской фантастики. Фэнтези
как особый вид фантастической литературы. Связь фэнтези с традицией мифологии,
фольклора, рыцарского романа. Присутствие романтического принципа двоемирия,
конфликта мечты и реальности. Сюжет как цепь испытаний.
Теория литературы. Сюжет. Фантастика. Фэнтези. Романтизм.
Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу. Взаимные
рекомендации книг для чтения. Презентация новых изданий произведений
фантастической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Дата

Тема урока

Оценочные

процедуры

Оборудование, возможные ЭОР\ЦОР

I четверть

 

Сюжет как метафора жизни (1 час) 5, 6, 7

1

6.09

 

Сюжет как метафора жизни.

 

 

Древнерусская литература (1 час) 1, 3, 6,

2

7.09

«Поучение» Владимира Мономаха.

 

Мультимедийная презентация

 

Классические сюжеты в мировой литературе (7 часов) 2, 3, 5, 7, 10

3

13.09

М.Сервантес и его роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

 

Мультимедийная презентация

 

4

14.09

История Дон Кихота.

 

 

5

20.09

У.Шекспир и его трагедия «Ромео и Джульетта».

 

Мультимедийная презентация

 

6

21.09

История Ромео и Джульетты.

 

 

7

27.09

Д.Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо".

 

Мультимедийная презентация

 

8

28.09

Стойкость человеческого характера. Жизнь на острове.

 

 

9

4.10

Р.р. Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении.

 

 

Русская литература XIX века (25+5р.р.) 3, 4, 7, 9, 10

 

10

5.10

Стихотворения А.С.Пушкина «Узник» и «Туча».

 

Мультимедийная презентация

 

11

11.10

Стихотворение А.С.Пушкина «Анчар».

 

 

12

12.10

Сюжет повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

 

 

13

18.10

Нравственная проблематика повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

 

 

14

19.10

Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Узник», «Тучи».

 

Мультимедийная презентация

 

15

25.10

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».

 

 

16

26.10

Поэма М.Ю.Лермонтова «Песня про…купца Калашникова».

 

Мультимедийная презентация

 

II четверть

 

17

8.11

Образы опричника Кирибеевича и купца Калашникова.

 

 

18

9.11

Эпизод поединка как кульминация сюжета поэмы.

 

 

19

15.11

Р.р. Характеристика сюжета литературного произведения.

 

 

20

16.11

Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Картины жизни запорожского казачества.

 

Мультимедийная презентация

Фильм «Тарас Бульба»

21

22.11

История Андрия. История Остапа.

 

 

22

23.11

Образ Тараса Бульбы.

 

Мультимедийная презентация

 

23

29.11

Финал повести «Тарас Бульба».

 

 

24

30.11

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по повести «Тарас Бульба».

 

 

25

6.12

Р.р. Написание сочинения по повести «Тарас Бульба».

сочинение

 

26

7.12

Р.р. Анализ эпизода эпического произведения.

 

 

27

13.12

Рассказ И.С.Тургенева «Живые мощи».

 

Мультимедийная презентация

 

28

14.12

История Лукерьи.

 

 

29

20.12

Рассказ «Лес и степь».

 

 

30

21.12

Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Фонтан», «Еще земли печален вид…», «Неохотно и несмело…».

 

Мультимедийная презентация

 

31

27.12

А.А.Фет «Кот поет, глаза прищуря…», «На дворе не слышно вьюги..», «Вечер».

 

Мультимедийная презентация

 

32

28.12

Р.р. Пейзаж в эпических и лирических произведениях.

 

Мультимедийная презентация

 

III четверть

33

10.01

Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…».

 

Мультимедийная презентация

 

34

11.01

Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины».

 

Мультимедийная презентация

 

35

17.01

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».

 

Мультимедийная презентация

 

36

18.01

Гротеск в литературе и других видах искусства.

 

Мультимедийная презентация

 

37

24.01

А.П.Чехов «Смерть чиновника».

 

Мультимедийная презентация

 

38

25.01

Рассказ А.П.Чехова «Маска».

 

Мультимедийная презентация

 

39

31.01

Контрольная работа по теме «Русская литература XIX века».

контрольная работа

 

Русская литература XX века (15+4р.р.) 1, 4, 5, 9, 10

 

40

1.02

И.А.Бунин. Рассказ «Подснежник».

 

Мультимедийная презентация

 

41

7.02

А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени».

 

Мультимедийная презентация

 

42

8.02

Вн.чт. Рассказы И.А.Бунина и А.И.Куприна.

