Рабочая программа по литературе для 11 класса
Оценка 4.6

Рабочая программа по литературе для 11 класса

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русская литература
11 кл
07.12.2021
Рабочая программа по литературе для 11 класса
Рабочая программа по литературе для 11 класса. предназначена для учителей русского языка и литературы, работающих в 11 классе по программе Курдюмовой
Литература 11 класс.doc

 

                                                               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Матурская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г. Т. Зорина»

                                       

 

 

                                                                 «Рассмотрено »                         «Согласовано»                                       «Утверждено»

                                                             Руководитель ШМО                 Зам. директора по УВР                         Директор школы

                                                                _________Н.Д. Блюм        ________ С. И. Седымова               __________ О. А. Иванова

                                                                    Протокол №1                                                                                Приказ № 131

                                                                от «30» августа 2021г.          «30» августа 2021г.                 От «31» августа 2021г.                                      

                                                                                                    

 

 

Рабочая программа

среднее общее образование, 11 класс

Количество часов- 105 часов, 3 часа в неделю

на 2021-2022 учебный год

 

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и на основе программы образовательных учреждений

( « Программы по литературе для 10-11 классов общеобразовательных учреждений»

/Т.Ф Курдюмова /

УМК  под ред.  Курдюмова Т.Ф., 10-11 классы. «Дрофа» 2014г.

                                    

 

  

                                                                

 

                                                                                                                                           Составитель: Блюм Надежда Даниловна,    

                                                                                                                              учитель русского языка и литературы,  ВКК

 

                                        

 

 

 

 

 

         

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основании:

1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.

2.Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции).

3.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждённый приказом Министерства образования науки РФ от 17.05.2012г. №413, в действующей редакции).

4. СанПиНов 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, в ред. изменения от 24.11.2015).

5.Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ«Матурская СОШ».

6.Примерной авторской программы по литературе для общеобразовательной организации : Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2014.

7. Учебного плана МБОУ «Матурская СОШ».

8.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утверждённый приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г., в действующей редакции).

9.Положения о рабочей программе.

10.Примерной программы среднего общего образования по литературе. Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2014.

 

Место курса литературы в учебном плане. Программа разработана в соответствии с учебным планом среднего общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение литературе в объёме 99 часов в год (33 учебные недели).

Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.

Отличительные особенности рабочей программы и авторской. В авторскую программу Ю.В. Лебедева, В.П. Журавлёва внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение темы («Особенности зарубежной литературы») в связи с выделением 1 часа на промежуточную аттестацию. В авторской программе предусматривается интеграция предметов «Русский язык» и «Литература» в области «Филология».

п/п

Тема раздела

Количество часов

по авторской программе

Количество часов по программе МБОУ Матурская СОШ

1

Введение

1

1

2

Писатели-реалисты начала XX века

16

16

3

Поэзия Серебряного века

12

11

4

Новокрестьянская поэзия

7

7

5

Литература 20-х годов XX века

8

8

6

Литература 30-х годов XX века

23

23

7

Литература периода Великой Отечественной войны

3

3

8

Литература 50-90-х годов XX века

24

23

9

Литература народов России

2

1

10

Литература конца XX в.- начала XXI в.

1

1

11

Зарубежная литература

6

5

12

Повторение и систематизация

Промежуточная аттестация

1

-

1

1

Итого

102

99

Целеполагание

Изучение литературы в образовательной организации направлено на достижение следующих целей:

*формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

*развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

*постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

*поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

*овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

*овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);

*использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

 

Планируемые результаты

Личностные результаты:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

-осознание эстетической ценности художественного слова; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию;

-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ;

-готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Выпускник сможет:

•  анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

•  идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

•  выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

•  ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

•  формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выпускник сможет:

• определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Выпускник сможет:

• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

•  систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

•устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

•  сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Выпускник сможет:

• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Выпускник сможет:

• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

•  демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Выпускник сможет:

• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• выделять явление из общего ряда других явлений;

• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.

