УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ № ___
____________ (_______________) _____________________20___ г.
муниципальное общеобразовательное учреждение
_______________________________________________
для 7 класса учебного курса по литературе на 202__-202__ учебный год
Составитель: _____________________, учитель русского языка и литературы Пояснительная записка.
1. Статус документа.
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерными программами по учебным предметам*, авторской программой и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
• Литература. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / В. Ф. Чертов [и др.] – М.: Просвещение, 2022.
• Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф Чертова: 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2022.
2. Общая характеристика учебного предмета
Главными целями изучения предмета являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
• выразительное чтение художественного текста;
• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
• анализ и интерпретация произведения; составление планов и написание отзывов о произведениях;
• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
• индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Литература обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность развивать интеллектуальные способности учащихся, формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят школьникам адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, то есть включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся:
• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
4. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному образовательному плану для образовательных учреждений РФ, всего на изучение литературы на этапе основного общего образования выделяется в 7 классе – 68 ч. (2 ч. в неделю, 34 учебных недель).
В соответствии с этим реализуется типовая программа по литературе под редакцией В. Ф Чертова.
С учетом специфики класса выстроена система занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).
Рабочая программа по литературе для основного общего образования (базовый уровень) отражает только инвариантную часть. 5. Содержание программы
1. Введение – 1 ч.
2. Древнерусская литература – 1 ч.
3. Классические сюжеты в мировой литературе – 6 ч.
4. Русская литература XIX века – 31 ч.
5. Русская литература XX века – 20 ч.
6. Зарубежная литература – 9 ч.
При изучении разделов дается перечень произведений художественной литературы, предлагаются вопросы и задания для осмысления прочитанного. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы.
6. Промежуточная (годовая) аттестация.
Согласно локальному акту МОУ.
№ п/ п |
Наименование раздела программы. Тема урока. |
|
Элементы содержания |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||
1 |
2 |
5 |
6 |
7 |
3 |
4 |
1 |
Введение. Сюжет как метафора жизни. |
КУ |
Образ события в литературном произведении. Историческая и биографическая основа художественного события. Реальные и фантастические события. |
|
|
|
2 |
Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Художественный образ и личность Владимира Мономаха. |
КУ |
«Поучение» Владимира Мономаха. Художественный образ и личность Владимира Мономаха. Своеобразие сюжета и композиции «Поучения». Особенности языка. |
|
|
|
3 |
Классические сюжеты в мировой литературе. М. де Сервантес Сааведра и его роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий». |
КУ |
М. де Сервантес Сааведра и его роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» (фрагменты). Роман Сервантеса и рыцарские романы. Вечный сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. |
|
|
|
4 |
История Дон Кихота.
|
КУ |
Дон Кихот как вечный образ. Социальная, философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала. |
|
|
|
5 |
У. Шекспир и его трагедия «Ромео и Джульетта». Вечная тема любви в трагедии. |
КУ |
У. Шекспир и его трагедия «Ромео и Джульетта». Вечная тема любви в трагедии. Основной конфликт. |
|
|
|
6 |
История Ромео и Джульетты. |
КУ |
Судьба влюбленных в жестоком мире. Трагическая ошибка. Образы Ромео и Джульетты как вечные образы. |
|
|
|
7 |
Д. Дефо и его роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». |
КУ |
Д. Дефо и его роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (фрагмент). Историческая основа и прототипы главного героя. Дневник как форма повествования в романе. |
|
|
|
8
|
Практикум. Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении. |
ПР |
Обобщение сведений о конфликте (на материале ранее изученных произведений). Конфликт социальный, семейный, личный. Конфликт внешний и внутренний. |
|
|
|
9 |
Русская литература 19 века. Стихотворения А.С. Пушкина «Туча» и |
КУ |
Слово о поэте. Стихотворения А.С. Пушкина «Туча» и «Узник». Своеобразие сюжета в стихотворениях. Темы свободы и плена, |
|
|
|
|
«Узник». Своеобразие сюжета в стихотворениях. |
|
добра и зла. |
|
|
|
10 |
Стихотворение А.С. Пушкина «Анчар». Параллелизм в изображении мира природы и мира людей. |
КУ |
Стихотворение А.С. Пушкина «Анчар». Параллелизм в изображении мира природы и мира людей. |
|
|
|
11 |
Сюжет повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». |
КУ |
Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести. Обращение к библейской истории о блудном сыне. Комическое и трагическое в произведении. |
|
|
|
12 |
Повесть А.С. Пушкина «Метель». Своеобразие сюжета повести.
