Пояснительная записка
Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 245 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
• Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещений Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
• Приказ от 31.12.2015 №1577 « О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;
• Основная образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов Новошахтинской школы-интерната на 2021-2022 учебный год.
• Программа воспитания ГБОУ РО Новошахтинской школы-интерната, утвержденная приказом от 31.08.2021 №226
Данная программа по литературе для 7 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 3-е издание, М.: Просвещение, 2017 год Реализация программы осуществляется на основе учебника Коровиной В.Я. Литература. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2018г.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Цели и задачи изучения предмета «Литература»:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
- способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 7 классе
Личностные
Ученик научится:
- формированию ответственного отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Ученик получит возможность научиться:
- формированию основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитию эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
Ученик научится:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Ученик получит возможность научиться:
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные
Ученик научится:
- понимать ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умению анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких произведений
- определять в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- формулировать собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умению пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
Ученик получит возможность научиться:
- писать сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимать образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимать русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание курса литературы 7 класса
Введение 1ч.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество 5ч.
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения (фонохрестоматия). Устный и письменный ответ на проблемный вопрос
Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.
Из древнерусской литературы 3ч.
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. ПРОЕКТ.
Теория литературы. Русская летопись (развитие представлений). Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.
Из русской литературы XVIII века 2ч.
Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Теория литературы. Понятие о жанре оды (начальные представления). Особенности литературного языка XVIII столетия.
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.
Из русской литературы XIX века 29ч.
Александр Сергеевич Пушкин (3 часа). Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков поэмы, стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Развитие речи. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.
Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления)
Развитие речи. Выразительное чтение исторических баллад. Устный и письменный ответы на вопросы проблемного характера. Рецензирование выразительного чтения.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений)
Развитие речи. Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев. Составление викторины на знание текстов. Составление плана письменного высказывания.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
Развитие речи. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.
«Край ты мой, родимый край…» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений)
Развитие речи. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений.
Из русской литературы XX века 24ч.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Теория литературы. Герой эпического произведения (развития представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений)
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизодов.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Развитие речи. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.
«Тихая моя Родина» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализы.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Развитие речи. Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Теория литературы. Юмор. Приёмы комического (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Песни на слова русских поэтов XX века
А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле», С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления)
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).
Из зарубежной литературы 4ч.
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).
Развитие речи. Устный анализ эпизодов. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
График выполнения практической части программы.
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
|
сочинение |
контр. раб. |
|||
1. |
Древнерусская литература. |
3 |
15.09. |
16.09. |
2. |
Из литературы XIX века. |
29 |
29.09. 02.12. |
03.02.
|
3. |
Из русской литературы XX века. |
24 |
02.03. 31.03. |
11.05. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