9.  Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Выпускник сможет:

• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Выпускник сможет:

• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

•  формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

•  соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Выпускник сможет:

• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13.  Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Выпускник сможет:

• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью ИКТ;

• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

                                                                                Предметные результаты

Обучающийся на базовом уровне научится

-демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

-в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

-обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

-использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

-давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

-анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения:

*места и времени действия,

*способы изображения действия и его развития,

*способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

-определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

-анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

-анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

-осуществлять следующую продуктивную деятельность:

-давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и исторической эпохе (периоду);

-выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться

-давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

-анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

-анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

-анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

-узнать о месте и значении русской литературы в мировой литературе; о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; об историко-культурном подходе в литературоведении; об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

-узнать о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений; имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

-узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

 

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося, написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Количество контрольных работ по литературе: Классные сочинения – 4 Домашние сочинения - 3

 

 

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Литература XX века

Введение

Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.    

Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

 А. А. Блок

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».  

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава».

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

«Облако в штанах». 

Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

Русская литература 20-40-х годов(обзор)

Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

А.Н.Толстой.

        Жизнь и творчество(обзор)

        "Петр Первый".

Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).

А.А.Фадеев.

        Жизнь и творчество(обзор)

        "Разгром".

 Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.

М.И.Цветаева.

Жизнь и творчество(обзор)

"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

О.Э.Мандельштам.

Жизнь и творчество(обзор)

«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта. 

Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А.А.Ахматова.

Жизнь и творчество (обзор)

«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

«Реквием».

Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

Б.Л.Пастернак.

Жизнь и творчество (обзор).

«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

                        "Доктор Живаго" (обзор). 

Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.

М.А.Булгаков.

        Жизнь и творчество(обзор).

        "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).

"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А.П.Платонов.

        Жизнь и творчество(обзор).

        "Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.

М.А.Шолохов.

        Жизнь и творчество писателя(обзор).

        "Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.

Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы

И.С.Шмелев.

         «Солнце мертвых». 

Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.

М.А.Алданов.

 «Чертов мост».

Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».

В.В.Набоков.

 «Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и учащихся).

Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.

Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»;   "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).

"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.

"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.

"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.

Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.

Великая Отечественная война в литературе

Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.

Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.

Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.

Русская литература 50- 90-х годов XX века

обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся

Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.

А.Т.Твардовский.

«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.

Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Твардовский — редактор журнала «Новый мир».

И.А.Бродский.

 Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся). 

Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.

А.И.Солженицын.

«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор). 

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

В.П.Астафьев.

        "Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.

"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.

Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").

В.Г. Распутин.

        "Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).

Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").

Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".

Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Зарубежная XX века

Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.

Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море». Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.  

 

                                                                    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема урока

Элементы содержания урока

Дата

 

Примечание

План

Факт

1

 Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века.

Иметь представление о своеобразии литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов, составлять тезисы статьи в учебнике

02.09.21

 

 

2

 

И. А. Бунин. Жизнь, творчество, судьба.

 

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, выразительно читать произведение.  Вечер»,

«Не устану воспевать вас, звёзды...», «Последний шмель», «Одиночество», «Родина»,«Слово». Тест по творчеству писателя, контрольные вопросы

 

04.09.21

 

 

3-4

И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»: история создания

 

Дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей,  анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

06.09.21

09.09.21

 

 

5

Тема любви в прозе Бунина.  Рассказы  «Тёмные аллеи», «Легкое дыхание»

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей

10.09.21

 

 

6-7

Тема любви в прозе Бунина. «Чистый понедельник».  Домашнее сочинение по творчеству И. А. Бунина

Знают содержание рассказа «Чистый понедельник»,анализируют и сопоставляют их в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу по тексту рассказа.

13.09.21

16.09.21

 

 

 

8

И. А. Куприн.

Жизнь и творчество. Основные  темы

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя. Письменный ответ на вопрос

17.09.21

 

 

09.

10.

Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет»

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

20.09.21

23.09.21

 

 

11

12

Развитие речи. Контрольное классное  сочинение по творчеству И. А. Куприна

Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно- художественных особенностей  изученных произведений , уровень читательских умений  и творческих  способностей, умение сжато и логично излагать  собственную  точку зрения.