|
КУ |
Повесть А.С. Пушкина «Метель». Своеобразие сюжета повести, развития событий в ней и развязки. Образы молодых влюбленных.
|
|
|
|
13 |
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Своеобразие лирического сюжета. |
КУ |
Слово о поэте. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Своеобразие лирического сюжета. |
|
|
|
14 |
Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи» и «Узник». Темы свободы и судьбы. |
КУ |
Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи» и «Узник». Пушкинские темы, мотивы и образы в стихотворениях. |
|
|
|
15 |
Поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственная проблематика произведения. |
КУ |
Поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственная проблематика произведения. Особенности конфликта. |
|
|
|
16 |
Образы опричника Кирибеевича и купца Калашинкова.
|
КУ |
Образы опричника Кирибеевича и купца Калашинкова и средства их создания. Проблема героического характера.
|
|
|
|
17 |
Практикум. Характеристика сюжета литературного произведения. |
ПР |
Обобщение сведений о сюжете как организующем начале в эпических, драматических, лиро-эпических произведениях. Своеобразие лирического сюжета. |
|
|
|
18 |
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Историческая основа повести.
|
КУ |
Слово о писателе. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Картины природы и картины народной жизни. |
|
|
|
19 |
Картины жизни запорожского казачества. |
КУ |
Картины жизни запорожского казачества. |
|
|
|
20 |
История Андрия. |
КУ |
Изображение героического характера. Центральные образы и приемы их создания. |
|
|
|
21 |
История Остапа.
|
КУ |
Изображение героического характера. Центральные образы и приемы их создания. Принцип контраста в изображении братьев. |
|
|
|
22 |
Финал повести «Тарас Бульба». |
КУ |
Патриотическая тема и тема предательства в повести. Конфликт долга и чувства в душах героев. |
|
|
|
23 |
Образ Тараса Бульбы.
|
КУ |
Трагизм конфликта отца и сына.. Роль детали в раскрытии характера. |
|
|
|
24 |
Практикум. Анализ эпизода эпического произведения. |
ПР |
Обобщение знаний об эпизоде как элементе сюжета. Выделение основных эпизодов в произведении, выбор заглавия к ним. |
|
|
|
25 |
Рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи». Биографическая основа рассказа. |
КУ |
Слово о писателе. Рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи». Биографическая основа рассказа. История создания цикла «Записки охотника». |
|
|
|
26 |
История Лукерьи.
|
КУ |
Образ русской крестьянки. Сила характера, широта души Лукерьи. |
|
|
|
27 |
Рассказ И.С. Тургенева «Лес и степь».
|
КУ |
Рассказ И.С. Тургенева «Лес и степь». Картины русской жизни и русской природы в рассказе. Мастерство пейзажной живописи.
|
|
|
|
28 |
Стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан», «Ещё земли печален вид…», «Неохотно и несмело…». Природные образы. |
КУ |
Слово о поэте. Стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан», «Ещё земли печален вид…», «Неохотно и несмело…». Природные образы и средства их создания. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. |
|
|
|
29 |
Стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!», «Умом Россию не понять…». Философская проблематика стихотворений. |
КУ |
Стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!», «Умом Россию не понять…». Философская проблематика стихотворений. |
|
|
|
30 |
Стихотворения А.А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря…», «На дворе не слышно вьюги…», «Вечер». Природные образы. |
КУ |
Слово о поэте. Стихотворения А.А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря…», «На дворе не слышно вьюги…», «Вечер». Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека.
|
|
|
|
31 |
Стихотворения А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык! – Хочу и не могу…». Философская проблематика стихотворений. |
КУ |
Стихотворения А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык! – Хочу и не могу…». Философская проблематика стихотворений. |
|
|
|
32 |
Практикум. Пейзаж в эпических и лирических произведениях.