По плану |
По факту |
|||
1. |
Вводный урок. Изображение человека - важнейшая задача литературы. |
1. |
01.09. |
|
|
Устное народное творчество (5ч.) |
|
|
|
2. |
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведь-мы», «Петр и плотник». |
1. |
02.09. |
|
3. |
Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович» Прославление мирного труда героя – труженика. |
1. |
08.09. |
|
4. |
Вн. чт Былина «Садко». |
1. |
09.09. |
|
5. |
Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Русские богатыри как выражение национального представления о героях». |
1. |
15.09. |
|
6. |
Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости. Диагностическая контрольная работа. |
1. |
16.09. |
|
|
Древнерусская литература (3ч.) |
|
|
|
7. |
«Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». |
1. |
22.09. |
|
8. |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы. |
1. |
23.09. |
|
9. |
Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Нравственный облик человека в древнерусской литературе». |
1. |
29.09. |
|
|
Литература ХVIII века (2ч.) |
|
|
|
10. |
Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова. |
1. |
30.09. |
|
11. |
Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина. |
1. |
06.10. |
|
|
Произведения русских писателей XIX века (29 ч.) |
|
|
|
12. |
А.С.Пушкин и русская история. Поэма «Полтава». Изображение Петра в поэме. |
1. |
07.10. |
|
13. |
«Медный всадник». Тема Петра I в поэме. |
1. |
13.10. |
|
14. |
«Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе. |
1. |
14.10. |
|
15. |
Р/р Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов». |
1. |
20.10. |
|
16. |
А.С. Пушкин «Станционный смотритель», цикл «повести Белкина». |
1. |
21.10. |
|
17. |
Дуня и Минский. |
1. |
27.10. |
|
18. |
М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. «Песня про …купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. |
1. |
28.10. |
|
19. |
Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера. |
1. |
10.11. |
|
20. |
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. |
1. |
11.11. |
|
21. |
Р/р Обучение анализу стихотворения. |
1. |
17.11. |
|
22. |
Н. В. Гоголь. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья. |
1. |
18.11. |
|
23. |
Образ Запорожской Сечи в повести. Осада польского города Дубно. |
1. |
24.11. |
|
24. |
Трагедия Тараса Бульбы. |
1. |
25.11. |
|
25. |
Обобщающий урок по повести «Тарас Бульба». |
1. |
01.12. |
|
26. |
Р/р Сочинение по повести «Тарас Бульба». |
1. |
02.12. |
|
27. |
И.С. Тургенев. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк». |
1. |
08.12. |
|
28. |
Стихотворения в прозе. Подготовка к домашнему сочинению. |
1. |
09.12. |
|
29. |
Н.А. Некрасов – поэт народной боли. Поэма «Русские женщины» Тема подвига русских женщин. |
1. |
15.12. |
|
30. |
Вн. чт. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова. |
1. |
16.12. |
|
31. |
Вн. чт. А.К. Толстой «Василий Шибанов». |
1. |
22.12. |
|
32. |
М.Е. Салтыков - Щедрин. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка. |
1. |
23.12. |
|
33. |
Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика, осуждение его покорности. |
1. |
12.01. |
|
34. |
Вн.чт.Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик». |
1. |
13.01. |
|
35. |
Л.Н. Толстой. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы». |
1. |
19.01. |
|
36. |
Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста. |
1. |
20.01. |
|
37. |
А.П. Чехов – мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон». |
1. |
26.01. |
|
38. |
Вн.чт. Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня». |
1. |
27.01. |
|
39. |
«Край ты мой, родимый край». Стихи о родной природе. |
1. |
02.02. |
|
40. |
Контрольная работа по произведениям русской литературы XIX века. |
1. |
03.02. |
|
|
Произведения писателей XX века (24ч.) |
|
|
|
41. |
И.А. Бунин. Судьба и творчество. «Цифры». |
1. |
09.02. |
|
42. |
Рассказ «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку. |
1. |
10.02. |
|
43. |
М. Горький. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство». |
1. |
16.02. |
|
44. |
«Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство». |
1. |
17.02. |
|
45. |
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство». |
1. |
24.02. |
|
46. |
Р/р Сочинение – характеристика литературного героя. |
|
02.03. |
|
47. |
«Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»). |
1. |
03.03. |
|
48. |
Л. А. Андреев. Личность писателя. Рассказ «Кусака». |
1. |
09.03. |
|
49. |
В.В. Маяковский. Ранние стихотворения как отражение души поэта. |
1. |
10.03. |
|
50. |
Личность поэта. «Необычайное приключение…». |
1. |
16.03. |
|
51. |
А.П. Платонов. Личность писателя. Рассказ «Юшка» |
1. |
17.03. |
|
52. |
Вн.чт. А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы Платонова. |
1. |
30.03. |
|
53. |
Р/р Сочинение «Нужны ли нам сочувствие и сострадание?» |
1. |
31.03. |
|
54. |
Б.Л.Пастернак. Стихи. |
1. |
06.04. |
|
55. |
А.Т. Твардовский – «художник с мудрым сердцем и чистой совестью». Стихотворения. |
1. |
07.04. |
|
56. |
Вн.чт. Ритмы и образы военной лирики. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. |
1. |
13.04. |
|
57. |
Ф. Абрамов и его рассказ «О чем плачут лошади». |
1. |
14.04. |
|
58. |