 

 

43

14.02

Особенности изображения реальных исторических событий в рассказе И.С.Шмелева «Страх».

 

Мультимедийная презентация

 

44

15.02

Изображение революции в рассказе Е.И.Замятина «Дракон».

 

Мультимедийная презентация

 

45

21.02

Изображение Гражданской войны в романе А.А.Фадеева «Разгром».

 

Мультимедийная презентация

 

46

22.02

В.В.Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

 

Мультимедийная презентация

 

47

28.02

А.А.Ахматова. Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком – я открою...».

 

Мультимедийная презентация

 

48

1.03

Н.А.Заболоцкий. Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе…», «В этой роще березовой…», «Гроза идет».

 

Мультимедийная презентация

 

49

14.03

Р.р. Тропы и поэтические фигуры.

 

Мультимедийная презентация

 

50

15.03

М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

 

Мультимедийная презентация

Фильм «Судьба человека»

IV четверть

51

28.03

Судьба Андрея Соколова.

 

 

52

29.03

История Вани.

 

 

53

4.04

Смысл названия и финала рассказа «Судьба человека».

 

 

54

5.04

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению о персонаже литературного произведения.

сочинение

 

55

11.04

В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал».

 

Мультимедийная презентация

 

56

12.04

В.М.Шукшин. Рассказ «Чудик».

 

 

57

18.04

Р.р. Рецензия как жанр литературной критики и публицистики.

 

 

58

19.04

Контрольная работа по теме «Русская литература XX века».

контрольная работа

 

Зарубежная литература (8 часов) 2, 4, 5, 9, 10

 

59

25.04

П.Мериме. Новелла «Видение Карла XI».

 

Мультимедийная презентация

 

60

26.04

Э.А.По. Новелла «Низвержение в Мальстрём».

 

 

61

16.05

М.Леблан. Рассказ «Солнечные зайчики».

 

Мультимедийная презентация

 

62

17.05

А.Кристи. Рассказ «Тайна египетской гробницы».

 

Мультимедийная презентация

 

63

23.05

Ж.Сименон. Рассказ «Показания мальчика из церковного хора».

 

Мультимедийная презентация

 

64

24.05

 

Дж.Р.Толкиен. Повесть «Хоббит, или Туда и обратно». А.Азимов. Рассказ «Поющий колокольчик».

 

Мультимедийная презентация

 

65

30.05

 

Р.Шекли. Рассказ «Страж-птица».

Научная фантастика и фэнтези.

 

Мультимедийная презентация

 

66

31.05

 

Рекомендации для внеклассного чтения.

 

Мультимедийная презентация

 

 

 

 

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

I. Пояснительная записка

I. Пояснительная записка

II . Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

II . Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

По окончании 7 класса обучающиеся должны овладеть следующими

По окончании 7 класса обучающиеся должны овладеть следующими

Личностные УУД · ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «природа», «семья», «мир», «милосердие», «достоинство»; · иметь уважение к своему народу, знание государственной символики…

Личностные УУД · ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «природа», «семья», «мир», «милосердие», «достоинство»; · иметь уважение к своему народу, знание государственной символики…

Содержание учебного предмета «СЮЖЕТ

Содержание учебного предмета «СЮЖЕТ

Отзыв о театральной постановке или кинематографической версии драматического произведения

Отзыв о театральной постановке или кинематографической версии драматического произведения

Публицистический пафос произведения

Публицистический пафос произведения

Конфликт социальный, семейный, личный

Конфликт социальный, семейный, личный

Теория литературы. Лирический сюжет

Теория литературы. Лирический сюжет

Рассказы «Бирюк», «Лес и степь»

Рассказы «Бирюк», «Лес и степь»

Изображение народных характеров

Изображение народных характеров

Виды комического. Сатирический и несатирический комизм

Виды комического. Сатирический и несатирический комизм

Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе стихотворения

Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе стихотворения

Андрей Соколов как цельный характер

Андрей Соколов как цельный характер

Соединение двух сюжетных линий (совершение преступления и раскрытие преступления) в благополучной развязке

Соединение двух сюжетных линий (совершение преступления и раскрытие преступления) в благополучной развязке

Тематическое планирование №

Тематическое планирование №

Образы опричника Кирибеевича и купца

Образы опричника Кирибеевича и купца

Рассказ А.П.Чехова «Маска».Мультимедийная презентация 3931

Рассказ А.П.Чехова «Маска».Мультимедийная презентация 3931

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению о персонаже литературного произведения

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению о персонаже литературного произведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2022