Рабочая программа по литературе 8 класса В.Ф. Чертова
Оценка 4.9

Рабочая программа по литературе 8 класса В.Ф. Чертова

Оценка 4.9
pdf
24.05.2023
Рабочая программа по литературе 8 класса В.Ф. Чертова
Рабочая программа по литературе 8 класса по программе В.Ф. Чертова.pdf

 

                    МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

 

 

РАССМОТРЕНО                                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом МОУ                                                                                                        Директор МОУ

Директор                                                                                                                                                           

                     ______________ ______________()        

                     Приказ №_____________________ Протокол №___________________                                   от "____" ______________  2022 г. от "____" ______________  2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебного предмета

«Литература»

для 8 класса основного общего образования на 2022-2023  учебный год 

 

 

 

Составитель: Крылова Нина Александровна,

Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград  2022

 

 

Пояснительная записка.

 

1.        Статус документа.

2.        Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерными программами по учебным предметам*, авторской программой и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

3.        Литература. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / В. Ф. Чертов [и др.]  – М.: Просвещение, 2021.

4.        Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф Чертова: 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2021. 2. Общая характеристика учебного предмета Главными целями изучения предмета являются:

                       формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

                       развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

                       поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

                       овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

                       овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

                       использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

 

    Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.

    Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

                       осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

                       выразительное чтение художественного текста;

                       различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

                       ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

                       заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;       анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

                       написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;           целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

                       индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

 

3.      Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Литература обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность развивать интеллектуальные способности учащихся, формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят школьникам адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, то есть включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования:

                   воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

                   формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

                   ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

                   признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся:

                   учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

                   разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

4.      Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному образовательному плану для образовательных учреждений РФ, всего на изучение литературы на этапе основного общего образования выделяется  в 8 классе – 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

В соответствии с этим реализуется авторская программа по литературе под редакцией В.Ф. Чертова.

С учетом специфики класса выстроена система занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).

Рабочая программа по литературе для основного общего образования (базовый уровень) отражает только инвариантную часть.

5.      Содержание программы

Курс литературы в 8 классе строится на основе концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

1.      Введение. Художественный мир литературного произведения – 1 ч.

2.      Древнерусская литература  – 1 ч.

3.      Духовная традиция в русской литературе – 2 ч.

4.      Практикум – 7 ч.

5.      Зарубежная литература XYII века  – 3 ч.

6.      Русская литература XVIII века – 7 ч.

7.      Русская литература XIX века – 20 ч.

8.      Русская литература XX века – 17 ч.

9.      Зарубежная литература – 4 ч.

10.  Литературные пародии – 2 ч.

11.  Образ школы в современной литературе – 4 ч.

При изучении разделов дается перечень произведений художественной литературы, предлагаются вопросы и задания для осмысления прочитанного. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы.

6. Промежуточная (годовая) аттестация.

Согласно локальному акту МОУ.

 

 

 

 

Календарно-тематический план

№  п/ п

Наименование раздела программы. 

Тема урока.

Дата

проведения

Элементы содержания

 

Домашнее

задание

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение. Художественный мир литературного произведения.

 

 

ВУ

Понятие о художественной форме. Жанр как относительно устойчивая форма литературного творчества. Понятие о художественном мире литературного произведения.

Вопр. и зад. на стр. 5

2

Древнерусская литература.

«Житие Сергия Радонежского». Духовный путь Сергия Радонежского.

 

 

КУ

Духовный путь Сергия Радонежского. Значение монастырей в духовной жизни людей в XI-XV веках. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы.

Зад. 2, стр. 14

3

Духовная традиция в русской литературе. Стихотворения М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина. Религиозные мотивы в русской поэзии.

 

 

КУ

Стихотворения М.В. Ломоносова «Вечернее размышление…» и Г.Р. Державина «Бог». Человек в системе мироздания.

Проблема предназначения человека.