Е. Носов. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа. |
1. |
20.04. |
|
59. |
Е. Носов «Живое пламя». |
1. |
21.04. |
|
60. |
Вн.чт. Ю.П.Казаков и его рассказ «Тихое утро». |
1. |
27.04. |
|
61. |
«Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева. |
1. |
28.04. |
|
62. |
Вн.чт. М.М.Зощенко «Беда». |
1. |
04.05. |
|
63. |
«Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собствен¬ном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). |
1. |
05.05. |
|
64. |
Контрольная работа по произведениям писателей XX века. |
1. |
11.05. |
|
|
Зарубежная литература (4ч.) |
|
|
|
65. |
Из литературы народов России. Расул Гамзатов. |
1. |
12.05 |
|
66 |
Японские хокку. Творчество Р. Бернса, Дж. Байрона. |
1. |
18.05. |
|
67. |
О.Генри. «Дары волхвов». |
1. |
19.05. |
|
68. |
Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Рекомендации на каникулы.. |
1. |
25.05. |
|
Модуль «Школьный урок»
№ |
Тема (раздел) |
Кол-во часов |
Формы построения уроков |
Материально-техническое (оборудование) |
Воспитательный потенциал раздела |
|
Изображение человека в литературе |
1 |
Урок-экскурсия, урок открытых мыслей, урок-презентация, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-викторина. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе. 7 класс/в.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв. – М.: Просвещение, 2011. |
Осознание важности труда человека, его позиции, отношения к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу в результате чтения художественных произведений. |
|
Устное народное творчество |
5 |
Урок-экскурсия, урок открытых мыслей, урок-презентация, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-викторина. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе. 7 класс/в.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв. – М.: Просвещение, 2011. Сочини сказку. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007. |
Воспитание уважительного отношения к носителям лучших человеческих качеств: трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила. |
|
Из древнерусской литературы |
3 |
Урок-экскурсия, урок открытых мыслей, урок-презентация, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-викторина. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе. 7 класс/в.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв. – М.: Просвещение, 2011. |
Осознание роли нравственных заветов предков. |
|
Из литературы 18 века |
2 |
Урок-экскурсия, урок открытых мыслей, урок-презентация, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-викторина. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, портреты писателей, презентации, Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе. 7 класс/в.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв. – М.: Просвещение, 2011. |
Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. |
|
Из русской литературы 19 века |
29 |
Урок-экскурсия, урок открытых мыслей, урок-презентация, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-викторина. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, портреты писателей, презентации, Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе. 7 класс/в.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв. – М.: Просвещение, 2011. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007. Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» (Электронный ресурс)/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2014 |
Формирование гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. |
|
Из литературы 20 века |
24 |
Урок-экскурсия, урок открытых мыслей, урок-презентация, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-викторина. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, портреты писателей, презентации, Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе. 7 класс/В.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв. – М.: Просвещение, 2011. Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» (Электронный ресурс)/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2014 |
Осознание внутренней сил, духовной красоты человека. Воспитание негативного отношения к равнодушию, бездуховности, безразличному отношению к окружающим людям, природе. |
|
Из литературы народов России |
1 |
Урок-экскурсия, урок открытых мыслей, урок-презентация, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-викторина. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе. 7 класс/В.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв. – М.: Просвещение, 2011. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007. |
Осознание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве. |
|
Из зарубежной литературы |
3 |
Урок-экскурсия, урок открытых мыслей, урок-презентация, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-викторина. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, портреты писателей, презентации, Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе. 7 класс/В.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв. – М.: Просвещение, 2011. |
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции). |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплект
Для учителя:
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009
2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 7класс. - М.: ВАКО, 2002.