|
ПР |
Обобщение знаний о функциях пейзажа в литературе. Пейзаж как неотъемлемая часть национального образа мира. Сюжетно-композиционная роль пейзажа. |
|
|
|
33 |
Стихотворения Н.А. Некрасова «Вчерашний день, в часу шестом…», «Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская…». |
КУ |
Слово о поэте. Стихотворения Н.А. Некрасова «Вчерашний день, в часу шестом…», «Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская…». Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости. |
|
|
|
34 |
Поэма «Русские женщины». Образ русской дворянки.
|
КУ |
Поэма «Русские женщины». Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки. Социальная и нравственная проблематика произведения. |
|
|
|
35 |
Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое обличение общественных пороков. |
КУ |
Слово о писателе. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое обличение общественных пороков. Сочетание фольклорных традиций и традиций литературной сказки. |
|
|
|
36 |
Сказка «Самоотверженный заяц». Гротеск в литературе и других видах искусства.
|
КУ |
Сказка «Самоотверженный заяц». Гротеск в литературе и других видах искусства. Художественная функция гротеска и эзопова языка.
|
|
|
|
37 |
Рассказ А.П. Чехов «Смерть чиновника». Особенности сюжета и композиции. |
КУ |
Творческий процесс писателя. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя.
|
|
|
|
38 |
Рассказ А.П. Чехова «Маска». Роль художественной детали в рассказах. |
КУ |
Рассказ А.П. Чехова «Маска». Роль художественной детали в рассказах. Смысл названия рассказов. |
|
|
|
39 |
Внеклассное чтение. Рассказы А.П. Чехова. Способы выражения авторской позиции. |
ВЧ |
Рассказы А.П. Чехова. Способы выражения авторской позиции. |
|
|
|
40
|
Русская литература 20 века. Рассказ И.А. Бунина «Подснежник». Тема прошлого России в рассказе. |
КУ |
Слово о писателе. Рассказ И.А. Бунина «Подснежник». Тема прошлого России в рассказе. Счастье и горе, праздники и будни главного героя. |
|
|
|
41 |
Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени». Особенности сюжета рассказа. |
КУ |
Слово о писателе. Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени». Особенности сюжета рассказа. Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе. |
|
|
|
42 |
Внеклассное чтение. Рассказы И.А. Бунина «Лапти» и А.И. Куприна «Храбрые беглецы». |
ВЧ |
Рассказы И.А. Бунина «Лапти» и А.И. Куприна «Храбрые беглецы». |
|
|
|
43 |
Изображение исторических событий в художественной литературе. Особенности изображения реальных исторических событий в рассказе И.С. Шмелёва «Страх». |
КУ |
Особенности изображения реальных исторических событий в рассказе И.С. Шмелёва «Страх». Образ исторического события в литературном произведении. |
|
|
|
44 |
Изображение революции в рассказе Е.И. Замятина «Дракон». |
КУ |
Изображение революции в рассказе Е.И. Замятина «Дракон». Соединение вымысла и правдоподобия, достоверности и художественной условности. |
|
|
|
45 |
Изображение гражданской войны в романе А.А. Фадеева «Разгром».
|
КУ |
Изображение гражданской войны в романе А.А. Фадеева «Разгром». Герои и прототипы, образ исторического события, прототипическая ситуация. |
|
|
|
46
|
Практикум. Сочинение о событии, изображенном в художественном произведении. |
ПР |
Особенности построения сочинения о событии, изображенном в литературном произведении. Анализ основного события и анализ одного из событий, изображенных в произведении. |
|
|
|
47 |
Стихотворение В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с |
КУ |
Слово о поэте. Стихотворение В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». |
|
|
|
|
Владимиром Маяковским летом на даче». Жизнеподобие и фантастика в произведении.
|
|
Жизнеподобие и фантастика в произведении. |
|
|
|
48 |
Стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество» и «Постучись кулачком – я открою…». Патриотическая тема в стихотворениях о войне. |
КУ |
Слово о поэте. Стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество» и «Постучись кулачком – я открою…». Историческая и биографическая основы стихотворений. Патриотическая тема в стихотворениях о войне. |
|
|
|
49 |
Стихотворения Н.А. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе…», «В этой роще берёзовой…», «Гроза идет». Философская проблематика стихотворений. |
КУ |
Слово о поэте. Стихотворения Н.А. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе…», «В этой роще берёзовой…», «Гроза идет». Философская проблематика стихотворений. Параллелизм изображения жизни природы и жизни человека. |
|
|
|
50 |
Практикум. Тропы и поэтические фигуры.