Выразит. чтение стихов; зад. 4-5, стр. 17

4

Стихотворения А.С. Хомякова, А.К. Толстого, К.Р. «Молитва». Тема духовного поиска.

 

 

КУ

Стихотворения А.С. Хомякова «Воскрешение Лазаря», А.К. Толстого «Благовест», К.Р. «Молитва». Бог в окружающем мире и в душе человека.

«Благовест» наизусть

5

Практикум. Сочинение-эссе на литературную тему.

 

 

ПР

Своеобразие содержания и композиции сочинения-эссе на литературную тему. Выражение собственного отношения к героям, событиям, изображенным в произведении.

Зад. 4, стр. 30

6

Зарубежная литература XYII века. Комедия Ж.-Б. Мольера

«Мещанин во дворянстве».

 

 

КУ

Знакомство с понятием «классицизм». Комедия Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». Сюжет и герои.

Зад. 3, стр. 35

7

Особенности конфликта в комедии «Мещанин во дворянстве».

 

 

КУ

Своеобразие конфликта. Проблематика комедии.

Зад. 4, стр. 52

8

Образ господина Журдена.

 

 

КУ

Сатирические персонажи комедии. Нравственное значение образа господина Журдена.

Зад. 11, стр. 52

9

 

Русская литература XVIII века.

Д.И. Фонвизин и его комедия

 

 

КУ

Развитие понятия «классицизм». История создания комедии «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

Читать явление 4-8 действ. 1

 

 

«Недоросль».

 

 

 

 

 

 

10

Особенности конфликта в комедии «Недоросль».

 

 

КУ

Особенности конфликта в комедии «Недоросль». Социальная и нравственная проблематика. Основные стадии развития конфликта.

Вопр. и зад. 1-6, стр. 84

11

История Митрофана.

 

 

КУ

Проблемы воспитания, образования будущего гражданина. Говорящие фамилии и имена, речевые характеристики как средства создания образов персонажей.

Вопр. и зад. 810, стр. 84; выразит. чтение отрывка

12

Смысл финала комедии.

 

 

КУ

Смысл финала комедии.

Зад. 6, стр. 85

13

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Смысл названия произведения.

 

 

КУ

Знакомство с понятием «сентиментализм». Повесть Н.М.

Карамзина «Бедная Лиза». Смысл названия произведения.

Зад. 1, стр. 91

14

Образы Лизы и Эраста.

 

 

КУ

Система образов персонажей. Роль повествователя.

 

Вопр. и зад. 1-5, стр. 103-104

15

Авторская позиция и способы её выражения в повести.

 

 

КУ

Внимание автора повести к душевному миру героев, изображению эмоционального состояния человека.

Зад. 7, стр. 104

16

Русская литература XIX века. Роман А.С. Пушкина

«Капитанская дочка».

 

 

КУ

Тема русской истории в творчестве Пушкина. История создания романа. «История Пугачёва» и «Капитанская дочка».

Соотношение исторического факта и вымысла.

Читать 1-2 главы романа, ответить на вопросы к ним

17

Гринев и его родители.

Своеобразие построения сюжета романа.

 

 

КУ

Гринев и его родители. Своеобразие построения сюжета романа.

Читать 3-6 главы; заполнить часть таблицы в тетради.

18

Гринёв в Белогорской крепости. «Судьба человеческая, судьба народная» в романе.

 

 

КУ

Изображение исторических событий и судеб частных людей. 

Читать 7-10 главы; вопр. 16, 17, 19, 22 на стр.

189

19

Пугачёв и его окружение. Вторая встреча-испытание Гринёва и Пугачёва.

 

 

КУ

Тема «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Образ Пугачёва.

Читать 11-14

главы; выборочный пересказ.

20

Третья встреча-испытание

Гринёва и Пугачёва. Кульминация сюжета. Гринёв и Швабрин.

 

 

КУ

Тема милости и справедливости. Гринёв как геройрассказчик; особенности эволюции характера. Литературные традиции в создании образа. Гринёв и Швабрин.