3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
4. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М.: ВАКО, 2005.
6. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа /электронный документ/Режим доступа: http:/mon.gov.ru/dok/akt/6591
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10)
Для учащихся:
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2006.
3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
5. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.
6. Обернихина Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
7. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
8. Сочини сказку. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
9. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы: - М.: Просвещение, 2006.
СЛОВАРИ
1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
5. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
6. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
9. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
10. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
РЕСУРСЫ ИКТ
1. BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.
2. Диск «И.С. Тургенев. Произведения».
3. Диск «М.Ю. Лермонтов. Стихотворения».
4. Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы».
5. Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
6. Диск « Словарь литературоведческих терминов».
7. Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий. 7 класс».
8. Диск «Устное народное творчество. Сказки. Предания. Загадки. Пословицы. Поговорки».
9. Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия.6 класс.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116184/?interface=teacher&class=47&subject=10
О художественной литературе и чтении
2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116185/?interface=teacher&class=47&subject=10
Путешествие в Книгоград
3. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116228/?interface=teacher&class=47&subject=10
О читательском дневнике
4. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116197/?interface=teacher&class=47&subject=10
Устное народное творчество.
5. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/56392/ Повесть временных лет
6. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116299/?interface=teacher&class=48&subject=10
Письменная литература Древней Руси. О древнерусском летописании. "Повесть временных лет"
7. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24246/ Пушкин А.С.
8. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116218/?interface=teacher&class=47&subject=10
О стихотворной речи. Ритм. Стихотворный размер. Рифма
9. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116308/?interface=teacher&class=48&subject=10
О рифме и строфе
10. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24234/ Лермонтов М.Ю.
11. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116241/?interface=teacher&class=47&subject=10
Эпитет и сравнение. О теме и идее художественного произведения
12. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/28999/ Некрасов Н.
13. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/28999/ Некрасов Н.
14. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/25534/ Тургенев И.С.
15. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/35800/ А.А.Фет
16. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/44283/ Чехов А.П.
17. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24500/ Бунин И.
18. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116336/?interface=teacher&class=48&subject=1 Древнерусская литература
19. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24856/ Есенин С.А.
20. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/27497/ Пришвин, Паустовский
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ
ОБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ
Важными объектами литературной образовательной среды являются литературные и литературно-мемориальные музеи и заповедники. Посещение школьниками мест, связанных с жизнью и творчеством выдающихся писателей, становится заметным фактом их личной биографии, сближает с писателями, обеспечивает личностно-переживаемое чувство узнавания при чтении материалов о жизни и творчестве писателей, об истории создания произведений классиков русской литературы и литераторов-земляков. Конечно же, более сильное впечатление на школьников производит личное участие в экскурсионной группе или индивидуальное посещение музея, но возможна и заочная экскурсия, проведенная учителем по аудиовизуальным и печатным изобразительным материалам, издаваемым крупными музеями, а также посещение официального сайта музея.
Традиционно образовательные литературные экскурсии проводятся в музеях, посвященных жизни и творчеству писателей-классиков, чье творчество изучается на уроках литературы:
Основные виды устных и письменных работ
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.
Создание рассказа-характеристики одного из героя или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусстве слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
В результате изучения литературы в 7 классе обучающиеся должны:
Знать/понимать
· содержание изученных литературных произведений,
· основные факты жизни и творчества писателей XIX – XX веков,
· знать основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
· воспроизводить содержание литературного произведения,
· работать с книгой, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, выразительное и др.),
· оценивать характеры героев, их поступки;
· заучивать наизусть и выразительно читать,
· выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в сжатом или развернутом виде;
· писать сочинения на литературную тему,
· участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
· выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей,
· составлять план, использовать различные источники информации для решения коммуникативных задач.
Использовать
· приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
· овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни;
· уметь ориентироваться в окружающем мире,
· уметь вести диалог, доказывать свою точку зрения, используя различные аргументы;
· овладеть практическими навыками, необходимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплект
Для учителя:
9. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009
10. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 7класс. - М.: ВАКО, 2002.
11. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
12. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
13. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М.: ВАКО, 2005.
14. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008
15. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа /электронный документ/Режим доступа: http:/mon.gov.ru/dok/akt/6591
16. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10)
Для учащихся:
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2006.
3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
5. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.
6. Обернихина Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
7. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
8. Сочини сказку. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
9. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы: - М.: Просвещение, 2006.
СЛОВАРИ
11. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
12. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
13. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
14. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
15. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
16. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
17. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
18. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
19. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
20. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
РЕСУРСЫ ИКТ
10. BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.
11. Диск «И.С. Тургенев. Произведения».
12. Диск «М.Ю. Лермонтов. Стихотворения».
13. Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы».
14. Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
15. Диск « Словарь литературоведческих терминов».
16. Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий. 7 класс».
17. Диск «Устное народное творчество. Сказки. Предания. Загадки. Пословицы. Поговорки».
18. Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия.6 класс.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
21. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116184/?interface=teacher&class=47&subject=10
О художественной литературе и чтении
22. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116185/?interface=teacher&class=47&subject=10
Путешествие в Книгоград
23. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116228/?interface=teacher&class=47&subject=10
О читательском дневнике
24. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116197/?interface=teacher&class=47&subject=10
Устное народное творчество.
25. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/56392/ Повесть временных лет
26. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116299/?interface=teacher&class=48&subject=10
Письменная литература Древней Руси. О древнерусском летописании. "Повесть временных лет"
27. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24246/ Пушкин А.С.
28. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116218/?interface=teacher&class=47&subject=10
О стихотворной речи. Ритм. Стихотворный размер. Рифма
29. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116308/?interface=teacher&class=48&subject=10
О рифме и строфе
30. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24234/ Лермонтов М.Ю.
31. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116241/?interface=teacher&class=47&subject=10
Эпитет и сравнение. О теме и идее художественного произведения
32. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/28999/ Некрасов Н.
33. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/28999/ Некрасов Н.
34. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/25534/ Тургенев И.С.
35. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/35800/ А.А.Фет
36. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/44283/ Чехов А.П.
37. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24500/ Бунин И.
38. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116336/?interface=teacher&class=48&subject=1 Древнерусская литература
39. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24856/ Есенин С.А.
40. http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/27497/ Пришвин, Паустовский
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ
ОБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ
Важными объектами литературной образовательной среды являются литературные и литературно-мемориальные музеи и заповедники. Посещение школьниками мест, связанных с жизнью и творчеством выдающихся писателей, становится заметным фактом их личной биографии, сближает с писателями, обеспечивает личностно-переживаемое чувство узнавания при чтении материалов о жизни и творчестве писателей, об истории создания произведений классиков русской литературы и литераторов-земляков. Конечно же, более сильное впечатление на школьников производит личное участие в экскурсионной группе или индивидуальное посещение музея, но возможна и заочная экскурсия, проведенная учителем по аудиовизуальным и печатным изобразительным материалам, издаваемым крупными музеями, а также посещение официального сайта музея.
Традиционно образовательные литературные экскурсии проводятся в музеях, посвященных жизни и творчеству писателей-классиков, чье творчество изучается на уроках литературы:
Техническое оборудование
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
(список произведений составлен на основе программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной)
Сложность работы по заучиванию наизусть в 7-ом классе объясняется тем, что учащемуся предстоит запоминать не только тексты с привычно рифмующимися строками, но и работать с прозаическими отрывками.
· В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
Оценка ставится за выразительное чтение, что предполагает
Учитель определяет, выставлять ли оценку за каждое прочитанное наизусть стихотворение или общую оценку за несколько стихотворений, принадлежащих одному автору или объединённых общей темой. Учитель имеет право задавать вопросы на понимание прочитанного наизусть текста, проверять умения и навыки анализа лирического произведения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.