24.09.21

27.09.19

 

 

13

Максим Горький: жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы писателя.

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

30.09.21

 

 

14

Максим Горький. Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Система образов.

 

 

 

 

 

 

 

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям

 

 

 

 

 

01.10.21

 

 

15

Пьеса Максима Горького «На дне».  Спор о назначении человека:

Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

04.10.21

 

 

16

Максим Горький. Своеобразие  публицистики и мемуарных очерков.

Давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, писать сочинения на литературную тему

 

07.10.21

 

 

17

Контрольное классное сочинение  Максима Горького

Показывают уровень  литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи.

08.10.21

 

 

18

“Серебряный век» как культурно-историческая  эпоха. 

Составляют тезисы лекции учителя; принимают участие в беседе по ранее изученному материалу.

11.10.21

 

 

19

В. Я. Брюсов. Брюсов как основоположник символизма в России.

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение. «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Наизусть по выбору обучающегося.

 

14.10.21

 

 

20

Урок внеклассного чтения. Избранные страницы творчества поэтов

Учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; рассказывают о значении творчества  Брюсова.

 

15.10.21

 

 

21

Западноевропейские и отечественные истоки  акмеизма.

Учащиеся знают о западноевропейских и отечественных истоки  акмеизма.

19.10.21

 

 

22

Н. С. Гумилев: личность, судьба, творчество.

Самостоятельно готовят выступления  о творчестве Н. С. Гумилева; выразительно читают и комментируют  стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие.

21.10.21

 

 

23

Н. С. Гумилев:Проблематика и поэтика лирики.

выразительно читают и комментируют  стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие.

22.10.21

 

 

24

Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина.

Знают о философско -эстетических  предпосылках возникновения футуризма, раскрывают  историю возникновения  футуризма.

25.10.21

 

 

 

25

 А. Блок: Жизнь и творчество. Блок и символисты.

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя. Наизусть, контрольные вопросы, анализ стихотворения

29.10.21

 

 

 

26

Тема страшного мира в лирике Блока.

 

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение, характеризовать героев произведения.  Стихи о Прекрасной Даме»

(«Вхожу я в тёмные храмы...»)

 

09.11.21

 

 

27

 Тема Родины в лирике Блока. Чтение и анализ стихотворений.

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение. «Незнакомка» «Ночь, улица, фонарь…», «В ресторане»,«Фабрика».

11.11.21

 

 

28

А.  Блок. Поэма «Двенадцать»

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, писать сочинения на литературную тему, выразительно читать произведение. «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге», «Скифы».

12.11.21

 

 

29

 А.Блок. Сложность художественного мира поэмы «Двенадцать»

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание;объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение. «Двенадцать»

15.11.21

 

 

30

Художественные и идейно-нравственные аспекты   поэзии.

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание; объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение.

18.11.21

 

 

31

  Контрольное  сочинение по теме «Поэты Серебряного века».

Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно- художественных особенностей  изученных произведений , уровень читательских умений  и творческих  способностей, умение сжато и логично излагать  собственную  точку зрения.

19.11.21

 

 

32

С.Есенин.

Жизнь и творчество, ранняя лирика.

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя. Наизусть, контрольное домашнее сочинение

22.11.21

 

 

33

Тема России в лирике Есенина. Чтение и анализ стихотворений.

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение. «Гой ты, Русь…»

«Письмо матери» , «Я покинул родимый дом…»

«Русь Советская», «Спит ковыль…»«Неуютная жидкая лунность...»

25.11.21

 

 

34

Любовная тема в лирике Есенина. Чтение и анализ стихотворений.

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение. «Не бродить, не мять…» «Собаке Качалова» «Шаганэ…», «Письмо женщине»

26.11.21

 

 

35

Уникальность «Персидских мотивов» поэтика»

Знают историю создания  «Персидских мотивов»; Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение.