|
ПР |
Обобщение сведений об изобразительно-выразительных средствах. Выявление в поэтическом тексте тропов (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет и др.) и фигур (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос и др.). |
|
|
|
51 |
Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». Изображение трагедии народа в военное время. |
КУ |
Слово о писателе. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». Изображение трагедии народа в военное время. Судьба народа и судьба отдельного человека. |
|
|
|
52 |
Судьба Андрея Соколова.
|
КУ |
История Андрея Соколова как типичная история военного времени. Образ простого русского человека, труженика и воина. |
|
|
|
53 |
История Вани.
|
КУ |
История Вани как типичная история военного времени.
|
|
|
|
54 |
Смысл названия и финала рассказа. |
КУ |
Смысл названия и финала рассказа. Особенности композиции произведения.
|
|
|
|
55 |
Сочинение о персонаже литературного произведения. |
РР |
Сочинение о биографии литературного героя. |
|
|
|
56 |
Рассказ В.М. Шукшина «Срезал». Своеобразие шукшинских героев«чудиков». |
КУ |
Слово о писателе. Рассказ В.М. Шукшина «Срезал». Своеобразие шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей. |
|
|
|
57 |
Рассказ В.М. Шукшина «Чудик». Сочетание смешного и серьезного, бытового и возвышенного. |
КУ |
Рассказ В.М. Шукшина «Чудик». Сочетание смешного и серьезного, бытового и возвышенного. |
|
|
|
58 |
Практикум. Рецензия на самостоятельно прочитанное литературное произведение. |
ПР |
Рецензия как жанр литературной критики и публицистики. Виды рецензий. |
|
|
|
59 |
Анализ рецензий. |
РР |
Анализ рецензий. |
|
|
|
60 |
Зарубежная литература. Жанр новеллы в зарубежной литературе. Новелла П. Мериме «Видение Карла XI». |
КУ |
Жанр новеллы в зарубежной литературе. Становление новелла как жанра в европейской литературе. Новелла П. Мериме «Видение Карла XI». |
|
|
|
61 |
Новелла Э.А. По «Низвержение в Мальстрём». |
КУ |
Новелла Э.А. По «Низвержение в Мальстрём». Особая необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия, строгость построения новеллы. |
|
|
|
62 |
Сюжет в детективных произведениях. Рассказ М. Леблана «Солнечные зайчики». Особый тип построения сюжета в детективах. |
КУ |
Рассказ М. Леблана «Солнечные зайчики».особый тип построения сюжета в детективах. |
|
|
|
63 |
Рассказ А. Кристи «Тайна египетской гробницы». Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта. |
КУ |
Рассказ А. Кристи «Тайна египетской гробницы». Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта.
|
|
|
|
64 |
Рассказ Ж. Сименона «Показания мальчика из церковного хора». Соединение двух сюжетных линий. |
КУ |
Рассказ Ж. Сименона «Показания мальчика из церковного хора». Соединение двух сюжетных линий (совершение преступления и раскрытие преступления) в благополучной развязке. |
|
|
|
65 |
Сюжет в фантастических произведениях. Роман Г. Уэллса «Война миров». |
КУ |
. Роман Г. Уэллса «Война миров». Использование научного метода в создании гипотетических ситуаций, картин «вероятностного мира», возможной действительности в произведениях научной фантастики. |
|
|
|
66 |
Повесть Дж. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно». Фэнтези как особый вид фантастической литературы. |
КУ |
Повесть Дж. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно». ». Фэнтези как особый вид фантастической литературы. |
|
|
|
67 |
Рассказ А. Азимова «Поющий колокольчик». Связь фэнтези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа. |
КУ |
Рассказ А. Азимова «Поющий колокольчик». Связь фэнтези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа. |
|
|
|
68 |
Рассказ Р. Шекли «Страж-птица». Сюжет как цепь испытаний. |
КУ |
Рассказ Р. Шекли «Страж-птица». Сюжет как цепь испытаний. |
|
|
|
Требования к результатам освоения выпускниками 7 класса основной школы программы по литературе Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты.
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты .
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.