«Образ

Швабрина и его роль в романе» (составить план и монолог. ответ).

 

21

Роль сопоставлений в романе. Система образов в романе. Образ Маши Мироновой.

 

 

КУ

Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала.

 

Отметить сцены, в которых появляется Маша; подобрать цитаты для харки Маши.

22

Смысл названия романа.

Подготовка к сочинению.

 

 

РР

Особенности композиции романа. Роль эпиграфов.

Написать сочинение на одну из данных тем.

23

Практикум. Анализ проблематики литературного произведения.

 

 

ПР

Обобщение сведений о проблематике литературного произведения (философской, социальной, нравственной).

Особенности сочинений на темы нравственно-философского характера.

Стр. 196-202, зад. 1 на стр. 202

24

Художественный мир поэзии М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…».

 

 

КУ

Художественный мир поэзии М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…». Основные образы и настроения стихотворения. Лирический герой и его эмоциональное состояние.

Зад. 8, стр. 203

25

Стихотворение М.Ю. Лермонтова

«Сон». Философская проблематика.

 

 

КУ

«Сон». Основные образы и настроения стихотворения. Лирический герой и его эмоциональное состояние.

Вопр. и зад. 1-5, стр. 204

26

Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

 

 

КУ

Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Фрагмент поэмы

«Мцыри»

(учить).

27

«Мцыри» как романтическая поэма. Образ Мцыри.

 

 

КУ

«Мцыри» как романтическая поэма. Роль исповеди в создании образа главного героя. Тема свободы выбора и несбывшейся судьбы свободолюбивой, незаурядной личности.

Зад. 9, стр. 224

28

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Сюжет комедии.

 

 

КУ

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Сюжет комедии.

Особенности конфликта, основные стадии его развития.

Читать 2 действ., вопр. 3, стр. 299

29

Изображение жизни уездного города.

 

 

КУ

Образ типичного провинциального уездного городка.

Читать 3-4 действ., зад. 5-8, стр. 299

30

Образы чиновников.

 

 

КУ

Обобщенные образы чиновников. Сатирическая направленность комедии.

Устное сочинение по составленному плану

31

Образ Хлестакова.

 

 

КУ

Образ Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина. Средства

Читать 5 действ.,

 

 

 

 

 

 

создания характеров в комедии.

 

вопр. 11-13, стр. 300

32

Смысл финала комедии.

 

 

КУ

Смысл финала комедии. Немая сцена. Трагическое и комическое в пьесе.

Прочитать повесть «Коляска»

33

Практикум. Эпиграф в литературном произведении.

 

 

ПР

Обобщение знаний о видах эпиграфов и их функции в литературном произведении.

Зад. 1, стр. 314

34

Практикум. Эпиграф в литературном произведении.

 

 

ПР

Примерная последовательность анализа эпиграфов ко всему произведению или к отдельным главам (на материале А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя). Подготовка к сочинению о художественной функции эпиграфа в литературном произведении.

Зад. 2, стр. 314

35

Пьеса А.Н. Островского «Снегурочка». Фольклорномифологическая основа сюжета.

 

 

КУ

Пьеса А.Н. Островского «Снегурочка». Фольклорномифологическая основа сюжета. Жанровое своеобразие «весенней сказки».

Зад. 2, стр. 217, дочитать пьесу «Снегурочка»

36

Образ Снегурочки.

 

 

КУ

Образ Снегурочки. Тема любви в пьесе. Лирическое начало в драматическом произведении.

Подготовить презентацию на заданную тему

37

Л.Н. Толстой и его рассказ «После бала».

 

 

КУ

Л.Н. Толстой и его рассказ «После бала». Слово о писателе. Суровое осуждение жестокой действительности.

Подготовить краткий пересказ рассказа

38

Особенности сюжета и композиции рассказа.

 

 

КУ

Нравственный максимализм писателя. Двойственность изображенных событий и поступков персонажей.

Зад. 10, 12, 13 письм.

39

М. Горький и его рассказ «Челкаш».