29.11.21

 

 

36

Тема быстротечностичеловеческого бытия в лирике С. А. Есенина

Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение. «Не жалею, не зову, не плачу…»  «Мы теперь уходим понемногу…»

02.12.21

 

 

37

Особенности русской литературы 20-х гг.20 века

Иметь представление о своеобразии литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов, составлять тезисы статьи в учебнике

03.12.21

 

 

38

Социальная антиутопия в прозе 20-х гг.20 века.. Роман -антиутопия Е. И. Замятина «Мы»

Знают о том, как тема социальной антиутопии раскрывается  в русской литературе

06.12.21

 

 

39

Поэзия 20-х годов . Русская эмигрантская сатира.

Знают,что русская поэзия 1920 -х годов — ярчайшее явление в литературе 20 — х годов

09.12.21

 

 

40

В.Маяковский.

Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта.

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя. Наизусть по выбору  обучающегося, тест по творчеству, письменный ответ на вопрос

10.12.21

 

 

41

Сатирический пафос стихов. Чтение и анализ стихотворений.

Объяснять  связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение. «А вы могли бы?» «Скрипка и немножко нервно» «Послушайте», «Прозаседавшиеся»

13.12.21

 

 

42

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Чтение и анализ стихотворений».

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение. «Юбилейное» «Разговор с фининспектором о поэзии» «Сергею Есенину»

16.12.21

 

 

43

Контрольное сочинение по творчеству А. А. Блока, Есениа, Маяковского

Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно- художественных особенностей  изученных произведений

17.12.21

 

 

44

Общая характеристика русской литературы послереволюционных лет

Знать основные произведения и писателей того времени, разбираться в жанровом многообразии

20.12.21

 

 

45

А.Толстой.

«Петр Первый» - первый советский исторический роман.

Знать основные факты из жизни писателя, дать оценку произведению «Петр Первый».

23.12.21

 

 

46

А.Фадеев. Обзор жизни и творчества писателя. Знакомство с романом «Разгром».

Знать основные факты из жизни писателя. «Разгром»

24.12.21

 

 

47

Тема гражданской войны в романе «Разгром».

Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия

10.01.22

 

 

48-

49

М.Цветаева.

Жизнь и творчество.

 

Тема творчества, поэта и поэзии в лирике поэтессы. Тема Родины. Чтение и анализ стихотворений.

Своеобразие поэтического стиля.

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение«Моим стихам, написанным так рано…» «Имя твоё…» «Кто создан из камня…» «Стихи Пушкину»

«Тоска по Родине!» «Стихи о Москве». Наизусть по выбору обучающегося

 

 

 

 

50

О.Мандельштам.

Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи. Чтение и анализ стихотворений.

 

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»,«За гремучую доблесть грядущих веков…»

«Я вернулся в мой город…» «Notre Dame»

 

10.01.22

 

 

51

А.Ахматова.

Жизнь и творчество.

 

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя. «Я научилась просто, мудро жить...»

 

11.01.22

 

 

52

Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики поэта. Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. Чтение и анализ стихотворений

 

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение. «Песня последней встречи»

«Сжала руки под тёмной вуалью» «Мне ни к чесу одические рати…»

 «Мне голос был…» «Родная земля»

«Бывает так: какая-то истома...»

13.01.22

 

 

53

Поэма Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции.

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение. «Реквием»

17.01.22

 

 

54

Б.Пастернак.

Страницы жизни и творчества.

 

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

18.01.22

 

 

55

Философский характер лирики поэта. Основные темы и мотивы его поэзии. Чтение и анализ стихотворений.

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

 «Гамлет», «Зимняя ночь»,«Снег идёт» «Быть знаменитым некрасиво...»

20.01.22

 

 

56

Пастернак. Роман «Доктор Живаго».

Человек, история и природа в произведении.

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание ; дать оценку героям и событиям, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения. Наизусть по выбору, анализ эпизода

24.01.22

 

 

57

Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».

25.01.22

 

 

 

58

Стихотворения Юрия Живаго. Связь стихов с проблематикой романа.

27.01.22

 

 

59

М.Булгаков.

Жизнь и творчество.

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

31.01.22

 

 

60

История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция  произведения.

 

 

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям. Тест по произведению, классное сочинение

01.02.22

 

 

61

Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

Объяснять  связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты

 

03.02.22

 

 

62

Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и Маргарита».

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

07.02.22

 

 

63

Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и Маргарита».

08.02.22

 

 

64

Контрольный урок развития речи по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».

Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, писать сочинения на литературную тему

10.02.22

 

 

65

А.Платонов.

Жизнь и творчество.

 

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

14.02.22

 

 

66

Повесть Платонова «Котлован»: обзор содержания, сюжет, композиция, идейный смысл.

 

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению

15.02.22

 

 

67

М.Шолохов.

Жизнь и творчество.

 

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя,

17.02.22

 

 

68

История создания романа «Тихий Дон». Споры вокруг произведения.

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события);

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения. Тест по произведению, контрольная работа

21.02.22

 

 

69

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

22.02.22

 

 

70

«Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении Шолохова.

24.02.22

 

 

71

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

28.02.22

 

 

72

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

29.02.22

 

 

73

74

Контрольное сочинение по роману Шолохова «Тихий Дон».

Уметь письменно излагать свои мысли

02.03.22

 

 

75

Русская литература за рубежом 1917-1940 годы (1 час)Русская литература в изгнании. Проза и поэзия русской эмиграции(обзор)

Знать основных писателей, поэтов того времени

06.03.22

 

 

76

Великая Отечественная война в литературе (3 часа)Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет(Сурков, Симонов, Исаковский и др.

Знать жанровое разнообразие , уметь анализировать произведение Наизусть по выбору обучающегося

07.03.22

 

 

77

Проект «Человек на войне и правда о нем». Защита проектов.

Развитие монологической речи, умение давать оценку произведению

09.03.22

 

 

78

Русская литература 50-90 годов 20 века(обзор). Тематическое и жанровое разнообразие литературы.

Объяснять  связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей, составлять тезисы статьи в учебнике

13.03.22

 

 

79

А.Твардовский.

Страницы жизни и творчества.

 

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

14.03.22

 

 

80

Лирика Твардовского. Размышление о настоящем и будущем России. Осмысление темы войны. Чтение и анализ стихотворений

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение. «Вся суть в одном – единственном завете…» «Памяти матери»

 «Я знаю, никакой моей вины…» «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».  Наизусть по выбору обучающегося

16.03.22

 

 

 

20.03.22

 

 

81

Пафос труда в поэме Твардовского «За далью-даль»

82

И.Бродский.

Слово о поэте.

Проблемно-тематический диапазон его лирики. Чтение и анализ стихотворений.

Анализировать   произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение. «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»)

«Воротишься на родину...»

21.03.22

 

 

83

А.Солженицын.

Жизнь и творчество.

 

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

30.03.22

 

 

84

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Анализ повести «Один день Ивана Денисовича».

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание; дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей. «Один день Ивана Денисовича». Письменный ответ на вопрос

03.04.22

 

 

85

В.Шаламов.

Жизнь и творчество.

 Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».  Домашнее сочинение по произведениям о Великой Отечественной  войне

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, прочитать  произведения, дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью. «Последний замер», «Шоковая терапия».

 

04.04.22

 

 

86-87

В.Астафьев

Природа и человек в произведениях Астафьева(обзор)

 

Знать особенности художественные особенности мировосприятия писателя

06.04.22

10.04.22

 

 

88-89

В.Распутин.

Нравственная проблематика повестей писателя

Прочитать произведения, воспроизводить его конкретное содержание; дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей. «Прощание с Матёрой» «Живи и помни» «Пожар» «Последний срок» и т.д. Анализ эпизода

11.04.22

13.04.22

 

 

89-90

В.Шукшин.

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

 

Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения «Верую!», «Алеша Бесконвойный» и другие

 

 

17.04.22

18.04.22

 

 

91-92

А.Вампилов.

Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы.

Дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью

20.04.22

24.04.22

 

 

93-94

Зарубежная литература 20 века.  Общий обзор европейской литературы 20 века

 

25.04.22

27.04.22

 

 

95

Д.Лондон.

Раздумья писателя о человеке и его жизненно пути.

Прочитать произведение, воспроизводить его конкретное содержание. «Любовь к жизни»

04.05.22

 

08.05.22

 

 

 

 

96

Б. Шоу.

Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии

Прочитать произведение, воспроизводить его конкретное содержание

11.05.22

 

 

97

Г.Аполлинер.

Экспериментальная направленность лирики.

 

15.05.22

 

 

98-99

 Э.Хемингуэй.

 Слово о писателе.Обзор его творчества. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание

16.05.22

18.05.22

 

 

100-102

Резервные уроки

 

21.05.22

22.05.22

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXXX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Источники информации:

Ø учебник  для учащихся в 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2016.

Дополнительная литература:

Ø Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2016

Ø Т.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова .Тесты по литературе.-М.:Айрис-пресс,2017

Ø И.В.Щербинина. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2017

Ø Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2014

Ø  Электронное пособие «Серебряный век русской литературы»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1. Курдюмова Т.Ф. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/Т.Ф.Курдюмова и др. – М.:Дрофа, 2013.

2. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч./Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2016.

3. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: методические рекомендации /Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2016.

Дополнительная литература:

1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2016

2. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-Пресс,2015

3. Т.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова .Тесты по литературе.-М.:Айрис-пресс,2016

4. И.В.Щербинина. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2015

5. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2016

        Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются следующие программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:

1. Электронный репетитор по литературе Кирилла и Мефодия.

 



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Матурская средняя общеобразовательная школа имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Матурская средняя общеобразовательная школа имени

Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основании: 1

Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основании: 1

Место курса литературы в учебном плане

Место курса литературы в учебном плане

Итого 102 99

Итого 102 99

РФ; -готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой…

РФ; -готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой…

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Познавательные УУД 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение…

Познавательные УУД 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение…

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее –

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее –

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться -давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов…

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться -давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов…

Интернет; об историко-культурном подходе в литературоведении; об историко-литературном процессе

Интернет; об историко-культурном подходе в литературоведении; об историко-литературном процессе

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Литература

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Литература

Повесть «Гранатовый браслет ».

Повесть «Гранатовый браслет ».

А. А. Блок Жизнь и творчество(обзор)

А. А. Блок Жизнь и творчество(обзор)

В. В. Маяковский Жизнь и творчество(обзор)

В. В. Маяковский Жизнь и творчество(обзор)

Петр Первый". Советский исторический роман

Петр Первый". Советский исторический роман

Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!

Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!

Солнце мертвых». Творческий путь в

Солнце мертвых». Творческий путь в

За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого

За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого

Зарубежная XX века Общий обзор европейской литературы первой половины

Зарубежная XX века Общий обзор европейской литературы первой половины

Тема любви в прозе Бунина. «Чистый понедельник»

Тема любви в прозе Бунина. «Чистый понедельник»

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям 01

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям 01

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

Двенадцать» 15.11.21 30

Двенадцать» 15.11.21 30

Тема быстротечностичеловеческого бытия в лирике

Тема быстротечностичеловеческого бытия в лирике

А.Фадеев. Обзор жизни и творчества писателя

А.Фадеев. Обзор жизни и творчества писателя

Бывает так: какая-то истома..

Бывает так: какая-то истома..

Мастер и Маргарита». Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения07

Мастер и Маргарита». Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения07

Русская литература в изгнании.

Русская литература в изгнании.

Ивана Денисовича».Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание; дать оценку героям и событиям, д авать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его…

Ивана Денисовича».Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание; дать оценку героям и событиям, д авать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его…

А.Вампилов. Слово о писателе

А.Вампилов. Слово о писателе

Источники информации: Ø учебник для учащихся в 2-х частях под редакцией

Источники информации: Ø учебник для учащихся в 2-х частях под редакцией

Т.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова .Тесты по литературе

Т.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова .Тесты по литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2021