 

 

КУ

М. Горький и его рассказ «Челкаш». Черты романтизма и реализма в рассказе. Своеобразие сюжета и композиции.

Читать 2-3 гл.

рассказа, подобрать иллюстрации

40

Образы Челкаша и Гаврилы.

 

 

КУ

Челкаш и Гаврила как герои-антиподы. Роль пейзажа и портрета в рассказе.

Читать рассказ «Старуха

Изергиль».

41

Внеклассное чтение. Ранние произведения М. Горького.

 

 

ВЧ

М. Горький. «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль».

Рассказ об  А.А. Блоке

42

Стихотворения А.А. Блока «Девушка пела в церковном хоре…» и «Россия».

 

 

КУ

Художественный мир поэзии А.А. Блока. Основные образы и настроение лирического героя стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…». Образ России и картина русской жизни в стихотворении «Россия».

Стихот-е наизусть (по выбору)

43

Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце».

 

 

КУ

Слово о писателе.  Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце». Мифологические и литературные источники сюжета. 

Дочитать повесть; 

 

 

 

 

 

 

 

 

*зад. 2 или 3, стр. 40

44

Особенности художественного мира повести.

 

 

КУ

Нравственно-философская и социальная проблематика повести. Особенности художественного мира повести.

Вопр. 3-4, стр. 108

45

Образ Шарикова.

 

 

КУ

Тема «нового человека». Изображение реалий послереволюционной деятельности и приемы фантастики. Образ Шарикова и «шариковщина» как социальное и моральное явление.

Вопр. 7 или 10, стр. 108-109

46

Смысл названия повести.

 

 

КУ

Смысл названия повести. Приемы сатирического изображения.

Зад. 12, стр. 109

47

Практикум. Интерьер в литературных произведениях.

 

 

ПР

Интерьер как место действия, средство создания картины мира и образа персонажа. Интерьер как средство выражения авторского отношения.

Зад. 3, стр. 112

48

Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

 

 

КУ

Слово о поэте. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». История создания поэмы. Особенности сюжета.

Зад. 1-2, стр. 117

49

Образ русского солдата в поэме.

 

 

КУ

Изображений войны и человека на войне. Василий Теркин как воплощение русского национального характера.

Отрывок из поэмы наизусть

50

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе. Поэзия времен Великой Отечественной войны.

 

 

КУ

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе.

Жанровое своеобразие произведений на военную тему. А.А.

Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…».

Подготовить сообщение об А.А. Суркове и

Д.С. Самойлове

51

Стихотворения Д.С. Самойлова «Сороковые» и Р. Гамзатова «Журавли».

 

 

КУ

Стихотворения Д.С. Самойлова «Сороковые» и Р. Гамзатова «Журавли». Темы памяти и преемственности поколений.

Стих-е наизусть (по выбору); зад. 4, стр. 136

52

Повесть В.Л. Кондратьева «Сашка».

 

 

КУ

Повесть В.Л. Кондратьева «Сашка». Проблематика произведения.

Дочитать повесть; краткий пересказ одного из эпизодов

53

Образ Сашки.

 

 

КУ

Образ Сашки.

Зад. 5, стр. 169

54

Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор».

 

 

КУ

Слово о писателе. Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор». Историческая и биографическая основа рассказа.

 

Дочитать рассказ

55

Изображение жизни русской деревни в рассказе.

 

 

КУ

Изображение народной жизни.

 

Зад. 1, 4, стр. 199

56

Образ Матрены.

 

 

КУ

Образ главной героини и тема праведническтва в русской литературе. Трагизм судьбы героини.

Зад. 5, стр. 199

57

Практикум. Сочинение об образе социальной группы.

 

 

ПР

Общее и индивидуальное в литературных персонажах, представляющих одну социальную группу. Черты социальной группы в отдельных персонажах. Собирательный образ в

Зад. 2, стр. 202

 

 

 

 

 

литературных произведениях.

 

 

58

Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море».

 

 

КУ

Слово о писателе. Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море». Изображение человека, оказавшегося в экстремальной ситуации. Образ старика Сантьяго.

Дочитать повесть; вопр. 10, 11, стр. 258

59

Смысл названия повести.

 

 

КУ

Философская проблематика произведения. Смысл финала повести.

Индивид. задания 

60

Практикум. Анализ жанрового своеобразия литературного произведения.

 

 

КУ

Обобщение сведений о родах и жанрах литературы. Жанры и жанровые разновидности. Примерный план анализа жанрового своеобразия литературного произведения.

 

Зад. 1, стр. 260

61

Форма сонета в мировой литературе. Сонет в зарубежной поэзии.

 

 

КУ

Данте Алигьери «В своих очах Любовь она хранит…», Ф.

Петрарка «Промчались дни мои быстрее лани…», Ш. Бодлер  «Что можешь ты сказать…»

 

Подготовить сообщение о В.Я. Брюсове,

И.Ф. Анненском

62

Сонет в русской поэзии.

 

 

КУ

В.Я. Брюсов «Сонет к форме», И.Ф. Анненский «Третий мучительный сонет».

Сонет наизусть (по выбору)

63

Литературные пародии. Пародии Козьмы Пруткова.

 

 

КУ

Пародия как комическое подражание художественному произведению. Козьма Прутков «Помещик и садовник», «Путник».

 

Стр. 276-278 читать

64

Пародии А.П. Чехова.

 

 

КУ

Д.Д. Минаев «На борзом коне воевода скакал…», А.П. Чехов «Летающие острова», «Репка». Бурлеска и травестия как два классических типа пародии.

Зад. 3, стр. 285

65

Образ школы в современной литературе. Сборник рассказов А.В. Жвалевского и Е.Б. Пастернак «Шекспиру и не снилось».

 

 

КУ

Тема школы в современной литературе. Сборник рассказов А.В. Жвалевского и Е.Б. Пастернак «Шекспиру и не снилось». Картины школьной жизни в произведениях современных писателей.

Зад. 4, стр. 290

66

Повесть С.В. Востокова «Высшим силам требуется помощь».

 

 

КУ

Повесть С.В. Востокова «Высшим силам требуется помощь». Образы сегодняшних школьников.

 

Зад. 4, стр. 294

67

Повесть С.В. Востокова «Высшим силам требуется помощь».

 

 

КУ

Особенности повествовательной манеры в современной прозе, адресованной школьникам.

Зад. 2, стр. 294

68

Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения.

 

 

ПР

 

 

 

 

Требования к результатам освоения выпускниками 8 класса основной школы  программы по литературе Личностные результаты:

                       воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

                       формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

                       формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

                       формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

                       освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

                       развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

                       формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

                       формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

                       осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

                       развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты.

                       умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

                       умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

                       умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

                       умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

                       владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

                       умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

                       умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

                       смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

                       умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты .

                       понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

                       понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

                       умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

                       определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

                       приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

                       формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

                       собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

                       понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

                       восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

                       умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

                       понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

                       понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

Пояснительная записка. 1

Пояснительная записка. 1

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения

Промежуточная (годовая) аттестация

Промежуточная (годовая) аттестация

Практикум. Сочинение-эссе на литературную тему

Практикум. Сочинение-эссе на литературную тему

Гринев и его родители. Своеобразие построения сюжета романа

Гринев и его родители. Своеобразие построения сюжета романа

Художественный мир поэзии М.Ю.

Художественный мир поэзии М.Ю.

Практикум. Эпиграф в литературном произведении

Практикум. Эпиграф в литературном произведении

Особенности художественного мира повести

Особенности художественного мира повести

Практикум. Сочинение об образе социальной группы

Практикум. Сочинение об образе социальной группы

Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения

Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения

Предметные результаты . • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы

Предметные результаты . • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы

• собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; • восприятие на слух литературных произведений разных…

• собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; • восприятие на слух литературных произведений разных…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2023